Мартин лютер и его учение презентация. Презентация на тему мартин лютер. слайд. Личная жизнь

16.04.2024

Краткая биография Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье священника баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.Атланта(Джорджия) Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только негры, но и многие белые.1944 годаНациональной ассоциации прогресса цветного населениярасизма В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.1947 году1948 годуПенсильвания1951 году1955 годуБостонским университетом Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец. Там он совершил покаяние, это произошло в 1940 году.


Личная жизнь В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.1952 годаБостоне Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец жениха. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года.Коретта Скотт Кинг18 июня1953 годаМонтгомериАлабама1954 года


Деятельность В 1954 году Кинг стал священником баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл один инцидент. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.1954 годуМонтгомериАлабамарасовой сегрегации в общественном транспорте1955 годаБойкот автобусных линий в Монтгомери


Мартин Лютер и Мальком Икс В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди.1957 года1958 годаГарлеме1960 годуДжавахарлала НеруИндиюМахатмы Ганди Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее. В итоге был создан Акт о правах, одобренный и принятый Конгрессом. Его неортодоксальное лидерство стало настоящей проблемой для современной эпохи.Акт о правахКонгрессом


Мартин Лютер- великий оратор Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожавшего остатки расовой дискриминации, была отмечена Нобелевской премией мира. Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.У меня есть мечтамаршаВашингтон1963 году Линкольнурасовой дискриминацииНобелевской премией мира Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.


«У меня есть мечта...» Пять десятков лет назад великий американец, под чьей символической сенью мы сегодня собрались, подписал Прокламацию об освобождении негров. Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов черных рабов, опаленных пламенем испепеляю щей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения. Но по прошествии ста лет мы вынуждены признать трагический факт, что негр все еще не свободен. Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, по- прежнему калечится кандалами сегрегации и оковами дискриминации. Спустя сто лет негр живет на пустынном острове бедности посреди огромного океана материального процветания. Спустя сто лет негр по- прежнему томится на задворках американского общества и оказывается в ссылке на своей собственной земле. Вот мы и пришли сегодня сюда, чтобы подчеркнуть драматизм плачевной ситуации. В каком-то смысле мы прибыли в столицу нашего государства, чтобы получить наличные по чеку. Когда архитекторы нашей республики писали прекрасные слова Конституции и Декларации независимости, они подписывали тем самым вексель, который предстояло унаследовать каж- дому американцу. Согласно этому векселю, всем людям гарантировались неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью.


Сегодня стало очевидным, что Америка оказалась не в состоянии вы платить по этому векселю то, что положено ее цветным гражданам. Вместо того чтобы выплатить этот святой долг, Америка выдала негритянскому народу фальшивый чек, который вернулся с пометкой "нехватка средств". Но мы отказываемся верить, что банк справедливости обанкротился. Мы отказываемся верить, что в огромных хранилищах возможностей нашего государства недостает средств. И мы пришли, чтобы получить по этому чеку - чеку, по которому нам будут выданы сокровища свободы и гарантии справедливости. Мы прибыли сюда, в это священное место, также для того, чтобы напомнить Америке о настоятельном требовании сегодняшнего дня. Сейчас не время удовлетворяться умиротворяющими мерами или принимать успокоительное лекарство постепенных решений. Настало время выйти из темной долины сегрегации и вступить на залитый солнцем путь расовой справедливости. Настало время открыть двери возможностей всем Божьим детям. Настало время вывести нашу нацию из зыбучих песков расовой несправедливости к твердой скале братства. Для нашего государства было бы смертельно опасным проигнорировать особую важность данного момента и недооценить решимость негров. Знойное лето законного недовольства негров не закончится, пока не на станет бодрящая осень свободы и равенства год - это не конец, а начало. Тем, кто надеется, что негру нужно было выпустить пар и что теперь он успокоится, предстоит суровое пробуждение, если наша нация возвратится к привычной повседневности. До тех пор пока негру не будут предоставлены его гражданские права, Америке не видать ни безмятежности, ни покоя. Революционные бури будут продолжать сотрясать основы нашего государства до той поры, пока не настанет светлый день справедливости.


Но есть еще кое-что, что я должен сказать моему народу, стоящему на благодатном пороге у входа во дворец справедливости. В процессе завоевания при надлежащего нам по праву места мы не должны давать оснований для обвинений в неблаговидных поступках. Давайте не будем стремиться утолить нашу жажду свободы, вкушая из чаши горечи и ненависти. Мы должны всегда вести нашу борьбу с благородных позиций достоинства и дисциплины. Мы не должны позволить, чтобы наш созидательный протест выродился в физическое насилие. Мы должны стремиться достичь величественных высот, отвечая на физическую силу силой духа. Замечательная воинственность, которая овладела негритянским обществом, не должна привести нас к недоверию со стороны всех белых людей, поскольку многие из наших белых братьев осознали, о чем свидетельствует их присутствие здесь сегодня, что их судьба тесно связана с нашей судьбой и их свобода неизбежно связана с нашей свободой. Мы не можем идти в одиночестве. И начав движение, мы должны поклясться, что будем идти вперед. Мы не можем повернуть назад. Есть такие, которые спрашивают тех, кто предан делу защиты гражданских прав: "Когда вы успокоитесь?" Мы ни когда не успокоимся, пока наши тела, отяжелевшие от усталости, вызван ной долгими путешествиями, не смогут получить ночлег в придорожных мотелях и городских гостиницах......


Я говорю вам сегодня, друзья мои, что, несмотря на трудности и раз очарования, у меня есть мечта. Это мечта, глубоко укоренившаяся в Американской мечте. У меня есть мечта, что настанет день, когда наша нация воспрянет и доживет до истинного смысла своего девиза: "Мы считаем самоочевид- ным, что все люди созданы равными". У меня есть мечта, что на красных холмах Джорджии настанет день, когда сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут усесться вместе за столом братства. У меня есть мечта, что настанет день, когда даже штат Миссисипи, пустынный штат, изнемогающий от накала несправедливости и угнете- ния, будет превращен в оазис свободы и справедливости. У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют. У меня есть мечта сегодня. У меня есть мечта, что настанет день, когда в штате Алабама, губерна- тор которого ныне заявляет о вмешательстве во внутренние дела штата и непризнании действия принятых конгрессом законов, будет создана ситуация, в которой маленькие черные мальчики и девочки смогут взяться за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками и идти вместе, подобно братьям и сестрам.


Такова наша надежда. Это вера, с которой я возвращаюсь на Юг. С этой верой мы сможем вырубить камень надежды из горы отчаяния. С этой верой мы сможем превратить нестройные голоса нашего на рода в прекрасную симфонию братства. С этой верой мы сможем вместе трудиться, вместе молиться, вместе бороться, вместе идти в тюрьмы, вместе защищать свободу, зная, что однажды мы будем свободными. Это будет день, когда все Божьи дети смогут петь, вкладывая в эти слова новый смысл: "Страна моя, это Я тебя, сладкая земля свободы, это я тебя воспеваю. Земля, где умерли мои отцы, земля гордости пилигримов, пусть свобода звенит со всех горных склонов". И если Америке предстоит стать великой страной, это должно про изойти. Пусть свобода звенит с вершин изумительных холмов Нью- Хэмпшира! Пусть свобода звенит с могучих гор Нью-Йорка! Пусть свобода звенит с высоких Аллегенских гор Пенсильвании!


Пусть свобода звенит с заснеженных Скалистых гор Колорадо! Пусть свобода звенит с изогнутых горных вершин Калифорнии! Пусть свобода звенит с горы Лукаут в Теннесси! Пусть свобода звенит с каждого холма и каждого бугорка Миссисипи! С каждого горного склона пусть звенит свобода! Когда мы позволим свободе звенеть, когда мы позволим ей звенеть из каждого села и каждой деревушки, из каждого штата и каждого города, мы сможем ускорить наступление того дня, когда все Божьи дети, черные и белые, евреи и язычники, протестанты и католики, смогут взяться за ру ки и запеть слова старого негритянского духовного гимна: "Свободны на конец! Свободны наконец! Спасибо всемогущему Господу, мы свободны наконец!"

Презентация на тему «Мартин Лютер - великий Реформатор »

1 слайд. Титульный

3-5 слайды. Мартин Лютер: биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокопа родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер.

(4сл) Отец Мартина, Ганс Лютер - крестьянИн, перебравшийся в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.

Мать Мартина Лютера звали Маргарита Лютер.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.

Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

6 слайд. Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.

Монах Мартин Лютер

Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

7 слайд. Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.

Библия Мартина Лютера

Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.

Мартин Лютер в Вормсе: «На сём я стою…»

Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтИфик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.

В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

8 слайд. Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.

Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

9 слайд. Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это стало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.

Похороны Мартина Лютера

Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

Слайд 2

Мартина Лютер

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония). После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.

Слайд 3

Образование

В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса «свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.

Слайд 4

В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были ЖоскенДепре и Л. Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно). В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого Лютер занял должность профессора теологии. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Слайд 5

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов. Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу. Лютер же критиковал христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, Лейпцигский диспут, куда он является, выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. В 1520 году буллу проклятия.Лютер публично сжигает во дворе и объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Слайд 6

Слайд 7

В 1525 году 42-х летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546.

Слайд 8

Историческое значение деятельности Лютера

  • Слайд 9

    Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.

    В историю немецкой общественной мысли, Лютер вошёл и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. В последней работе ему активно помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила.

    Слайд 10

    Иллюстрации

  • Слайд 11

    Посмотреть все слайды


    Родители Мартина отправили его на обучение в университет в Эрфурте, чтобы он получил высшее юридическое образование. Вы спросите почему он тогда оказался в священниках? Есть несколько объяснений этого неожиданного решения. Согласно одному, угнетённое состояние Лютера вследствие « осознания своей греховности ». Согласно другому, однажды он попал в сильную грозу и впоследствии вступил в Августинский орден. За год до этого должность викария Ордена получил Иоганн Штаупиц, впоследствии друг Мартина. Августинский орден Иоганн Штаупиц В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники. обет священники Августинский орден, августинцы неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций католической церкви, руководствующихся « Уставом святого Августина », который был написан через много веков после смерти Августина в 430 году и использовался духовенством, желавшим жить по нормам, близким к монашеским.


    В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые познакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был Эразм Альберус. Виттенбергский университет блаженного Августина Эразм Альберус Лютер преподавал, а также учился для получения степени доктора теологии. доктора теологии В 1511 году Лютера послали в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращённость римско - католического клира. Рим клира В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии. После этого он занял должность преподавателя теологии вместо Штаупитца. теологии Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: « Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры ». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в годах. ощущения греха апостола Павла рай оправдание


    8 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях « Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира ». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении души [ прояснить ], которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций . Тезисы были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенций рассматривали проблему с точки зрения человечности [ прояснить ]. Лютер же критиковал догмы [ какие? ], то есть христианский аспект учения. Лев X буллу отпущении грехов индульгенций спасении души прояснить 31 октября 1517 года 95 тезисах епископу Бранденбургскому папства прояснить какие?


    Император Карл V, поддерживавший папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор заявил: « Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь ». Первые издания речи Лютера содержат также слова: « На сём стою и не могу иначе », но в документальных записях заседания этой фразы не было . Карл V Вормсский рейхстаг


    Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика . По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург [* 1] ; некоторое время многие считали его погибшим. В замке Лютеру якобы являлся дьявол , но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык, редактировать который ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер . Вормса 26 мая 1521 года Вормсский эдикт еретика Фридриха Саксонского замок Вартбург [* 1] дьявол переводу Библии на немецкий язык Каспар Круцигер


    В 1525 году 42- летний Лютер связывает себя узами брака с 26- летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей Катариной фон Бора Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года. Айслебене


    Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. « Человек спасает душу не через Церковь, а через веру », писал Лютер. Он выступает против догмата Божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая Божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение . папы Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера ]. Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком . Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. спасения ] декретов и посланий


    Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации , но и послужила одним из поворотных моментов в зарождении капитализма и определила дух Нового времени. Максу Веберу Реформации капитализма Нового времени В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии образования языка музыки



    12


    Лютер рассматривается: как переводчик Библии, как основоположник евангелической церковной песни, как создатель норм грамматики современного немецкого языка, как прозаик и поэт. Но в нашей стране до сих пор нет исследований, посвященных его языкотворческой деятельности, которые явились бы основой для понимания зарождавшейся протестантской культуры. В данном исследовании предпринята попытка восполнить этот пробел. Научная новизна работы заключается в том, что предпринимается попытка определить культурологическое значение языкотворческой деятельности Мартина Лютера.




    Задачи: - рассмотреть этапы формирования и состояние немецкого языка до культурной деятельности Мартина Лютера; - определить положение Римо-Католической церкви и её влияние на общественную и религиозную жизнь средневековой Европы; - проследить этапы биографии Мартина Лютера; - выявить значение перевода Библии на развитие немецкого языка.




    При Карле Великом () племена саксов, жившие в лесистой местности между нижним Рейном и Эльбой, в результате ряда длительных ожесточённых войн были покорены и подвергнуты насильственной христианизации. Христианизация германцев способствовала распространению у них латинского письма и латинского алфавита, словарь обогащается латинской лексикой, связанной с христианским культом. Латинский язык ещё долго оставался языком науки, официально-деловым и книжным языком. В разговорной же речи использовались различные диалекты.


    Тенденция к образованию наддиалектных форм языка на юго-западной основе намечается в вв. В вв. Формирование немецкого языка приводит к тому, что латинский постепенно утрачивает свои позиции языка официально-деловой сферы. Постепенно смешанные восточнонемецкие говоры, образовавшиеся в результате колонизации славянских земель восточнее р. Эльбы, получают ведущую роль и, обогатившись за счет взаимодействия с южнонемецкой литературной традицией, ложатся в основу немецкого национального литературного языка. Становлению этого языка как общенационального способствовала победа Реформации и перевод на немецкий язык Библии Мартином Лютером.


    Мартин Лютер выдающийся деятель эпохи позднего средневековья, оказавший влияние на историческую, политическую и культурную жизнь Европы. Его многогранную деятельность и движение Реформации, которое традиционно связывают с его именем, оценивали и оценивают по-разному: Реформатора представляют то теологом, то историком, то педагогом, то выдающимся политическим деятелем, революционером своей эпохи, сумевшим внести раскол в католический мир Европы и дать начало новой ветви христианства протестантизму.




    Вместе с немецкой раннебуржуазной революцией, по времени совпавшей с Реформацией, произошло изменение и коммуникативных возможностей немцев. Реформационные процессы коснулись антиримски настроенной части дворянства и стремящегося к политической и экономической свободе бюргерства. Эти изменения способствовали активному включению этих социальных классов в общественный коммуникационный процесс. До Реформации у дворян и бюргеров не было необходимости (во многом в силу их социально- экономического статуса) участвовать в изменениях коммуникационных отношений (и изменения эти были очень незначительными).


    В реформационную эпоху значительно возросло число такого рода литературы, которую мы бы сегодня назвали агитационной. Речь идет о церковных пафмлетах, брошюрах, иллюстрациях, публиковавшихся в основном на саксонском канцелярском языке. Эта литература выражала антиримские и антипапские настроения реформаторов и быстро распространялась благодаря недавно изобретенному книгопечатанию. Вышеуказанные явления способствовали созданию социальной базы для развития норм немецкого литературного языка и религиозного сознания.