Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе.
СЕНТЯБРЬ.
Продолжать учить детей внимательно слушать художественный текст, понимать нравственный смысл, мотивированно оценивать поступки, осмысливать образное содержание и значение пословиц. Развивать интерес к поэзии, желание разучивать стихотворения. Подвести детей к пониманию, что книга – это один из источников знаний.
Наша группа. Правовое воспитание. | Что нам лето подарило? | Транспорт. | Подземное царство. |
1. Драгунский «Удивительный день» 2. Н. Найденова «Ольга Павловна» «Новая девочка» 3. О. Высотская «Детский сад» 1. Г. Остер «Советы непослушным детям» 2. Н. Носов «Телефон» 3. В. Коржец «Плохая конфета» 4. Е. Чарушин «Друзья» | 1. В. Сутеев «Мешок яблок» 2. Я. Пиняев «Хитрый огурчик» 1. Э. Шим «Кто как одет?» 2. Д. Родари «Большая моркрвка» 3. Е. Неменко «Дачные загадки» «Стихи об овощах» («Подсолнух», «Помидор», «Капуста», «Перец», «Выква») | 1. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» 2. Д. Родари «Дудочкин и автомобили» 1. А. Барто «Жил на свете самосвал» 2. Б. Житков «Что я видел?» 3. М. Ильин «Машины на нашей улице» 4. М Чиарди «О том, у кого три глаза | 1. В Зотов «Царство грибов» (из кн. «Лесная мозаика») 2. «Боровик, боровик» - заучивание 1. В. Бианки «Лис и мышонок» 2. Бажов «Уральские сказы» 3. «Дюймовочка» |
ОКТЯБРЬ
Продолжать знакомство детей с разными жанрами художественной литературы. Дать начальные знания о басне, ее жанровых особенностях, подвести к пониманию аллегории , нравственного смысла, переносного значения слов и сочетаний, воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Побуждать детей выразительно читать стихи наизусть, чувствовать, понимать и воспроизводить поэтическую речь.
Город у моря. | Человек. | Труд в колхозе. |
|
1. Знакомство с творчеством И. Крылова, его детством. Басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука» 2. Ю. Мориц «Домик с трубой» | 1. С. Коган «Листки» - заучивание 2. Г. Скребицкий «Осень» 1. В. Смертин «Дождь по улице идет» 2. Н. Минский «Листопад» 3. А. Пушкин «Унылая пора…» 4. К. Бальмонт «Осень» | 1. И. Турчин «Человек заболел» 2. Е. Пермяк «Про нос и язык» 1. Э. Мошковская «Нос умойся», «Уши» 2. Е. Носов «Тридцать зерен» 3. Д. Хармс «Веселый старичок» 4. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 1. А. Ремизов «Хлебный колос» 2. В. Степанов «Дорога на мельницу» 1. Г. Балл «Новичок на прогулке» 2. «Пирог» - норвежская сказка 3. В. Крупин «Отцовское поле» 4. С. Погореловский «Слава хлебу на столе» 5. Я. Тайц «Все здесь» 6. «Легкий хлеб» - белорусская сказка 7. И. Токмакова «Кем быть?» 8. Я. Дягутите «Каравай» |
НОЯБРЬ
Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихи, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации различные эмоциональные состояния. Продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами. Развивать у детей интерес к жанру литературной сказки.
Мы живем на севере. | Осень как время года. | Кто как к зиме готовится | Предметы, которые нас окружают. | Культура поведения. |
1. Г. Снегирев «Про оленей», «Пингвиний пляж» 2. Е. Емельянова «Окся – труженица» 3. «Айога» - нанайская сказка. Сказки Б. Шергина, С. Писахова. Пинежские сказки Ивановой. | 1. М. Пришвин «Осинкам холодно» 2. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» - заучивание 1. Малые фольклорные форм (приметы, пословицы, поговорки об осени) 2. Н. Павлова «Первый снег» 3. Н. Минский «Листопад» 4. «Осень» 5. Н. Сладков «Осень на пороге» | 1. А. Суконцев «Как ежик шубку менял» 2. «Как белка и заяц друг друга не узнали» - якутская сказка 1. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» 2. Н. Сладков «Белкин мухомор» 3. С. Микитов «Листопадничек» | 1. С. Маршак «Откуда стол пришел» 2. Литературные сказки – П. Ершов «Конек-горбунок» | 1. С. Прокофьев «Сказка о невоспитанном мышонке» 2. А. Барто «Медвежонок невежа» 1. В. Сутеев «Палочка – выручалочка» 2. В. Осеева «Добрая хозяюшка» 5. В. Осеева «Печенье» 6. Я. Аким «Жадина» 7. Э. Мошковская «Обида» |
ДЕКАБРЬ
Побуждать эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Углублять представления детей о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы.
Символика страны. | Домашние животные. | Вода, снег. | Новый год. |
1. Н. Рубцов «Привет Россия» 2. А Барто «Рисунок к юбилею», «Всюду светятся огни» 1. И. Никитин «Русь» 2. О. Александрова «Брызги солнца в куполах» 3. Д. Кедрин «Дума о России» 4. В. Лебедев-Кумач «Утро красит нежным светом…» 5. Н. Кончаловская «Славен город наших дедов» 6. Ф. Глинка «Москва» | 1. р. н. сказка «Зимовье зверей» 2. В. Сутеев «Кто сказал Мяу» 1. «Как собак друга искала» - мордовская сказка. 2. Л. Толстой «Пожарные собаки» 3. Ю. Дмитриев «Утята и цыплята» 4. Н Носов «Живая шляпа» | 1. С. Прокофьев «Сказка про красные варежки» 2. Н. Калинина «Про снежный колобок» 3. К. Бальмонт «Снежинка» 1. Знакомство с детством, чтение сказок «Снежная королева», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди» | 1. Р. Павлова «Самый лучший подарок» 2. А. Барто «Елка» - заучивание 1. З. Александрова «Птичья столовая» 2. С. Дрожжин «Улицей гуляет…» 3. Е. Благинина «Красавица какая…» 4. З. Топелиус «Три ржаных колоса» 5. В. Сутеев «Снеговик Почтовик» 6. С. Маршак «Двенадцать месяцев» |
ЯНВАРЬ
Продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы. Побуждать замечать изобразительно - выразительные средства художественной литературы. Активизировать литературную память дошкольников, обогащать представления о жизни и творчестве писателей.
Здоровье. Как стать неболейкой. | Зима. | Труд взрослых. |
1. С Козлов «Зимняя сказка» 2. Страна сказок Пушкина. | 1. Н. Носов «На горке» 2. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» 1. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою» 2. С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза» 3. Фольклор о зиме. 4. И. Суриков «Зима» | 1. С. Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа милиционер» (Знакомство с детством и творчеством писателя) 2. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» 1. Е. Пермяк «Мамина работа» 2. Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» 3. С. Баруздин «Кто построил этот дом» 4. Г. Граубин «Незнакомые друзья» 5. В. Лифшиц «Мы трудиться будем» |
ФЕВРАЛЬ.
Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы. Учить понимать смысловую сторону пословиц и поговорок. Чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений, понимать основную мысль поэтического текста. Продолжать формировать понятия о том, что книга – это источник знаний, об одном и том же явлении написаны – стихи, рассказы, сказки. Способствовать обогащению словаря.
Сказки. | Животные севера. | Наши защитники. | Солнечная система. |
1. С. Михалков «Три поросенка» 2. «Мышка Вострохвостик» - чувашская сказка. 1. р. н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный» 2. р. н.с. «Хвосты» 3. р. н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк» 4. р. н.с. «У страха глаза велики» | 1. В. Алдонский «Верхом на олене» 2. Ф. Абрамов «Алые олени» 1. сказка «Почему у белого медведя нос черный» 2. А. Некрасов «Олешки» 3. П. Бажов «Серебряное копытце» | 1. Былины о русских богатырях: «», «Три поездки Ильи Муромца», «Богатырь Микула Селянинович». 2. С. Маршак «Февраль» - заучивание 1. О. Высоцкая «Мой брат уехал на границу» 2. Л. Кассиль «Главное войско» 3. Я. Длуголенский «Что могут солдаты» 4. Б. Никольский «Препятствие» 5. А. Митяев «Шапка не велит» | 1. Е. Левитин «Малышам о звездах и планетах» 2. Т. Собакин «Как замечательно стать астрономом» 1. В. Степанов «Облако» 2. И. Мазин «Солнышко и зернышко» 3. А. Волков «Земля и небо» 4. «У солнышка в гостях» - словацкая сказка |
МАРТ
Способствовать углублению знаний и представлений детей об окружающем мире средствами художественной литературы. Побуждать понимать содержание текста, развивать интерес к информации содержащейся в тексте. Развивать интерес, любовь к искусству поэтического слова.
Семья. Праздник мам. | Воздух – невидимка. | Животные жарких стран. | Театр. | Масленица. |
1. Знакомство с творчеством С. Аксакова «Аленький цветочек» 2.Литературная сказка Н. Телешова «Крупеничка» 1. Г. Виеру «Мамин день» 2. Е. Благинина «Посидим в тишине» 3. П. Образцов «Март» 4. Л. Квитко «Бабушкины руки» | 1. Чтение литературных сказок – В. Катаев «Цветик семицветик» 2. В. Одоевский «Городок в табакерке» | 1. Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню» 2. Г. Снегирев «В пустыне» 1. С. Баруздин «Равви и Шаши» 2. Б. Жидков «Мангусты» 3. С. Снегирев «Слон», «Жираф» 4. И. Москвана «Кроха» | 1. С. Михалков «Как старик корову продавал» 2. Д. Родари «Волшебный барабан» 1. р. н.с. «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 2. Ш. Перро «Фея» | 1. Малые фольклорные формы. 2. Разучивание песенок, закличек, потешек к празднованию масленицы. |
АПРЕЛЬ.
Формировать у детей целостное восприятие текста, умение выделять выразительные средства. Закреплять представления об особенностях разных жанров (стихотворение, сказка, рассказ). Продолжать учить выразительно наизусть читать стихи, чувствовать напевность языка, учить понимать языковые выразительные средства.
Юмор. Эмоции. Характер. | Дорога в космос . | Красная книга. | Весна. |
1. Знакомство с творчеством Н. Носова. «Фантазеры» 2. Ю. Владимиров «Чудаки» 1. К. Чуковский «Чудо-дерево» 2. Небылицы. 3. С. Маршак «Пудель» 4. Н. Матвеева «Путаница» | 1. А. Леонов «Шаги над планетой» 2. В. Бороздин «Первый в космосе» 1. В. Медведев «Звездолет Брунька» 2. П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп» 3. Н. Носов «Незнайка на Луне» 4. В. Кащенко «Найди созвездия» | 1. Знакомство с детством Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» 2. Ю. Коваль «Заячьи тропы» 1. Е. Чарушин «Про зайчат» 2. А. Блок «Зайчик» 3. р. н.с. «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка» 4.Д. Мамин-Сибиряк «Про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. | 1. Н. Найденова «О весне» 2. Я. Аким «Апрель» - заучивание 1.С. Коган «Клен» 2. Т. Белозеров «Подснежники» 3. Е. Чарушин «Воробей» 4. А. Прокофьев «Веснянка» 5. Г. Скребицкий «Весна», «На лесной полянке», «Март, Апрель, Май» |
Продолжать знакомство детей с творчеством писателей. Побуждать к выразительному чтению стихов. Закреплять знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях. Представления о жанровых особенностях сказки, стихотворения, басни, рассказа, произведениях малых фольклорных форм. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.
Дружба детей. | День победы. | Природа и мы. | Труд взрослых. |
1. Знакомство с творчеством А. Барто «Вовка – добрая душа», «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал старшим братом» | 1. В. Берестов «Мир на земле» 2. С. Маршак «Пусть не будет войны никогда» 1. М. Пляцковский «Майский день» 2. Е. Благинина «Шинель» 3. А. Митяев «Землянка» 4. Р. Гамзатов 5. Л. Чадова «Салют» 6. Е. Трутнева «Фронтовой треугольник», «Парад», «Фронтовая сестричка. | 1. С. Есенин «Черемуха» 2. Б. Асаналиев «Краски весны» 1. ф. Тютчев «Весенние воды» 3. С. Козлов «Необыкновенная весна» 4. Я Колос «Песня о весне» 5. В Степанов «Чудеса» 6. Я. Дягутите «Жаворонок» |
2. Б. Захобер «Строители» 3. Д Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» |
Перспективное планирование по художественной литературе в средней группе.
СЕНТЯБРЬ.
Учить детей понимать содержание литературных текстов, чувствовать ритм стихотворной речи. Расширять знания о разных жанрах художественной литературы: сказках, рассказах, стихах; о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – потешек, песенок, загадок, дать о них новые представления.
Наша группа. Детский сад. | Овощи, фрукты. | Транспорт. О. Б.Ж. | Подземное царство. |
1. Л. Осипова «Что такое детский сад» 2. Е. Яниковская «Я хожу в детский сад» 1. Г. Цыферов «В медвежий час» 2. З. Александрова «Игрушки» 3. С. Михалков «Песенка друзей» 4. В. Товаркова «Детский сад» | 1. Заучивание потешки «Зайчишка – трусишка» 2. Н. Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук», «Огурцы» 1. П. Мумин «Яблоко» 2. У. Рашид «Наш сад» 3. р. н.с. «Мужик и медведь» | 1. С. Михалков «Шагая осторожно», «Бездельник светофор» 2. О. Бедарев «Если бы…» 1. И. Явортская «Дети и дорога» 2. И. Лешкевич «Светофор» | 1. В. Катаев «Грибы» 2. С. Аксаков» «Грибы» 1. М. Пришвин «Последние грибы» 2. «Дюймовочка» 3.В. Бианки «Лис и мышонок» |
ОКТЯБРЬ.
Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, чтению, эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, выразительность речи, интерес к информации которую несет текст, понимать содержание и идею сказок, замечать образные слова и выражения.
Дома на нашей улице. | Золотая осень. | Человек. | Труд людей. Хлеб. |
1. С. Маршак «Три поросенка» 2. А. Балинт «Дом который можно съесть» 1. Ю. Мориц «Дом гнома, гном дома» 2. Р. Сеф «Лиловое стихотворение» 3. С. Черный «Когда никого нет дома» 4. Д. Хармс «Веселые чижи» 5. Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1. Е. Трутнева «Паучки» 2. Заучивание И. Бунин «Осень» 1. Г. Новицкая «Летний сад» 2. А. Шибицкая «Осень» 3. Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…» 4. Ю. Капустина «Осень» 5. И. Черницкая «Осень» 6. Л. Поляк «Туча солнышко закрыла» 7. Н. Найденова «Золотая осень» | 1. Д. Хармс «Веселый старичок» 2. Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» 1. А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» 2. Песенки разных народов: К. Чуковский «Барабек», «Скрюченная песня», С. Маршак «Шалтай-Болтай» 3. К. Чуковский «Радость» | 1. Украинская сказка «Колосок» 2. Я. Аким «Хлеб ржаной» 1. Я. Дягудите «Руки человека», «Молотьба», «Каравай» 2. Татарская песенка «Мешок» 3. Я. Тайц «По пояс», «Всё здесь» 4. р. н.с. «Чудесные жерновки» 5. р. н.с. «Пузырь, Соломинка, и Лапоть» |
НОЯБРЬ.
Познакомить детей с жизнью и творчеством Н. Сладкова, развивать интерес к информации, которую несет текст. Продолжать учить понимать содержание рассказов. Способствовать быстрому заучиванию поэтических текстов, развивать навыки выразительного чтения.
Где живет человек. | Осень как время года. | Как животные готовятся к зиме. | Предметы быта. О. Б.Ж. | Культура поведения. |
1. О. Чернорицкая «Кукольный дом» 2. Р. Сефа «Дед Пахом поставил дом…» 1. П. Воронько «Лучше нет родного края» 2. р. н.с. «Заюшкина избушка» 3. Украинская сказка «Рукавичка» 4. З. Александрова «Родина» 5. р. н.с. «Теремок» 6.Л. Осипова - загадки. | 1. Заучивание А. Плещеев «Скучная картина!..» 2. Е. Пермяк «Хитрый коврик» 1. А. Плещеев «Дети и птичка» 2. К. Бальмонт «Осень» 3. И. Бунин «Льет дождь холодный» 4. Н. Калинина «В лесу» 5. И. Соколов-Микитов «Осенью в лесу», «Еж» 6. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | 1. Н. Сладков «Как белке не простудиться?», «Что зайцу делать?», «Как медведю с голоду не пропасть?» 2. Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся?» 1. Е. Чарушин «Кто как живет?» 2. В. Бианки «Холодно в лесу, холодно», «Готовятся к зиме, спешат!» 3. Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» 4. р. н.с. «Лиса и тетерев» 5. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» | 1. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» 2. В. Черняева «Кот Василий и бытовая техника » 1. С. Чертков Кисть, ФОнарик, Лестница, Пила, Рулетка, Отвертка. Топор. Молоток. 2. Е. Пермяк «Торопливый ножик» 3. В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек» | 1. Белорусская сказка «От краденого не растолстеешь» 2. Б Заходер «Хрюша на елке» 1. А. Кузнецова «Мы поссорились» 2. Песенки и потешки разных народов 3. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» 5. Польская сказка «Поспешишь, людей насмешишь» 6. Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену» |
ДЕКАБРЬ.
Продолжать развивать у детей умение слушать литературное произведение, понимать его содержание. Углублять представления детей о жанре рассказа. Учить оценивать характер и поступки героев.
Труд взрослых. Врач. | Домашние животные. | Вода, снег. | Новый год. |
1. С. Михалков «Про девочку которая плоха кушает», «Как у нашей Любы» 2. А. Барто «Мы с Тамарой…» 1. А. Кандрашова «Наш доктор» 2. А. Фрайденберг «Великан и мышь» | 1. р. н.с. «Зимовье» 2. Е. Чарушин «На нашем дворе» (Корова. Коза. Собака. Кошка. Утка. Курочка) 1. Л. Толстой «Котенок» 2. Г. Остер «Котенок по имени Гав» 3. В. Бианки «Первая охота» 4. Л Толстой «Пожарные собаки» 5. А. Барто «Уехали» 6. Мексиканская сказка «Вежливый кролик» 7. Итальянская сказка «Как осел петь перестал» 8. С. Маршак «Усатый – полосатый» | 1. р. н.с. «Снегурочка» 2. С. Маршак «Это – снежная страница», «Вьюга снежная пурга…» 1. Л Воронкова «Хитрый снеговик» 2. К. Чуковский «Растет она вниз головою» 3. Л. Брег «Рыбка» 4. Л. Карпов «Как зимуют рыбы» 5. Л. Толстой «Акула» 6. В. Зотов «Как рак отшельник нашел себе друга» | 1. В. Сутеев «Елка» 2. Заучивание С. Дрожжина «Улицей гуляет…» 1. Е Михайлова «Что такое Новый год?» 2. М. Ивенсен «Елочка» 3. Е. Трутнева «Елка» 4. А. Барто «Елка». 5. З. Александрова «Птичья елка» 6. Л. Воронкова «Таня выбирает елку» |
ЯНВАРЬ.
Развивать у детей желание заучивать поэтические тексты, учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Здоровье. О. Б.Ж. | Зима. | Труд взрослых. Шофер. |
1. К. Чуковский «Айболит», «Айболит и воробей», «Мойдодыр» 2. С. Михалков «Прививка», «Про мимозу» 1. Л. Грбловская «Чисти зубки, руки мой» 2. В. Черняева «Болейте на здоровье» 3. А. Усачев «О ногтях» | 1. Заучивание - И. Суриков «Зима» 2. И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная» 1. К. Бальмонт «Снежинка» 2. И. Белоусов «Первый снежок» 3. А. Калинчук «Зима» 4. М. Дружинина «Я и снег» 5. М. Дудин «Деревья зимою» 6. А. Яшин «Покормите птиц зимой» 7. И Суриков «Белый снег пушистый…» | 1. Ю. Тувим «Труд полезен и нужен всем» 2. Э. Огницвет «Кто начинает день» 1.Э. Мошковская «К нам бегут автобусы» 2. И. Муравейка «Самосвал» |
ФЕВРАЛЬ.
Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста; учить понимать и оценивать поступки и характеры героев. Расширять представления детей о жанровых особенностях сказки. Способствовать воспитанию внимательных слушателей.
Сказки. | Уголок природы. | Наши защитники. | Земля – планета. |
1. р. н.с. «Лисичка со скалочкой» 2. Ю. Мориц «Песенка про сказку» 1. р. н.с. «Жихарка» 2. р. н.с. «Кот и лиса» 3. р. н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный» 4. р. н.с. «Как коза избушку построила» 5. р. н.с. «Гуси-лебеди» | 1. Г. Снегирев «Морская свинка» 2. Н. Носов «Карасик» 1. Чтение сказок К. Чуковского («Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Путаника» и др.») | 1. И Громова «Праздник всех отцов» 2. Заучивание С. Маршак «Февраль», «Пограничник» 1. А. Барто «На заставе» 2. З. Александрова «Дозор» 3. А. Жаров «Пограничник» 4. И. Кульская «О брате» 5. А. Ливанов «Письмо» 6. «Стойкий оловянный солдатик» | 1. О. Тарутин «Это было в Антарктиде» 2. А. Михайлов «Как я подружился с пингвином» 1. С. Маршак «Пингвинята» 2. Г. Снегирев «Любопытные», «Пингвиний пляж», «Зяблики», «К морю», «Морской леопард», «Камушки», «Отважный пингвин», «До свидания» |
МАРТ.
Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать интерес и любовь к художественной литературе.
Семья, мамин праздник. | Воздух – невидимка. | Животные жарких стран. | Театр. | Масленица. |
1. Е. Благинина «Вот какая мама» 2. С. Вангели «Подснежники. 1. М. Зощенко «Показательный ребенок» 2. Э. Успенский «Разгром» 3. Л. Квитко «Бабушкины руки» 4. С. Михалков «А что у вас?» | 1. И. Токмакова «Ветрено» 2. Г. Сапгир «Леса – чудеса» 1. Е. Чарушин «Про зайчат» 2. Е. Серова «Волки» 3. Г. Ладонщиков «Еж», «Лиса», «Медведь проснулся» 4.Е. Трутнева «Белка» 5. В. Волина «Зайка серый умывается» | 1. Африканская сказка «Малыш леопард и малыш антилопа» 2. С. Баруздин «Верблюд» 1. Х. Ланглесия «Крокодиловы слезы» 2. М. Москвина «Что случилось с крокодилом» 3. Е. Котенева «Кенгуру» 4.С. Егорова «Жираф» 5. М. Садовский «Что снится слону?» 6. Луда «Властелин мест» 7. Э. Мошковская «Как жираф пошел в школу» 8. В. Зотов «Жираф и окапи» 9. Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» | 1. Д Эдвартс «В театре» 2. А. Барто «В театре» 1. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» 2. Э. Мошковская «Вежливое слово» 3. К. Ушинский «Медведь и бревно» 4.Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обманула» 5. Латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка» | 1. Малые фольклорные формы: заклички, чистоговорки, скороговорки, считалки, мирилки, веснянки.. |
АПРЕЛЬ.
Познакомить детей с жизнью и творчеством Е. Чарушина. Продолжать закреплять представления детей о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание литературного произведения, развивать заинтересованность к информации которую несет текст.
Юмор, эмоции, характер. | Транспорт. О. Б.Ж. | Птицы. | Весна. |
1. Ю Владимиров «Чудаки» 2. С. Маршак «Вот какой рассеяный» 1. Н. Носов «Затейники» 2. Я. Бжехва «Муха-чистюха» 3. В. Берестов «Дракон» 4. К Чуковский «Путаница» | Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» 2. И. и Л. Сандберг «Мальчик и сто автомобилей» 1. Т. Александрова «Светофорчик» 2. О. Чернорицкая «Автобус», «Самосвал» 3. И. Токмакова «На машине ехели» | 1. Заучивание Г. Ладонщиков «Весна» 2. Я. Аким «Апрель» 1. М. Борисов «Песенка капели» 2. Е. Баратынский «Весна, весна!» 3. С. Вышесловцев «Весна» 4. Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…» 5. Л. Осипова «В русский лес пришла весна» 6. Г. Граубли «Кораблик» |
Познакомить детей с детством и творчеством С. Михалкова. Побуждать эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста, чувствовать ритм стихотворной речи. Средствами литературы воспитывать дружеское и уважительное отношение друг к другу.
Дружба детей. | Город, в котором мы живем. | Насекомые. | Транспорт, О. Б.Ж. |
1. р. н.с. «Как собака друга искала» 2. Б. Алмазов «Горбушка» 3. Л. Воронкова «Снежок», «Сражение» | 1. Е. Благинина «Черемуха» 2. З. Александрова «Первомайский салют» 1. С. Маршак «Весенняя песенка» 2. В. Берестов «Песенка веселых минут» 3. Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей» 4. Э. Шим «Солнечная капель» 5. А. Порошин «Дедушкин рассказ» | 1. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» 2. Белорусская сказка «Муха-певуха» 1. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича» 2. И. Крылов «Стрекоза и муравей» 3. В. Пальчинкайте «Муравей» 4.В. Земной «Знакомые насекомые» | 1. М. Погарский «Разные машины» 2. И. Гурина «Светофор», «Пешеход», «Непослушный пешеход», «Малышкин светофор» |
Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе.
СЕНТЯБРЬ.
Продолжать развивать у детей устойчивый интерес к художественной литературе, чтению. Способствовать быстрому заучиванию стихотворений, упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов. Познакомить с жанровыми особенностями басни.
День знаний. Права ребенка. | Что нам лето подарило? | Транспорт. ОБ. Ж. | Подземное царство. |
1. С. Михалков «Сами виноваты» 2. Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят» 3. Л. Толстой «Приключения Буратино» (разбор правовых ситуаций) | 1. Н. Носов «Огурцы» 2. М. Пришвин «Последние грибы» 1. Г. Юрмин «Печка в огороде» 2. Б. Житков «Что я видел» 3. Я. Тайц «По ягоды» 4. В. Катаев «Грибы» 5. Э. Мошковская «Веселый магазин» 6. Н. Павлова «Последние ягоды», «Съедобные грибы» | 1. Е. Рейн «Этот страшный случай с Петей, пусть узнают все на свете» 2. А. Степанов «Лошадиная сила» 1. Я. Пишумов «Песенка о правилах» 2. О. Бедарев «Если бы…» 3. А. Северный «Светофор» 4. Н. Кончаловская «Самокат» 5. Е. Ильина «Машины на нашей улице» 6. С. Михалков «Велосипедист» | 1. И. Бажов «Уральские сказы» 2. А. Волков «Семь подземных королей» 1. И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська» (заучивание отрывков) |
ОКТЯБРЬ.
В процессе чтения художественной литературы, пробуждать у детей чувство любви к русской природе, восхищение ее красотой; закрепить представления об осени; обогащать лексику яркими, красочными определениями (эпитетами), формировать запас литературно-художественных впечатлений, использовать синтез художественног8о слова, музыки, живописи.
Город у моря. | Золотая осень. | Человек. | Труд в колхозе. Хлеб. |
1. по Б. Гнедовскому «Из истории Архангельского севера» 2. рассказы и сказки из хрестоматии о русском севере «Морянка» | 1. Заучивание А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 2. Г. Граубин «Почему осенью листопад» 1. М. Пришвин «Птицы и листья» 2. Е. Трутнева «Осень» 3. О. Иваненко сказка «Спокойной ночи» 4. А. Ерикеев «Наступила осень» 5. И. Бунин «Листопад» 6. Ф. Тютчев «Есть в осени првоначальной…» | 1. Л. Воронкова «Маша - растеряша» 2. С Михалков «Про Фому» 1. Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках», «На свете все на все похоже» 2. М. Яснов «Есть у кровати спинка» | 1. Л. Кон «Рожь», «Пшеница» 2. М. Ляшенко «Вот какой каравай» 1. И Токмакова Кем быть?» 2. Г. Бранловский «Наши мамы, наши папы» 3. Л. Воронкова «Кружка молока» 4. И Ракша «Ужин трактористов» 5. Я. Дягутите «Молотьба», «Руки человека» 6. «Отличные пшеничные» 7. Малые фольклорные формы «Покровские посиделки» |
НОЯБРЬ.
Учить детей интонационно выразительно передавать любование картинами природы при чтении наизусть стихотворений. Учить замечать встречающиеся в тексте изобразительные средства. Закреплять знания детей о жанровых особенностях рассказа, сказки. Подвести к пониманию нравственного смысла произведений, к мотивированной оценке поступков и характера героев.
Край наш северный. | Осень как время года? | Кто как к зиме готовится? | От кареты до ракеты | Культура поведения |
1. А. Членов «Какие они полярники?» 2. И. Истомин «Северная дорожка» 1. Н. Забила «На севере» 2. Ю. Шестопалав «Полярное сияние» 3. В. Воскобойников «Рисунки на моржовом клыке» 4. Л. Токмакова «Русская прялка» 5. Н Сладков «Белая земля», «Седая земля» 6. А. Ляпидевский «Челюскинцы» | 1. И. Сладков «Осень на пороге» 2. Г. Скребицкий «Осень» 3. Заучивание Е. Трутневой «Первый снег» 1. И. Бунин «Первый снег» 2. В. Зотов «Лиственница» 3. К. Чолиев «Деревья спят» 4. Е. Головин «Осень» 5. А. Плещеев «Осенняя песенка» | 1. Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся» 2. А. Суконцев «Как ежик к зиме готовился» 1. Акимушкин «Жила-была белка», «Жила-была лисица», «Жил-был волк» 2. И. Соколоа-Микитов «Белки» 3. «Гадкий утенок» 4. В. Бианки «На северЮ на север – в края полночные», «Говорят дальние острова ледовитого океана» | 1. Чтение рассказов из книги И. Кобитиной «Дошкольникам о технике» | 1. В. Катаев «Цветик-семицветик» 2. В. Драгунский «Тайное становится явным» 1. М. Потоцкая «Острое поросячье заболевание» 2. Д. Хармс «Врун» 3. С. Михалков «Как друзья познаются» 4. П. Воронько «Мальчик Помогай» 5. С. Погореловский «Вежливый» 6. Я Сегель «Как я был мамой» 7. Е Пермяк «чужая калитка» 8. р. н.с. «Машенька и Дашенька» 9. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо» |
ДЕКАБРЬ
Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками - иллюстраторами. Помочь детям разобраться, почему сказку называют мудрой. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми. Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.
Символика страны. | Домашние животные. | Вода, снег. | Новый год. |
1. С. Михалков «Гимн России» 2. Р. Сеф «Необычный пешеход» 1. Е. Синухин «Берегите Россию», «Под парусом лето плывет по земле» 2. С. Васильев «Россия» 3. Н. Забила «Наша Родина» 4. Е. Трутнева «Родина» 5. З. Александрова «Родина» 6. М Исаковский «Поезжай за моря океаны» | 1. Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» 2. Д. Хармс «Удивительная кошка» 1. А. Барто «Уехали» 2. Л Толстой «Лев и собачка» 3. А. Алиш «Два петуха» 4. Е. Чарушин «Курочка», «Тюпа, Томка и сорока», «Корова» 5. Г Снегирев «Топ» 6. Ю. Дмитриев «Утята и цыплята», «Жеребята и щенята» | 1. В. Архангельский «Путешествие капельки воды» 2. С. Иванов «Каким бывает снег» 1. Л. Бройко «Серебристая капля»» 2. В. Бианки «Гололед» 3. С. Маршак «Мыльные пузыри» 4. П. Бажов «Серебряное копытце» 5. А. Пушкин «Под голубыми небесами» 6. С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…» 7. р. н.с. «Мороз Иванович» 8. р. н.с. «Снегурочка» | 1. О Высотская «Новый год» 2. Заучивание Е. Трутнева «С новым годом!» 1. В. Сутеев «Снеговик-Почтовик» 2. М. Клокова «Дед Морз» 3. С Маршак «Двенадцать месяцев» 4. Л. Воронкова «Таня выбирает елку» 5. Е. Серова «Новогоднее» |
ЯНВАРЬ.
Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать смысл поэтических произведений, продолжить работу по выразительному чтению стихов. Познакомить детей с гиперболой, учить распознавать гиперболу в художественном тексте. Развивать интерес детей к книге, чтению, библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры.
Человек. Здоровье. | Зима. | Труд людей в городе. | Книги. Библиотека |
1. И. Туричин «Человек заболел» 2. С. Маршак «чем болен мальчик?» 1. Н. Носов главы из книги «Приключения Незнайки» (о докторе Пилюлькине) 2. В. Берестов «Лисица-медсестрица» 3. Э. Успенский «Страшная история» 4. Б. Заходер «Ма-тари-кари» 5. И. Семенова «Учусь быть здоровым, или как стать неболейкой» | 1. Н. Сладков «Суд над декабрем» 2. Заучивание С. Есенин «Береза» 1. Г. Скребицкий «На лесной полянке» 2. А. Пушкин «Зимнее утро» 3. р. н.с. «Два Мороза» 4. В. Сутеев «Снежный зайчик» 5. И. Суриков «Зима», «Детство» 6. Малые фольклорные формы – пословицы, поговорки о зиме. | 1. Э. Огнецвет «Михеич» 2. Н. Забила «На заводе» 1. С. Маршак «Откуда стол пришел?», «Как печатали вашу книгу» 4. С. Баруздин «Мамина работа» 5. В. Данько «Про счастье» 6. Е. Пермяк «Мамина работа» 7. Пословицы о труде. | 1. Е. Перехвальская «Откуда азбука пошла» 2. Е. Осетров «Сказ о дураке Иване и его книгах» 1. Б. Зубков «Книжка про книжку» 2. В. Вальков, А. Сталь «Книжкин дом» 3. Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца длинные уши…» 4. Украинская сказка «Хроменькая уточка» 5.р. н.с. «Царевна Лягушка» 6. р. н.с.»Сивка-Бурка» |
ФЕВРАЛЬ.
Продолжать знакомство детей с детством и творчеством писателей. Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.
История родного края, страны. | Животные севера и юга. | Наши защитники. Семья. | Солнечная система. |
1. А. Прокофьев «На широком просторе» 2. В. Орлов «Словно крыша над Землей» 1. С. Маршак «Ледяной остров» 2. рассказы их хрестоматии о русскам севере «Морянка» 3. М. Жестов «Всему начало» 4. З. Александрова «Если скажут слово Родина…» 5. Т. Коти «Родина моя» 6. А. Александрова «Москва» 7. Н. Кончаловская «Ничего нет лучше, краше…» 8. Д. Родари «Всеобщая история» | 1.С. Баруздин «Равви и Шаши» 2. г. Снегирев «Про пингвинов», «След оленя» 1. Ю. Дмитриев «Верблюжонок и слон» 2. Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню» 3. Н. Сладков «Желтая земля» | 1. А. Гайдар «Сказка о военной тайне» 2. С. Баруздин «День рождения красного солдата» 1. Э. Фарджок «Два брата» 2. Китайская сказка «Семейная драгоценность» 3. Курдская сказка «Отец и сын» 4. р. н.с. «Мудрый отец» 5. Л. Кассиль «Твои защитники» 6. М. Исаковский «У самой границы» | 1. Г Шалаев «Кто есть кто в мире звезд и планет» 2. Б. Левитин «Звездные сказки», «Малышам о звездах и планетах», «Астрономия в картинках» 3. Л. Маилс «Астрономия и космос» |
МАРТ.
Познакомить детей с процессом создания художественного произведения. Познакомить с краткой историей появления театра в России, понятием «пьеса», «действующее лицо», «ремарка». Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.
Семья. Праздник мамы. | Воздух-невидимка. | Северодвинск. | Театр. | Масленица. |
1. Заучивание Г. Виеру «Мамин день» 2. В. Сухомлинский «Крылья матери» 1. М. Скребцов «Сердце матери» 2. К. Карайличев «Слеза матери» 3. «Талисман» 4. Болгарская сказка «Сказка о бочке» 5. А. Исаакян «У солнца» 6. С. Михалков «А что у вас?» 7. Ненецкая сказка «Кукушка» 8. Я. Аким «Кто кому кто?» | 1. В. Бианки «Ветру ставим баллы» 2. З. Ауст «Погода» 1. Г. Гайхард «Стихийные бедствия» 2. В. Левин «Мой приятель воробей» 3. А. Прокофьев «Грачи» 4. Б. Заходер «Птичья школа» 5. Е. Чарушин «Тетерев», «Дятел», «Глухарь» 6. В. Сухомлинский «Птичья кладовая» | 1. Чтение стихов, рассказов, сказок из хрестоматии о русском севере «Морянка» 2. А. Ипатов стихи. | 1. Э. Успенский «Мы идем в театр» 2. А. Барто «В театре» 1. р. н.с. «Лиса – лапотница» 2. Киргизская сказка «Лиса и муравей» 3. В. Драгунский «Сражение у чистой реки» 4. Н. Носов «Замазка» | 1. Малые фольклорные формы – песенки, заклички, веснянки, чистоговорки, скороговорки, загадки. |
АПРЕЛЬ.
Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь запомнить, используя разнообразные средства, и выразительно читать стихи. Развивать интерес к художественной литературе, воспитывать благодарных и грамотных читателей.
Человек. Юмор. Эмоции. | Космос. | Красная книга Земли. | Весна. |
1. М. Бродская «Убежало молоко» 2. Н. Носов «Фантазеры» 1. Д. Смит «Час потехи» 2. А. Введенский «Кто?» 3. Ю. Владимиров «Чудаки» 4. зарубежный фольклор «Дети на льду» 5. Д. Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок» 6. К. Чуковский «Радость» 7. Л. Толстой «Собака и ее тень» 8. С. Михалков «Ошибка» | 1. \В. Бороздин «Первый в космосе» 2. Ю. Гагарин «Грустная история найденыша» 1. В. Терешкова «Вселенная - открытый океан» 2. А. Леонов «Шаги над планетой» 3. Ю Яковлев «Трое в космосе» 4. Я. Аким «Земля» 5. Н. Носов главы из книги «Незнайка на Луне» | 1. В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук» 2. Е. Серова «Ландыш», «Подснежник» 2. В. Бианки «Лесные домишки» 3. М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» 4. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайыцы» 5. Г. Снегирев «Скворец» | 1. С. Баруздин «Ледоход» 2. И. Соколов-Микитов «Весна –красна» 1. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2. М. Пришвин «Жаркий час», «Весна в лесу» 3. Я. Колос «Песня о весне» 4. В. Бианки «Наводнение», «Синичкин календарь» |
Показать значение книги в жизни человека. Познакомить детей с произведениями разных времен, жанров, народов, рассматривающих проблему прекрасного; проанализировать проблему на доступном для детей уровне. Закрепить знания о жанре рассказа. Продолжить на работу над интонационной выразительностью речи.
Дружат дети всей земли. | День Победы. | Природа и мы. | Скоро в школу. |
1. В. Драгунский «Друг детства» 2. М. Мазин «Давайте дружить» 1. А. Митяев «Дружба» 2. пословицы и поговорке о дружбе | 1. С. Михалков «День Победы», «Быль для детей», «Здравствуй воин победитель» 2. Л. Кассиль «Сестра» 1. С. Погореловский «Советский солдат» 2. А. Твардовский «Гармонь» 3. Л. Кассиль «Памятник советскому солдату». 4. М. Исаковский «На век запомни» 5. П. Воронько «Два брата солдата» 6. К. Селихов «На Красной площади» | 1. М. Михайлов «Лесные хоромы» 2. Заучивание Г. Новицкая «Вскрываются почки» 1. С. Воронин «Моя береза» 2. С. Михалков «Прогулка» 3. Н. Павлова «Желтый, белый, лиловый» 4. Е. Серова «Цветы» 5. В. Глущенко «Грядка» 6. П. Воронько «Березка» 7. К. Ушинский «Пчелки на разведках» 8. В. Бирюков «Поющий букет» | 1. С. Михалков «Важный день» 2. Заучивание В, Берестов «Читалочка» 1. З. Александрова «Света», «В школу» 2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу» 3. А. Барто «В школу» 4. А. Прокофьев «Песенка» 5.С. Маршак «Первый день календаря» |
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия .
Проза .
Литературные сказки .
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия .
Литературные сказки .
Для заучивания наизусть
Для чтения в лицах
Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.
Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.
Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.
Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.
Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".
Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".
Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.
Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.
На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".
В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".
Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.
Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.
При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.
Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.
Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.
Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.
Рассмотрим несколько из них.
Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.
Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.
Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.
Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.
Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.
Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.
Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.
Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.
Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".
Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.
Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.
При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.
В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.
Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.
Проект на тему «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Подготовительная группа
Паспорт проекта.
Вид проекта:Технологичность проекта:
технология личностно – ориентированного взаимодействия;
технология игрового взаимодействия;
информационно – коммуникационная технология.
Этапы реализации данного проекта:
1 этап Подготовительный.
постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта;
подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
Анкетирование на тему: «Использование художественной литературы в семье»
Консультация для родителей «Прочитай мне сказку мама…», «Знакомство детей с художественной литературой», «Книга в жизни дошкольника», «Ребенок и телевидение: за и против».
Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить книжки-малышки «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи».
Оформление книжного уголка. Детям предложено совместно со своими родителями принести книги для выставок «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи», «Книги А. Барто», книжки по правилам дорожного движения.
2 этап Реализация проекта
Тема, цель и направления деятельности, сроки Мероприятия
01.09.2016-04.09.2016
«На улицах города».
Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Познание
Коммуникация
Социализация
Художественное творчество
1. Оформление уголка для родителей и детей с информацией о проекте.
2. Викторина по теме «Знаете ли вы ПДД? »
3. Беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор».
4.Рассматривание: грузового автомобиля, иллюстраций по ПДД, макета с изображением проезжей части улицы и тротуара.
5. Экскурсия в библиотеку.
6.Чтение художественной литературы:
1)В. Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек»,
2)С. Маршак «Мяч», А.Северный«Светофор»,
3)В.Кожевников Светофор»,
4)С.Михалков «Бездельник светофор», загадки.
Целевые прогулки: Где мы гуляем, Рассматривание грузового автомобиля.
Экскурсия к перекрестку
«Зверюшки на дороге»
«Веселый светофор»
Аппликация «Грузовик»
Рисование «Светофор»
Лепка «Пешеходный переход»
07.09.2016 -17.09.2016
«В мире сказок»
Цель: расширять знания о русских народных сказках, о сказках А.С.Пушкина, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, оценивать характер героев
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
1. Беседы: «Как появилась книжка», «Герои сказок добрые и злые», «Сказка ложь, да в ней намек»,
2. Экскурсия в библиотеку.
3. НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок А.С. Пушкина знакомство с художественной литературой)
4. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
5. НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку», «Собери картинку»
6.Чтение художественной литературы (сказки А.С.Пушкина)
21.09.2016-30.09.2016
«Книжкина неделя»
Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
«Книжкина неделя»
Познание
Коммуникация
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
1. Беседы: «Русский фольклор», «Сказки и былины», «Юмор в стихах и сказках» (знакомство с художественной литературой)
2. «Книжкина больница» Ремонт книжек
3.Чтение художественной литературы (список с.177 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
4.Выставки книг
5.НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций)
6. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
7.НОД «Кто изготовил книгу?» (социальный мир)
8.НОД «В гости к литературным героям»
9.НОД Викторина «Дорогой сказок» (знакомство с художественной литературой)
10.НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», « Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
11 НОД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка, аппликация)
3 этап Заключитель-ный этап Анализ результатов проекта
Выставки детских книг для данного возраста
Выставки книг-самоделок, сделанных детьми совместно с родителями
Викторина по сказкам
Показатели успешности литературного образования дошкольников служит:
Самостоятельное добровольное обращение ребёнка к книге
- Заинтересованное слушание и участие в беседе
- Умение общаться с книгой «один на один»
- Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников
Результат проекта:
1. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети побывали в библиотеке, познакомились с разделами библиотеки.
2. Проект был связан и с безопасностью дорожного движения, т.к. сентябрь обычно в стране объявляют месячником безопасности, что способствовало развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
3.Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
4.Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества. Все участники проекта получили массу положительных эмоций.
Продукт детской деятельности:
1.Оформлены стенды.
2.Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
3.Библиотечка в группе, в уголке для чтения
4.Разработаны и оформлены правила пользования книгой.
5.Изготовлены закладки для книг.
6.Выставки рисунков детей.
Ресурсы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
2. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
4. Наглядно- дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Ушакова О.С: « Развитие речи детей 5-7 лет». М.: Сфера, 2015
7. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: Сфера, 2011
Номинация:
конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Цель: Развивать интерес к художественной литературе.
Ход мероприятия: (Дети заходят и стоят у входа в музыкальный зал)
Организационный момент: (Тихо звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель:
— Сегодня нас ждёт что-то необычное – мы попадём в сказку.
— когда то люди что бы порадовать своих маленьких деток сочиняли сказки. Детки подрастали – своим детям их рассказывали, каждый, что-нибудь своё в них добавлял. Так и дошли сказки до нас через века.
— А кто скажет, почему сказки называют русскими народными?
Дети : (Их написал русский народ)
Воспитатель — А чем отличается сказка от рассказа?
Дети : (Сказка – это то, чего не может быть на самом деле, это вымысел)
Воспитатель — А какие бывают сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель — А в сказках, на чём путешествуют?
Дети: (На ковре самолёте, на метле, на воздушном шаре, на ласточке, на лошади, на печке, на гусях, в карете, пешком, в летающем домике) (музыка замолкает)
Воспитатель — Мы полетим сегодня на ковре – самолёте, вот он – садитесь.
(Звучит музыка – релаксация) Давайте закроем глаза и чуть — чуть помолчим.
Воспитатель — Что вы видите. Где мы летим? Вот мы летим над полями, лесами, морями, мимо городов и деревень. Как красиво кругом.
Воспитатель — Откройте глаза. (Музыка замолкает)
(ОТКРЫВАЕТСЯ ШИРМА)
Воспитатель – Вот мы и на месте.
— Посмотрите. Какой- то сундук. Интересно, что там? (Открывает).
Воспитатель — Там записка: «Вы в сказочной стране и вас ждут сказочные задания. Идите по страницам сказок по стрелке и выполняйте их. Если вы выполните их все вас, ждёт сюрприз, а если нет- то я заколдую вас, и вы не сможете найти дорогу домой. Волшебница Бастинда.»
Воспитатель Вот это да! Ну, что ж, будем выполнять задания? Ну, мы не боимся, потому, что знаем: В сказках добро всегда побеждает зло! Проверим? Тогда тихонечко идём. Вот и стрелка.
Воспитатель — А вот и первая страница. Что здесь?
— А здесь, портреты писателей и книги. Как вы думаете, что нужно сделать?
Воспитатель : Молодцы! С первым заданием мы справились. Идём дальше по стрелке?
— А вот и следующая страница.
Воспитатель — Посмотрите, экран какой — то с нотками, значит, эта страница – музыкальная. (На мультипроекторе нарисованы нотки) Я догадалась, нужно угадать героя по песне. Послушаем? Тогда давайте присядем. (Дети садятся на расставленные мягкие модули).
(Звучат отрывки песен крокодила Гены, Винни Пуха, Бременских музыкантов, кота Леопольда – дети отгадывают героя и на экране появляется отрывок – видео)
И тут всё у нас получилось. А вот опять стрелка. Продолжим путешествие? (Дети идут по стрелке)
Воспитатель — А вот и следующая страница. Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Вот обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются.
Предметы: сапоги, яйцо, горошина, рукавичка, дудочка, яблоко.
Дети отвечают.
Воспитатель — И с этим заданием мы справились. Только что — то я устала. Давайте встанем в кружок – Сказочная физминутка “Машенька”
Вышла Маша погулять,
И грибы пособирать.
Раз нагнулась, два нагнулась.
Посмотрела, оглянулась.
И тропинки не нашла
А к медведю в дом пришла.
Воспитатель – Что такое пословицы?
Дети: (Пословицы – это меткое, короткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.
Воспитатель — Мы с вами знаем много пословиц и применяли их в разных ситуациях. Вы знаете, что пословицы хороши, когда сказаны к месту. Нужно знать, когда их сказать. И мы сейчас посмотрим, как у вас это получится.
— Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите названия сказки и автора, а потом подберите пословицы. Согласны? Тогда начнем. (Воспитатель выставляет картины)
Дети:
Воспитатель — Ну, вот ещё одну страницу прошли.
Воспитатель — Всё получилось? Тогда в путь, я вижу последнюю стрелку.
Появляется Бастинда: «АААА, вот я вас и жду. Через волшебный экран я видела, как вы выполняете все задания – не понимаю, как это у вас всё получается? Решила за последними заданиями лично проследить.
Бастинда: У каждой сказки есть свой сюжет, соберите каждую сказку по порядку, по сюжету. Если вы правильно соберете и назовёте сказку, на моём волшебном экране эта сказка тотчас появится.
(Дети собирают сказки по картинкам и называют)
Дети: «Снегурочка» (русская народная), «Лиса и волк» (русская народная), «Гуси – лебеди» (русская народная). (На проекторе появляются сюжеты сказок)
Бастинда: Глянь, какие умные. Да разумные. Ладно – вот моё последнее задание.
— Посмотрите, сколько сказок, да вот только на всех иллюстрациях отсутствует или предмет какой — нибудь, или герой – вот они – все перепутаны. Посмотрим, как вы справитесь.
Воспитатель: Конечно, справимся. Сейчас только пальчики наши подготовятся к работе (пальчиковая гимнастика)
Пальчики считаем, сказки называем:
Заяц Хваста, Колобок.
И, конечно, Теремок.
Илья Муромец – дружок.
И, конечно же, царевна,
Наша Марьюшка Моревна.
Вот Хаврошечка идёт и Бурёнушку ведёт.
Тут же рядом Буратино и красавица Мальвина.
Сказок всех не перечесть и, конечно, не прочесть.
(Дети подбирают к каждой иллюстрации предмет или героя и вставляют по типу паззла)
Бастинда: Надо же справились. Ну, вот вам сундук – я отпускаю вас из своей сказочной страны. До свидания. (Уходит)
Воспитатель — На сундуке написано: «СЮРПРИЗ» Посмотрите в ларце книга русских народных сказок. Мы нашли настоящее сокровище - книгу.
И подтвердили: «В сказках добро побеждает зло»
Воспитатель — Давайте сядем на наш ковёр – самолёт и вернёмся в детский сад и почитаем сказки. Садимся.
— До свидания, сказочная страна. (Машем) Мы полетели! (Звучит музыка)
Номинация:
конспект чтение художественной литературы в подготовительной группе.
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 7 «Незабудка»
Месторасположение: город Усть-Илимск, Иркутская область.