В
Оригинал взят у tipolog
в
Россия: реалии революции и гражданской войны
глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)
Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В предыдущей части этой подборки были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Первая мировая война оставила след в культуре России, хотя, безусловно, события революции, Гражданской войны и последующей советской истории сделали «Великую войну» фактически полузабытой. У нас практически нет выдающихся литературных произведений наподобие «Прощай, оружие!» или «На Западном фронте без перемен», в кинематографе к тематике Первой мировой стали активно обращаться лишь в постсоветское время.
Тем интереснее посмотреть, как воспринималась война в немногих, но любопытных авторских произведениях. Говоря о живописи Первой мировой, чаще и лубок, но были и своеобразные картины оригинальных авторов, многие из которых сегодня воспринимаются как шедевры и выставляются в главных картинных галереях. Представляем небольшую тематическую подборку с некоторыми комментариями.
Один из самых известных представителей русского и мирового авангарда Марк Шагал в годы мировой войны только начинал свой творческий путь. В 1914 году он написал серию работ, связанную с начавшейся войной, и центральной фигурой в них, как и в данной картине, был солдат. Изломанные фигуры передают физические и душевные страдания и совсем не похожи на подтянутых стройных красивых воинов, идущих на фронт.
Полотно Филонова передаёт ощущение хаоса войны, в котором смешались фрагменты человеческих тел - рук, ног, лиц. Их единая масса бессистемна и словно пребывает в какой-то бездне. Настроение у картины крайне напряжённое и совсем не торжественное - должно быть, именно такой разрушительной и безумной представлялась художнику эта война. Интересно, что уже после написания картины, в 1916 году Филонов будет мобилизован и отправится на фронт.
Об этой картине мы уже писали в нашей . Возможно, это одна из самых узнаваемых русских картин о Первой мировой войне, хотя изображённый пейзаж не имеет отношения к какой-то конкретной локации фронта. Холмы очень напоминают родные для художника хвалынские волжские просторы, и потому сюжет гибели прапорщика немного отвлечён, в нём не стоит искать конкретную битву Первой мировой.
Эта картина, скорее всего, является официальным заказом, который художник начал выполнять на Рижском фронте в 1916 году, во время затишья боевых действий. На ней изображены офицеры 4-го гусарского Мариупольского полка. Картина не была завершена, да и в целом немного странный неоклассический стиль оставляет двоякое впечатление, будто полотно написано не в начале XX века, а перешло к нам с эпохи Возрождения.
Картина также имеет подзаголовок: «Атака русской пехоты на германские окопы». В отличие от Петрова-Водкина и Шагала, имя Петра Карягина редко вспоминается искусствоведами. А между тем его картина, пожалуй, является одной из самых реалистичных работ, написанных прямо во время войны. В этот год Россия подписала Брестский мир, сосредоточившись на внутренних конфликтах.
Практически неизвестная картина курского художника Петра Лихина нынче хранится в одном из краеведческих музеев Курской области. Художник работал над полотном несколько лет, и, пусть оно нам неизвестно, картина интересна как пример послевоенной рефлексии, когда война стала восприниматься исключительно как бессмысленная «империалистическая» бойня.
Художник Израиль Лизак застал войну в детском возрасте, и лишь в начале 1920-х годов начал свою карьеру художника. Его картина передаёт не ужасы военного времени, а уже послевоенное положение ветеранов и инвалидов, которые никогда не смогут вернуться к прежней полноценной жизни.
К тому же поколению, что и Лизак, принадлежал молодой живописец Юрий Пименов. Его картину «Инвалиды войны» можно назвать «русским „Криком“», но влияние зарубежного экспрессионизма на Пименова, в общем, никто не отрицает. Эта картина была даже не социально-политическим высказыванием против старой войны, а криком ужаса, настоящим приговором мировому катаклизму, к которому оказалась причастна старая Россия.
Иван Владимиров считается советским художником. Он имел правительственные награды, среди его работ есть и портрет "вождя". Но главное его наследие - иллюстрации Гражданской войны. Им даны "идеологически верные" названия, в цикл включено нсколько антибелых рисунков (кстати, заметно уступающих остальным - явно не от души их рисовал автор), но всё прочее - это такое обличение большевизма, что даже удивительно, насколько слепы были "товарищи". А обличение состоит в том, что Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - гопниками, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". В этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря ему, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.Захват белогвардейских шпионов
Восстание крестьян в имении князя Шаховского
Расстрел крестьян белоказаками
Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой
Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году
В подвалах ЧК (1919)