Шишкин живописец или фотограф. Иван шишкин. Передний план картины

22.06.2019

(1832-1898) русский художник

Иван Иванович Шишкин был непревзойденным мастером русской пейзажной живописи. Его называли художником русского леса, «человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». Однако его искусство воспринимали по-разному. Некоторые критики называли Шишкина художником-фотографом, подразумевая под этим ограниченность духовного начала в его творчестве.

В конце жизни художник и вовсе испытал недоброжелательное отношение не только к своему искусству, но и к себе лично, что ускорило его кончину. Однако время все расставило по своим местам. Иван Шишкин остался в культурной истории России как великий русский художник, в картинах которого с предельной ясностью выразилась его любовь к жизни, к земле, к людям.

Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».

В доме всем управляла жена Ивана Васильевича, Дарья Романовна, которая поддерживала строгий патриархальный уклад жизни. В этой добропорядочной и культурной семье и воспитывался будущий художник.

Мальчик рос в окружении природы и был очень впечатлительным. Кроме чтения, он с детства больше всего любил рисовать, за что его в доме иногда называли «мазилкой».

Отец хотел дать сыну хорошее образование, нанимал ему частных учителей, определил в мужскую гимназию в Казани. Он собирался направить его по купеческой линии, но, заметив, что Иван не проявляет к этому делу никакого интереса, предоставил ему самому выбирать себе занятие.

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Еще с юности он избрал себе девиз: «Образование, труд, любовь к занятиям» - и неуклонно следовал ему.

Уже в училище Иван Шишкин окончательно выбрал свой путь в живописи - русский пейзаж и природа во всем ее многообразии. Незадолго до окончания учебы молодой живописец написал одну из самых замечательных своих картин «Иней», которая получила высокую оценку художников.

В январе 1856 года Иван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Шишкин стремился к другому. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - записал он еще в Москве в своей ученической тетради, - вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Впоследствии многие критики отмечали, что Иван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры, изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав... ». Уже в Академии он стал постепенно вырабатывать свою собственную систему живописи, в которой интуитивно стремился утвердить национальное в пейзаже.

В 1857 году Иван Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины - «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Художник был преисполнен самых радужных надежд на будущее. Его самолюбие было польщено еще и тем, что на летние этюды, которые он проводил в деревне Дубки под Сестрорецком, руководство Академии направило с ним учеников.

Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, поэтому не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Тем более, что остров славился своей живописной природой. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду - большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Тогда же Иван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Они были куплены, и художник получил первые большие деньги.

Все время обучения в Академии, Иван Шишкин получал академические награды, что давало ему право свободного выбора работы на лето. Он еще раз побывал на Валааме, где закончил большую картину «Кукко». Так называлось одно из урочищ на острове. За нее он получил большую золотую медаль, и руководство Академии отправило художника за границу.

Иван Шишкин провел за границей больше года, побывал во многих городах Германии, ездил в Чехию, Швейцарию, Голландию, другие страны. Он обошел все самые знаменитые европейские музеи, бывал в мастерских художников и не нашел там ничего для себя поучительного. Лишь искусство голландских и бельгийских художников как-то примирило Шишкина с заграницей. Он и там много работал, выезжал на этюды, хотя чужая природа не особенно его вдохновляла.

Тем не менее, в феврале 1865 года Иван Иванович Шишкин представил на постоянной выставке в Дюссельдорфе три своих рисунка. Они имели успех. В одном из журналов даже появилась статья о молодом русском художнике. В апреле того же года Шишкин снова участвовал в выставке, и его рисунки были восприняты с еще большим энтузиазмом. Художник получил предложение выставить их в Бонне, Аахене и Кельне.

Вскоре Иван Шишкин вернулся на родину. Он получил в Академии художеств свидетельство для занятий «ландшафтной живописью с натуры по разным городам России» и уехал к себе в Елабугу.

Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским , которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, - «Швейцарский пейзаж» - все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков.

В это же время в жизни художника произошло и другое важное событие. Он женился на Евгении Александровне Васильевой, и вскоре у них родилась дочь Лидия.

Специально для Ивана Ивановича Шишкина в Академии художеств был создан пейзажный класс, где он начал преподавать. За свою приверженность русской природе его называли «царем леса ».

В 1870 году русские художники создали новое объединение - Товарищество художественных передвижных выставок, идею которого предложил Г. Г. Мясоедов. Иван Шишкин с воодушевлением поддержал это начинание и поставил свою подпись под уставом Товарищества. В следующем году состоялась их первая выставка, на которую он представил свою картину «Вечер». Тогда же он принялся за новую работу «Сосновый бор» для конкурса в Обществе поощрения художеств. Она получила первую премию и была куплена Третьяковым для своей галереи.

В последующие несколько лет жизнь Ивана Шишкина оказалась полной невзгод. Умер отец, а потом и его маленький сын Владимир. Жена болела. Шишкин устал, но продолжал работать. В феврале 1873 года за картину «Лесная глушь» он получил звание профессора. В мае этого же года он подготовил и сам напечатал свой первый альбом офортов.

Однако трагедии продолжали преследовать художника. В 1874 году умерла жена, оставив Ивана Шишкина с двумя детьми - дочерью Лидией и годовалым сыном Константином, который вскоре тоже умер. Тяжелые утраты оказались для Шишкина непосильными. Он запил, долгое время не мог работать, потом занялся фотографией.

В конце концов привычка к труду победила. Иван Иванович Шишкин снова начал писать и на четвертой выставке передвижников в 1875 году представил свои новые картины «Родник в сосновом лесу» и «Первый снег».

Стараясь преодолеть тяжелую депрессию, живописец много бывает в обществе, встречается с друзьями. Он был дружен с Дмитрием Ивановичем Менделеевым , известным ученым-химиком, в доме которого проходили знаменитые «менделеевские среды». Там бывали многие известные художники, писатели, композиторы. Здесь Иван Шишкин встретил свою будущую жену Ольгу Антоновну Лагоду. Она училась в Академии художеств, но потом ушла оттуда и стала заниматься с Шишкиным.

Осенью 1878 года Иван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку. В том же году на передвижной выставке была представлена его картина «Рожь», которая заняла первое место. Все признавали, что она стала крупнейшим событием в художественной жизни России.

Как и многие другие русские художники, Шишкин находился в конфронтации к Академии художеств. Сам он уже давно там не работал. «Это вертеп, в котором гибнет все мало-мальски талантливое, где из учеников развивают канцеляристов», - говорил он. У своих учеников он воспитывал другой взгляд на искусство: «Работайте так, как сердцу захочется, не стесняйте себя этими рецептами. Изучайте живое тело».

Иван Иванович Шишкин был очень требователен к своим ученикам, порой даже резок, но не меньше требовательности он предъявлял и к себе. Его рабочий день начинался с девяти часов утра и заканчивался иногда в два часа ночи. Каждый год художник писал по несколько картин, которые отличались высоким мастерством и удивительным чувством любви к русской природе.

Однако в личной жизни Ивана Шишкина опять случилась беда. Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина. Новая утрата потрясла его, но на этот раз художник не стал глушить душевную боль алкоголем и продолжал работать.

Его картина «Кама», отправленная на выставку в Киев, вызвала огромный интерес, к ней совершалось настоящее паломничество, а между покупателями дело доходило до ссоры.

Такой же ажиотаж через некоторое время вызовет другая картина Ивана Шишкина - «Полесье». Она полностью до наших дней не сохранилась. В Киевском музее русского искусства можно увидеть лишь ее правую часть. Другой фрагмент картины хранится в частном собрании. Однако Шишкин позднее повторил ее в меньшем размере для одного из своих почитателей. Она теперь находится в Москве, в частной коллекции.

Мастерство Ивана Ивановича Шишкина становится общепризнанным. Многие работы художника и, в частности, такие, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», называют жемчужинами русского искусства и подлинными шедеврами.

В 1886 году вышел третий альбом офортов Ивана Шишкина. Несколько листов из него он отправил в Париж, где его офорты назвали «поэмами в рисунках».

На XVII передвижной выставке была представлена новая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», с которой связана любопытная история. Автор писал ее вместе с другим художником - К. Савицким. Тот изображал медведей. Вначале под ней стояли подписи обоих художников, но купивший ее Третьяков, весьма критически относившийся к Савицкому, велел замазать его фамилию. Так эта картина до сих пор экспонируется только с подписью Шишкина.

Художника всегда волновало состояние русского искусства. В последние годы жизни он выступал за реорганизацию Академии художеств, надеясь возродить на ее основе русскую художественную школу. Однако эту идею поддерживали далеко не все художники, в связи с чем его отношения с другими членами Товарищества передвижных выставок осложнились. Те считали реформирование Академии пустым делом и обвинили Шишкина в отступничестве.

В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работ Ивана Шишкина, написанных за сорок лет. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники - Илья Репин , А. Куинджи, В. Маковский. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал метод Ивана Шишкина вредным для живописи.

В конце концов Шишкин не выдержал откровенной враждебности своих бывших друзей и подал в отставку. В 1897 году художнику снова предложили занять место руководителя пейзажной мастерской, но к тому времени он был уже нездоров, часто подводило сердце, и работать приходилось урывками.

В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу - «Корабельная роща», которая имела большой успех.

Ее купил царь, пополнив свою художественную коллекцию еще одной шишкинской картиной. Художник задумал писать новую картину - «Краснолесье», но в марте 1898 года умер прямо перед мольбертом.

Ивана Ивановича Шишкина похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.

Про кого из отечественных живописцев можно сказать: «Самый русский художник»? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин. Биография мастера - жизненный путь талантливого человека, не обременённого психологическими или психическими патологиями, то есть тем, что движет многими представителями мира искусства. Ведь талант, по мнению многих, - это некое отклонение от нормы, своеобразная аномалия. Однако про Ивана Шишкина так не скажет даже самый глубокий психоаналитик.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены - яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения - хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Раннее признание и популярность

Слава сама нашла Ивана Ивановича, причём пришла к нему она довольно рано, не заразив опасной Вероятно, глубокий внутренний мир, патриархальное воспитание, высокая нравственность и духовность создали ему крепкий иммунитет. А ведь эта болезнь - слава - погубила очень многие жизни и разрушила целые судьбы.

«Утро в сосновом лесу»

Прекрасным и честным был Иван Шишкин. Биография его - это описание личности, редкой по своим душевным качествам. Интересна в этой связи история со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким. Савицкий предложил идею. Он хотел нарисовать пейзаж с медвежьим семейством.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Для Шишкина мрачная природа - нонсенс. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца, или много открытого неба, или водоём, или дорога. «Утро…» полностью лишено всего этого. Случайность? Мрачное настроение? Ничуть не бывало! Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Третьяков решил судьбу картины по-своему. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием - образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Профессиональное образование

Иван Иванович получил хорошее образование. Он учился в Москве в Училище живописи и ваяния, потом - в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эти учебные заведения давали прекрасные фундаментальные знания в сфере искусства и архитектуры. Они стали успешным стартом для многих талантливых людей. Не стал исключением и Иван Шишкин.

Биография художника показывает, что к изучению ремесла он относился серьёзно и добросовестно. Профессиональное образование дало художнику понимание того, что живописная картина - это сложно построенная умение обращаться со светом и тенью, видеть всё, но запечатлевать на полотне только характерное и основное.

Отношение к ремеслу

Некоторые дилетанты утверждают, что картины Шишкина - это своего рода фотографии того времени.

Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. В них нет политики и социальной направленности. Это очевидно. В его картинах - чуткое отношение к деталям. Отсюда и достоверность, и жизнь на его картинах. Судите сами.

Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело?» Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Одни срубы разбухают, другие - тонут, а третьи - отталкивают воду. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна, их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии.

Именно точность в деталях и сделала картину «Утро в сосновом лесу» такой знаменитой. Там всё точно и честно. Поэтому его картины так любимы и популярны. Их спокойная гармония никогда не вызывала споров и конфликтов.

Любителям «жареных» фактов и будуарных секретов незачем копаться в личной жизни художника. Там всё честно и чисто. Биография Шишкина, его душевные переживания, взлеты и падения - всё это есть в его картинах. За свою жизнь, а прожил Иван Иванович 66 лет, он написал несколько сотен картин.

Художник полудня

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует, и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Характерна в этом смысле «Рожь».

«Рожь»

Она написана в Елабуге в 1878 году. Полуденное солнце не создаёт тени, но мы явственно ощущаем порывы ветра сквозь духоту летнего дня. Они только начали трепать тяжёлые колосья. Через несколько минут разразится гроза, которая смочит землю, и зерно не осыплется.

Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане - засохшая сосна? Так в реальной жизни не бывает. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни? Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться, ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди? «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой?», - думал Иван Шишкин. Биография художника зашифрована в его творениях. Это несомненно.

Попытка начать новую жизнь

После череды трагедий с близкими Иван Иванович попытался утопить горе старинным способом. Однако опускать руки было не в его характере. Постепенно он справился и начал жизнь сначала. Биография Шишкина содержит сведения о втором его браке, но и он закончился трагедией. Молодая жена умерла. Больше Иван Иванович не искал спутницу жизни. Помогать растить и воспитывать двух девочек от первого брака приехала сестра второй жены.

Картины как отражение обстановки в стране

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года, а умер 8 марта 1898 года. Судя по его рисункам, это было самое прекрасное, самое спокойное, самое сытое и безмятежное время для нашей страны, лишь изредка омрачавшееся, но, в общем и целом, богатела и процветала. Это было в те годы, когда обычные студенты, имеющие хорошую успеваемость, получали государственную стипендию и обучались частично в России, частично - в Италии, Франции, Германии или других странах. Так же было и с Шишкиным.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Рожь Сосновый бор Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.

Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Именно поэтому творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы, именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.

Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его отец был купцом, культурным человеком. Отец был первым, у кого Ваня нашёл поддержку в своих стремлениях к искусству. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.

В течение двух лет художник набирался знаний в Швейцарии, в Германии. Откуда вернулся высоким профессионалом, стал профессором (руководитель пейзажного класса) и членом Товарищества передвижников. Здесь он выпестовал свой взгляд на творчество и определил тематику будущих произведений. Жизнь на чужбине обострила его чувство Родины.

Противоположна по сюжету другая картина художника «СЕСТРОРЕЦКИЙ БОР» (1887). Здесь не чаща, а солнечный свет, пробивающийся сквозь сосны и греющий землю. И снова главные действующие лица в пейзажах Шишкина деревья. В духе своего времени художник поэтизирует их, называя по начальным строкам стихотворения: «Среди долины ровныя…», «На севере диком…».

«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ …» (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина , которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Человек Шишкина прикреплён к земле. Природа выражает музыку человеческой души. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи, и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.

В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть уносила любимых женщин. У него умерли сыновья. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой. В мастерской Шишкина работал его ученик Григорий Гуркин. Услышав неестественно громкий вздох, он выглянул из-за холста и увидел учителя, медленно сползающего на бок. Так описывает смерть Ивана Ивановича его племянница. Но живо творчество мастера, в котором звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией.