Методика ознакомления детей с художественной литературой. Материал по развитию речи на тему: Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада

01.05.2019
  • Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
  • § 2. Развитие методики в России
  • Глава III Система работы по развитию речи в детском саду § 1. Цель и задачи развития речи детей
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • Глава IV Методика развития словаря § 1. Понятие словарной работы и ее значение
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Глава V. Методика формирования грамматического строя речи § 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей § 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • Глава VII Методика развития связной речи § 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте § 1. Сущность подготовки к обучению грамоте
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

    Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

    Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

    1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

    2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

    3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

    4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

    У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

    Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

    Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

    В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

    Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

    При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

    Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

    Разработано несколько критериев:

    1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

    2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

    3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

    4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

    5. конкретные педагогические задачи.

    Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

    1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

    2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

    3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

    Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

    Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

    Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

    Опыт работы воспитателя МДОКУ ЦРР - д/с «Солнышко»

    пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

    Пермяковой Любови Владимировны

    Тьютор: Панагушина Е.А.

    Ознакомление дошкольников с художественной литературой через знакомство с авторами и жанрами.

    Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования.

    Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

    Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

    Проблемы воспитания дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в ряде исследований Н.С.Карпинской, Р.И.Жуковской. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого в отечественной педагогике имеет богатые традиции: показывает пути совершенствования руководства детским чтением.

    Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

    Цель, которую я поставила перед собой - это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.

    Мне предстояло решить следующие задачи:

    Познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;

    Учить бережно обращаться с книгами;

    Развивать речь детей.

    Начала работу с малышами. Большую помощь мне оказала книга З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». В ней автор рекомендует знакомить детей с элементами биографий авторов с 4 лет. Но, конечно, такой материал сложноват для восприятия малышей. Поэтому я начала знакомить детей с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя. Помещала информацию в книжный уголок. Начинала с близких малышам авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака и постепенно дополняла и усложняла подбор в соответствии с возрастом детей. Мы рассматривали портрет, иллюстрации к произведению, читали произведение, беседовали, драматизировали и инсценировали по выбору. С младшей группы подбирала фонотеку. Произведения слушали и в аудиозаписи.

    Проводили вечера поэзии. Например, когда знакомились с А.Барто, я каждому из детей дала выучить стихотворение домой в соответствии с возможностями ребёнка. Учили не только знакомые стихи, но и малознакомые: «Смешной цветок», «Воробей», «Фонарик», «Ути-ути» и др. На вечере поэзии ребята читали эти стихи. Подключались и малоактивные и неуверенные дети. На вечерах поэзии звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Использовала приём «Расскажи стихи руками», учились выразительно рассказывать. Такую работу я проводила в младшей и средней группах. Продолжала её и со старшими дошкольниками.

    В старшей группе часто читали, беседовали о разных произведениях, повторяли правила пользования книгой. Эти правила поместили в книжный уголок. В журнале «Коллекция идей» я нашла распечатки настольного театра. Собрала подшивку этих журналов и мы вместе с детьми вырезали и мастерили сказки, которые там представлены. Очень хорошо с помощью этого театра закреплять умение пересказывать, вести диалог.

    Продолжала работу и по знакомству с писателями. Мы стали устраивать в группе выставки книг разных авторов. Дети с удовольствием приносили книги из дома. Так кроме авторских выставок, были оформлены выставки книг по временам года, энциклопедий, сказок, «Моя любимая книга», о животных, новогодних книг.

    В старшей группе я начала знакомить детей с элементами биографии авторов. Кому нужна биография? И ребёнку, и взрослому! Младшего настраивает на восприятие текста, старшему даёт возможность глубже понять его, правильно прочесть, придать нужную эмоциональную окраску. Не нужно знакомить дошкольника с полной биографией, и тем более рассуждать с ними об особенностях творческого пути автора. Я выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. В книжный уголок кроме портрета автора помещала. например, его детскую фотографию, портрет в семейном окружении. Если автор писал о природе, то на фоне леса. Или его рисунки, рукописи.

    Продолжала эту работу и в подготовительной группе. Весь материал старалась преподносить детям в доступной форме. Фотографии, портреты, иллюстрации помещала в уголке для доступного рассматривания детьми. Помещала короткие тексты и надписи, которые ребята могли прочитать сами. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений.

    Вот некоторые из них:

    А.Барто и С.Михалков награждены «орденом Улыбки», который присуждается за особые заслуги людям, приносящим радость детям. Имя А.Барто присвоено одной из малых планет.

    М.М.Пришвин - был влюблён в природу, восхищался её величием и красотой. Он изучал повадки животных и умел очень увлекательно и по-доброму писать об этом.

    В.Г.Сутеев - писатель и режиссёр мультфильмов. Он обладал удивительным даром: владел обеими руками одновременно: мог левой рукой писать, а правой в это же время - рисовать.

    В.В.Бианки - большинство своих произведений посвятил лесу, который он хорошо знал. Его «сказки-несказки» содержат массу достоверного и правдивого материала о природе, учат понимать её язык.

    К.Паустовский. Его именем назван теплоход в Крыму и присвоено имя одной из малых планет.

    Н.Носов. Он очень любил шляпы с детства. У него их было много. На многих фотографиях он в шляпе. И его любимый герой Незнайка тоже в шляпе.

    Е.Чарушин - наш земляк. Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот удивительный мир, пытаясь сохранить и передать его душу детям. За работу - иллюстрации к книге «детки в клетке» получил Золотую медаль на международной выставке детских книг в Германии.

    Г.Х.Андерсен - еще в детстве проявлял в склонность к сочинительству, любил устраивать домашние спектакли.

    Для занятий использовала материалы из книги О.С.Ушаковой и Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

    Моим воспитанникам очень нравилось раскрашивать. Я стала использовать распечатки из интернета по знакомым произведениям.

    На протяжении нескольких лет воспитанники подготовительных групп посещают библиотеку семейного чтения. Здесь проходят встречи в детском клубе «Узнай-ка». Дети закрепляют знания, полученные на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.

    Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Читаем и рассказываем сказки», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».

    Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к создателям и значит, парадоксальным образом что-то важное объясняют нам в самих книжках, создавшихся вот такими (а неизвестно какими) людьми.

    Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать - вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги. На выпускном вечере мои воспитанники очень обрадовались подаркам - книгам-энциклопедиям. И в наши дни актуальна пословица «Книга - лучший подарок».

    Авторы программы «Радуга» в разделе «Приобщение ребёнка к книге» пишут: «Если ваши дети не смогут прожить без книги - это значит, что вы решили поставленные перед вами задачи и приобщили детей к литературе».

    Сейчас у меня снова малыши. Эту работу я буду продолжать и с ними. И надеюсь, что решу поставленные передо мной задачи и с этими ребятишками.

    Тему своей работы я дополнила задачами экологического воспитания дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Мы много наблюдаем в природе и при этом я очень часто использую художественное слово. С детьми постоянно читаем о природе рассказы, сказки, стихи, загадки, потешки… Рассматриваем иллюстрации и беседуем по ним. Учим стихи о временах года, явлениях природы, животных, растениях, окружающем мире, бережном отношении к природе.

    Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

    На специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;

    Вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

    В соответствии с этим можно выделить основные методы ознакомления с художественной литературой:

    Чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

    Рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

    Заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;

    Инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.

    Так, детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

    Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. Традиционно выделяются несколько типов занятий:

    1. Чтение или рассказывание одного произведения.

    2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

    3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

    4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

    Занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с литературными произведениями, требуют от воспитателя определенной подготовки. Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:

    Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

    Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

    Отбор методов работы с книгой.

    На этапе подготовки воспитателя к чтению художественного произведения главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных задач, но и литературных. Для этого необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, – композиции, средств выразительности и других.

    Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно. Литературная задача является обучающей: ради нее и читается детям книга, которая их увлекает, развлекает и обучает, обобщая опыт, необходимый каждому, кто вступает в жизнь. Литературная задача поможет сформулировать и другую программную задачу – воспитательную.

    На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов, назначение которых – облегчить детям процесс слушания и понимания текста. Среди них можно выделить:

    Основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;

    Вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);

    Словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.

    После литературного анализа произведения и выбора приемов, облегчающих процесс слушания, рекомендуется методическая разработка самого занятия. Воспитатель должен наметить вопросы для обсуждения прочитанного, обдумать возможность использования иллюстраций, способы толкования незнакомых для детей слов и выражений и другие методические аспекты.

    В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

    1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

    Беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

    Показ иллюстраций;

    Объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

    Рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

    2) первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.

    3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

    4) повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

    Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова, связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения.

    Остановимся подробнее на требованиях к рассказу об авторе произведения:

    Факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы;

    Рассказ должен быть доступным ребёнку-дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, когда не было ещё не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек» и т.п.;

    Рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, литературном творчестве;

    Рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.);

    В рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т.д.

    Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и фамилии автора.

    Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем. Нецелесообразно во время чтения или рассказывания отвлекать детей от восприятия текста разными объяснениями, вопросами, поскольку художественный образ оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем все его толкования и объяснения.

    Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

    1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:

    Что больше всего понравилось в произведении?

    Кто больше всех понравился?

    Нравится или не нравится тот или иной герой?

    2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

    Кто вам больше всех понравился и почему?

    3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:

    Почему так произошло?

    4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:

    Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – …

    5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

    6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

    Зачем писатель рассказал нам эту историю?

    Как бы вы назвали этот рассказ?

    Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.

    Необходимо также иметь в виду, что вопросов, которые предлагаются детям, не должно быть слишком много. Постановка вопросов определяется содержанием конкретного произведения и педагогическими задачами. Но в любом случае они должны побуждать ребенка к размышлению, помочь ему увидеть скрытое художественное содержание.

    Последняя часть занятия представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Она должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. По мнению Л.М. Гурович, в памяти детей должно остаться само произведение, а не беседа «по поводу», хотя ее продолжительность может превышать само чтение. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов. Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, - рассматривание иллюстрации.

    У детей старшей группы (пять-шесть лет) предполагается формировать следующих умения:

    Устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;

    Не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;

    Понимать скрытые мотивы поступков героев;

    Эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;

    Выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;

    Характеризовать нравственные качества персонажей;

    Различать жанровые особенности стихотворных и прозаических произведений;

    Обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

    В подготовительной группе (шесть-семь лет) дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. В связи с этим в данном возрасте должны быть сформированы следующие умения:

    Проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;

    Осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;

    В своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;

    Выделять композиционные особенности произведений;

    Различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;

    Понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;

    Воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.

    Методы ознакомления с художественной литературой

    Основными методами являются следующие:

    • 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
    • 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
    • 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
    • 4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

    Формы работы с книгой в детском саду

    Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

    Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

    М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

    • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
    • 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
    • 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
      • · чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
      • · чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

    На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

    • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
      • · чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки "Три медведя" сопровождается показом игрушек и действий с ними);
      • · настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке "Репка");
      • · кукольный и теневой театр, фланелеграф;
      • · диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
    • 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
      • · оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
      • · чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

    В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

    Подготовка к занятию включает следующие моменты:

    • · обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
    • · определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;
    • · подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

    С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

    Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

    В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым "предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями". С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

    Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная - деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой ("течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку" - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

    Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия "столбовая дворянка", "соболья душегрейка", "пряник печатный", так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

    Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

    В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

    Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

    В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

    Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

    Построение занятия по заучиванию стихотворения.

    В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора ("Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина "Поет зима - аукает".)

    После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: "Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей" (СНОСКА: Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1967. - С. 146)

    Использование художественной литературы вне занятий

    Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

    При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

    а. выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

    б. всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

    При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

    Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

    Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка, и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

    Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой "Научу обуваться и братца" ("Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот - с левой ножки, этот - с правой ножки"). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: "Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил" Во время умывания воспитатель читает стихи: "Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок". Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

    В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы. Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как "Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова, "Золотой ключик" А. Толстого и др.

    Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

    М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 - 4 лет не следует читать больше 10-15 мин, детям в возрасте 5 - 6 лет - больше 25 мин, детям 6 - 7 лет - 30 - 35 мин.

    Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

    Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием "сгущенности чтения" литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием.

    В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

    Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

    Уместен проблемный вопрос: "Почему говорят, что книга - друг человека?" Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

    Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

    Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с "книжкиной неделей", с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку "Наши любимые книги и картины". В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

    Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками - иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

    В работе по знакомству с творчеством художников детской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт работы воспитателей, о котором рассказывается в книге Г. Н. Дороновой "Дошкольникам о художниках детской книги" (М., 1991).

    Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

    Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

    Елена Никифорова
    Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

    ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

    Кафедра дошкольного образования

    «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой »

    Выполнила : Никифорова Елена Валентиновна

    слушатель 3 группы

    по профессиональной переподготовки

    «Дошкольная педагогика и психология»

    Консультант : Ардинцева Светлана Васильевна

    старший преподаватель кафедры ДО

    г. Ставрополь, 2016 г.

    Введение 3

    2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения 4

    3. Условия ознакомления детей с художественной литературой 5

    дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой 6

    Заключение 8 Список используемой литературы 9

    Введение

    Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей .

    Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка . Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

    Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга, напротив дает возможность домыслить, до фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

    Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства . И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы .

    Целью данной работы является ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой .

    Задачи :

    Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста ;

    Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей .

    Рассмотреть методику чтения художественной литературы ;

    Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой .

    Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось , интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

    В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению президентом Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ от 12.06.2014 N 426 о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы .

    Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении , это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

    Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования в двух образовательных областях :

    Речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы .

    - художественно -эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений .

    2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения

    Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

    Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей , формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

    Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам :

    Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей . Возрастные особенности : быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

    Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

    Литературоведческие принципы . Наличие всех видов литературы : проза, поэзия, драма.

    Историко-литературные принципы . Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира .

    Существуют критерии отбора книг для детского чтения :

    Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

    Литература должна быть адаптирована для детского чтения : книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

    3. Условия

    В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр , это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований :

    Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

    Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

    Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

    В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

    В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать) .

    В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей . На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений . Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги , иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

    В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература , карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках , литературные утренники .

    4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой

    Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как : Словесный- чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. Выразительное чтение художественной литературы , беседа по произведению, прослушивание грамзаписи

    Практический- игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки

    Наглядный- показ иллюстрации, движение пальцами, руками, показ схемы, составление алгоритма, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки, книжного уголка

    Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей . Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

    Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы : словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

    Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

    Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

    С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы :

    Оформление уголков чтения в группах детского сада.

    – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки

    Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

    Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.

    Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители . Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

    – создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

    Празднование именин произведения.

    Посещение занятий в районной библиотеке.

    5. Заключение.

    В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе . Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

    Ценность чтения художественной литературы в том , что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

    Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

    Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать , в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе , научить ребенка любить сам процесс чтения.

    Список используемой литературы

    1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение» , 2013.

    2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1990.

    3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2012.

    4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.

    5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений . – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.

    6. Электронный ресурс - http://skyclipart.ru/