Где находится картина американская готика. Грант Вуд «Американская готика. Пара слов о детстве художника

21.06.2019

«Американская готика» - картина американского художника Гранта Вуда(1891-1942гг), известного в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада.Картина создана в 1930 году. Она стала одной из самых узнаваемых и известных картин в американском искусстве XX века.
По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

На картине изображён фермер с дочерью на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики. В правой руке у фермера вилы, которые он держит в крепко сжатом кулаке так, как держат оружие.
Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери - плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в уже вышедший из моды передник.

По воспоминаниям сестры художника, она по его просьбе нашила характерную окантовку на передник, споров её со старой одежды матери. Передник с такой же окантовкой встречается на другой картине Вуда - «Женщина с растениями» - портрете матери художника
Швы на одежде фермера напоминают вилы в его руке. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами и шпиль церкви вдалеке, а позади мужчины стоит амбар. Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века.
Пуританская сдержанность персонажей во многом соответствуют реализму, характерному для европейского течения 1920-х годов «Новая вещественность» , с которым Вуд познакомился во время поездки в Мюнхен.

В 1930 году в городе Элдон штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить. Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса.

Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. «Американская готика» являлась частью нараставшей в то время тенденции критического изображения сельской Америки, нашедшей отражение также в книгах «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона, «Главная улица» Синклера Льюиса и др. С другой стороны, Вуда обвиняли и в идеализации антипатии к цивилизации и отрицании прогресса, урбанизации.

Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.
"Все мои картины изначально возникают как абстракции. Когда в моей голове возникает подходящая конструкция, я осторожно приступаю к приданию задуманной модели сходства с природой. Однако я так боюсь фотографичности, что, видимо, останавливаюсь слишком рано»Г.ВУД.

Вуд - один из ведущих представителей движения в американской живописи под названием "регионализм". Художники-регионалисты стремились создать подлинно американское искусство в противовес европейским авангардистским течениям, продвигая идею национальной независимости и самобытности культуры Америки.

Текст с иллюстрациями http://maxpark.com/community/6782/content/1914271

Рецензии

Картина очень и очень двусмысленная, и то, что американцы её вполне искренне любят - проявление этого. На первый взгляд это карикатура ("идиотические" лица пары итп.). Но: карикатура на кого? На фермеров? Но ведь фермерский класс - костяк, стержень американского общества. Над фермером американцы смеяться не будут. Накануне Гражданской войны плантаторы-рабовладельцы Юга гордились тем, что они умеют сами пахать и делать остальные полевые работы.

Наверное поэтому она и стала символом американцев.Возможно для нас это и не совсем понятно.Но в каждой страны есть своя история и свои приоритеты.Она стала в своё время отражением непобедимого духа американцев.Иногда картину критикуют,а потом она становится популярной.

Кино действительно важно, поскольку наглядно показывает менталитет страны, снявшей его. Кино — это огромный чемодан, в который то или иное государство запихивает свои взгляды, ценности, культурные наследия, свои идеалы, страхи, философию, теорию и практику и много чего другого, и отправляет этот чемодан по разным странам, чтобы другие заглянули в него и что-то поняли об отправителе. Вот если подойти с этой точки зрения к фильму «Американская готика». А фильм сам подзывает подойти к нему именно с такой точки зрения, поскольку в самом названии вынесено имя отправителя. Так вот, менталитет страны раскрывается полноценно. И в сравнении с нашим менталитетом, русским, сибирским, возникает чувства противоречия и, к сожалению, непринятия.

Шесть человек, шесть молодых людей прибывают на остров, пятеро из которых отыскивают дом и заходят в него. Не проходит и пяти минут, как ребята включают граммофон, влазят в чужой шкаф, достают одежду, напяливают на себя и в этом виде танцуют. Когда появляются хозяева, красной линией разговора людей становится — если хотите мы можем заплатить за причинённые неудобства. Вот он первый пунктик. «Мы американцы. Мы можем вести себя так, как захотим. От любых моральных раскаяний нас уберегают деньги и деньгами мы решаем все проблемы. Мы можем бедокурить сколько угодно и где угодно, потому что мы, американцы, хозяева везде».

Пожилая пара принимает у себя гостей и кормит их. Представьте, когда нужно приготовить еды не на двух человек, а на семерых. То есть хозяйка должна сготовить очень много еды, чтобы прокормить всех. Чем благодарят гости? Одна деваха, не спросясь разрешения, не сомневаясь в резонности и правильности своего поступка, достаёт сигарету и закуривает. Прямо за обеденным столом на кухне, где сидят хозяева, где стоит еда. Это нормально? Но она же американка. Она будет курить там, где она этого захочет. Когда хозяин делает ей замечание, она с недовольным видом уходит. Американцам нельзя делать замечания, они этого не терпят. Они слишком важны, чтобы им делать замечания. Да, деваха уходит, но спустя некоторое время она бросает окурок во дворе. В чистом дворе, за которым так следят хозяева, деваха смело бросает бычок. Потому что её обидели и она будет мелко пакостить, потому что она американка.

Идём дальше. Все поели, все сытые. Что делают молодые люди, когда их любезно накормили? Правильно, идут по своим делам. Всё-таки мы, русские, у нас где-то сохранилась ещё мораль, правило поведения в гостях. Особенно, если у нас сломался транспорт и люди нас накормили и приняли к себе. Никто не поинтересовался, не нужно ли помочь помыть посуду, может оказать помощь по дому. Пять здоровых парней и девок после еды идут гулять, сидеть в беседке, курить. И никто не предложил помощь хозяевам. Хозяевам немолодым. Хозяевам, на плечах которых огромный дом, где они делают всё своими руками, потому что нет электричества. Когда Джефф встречает хозяина, который что-то пилит, Джефф не сказал «может вам помочь?», нет, он спокойно поговорил с дедушкой и ушёл. Здоровый парень, которого накормили и приютили. Это у них менталитет такой? Для американцев это нормально? Я просто понять этого не могу. Причём нам ведь не показывают гопников. Нет, все люди взрослые, хорошо одетые, судя по всему, образованные. Получается, что та или иная национальность может легко заменить необразованность, плохое воспитание другой национальности? Представляю себя на их месте. Неужели после такого гостеприимства и помощи, я не предложу свою помощь. Неужели русские люди повели бы себя так же? Да у нас в России Кавказ, Бурятия, Азиатские республики, где законы гостеприимства и законы этикета чуть ли не на первых позициях. У нас в генах ходить друг другу в гости и принимать гостей. И вот такого свинства, которое продемонстрировали американцы, я понять не в силах.

Именно поэтому с первых минут я хотел, чтобы всю эту молодёжь покоцали. Я не знал, что или кто их будет коцать. Жанр фильма — ужасы и триллер, но раз в таком жанре шесть человек куда-то едут, по закону коцать будут именно их.

И всё было бы отлично, если бы их покоцали и после этого пошли титры, но авторы явно перебредили в последние минут 20 фильма. Закрутили новый сюжет, абсолютно убогий, глупый и наивный. Этот виток событий я еле-еле дотерпел до конца.

Фильм не оставил равнодушным. Фильм показал натуру среднестатистических молодых американских парня и девушки. Но шедевром назвать этот фильм явно не получится. Концовка убога.



"Американская готика" - картина американского художника Гранта Вуда, созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века.


На картине изображён фермер с дочерью на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики. В правой руке у фермера вилы, которые он держит в крепко сжатом кулаке так, как держат оружие. Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери — плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения. Дочь одета в типичный для Америки XIX века передник, а швы на одежде фермера напоминают вилы в его руке. Контур вил можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. За спиной женщины видны горшки с цветами и шпиль церкви вдалеке, а позади мужчины стоит амбар. Композиция картины напоминает американские фотографии конца XIX века.


В 1930 году в городе Элдон штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить. Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby ), зубной врач художника из города Седар-Рэпидз (Cedar Rapids ) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по-отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.


Вуд представил Американскую готику на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как юмористическую валентинку, но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо.)))


Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда была оскорблённа, потому что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой.


Критики считали, что картина представляет из себя сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.


По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре Американская готика стоит наряду с такими шедеврами, как Мона Лиза Леонардо и Крик Мунка.



Сестра художника и его дантист, с которых писана картина.


Работа фотографа Гордона Паркса считается первой пародией.

Пародий создано несчитанное множество, вот самая малая часть:













Американская готика - Грант Вуд. 1930. Холст, масло. 74 x 62 см



Без преувеличений можно сказать, что картина «американская готика» является одной из самых узнаваемых в мире, сравнимой с , или . За годы своего существования шедевр стал жертвой множества пародий и мемов. Существует даже весьма зловещее толкование сюжета. Но какой же смысл вкладывал в свою «Американскую готику» сам автор?

Картина была создана в 1930 г. во время Великой депрессии. В городе Элдон Грант Вуд приметил аккуратный дом, созданный в стиле плотницкой готики. Художник захотел изобразить дом и его потенциальных жителей – отца и дочь, старую деву (по другим данным это жена и муж). В качестве моделей выступили сестра живописца и его личный дантист. Необычная экспозиция картины – это ничто иное, как подражание фотографиям тех лет.

Герои изображены очень чётко и ясно. Мужчина смотрит на зрителя, в его руках крепко сжаты вилы. Женщина со строгим пучком на затылке смотрит в сторону, на ней передник со старомодным узором. Автор позволил из лаконичной причёски девушки выбиться лишь одному пучку. В суровых лицах героев и их сжатых губах многие искусствоведы находят враждебность и откровенное уродство. Другие же очень авторитетные исследователи угадывали в работе сатиру на чрезмерную замкнутость и ограниченность жителей маленьких городков.

Между тем, сам Вуд сетовал, что публика неверно трактует его работу – он видел в сельских жителях именно ту, действенную силу, которая может противостоять экономическим проблемам, вызвавших Великую депрессию. Эти жители городков и деревень полны решимости и отваги бороться с проблемами. Художник говорил, что герои его работы – образ собирательный, ассоциирующийся у него со всей Америкой. Однако жители городка Элтон не вняли объяснениям автора, они были возмущены и разгневаны тем, как Вуд представил их в своей работе.

Дочь это или жена? Ответ на этот вопрос также очень интересен. Зритель склонен «считывать» эту героиню, как жену, сестра же Вуда, которая была моделью, настаивала на том, что это дочь. Ей просто хотелось видеть себя в знаменитой работе моложе, ведь во время позирования ей было всего 30 лет.

Вилы являются центральным элементом картины. Строгие, прямые линии зубцов этого сельскохозяйственного инструмента читаются и в других деталях полотна. Швы рубашки мужчины почти идеально повторяют контуры вил. Кажется, вся работа состоит из обращения к прямым вертикальным линиям – экстерьер дома, шпиль, вытянутые окна и сами лица персонажей. Дантист Байрон Маккиби, которого мы видим в образе отца-мужа, вспоминал, что художник как-то отметил: ему нравится его лицо, потому что оно сплошь состоит из прямых линий.

Публика с интересом отнеслась к работе Гранта Вуда, едва она появилась на выставке в Институте искусств Чикаго. Это поразительно, но не все согласились с авторской трактовкой произведения, хотя и признавали, что живописцу удалось очень точно «схватить» американский национальный дух. После того, как Великая Депрессия уступила место обычной стабильной жизни, зритель, наконец, смог увидеть картину глазами создателя, разглядеть не суровых, но непоколебимых американцев, которые готовы не драться, а противостоять всем неприятностям.

Хотя бы однажды, ты видел эту картинку. И первое о чем ты подумал было: - «Хм… что здесь происходит?».

Картина «Американская готика» производит на зрителя неоднозначное впечатление. Давайте попробуем понять, почему так происходит.
Картина была создана в 1930 году, художником Грантом Вудом. Однажды, он увидел маленький белый дом в стиле плотницкой готики. Дом приглянулся художнику, и он решил написать картину, рассказывающую историю жителей дома, которые могли бы в нем жить. В качестве моделей он выбрал свою сестру Нэн и зубного врача Байрона МакКиби. Вуд писал людей и дом по отдельности, сцена которую мы видим на картине, никогда не происходила.

Фотография на которой запечатлены сестра художника Нэн и Байрон МакКиби, которые стали героями «Американской готики».

Закончив, Вуд решил представить свою картину на конкурсе в Чикагском институте искусств. Судьи восприняли картину как «юмористическую валентинку», демонстрирующую отношения двух супругов с жизненным «багажом». Но хранитель музея увидел в картине нечто иное и уговорил судей вручить Вуду приз в 300 долларов и приобрести картину для института. Там она, кстати, остается до сих пор.

После приобретения картины, изображение решили напечатать в нескольких городских газетах. Случилось неожиданное, жители штата Айова, где была написана картина были разгневаны сатирическим изображением жителей штата. Одна дама даже угрожала откусить ухо художнику.

Грант Вуд в своё оправдание говорил, что хотел создать собирательный портрет американцев и ничем не хотел задеть чувства жителей штата. Сестра художника также разглядела в картине унизительное отношение, правда, к ней самой. Она говорила брату, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой. После публичной демонстрации картины, Нэн утверждала, что на картине изображены отец и дочь. Однако сам художник не давал комментариев по этому поводу.

Некоторые критики уверены в том, что картина представляет собой сатиру на жизнь маленьких американских городов. В период 1930-х годов «Американская готика» стала частью нарастающего критического взгляда на жизнь и ценности сельской Америки.

А теперь обратим внимание на некоторые факты. Вуд был художником регионалистом, не очень известным за пределами своего штата. Сам он вырос на ферме, в сельской местности, любил природу и пейзажи маленьких городков. Так зачем же художнику смеяться над тем, что он любит?

Работая с Байроном МакКиби над образом мужчины, Вуд говорил, что ему приятно лицо Байрона. На картине мужчина изображен в круглых очках, но МакКиби носил очки с линзами восьмиугольной формы. А вот отец Вуда, носил круглые очки, популярные в XIX веке.

Образ женщины был списан с сестры. В жизни Нэн была яркой и позитивной девушкой, но на картине она выглядит намного старше. Несмотря на то, что картина была написана в XX веке, одежда героев взята из викторианской эпохи, это подтверждает передник хозяйки дома, (который Нэн пришлось отпороть с платья матери, так как в магазинах такие уже не продавали), а также камея, которая была популярна в то время.

Возможно, что Вуд создавал картину-воспоминание, в которой герои и вещи напоминали ему о детстве и том времени, когда он жил на ферме. К тому же во времена Великой депрессии картина стала рассматриваться, как изображение мужественности американских первопроходцев.

Но, несмотря на всё это, картина всё же оставляет странное загадочное впечатление. Возможно, дело в атрибутике и «поведении» героев. Если внимательно присмотреться к героям, мы увидим, что мужчина стоит на переднем плане, женщина чуть сзади. Своим локтем он как бы сдерживает её, не давая подойти ближе. В руках он держит вилы, но держит их в кулаке, что придает жесту слегка угрожающий вид.

Над домом можно увидеть шпиль церкви. Это отсылка к наследию пуритан-первопоселенцев, которые придерживались строгих правил и не любили, когда вторгаются в их тихую жизнь. За спиной мужчины можно разглядеть красный амбар, который указывает на род деятельности хозяев, как и цветы на веранде. Но особо впечатлительные зрители видят в картине сюжет фильма ужасов. Благодаря чему, картина сотни, а может быть и тысячи раз подвергалась насмешкам. В интернете можно найти массу коллажей на совершенно разные темы, начиная от фильмов ужасов, заканчивая пародией на известных персонажей, музыкантов, политических деятелей.

Какими бы не были предположения критиков и общественности, какое впечатление производит эта картина решать только нам. В Чикаго, например, посчитали хорошей идеей установить героям картины памятник, как бы выпустив их в большой город с чемоданом.