Восприятие живописи. «Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба методическая разработка (подготовительная группа) на тему. Беседа на тему «Пейзаж в картинах художников»

23.06.2020

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста»

Сценарий занятия Семейного клуба

для детей и родителей подготовительной к школе группы

Вступительное слово воспитателя по изодеятельности.

Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.

В детском саду дети получают начальные сведения об искусстве, общаясь с разными его видами. Однако, дошкольники, в силу возрастных особенностей, не в полной мере могут оценить глубину произведений живописи и их художественное значение. Мы стремимся активно направлять внимание ребёнка при восприятии произведений искусства, учим его наблюдать и выделять выразительные средства.

Приобщать ребёнка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Именно культура, являясь идеальным средством самовыражения, помогает человеку стать личностью. В целостном процессе приобщения к миру культуры и эстетическим ценностям происходит активизация нравственно-эстетических чувств и познавательных интересов.

Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определённой среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребёнок узнаёт о разнообразии художественных материалов, о многообразии произведений искусства, знакомится с различными видами и жанрами.

Когда и как следует начинать приобщение ребенка к миру прекрасного?

Приобщение к прекрасному начинается с пробуждения и развития души ребёнка, с его самых первых дней жизни. Тёплые отношения между родителями и внимание к своему чаду, эстетическая атмосфера дома, игрушки, напевы народных колыбельных песен у кроватки – всё это умиротворяет сознание и душу ребёнка, настраивает на общение и развитие добрых чувств, облегчает первые шаги в большую, тревожную и совсем не понятную для него жизнь.

Если ребёнка дома окружают доброта и забота, гармония отношений взрослых, красивые простые вещи, книги, игрушки, то это уже залог пробуждения души, каковы бы темперамент и уровень способностей у него ни были. Наши отношения всегда зеркальны. На добро мы отвечаем добром, зло стараемся нейтрализовать, а красота мира формирует нашу внутреннюю красоту, которая, развиваясь и приобретая зрелость, становится активной художественной силой, творчески влияющей на реальность.

Постижение искусства и мира в целом прямо пропорционально глубине человеческой личности. Чем раньше мы начинаем «копать» вглубь, тем богаче, сложнее и выразительнее предстаёт перед всеми нами мироздание.

Чтобы дети познали прекрасное - взрослые сами должны хорошенько усвоить это и очень сильно захотеть передать им.

Какие приёмы можно посоветовать

для приобщения ребенка к миру прекрасного?

Лучше всего ходить с ребятами в музеи, на выставки. В нашем провинциальном городе выставки художников можно посещать в ДХШ, в ДК, в клубе «Юбилейный».

Конечно, следует постепенно собирать домашнюю библиотеку по искусству: книги и альбомы о художниках, музейных собраниях, репродукции с картин, как отечественных, так и мирового искусства. Выписывать журналы, в которых не только рассказывают о художниках, но и показывают, как на практике пользоваться многообразием художественных материалов. Можно брать эти издания для просмотра в библиотеке. Кстати, в детской библиотеке в отделе «Искусств» часто проводятся мероприятия по знакомству с творчеством художников (план мероприятий можно взять у меня или в самой библиотеке).

Целесообразно привлекать дошкольников к просмотру познавательных детских передач, например, на телевизионном канале «Бибигон», «Карусель», где есть очень интересная и познавательная передача для детей «Академия искусств».

Кроме того, и это тоже важно, все ребята с удовольствием сами рисуют картины. Хорошо бы, чтобы родители постоянно подкладывали художественные материалы на детский столик и следили за их качеством и разнообразием. Наличие цветных карандашей и фломастеров безусловно не вызовут у ребёнка большого желания рисовать и уж точно не разовьют в ребёнке задатки творчества, стремление и любовь к прекрасному. Гуашь, акварель, восковые, акварельные и масляные мелки, пастель, соус, различные пластилины, краски для батика и многие-многие другие современные качественные изоматериалы можно найти в отделах канцтоваров и в магазинах для художественного творчества.

Не забудьте и о том, как важно позаботиться о зрении и двигательной координации ребёнка, а занятия с красками не просто способствуют развитию этих функций, но и объединяют их.

С уважением относитесь к творчеству ребёнка. Заведите папку для детских работ, аккуратно складывайте детские рисунки, отмечайте дату и название каждого произведения. Выделяйте время для совместного рассматривания и обсуждения. Самые яркие работы можно оформить в паспарту или даже в рамку. Устраивайте персональные выставки работ вашего ребёнка к каким либо праздникам и событиям, пусть это станет вашими семейными традициями. Своим проявлением внимания, вы дадите понять ребёнку, что уважаете и цените его труд и творчество.

Если ребёнок начал активно рисовать и видно, что ему нравится, – отдайте его в студию к хорошему, деликатному учителю, который исподволь раскроет его способности, а детский коллектив поможет стать ему общительным, весёлым, коммуникабельным человеком.

Конечно же, не все дети станут художниками – это дело таланта и осознанного выбора. Пусть ваш ребёнок станет инженером или врачом. Можно ведь и не быть художником, но любить и понимать прекрасное. И этой любви они научатся от вас и от нас во время игр-занятий с красками, цель которых – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявлять свои способности.

Занятие-викторина «Если видишь на картине…»

Воспитатель: Уважаемые дети и взрослые! Сегодня в зале мы видим много разных красивых картин. Написали их художники. Картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки, называются живописью. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.

Что такое живопись –

Многим не понятно:

Красочные линии?

Брызги? Тени? Пятна?

А живопись – хорошее

И ясное название:

Она на жизнь похожее,

Живое рисование.

(Андрей Усачёв)

Воспитатель: Каждая картина рассказывает о чём-то своём, и называются картины тоже по-разному, каждая картина отвечает какому-то жанру. Ребята, какие вы знаете жанры живописи? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы подробнее поговорить о жанрах живописи, предлагаю вам «Собрать свои картины» и определить их жанр. (Дети собирают картины по типу «разрезных картинок»).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь я предлагаю вам посоветоваться, придумать название своей картине и назвать её жанр. (Группа детей, собравших свою картину, даёт ей красивое название, определяет жанр и рассказывает о соблюдении законов живописи).

После каждого выступления включается музыкальное оформление к жанру – песни Г. Гладкова.

Воспитатель: Все ли из вас знают о жанрах, не путают ли? Давайте проверим.

Задание «Найди нужный тебе жанр». Дети разбирают репродукции картин по жанрам.

Воспитатель: Хорошие знания показали наши дети. А вот смогут ли они применить их на практике? Сегодня, ребята, вам предстоит своим маленьким коллективом создать картину. Это не простое дело, вначале надо договориться: что и как вы будете делать, где располагать. Думаю, что и родители захотят вам помочь и поучаствовать в создании картины. Я приглашаю всех желающих расположиться за столами, чтобы начать эту интересную работу над своей картиной. Удачи вам.

По окончании, совместные работы рассматриваются, уточняется жанр, соблюдение законов, подбор цвета, эстетика и т.д. Картины оформляются в рамки.

Воспитатель: Мы сегодня не просто рисовали, а сделали чудесные картины в технике аппликации. А ведь художнику и не важно, из каких материалов он создает своё произведение. Главное, чтобы он любил и хотел это делать. Наше занятие мне хочется закончить замечательными строчками из стихотворения Андрея Усачева:

Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник

Рисует он, где только может;

Он чертит палкой на земле,

Зимою – пальцем на стекле.

И пишет углем на заборе,

И на обоях в коридоре…

Рисует мелом на доске,

На глине пишет и песке.

Пусть нет бумаги под руками,

Нет денег на его холсты,

Он будет рисовать на камне

И на кусочке бересты.

Салютом он раскрасит воздух,

Взяв вилы, пишет на воде,

Художник потому художник,

Что может рисовать везде.

А кто художнику мешает,

Тот Землю красоты лишает!


Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса - отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно .

Ожегов в своем толковом словаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ .

Восприятие--отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса - отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов .

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.

Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов живописи, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Восприятие картины представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс. Он состоит из следующих этапов:

Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения)

Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов и полушарий головного мозга.

Как показывают психолого-педагогические исследования (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.), эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.

Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:

Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.

Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.

В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

Психологи (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.) и педагоги (В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, П.М. Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

А.А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

С.Л Рубинштейн, Г.Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.

Художественные картины бывают таких типов:

Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда. посуда, животные и т.д.)

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. П. А. Федотов «Свежий кавалер», А. А. Рылов «Чайки», Н. С. Самокиш «Материнство»

Пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», Весна»,»Большая вода»; А. Куинджи «Березовая роща»; Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Алёнушка» и т.д.

Натюрморт: К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; Машков «Рябинка»; Кончаловский «Маки», «Сирень у окна» и т.д.

Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает картину не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.

Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих специфических понятий для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.

В исследовании Н.М. Зубаревой по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, поставлены вопросы: каковы возможности картин, в частности, таких жанров, как натюрморт и пейзаж. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки - к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. При сопоставлении двух художественных произведений на одну и ту же тему, но решённых художниками по-разному, дети отдают предпочтение картинкам, написанным лаконично, условно, ярко, с использованием декоративных возможностей цвета. Однако условность в изображении принимается детьми лишь до определённых пределов. Изображение, граничащее со схематизмом, вызывает у них протест. Воспринимая натюрморт, дети эмоционально реагируют на цвет, замечают, какие цвета художник использует в картине. Дети 5-6 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием .

Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важно использовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и др. При восприятии жанровой картины детьми старшего дошкольного возраста понимание социальной значимости содержания картин развивается постепенно от неосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания, мотивированному логическими связями содержания картины и средствами выразительности. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. Так, в натюрмортах детей больше привлекают произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Красочность и декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания делают эти произведения необычайно привлекательными для детей. В картине бытового жанра их больше интересуют произведения, написанные реалистично, в пейзаже - картины с использованием декоративных возможностей цвета. В работе с детьми целесообразно использовать произведения с различной трактовкой художественного образа: очень подробной (А. Лактионов, И. Шишкин, И. Хруцкой), более обобщённой (А. Рылов, А. Куинджи, И. Левитан), условно плоскостной, близкой к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев). В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.(см. приложение 1)

Таким образом, анализ педагогической и искусствоведческой литературы позволил охарактеризовать процесс восприятия, его типы, процесс художественного восприятия, этапы восприятия картин, привести примеры типов картин, которые доступны для восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Если же говорить о живописной технике, то можно изучать использованные художественные приемы. Тут важно уметь отличать масляную живопись от темперной, сухую иглу от мягкого лака в гравюре. Отсюда следует вывод, что изучение произведения искусства — это вполне научная дисциплина, хотя надо заметить, что существуют и другие аспекты искусства — многогранного по своей сути, которые не укладываются в простую схему сбора сведений, а относятся к совсем иной области, где трудно дать объективную оценку и где определяющими факторами являются восприимчивость и вкус.

Помимо биографического, исторического или сугубо технического изучения, есть еще один путь приобщения к искусству — всегда смотреть на произведение искусства не предвзято и непосредственно, постаравшись, особенно при первом личном знакомстве, хоть на время забыть все то, что вы читали или слышали о нем и что способно в той или иной степени повлиять на ваше восприятие. Для этой цели можно купить постреры недорого различных направлений в живописи и постараться внимательно осознать ту или иную картину, но при этом стоит учитывать что плакат это бумага, и она не передает объема. Если же купить печать на холсте, то фактура самого холста, за счет преломления света создаст ощущение некого объема и картина приобретет живую перспективу. Если купить репродукцию, даже очень качественного оттиска, следует учитывать что 100% передачи палитры не будет.

И еще одно: важно заранее не настраивать себя на знакомство с произведением как с драгоценной, уникальной вещью, видя в нем прежде всего высшую ценность, требующую благоговейного почитания, а главное, не руководствоваться тем, во сколько тысяч долларов определена его стоимость. Нужно отдаться своим внутренним ощущениям и беспристрастно отдаться влиянию изображения, и не важно дорогой ли это оригинал или недорогой постер, печать на холсте или репродукция. Даже если купить картину недорого, она может настолько затронуть ваши эмоциональные нити что окажется для вас самым ценным и дорогим произведением искусства, как например ваш личный портрет. Заказать портрет маслом портрет маслом или напечатать фотографию на холсте сегодня не составляет труда. Технологии позволяют быстро и качественно это сделать, главное что бы внутренний комфорт при рассмотрении такой картины вас не покидал.

Зритель должен почувствовать, что картина становится для него как бы собеседником: отвечает на его вопросы, сама спрашивает о чем-то, заставляет задуматься. Тот момент, когда работа художника вызывает живой отзвук в нашей душе, когда мы начинаем ощущать, как произведение искусства постепенно раскрывает перед нами все огромное богатство своего содержания, своих образов, — это и есть момент истинного «понимания». И совершенно не важно что за автор, можно купить картину европейских авторов, или никому не известный пейзаж суть в одном - правильное восприятие, гармоничный отклик вашей души.

Чтобы пояснить эту мысль, мы выбрали два портрета, созданных в разных странах и в разное время, но ярко воплощающих образную идею. У Хуана де Парехи, изображенного на одном из самых известных портретов Веласкеса, открытый, умный и проницательный взгляд, горделивая поза. Картина выполнена широкими спокойными мазками, характеризующими манеру авторского письма.

Мятущаяся душа Ван Гога выражена в знаменитом «Автопортрете в соломенной шляпе». Избрав в качестве модели самого себя, художник не ограничился лишь передаче внешнего сходства; густые, гибкие беспокойные мазки свидетельствуют о состоянии болезненной напряженности, встревоженности. И по статистике при живом рассмотрении этой картины многие до сих пор испытывают тремор. Можно сегодня заказать печать портрета на холсте, при этом выбрать художника со схожим стилем написания, и при ее рассмотрении можно получить расстройство психики.

Мы не только получаем представление о личных качествах и особенностях конкретных и узнаваемых персонажей — созерцание, «понимание картины обогащает наши знания о самих себе. Восприятие, осмысление воплощенного в картинах разностороннего опыта многих биографий помогает глубже понять природу человека, сложный мир страстей, устремлений, характеров, интересов. Понимать искусство означает уметь видеть закатный свет в пейзаже Камилля Коро, узнавать в лицах мадонн, запечатленных художниками Возрождения, лица сотен женщин-матерей, ощутить движение в застывшей сцене игры в футбол. Понимание подразумевает диалог с картиной, а это требует воображения, полета мысли, а также определенных навыков и познаний. Чуткому, вдумчивому зрителю раскрывается многое.

Здесь уместно вспомнить высказывание Райнера Марии Рильке, который проявлял большой интерес к пластическим искусствам, особенно к творчеству Сезанна. Поэт называл произведения этого художника не¬высказанной речью, которую невозможно передать словами. Восприятие произведения искусства — процесс постижения того, что порой невозможно выразить в языковой форме.
Несмотря на эту заведомую сложность, зритель способен научиться хорошо и свободно понимать все тонкости художественного языка, что разовьет в нем творческое начало, будет способствовать его новому видению искусства. Поэтому порой при освещении тех или иных тем в книге мы прибегаем к иносказательности, метафоричности, аллюзиям, помогающим раскрыть своеобразные особенности живописи.

Художники древности, великие живописцы Возрождения и барокко, художники XX века воплощали на поверхности камня, деревянной доске, холсте явления действительности, реальной или воображаемой, которые продолжают жить под обращенным к ним взглядом зрителя, любопытным, вопрошающим, восхищенным. Либо удивленным.

Восприятие - простейший и наилучший способ познания, Однако существуют и другие формы познания, из которых мы рассмотрели три. Использование приборов в процессе познания включает в сферу восприятия чрезвычайно мелкие и очень удаленные предметы, С помощью приборов можно получать знание в метрической форме. Язык придает неявному знанию явную форму. Он позволяет зафиксировать в письменной форме накопленные предыдущими поколениями наблюдения и собрать их воедино. Картины как средство познания расширяют границы восприятия и способствуют объединению различных ее аспектов.[ ...]

Картина не похожа на восприятие. Тем не менее картина в некотором смысле больше похожа на восприятие объекта, места или человека, чем их словесное описание. Считается, что иллюзия реальности возможна. Говорят, живописное полотно может достичь такого совершенства, что зритель уже не сможет отличить полотно, обработанное с помощью красок, от настоящей поверхности, которую видел живописец. Одну - о греческом художнике, столь искусно изобразившем виноград, что птицы прилетели клевать его, и другую, в которой соперник этого художника одержал над ним победу. Он так натурально изобразил на полотне занавес, что даже сам художник попытался его приподнять. Легенда о [ ...]

Восприятие картин представляет собой вид восприятия, в процессе которого (в отличие от непосредственного восприятия и отчасти восприятия, опосредствованного приборами) невозможно убедиться в реальности воспринимаемого содержания. Тем не менее с помощью картин можно проникнуть в богатейшую реальность естественного окружения гораздо глубже, чем с помощью слов. Нет ничего более далекого от истины, чем утверждение, будто картины являются застывшими формами нашего опыта. Картины могут многому нас научить, и при этом от нас потребуется гораздо меньше усилий, чем при чтении книг. Восприятие картин отличается от обычного восприятия, то есть от восприятия из первых рук, но все же оно больше похоже на обычное восприятие, чем на восприятие речи.[ ...]

Итак, картина - это особым образом обработанная поверхность, обеспечивающая наличие оптического строя застывших структур с их глубинными инвариантами. Поперечные сечения зрительных углов строя имеют определенную форму, тогда как у инвариантов формы „нет. Строй картины ограничен, то есть он не является объемлющим. Это остановленный во времени строй (исключение составляет кино, которое будет рассматриваться в следующей главе). Существует много различных способов обработки поверхностей, обеспечивающих наличие строя. Можно изменить способность поверхности отражать или пропускать свет, раскрасив ее или нарисовав на ней что-нибудь. Можно с помощью гравировки или какой-либо другой обработки изменить ее рельеф и создать на ней тени. Можно, наконец, на какое-то время создать картинку на поверхности, проецируя на нее свет. В последнем случае саму поверхность мы называем экраном, а тот объект, который отбрасывает тени,- проектором. Эти основные способы создания искусственного оптического строя обсуждались в моей предыдущей книге по восприятию (Gibson, 1966b, гл. И). Каким бы, однако, приемом обработки поверхности художник ни воспользовался, ему все же придется поместить обработанную поверхность среди других поверхностей окружающего мира. Картину можно видеть только в окружении других поверхностей, не являющихся картинами.[ ...]

Интерес к картинам и кино появился у меня во время войны, когда я в качестве психолога участвовал в обучении молодых людей летному делу. В 1940-1946 годах миллионам американцев пришлось овладеть этими совершенно противоестественными навыками. Возможности зрительного образования, если можно так выразиться, произвели на меня сильное впечатление. Нельзя рассказать студенту, как нужно летать; нельзя позволить ему учиться этому методом проб и ошибок. Можно было бы учить с помощью тренажеров, но это было слишком дорого. Нужно было попытаться показать им, как летают. Конечно, если бы сти-мульную ситуацию можно было симулировать, то они могли бы учиться, не подвергая себя опасности разбиться. Литература по зрительному научению оказалась бесполезной. Как отмечалось выше, за 20 лет я отверг одно за другим несколько определений картины. Один из моих учеников написал книгу «Психология восприятия картин» (Kennedy, 1974), которую можно рассматривать как первый шаг на пути к решению этой проблемы.[ ...]

Целостное восприятие видимой картины могло бы быть нарушено не только из-за дефектов в поле зрения, но и в силу образования последовательных образов, представляющих собой своеобразные следы предыдущих раздражений сетчатки (Балонов, 1971), которые в определенных условиях могут наблюдаться в течение длительного времени (десятки секунд и минуты), лишь постепенно угасая. Оставшиеся на сетчатке следы, безусловно, могут помешать восприятию новой информации. Поэтому должен существовать механизм, «стирающий» эти следы. Есть все основания полагать, что автоматия саккад как раз и является одним из таких механизмов. Давно было замечено, что при движении глаз последовательные образы становятся менее интенсивными, уменьшается их длительность или они исчезают вообще. Более того, движения глаз не только «стирают» уже развившиеся последовательные образы, но и препятствуют их возникновению. Саккады, «стирая» последовательные образы, «держат» в «боевой готовности» зрительный канал связи.[ ...]

Совсем иную картину видит человек с левой стороны этого же моста, где его глазам открывается панорама Кремля (приложение 1, рис. 23). Прежде всего, радует цветовая гамма: колокольня с золотым куполом, кремлевская стена с башенками и кремлевский дворец в глубине. Глаз перескакивает с одного элемента на другой и каждый раз «он знает», куда он смотрит и что он видит. После каждой саккады глаз имеет возможность прочно зацепиться. Архитектор, по-видимому, как раз именно этого и добивался. Сопоставляя эти две фотографии, создается впечатление, что эти два комплекса строились по разным эстетическим критериям: в одном превалировал художественный замысел, а в другом - инженерный подход. Голый рационализм в архитектуре, как мы видим, находится в полном противоречии с законами зрительного восприятия.[ ...]

Для понимания картины необходимо, во-первых, прямое восприятие поверхности картины и, во-вторых, непрямое осознание того, что на ней нарисовано. Такая двойственность понимания неизбежна при нормальных условиях наблюдения. Глаз не удается «обмануть, иллюзии реальности все равно не возникает.[ ...]

Когда мы смотрим, скажем, на Ниагарский водопад, а не на картину, на которой он изображен, наше восприятие будет прямым, а не опосредствованным. Опосредствованным оно будет во втором случае, когда мы смотрим на картину. Таким образом, когда я утверждаю, что восприятие окружающего мира является прямым, я имею в виду, что оно не опосредствовано никаким изображением - ни сетчаточным, ни нервным, ни психическим. Прямое восприятие - это особый вид активности, направленный на получение информации из объемлющего светового строя. Этот процесс я назвал извлечением информации. Для его осуществления необходимо, чтобы наблюдатель активно передвигался, смотрел по сторонам и рассматривал объекты окружающего мира. Этот процесс не имеет ничего общего с получением информации из поступающих на вход оптического нерва сигналов, что бы они из себя ни представляли.[ ...]

Книга читается легко и с большим интересом, несмотря на сложный материал и порой специфическую терминологию. Легкости восприятия материала способствует четкое, логическое построение книги. В I части раскрываются проблемы окружающей среды в мире и в Чехословацкой Социалистической Республике, причем особое внимание уделяется рассмотрению проблем европейского континента. Проведя как бы классификацию проблем, стоящих в этой области, автор во II части анализирует проблемы в процессе взаимоотношения и взаимовлияния отдельных элементов окружающей среды. Здесь мы знакомимся с отношениями человека с окружающей средой, взаимоотношением элементов окружающей среды в населенных пунктах и т. п. Автор показывает сложную, взаимосвязанную картину окружающей человека среды, проводя через всю книгу идею необходимости комплексного, системного подхода к решению острой проблемы окружающей среды.[ ...]

В заключение отметим, что картина всегда предполагает два способа восприятия - непосредственный и опосредствованный,- которые идут параллельно во времени. Наряду с непосредственным восприятием поверхности картины существует опосредствованное осознание виртуальных поверхностей.[ ...]

Давно было известно, что на картинах можно создать видимость наложения. Этого же эффекта можно добиться и с помощью других средств показа застывшего строя. Широкую известность получило открытие Рубина, показавшего, что изображение замкнутого контура или фигуры влечет за собой появление фона, который воспринимается как нечто целостное, простирающееся за фигурой. Но все такого рода демонстрации связывались с восприятием формы, с видением контуров и линий, а не с восприятием заслоняющих краев поверхностей в загроможденном земном окружении. Из этих демонстраций следовало, что так называемую глубину можно воссоздать с помощью наложения на картине, но из них никак нельзя было вывести то, что заслоненная поверхность выглядит постоянной.[ ...]

Сложности, связанные с созданием и восприятием картин, порождают свои проблемы, имеющие мало общего с проблемами прямого зрительного восприятия.[ ...]

Первая часть этой книги посвящена восприятию окружающего мира. Вторая часть - информации для восприятия, Третья часть - собственно процессу восприятия. Наконец, четвертая часть посвящена живописи и тому особому содержанию сознания, которое возникает, когда мы смотрим на картины. Восприятие картин поставлено в конец книги, потому что его нельзя понять, не разобравшись с объемлющим зрением и зрением в движении.[ ...]

Я все время, пока экспериментировал с картинами, ломал голову над тем, как сформулировать определение картины. По мере того как менялись мои взгляды на оптику и продвигалась моя работа по созданию теории восприятия, изменялось и это определение. Возможно, те версии этого определения, от которых я в свое время отказался, представляют какой-то интерес для истории (Gibson, 1954, 1960b; 1966b, гл. 11; 1971). Сейчас я стал бы отстаивать лишь последнюю из них.[ ...]

Основная поляна связывается глубокой и широкой перспективой с малыми и образует взаимосвязанную систему всех полян. Желательно, чтобы дорожная сеть подводила к поляне с разных сторон для восприятия с каждого подхода новых пейзажных картин.[ ...]

Разумеется, существуют рисунки и картины, однако, как будет разъяснено в четвертой части книги, это не «формы». Это звучало обнадеживающе и многообещающе. Их можно упорядочить таким образом, что отличия каждой из них ото всех остальных будут нарастать постепенно и непрерывно» (Gibson, 1950b, с. 193). Важна не форма как таковая, а параметры ее изменения. И если бы эти параметры были изолированы, можно было бы проводить психофизические эксперименты.[ ...]

Автор отмечает, что зарегистрированная картина не полностью согласуется с теорией, согласно которой четочная молния-это субъективное восприятие обычной молнии с извилистым (и потому видимым лишь частично) каналом. Светящиеся отрезки и темные промежутки пунктирной траектории расположены довольно регулярно, что заставляет вспомнить о характеристиках, приписываемых обычно четоч-ной молнии. Однако приведенную на рис. 2.16 фотографию нельзя считать абсолютно достоверной ввиду отсутствия негатива и недостатка информации об условиях наблюдения.[ ...]

Многочисленными исследованиями В.Д. Глезера и его учеников была показана огромная роль влияния движущихся стимулов на зрительное опознание (Глезер, 1975; Леушина, 1978). Оказалось, что для выявления эффекта исчерченности обязательным условием является движение стимула. Этот эффект не наблюдается при неподвижных мелькающих раздражителях. Рецептивные поля оптимально реагировали на высокие пространственные частоты только при движении полос. Следовательно, сведения о высоких пространственных частотах передаются только в случае сдвига изображения в рецептивном поле. Эти факты хорошо согласуются с психофизиологическими данными. В условиях стабилизации изображения на сетчатке для видения грубых деталей достаточно было модулировать по времени контраст неподвижного объекта с фоном, тогда как для выявления более мелких деталей этого недостаточно: обязательным условием их восприятия является движение изображения по сетчатке. Другие органы чувств также получают наибольшую информацию при перемещении воспринимаемых раздражителей: слухового, вкусового, обонятельного и тактильного. Именно на этом феномене основано чтение брайлевского текста слепыми: перемещение пальца по выпуклым точкам текста и создает необходимые условия для максимального восприятия. Попытки сделать мозаику из шести стационарных вибродатчиков, разнесенных на большое расстояние, не привели к успеху. Таким образом, автоматия саккад возникла, с точки зрения эволюции, как необходимость создания непрерывного перемещения видимой картины с целью получения наивысшей информативности. В городе, где преобладают неподвижные объекты (дома, сооружения), значение автоматии саккад особенно велико.[ ...]

Проблема заключается в том, чтобы понять, как картина обеспечивает вторичное восприятие. Она становится еще более сложной, если учесть, что картина может служить источником вторичной фантазии и эстетического удовольствия, будить творческое воображение, а также тот факт, что картина дает возможность ее творцу мыслить без с л о ТА rrii е rm, 1969).[ ...]

То, что вызывает систематически изменяющаяся картина, ближе к естественному зрительному восприятию, чем то, что вызывает остановленная картина. Образующие ее преобразования, для которых в языке нет подходящих слов и которые поэтому так трудно описывать, воспринимаются легче, чем известные застывшие формы на рисунках и фотографиях.[ ...]

Проецирование теней является наиболее гибким и мощным методом изучения восприятия движения. Но только сейчас становится ясно, как его использовать для изучения восприятия событий. В наше время искусство и технология производства того, что человек с улицы называет «кино», достигли необычайного совершенства, но при всем том нет никакой дисциплины, которая могла бы подвести под них научный фундамент. Создание движущихся изображений - будь то «живые картины» в кино или изображение на экране осциллографа, получаемые с помощью управляемого компьютером движения луча,- представляет собой достаточно сложное усовершенствование такого способа проецирования (например, Green, 1961; Braunstein, 1962 а и b). Я еще вернусь к проблеме симуляции оптических движений в последней главе книги.[ ...]

В этих двух гипотезах ничего не утверждается о восприятии, в них говорится только об информации, которая в обычных условиях доступна восприятию. Они не имеют никакого отношения ни к пространству, ни к третьему измерению, ни к глубине, ни к удаленности. В них также ничего не говорится о двумерных формах или паттернах. Этими гипотезами, однако, закладывается совершенно новая основа для объяснения восприятия объемных объектов, которые загораживают друг друга. Объект на самом деле облагает объемом, а фон на самом деле непрерывен. Картина или изображение объекта не имеют отношения к вопросу о то"д, как он воспринимается.[ ...]

Различие между отношением метрического местоположения и отношением включения можно проиллюстрировать следующим образом. Можно условиться задавать местоположение звезд на небе, отсчитывая градусы вправо от севера и вверх от горизонта. Но местоположение любой звезды можно считать заданным, во-первых, если известно, в какое из созвездий она входит, и, во-вторых, если известна вся картина звездного неба в целом. Аналогично оптические структуры, которые соответствуют листьям, деревьям, холмам, включены в другие, более крупные структуры. Текстура земли, конечно же, тонкие структуры созвездий, состоящих из отдельных звезд и, следовательно, в еще меньшей степени зависит от координатной системы. Если так, то восприятие направления некоторого отдельного предмета на земле, его направления «отсюда» не составляет самостоятельной проблемы. Восприятие окружающего мира не складывается из восприятий различных направлений отдельных элементов этого мира.[ ...]

Заключительная, пятая статья из той серии работ, посвященных восприятию картин, о которой шла речь выше, была посвящена понятию бесформенных инвариантов (Gibson, 1973). Вопреки точке зрения, согласно которой картина не может симулировать никаких инвариантов, поскольку без движения нет никаких преобразований. я беру на себя смелость утверждать, что картина все-таки симулирует инварианты, хотя и менее выраженные, чем в кино.[ ...]

К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Все накопленное и овеществленное человечеством богатство не исчерпывается чисто материальными ценностями. Оно включает массив определенным образом организованной информации. Это и образы городов, парков, и библиотеки, музеи, и картины «очеловеченной природы». Для каждого народа или любого социального его слоя весь материальный культурный мир специфичен. Это создает предпосылки для развития этноэкологии, которая включает в себя и отношение этносов к природным ресурсам. Национальная специфика все еще очень заметна и сбрасывать ее со счетов не следует. Это касается и трудно уловимого национального духа, включая религиозные системы. Атеизм еще не означает избавления от давления общественно ассимилированных религиозных догм. Экология духа» в составе экологии культуры - весьма заметный элемент и вполне может быть объектом познания. Национальная вражда или хотя бы разобщенность, иногда лишь подспудная,- лучшее доказательство актуальности проблем «экологии духа». Если внутри общества, его социальной структуры отношения между людьми в значительной мере предмет социологии и социальной психологии, то весь комплекс мировосприятия ближе к «экологии духа». Правда, в этом комплексе присутствует и элемент экологии человека как таковой - экологического восприятия другого, физического ощущения от его присутствия (вид, запах, манеры и т. п.). Принятие или непринятие другого не просто социально-культурная воспитанная установка, но и психофизиологическая реакция.[ ...]

При создании кинофильма необходимо руководствоваться тем, как воспринимаются события и развитие этих событий. Создание фильма не аналогично созданию живописного произведения. Последовательная встроенность событий в события более высокого уровня имеет решающее значение. Переходы между эпизодами должны быть психологически обоснованны, и последовательность эпизодов должна быть понятна. Однако теория картинного зрения и теория восприятия, основанная на стимульной последовательности,- плохие помощники в деле создания кинофильма. Помочь тут может теория экологического восприятия, то есть теория восприятия окружающего мира, учитывающая процессы движения и рассматривания.[ ...]

Но одно дело - утверждать, что использование перспективы не является необходимым для живописи, и совершенно другое - что перспектива - это язык. Последнее означает, что перспектива, как и инварианты картины, подобна словесному тексту и что воспринимать ее по-новому можно научиться с таким же успехом, с каким мы осваиваем новый язык. Однако природа картины такова, что информация заключена в ней в неявной форме. Инварианты нельзя выразить в словах или перевести в символы. Рисунок передает содержание сознания без слов. Запечатленное нельзя втиснуть в рамки высказываний. Для того чтобы описать восприятие того факта, что мы занимаем определенное место в окружающем мире, нам не хватает слов. Разумеется, писатели пытаются делать это, но они не в силах перенести вас с помощью картины в другое место так, как это могут сделать живописцы.[ ...]

Бинауральный эффект способствует локализации источников звука благодаря двум факторам: временной разности и интенсив-ностной разности приходящих в уши сигналов. На низший частотах слухового диапазона (ниже 500 Гц) направление на источник определяется в основном по временному запаздыванию бинаурального эффекта. В то же время источники сигналов с частотой ниже 150 Гц практически не локализуются слухом. Направление на источники звука с частотой выше 500 Гц определяется как временным, так и интенсивностными бинауральными эффектами. Эффект локализации источника звука проявляется в условиях открытого пространства. При наличии отраженных волн пространственная картина восприятия искажается.[ ...]

В традиционной оптике о земном горизонте почти ничего не говорится. Единственное эмпирическое исследовав ние на эту тему было проведено с позиций экологической оптики (Sedgwick, 1973). Седжвик показал, каким важным источником инвариантной информации для восприятия различного рода объектов является горизонт Так, например, горизонт рассекает все находящиеся на земле объекты одинаковой высоты в одном и том же отношении вне зависимости от их угловых размеров. Эт простейшая форма «горизонтного отношения». Любые два дерева или столба, которые горизонт делит пополам, имеют одну и ту же высоту, равную удвоенной высоте расположения глаз наблюдателя. Седжвик показал, что оценка размера объекта, изображенного на картине определяется этими же отношениями.[ ...]

Сейчас я не готов отвечать-на этот вопрос, так как для этого нужно перейти на другой уровень описания, а нынешняя дискуссия о «комму-никационной среде» представляется мне легковесной и искусственной. По моему мнению, есть множество-ха= ких ф°Рм- Все они чрезвычайно сложны и проникают друг в друга. И все же мне представляется очевидным существование трех способов вооружить познание, способствовать восприятию и расширить пределы понимания = это использование приборов, словесных описаний и картин, Слова и картины действуют совершенно иначе,-не жели приборы, поскольку в первом случае информация получается как бы из вторых рук. Рассмотрим каждый из этих способов в отдельности.[ ...]

Кроме того, мы поддерживаем связь друг с другом, создавая изображения на поверхностях (глиняных дощечках, папирусе, бумаге, стене, полотне или экране), а также создавая скульптуры, модели или объемные изображения. В деле производства изображений революционную роль сыграло изобретение фотографии, то есть фоточувстви-тельной поверхности, которую можно поместить за линзой на задней стенке темной камеры. В общении подобного рода, которое мы называем графическим, или пластическим, не участвуют ни знаки, ни сигналы, в нем нет сообщений, явно передаваемых от одного индивида другому. В процессе такого общения ничего в явном виде не передается и не сообщается. Картины и скульптуры предназначены для показа. Из этого следует, что они содержат информацию и делают ее доступной для того, кто на них смотрит. Тем не менее они такие же человеческие творения, как и произнесенные или написанные слова языка. Они поставляют информацию, которая, подобно языковой информации, опосредствована восприятием первого наблюдателя. С их помощью нельзя пережить впечатления, так сказать, из первых рук - только из вторых.

ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Что такое картина? Картина – это художественное произведение , следовательно, на каком бы уроке ее не анализировали, основная эстетическая ее ценность остается та же.

Весь урок или его фрагмент могут быть разбиты на отдельные этапы:

1 этап . Развитие самостоятельности мышления учащихся.

Необходимо дать 1-2 минуты для индивидуального восприятия детьми картины. В тишине они должны войти в образ, в художественное содержание картины. Эмоциональность детей не позволит им долго молчать. Они начнут вслух выражать свои чувства по поводу увиденного в картине.

2 этап. Развитие эмоционального восприятия.

Какое настроение вызывает картина?

Что вы чувствуете, глядя на картину?

Какое состояние передает художник?

Обычно учащиеся непосредственно и искренне реагируют на данные вопросы. Ярко выраженное состояние или настроение они определяют довольно точно, например: хорошее настроение. Здесь страшно. Веселое настроение. Плохое состояние. Грустное настроение и т. д.

Если ученик самостоятельно почувствовал, определил состояние, настроение в картине, значит, это произведение обладает определенной долей выразительности.

О выразительности. Почему одно произведение считается выразительным, другое нет? Как достигается выразительность? В данном случае необходимо раскрыть перед учащимися изобразительные средства, с помощью которых художник достигает того, чтобы идейный замысел его картины дошел до зрителя. К выразительным средствам картины относятся: колорит, композиция, линия, форма, формат картины, ритм, симметрия,


передача пространства, техника исполнения. Учитель должен не только знать содержание терминологии изобразительно - выразительных средств, но и уметь раскрыть перед учащимися эстетическое содержание каждого термина.

Композиция – это сочинение, соединение частей в единое целое, расположение элементов рисунка на плоскости.

Как можно охарактеризовать композицию соответственно возрастным особенностям младшего школьника? Какая может быть композиция?

· По расположению композиционного центра композиция может быть: центральная, диагональная, вертикальная, горизонтальная;

· По элементам симметрии: симметричная, антисимметричная;

· По геометрической характеристике: круговая, треугольная, квадратная, прямоугольная;

· По красоте: гармоничная - дисгармоничная, уравновешенная - неуравновешенная, соразмерная - несоразмерная, динамичная-статичная.

Колорит – цветовая гамма, цветной строй картины.

По передаче состояния через цвет, колорит может быть: глухой-звонкий, свободный-напряженный, тяжелый- легкий, тревожный-радостный и т. д.

По передаче теплохолодности: холодный-теплый.

Линия – в картине несет также смысловую и эстетическую нагрузку.

Возможные варианты эстетической характеристики линии: хрупкая-гибкая, мягкая-жесткая, динамическая, стремительная-спокойная, статичная.

Форма – как выразительное средство художественного произведения имеет свою эстетическую характеристику: тяжелая-легкая, грубая-изящная, острая-мягкая.

Ритм – в картине создается за счет повторения, чередования отдельных пятен, линий, штрихов или отдельных групп форм, пятен . По эстетической нагрузке ритм может быть:напряженный, тревожный-спокойный, легкий-тяжелый.

Техника исполнения в картине – это способ наложения мазка, цветных пятен в живописной работе, приемы нанесения штриха, линии в графическом произведении.

Красочный мазок может быть длинным, извилистым, тревожным, экспрессивным или мягким, спокойным, лиричным. Иногда техника живописи такова, что мазок не виден.

Итак, учитель должен, но и уметь раскрывать пред учащимися эстетическое содержание выразительных средств изображения в картине.

3 этап. Развитие художественного мышления учащихся.

Задача этапа – раскрыть перед учащимися те выразительные средства, которые использовал художник. Здесь необходимо грамотно направить восприятие учащихся. Необходимы вопросы, помогающие выявить художественные средства, с помощью которых художник добился того, чтобы учащиеся почувствовали волнение, радость, страх, печаль, грусть, тишину, покой и т. д.

Вопросы, направленные на выявление художественных средств, могут быть такими:

Какие средства использовал художник?

Как добился художник того, что мы почувствовали страх, волнение, грусть, радость, тишину, покой?

Обычно учащиеся правильно определяют художественные средства. Особенно точно они дают эстетическую характеристику цвета и называют цвет в первую очередь среди других средств.

Дети говорят, например, так: художник использовал яркие краски, поэтому мы почувствовали в картине радость. Художник нарисовал картину темными красками, поэтому здесь страшно.

4 этап. Развитие логического мышления учащихся.

После того, как учитель вместе с учащимися определит художественные средства, выражающие идею, проводится анализ содержания картины, направленный на развитие познавательной активности учащихся, формирование их материалистического мировоззрения. Это логический анализ картины. В ходе этого анализа учитель ставит вопросы, которые заставляют учащихся логически мыслить.


Кого (что) вы видите на картине? (вопрос на развитие визуального мышления)

Что изображено на первом плане? На втором? (вопрос на развитие пространственного мышления)

Почему предметы одного размера изображены вдали меньше, чем впереди? (вопрос на развитие пространственного мышления)

Почему деревья осенью становятся оранжевыми, желтыми? (вопрос природоведческого характера, направленный на формирование материалистического мировоззрения)

Какое время года, дня, суток изображает художник? По каким признакам вы это определили? (вопрос на развитие логического мышления)

5 этап. Развитие познавательной активности учащихся.

В заключение процесса восприятия картины учитель дает краткие сведения о художнике, его творческом и жизненном пути, эпохе, когда жил художник, социальных условиях.

6 этап. Подведение итога восприятия картины.

Учащиеся вместе с учителем определяют идейное содержание картины, основную смысловую нагрузку. Работа над картиной должна иметь четкую структуру, которая варьируется в зависимости от поставленных задач. Диктуется это содержанием урока, на котором анализируется картина. Однако основная задача – формирование гражданских позиций, высоких моральных и нравственных качеств ученика достигается путем восприятия художественного содержания картины.

Беседа на тему «Пейзаж в картинах художников»

«Весна. Большая вода»

В качестве вариантного подхода к анализу пейзажа в 1 и 3 классах рассмотрим картину «Весна. Большая вода» Исаака Ильича Левитана (гг). Этого художника называют мастером «пейзажа настроений и состояний». Художник по большей части выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения ее состояния будь то переходы от одного времени года к другому, наступление сумерек или предгрозовое затишье.

Переменчивая погода всегда вызывает в человеке движение чувств, наводит на размышления, влияет на настроение. И. И Левитан обостренно чувствовал жизнь природы. В неразрывности, слитности наблюденного и пережитого, наверное, и заключается тайна обаяния его пейзажей. «Мало написать землю, надо передать чувства к этой земле», - писал художник. Его любовь к Родине, к родной русской природе и определили столь поэтическое ее восприятие.

Одним из самых проникновенных лирических пейзажей является «Весна. Большая вода»(1887г) он написал с натуры, и, казалось бы, его правдивость, узнаваемость помогают легко его понять.

Повесив репродукцию, а еще лучше показав ее на экране, учитель немного рассказывает об, дает возможность рассмотреть картину, подготовиться к беседе.

У. - Скажите, какое время года здесь изображено и почему? (учитель старается добиваться объяснения, чтобы дети учились анализировать, доказывать, развивать сою речь)

Д . – Это весна, потому что в роще деревья без листочков, но чувствуется, что скоро они появятся. По цвету неба и воды - они также свежие и прозрачные бывают только весной. По тому, что вода затопила деревья. (если дети затрудняются сформулировать свою мысль или выражают ее сумбурно, то педагог, поняв высказываемую идею, повторяет за учеником его ответ, но уже выстраивая его в законченную фразу. Здесь можно назаметно ввести подсказку).

У . – (полемизирует с детьми) – Не только весной бывают деревья без листьев, солнышко светит в любое время года, радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. (ученики будут искать доказательства в картине, внимательно рассматривая. Важно подвести их к выводу, что все они правы, ибо все признаки вместе это и есть весна). Итак, как бы вы назвали картину?

Д. – Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась. Березки весной. Березки в воде.

У. – Этой картине художник придумал не совсем обычное название. Левитан назвал ее «Весна. Большая вода» (пишет название на доске). Давайте подумаем, почему он назвал именно так, а не «Весна. Наводнение»? Очень не простой вопрос, а догадаться можно. Скажите, каждый ли год река разливается так широко? Ответ найдите на картине. (дети, как правило, затрудняются ответить и нужна подсказка. Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас). Самое сложное при восприятии пейзажа – проникнуть в глубину пространства, оказаться «внутри»мотива, вжиться в образный мир. Для этого лучше всего поставить проблемный вопрос, вопрос-загадку, ответ на который потребует неоднозначных ответов, затруднит быструю реакцию, часто связанную с поверхностным восприятием.

Д .- Река разлилась так широко, что затопила и другой берег. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий.

У.- Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему только они? Очевидно, люди не правильно их построили – слишком близко к воде?

Народное выражение «большая вода» означает очень широкий разлив, большое половодье. Красивое название, теперь редко употребляемое. Как хорошо, что оно сохранилось в названии этой картины. Ребята, скажите, хотелось бы вам сейчас оказаться в том месте, какое нам показал художник? Почему?

Д. – Хотелось бы побегать по берегу. Хотелось потрогать воду. Она, наверное, холодная очень. Там свежий воздух. Солнышко ярко светит и потому весело (эффект присутствия должен быть создан в беседе по картине, иначе не будет ее эмоционального восприятия)

У .- Скажите, почему вы почувствовали все это? Какого цвета больше всего в картине?

Д. – Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода еще очень холодная и поэтому она синяя. Небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.

У. – А по каким признакам еще можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка, которое вы часто изображаете в своих рисунках, здесь нет?

Д .- Земля желтая и коричневая, потому что ее нагрело солнце. Березки тоже желтые, на них играют солнечные зайчики.

У. – Давайте внимательно посмотрим на березки, на их стволы. Какие они?

Д. – Березки молодые, хрупкие, нежные. Стволы их искривленные. Им хочется освободиться от воды, вырваться. Они изображены, как в танце. Покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливаются с водой.

У. –Посмотрите на рощу в центре, на первом плане. Какие цветы вы здесь видите, о чем говорит это разноцветье?

Д .- Солнце ликует, играет на стволах, ветках, отображается в зеркале воды.

У . – А как изобразил художник ту рощу, что слева, на берегу, какие чувства она вызывает?

Д.- деревца стоят, прижавшись друг к другу, наблюдают за теми, которые находятся в воде. А та березка, что у воды, как будто хочет ступить в воду и уйти в этот хоровод.

У. – Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево? Как по вашему, о чем старое дерево может говорить березкам?

Д. – Не бойтесь воды. Она нужна корешкам. Скоро вода уйдет и вы зазеленеете. Я выросла и вы будете такими же. Большие деревья как бы охраняют молодые деревца. Они более старые, сильные, уже не раз были в воде.

У. – А что за лодка на первом плане? Кто в ней приехал?

Д . – Это сам художник. Он уже здесь бывал. Его сюда привлекали дали, бескрайний простор. Он сейчас среди высоких деревьев. Мы видим на берегу их длинные тени. Они, как змейки, бегут по теплой земле.

У . - Что в этот момент испытывает художник? А вы?

Д.- Радостные чувства. Ему нравится свежий воздух и теплое солнышко. Он стоял перед необъятным водным простором и любовался голубизной неба. (другие дети говоря о грусти, жалости к затопленным деревьям, доказывая это присутствием в голубизне неба серого цвета).

У. - Да ребята, вы все правы. Художником владели сложные чувства и мы их пережили вместе с ним. Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы не только ощущаем ее поэтическую красоту, но будем стремиться ее сохранить.