По страницам произведений…
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,
что он проник в ее тайную жизнь
и воспел ее красоту, то, прежде всего,
эта благодарность выпала бы на долю
писателя М. М. Пришвина.
К.Г.Паустовский.
Викторина «Тропами М. Пришвина»
Налево пойдешь –
в «Аленушкины сказки»
Мамина-Сибиряка попадешь.
Направо пойдешь –
«Алые паруса» А. Грина найдешь.
Прямо пойдешь –
любовь к природе обретешь,
тайны птиц и зверей познаешь,
с друзьями леса познакомишься,
в чудесной стране М. Пришвина окажешься
Правильно! Мы с вами пойдем прямо: тропами доброго волшебника, знатока природы, удивительного писателя М.М.Пришвина
Назовите произведение, которое не принадлежит перу М.ПришвинаИз каких произведений эти строки?
Подскажи словечко (из каких рассказов эти фразы)Визгу много, … мало
… хочешь, дурашка?
А первого утенка, проложившего путь для других, назвали…
Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни … вечные
Дедушкины валенки
Изобретатель
В каком произведении действующее лицо…? Расскажите о них
Настя и Митраша
Пиковая Дама
«Пиковая Дама»
«Дедушкин валенок»
«Кладовая
Дед Михей
В каком произведении М.Пришвин написал, что люди -“хозяева природы”, а она для них является “кладовой солнца с великими сокровищами жизни”. Узнай героя по его репликамМы жили в этом селе всего только через один дом от детей.
Видишь, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрее матери.
Зачем тебе полотенце?
Пока я жив, сказать не могу, вы сами ищите
Давай-ка вместе полоть огурцы
Путешествуем вместе с героями
Какие деревья селятся
в приболотице?А какие -
на сухих островах
в болотном «море»
Какие ягоды и цветы
вырастают на лесной просеке?
Как возникает болото?
Правда ли, что
болото - кладовая солнца?
Какие звери и птицы
сопровождают героев?
Какие изобразительные средства использует автор?С природою одною он дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье.
Е.Баратынский
Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ
с.Большой Куганак
Цели урока:
Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения.
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе.
Использованные материалы и оборудование:
Оборудование: учебник «Родная речь» 3 класс ч.2 УМК «Школа России», авт. Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий; берёзки – шаблоны, выставка книг М.М.Пришвина, Конституция РФ, мульти - медиа для презентации.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня почти в полном составе, ребята выздоровели – это очень хорошо!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он гостей собрал известных.
Повернитесь к ним скорей,
И учтиво им скажите "Добрый день!".
Психологический настрой
- Итак, начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Спокойное, грустное или веселое?
Мне нравится ваш настрой на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы: (слайд 2)
Кто много читает…
Чтение – лучшее…
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (слайд 3)
Прочитайте вывод: «Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2 . Актуализация знаний
- Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку. но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.
Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)
Целеполагание:
- Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?
-– узнать новое о писателе, чье произведение будем читать
- определить жанр этого произведения.
- Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни. Это есть у вас в жизни и у всех присутствующих здесь. Но что это, вы узнаете, разгадав загадку: (слайд)
« У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты:
Леса, поля, моря и реки».
-Догадались, о чём пойдёт речь? (Добавляю слово «Родина» на доску). Сегодня мы с вами постар аемся узнать – что значит Родина для нас. В этом мне помогут мои «помощники», о которых я скажу немного попозже и вот эти берёзки - шаблоны, которые лежат у вас на партах. За каждый правильный ответ, вы будете класть перед собой одну берёзку, и по количеству этих деревьев каждый получит оценку в конце урока. Как вы думаете, а почему именно берёзки я вам приготовила? (Берёза- это символ России).
3. Введение в тему урока
- В начале урока я вам сказала о помощниках.
1 -й «Помощник» Песня «С чего начинается Родина?» звучит песня «С чего начинается Родина» .
-Ребята, послушайте отрывок песни и скажите, что вы увидели в своем воображении
-Продолжите фразу: Родина – это…
Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов).
3.1 . Речевая разминка
-
Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о Родине. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
- А теперь давайте прочитаем пословицы с доски. Слайд.
2-й «Помощник»- пословицы и поговорки.
« На чужой стороне и весна не красна».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
Расставляем интонацию стрелочками. Читаем хором, затем по - одному
« Веселое, приветное гореть не устает
Большое солнце светлое над Родиной встаёт». Расставляем интонацию стрелочками. (Читаем выборочно). Объяснение общей интонации.
(Весёлое, задорное.)
3 -й «Помощник».Писатель М.М.Пришвин.
3.2 . Рассказ о писателе.
-Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Давайте вместе прочитаем фамилию и имя этого человека.
Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.
Знакомство с биографией писателя.
- Вы лучше узнаете автора и его замыслы, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)
Текст для 1 группы
- Что узнали о жизни Пришвина?
Текст для 2 группы:
Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.-Где побывал Пришвин М.?
Текст для 4 группы
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.- М.М.Пришвин не только детский писатель, свои книги он писал для всех. Но писал только то, что сам видел и пережил сам.
К. Паустовский сказал о нем такие слова… «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю … »
Очень трепетно, нежно, с любовью относился Пришвин к России - своей Родине. Своё отношение он отразил в книгах. (Представляю выставку книг писателя.) . Я думаю, что эта выставка подтолкнет вас сходить в библиотеку и взять книгу Пришвина сегодня.
4 помощник - текст.
4. Знакомство с произведением.
- Прежде чем мы начнём читать текст «Моя Родина», обратите внимание, что он начинает большой раздел «Люби живое».
- Как вы понимаете эти слова?
- Как соотнести их со словом Родина?
- Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о чём пойдет речь?
- Что такое воспоминание?
4.1 Первичное чтение.
( Слайд. Словарная работа. На слайде появляются слова, которые нужно объяснить лексически и слова, которые нужно проговорить).
Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Словарная работа
Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.
Со-кро-ви-ща- сокровища
Кла-до-ва-я- кладовая
Встре-чал-ся- встречался
Про-буж-да-ет-ся- пробуждается
Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.
* Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером». Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.
* Работа с текстом
-Вы, наверное, заметили, что здесь автор обращается к вам. К чему он призывает?
-Какова основная мысль рассказа?
-В каком предложении она заключена?
- Как вы понимаете эти слова?
-Правильно ребята. И это не просто слова. Это наша с вами прямая обязанность. (Слайд) Об этом гласит самый главный документ – Конституция РФ (Зачитываю Статью 58).
*Словарная работа (подбор синонимов)
- В рассказе М.Пришвина встретятся слова, значение которых нам надо уточнить.
-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь такие слова «Мы хозяева нашей Родины»?
- Как вы их понимаете?
Свободные высказывания учащихся.
Фикультминутка для глаз.
Какое по жанру произведение? Мы знакомы с текстами -повествование, описание или рассуждение. К какому жанру отнесете это произведение? Докажите.
Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:
«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».
весь животный и растительный мир пробуждается и тоже
начинает по-своему работать.)
-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?
(Он очень любил природу).
Прочитаем последнюю часть.
-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину».)
Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
- Как можно озаглавить часть?
4. Обращение к молодым друзьям.
-К кому же обращается писатель? Кто это «молодые друзья»
(Писатель обращается к детям, которые читают его книги.)
-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).
-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)
-К чему призывает Пришвин?
(Пришвин призывает охранять Родину).
- Известный русский писатель Виктор Астафьев горестно восклицал « Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения, без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Это золотые слова. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете и единственной Земле-Матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и прекрасной от золотых лучей солнца.
-И я хочу пригласить сюда Катю Безобразову. Она прочитает стихотворение «Берегите Землю».
Берегите Землю!
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, деревьев и болот.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги.
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек,
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы:
«Не солгу, я сберегу вас, сберегу
- В словаре Ожегова Родина – это… (чтение определения)
– А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным.
(Природа на латинском языке – натура).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.
*Интонационная работа над последним абзацем.
В ыразительное чтение
- Какие слова мы должны выделить голосом при чтении?
Со слов « Мои молодые друзья!…» отработка навыка чтения
5. Подведение итогов.
Добились мы выполнения задач поставленных в начале урока?(да).
6. Рефлексия по группам.
- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.
- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.
- Мы узнали, что Пришвин М.называл свои произведения очерками.
7. Оценка за урок . Вы, наверное, уже посчитали сколько правильных ответов дали на уроке?
8. Домашнее задание.
На «3» Читать выразительно.Цели урока:
Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения.
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе.
Использованные материалы и оборудование:
Оборудование: учебник «Родная речь» 3 класс ч.2 УМК «Школа России», авт. Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий; берёзки – шаблоны, выставка книг М.М.Пришвина, Конституция РФ, мульти — медиа для презентации.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня почти в полном составе, ребята выздоровели – это очень хорошо!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он гостей собрал известных.
Повернитесь к ним скорей,
И учтиво им скажите «Добрый день!».
Психологический настрой
— Итак, начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Спокойное, грустное или веселое?
Мне нравится ваш настрой на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы: (слайд 2)
Кто много читает…
Чтение – лучшее…
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (слайд 3)
Прочитайте вывод: «Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2 . Актуализация знаний
— Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку. но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.
Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)
Целеполагание:
— Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?
-– узнать новое о писателе, чье произведение будем читать
— определить жанр этого произведения.
— Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни. Это есть у вас в жизни и у всех присутствующих здесь. Но что это, вы узнаете, разгадав загадку: (слайд)
« У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты:
Леса, поля, моря и реки».
-Догадались, о чём пойдёт речь? (Добавляю слово «Родина» на доску). Сегодня мы с вами постар аемся узнать – что значит Родина для нас. В этом мне помогут мои «помощники», о которых я скажу немного попозже и вот эти берёзки — шаблоны, которые лежат у вас на партах. За каждый правильный ответ, вы будете класть перед собой одну берёзку, и по количеству этих деревьев каждый получит оценку в конце урока. Как вы думаете, а почему именно берёзки я вам приготовила? (Берёза- это символ России).
3. Введение в тему урока
— В начале урока я вам сказала о помощниках.
1 -й «Помощник» Песня «С чего начинается Родина?» звучит песня «С чего начинается Родина» .
-Ребята, послушайте отрывок песни и скажите, что вы увидели в своем воображении
-Продолжите фразу: Родина – это…
Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов).
3.1 . Речевая разминка
—
Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о Родине. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
— А теперь давайте прочитаем пословицы с доски. Слайд.
2-й «Помощник»- пословицы и поговорки.
« На чужой стороне и весна не красна».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
Расставляем интонацию стрелочками. Читаем хором, затем по — одному
« Веселое, приветное гореть не устает
Большое солнце светлое над Родиной встаёт». Расставляем интонацию стрелочками. (Читаем выборочно). Объяснение общей интонации.
(Весёлое, задорное.)
3 -й «Помощник».Писатель М.М.Пришвин.
3.2 . Рассказ о писателе.
-Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Давайте вместе прочитаем фамилию и имя этого человека.
Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.
Знакомство с биографией писателя.
— Вы лучше узнаете автора и его замыслы, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)
Текст для 1 группы
— Что узнали о жизни Пришвина?
Текст для 2 группы:
— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
-Где побывал Пришвин М.?
Текст для 4 группы
— Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой)
— М.М.Пришвин не только детский писатель, свои книги он писал для всех. Но писал только то, что сам видел и пережил сам.
К. Паустовский сказал о нем такие слова… «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю … »
Очень трепетно, нежно, с любовью относился Пришвин к России — своей Родине. Своё отношение он отразил в книгах. (Представляю выставку книг писателя.) . Я думаю, что эта выставка подтолкнет вас сходить в библиотеку и взять книгу Пришвина сегодня.
4 помощник — текст.
4. Знакомство с произведением.
— Прежде чем мы начнём читать текст «Моя Родина», обратите внимание, что он начинает большой раздел «Люби живое».
— Как вы понимаете эти слова?
— Как соотнести их со словом Родина?
— Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о чём пойдет речь?
— Что такое воспоминание?
4.1 Первичное чтение.
( Слайд. Словарная работа. На слайде появляются слова, которые нужно объяснить лексически и слова, которые нужно проговорить).
Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Словарная работа
Читай плавно, по слогам, затем — целыми словами.
Со-кро-ви-ща- сокровища
Кла-до-ва-я- кладовая
Встре-чал-ся- встречался
Про-буж-да-ет-ся- пробуждается
Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.
* Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером». Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.
* Работа с текстом
-Вы, наверное, заметили, что здесь автор обращается к вам. К чему он призывает?
-Какова основная мысль рассказа?
-В каком предложении она заключена?
— Как вы понимаете эти слова?
-Правильно ребята. И это не просто слова. Это наша с вами прямая обязанность. (Слайд) Об этом гласит самый главный документ – Конституция РФ (Зачитываю Статью 58).
*Словарная работа (подбор синонимов)
— В рассказе М.Пришвина встретятся слова, значение которых нам надо уточнить.
-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь такие слова «Мы хозяева нашей Родины»?
— Как вы их понимаете?
Свободные высказывания учащихся.
Фикультминутка для глаз.
*Проверка первичного восприятия текста.
Какое по жанру произведение? Мы знакомы с текстами -повествование, описание или рассуждение. К какому жанру отнесете это произведение? Докажите.
Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:
«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».
г) Повторное чтение и озаглавливание частей.
Читаем до слов «..не мог проспать восход солнца»
—
С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?
(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).
— Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
—
Чем угощала мать будущего писателя? (Мать угостила меня чаем с молоком).
-Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
(Научился вставать рано, до солнца.)
-Как можно назвать первую часть очерка?
1.«Вкусный чай».
Читаем до слов «..прибыло жизни и счастья»
-Всегда ли Пришвин жил в деревне?
— В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.
Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.
(
«Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда
весь животный и растительный мир пробуждается и тоже
начинает по-своему работать.)
-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?
(Он очень любил природу).
-Какое значение он придаёт раннему подъёму? Прочитайте строчки («Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»).
-Как можно озаглавить вторую часть?
2.«Восход солнца».
Читаем до слов «…в своей жизни с этим не встречался»
-Куда уходил Пришвин после чаю? («После чаю я уходил на охоту»).
-В чём заключалась охота писателя? («Моя охота была тогда и теперь – в находках»)
-Что это за находки? («Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».)
-Как можно озаглавить эту часть?
3.«Находки».
Прочитаем последнюю часть.
-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину».)
Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
— Как можно озаглавить часть?
4. Обращение к молодым друзьям.
-К кому же обращается писатель? Кто это «молодые друзья»
(Писатель обращается к детям, которые читают его книги.)
-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).
-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?
(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)
-К чему призывает Пришвин?
(Пришвин призывает охранять Родину).
— Известный русский писатель Виктор Астафьев горестно восклицал « Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения, без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Это золотые слова. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете и единственной Земле-Матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и прекрасной от золотых лучей солнца.
-И я хочу пригласить сюда Катю Безобразову. Она прочитает стихотворение «Берегите Землю».
Берегите Землю!
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, деревьев и болот.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги.
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек,
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы:
«Не солгу, я сберегу вас, сберегу
— Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? («Охранять природу – значит охранять Родину»).
— Посмотрите, ребята, к каким последствиям могут привести неразумные действия людей…
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
– А как вы можете беречь нашу школу, наш город,
а следовательно и свою Родину?
– Многие из нас родились в Нижегородской области. Наша Нижегородская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне.
– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края.
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)
— В словаре Ожегова Родина – это… (чтение определения)
– А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным.
(Природа на латинском языке – натура).Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.
*Интонационная работа над последним абзацем.
В ыразительное чтение
— Какие слова мы должны выделить голосом при чтении?
Со слов « Мои молодые друзья!…» отработка навыка чтения
5. Подведение итогов.
Добились мы выполнения задач поставленных в начале урока?(да).
6. Рефлексия по группам.
— Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.
— Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.
— Мы узнали, что Пришвин М.называл свои произведения очерками.
7. Оценка за урок . Вы, наверное, уже посчитали сколько правильных ответов дали на уроке?
8. Домашнее задание.
На «5». Пересказать текст, выучить последний абзац.
В данной презентации перечислены вопросы к рассказам "Ёж", "Золотой луг", "Разговор птиц и зверей", "Лисичкин хлеб". Также даны ответы, дополненные иллюстрациями. Материал будет интересен как на уроках-закреплении, так и для внеклассного мероприятия
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
1.Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"?
Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика
2.Почему луг называли "Золотым"?
Он был золотым от множества одуванчиков
3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?
К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой
4.Почему для детей одуванчики стали интересными?
Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми
5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе " Лисичкин хлеб"?
Добыча - тетерев
ягода костяника
ягода черника
я года брусника
а роматный кусочек сосновой смолы
трава кукушкины слёзки
валерьяна
заячья капуста
кусочек чёрного хлеба
6.Как деревья сами смолкой лечатся?
Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку, отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет
7.Как в сумке оказался черный хлеб?
Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно
8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?
Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего
9.Где произошла встреча с ежом в рассказе "Ёж"?
На берегу ручья под кустом
10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?
Свернулся и затукал «тук-тук-тук», страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою
11. Что сделал в ответ герой?
Спихнул ежа в ручей
12.Как ежик оказался у героя дома?
Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой
13.Где в доме ежик затихал?
Под кроватью
14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?
Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате
15.Зачем ежу была нужна газета?
Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо
16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик?
17.Чем угощал ежика человек?
Молочком и булочкой
18.Какая охота считается занятной?
Охота на лисиц с флагами
19.Чего боится лиса на охоте больше всего?
ц ветных флагов и запах кумача
2 0.Как разговаривают звери и птицы?
Звери носом читают следы и слушают крики птиц
Спасибо за внимание!
Цели урока:
Использованные материалы.
При выполнении презентации к уроку использовались фотографии нашего города, взятые из презентации «Растения в нашем городе», выполненной учащимися МОУ СОШ №2 г. Собинка, руководитель: Герасимова Т.М., а также отдельные слайды из презентаций, представленных на диске «Фестиваль «Открытый урок».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует
вашему настроению? Мне нравится ваш настрой
на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите
пословицы: (Приложение 1
,
слайд 2)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2. Актуализация знаний
– Мы с вами прочитали уже немало книг,
познакомились с творчеством многих писателей.
Давайте вспомним некоторых из них. (Приложение
1
, слайд 4)
– Кто это? Назовите фамилии писателей. (Сладков,
Бианки, Чарушин)
– Что объединяет этих писателей? (Писали о
природе и животных)
– Вспомним произведения этих писателей.
3. Изучение новой темы
– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
а) Постановка целей и задач урока
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на
уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими
писателями, прочитаем новое произведение,
попытаемся определить замысел автора и основную
идею этого произведения)
– Как фамилия этого писателя вы узнаете,
разгадав небольшой кроссворд
.
1. Известный дедушка – баснописец.
2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».
3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе
Салтане…» и др.
4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».
5. Автор, писавший о животных и сам
иллюстрировавший свои книги.
6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном
городе. (Приложение 1
,
слайд 5)
П | ||||||||||
1. | К | Р | Ы | Л | О | В | ||||
2. | Б | И | А | Н | К | И | ||||
3. | П | У | Ш | К | И | Н | ||||
4. | Л | Е | В | |||||||
5. | Ч | А | Р | У | Ш | И | Н | |||
6. | Н | О | С | О | В |
– С творчеством какого писателя нам предстоит
познакомиться сегодня? (М.М. Пришвин)
(Приложение 1
, слайды 6-7)
– Сделайте свои предположения, почему мы
поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н.
Сладковым, Е. Чарушиным? (Ответы детей)
– Да, действительно, этот писатель тоже писал
свои произведения о родной природе, о родном
крае.
б) Краткий рассказ о писателе:
– Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы
природа могла чувствовать благодарность к
человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел
её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы
на долю М.М. Пришвина. (Приложение
1
, слайд 8)
Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это
увлекательное путешествие: иногда в соседний
лес, а бывает и в дальние страны.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил
многие места нашей огромной страны, прекрасно
знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию,
Сибирь. С наступлением ранней весны писатель
отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел
видеть необыкновенное, волшебное в самом
простом. И про все это вы прочитаете в его книгах:
«В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца»,
«Женьшень» и других. (Показ книг. Приложение
1
, слайд 9).
– Сегодня мы познакомимся с одним из его
произведений, которое открывает новый раздел в
нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби
живое»).
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы
детей)
в) Чтение рассказа «Моя Родина» подготовленными учениками.
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает
Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?
4. Физкультминутка
5. Подготовка к повторному чтению
а) Речевая подготовка: (Приложение 1 , слайд 10)
Ма-ло-по-ма-лу
Жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир
Со-кро-ви-ща-ми
По-кры-ва-лось
Не-о-бык-но-вен-но
Кла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)
– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?
б) Повторное чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет,
на какую охоту он уходил.
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина
Пришвин
объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а
следовательно и свою Родину?
– Как вы понимаете значение слова Родина?
– Кто из вас где родился?
– Что объединяет эти названия? (Они находятся во
Владимирской области)
– Значит Владимирская область – наша с вами
Родина.
– А вот Ахмед родился в Дагестане. Значит его
Родина – Дагестан.
– Наша Владимирская область входит в состав
России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все
– россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в
другие страны, но все равно они вспоминают свое
родное место. Почему?
– За что же мы любим нашу Родину?
– Посмотрите на некоторые фотографии,
показывающие красоту нашего родного края. (Приложение 1
, слайды 11-15)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к
слову Родина
? (Ответы детей: род –
рождение – родители – родство – родимый –
родной – родинка – родительский – родовитый –
безродный)
(Приложение 1
,
слайд 16)
– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о
Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы
детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц)
– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их
прочитаем: (Приложение 1
,
слайд 17)
7. Подведение итогов урока
– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?
– Уже много лет нет с нами М.М. Пришвина, но для
нас с вами он оставил послание, которое мы ещё раз
прочитаем: (Приложение 1
,
слайд 18)
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
– Выберите из конвертов такое изображение
«солнышка», которое соответствует вашему
настроению в конце нашего урока и прикрепите его
на доску.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек»
у нас преобладает. Вот на этой радостной
солнечной ноте мы и закончим наш урок.