Способы выявления уровня литературного развития школьников. Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы применять их в анализе произведения

18.09.2020

Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - С. 3).

Критерии литературного развития школьников
Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано.
Психологи подчеркивают, что развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений, опыта, но, главным образом, внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречавшихся ранее. Поэтому основным критерием развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть: для того, чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно.
Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Методика выявления уровня литературного развития младших школьников
Методика выявления уровня литературного развития младших школьников зависит от цели проверки. Если учитель ставит цель определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. Если же цель - определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю.
Наиболее традиционные способы проверки восприятия - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Выбор одного из названных способов также зависит от цели проверки. Для выявления уровня актуального развития читателя , т.е. того, как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется постановка вопросов к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать к тексту вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребенку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные учениками, позволят учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным.
Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные учителем. При таком контроле мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны школьнику. Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторской позиции и давали возможность для обобщения прочитанного. Например, к рассказу В.К. Железникова «Рыцарь» можно задать следующие вопросы:
1) Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?
2) Зачем автор так подробно описывает первую встречу Саши с шофером?
3) Каким ты представляешь себе Сашу в тот момент, когда шофер закричал на его бабушку?
4) Почему рассказ называется «Рыцарь»? С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой - автор? Почему?
5) О чем ты задумался, прочитав рассказ?
Ответ на первый вопрос позволит выяснить, различает ли ребенок жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и рассказ как произведение искусства, видит ли он динамику эмоций. Второй вопрос направляет внимание школьника на функцию описания в тексте, помогает ему выявить связь эпизодов, понять характер персонажа, а учителю показывает, как ребенок реагирует на художественную форму. Третий вопрос помогает определить особенности работы воссоздающего воображения юного читателя. Четвертый и пятый вопросы носят обобщающий характер, но четвертый предполагает обобщение в пределах конкретной ситуации, а пятый - обобщение с выходом за рамки конкретного образа.
Описанные способы проверки являются наиболее распространенными, но далеко не единственными. Можно использовать мелодию, отражающую характер персонажа, с обоснованием выбора ее, и словесное рисование, и составление плана текста, и т.п. Любой из приемов анализа может быть применен и для диагностики, но следует помнить, что при проверке уровня восприятия ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверка потеряет смысл.

Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, т.е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного обобщения.
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Рассмотрим их, начиная с наиболее низкого.
I. Фрагментарный уровень
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито
слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя, поэтому их мнение о персонаже часто бывает неверным с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задание, часто отказываются говорить. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
При постановке вопросов к произведению дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один-два вопроса, как правило, к началу текста. Вот, например, какие вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина поставил ребенок:
1) Около чего жил дед?
2) Где жил дед?
3) С кем жил дед?
Как видим, ребенок задал три вопроса, воспроизводящих содержание первых двух предложений сказки.
II. Констатирующий уровень
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно: они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенки чувств, ограничиваясь обычно словами «весело» или «грустно». Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении, и не чувствуют потребности в перечитывании текста, в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, например:
1) Где жили старик со старухой?
2) Чем занимались старик со старухой?
3) С чем пришел невод в первый раз?
4) С чем пришел невод во второй раз?
5) С чем пришел невод в третий раз?
6) Старик отпустил рыбку или нет?
7) Старик рассказал старухе про рыбку или нет?
8) Как отнеслась к этому старуха?
9) Что попросила старуха от рыбки в первый раз? И т.д.
Дети задают по 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и рыбке», однако все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблемы, поставленные в сказке. Часто читатели этой группы задают вопросы: чему учит эта сказка? Что вы поняли из этой сказки? - повторяя формулировки, столь часто слышимые от учителя, но, как правило, ответить на такие вопросы они не могут.
III. Уровень «героя»
Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причем читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан прежде всего с оценкой персонажа, например:
1) Почему старик просил у рыбки только для старухи, а сам ничего не взял у нее?
2) Почему старуха была все время недовольна?
3) Почему старик все выполнял, что бы ему старуха ни говорила?
4) Почему в последний раз, когда пришел старик, золотая рыбка ничего ему не ответила?
5) Что увидел старик, когда пришел домой в последний раз?
6) Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?
7) Какая была старуха?
8) Какой был старик?
Как видим, в отличие от вопросов констатирующего уровня, вопросы уровня «героя» нацеливают на осмысление, а не на воспроизведение текста. Ребенок задает вопросы к сказке в целом, а не к отдельным эпизодам; он стремится осмыслить характеры главных персонажей, а об авторе сказки не вспоминает.
IV. Уровень «идеи»
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки ответов могут быть по-детски наивными, важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении.
При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, например:
1) Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»?
2) Почему старик не взял выкупа с рыбки?
3) Почему рыбка выполняла все желания старухи?
4) Почему рыбка не исполнила последнее желание? Права ли была рыбка?
5) Каждый раз, когда старик приходил к рыбке, на море была разная погода. Почему?
6) За что была наказана старуха?
7) Понравился ли вам старик? Как Пушкин относится к старику?
8) Что Пушкин хочет показать в этой сказке?
Вопросы, которые задал ребенок, свидетельствуют о внимательном отношении к тексту произведения, о стремлении понять авторское отношение к персонажам, определить мотивы поведения героев. Обобщающий вопрос предполагает выявление авторского замысла, проблематики произведения.
Итак, к концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время - показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Педагогический университет «Первое сентября»

Наталья БЕЛЯЕВА

Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА - сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор книг и статей по методике преподавания литературы в школе.

Дифференциация обучения на уроках литературы

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе?
18 Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?

Контрольная работа № 1.

19 Лекция 3. Какова методика дифференцированного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению? (Начало. )
20 Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание. )
21 Лекция 5. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало. )
22 Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание. )

Контрольная работа № 2.

23 Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало. )
24 Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание. )
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г.

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся, учителю важно спроектировать образ литературно развитого ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьников подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнивать реальный уровень литературной подготовки каждого учащегося с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературно развитого выпускника основной и средней школы изложены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» .

Выпускник должен не только прочитать программные произведения, но и уметь их адекватно воспринимать и грамотно анализировать в контексте родо-жанровой природы и авторской концепции, применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности. Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно ориентированного образования и дифференцированного подхода в обучении .

В методике преподавания литературы доказано, что учителю необходимо “регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся” . Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углублённый . Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.

2. Уровень читательского восприятия.

3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.

4. Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.

5. Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.

6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности .

Дополнительно читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

1. В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? (Начитанность и литературный кругозор.)

2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров? (Читательское восприятие.)

3. Каков обобщённый облик России в книгах русских писателей XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)

4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)

5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)

6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока.

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т.п.), а дополнительными вопросами выявить авторскую позицию, функции композиционных приёмов, родо-жанровую специфику и т.п. (критерии диагностики см. выше).

В начале 9-го класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3) Что “дурное в России” высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их динамики.

Вопросы и задания для повторения

  • Какие сферы литературного развития учащихся целесообразно выявлять в процессе диагностики?
  • Какие учебные умения нужно выявлять для определения уровня читательского восприятия школьников?
  • В чём особенности выявления читательского восприятия учащихся в основной и старшей школе?
  • Какими заданиями проверяются умения анализа литературного произведения?
  • Как выявляются уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?
  • Какие эмоционально-художественные качества личности нужно развивать у учащихся гуманитарных классов?
  • Каковы формы проверки уровня литературного развития учащихся основной школы? Приведите примеры.

Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо:

1) продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника;

2) проанализировать первичное восприятие литературного произведения, тем самым определив:

· является понимание текста поверхностным или осознанным, глубоким;

· видят ли учащиеся тему и идею произведения, а также умеют ли правильно их формулировать?

В 2011 году, будучи студенткой III курса, я проходила практику в школе №45 Приокского района. Уклон этой школы - математический и музыкальный. В 9 «В» классе для выявления читательских интересов и предпочтений учащихся я предложила заполнить анкету «Круг чтения». Всего в классе 18 человек, работу писали 14 (заполненные учениками анкеты приложены).

Анкета «Круг чтения»

1. Как часто вы читаете?

А) ежедневно;

Б) 2-3 часа в неделю;

В) гораздо реже.

2. Чем для вас является книга?

А) источник духовного познания;

Б) источник эстетического наслаждения;

В) средство для подъема образовательного уровня.

3. Как вы оцениваете собственное чтение?

А) читаю много;

Б) читаю мало, но достаточно для себя;

В) читаю много, но хотелось бы больше;

Г) читаю мало.

А) русскую классику;

Б) современную русскую литературу;

В) зарубежную классику;

Г) современную зарубежную литературу.

5. От кого узнаете о новых книгах?

А) от учителей;

Б) от родителей;

В) от библиотекаря;

Г) от знакомых, друзей;

Д) из прессы.

6. Какое произведение вы недавно прочитали?

В сущности, вопросы анкеты характеризуют компоненты читательской компетентности, что мы и покажем в процессе анализа.

1. Время, отведенное на чтение - один из важных показателей читательской компетентности. 7 человек читают гораздо реже 2-3 часов в неделю, 4 человека читают 2-3 часа в неделю и всего 3 человека - ежедневно. Это крайне низкие показатели читательской компетентности у девятиклассников. Половина класса читают реже 2-3 часов в неделю, то есть вполне вероятно, что не читают совсем. Такая ситуация типична для современных школьников. Совсем немного читают 4 человека, и только 3 человека из 14 читают ежедневно. Из 14 человек 7 практически не читают. В таком случае не приходится говорить об уровне чтения школьниками (поверхностном или более глубоком, осмысленном). Крайне низкая читательская компетентность - это большая проблема современности и вместе с тем первостепенная задача для методистов.

2. Другой показатель читательской компетентности - цель чтения. В основном школьники читают для подъема своего образовательного уровня (7 человек). 1 человек выбрал все три варианта ответа (источник духовного познания, источник эстетического наслаждения, средство для подъема образовательного уровня). Книга - источник эстетического наслаждения только для 2 человек; источник духовного познания - для 2-х человек. Художественная литература перестала быть источником эстетического наслаждения или источником духовного познания. А именно эти два фактора должны стать первостепенными при формировании и развитии у школьников читательской компетенции. Безусловно, чтение - это не только творчество, но и работа. Образовательный уровень повышается, когда чтение становится осознанным, межстрочным, когда ученик хорошо ориентируется в материале. Но если на приоритетное место встает повышение образовательного уровня, никакое полноценное художественное развитие происходить не будет.

3. Еще один важнейший показатель - собственная оценка читательской компетентности. Почти половина отвечавших на анкету (6 человек) читает мало, но, по их мнению, достаточно для себя и, как мы убедились в предыдущем пункте, для развития своего образовательного уровня. Такие результаты свидетельствуют о серьезном читательском кризисе: результат соответствует потребностям, а потребности крайне низкие. Следует отметить, что у названных школьников плохо развит кругозор, словарный запас, и можно говорить о снижении ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Вторая половина (шестеро) признались, что просто читают мало. Только 1 школьник считает, что он много читает. И еще одна девятиклассница читает много, но ей хотелось бы больше, что указывает на ее высокие устремления и желание, старание им соответствовать.

4. Что входит в круг чтения? - также важнейший вопрос читательской компетентности. 5 человек читают только современную зарубежную литературу. 1 девятиклассник любит и русскую классическую, и современную литературу одновременно. Еще один школьник читает русскую классику и зарубежную классику. Современную русскую литературу читают двое. Исключительно русскую классику читают трое. 1 ученик не выделил на один пункт, но подписал: S.T.A.L.K.E.R. Итак, как мы видим, интерес к современной зарубежной литературе гораздо выше, чем к современной русской литературе. Русской классике, которая входит в школьный курс обязательного чтения, внимания уделено немного. Почему складывается такая ситуация? Во-первых, мы уже упоминали о том, что ученику не хватает в школе литературы, которая могла бы удовлетворить его духовные потребности. Литература с каждым годом развивается, создаются значимые современные тексты, но программа вместе с тем остается неизменной. Поэтому русская классика воспринимается школьниками как нечто далекое, непонятное и излишне дидактичное. Зарубежная литература, особенно та, которая интересна подростку, довольна проста, понятна и, как правило, завораживает своим сюжетом.

5. Источник информирования - немаловажный фактор читательской компетентности. На вопрос, от кого школьники узнают о новых книгах, в основном ответили, что от друзей, знакомых (7 человек) и из прессы (5 человек). От учителей - трое, а 1 школьник новинки предпочитает просматривать в магазине. Как мы видим, рекомендации учителей не в приоритете. Во-первых, это может быть связано с тем, что преподаватель не отслеживает книжные новинки, а во-вторых, возможно, ученик не доверяет рекомендациям. На наш взгляд, учителю необходимо на уроках внеклассного чтения разговаривать со школьниками о современных произведениях и современных авторах, о наградах в области литературы, и.т.д. Так школьники будут представление иметь о современном состоянии литературы и чувствовать ее преемственность от классической.

6. Обзор прочитанных произведений - еще один показатель читательской компетентности. На вопрос «Какое произведение вы недавно прочитали?», большинство ответило «Евгений Онегин», поскольку этот роман в стихах девятиклассники только что прошли в классе. 1 школьник увлечен творчеством П. Коэльо, а еще 1 - остросюжетной фантастикой (серия книг «S.T.A.L.K.E.R.»). 1 ученица прочла не так давно книгу «Дурная карма», автора которой так и не смогла вспомнить.

Вывод: ученики крайне редко читают, но количества прочтенных книг им хватает, и они собой довольны. Авторы «Дороги к книге» Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая также отмечают, что только 10% школьников читают каждый день, а 40% не читают вообще. А поскольку ребята читают для подъема своего интеллектуального и образовательного уровня, они думают, что достаточно образованны.

Большинство девятиклассников не читает даже программные произведения, не говоря о дополнительной литературе.

В этом же, 9 «В», классе мной была проведена работа по выявлению первичного восприятия литературного произведения. Поскольку учащиеся только начали проходить роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», именно это произведение и было взято для анализа. Мной был разработан перечень вопросов, на которые предлагалось ответить девятиклассникам:

1. Какое впечатление произвело на вас произведение?

2. Какие чувства у вас вызвали герои: Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский?

3. Какой эпизод в романе вам понравился или запомнился больше всего?

5. Каким вы представляете себе главного героя - Евгения Онегина?

6. Попытайтесь отразить чувства, которые испытывает герой в последней сцене.

7. Какое художественное средство использует автор при описании Онегина и Ленского?

8. Не осуждаете ли вы героя в ситуации отказа Татьяне?

Перечисленные вопросы я старалась сформулировать так, чтобы на них нельзя было ответить однозначно «Да» или «Нет». Предполагалось, что учащиеся дадут развернутые и полные ответы. Данной работой проверялось, насколько у школьников сформирована читательская компетентность: во-первых, насколько они готовы и способны к самостоятельному анализу литературного произведения, во-вторых, насколько правильно, четко и ясно школьники формулируют свои мысли и чувства. По ответам на 1 вопрос можно посмотреть, какие эмоции вызвало произведение у читателя, так же, как по ответам на 2 и 3 вопросы. В 4 вопросе должен присутствовать элемент анализа произведения (нужно определить отношение автора к героям романа). В 5 вопросе учащиеся должны были включить свое репродуктивное воображение; творческое воображение должно было проявиться при ответе на 6 вопрос. Осмысление на уровне художественной детали должно произойти при ответе на 7 вопрос. 8 вопрос снова основан на эмоциональном восприятии указанного текста.

В классе 18 человек, работу писало 11 учащихся.

1. На вопрос, какое впечатление произвело произведение, практически все учащиеся ответили, что роман им понравился. Некоторые ребята отписывались эпитетами «красивое, замечательное», «хорошее», «неплохое», «прекрасное» <произведение>. На этом характеристика собственных впечатлений заканчивалась. Подобные определения являются универсальными для множества понятий, вещей и не несут собой семантической и смысловой нагрузки. Такой ответ можно считать нулевым и сделать вывод, что произведение либо не прочитано, либо школьники еще не научились формулировать свои эмоции и словесно их выражать. Трем девочкам роман понравился главным образом потому, что он о любви, о сильных чувствах героев. А еще двум - Насте Павловой и Насте Кацюрюбе - потому, что в нем показана другая, отличная от современной, историческая эпоха.

2. На вопрос, какие чувства у вас вызвали герои романа - Онегин, Татьяна, Ольга и Ленский, все ученики ответили по-разному. Герои у многих вызвали одновременно противоречивые чувства. Татьяна для всех - носитель мечтательности, наивности, нежности и скромности. А вот Евгения Кирилл Кириллов считает «задиристым» человеком, Дима Гаврилин - «очень разумным». У Полины Мешалкиной и Татьяна, и Евгений вызвали восхищение в начале романа, а в конце - чувство жалости; Ольга и Ленский - только чувство жалости. У Володи Бирюкова герои не вызвали вообще никаких чувств. Для нескольких человек Евгений - «уставший», «утомленный жизнью», он «ходит на балы, приемы». Про Ольгу и Ленского многие совсем ничего не написали. По традиции, главными героями романа в стихах считают Татьяну Ларину и Евгения Онегина, поэтому другим персонажам должного внимания школьники не уделили, и это довольно распространенная ошибка при анализе произведений. Как известно, герои бывают главными, второстепенными и эпизодическими. Основное внимание при поверхностном изучении книг уделяют только главным персонажам, о второстепенных, а тем более эпизодических упоминается крайне редко, хотя и второстепенные, и эпизодические герои играют сюжетообразующую и композиционно важную роль. Судя по ответам, ученики не могут следить одновременно за несколькими линиями героев, находить точки их соприкосновения или проводить параллели.

3. На вопрос, какой эпизод в романе понравился и запомнился больше всего, ребята ответили по-разному. Дима Гаврилин, Полина Мешалкина и Вова Бирюков были удивлены дуэлью. Полина отмечает, что не было никакой серьезной причины для дуэли. Мальчики не комментируют, почему их удивил именно этот эпизод. Возможно, это вызвано, во первых, тем, что дуэль произошла неожиданно для читателей, а во-вторых тем, что Онегин и Ленский были друзьями. Некоторых удивило также то, что Онегин в конце приезжает к Татьяне в Петербург. Кириллу Кириллову запомнилось, как Евгений проклинал своего дядю. А Насте Павловой показалось необычным, что такие разные люди - Онегин и Ленский - сошлись и подружились. Те, кто не читал роман, написали цитату:

Зима! Крестьянин, торжествуя…

(этот отрывок девятиклассникам было задано выучить наизусть).

4. Ученикам предлагалось порассуждать, каково, на их взгляд, отношение автора к герою. Такой вопрос довольно распространен в литературной практике, поэтому он не был неожиданным для школьников. Многие написали, что Пушкин любит Онегина как свое дитя. Кирилл Кириллов отметил, что в основном отношение к герою хорошее, но местами автор все же упрекает Евгения. Те, кто не читал роман, выписали из книги, сколько лет создавалось произведение. Следует отметить, что все ответы школьников необоснованны, они никак не комментируются и формулируются общими словами и выражениями. Как уже отмечалось выше, многими текст был не прочитан, поэтому сделать конкретные выводы проблематично.

5. При ответе на вопрос, каким вы представляете себе Евгения, кто-то описывал его личностные качества, а кто-то - его портрет. Несколько школьников написали одну и ту же характеристику: «у него есть бакенбарды, среднего телосложения, коротко стриженный, рост 185 см». Полине Мешалкиной он видится «невысоким, голубоглазым блондином в простой деревенской одежде, с круглым лицом и вечной улыбкой». И только два человека обратили внимание Онегина как на светского денди. Ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что, вероятнее всего, роман читался невнимательно, без обращения внимания на портрет и характеристики героев.

6. На просьбу попытаться отразить чувства, которые испытывает герой в последней сцене, все, кроме Димы Гаврилина, написали, что герой испытывает страдания от своей потери. Дима же увидел, что Онегин был в растерянности, сердит, а когда увидел мужа Татьяны, то пришел в ярость.

7. Вопрос, на каком художественном средстве построено описание Онегина и Ленского, поставил почти весь класс в тупик. На верный путь ребят навел учитель Олег Васильевич. Поначалу они думали, что таким художественным средством является сравнение, поскольку перед нами два героя и оба они описываются. А позднее, после нескольких наводящих вопросов учителя, все разобрались и написали, что главным средством здесь является противопоставление (антитеза).

8. В последнем вопросе предполагалось высказать свое отношение к Евгению Онегину и его поступку, когда он отказал Татьяне. 12 человек из класса совсем не осуждают героя, обосновывая это тем, что герой поступил четно, благородно, сказав правду, потому что «горькая правда лучше, чем сладкая ложь». А вот Настя Павлова и Сережа Черемисинов считают, что он поступил неправильно, поскольку обидел даму и растоптал ее чувства.

Вывод: ответы ребят очень слабые, общие, необоснованные. Во-первых, как мы убедились, текст «Евгения Онегина» многими из класса не был прочитан. Это главная и основная причина слабых ответов. Во-вторых, при чтении текста ученики не обращают внимания на детали портрета, характеристику героев, хотя именно эти детали являются сюжетно и зачастую композиционно важными элементами. В-третьих, поскольку словарный запас девятиклассников ограничен, они не могут выразить правильно и грамотно то, о чем думают, о чем хотят сказать.

На IV курсе я проходила практику в Гимназии №1. Это одно из элитных средних образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода с немецкоязычным уклоном. В конце каждого года, начиная с начальной школы, школьники сдают переводные экзамены. Ведется сильная подготовка учеников по всем предметам. Большое внимание уделяется русскому языку и литературе, поскольку это школа с гуманитарным профилем. Я вела уроки в 6 «А» и 6 «Б» классах, наблюдала за ответами учеников, отмечала для себя успеваемость каждого из учащихся. В конце практики на уроке русского языка (развития речи) мною была разработана и проведена ролевая игра «Менеджер». Главной ее целью стало развитие устной речи у школьников с помощью ролевой игры.

Задачи игры:

1) развитие у детей коммуникабельности, умения вести диалог;

2) расширение читательского кругозора (ребята увлеченно рассказывают о книгах, их одноклассники, заинтересовываясь, записывают название и автора);

3) формирование умения быстро ориентироваться в сложившейся ситуации;

4) формирование умения правильно формулировать вопрос, а также точно и четко отвечать на него;

5) профориентация (знакомство с новой, востребованной сегодня на рынке труда с профессией «менеджера по продажам»);

6) расширение словарного запаса.

В ходе игры я пыталась решить следующие задачи:

1) анализ читательских интересов и предпочтений в 6-х классах;

2) диагностика развития устной речи школьников и выявление наиболее частых ошибок во время ведения диалога.

Ход игры в 6 «Б» классе.

Вопрос учителя: Ребята, в какой профессии вы себя видите в будущем?

1 ученик: Дизайнер.

2 ученик: Журналист.

3 ученик: Инженер.

Были и такие, кто хотел бы стать аквалангистом и профессиональным боксером (многие мальчики и девочки 6-х классов посещают секции по дзюдо и самбо)

Учитель: Отлично! А знакома ли вам профессия менеджера по продажам?

Ученики: многие ответили, что знакома, но никто не смог объяснить, чем занимается менеджер по продажам. Налицо поверхностные знания сегодняшних школьников, неумение и нежелание вникать в суть вещей, докапываться до истины.

Учитель: Сегодня профессия менеджера по продажам актуальна как никогда. У нас мало что производится, но продается очень много всего и везде. Менеджер по продажам - это человек, который осуществляет связь между покупателями и торговыми производящими организациями. Успешный менеджер по продажам - это высокообразованный человек с ярко выраженными организаторскими и коммуникативными способностями. Оклад у них, как правило, небольшой, и основной доход идет с процента от продаж. А проще говоря, сколько продашь - столько и получишь. Волей-неволей нужно уметь наилучшим образом представить свой товар и, в конечном итоге, продать его.

Итак, у нас с вами большая оптовая база книг «Караван». Для закупки книг на базу приехали представители крупных книжных магазинов Нижнего Новгорода: «Лас-Книгаса», «Дирижабля», «Мира книг», «Лавочки детских книг» и других. Задача менеджеров по продажам «Каравана» - презентовать одну из имеющихся у них книг так, чтобы представители магазинов непременно захотели ее приобрести. Представители магазинов могут задавать любые интересующие их вопросы, а менеджеры должны сразу среагировать и правильно, уверенно на них ответить. По окончании рекламы книги представители магазинов голосуют: покупают или нет они это издание.

Для того, чтобы условия игры были понятнее ребятам было понятнее, я первая представила книгу. Мой выбор пал на сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сначала, чтобы сконцентрировать внимание, я коротко рассказала биографию писателя-летчика, которая может стать примером чести и мужества подрастающему поколению. Особенно заинтриговало шестиклассников то, что по сей день неизвестны причины гибели Сент-Экса в Средиземном море. После этого я презентовала сказку, - универсальное для всех возрастов произведение, в котором воспеваются важные гуманистические ценности: любовь, дружба, человеческие отношения.

Перед представлением книги, чтобы сориентировать учеников, я зачитала примерный универсальный список вопросов, которые заказчики могут задать менеджерам по продажам.

Примерный список вопросов:

1. Известная или не очень книга?

3. Есть ли иллюстрации в книге? Если есть, то какие? (ребята сами придумали спрашивать, глянцевая или обычная бумага?)

4. Дорого ли стоит книга? Почему так дорого (или дешево)?

5. Кому она будет больше интересна: школьникам или более взрослым людям?

К доске я вызвала 5 человек, которые захотели попробовать себя в роли менеджеров по продажам: Тимур Колесников, Георгий Иордан, Алена Дорофеева, Александра Шапкова, Валерия Винокурова. 3 человека по жребию были избраны в жюри. Остальные стали представителями нижегородских книжных магазинов. Их задача состояла в том, чтобы купить такие произведения, которые впоследствии не залежатся на полках, а довольно быстро будут проданы. Жюри я предоставила примерный список номинаций, которыми можно наградить менеджеров по продажам. Важной особенностью такой ролевой игры является то, что здесь нет ни победителей, ни проигравших.

На занятии присутствовало 23 человека из 25.

Первым я провела занятие в 6 «Б» классе. Для нас важно было посмотреть на кругозор школьников, на их способность ориентироваться в понятиях «издательство», «тираж», «формат», «количество страниц». Мной не были обговорены условия, что представляемая книга должна быть реально существующей. Именно поэтому многие школьники проявили свою фантазию и смекалку, придумав свою собственную книгу. Большое значение имело в данном случае выяснить, какой тематике они отдадут предпочтение, о каких аспектах книги посчитают нужным рассказать, чтобы привлечь внимание менеджеров и постараться им ее продать в большом количестве.

Тимур Колесников несколько стеснялся, потому что был не уверен в своем ответе и пытался все сводить на шутку. Он задумал книгу-энциклопедию и по ходу рассказа старался придумать ее содержание и характеристику, но это оказалось намного сложнее. Сочинил он немного.

Тимур: Вся информация хранится только в нашей энциклопедии! - заявил он. Однако это высказывание не понравилось одноклассникам. Они уверены, что ВСЕЙ информации не бывает, а, следовательно, ее невозможно уместить в рамки одной энциклопедии.

Тимур: Я же сказал - обо всем: о горах, животных, растениях, насекомых и многом другом.

Одноклассники: Что изображено на обложке?

Тимур: Земля и солнце.

Одноклассники: Сколько страниц?

Тимур: У нас 10 томов по 700 страниц.

11 человек из 15 решили купить эту энциклопедию, несмотря на то, что им мало чего удалось добиться от Тимура, по всей вероятности, еще неопытного менеджера по продажам.

Александра Шапкова представляла книгу «Муха-Цокотуха». Саша -неформальный авторитет в классе. Она отлично учится, занимается в театральном кружке, а ее родители - профессиональные актеры. Потому у нее очень хорошо поставлена речь, она артистичная, яркая, умеет привлечь к себе внимание. Саша умело формулирует ответы, ведет диалог с клиентами.

Александра: Несмотря на то, что книга «Муха-цокотуха» очень часто переиздается, я советую вам ее снова приобрести. Она небольшая - всего 15 страниц - и стоит совсем недорого, всего 100 рублей. Каждый из нас ее много раз перечитывал, но если вы снова возьмете ее в руки, убедитесь, сколько нового для себя вы в ней обнаружите.

Одноклассники: Как она иллюстрирована?

Александра: Книга хорошо проиллюстрирована (Саша на себе показывает, как изображена муха)

Одноклассники: А в каком жанре написана книга?

Александра: Книга написана в стихотворной форме.

Одноклассники: Это сказка?

Александра: Скорее, да.

Одноклассники: Когда ты впервые познакомилась с «Мухой Цокотухой»?

Александра: Еще в раннем детстве мои родители мне ее читали. Но сейчас она воспринимается совсем по-другому. Очень советую вам снова ее открыть для себя.

По окончании презентации книги все зааплодировали Саше, и 15 представителей из 15 единогласно купили «Муху Цокотуху».

Алена Дорофеева и Георгий Иордан так же, как и Тимур Колесников, книги придумали. Алена посчитала, что актуальной на сегодняшний день будет книга «Как заработать миллион. Для «чайников»». По ее словам, в ней представлены шуточные стихи и песни на тему заработка этого состояния.

Одноклассники: Сколько способов заработать миллион представлено в книге?

Алена: 1000 способов.

Но, несмотря на актуальность и, возможно, интерес к этой теме, только 5 представителей захотели приобрести ее для своих магазинов.

Георгий рассказал о книге «Авария в Чернобыле». Во время ее презентации он предупредил: «Ее нельзя читать впечатлительным людям». Представители магазинов так и не добились от менеджера, что же нового, интересного можно в ней вычитать, ведь все уже давно известно. На это Георгий ответить не сумел. Поэтому только 4 представителя отважились ее все-таки приобрести.

Валерия Винокурова не знала автора представляемой ею книги «Приключения Нильса с дикими гусями», поэтому перед презентацией спросила об этом у меня. По ее рассказу создалось впечатление, что она недостаточно знает содержание произведения. И на другие вопросы девочка отвечала с трудом, нервничая при этом.

Одноклассники: - А какой тираж у книги?

Валерия: Тираж… Ммм, ну 500 экземпляров.

После такого представления ни один не решился взять на себя ответственность за покупку книги.

По окончании игры жюри поблагодарило всех менеджеров по продажам и представителей магазинов, затем вручило номинации.

По мнению жюри, Александра Шапкова заслужила все награды одновременно. Однако нужно было поощрить каждого.

Самым вежливым и коммуникабельным менеджером стала Александра Шапкова. Она была выбрана потому, что очень умело формулировала свою речь, старалась сделать каждого слушателя соучастником творческого процесса.

Самым находчивым, по единогласному мнению жюри, стал Георгий Иордан. Он затронул тему, мало известную и мало знакомую современному школьнику, - тему аварии в Чернобыле. Книга была им выдумана, но ее сюжет не оставил равнодушными одноклассников, и за это они его довольно высоко оценили.

Самой остроумной была выбрана Алена Дорофеева. Сегодня в книжных магазинах можно встретить огромное количество книг типа: «100 шагов к успеху», «Манипуляция» и др. Придуманная Аленой книга «Как заработать миллион. Для «чайников»» как раз продолжает эту линию. Однако Алена привносит в нее свое: книга состоит из шуточных стихов, песен и имеет скорее развлекательную направленность, нежели серьезную профессиональную.

Самой доброжелательной стала Валерия Винокурова. Она искренне советовала приобрести книгу «Приключения Нильса с дикими гусями», однако не вполне владела материалом, поэтому ожидаемый эффект не был достигнут.

Самым активным жюри посчитало Тимура Колесникова. Одним из определяющих факторов стало то, что он первым презентовал свое произведение, причем довольно активно, живо и в то же время с юмором.

На следующем уроке мной была проведена эта же ролевая игра в 6 «А» классе. 6 «А» сильно отличается от 6 «Б». В «А» больше мальчиков, поэтому класс гиперактивный: их сложно усадить, сложно всех сразу заинтересовать. На этот раз я ограничила ребят - можно представлять только те книги, которые они только что или не так давно прочитали вне школьной программы. В роли менеджеров по продажам изъявили желание выступить самые активные представители класса. Они любят всегда быть в центре внимания и добиваются этого всеми способами: Борис Капустин, Валера Денисов, Никита Штефан, Леонид Власенко, Константин Ботов. Жюри по-прежнему выбиралось по жеребьевке, остальные стали представителями книжных магазинов. Из 26 учащихся на уроке присутствовало 20.

Игру начал Борис Капустин. Он рассказал о «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Одноклассники: Со скольких лет дети могут начинать ее читать?

Борис: Думаю, она каждому возрасту доступна.

Одноклассники: Сколько страниц в книге?

Борис: Примерно 270.

Рассказ получился довольно коротким. Поэтому книгу купили только 2 человека из 17 представителей.

Валера Денисов перенял эстафету. Он представил совсем не знакомую ни мне, ни кому-то из класса книгу ирландского писателя Йона Колфера «Артемис Фаул». По сюжету семья Фаул является лидирующей в ирландской мафии семьей, история которой восходит к Нормандскому завоеванию. Главный герой книги - Артемис. На начало истории ему 10 лет (почти ровесник шестиклассников). У него колоссальный интеллект, он хорошо разбирается в социологии и психологии, однако ему не хватает социальных жизненных навыков. Он, подобно своей семье, расчетлив, прагматичен, хладнокровен. Этот герой - злой гений. Например, в возрасте 12 лет он придумал и написал компьютерную программу, при помощи которой взломал систему охраны одного из швейцарских банков и перевел на свой счет несколько миллионов долларов; подделал более дюжины полотен импрессионистов.

Валера: Это великолепная книга! Лично я прочитал ее очень быстро. Она, правда, очень интересная!

Одноклассники: Про что эта книга?

Валера: Про одного гения, который делал разные дела. Это фантастика.

Валера: 100-200 рублей в зависимости от переплета.

Одноклассники: Что фантастического в произведении?

Валера: Герой был настолько умным, что делал фантастические дела.

Одноклассники: Есть в книге автобиографические моменты?

Валера: Я точно не знаю, но думаю, что нет.

По представленной характеристике, а главное - личному совету, купить решили это произведение 12 человек из 17.

Самый активный и неусидчивый Никита Штефан очень серьезно подошел к заданию, поскольку речь шла о его любимой книге американского писателя Кристофера Паолини «Арагон». Книга названа именем главного героя - Арагона. Это мальчик, который живет в деревне под названием Карвахолл. На охоте он случайно находит таинственный камень, не подозревая, что последний ищут подданные короля Гальбаторикса. Но со временем он узнает: этот камень является драконьим яйцом, и из него должен вылупиться дракон, способный повлиять на судьбу Империи.

Сразу после объявления названия последовал вопрос от представителей магазинов:

Одноклассники: По книге не снимали фильм?

Никита: Снимали. В прошлом году была премьера в кинотеатрах. Но книга намного лучше фильма. В серии будет 4 книги, каждая из которых по 800 страниц. Но пока их вышло только 3. Я прочитал всю серию примерно за полгода. Арагон - главный герой. Он из бедной крестьянской семьи. Однажды он нашел синий камень…. (Никита довольно долго и подробно рассказывал сюжет книги)

Никита: С 10-12.

Одноклассники: А какой жанр у этого произведения?

Никита: Жанр фэнтези.

Одноклассники: Почему ты читаешь фэнтези, а не какой-то другой жанр?

Одноклассники: А картинки в ней есть?

Никита: Нет, картинок нет.

Одноклассники: Сколько она стоит?

Никита: 235 рублей в розницу, 128 рублей оптом.

Несмотря на такой эмоциональный рассказ, купить «Арагон» решили только 10 человек.

Леонид Власенко представил более или менее известную всем книгу «Приключения Робин Гуда».

Леонид: Автор «Приключений…» неизвестен. Книга рассчитана на читателя 12 лет. Количество страниц превышает 200. Произведение переведено на разные языки мира. Иллюстрации идут редко, они некрасочные, выполнены тушью. В книге рассказывается о герое баллад и песен - Робин Гуде. Он скрывался в лесах и грабил духовенство, но никогда не грабил нищих. Был очень щедрым.

Одноклассники: Можешь сказать, на какие языки переведена книга?

Леонид: На английский, французский, бельгийский, итальянский.

Одноклассники: Сколько она стоит?

Леонид: 4 книги - в районе 500 рублей.

Одноклассники: Какой жанр?

Леонид: Приключенческий роман.

«Приключения Робин Гуда» купили только 8 представителей книжных отделов из 17.

Константин Ботов рассказал о серии книг «Талисман», автор которых Джонс Аллан Фревин. Костя, как и Никита, подробно описывал сюжет.

Константин: Это приключенческая повесть о двух американских детях 13-ти лет. Они ездят со своим отцом в разные страны на раскопки. Задача археологов - найти лунные талисманы. Действие происходит в семи странах: Боливии, России, Египте, Индии и других. Иллюстрации присутствуют. Эту книгу можно читать в любом возрасте. Смысл начинаешь понимать уже с девяти лет.

Одноклассники: Сколько стоит эта книга?

Константин: 1000 рублей, потому что в ней много страниц.

10 представителей из 17 посчитали нужным иметь в своем магазине эту книгу.

В этот раз жюри номинации распределило, но недостаточно мотивировало свой выбор. За основу были взяты личностные качества каждого ученика, а не знания и умения, проявившиеся в конкретной ситуации.

Самыми доброжелательными жюри посчитало Бориса Капустина и Константина Ботова одновременно. Их поддержал весь класс. Мальчики в отличных отношениях с одноклассниками, всегда откликаются на просьбу помочь и делают это искренне.

Самый активный, безусловно, Никита Штефан. Однако в этой ролевой игре он заслуживал, на мой взгляд, другой номинации. Никита отлично представил любимую книгу, подробно рассказал сюжет. Его можно было бы назвать «самым информативным» или «самым любознательным», однако личностная характеристика возобладала.

Самым находчивым оказался Леонид Власенко. В основном учениками были представлены книги жанра фантастики и фэнтэзи. Леонид на этом фоне рассказал о «Приключениях Робина Гуда» и за это получил звание «самого находчивого».

Самым коммуникабельным стал Валера Денисов. Он довольно подробно рассказал о сюжете, о герое произведения, причем очень эмоционально. Валера легко вступал в диалог с представителями магазинов и уверенно, с удовольствием рассказывал о книге.

Вывод: Результаты у двух классов получились несколько разными. На первом уроке (в 6 «Б» классе) я не ограничивала ребят в выборе книги: она могла быть как выдуманной, так и реально прочитанной. Трое из пяти менеджеров книги выдумали, причем процесс этот был спонтанный, придумывание происходило на ходу. Интересно было посмотреть, какую тематику выберут школьники, какой проблематики коснутся. Так, одним была описана энциклопедия «Обо всем», другим - книга об аварии на атомной станции в Чернобыле, третьей придумано «Как заработать миллион. Для «чайников»». Чтение и тщательное изучение энциклопедий характерно для младших школьников. В них очень кратко дана информация и всегда довольно много иллюстраций, карт, ярких схем. Видимо, именно поэтому в сознании школьника возник образ энциклопедии, причем в нескольких томах, в которых можно найти все обо всем.

О довольно серьезной проблеме, о которой не так часто сегодня говорят и вспоминают в школе, рассказал второй ученик. Тема Чернобыльской аварии, видимо, привлекает его внимание, поскольку он сразу к ней обратился. Это говорит о саморазвитии ученика и его любознательности.

Третья ученица со своей книгой «Как заработать миллион. Для «чайников»» продемонстрировала одну из тенденций современной массовой литературы. Сегодня с ранних лет внушается, что многого можно добиться довольно легко, не прилагая к этому никаких усилий. Вместе с этим издаются книги типа «Как заработать миллион», «Как заработать на сайтах», «Как заработать большие деньги». На первый план сегодня выходят материальные ценности, причем неважно, каким путем заработанные. Однако книга школьницы, по ее словам, составлена из шуточных стихотворений и песен на эту тему. И говорила ученица об этом с юмором, что, безусловно, радует.

Двое других учеников рассказали о реально прочитанных книге, одна из которых «Муха-Цокотуха», а другая - «Приключения Нильса с дикими гусями». Первая выбрана потому, что девочка тщательно прорабатывала ее в театральном кружке, играла одноименную роль и прочувствовала каждую фразу, каждую реплику этого, казалось бы, детского произведения. Второе произведение, по всей вероятности, или не было прочитано, или было прочитано очень-очень давно, поскольку ученица не смогла вспомнить ни его автора, ни сюжета.

В 6 «А» придумывать книгу уже было нельзя. Это связано прежде всего с тем, что класс очень активный, подвижный, эмоциональный. Если бы был предоставлен полный простор детской фантазии, детей невозможно было бы организовать и эксперимент, скорее всего, оказался бы сорванным. Поэтому школьникам было предложено рассказать о только что или недавно прочтенной книге. Это настроило учеников на серьезную работу - каждому хотелось рассказать о любимом произведении интересно, заинтересовать им одноклассников. Трое из пяти менеджеров представили книги жанра «фэнтэзи» (Кристофер Паолини «Арагон», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джонс Аллан Фревин «Талисман»), двое других - приключения (известные «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Конан Дойля, «Приключения Робина Гуда»). Приключенческий жанр всегда в этом возрасте пользовался популярностью, а вот жанр «фэнтэзи» проник в нашу культуру сравнительно недавно и стал излюбленным не только среди школьников, но и в среде взрослых. На первый взгляд может показаться, что они схожи. Однако если приключения расширяют сознание школьника, его кругозор, показывая дальние страны, экзотическую природу, знакомя с пиратами и разбойниками, то книги «фэнтэзи» уводят ребенка в совершенно иной, выдуманный мир, в котором зачастую нет места ни реальности, ни реальным персонажам. По уверениям психологов, ребенок в итоге уходит в этот мир или, по крайней мере, остается в нем надолго. Он воссоздает этот вымышленный мир вокруг себя: организует клубы исторической реконструкции, переодевается в костюмы эльфов и, подражая героям книг, выстраивает жизненные стратегии. Чаще всего такие книги выходят сериями. Хорошо или плохо читать подобные произведения - вопрос довольно спорный, однако именно они привлекают внимание школьников, интригуют и завораживают.

Следует сказать несколько слов о речевой стороне при презентации книг. Представление книги начинали наиболее сильные, уверенные в себе ученики (менеджеры). Они показывали пример, ставили довольно высокую планку. Далее уже каждый презентующий брал что-то от предыдущего, добавлял свое, прогнозировал вопросы представителей книжных магазинов и старался упомянуть их в своем представлении. Потому рассказ получался более выразительным, а ответ полным и ясным.

Разительных речевых, фактических и лексических ошибок мною не было обнаружено. Встречаются стилистические ошибки, поскольку речь ребят была неподготовленная, спонтанная; в задачу школьника входило не только обдумывание смысла высказывания, но также подбор стилистически верных средств и приемов.

Ученики обоих классов с огромным удовольствием и энтузиазмом приняли участие в данной ролевой игре. Мы убедились в том, что это обучающая игра, так как она способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.

Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Кроме того, ролевая игра помогает сплотить детский коллектив, ведь в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие. В ролевых играх, как мы убедились, воспитывается сознательная дисциплина, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. То есть игра выполняет, помимо всего прочего, и воспитательную функцию.

Характеризуя детскую ролевую игру, психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Вместе с тем ролевая игра участвует в формировании ключевых компетенций. Первостепенно развивается коммуникативная компетенция: школьники учатся представлять и держать себя, выступая перед большой аудиторией, работать в группах, взаимодействовать друг с другом в коллективе, вступать в диалог. В такой игре у подростков активно развивается речь, потому что им приходится импровизировать, одновременно и обдумывать, и транслировать свои мысли. Безусловно, развиваются общекультурные и учебно-познавательные компетенции. К примеру, в нашей ролевой игре «Менеджер» ученики не только узнали множество новых произведений, но также смогли поинтересоваться, о чем та или иная книга, задать любой вопрос. Многие школьники рассказывали о любимых произведениях, поэтому говорили о сильных моментах книги, которые могут заинтересовать каждого. Таким образом, у подростков появляется желание найти эту книгу, прочитать ее и изучить. Кроме того, мы говорили о том, что чаще всего школьники при выборе какого-либо произведения просят совета не у учителей, а у своих ровесников. Этот момент также был учтен в нашей ролевой игре, и именно этот аспект стимулирует к созданию читательской компетенции.

Семантика этой речевой игры ведет к формированию читательской компетенции.

Итак, в настоящей главе мы продиагностировали круг читательских интересов школьников 9 класса и проанализировали работы по выявлению первичного восприятия литературного произведения. В результате работы выявили, что ученики крайне редко читают, причем не только дополнительную литературу, но и программные произведения. Ответы учеников очень слабые, необоснованные; школьники не умеют выражать свои чувства, эмоции, не готовы к самостоятельному анализу художественных текстов. Все это напрямую связано со снижением читательской компетенции.

В главе также была представлена разработанная нами для 6-х классов ролевая игра «Менеджер», апробированная на учащихся гимназии №1. Задачами, которые мы ставили перед собой, были анализ читательских интересов и предпочтений у школьников 6 класса, а также диагностика развития устной речи школьников и выявление наиболее частых ошибок во время ведения диалога. Результаты показали, что жанровые предпочтения у шестиклассников не весьма разнообразны. В основном отдают предпочтение «фэнтези» Кристофер Паолини «Арагон», Йон Колфер «Артемис Фаул», Джонс Алан Фревин «Талисман»), иногда читают школьники и приключения (А. Конан-Дойль «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения Робина Гуда»). Разительных речевых, фактических и логических ошибок при презентации книг обнаружено не было, однако встречались стилистические, поскольку речь ребят была неподготовленная и спонтанная.

Елена Тянгаева
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы

Задание № 1.

Выявить умение определять жанр произведения : сказка, рассказ, стихотворение.

Игра «Помоги Незнайке»

Незнайка не может разобраться, где сказка, где рассказ, а где стихотворение. Давайте ему поможем. Воспитатель читает отрывок из произведения, дети называют жанр и рассказывают Незнайке о характерных особенностях жанра.

Умение сформировано – ребёнок правильно называет жанр литературного произведения , аргументирует свой выбор.

Умение в стадии формирования - Ребёнок называет жанр литературного произведения после наводящих вопросов взрослого и с его помощью объясняет выбор.

Умение не сформировано – Ребёнок даже после наводящих вопросов не правильно выбирает жанр произведения. С непосредственной помощью воспитателя находит характерные признаки жанра произведения.

Задание № 2.

Выявить любимые произведения детей.

В книжном уголке оформлена выставка книг, иллюстраций к знакомым произведениям.

Воспитатель рассматривает с детьми книги, иллюстрации уточняет название. Затем предлагает детям : «Назовите свою любимую сказку, рассказ, стихотворение»

Умение сформировано – ребёнок самостоятельно выбирает книгу, даёт название произведения, высказывается о любимых героях.

Умение в стадии формирования - Ребёнок самостоятельно выбирает произведение, с помощью взрослого даёт правильное название, может назвать героев, но затрудняется ответить, почему это произведение любимое.

Умение не сформировано – Ребёнок выбирает произведение (книгу) после перечисления взрослым или затрудняется ответить, сделать выбор. Не может ответить на вопрос : «Почему ему нравиться это произведение?»

Задание № 3.

Выявить интерес детей к чтению объёмных произведений, которые читают по главам

Используется метод наблюдения.

Интерес сформирован – ребёнок внимателен во время чтения произведения, напоминает воспитателю и детям на чём «остановились» (последний прочитанный эпизод, высказывает просьбу о продолжении чтения, знает имена героев произведения, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге.

Интерес в стадии формирования - ребёнок слушает внимательно непродолжительное время, знает имена героев, но не может вспомнить последний прочитанный эпизод, редко предлагает продолжить чтение, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге по предложению взрослого.

Интерес не сформирован – Ребёнок во время чтения невнимателен, не проявляет желания продолжить чтение, имена героев запоминает с трудом.

Публикации по теме:

Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей Сообщение из опыта работы на тему: «Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей через реализацию проекта «Компетентный.

Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностики речевого развития детей Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностике речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей.

Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую.

Методики для выявления уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников Адаптированные методики для выявления уровеня сформированости полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

1часть. Введение «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Президентом РФ 03.04.2012 утверждена Концепция.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 2 частьМодель деятельности по развитию одаренности Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования .

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенкаи его потребность в чтении : любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне ЛРученика. Ведущим , основным показателем будет качество самостоятельного чтения , а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину , покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

В методике пока еще нет четкой картины уровней ЛР, т.е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР : низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).

Если учитель предпочитает использовать узкий подход, то показателем уровня ЛР младшего школьника будет уровень его восприятия литературных произведений разных жанров.

Рассмотрим пример работы, выявляющей уровень литературного развития учеников 2 класса (программа 1–3) и проанализируем результаты этой работы.

I. Круг чтения и потребность в чтении

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

– А.Пушкин, А.Жуковский, Астрид Линдгрен, Шарль Перро.

– Смешное, веселое.

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

– Каждый день.

– Мне нравится, когда мне читают, когда сама читаешь, не очень понимаешь, а когда тебе читают, то все понятно.

– Стихи, они веселые и смешные.

– А.Линдгрен. «Эмиль из Леннеберги», Шарль Перро. «Золушка».

Анализ ответов Сони К.

ПО ответам Сони сразу же можно сказать, что девочка невнимательно прочитывает вопрос: так, она не приводит названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, Соня до сих пор испытывает технические трудности, т.е. лучше воспринимает произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Вероятно, девочка предпочитает детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Линдгрен и Перро попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны Соней совсем недавно и она находится под их впечатлением. Таким образом можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у Сони сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием.