Значение духовной литературы в жизни человека. Литература в духовной жизни человека Роль художественной литературы в духовной жизни человека

18.09.2020

Урок 1

Тема урока: «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока: выявить уровень литературного развития учащихся;

углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

сделать краткий обзор курса литературы 9 класса.

Ход урока.

    Вступительная беседа.

    Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.

    Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

Вывод:

Художественная литература

Писатель читатель

мысли переживания соразмышление сопереживание

соучастие

6.Каким читателем вы считаете себя? Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?

    Тест. (Карточку-тест для учащихся см. в Приложении)

    Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в)

а) образом; б) персонажем; в) типом.

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это:

5. Идея произведения – это:

в) главная обобщающая мысль произведения.

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это:

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

9. Сюжет – это:

б) совокупность событий и действий;

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

III. Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием её форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные разделы курса литературы 9 класса:

      Древнерусская литература.

      Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.

      Литература XIX века. Романтизм. Реализм.

      Литература XX века.

IV. Роль литературы в духовной жизни человека?

    V. Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература». Читать «Слово о полку Игореве».

Приложение к уроку 1.

Литература как искусство слова

      Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоцио- нальное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

5. Идея произведения – это:

в) главная обобщающая мысль произведения.

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция – это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки к развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

8. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

9. Сюжет – это:

а) основное содержание произведения;

б) совокупность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

10. В основе сюжетного действия лежит:

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

12. Для определения жанра существенным признаком является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания произведения.

Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы».

Цель урока: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Ход урока.

    Повторение изученного в 5-8 классах.

    Беседа по статье «Древнерусская литература».

    Когда и как начиналась русская литература? Какие периоды развития древнерусской литературы обозначены в статье?

    Чем интересен каждый период, какими произведениями представлен?

    Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

    Дайте определение слову «жанр».

    Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».

(См. С.Шадрина.«Литература. 9класс. Поурочные планы. Стр. 9-10)

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

    Вступительное слово учителя. Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы).

Проверка читательского восприятия: какое впечатление произвёл на вас текст начала поэмы? В чём его своеобразие? Поняли ли вы, о чём идёт речь?

    Знакомство с прозаическим (Д.С.Лихачёв) и стихотворным (В.А.Жуковский)

переводами этого отрывка. Проверка читательского восприятия: вы прослушали два перевода одного и того же текста. Какой из них более точен? А какой более приближен к народному песенному стиху? Можно ли считать переводом текст

Н. Заболоцкого, который вы читали дома? Почему?

3. Слово учителя о переводах «Слова…».

4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи».

5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…».

III. Итог урока. Домашнее задание: подгот. выразит. чтение понравившихся эпизодов; инд.: сост. план событий по Ипатьевской летописи и по композиционным частям «Слова…»; разделите «Слово…» на части, озаглавьте их.

Тема уроков: «Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение».

Цели уроков: определить идею «Слова…»; рассмотреть образную систему, особенности композиции и специфику жанра, проблему авторства; подготовить учащихся к сочинению.

Ход 3 урока.

      Проверка домашнего задания.

1. Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова…»

План событий по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным частям

«Слова…»

    Выступление в поход князя Игоря.

    Солнечное затмение.

    Первое удачное столкновение с половцами.

    Неудачи второго боя.

    Ранение и пленение Игоря.

    Набеги половцев на Русь.

    Побег Игоря.

      Вступление.

      Сборы в поход, предзнаменование.

      Первый бой.

      Второй бой.

      история сражения с половцами.

      Поражение.

      Лирическое рассуждение о междоусобицах.

      Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

      обращение к князьям.

      Плач Ярославны.

      Возвращение Игоря.

      Приветственная встреча.

●Чем повествование в «Слове…» отличается от Ипатьевской летописи?

●Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»?

2. Выразительное чтение понравившихся эпизодов с последующими комментариями.

II.Изучение нового материала.

– Как проявился в этих частях поэмы «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?

    Характеристика образной системы «Слова…».

    Какие образы «Слова…» вам запомнились?

    Как вы их себе представляете?

●Почему Игорь и Всеволод сравниваются с соколами, с померкнувшим Солнцем, а Святослав уподобляется грозе и вихрю?

● Каким вы представляете себе Святослава в момент произнесения слова? Отчего оно – «со слезами смешанное»? Почему оно названо «золотым»?

● Почему с «золотым словом» соседствует плач Ярославны? В чём их сходство и отличие?

    Кто главный герой «Слова…»?

    Слово учителя о главном герое произведения – Русской земле (С.Шадрина. «Поур.пл.», стр.16-17).

    Изучение композиции «Слова…».

● Что вы можете сказать о композиции произведения? В чём её своеобразие?

●Сколько композиционных частей выделяется в «Слове…»? Как их можно озаглавить?

●А с чего начинается «Слово…»?

●Как выстроен рассказ о походе князя Игоря и почему?

III. Домашнее задание:

Перечитайте гл.12 из части I, гл. 2-5 из части III. С какой целью автор делает временное отвлечение?

Как природа откликается на происходящее?

●Сообщения: жанровые особенности произведения;

Наизусть отрывок из произведения.

Ход 4 урока.

      Поэтическая пятиминутка. Наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве».

    Как начал бы повествовать Боян и как это делает автор «Слова…»?

(В изображении природы: свойственны живописная выразительность, напряжённый динамизм, символический характер образа степи, непривычный характер образов Солнца, ночи; (ч. I, гл.5-9, ч. III, гл. 2-5)

в повествовательной манере: восклицания, риторические вопросы, обращения, повторы, монологи и диалоги, контрасты в изображении эпизодов, лирические отступления;

● Каков смысл противопоставления речи Всеволода и голоса природы? (ч.I, гл. 1, 2, 5)

● Почему повторяется строка «…ища себе чести, а князю славы»? В связи с чем эта строка сменяется другим рефреном: «О русская земля! Уже ты за холмом»?

● Какую роль играет временное отвлечение – воспоминание о том, как «в княжих крамолах жизни людские сокращались»? (ч.I. гл. 12-13).

4. Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв писал: «Любовь к родине водила его (автора) пером и определила глубокую народность содержания и формы». Согласны ли вы с этой точкой зрения?

      Выступление ученика: «Жанр «Слова о полку Игореве».

      Продолжение беседы:

      Слово учителя о влиянии фольклора на «Слово…».

      Домашнее задание: подготовить сообщения о художниках, иллюстрирова-вших «Слово о полку Игореве»: о В.А.Фаворском, В.Перове, В.М. Васне-цове, М.Добужинском и др. Сравнить разные переводы «Плача Ярославны» (В.Жуковского, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого и др.)

Выбрать тему сочинения: 1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»

2.Возвращение князя Игоря на родную землю.

Программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература»Программа

Контроля Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека . 1 Вводный урок Индивидуальная Фронтальная беседа Литература Древней Руси... тематический план по литературе 9 класс (102 часа) № урока Тема урока . Основное содержание...

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Роль литературы в духовной жизни российского общества

    Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».

    Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.

    Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.

    Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой».

    Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в.

    Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами.

    Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

    На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

    Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

    С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


    За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
    На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым. Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.

    Цель: углубить представление учащихся о литературе как ис­кусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

    Ход урока.

    I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

    1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

    3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литера­туры в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

    4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвисти­ческие словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

    II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассни­кам» (с. 3).

    Беседа по статье.

    Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

    Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в от­рывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

    Почему освоение данной программы требует от учеников са­мостоятельности, инициативы и творчества?

    Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

    III. Обзор курса литературы 9 класса.

    Основная задача курса литературы 9 класса - познакомитьвас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомитьсяс составляющими нашего курса.

    Па доске открывается первая страница перекидного календаряС красочной надписью: «Древнерусская литература»

    Временем возникновения древнерусской литерату­ры ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранив­шим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

    Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» непо­вторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как зага­дочный магнит.

    Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и муже­ство, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глаза­ми будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цве­тущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратив­шимся из похода.

    «Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин вре­мени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

    Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

    Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносо­ва - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «ис­тинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения ли­тературного языка с языком народным».

    А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

    Учитель (открывает последнюю cmpa ниц y - «Литература XX века»).

    XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

    Идет «перекличка» тем и имен.

    До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есе­нин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

    После 1917 г. часть писателей эмигрирова­ла из России, и русская литература разделилась на две ветви, раз­вивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Ада­мович и др.

    В советской литературе 20-х гг. господ­ствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художест­венное осмысление свершившихся в стране событий - в произве­дениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

    С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

    В литературе 50-70-х гг. происходит пере­осмысление многих событий войны, отражаются противоречия на­ступившей мирной жизни.

    Трагическая судьба узников сталинских ла­герей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

    IV. Завершающее слово учителя.

    Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все име­ни писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафо­рой, гуманным намеком.

    Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.

    Тема: Значение древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    Цель: показать самобытный характер древнерусской литера­туры, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

    Ход урока

    I. Повторение изученного в 5-8 классах.

    I . Беседа по статье «Древнерусская литература».

    1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествователъные произведения на церковно-славянском языке.)

    2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хо­ждение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

    3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)

    2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и опреде­ли его жанр».

    Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

    Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

    (Владимир Мономах.)

    Повесть, как правило, повествует о важных исторических со­бытиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

    Слово является образцом торжественного красноречия.

    В хождении дается информация о далеких путешествиях.

    В житии - описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о жи­тии Александра Невского».)

    Дайте определение слову «жанр».

    (Жанр - исторически формирующийся вид литературных про­изведений, обладающих особенностями, признаками, закономерно­стями, отличающими их от других произведений.)

    Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)

    Жанром, помогшим Руси осмыслить свое предназначение, соб­ственную историю, стала летопись.

    Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последова­тельности.

    Вопросы викторины:

    1) «И сказал им:

    Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

    Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опус­тить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».)

    2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел по­мощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он по­дошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на сво­его осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».)

    3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мя­сом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».)

    4) «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И зако­лите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».)

    5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тро­нула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл рав­нодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту бит­ву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

    В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».)

    II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

    Не много найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный ин­терес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная по­этическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных язы­ков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии... В чем же притягательность «Слова»?


    1. Выразительное чтение древнерусского тек­ста (начала поэмы).
    2. Проверка читательского восприятия. (Не все по­ нятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично.)

    2. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотвор­ным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский).

    «Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? - (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действи­тельными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следо­вать действительным событиям - «былинам сего времени») рас­текался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, на­пыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен вой­ны (и) тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».

    (Перевод Д. С. Лихачева)

    3. Слово учителя.

    Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разно­образны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобла­дают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод ус­ловен, так как нельзя считать «Слово» стихотворным произведени­ем с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII в. на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предна­значены для пения, другие - для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народ­ный песенный стих.

    4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи» (с. 8).

    К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове», обзорно позна­комить с наиболее интересными исследованиями.

    Учитель. Например, книга известного писателя Евгения Осетрова посвящена этому великому творению. На страницах ее воссоздаются образы, художественный мир, обстоятельства созда­ния и история изучения гениальной поэмы XII в. Автор знакомит читателей с художественной системой Игоревой песни, рассказы­вает о спорах, которые ведутся по поводу этого произведения, о том, какое влияние оказало древнее творение на отечественную культуру. (Осетров Е. И. Мир Игоревой песни. Этюды. - М: Со­временник, 1977.)

    5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова».

    В начале 80-х гг. XII в. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не преду­предив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, по­ловцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения полов­цев Игорю удается бежать из плена.

    Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы знаем обе оценки из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изо­бражая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновид­ным полководцем. В «Летописной повести», которая находится в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя; он вызывает даже сочувствие - не только достойным поведением во время бит­вы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

    III. Итог урока.

    Домашнее задание: прочитать «Слово» в переводе Н. А. За­болоцкого, с. 9-31; подготовить понравившийся фрагмент на выра­зительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подго­товить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову» и по Ипатьевской летописи.

    Тема: «Слово…» как высокопатриотическое произведение. Идея, образная система, пейзаж «Слова…», влияние фольклора.

    Цель: познакомить с образной системой «Слова», его основ­ной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

    Оборудование: проектор, экран, компьютер.

    Ход уроков

    I. Проверка домашнего задания.

    Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».


    (Планы отражены на доске.)

    План событий по Ипатьевской летописи


    План событий по композиционным частям «Слова»

    1. Выступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь. 8. Побег Игоря.

    1. Вступление. 2. Сборы в поход, предзнаменова­ние. 3. Первый бой. 4. Сон. 5. Второй бой. 6. История сражения с половцами. 7. Поражение. 8. Лирическое отступление о меж­доусобицах. 9. Сон Святослава. «Золотое сло­во» Святослава. 10. Обращение к князьям. 11. Плач Ярославны. 12. Возвращение Игоря. 13. Приветственная встреча.

    Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской ле­тописи"? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

    Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

    2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понра­вившихся отрывков с последующими комментариями.

    II. Изучение нового материала.

    - Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» не­известного автора?

    Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

    2. Характеристика образной системы «Слова».

    1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

    2) Как вы их себе представляете?

    3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фа­ворского (с. 10 учебника).

    4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»? Обмен мнениями.

    Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

    Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв доро­гу на Русь Степи.

    Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она - ли­цо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но един­ственной главы поэмы.

    Святослав Киевский? Он - воплощение государственной муд­рости и отеческого благородства, высказыватель суждений по по­воду происходящих событий, он - второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в автор­ское обращение к князьям.

    Учитель. Подлинный же герой поэмы - Русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю при­вязанность и верность.

    Княжеские дружины для автора - «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоми­наемые в поэме четыре раза, - «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «...русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «.. .ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

    Автор - незаурядная фигура Руси домонгольской; его патрио­тический пафос не был порождением личных настроений и убеж­дений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай Бог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложите».

    В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взгля­нул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъят­ных просторах - от Волхова до Черного моря, - Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

    Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Сте­пью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несо­мненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» - грозного и великого, который, насту­пая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

    Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева пев­ца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это вели­кое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон при­ходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современно­сти, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

    Существует даже предположение, что «Слово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить рас­при и зорко следить за происками кочевников, то есть дало крат­кую военную передышку.

    Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

    Он первым избрал главным героем произведения Русскую зем­лю, положив начало героической традиции, живущей века.

    3. Изучение композиции «Слова».

    Какова же композиция «Слова»?

    Безусловно, она сложна, ее называют непоследо­вательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Да­вайте обратимся к тексту.

    Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 16-17).

    Автор по-своему распоряжается временем, и в раз­гар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, - Олегом Святославичем. Временное от­влечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли исто­рическую предопределенность совершающегося - неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и нера­зумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, - убеждает поэма, - каким его сделало время.

    Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд Бо­жий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначитель­ное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремле­ние к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с дру­гими князьями «за одно сердце».

    Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происхо­дящие события?

    В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

    Не то, что мните вы, природа;

    Не слепок, не бездушный лик, -

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развер­тываются основные действия похода.

    Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем вол­ков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «бре­шут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соло­вьи, утром дружину будит говор галок... Круглые сутки степь зву­чит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа - «дружелюбная» к «своим» - пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на худо­жественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Изда­лека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами...

    В пору бегства Игоря - при всем драматизме повествования -наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых за­рослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной вы­разительностью, напряженным динамизмом.

    Выразительное чтение фрагмента (ч. Ш, гл. 2-5, с. 28-30).

    Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

    1) Рассказ о походе Игоря.

    2) Сон и «златое слово» Святослава.

    3) Плач Ярославны.

    4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

    А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, во c хищаясъ искусством старого певца Бонна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бонна», он намерен повествовать «по былям сего времени» - ближе к действитель­ным событиям.)

    Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой сме­лостью князя; услышали голос мудрого государственного правите­ля и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пле­нило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря - боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

    Вывод.

    Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопережива­ния и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

    4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

    Когда говорят о фольклорности «Слова», то обыч­но вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматри­вают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

    В устной народной литературе сложились устойчивые пред­ставления о народном характере. Достаточно сопоставить страст­ность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки - буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью - не являются исключением. Они ведут себя как сыно­вья эпохи.

    Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

    Самый поразительный герой «Слова» - Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, ко­торый днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

    На примере любого фрагмента покажите фольклорную осно­ву «Слова». (Выписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

    III. Итог уроков.

    Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

    Образ Русской земли на страницах «Слова»;

    Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (со­поставительный анализ);

    Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

    Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата Урок№1

    Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

    Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

    Задачи:

    Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

    Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

    Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

    Ход урока.

    1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

    Колокол дремавший

    Разбудил поля,

    Улыбнулась солнцу

    Сонная земля.

    Тихая долина

    Отгоняет сон,

    Где-то за дорогой

    Замирает звон.

    Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

    2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

    « Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

    Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

    … Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

    В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

    Вопросы на закрепление:

    Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

    Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

    3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

    4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

    Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

    5) Резерв. Фронтальный опрос.

    Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

    Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

    У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

    6) Подведение итогов, комментарий отметок.

    7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»