Душевные искания андрея болконского. Нравственные искания андрея болконского. Постановка и решение проблемных вопросов

23.06.2020

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

На этом уроке мы с вами продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проанализируем характер одного из главных персонажей романа - князя Андрея Болконского.

Вы помните фразу из письма Толстого к его двоюродной тетке Александре Толстой:

«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

Всю свою жизнь Толстой искал и говорил об «энергии заблуждения», которая необходима для творчества.

«Все как будто готово для того, чтобы писать - исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать».

Из письма Толстого к Н.Н Страхову

Без этой энергии творить невозможно, и для Толстого это важно: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поиске».

Важно, что, по словам автора, в этих поисках окончательной истины нет и быть не может. Все, что сейчас кажется истиной, позже окажется очередным заблуждением. И поиск идет благодаря сопряжению своего личного пространства со всем миром. Нужно найти такую форму сопряжения, чтобы это было гармонией, а не противостоянием. Постоянно в поиске находятся любимые герои Льва Толстого - князь Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Князь Андрей в начале романа - носитель наполеоновской идеи. В салоне Анны Павловны он сочувственно цитирует Наполеона, а у него дома Пьер берет с полки первую попавшуюся книгу - «Записки Цезаря» (рис. 2).

Рис. 2. Издание 1783 года. Записки о Галльской войне ()

Эти два человека (Наполеон и Цезарь) чем-то схожи в своих ценностях, морали. После ухода жены князь говорит Пьеру:

«- Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. <...>
- Ты не понимаешь, отчего я это говорю, - продолжал он. - Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, - сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. - Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу»
.

Другими словами, жена мешает князю Андрею на пути к его славе.

«...он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным».

«Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. <...>он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя» .

Далее происходит один очень важный эпизод. Жерков, Несвицкий и князь Андрей находятся в коридоре штаба Кутузова, идет австрийский генерал, и Жерков подходит к нему и с шутовским видом заявляет: «Имею честь поздравить, генерал Мак приехал, совсем здоров, только немного тут зашибся, - прибавил он, сияя улыбкой и указывая на свою голову». Генерал Мак вместе со всей своей армий сдался в плен Наполеону. И тут князь Андрей говорит: «Если вы, милостивый государь, - заговорил он пронзительно, с легким дрожанием нижней челюсти, - хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя». Несвицкий, в свою очередь, недоумевает, почему князь так отреагировал и тогда следует объяснение.

«- Как что? - заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. - Да ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

Мы видим, с одной стороны, высокое представление о своем будущем, о своем долге и роли у князя Андрея, а с другой стороны, шутовство Жеркова, который снижает это высокое представление и тем самым вызывает всплеск негодования у Болконского.

Когда князь Андрей возвращается от австрийцев, зная о поражениях русских, то думает о том, что едет ради спасения армии.

Перейдем к другому эпизоду. В ту ночь, когда княгиня Болконская рожает, появляется князь Андрей. И тут мы наблюдаем излюбленную толстовскую ситуацию: человек перед лицом двух таинств, а именно появления новой жизни и таинства смерти. Важно, что князь Андрей не просто плачет, а у него появляется чувство вины перед покойной женой.

Болконский решает больше никогда не служить, он живет у себя в имении, занимается сыном, тем самым переменяется ролями с отцом. Отец его активен, ездит по делам ополчения. И тут в гости к Болконскому приезжает Пьер, который недавно был посвящен в масоны и рад просветлению.

«Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя.
- Да как же жить для одного себя? - разгорячаясь, спросил Пьер. - А сын, сестра, отец?
- Да это все тот же я, это не другие, - сказал князь Андрей, - а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochain - это те твои киевские мужики, которым ты хочешь делать добро».

И это является очень важным: для Болконского «я» - это обширное понятие, он воспринимает свою семью как единое с собой целое.

Дальше следует разговор о крестьянах. Князь Андрей говорит, что их нужно освободить, но не ради них, а ради дворян, потому что привычка владеть другими людьми развивает властолюбие, жестокость и эгоизм. Тогда Пьер понимает, что князь говорит о своем отце. Этот вопрос для современной Толстому России был актуален: как раз прошла реформа 1861 года, и он не может не думать об отношениях с крестьянами.

Важным эпизодом является разговор на пароме, и важен ответ князя Пьеру.

«Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, - высшая сила, - как хотите, - что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.

- Да, это учение Гердера, - сказал князь Андрей, - но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть... Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть... Вот что убеждает, вот что убедило меня, - сказал князь Андрей».

Князь не хочет верить, что в следующей жизни он не сможет искупить вину, которую чувствует перед мертвой женой.

Смерть князя Андрея

Чуткая Наташа заметила, что с князем Андреем что-то случилось.

«В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом - холодном, почти враждебном взгляде - чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского». Князя терзает отчужденность. Еще один важный момент - последний сон князя (рис. 3).

Рис. 3. Последний сон князя Андрея ()

«Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то ненужном. Они собираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все-таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время, как он бессильно-неловко подползает к двери, это что-то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что-то не человеческое - смерть - ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия - запереть уже нельзя - хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!» - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом».

Потрясающе описано, как князь Андрей механически отвечает на вопросы Наташи и княжны, прощается с сыном. Происходит то, что Толстой называет пробуждением от жизни. И когда князь умирает, то Наташа и Марья спрашивают себя, куда он ушел. Это не окончательная смерть, а переход в иной мир. Не случайно князь Андрей появится во сне сына.

С одной стороны, в князе слишком много эгоизма и, возможно, с этим связана невозможность его счастья с Наташей Ростовой и смерть, а с другой стороны, это ведь тоже слияние с миром. Причем, по Толстому, не исчезновение, а переход в другое состояние.

В этом разговоре князь, обещавший больше никогда не служить, произносит еще одну интересную фразу.

«Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии». И это князь говорит во втором томе, а уже в третьем он снова служит.

Князь Андрей в 1812 г.

Князь Андрей - профессиональный военный, и для создания его образа Толстому нужен взгляд военного. И вновь свои мысли автор высказывает устами героя.

«...нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения<...>Иногда, когда нет труса впереди, который закричит: „Мы отрезаны!» - и побежит, а есть веселый, смелый человек впереди, который крикнет: „Ура!» - отряд в пять тысяч сто́ит тридцати тысяч, как под Шенграбеном, а иногда пятьдесят тысяч бегут перед восемью, как под Аустерлицем» .

Это начало войны 1812 года. Пожар Смоленска - очень важная сцена. Именно здесь появляется новое чувство озлобления против врага. Толстой пишет, что этот пожар был эпохой для князя. Берг не понимает того, что происходит, он готов жаловаться и упрекать князя Андрея в том, что жители поджигают дома и создают пожар, а он бездействует.

Князь размышляет о войне, он считает ее грязным делом, которое не стоит приукрашивать. И это толстовская правда, к которой, по его мнению, приходит каждый участник войны.

«Я знаю, твоя дорога - это дорога чести».

Накануне Бородина именно князь Андрей разъясняет Пьеру, почему нужен был Кутузов, а не Барклай, почему они завтра выиграют сражение и чем оно отличается от битвы при Аустерлице. При этом князь Андрей говорит, что он начал понимать слишком много, что он предчувствует свою смерть. У князя три горя: любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие.

«<...>я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»

Именно в этот момент, когда герой остро воспринимает весь окружающий мир, падает бомба и князь Андрей получает смертельные ранения. В госпитале он видит Анатоля Курагина.

Выходит, что князь Андрей осуществляет все, что задумал Пьер. Перевел крестьян в вольных хлебопашцев, построил школы, больницы. Интересно то, как сам князь возражал против них:

«- Ну, давай спорить, - сказал князь Андрей. - Ты говоришь школа, - продолжал он, загибая палец, - поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, - сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, - из его животного состояния и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное счастье - есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему ни моего ума, ни моих чувств, ни моих средств.<...>

- Ах, да. Больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустишь ему кровь, вылечишь, он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Еже ли бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал, - как я смотрю на него, а то ты из любви к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом, что за воображенье, что медицина кого-нибудь вылечивала... Убивать! - так! - сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера».

Радостным моментом была поездка в Отрадное, тот случай, когда он слышит разговор Наташи и Сони. Вспомните описание дуба, первый раз сухого и умирающего, а позже зеленого, вернувшегося к жизни. И князю Андрею начинает казаться, что жизнь его не закончена:

«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».

Болконский приезжает в Петербург. И место Наполеона в его мыслях теперь занял Сперанский (рис. 4):

«ему стало смешно, как он мог ждать чего-то от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним<...>

одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему-то раздражали князя Андрея».

Рис. 4. М. Сперанский ()

«Видно было, что никогда Сперанскому не могла прийти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя все-таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли все то, что я думаю, и все то, во что я верю? И этот-то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея».

Эти мысли князя Андрея буквально совпадают с записями в дневнике Толстого о Дружинине (рис. 5).

Рис. 5. А.В. Дружинин

«Прочел вторую статью Дружинина. Его слабость, что он никогда не усомнится, не вздор ли это все».

Из дневника Л.Н. Толстого

Для Толстого способность ставить свои взгляды под сомнение очень важна.

Князь Андрей и Наташа Ростова

Все помнят сцену бала у екатерининского вельможи в Петербурге. На этом балу Пьер обращает внимание князя Андрея на Наташу и князь приглашает ее на танец (рис. 6)

Рис. 6. Князь Андрей и Наташа Ростова на балу ()

«…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим...»

Наташа - мера истины, которая открывает князю глаза и приводит к разочарованию в Сперанском.

«Какое мне дело <...>до того, что государю было угодно сказать в Сенате? Разве все это может сделать меня счастливее и лучше»?

«...он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права лиц, которые распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой».

Любопытны накладки и ошибки Толстого. Например, княжна Марья надевает на брата серебряный образок, а французы с тяжело раненого Андрея снимают золотой. Вот еще одна интересная ошибка автора.

«После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой».

Мы знаем, что князь Андрей уже плакал, когда умирала его жена, но в этот момент для Толстого очень важно подчеркнуть, что князь ранее таких чувств не испытывал.

«Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать? О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее? Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время ее пения».

Для князя Андрея встреча с Наташей была определяющей.

«Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота...»

Далее мы видим, как злится отец Болконского, он не хотел бы отпускать от себя ни дочь, ни сына, он против свадьбы и требует годовой отсрочки. Но Наташа - живая жизнь, и остановить ее на год нельзя. И тут начинается зарождение катастрофы, начало ситуации, которая далее произойдет у Наташи с Анатолем. Тогда Пьер напоминает князю об их разговоре и о его словах, что падшую женщину можно и нужно простить, но Андрей говорит, что не в силах простить Наташу. И снова эгоизм князя не позволяет ему следовать за сердцем, не допускает возможности прощения.

Князь Андрей ищет Курагина для того, чтобы вызвать его на дуэль. Это как раз и было причиной поездки князя на войну, никакого патриотизма он не испытывает. Перед его отъездом он навещает семью, нам показывают эпизод его ссоры с отцом, разговор с княжной.

«Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать».

Дальше князь Андрей едет на фронт, и только пожар Смоленска превращает его поездку в участие в народной войне. Неслучайно его столкновение с Бергом, неслучайна его встреча с Анатолем, которому отнимает ногу и к которому он чувствует христианскую любовь и прощение. И конечно, неслучайна его последняя встреча с Наташей, когда ему кажется, что воздвигается здание из иголок и он чувствует всю горечь разрыва с Наташей и говорит:

«Люблю тебя больше, лучше, чем прежде...»

Список литературы

  1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч., Просвещение, 2012
  2. Маартен М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого, 1850-1870-е гг. - М.: МГУ, 2000. - С. 211. В.Б. Шкловский.
  3. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир», 1928
  1. Интернет портал «Levtolstoy.ru» ()
  2. Интернет портал «Russkay-literatura.ru» ()
  3. Интернет портал «Gold-liter.org.ua» ()

Домашнее задание

1. Напишите сочинение на тему (по выбору):

  • «Духовный облик князя Андрея»
  • «Отношение князя Андрея к семье»

2. Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов романа.
3. Сделайте анализ последнего сна князя Андрея Болконского, подумайте, какой скрытый смысл в него вкладывает Толстой.

Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в его диалектической противоречивости (разочарования, обретение и потеря счастья). При этом герои сохраняют собственное лицо и собственное достоинство. Общее и главное в духовных исканиях Пьера и Андрея то, что в конце концов оба приходят к сближению с народом.

  1. Этапы духовных исканий Андрея Болконского.
    1. Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности (разговор с Пьером в салоне Шерер, отъезд в действующую армию, военные действия 1805 г.).
    2. Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании (небо Аустерлица, Наполеон, обходящий поле сражения).
    3. Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких».
    4. Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразования в имении.
    5. Встреча с Наташей в Отрадном (возрождение к новой жизни, аллегорически изображенной в образе старого Дрба).
    6. Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности.
    7. Разрыв с Наташей, духовный кризис.
    8. Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (солдаты полка зовут его «наш князь»).
    9. Перед смертью Болконский принимает Бога (прощает врага, просит Евангелие), ощущение всеобщей любви, гармония с жизнью.
  2. Этапы духовных исканий Пьера Безухова.
    1. Ориентация на идеи Наполеона, «общественный договор» Руссо, идеи французской революции.
    2. Получение наследства, женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
    3. Масонство. Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян.
    4. Неудовлетворенность деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами.
    5. Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис, который прерывается вспыхнувшим чувством к Наташе.
    6. Организация ополчения, Бородино, батарея Раевского, размышления о роли народа в войне.
    7. Сон Пьера о сопряжении миров после Бородина (Баздеев говорит ему о необходимости «соединять все» знание о мире, Пьер пытается понять смысл этих слов и находит искомое: «не соединять, а сопрягать»).
    8. Отказ уйти из Москвы, намерение убить Наполеона и ценой собственной жизни спасти Отечество. Девочка, спасенная во время пожара, женщина, избавленная от надругательства.
    1. Плен. Неправедный суд Даву, общение с Платоном Каратаевым, духовное возрождение.
    2. Брак с Наташей, духовная гармония.
    3. Конец 10-х годов. Негодование, протест против общественного строя, призыв «объединяться добрым людям» (разговор с Николаем о намерении создать легальное или тайное общество). Преддверие декабризма (Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Однако, поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, Толстой начинает роман о декабристах. Размышляя о причинах зарождения декабризма, Толстой приходит к выводу, что они лежат в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время Отечественной войны 12 года).

Эпопея «Война и мир» выросла из замыс-
ла Толстого написать роман «Декабристы».
Толстой начинал писать свое произведение,
оставлял его, снова возвращался к нему, по-
ка в центре его внимания не оказалась Вели-
кая французская революция, тема которой
звучит с первых страниц романа, и Отечест-
венная война 1812 года. Замысел написания
книги о декабристе поглотился более широ-
ким замыслом - Толстой принялся писать
о мире, потрясенном войной. Так получился
роман-эпопея, где в историческом масшта-
бе показан подвиг русского народа в войне
1812 года. В то же время «Война и мир» -
это и «семейная хроника», показывающая дво-
рянское общество, представленное несколь-
кими поколениями. И, наконец, в ней описа-
на жизнь молодого дворянина, его взгляды
и духовное становление. Многими из тех
черт, которыми, по мнению автора, должен
обладать декабрист, Толстой наделил Андрея
Болконского.
В романе показана вся жизнь князя Анд-
рея. Наверное, каждый человек однажды в
жизни задумывается над вопросами: «Кто я?
Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти
и многие другие вопросы пытается ответить
герой Толстого на страницах романа. Автор с
симпатией относится к молодому князю Бол-
конскому. Это подтверждает тот факт, что
Толстой наделил князя Андрея многими сво-
ими взглядами и убеждениями. Поэтому
Болконский является как бы проводником
идей самого автора.
Мы знакомимся с Андреем Болконским в
салоне Анны Шерер. Уже тогда мы видим, что
это неординарная личность. Князь Андрей хо-
рош собой, он безупречно и модно одет. Он
прекрасно владеет французским языком, что
в то время считалось признаком образован-
ности и культуры. Даже фамилию Кутузов
он произносит с ударением на последнем
слоге, как француз. Князь Андрей - свет-
ский человек. В этом смысле он подвержен
всем влияниям моды не только в одежде,
но и в поведении и стиле жизни. Толстой об-
ращает наше внимание на его медленный, ти-
хий, старческий шаг и скуку во взгляде. На
его лице мы читаем превосходство и самоуве-
ренность. Окружающих он считает ниже себя,
а значит и хуже, отсюда и скука. Вскоре мы
понимаем, что все это наносное. Увидев в са-
лоне Пьера, князь Андрей преображается. Он
рад старому другу и не скрывает этого. Улыб-
ка князя становится «неожиданно доброю и
приятною». Несмотря на то что Пьер моложе
Андрея, разговаривают они на равных, и бесе-
да доставляет удовольствие обоим. К моменту
нашей встречи с ним Андрей - уже полно-
стью сформированная личность, но ему еще
выпадет много испытаний в жизни. Князю
Андрею предстоит пройти через войну, ране-
ние, любовь, медленное умирание, и все это
время князь будет познавать самого себя, ис-
кать тот «момент истины», через который ему
откроется правда жизни.
А пока Андрей Болконский ищет славы.
Именно в погоне за славой он и отправляет-
ся на войну 1805 года. Андрей жаждет стать
героем. В своих мечтах он видит, как армия
попадает в опасное положение и он в одиноч-
ку ее спасает. Кумиром князя, предметом его
поклонения является Наполеон. Надо ска-
зать, что многие молодые люди того времени
увлекались личностью Наполеона. Андрей
хочет быть на него похожим и пытается во
всем ему подражать. В таком приподнятом
настроении молодой Болконский и отправля-
ется на войну. Мы видим князя Андрея в
Аустерлицком сражении. Он бежит впереди
атакующих солдат со знаменем в руках, по-
том падает, получив ранение. Первое, что ви-
дит Андрей после падения - это небо. Высо-
кое, бесконечное небо, по которому бегут об-
лака. Оно так зовет, манит, завораживает
своим величием, что князь Андрей даже
удивляется, открыв его для себя впервые.
«Как же я не видел прежде этого высокого
неба? И как я счастлив, что узнал его нако-
нец», - думает Андрей. Но в этот момент
князю открывается еще одна истина. Все то,
к чему он стремился, ради чего жил, теперь
кажется пустяком, не заслуживающим вни-
мания. Ему уже не интересна политическая
жизнь, к которой он стремился, не нужна
и военная карьера, которой он совсем недав-
но хотел целиком посвятить себя. Его недав-
ний кумир Наполеон кажется маленьким
и ничтожным. Князь Андрей Начинает пере-
осмысливать жизнь. Его мысли возвращают-
ся в родной дом в Лысых Горах, где остались
отец, жена,.сестра и еще не родившийся ре-
бенок. Война оказалась совсем не такой, ка-
кой ее представлял себе Андрей. Упоенный
жаждой славы, он идеализировал военную
жизнь. На самом деле ему пришлось столк-
нуться со смертью и кровью. Ожесточенные
схватки, озлобленные лица людей показали
ему настоящий облик войны. Все его мечты
о военных подвигах теперь кажутся ему дет-
ской игрой.
Князь Андрей возвращается домой. Но
дома ждет его еще один удар - смерть же-
ны. В свое время князь Андрей несколько ох-
ладел к ней, и теперь он читает в ее глазах
боль и упрек. После смерти жены князь за-
мыкается в себе, даже маленький сын не
приносит ему радости. Чтобы как-то себя за-
нять, он вводит новшества в своей деревне.
Духовное состояние князя Болконского, его
подавленность и разочарование видит Пьер.
«Его поразила произошедшая перемена
в князе Андрее. Слова были ласковы, улыб-
ка была на губах и лице… но взгляд был по-
тухший, мертвый.,.» Пьер пробует возвра-
тить Андрея к жизни. Правда, с момента их
последней встречи прошло много времени и
друзья несколько отдалились друг от друга.
Тем не менее разговор в Богучарове заставил
Болконского задуматься над словами Пьера
«…ежели есть Бог и есть будущая жизнь,
то есть истина, есть добродетель; и высшее
счастье человека состоит в том, чтобы стре-
миться к достижению их», «надо жить, надо
любить, надо верить». Несмотря на то что
князю Андрею тогда показались спорными
эти высказывания, он осознает правоту Пье-
ра. С этого момента начинается возрождение
Андрея к жизни.
По дороге в Отрадное князь Болконский
видит огромный дуб «с обломанными… сука-
ми и с обломанной корой, заросшей старыми
болячками», который «старым, сердитым
и презрительным уродом стоял между улы-
бающимися березами». Дуб является сим-
волом душевного состояния Андрея. Это де-
рево как будто говорит, что на земле нет ни
весны, ни счастья, остался только обман.
И князь Андрей соглашается с дубом: «…да,
он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай
другие, молодые, вновь поддаются на этот
обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь
кончена!»
В Отрадном князь увидел Наташу. Эта
маленькая девочка была полна счастья, энер-
гии, жизнерадостности. «И дела ей нет до
моего существования!» - подумал князь Ан-
дрей. Но он уже бросает вызов судьбе. Он
понимает, что нельзя себя хоронить заживо
в деревне, надо только уметь жить, радовать-
ся жизни так, как это делает Наташа. И сим-
воличный дуб «весь преображенный, раски-
нувшись шатром сочной, темной зелени, млел,
чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».
Наташа в один миг изменила жизнь Андрея,
заставила его очнуться от спячки и вновь по-
верить в любовь. Андрей говорит: «Мало то-
го… что есть во мне, надо, чтоб и все знали
это… чтобы не для одного меня шла моя
жизнь… чтобы на всех она отражалась и что-
бы все они жили со мной вместе».
Но пока Болконский оставляет Наташу и
уезжает в Петербург. Там он знакомится с пе-
редовыми людьми своего времени, участвует
в составлении преобразовательных проектов,
словом, окунается в политическую жизнь
страны. В Петербурге он проводит времени
больше, чем предполагал вначале, и, возвра-
тившись, Андрей узнает, что Наташа измени-
ла ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Бол-
конский любит Наташу, но он слишком горд
и высокомерен, чтобы простить ей измену.
Поэтому они вынуждены расстаться, имея
каждый в своей душе незаживающую рану.
Князь Андрей еще раз встречается с Пье-
ром. Теперь уже перед самым Бородинским
сражением. Пьер чувствует, что Андрею не
суждено жить, кажется, понимает это и Ан-
дрей. В Бородинском сражении Болконский
снова получает ранение. Теперь он тянется
к земле. Он завидует траве, цветам, а не гор-
дым, властным облакам. У него и самого те-
перь ничего не осталось от той гордости, ко-
торая заставила его расстаться с Наташей.
Впервые князь Андрей думает не о себе, а о
других. Именно теперь ему открывается та
истина, о которой говорил ему Пьер. Он про-
щает Наташу. Более того, он прощает и Ана-
толя. Уже на грани смерти Андрей осознает,
что ему «открылось новое счастье, неотъем-
лемое от человека… счастье, находящееся вне
материальных сил, вне материальных влия-
ний на человека, счастье одной души, счастье
любви! Понять его может всякий человек, но
сознать и предписать его мог только один Бог»,
Андрей еще раз встречает Наташу. Минуты,
проведенные с ней, оказываются для Андрея
самыми счастливыми. Наташа еще раз воз-
вращает его к жизни. Но жить ему оставалось,
увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но
в то же мгновение, как он умер, князь Андрей
вспомнил, что он спит, и в то же мгновение,
как он умер, он, сделав над собой усилие,
проснулся». С этой минуты «началось для
князя Андрея вместе с пробуждением от
сна - пробуждение от жизни».
Таким образом, в романе показаны два по-
нятия о счастье князя Андрея. Сначала Анд-
рей считает, что жить надо для себя, что каж-
дый человек должен жить по-своему. В жиз-
ни есть два несчастья: угрызения совести и
болезнь. И счастлив человек только тогда,
когда отсутствуют эти несчастья. И только
в конце жизни Андрей осознал истинное сча-
стье - жить для других.

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека... счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.