В д поленов золотая осень план. Картина "золотая осень", василий дмитриевич поленов - описание

12.04.2019

Василий Дмитриевич Поленов - известнейший художник. Его можно назвать живописцем природы. Он создал множество пейзажей, которыми и по сию пору хочется любоваться. Одна из самых художника посвящена картины «Золотая осень» Поленова можно начать с небольшого рассказа о нём самом, чтобы понять, почему он так любил природу.

Биография живописца и его любовь к природе

Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в просвещенной многодетной дворянской семье в усадьбе Борог под Тулой. Ребёнку были доступные с ранних лет красоты окружающей природы, что, конечно же, повлияло на его художественный вкус. Мама его тоже хорошо рисовала, хотя и была писательницей. Отец был археологом. Большую роль в формировании художественного вкуса мальчика сыграла его бабушка Вера Николаевна Войенкова. Она придумывала интересные конкурсы для своих внуков. За лучшую живопись бабушка раздавала детям медали. Поленов всю жизнь помнил свои яркие впечатления от девственной природы Оленецкого края, куда он ездил вместе с бабушкой. Всё это и дарование помогло сформироваться вот такому великому художнику.

Описание картины «Золотая осень» Поленова

Данное произведение живописец создал в 1893 году. Картина приковывает взгляд с первых же секунд созерцания. Видно, с какой любовью художник изобразил родную природу в самом начале осени. Многие люди искусства любили эту пору и посвящали ей свои шедевры. Например, Александр Сергеевич Пушкин. Золотая осень была его самой любимой порой. Он воспевал её в своих стихотворных произведениях. И Василий Дмитриевич Поленов не мог не запечатлеть природное очарование.

Описание картины «Золотая осень» Поленова делали знатоки его живописи. Они отмечают, что картину художник создал в своей манере. Он организовал на полотне пространство при помощи такого приёма, как дуга. В её роли здесь выступает Вдоль её русла растут травы и деревья. На левом берегу простираются бескрайние поля, на правом нашли приют деревья. В основном это берёзы. Желтизну их листвы оттеняет величавый которого ещё имеют зелёную окраску. На фоне этого горделивого великана, который широко распростёр ветви, белоствольные берёзки выглядят ещё изящнее и стройнее.

О чём мечтается, глядя на шедевр

Описание картины «Золотая осень» Поленова можно продолжить рассказом о голубом небе. Оно очень гармонирует с Окой. Такая же нежная синева. Облака чуть желтоватые и ряска на воде имеют одинаковый оттенок. Картина будто бы пропитана солнечным светом. Он - повсюду. Солнце позолотило кроны деревьев, траву и даже облака. Вот такое великолепие создал Поленов. «Золотая осень» - картина, которая пробуждает мечты. Глядя на неё, хочется оказаться в этом краю, пройтись по тропинке, которая тянется вдоль берёз. Хочется спуститься к реке, смотреть на её воды и дышать свежим воздухом. При взгляде на на холмы, которые очерчены мягкими линиями, пробуждается желание прилечь на их шёлковую траву, вдохнуть её аромат и подставить лицо лучам ещё яркого солнца.

Вот такие мечты и желания пробуждает картина «Золотая осень». Поленов к моменту написания картины жил в этих краях 22 года, имел счастье любоваться такими красотами и оставить их для потомков, запечатлев на холсте.

Пришла замечательная пора золотая осень. Очень точно изобразил это время года В.Д.Поленов « В багрец и золото одетые леса » - словно глядя на эту картину, пишет А.С.Пушкин.

На переднем плане картины ещё виднеется зелёная травка. Тёмные пятна – это небольшие ёлочки.

На среднем плане картины раскрывается вся красота осенней русской природы. Когда смотришь на эти деревья, в душе – восторг и радость. Столь могучие сосны и ели стоят на левом плане картины зелеными, но на их фоне разноцветные деревья стали ещё более выразительными.

На заднем плане картины изображена не большая деревушка, а рядом с ней церковь. За забором золотых деревьев прячется ещё довольно зелёный и могучий дуб.

А какое небо! Слова Александра Пушкина так и вырываются из души: « И мглой волнистою покрыты небеса...» . Небо ещё светлое, но зимняя мгла уже где – то близко. Василий Дмитриевич Поленов известный русский живописец. Я видел его картины в Третьяковской галерее и был очень восхищён.

Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова

«Золотая осень»

Класс:3 «Б»

Цель : Формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Задачи :

    познакомить с творчеством В.Д.Поленова

    формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины

    учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё

Ключевые слова :

    художник- пейзажист

    настроение

    цветовая гамма

Ход урока

1. Предварительная работа

Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

- О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

- Какое название вы бы дали этой картине?

Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.

Прокомментируйте свой выбор.

    «Осенняя река»

    «Осень»

    «Солнечный день»

    «Золотая осень»

- Картина называется «Золотая осень».

Рассказ о художнике

Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге,в культурной дворянской семье.Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

- Почему картина называется «Золотая осень»?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

- Какие деревья вы видите на картине?

Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

- Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
- Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты

День:

погожий, хороший, теплый, осенний

Небо

ясное, голубое, светлое, лазурное

легкие, воздушные, белые, пушистые

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

жёлтая, зелёная

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

Солнце

игривое, осеннее, лучистое.

- Подберите сравнения.

Облака

Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река

Река, как зеркало»

Река - вьётся, как голубая лента

Деревья

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах
Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

4. Составление плана сочинения

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1 . О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2 . Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев

5 . Земля.
6.
Какие чувства вызывает картина .
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень.
- Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

- Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года - осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.

5. Написание сочинения и его проверка.

Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

С чего следует начать?

Что нужно написать в основной части?

Какой будет концовка?

Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

5.Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.

Примерный текст сочинения.

На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.

Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

Картина известного художника В.Д. Поленова «Золотая осень» демонстрирует нам прекрасный вид на берег реки Ока в сторону Очковых гор.

Место это вполне конкретное. Неподалёку от него в усадьбе Бёхово одно время и жил автор картины «Золотая осень», Василий Поленов.

В. Поленов "Золотая осень"

О художнике

Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в многодетной дворянской семье. Семья его жила в Петербурге. Отец художника был довольно известным в своё время археологом, а мать занималась живописью и написанием книг для детей.

Когда Василию Поленову исполнилось 12 лет, родители увидели в нём талант художника и наняли для него педагога из Академии художеств. Этим педагогом был Павел Петрович Чистяков, который оказал на творчество Поленова очень большое влияние.

С 1861 по 1863 год Поленов учился в Петрозаводской гимназии, а после этого поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. В это же время он учится в Академии художеств.

В 1867 Василий Поленов заканчивает Академию художеств с серебряной медалью.

Творчество художника начинает пользоваться высокой популярностью. После окончания Академии художеств Василий Поленов много путешествует, что придаёт ему вдохновения для новых произведений. Он посещает Вену, Неаполь, Венецию, Мюнхен и другие города. Довольно долгое время он жил в Париже.

В 1876 году Поленов участвует в Русско-турецкой войне, а спустя год переезжает в Москву, где посещает множество художественных выставок, а также демонстрирует широкой публике свои произведения. В те времена творчество художника начинает пользоваться большим успехом, в большей степени благодаря картине «Московский дворик», которая была нарисована в Арбатском переулке. Василия Поленова многие современники начинают называть мастером эпического пейзажа.

В начале 80 годов XIX века Василий Дмитриевич Поленов отправляется в путешествие на Ближний Восток: в Палестину, Египет, Сирию и другие страны для поиска вдохновения.

Умер художник в 1927 году в своей усадьбе, прожив 83 года. Над могилой Василия Дмитрия Поленова, согласно завещанию художника, изображает олонецкий крест.

Могила В. Поленова в Бехове

Картина В. Поленова «Золотая осень»

Картину «Золотая осень» Василий Поленов написал в 1890 году, после того как приобрёл себе загородный дом в Тульской губернии на берегу реки Ока, осуществив тем самым свою давнюю мечту. Дом находился в тихом и красивом месте.

Стоит отметить, что в данный момент в этом доме находится историко-художественный музей В.Д.Поленова, в котором сохранились интерьер и обстановка, созданные художником.

Музей-усадьба "Поленово"

На картине мы наблюдаем величественный и в то же время спокойный осенний мотив. «Золотая осень» выполнена в желтых и зелёных тонах. На переднем плане мы наблюдаем тропинку, по которой наверняка ходят люди, однако мы не видим, куда и откуда она ведёт. Пожелтевшие листья на некоторых деревьях уже собираются упасть на землю. За ними находятся три высокие и старые сосны, которые своим тёмно-зелёным цветом значительно выделяются среди всех остальных деревьев.

На ярко-голубом небе видны облака, однако туч не видно, так что ничего не предвещает плохой погоды. Относительно узкая река Ока отражает в себе весь окружающий пейзаж. В её глади отражаются и деревья, которые растут рядом с ней, и небо с облаками. По левую сторону реки берег усыпан песком. Река уходит вдаль горизонта, поэтому мы не видим её конца.

Вдалеке на горизонте небольшая сельская церковь.

Нетрудно заметить, что весь пейзаж нарисован с высоты, а это значит, что Василий Полёнов довольно долго искал подходящее место, чтобы изобразить свою картину с самого лучшего ракурса.

Василий Поленов умел передать необыкновенное в обыкновенном, а в этом и заключается мастерство художника.

Золотая осень - Василий Дмитриевич Поленов. 1893. Холст, масло. 77x124 см


Прирождённый пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов, внёс огромный вклад в развитие и эволюцию данного жанра. Замечательная картина «Золотая осень» относится ко второму периоду пейзажного творчества живописца. Всё дело в том, что все пейзажные работы Поленова критики разделяют на два этапа - до середины 1880-х и после.

Увлёкшись пейзажем во , в творческой экспедиции, которую Поленов провёл вместе с , мастер уже в первых работах продемонстрировал индивидуальный подход к этому жанру – широчайший пленэр, свежесть насыщенность цветов, естественность, чёткий ясный рисунок и выверенная композиция. Позже автор отказался от нарочитой заданности, создавая поэтические шедевры, полные любви к природе и восхищения окружающим миром. Такой и является полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году.

Почему эта картина столь привлекательна даже спустя более ста лет с момента создания? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в личных предпочтениях автора. Как известно, любимой порой года для Поленова являлась осень, да и к Оке, которая изображена на картине, автор имел особое отношение – на берегах этой реки автор прожил более двадцати лет, не переставая ею восхищаться и любоваться. Ещё в 1890 году художник переезжает в усадьбу «Борок» в деревне Бёхово, а спустя три года появится эта картина.

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию. Автор отказался от привычного для себя сопоставления двух планов, дальнего и переднего, оставив лишь широкий простор. Зритель представляет себя стоящим на вершине какого-то холма, и с этой точки перед ним услужливо простирается великолепный красочный сентябрьский пейзаж. Причём местные жители легко узнавали это место – мастер всё изобразил правдиво и реалистично. Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Широкий панорамный разворот не сразу «раскрывает» все карты – скорее наш взгляд следует за рекой, устремляясь всё дальше и дальше, вглубь картины. Подчиняясь заданной автором затейливой траектории, зритель постепенно постигает все прелести открывающегося вида, который демонстрирует нам буйство и разнообразие осенних красок.

При всей своей насыщенности и многообразии, колорит картины удивительно гармоничен. Сама по себе «разноцветная» осень находит талантливое поэтическое претворение в рамках полотна, благодаря гениальному чутью автора. Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию.

Поленов прослыл создателем именно «интимного» пейзажа, в том понятии, что вся природная красота, открывающаяся в его картинах какая-то близкая сердцу, родная и понятная. Кажется, что любой зритель, всматриваясь в произведение Поленова, вспомнит свою историю - у каждого, наверняка, в жизни был свой любимый покатый берег, берёзовая роща, пыльная дорожка, вытоптанная ездоками, пожелтевший луг, деревенская церковь, такой вот залитый солнцем день, который мы бережно храним в душе.

Именно это тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова, и делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим. А ещё безусловный гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле.