Современные технологии в работе педагога психолога. Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

28.09.2019

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Инновационные технологии в работе педагога-психолога ДОУ Подготовила: Педагог-психолог МАДОУ 22 «Тополек» г. Бердск Савченко Ольга Евгеньевна

3 закуплено оборудование: 2 световые песочницы Большой комплект игрушек для песочницы Кинетический песок Лунный песок Цветная кинетическая масса для лепки Пособия по сказкотерапии и арттерапии серии «Умница» «100 цветов» «Уроки общения» Кукольные театры

4 У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентоспособной 1. арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна; 2. продукт творчества человека это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику; 3. арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения человека в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других; 4. арт-терапия является средством невербального общения.

5 Техника рисования - «Sand-art» (пескография) песочное искусство или рисование песком на световом столе познакомить с нетрадиционным направлением изобразительного искусства рисование песком, в образовательном процессе с дошкольниками; осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческо-поисковой деятельности; создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; показать особенностям техники рисования песком.

6 «Sand-art» Песочное искусство это Аппликация из песка Песочница Рисование песком на световых столах

7 Особенности в работе с песком на световых столах: Отличается простотой и доступностью. Песочное рисование это красота. Пластичность. Уменьшение стресса.

8 Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. Проблемы поведения детей. Эмоциональные проблемы. Семейные проблемы. Коммуникативные проблемы.

9 Техника рисования «Sand-art» (пескография) дает возможность для развития Индивидуальности Повышения самооценки развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей и взрослых; мягкое плавное восстановление после травм у детей и взрослых (инсульты, сотрясения ГМ, коррекция постгипоксических расстройств и ММД); развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя

10 Режимы световой песочницы

11 "Кинетический песок" это инновационная арт -терапевическая техника. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900). Продукт имеет цвет натурального песка и в пределах каждой поставляемой партии содержит одинаковую фракцию.

13 Родительские клубы на тему «Воспитание сказкой»

14 кинетическая цветная масса для лепки Bubber Bucket Это смесь из микроскопических керамических сфер и связующего компонента для лепки от компании Waba Fun. Набор для творчества - масса для лепки + аксессуары. Развитие мелкой моторики, развитие личных качеств (учит внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии)

15 Комплект «100 цветов» методика для развития творческого потенциала и интеллекта ребенка открывает ребёнку дверь в волшебный мир цвета: небесный, медовый, цикламен, божоле, чайная роза.. Яркие цветные карточки развивают зрение, а их многообразие - художественный вкус. Наглядное пособие «Комплект таблиц демонстрационных «Цвет и форма»предназначен развития дошкольника в ДОУ. Сферы применения: познавательное развитие, эстетическое воспитание. Отличная основа игры для подготовки к школе

16 Система Воспитания Характера Сказкой это комплексное решение для гармоничного формирования характера ребёнка с 2х лет. В основе системы лежит метод персонализированной сказки (один из методов сказкатерапии), разработанный Шалвой Александровичем Амонашвили, выдающимся российским педагогом, академиком РАН.

17 Сказкотерапия

18 Куклотерапия эффективно использование методов и техник куклотерапии в работе со страхами у детей. Куклотерапия хорошо сочетается с другими арт-терапевтическими направлениями. Например с музыкотерапией

19 Мандала, как арт-терапевтическое средство гармонизации психоэмоционального состояния возможности применения мандал: в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения в целях диагностики актуального настроения в целях изучения групповых взаимоотношений с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы

20 возможности применения мандал: При проблемах самооценки При ощущении внутреннего дисбаланса Активизация ресурсных состояний личности При страхе потерять контроль над собой При пессимизме и депрессии При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций). При ощущение жизненного тупика Психокоррекция страхов и тревог Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) Сопровождение адаптации Семейные ситуации Психосоматические проблемы Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения Воспитание терпеливости и аккуратности Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

21 Камнетерапия Показания для применения игр с камушками: трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков; психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; невротические и эмоциональные расстройства; кризисные состояния; развитие собственного представления о себе; оптимизация психического развития в детском возрасте. Формы работы с детьми и подростками: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка

22 Фототерапия Цель фототерапии и фотографирования расширять самопознание человека, способствовать индивидуальному развитию, помогать ориентироваться в жизни. Задачи фототерапии в ДОУ проработка прошлого опыта, стабилизация эмоционального состояния, коррекция детско-родительских отношений. универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией, семейной психотерапией и др.). Методы фототерапии подходят для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп

23 Анималотерапия как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении включает в себя метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами; - раскрывает дополнительные возможности в поведении и личности у детей; - обогащает социально-адаптированный поведенческий репертуар через наблюдения; - обучает и тренирует такие механизмы, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в гармоничном взаимодействии с окружающими.

24 АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ

25 АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ

26 В процессе организации арт-терапии и сказкотерапии реализуются следующие функции 1) эмпатическое принятие; 2) создание психологической атмосферы личностной безопасности; 3) эмоциональная поддержка; 4) постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия; 5) отражение и вербализация чувств и переживаний, актуализируемых в процессе рисования

27 Настольные психологические игры «Ритм и Вызов» - игра коллективная, требующая повышенной активности и динамичности течения. Именно потому она способствует развитию и налаживанию коммуникативных навыков, невербального общения и идеальна для адаптационных мероприятий, первичных тренингов (например, тренинга знакомств) и занятий со смешанными группами. Также, игра может послужить удачным сопровождением семейных групп, детских тренингов, школьных мероприятий по организации досуга, конкурсов, игровой комнаты, кружков. не рекомендуется использовать игру с детьми, обладающими повышенной тревожностью, обидчивостью и неумением проигрывать, а также повышенной агрессивностью, возбудимостью и общей эмоциональной неустойчивостью.

28 Аффирмации Позитивные утверждения или аффирмации (от лат. affirmatio "подтверждение") это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т.д. Понятие аффирмации применяется в психологии самосовершенствования и позитивной психологии. Научные исследования последних лет показали, что вызванные словом импульсы второй сигнальной системы поступают из коры больших полушарий головного мозга во внутреннюю среду организма и перестраивают жизнедеятельность тканей внутренних органов. Внимательно послушайте свою речь. Какие реплики вы произносите чаще всего, как вы называете себя, как отзываетесь о своей жизни? Если человек говорит "Моя жизнь сплошной кошмар!", "Какой я дурак!", "Всё, что я делаю, зря!" вся эта программа записывается в подсознание и выдает полный набор неудачника. Наше подсознание воплощает сказанное беспристрастно и безупречно. Так не лучше ли заложить в него формулы удачи и успеха?

29 "Психологические открытки как инструмент для консультирования, тренингов и самопознания". «Применение психологических открыток в развитии личностной саморегуляции участников образовательного пространства

30 позитивные результаты Обеспечить эффективность эмоционального отреагирования, придает ему даже в случае агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные. Такое преобразование осуществляется в тех случаях, когда продукт эмоционального отреагирования (коллаж, рисунок и др.) ведет к следующему: вызывает катарсис за счет социальной выразительности формы; облегчит процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; окажет влияние на осознание человеком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повысит личностную ценность, может вести к самодостаточности


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ): Тренинг для молодых родителей «Осознанное родительство» Программа тренинга поможет родителям (законным представителям): расширить возможности понимания своего ребёнка;

Секция 5 Применение современных методов арт - терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Никитина Наталья Сергеевна Воспитатель МАДОУ 26, Россия, Московская обл. г. Балашиха, Е-mail: [email protected]

«Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников» На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей

Инновационный проект «Волшебный песок» - помощник в работе с особенными детьми» муниципального учреждения дополнительного образования «Фантазия» на присвоение статуса Региональной инновационной площадки

Сенсорная комната Сенсорная комната это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком или взрослым.

1. Комплексная программа территориального центра социальной помощи семье и детям «Семейная палитра» Цель программы: Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей. Задачи программы:

Гладинова Елена Ивановна старший воспитатель Цепелева Наталья Леонидовна воспитатель Суворова Татьяна Ивановна воспитатель МБДОУ «Д/С 84 «Аленушка» г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицк Оренбургской области» Тема: Арт-терапия как эффективный метод здоровьесбережения

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

Отчёт о работе педагога-психолога школы-интерната 2 в первом полугодии 2016-2017 учебного года. Педагог-психолог: Зависляк И.В. Основные направления работы на 2016-2017 учебный год. Методическая тема работы

Никитина Ольга Николаевна магистр, руководитель секции рисования песком «Sand-Art» Ассоциации песочной терапии, член Совета Ассоциации Песочной Терапии, педагог-психолог высшей категории, преподаватель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 110 Презентация работы педагога-психолога Бортниковой Елены Анатольевны Приоритетное направление работы педагога-психолога:

Актуальность проекта. Федеральные государственные требования предполагают соблюдение «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,

УДК 364.62:364.642 Н. А. Ермаченко, О. В. Зайцева Психолого-педагогическое сопровождение семьи как средство предупреждения социальных рисков безопасности детства Аннотация. В статье рассмотрены общие проблемы

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ Подготовил: педагог психолог МБДОУ «Детский сад 20 Колокольчик общеразвивающего вида» Комаркова О.Ю. «Дети должны жить в мире красоты, игры,

Консультация для педагогов октябрь 2016 Воспитатель I кв. категории Дорофеева Ольга Александровна. МДОУ «Новомичуринский детский сад 1» Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 97 г. Челябинска» Организация и содержание работы педагога психолога ДОУ по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ Педагог-психолог

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают

Система работы педагога-психолога учреждений образования по сопровождению приемных семей. Активные формы психологопедагогического воздействия. Герасимович Виктория Юрьевна ГУО «Средняя школа 16 г.полоцка»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы психологической коррекции (наименование дисциплины) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (код и наименование направления подготовки) Психология

«Утверждаю» Директор МБОУ лицея 15 Т.Н.Песоцкая «06» сентября 2016 г. Приложение 3 к плану работы службы МБОУ лицея 15 (2016-2017) по профилактике суицидального поведения Форма работы 1) Диагностика уровня

Рисование песком на стекле, как средство развития речи детей раннего возраста Воспитатель раннего возраста: Быстрова Ирина Борисовна пгт. Жешарт МБДОУ «Детский сад 2 комбинированного вида» «Часто руки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 32" Г АРТЕМОВСКОГО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 2014-2015 учебный год Составил: педагог - психолог Исупова Татьяна

Психолого-педагогическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи. Задачи: 1. С родителями: 1.1. консультирование

Опыт работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ Т.Г. Неретина ИЗ ПЕРВЫХ РУК Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Приказ 183 от 01.09. 2016г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Ребрихинская СОШ» Н.Н. Шрейдер Перспективно-календарный план работы педагога психолога Егоровой Е.А. на 2016 2017 год Цель программы сохранение и

План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Задачи: 1. Укреплять психологическое здоровье детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. 2. Создавать благоприятные условия для

Детские группы развития «Я и мир вокруг меня» Первый центр йоги г. Санкт-Петербурга приглашает детей 6 15 лет в детские группы развития Сочетание занятий йогой и занятия арт-терапией с психологами, на

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Отчет о работе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа 1» План работы педагога-психолога на 2017-2018 учебный год. Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного

Годовой отчет о деятельности педагога-психолога МБОУ СОШ 1 с. Канглы 2015-2016 у/г. Педагог-психолог: Ордина К.А. Качественный анализ деятельности педагогов-психологов системы образования 1. Анализ поставленных

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» Отчёт о проделанной работе педагога психолога Шабаловой Т.А. 2013-2014г. Цель деятельности педагога-психолога

Куклотерапия метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л.

Арт-терапия продуктивный способ психологической работы с детьми. В последнее время ученые все чаще обращают свое внимание на проблему здоровья детей. В науке имеется более шестидесяти определений понятия

Направления работы Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,

Аннотации дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в МБУ ДО «ДООЦ «Гармония» п/п Название программы/ возраст участников 1 Вместе с мамой 1,6 3 года 2 Лесенка радости 5-6 лет 3 Развиваемся,

План работы психологической службы МКОУ СОШ 3 на 2015-2016 учебный год. Цели: 1. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности

Пояснительная записка. Цель психокоррекционной работы заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Первомайского района Рассмотрен на заседании методического совета МБДОУ д/с»сказка» протокол от

Перспективный план работы педагога психолога 2016 2017 учебный год Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться

Семинар-практикум для педагогов «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования" «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЛАНЕТА» Г. ТОМСКА ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «НАШ МИР» ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Технология «Социальная, семейная терапия» Целевая группа: все категории семей Цель: социальная терапия предполагает прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному

Дополнительное (внешкольное) образование детей ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (ВНЕШКОЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Леонтьева Татьяна Викторовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Черногузова Е.А МБДОУ 91 Макамбила А.Н. МБДОУ 82 Васильчук Д.В. МБДОУ 90 Запевалова Е.К. МБДОУ 30 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат г. Козьмодемьянска" Программа психологических адаптационно-развивающих занятий для первоклассников Выполнила: педагог - психолог ГБОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании

Пояснительная записка Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МОАУ «Бершетская средняя школа» разработана с учетом современных требований и задач образования, основана

Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ Знаменская СОШ 1 за 2015/2016 учебный год. Цели работы: 1.Обеспечение сохранности психического здоровья учащихся. 2.Создание благоприятных социально-психологических

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего образовательного учреждения Психолого- педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в рамках образовательного процесса Составила: педагог-

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 204 ГОРОДА КАРТАЛЫ» КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА» Составитель: учитель

МБДОУ «Детский сад 40 комбинированного вида Городское методическое объединение педагогов-психологов "Игры в коррекционноразвивающей работе с детьми с особенностями в развитии" Подготовил: Коссаковская

Пояснительная записка к учебному плану группы ЦИПР. Настоящий учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 63» г. Находка. Нормативные

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) 2. Направление подготовки

Основные задачи «Детский сад комбинированного вида 16» на 2016 2017 учебный год: 1. Внедрять эффективные формы работы по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста, совершенствовать навыки

Декан Г Тематика дипломных работ спец] 5В090500 - Социальная раб 1. Государственные службы по социальной работе; 2. Механизмы решения социальных проблем в обществе; 3. Пути решения социальных проблем в

«Роль и значение танцевальнодвигательной терапии в работе с детьми и их родителями» Пронина Ольга Николаевна, танцевально-двигательный терапевт, психолог-консультант, педагог-психолог МОУ СОШ 39 г. Астрахани

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4» «Согласовано» Заместитель директора по УВР Елисеенко И. И. «28» августа 2015 г. «Утверждено»

«Использование аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью в практике образовательных учреждений» ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО

Сегодня дошкольник, завтра успешный первоклассник! Разработали: Заведующий МБДОУ «Детский сад 163» г.чебоксары Ванеева Л.И. Директор МБОУ СОШ 50 Васильева И.В Директор МАОУ Лицей 4 Коновалова Н.В АКТУАЛЬНОСТЬ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Педагог-психолог лицея Евстигнеева Татьяна Михайловна (образование высшее, квалификационная категория высшая, стаж работы в данной должности

Аналитический отчѐт педагога-психолога МБДОУ детский сад «Березка» Сорокиной Е.И. за 2014 15 учебный год Цель работы педагога-психолога: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья

П/п Содержание работы Сроки Контингент Примечание 1. Информационно аналитическое направление 1.1 Составление годового плана август - годовой план 1.2 Оформление рабочей документации. 1.3 Заключение договоров

План работы по самообразованию Ф.И.О. педагога Лешкевич Светлана Абрамовна Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи: новые подходы и технологии Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

МКДОУ ЦРР д/с 10 «Сказка» г. Усть Катав Педагогический проект «В детский сад с улыбкой» Актуальность проектной деятельности: Эмоции часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей

Программа кружка «Маленькие гении» Составитель: Макарова Л.М. Ижевск 2017г СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Паспорт программы: цель, задачи, участники программы, сроки реализации, график работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 370» Г.ПЕРМИ КАТАЛОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 2 По вопросам,

Название: Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу

Должность: педагог-психолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Месторасположение: г. Сергач, Нижегородская обл.

Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ.

Должность: педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка», г.Сергач, Нижегородская обл.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию.

В нашем ДОУ обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических и личностно-развивающих технологий. Личностно-развивающая технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Данные технологии успешно реализуются мною в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми. Гуманистические и личностно-развивающие технологии призваны раскрыть творческий потенциал ребенка и направленны на всестороннее развитие личности.

Форма деятельности: небольшими подгруппами и индивидуально.

Подгруппы детей формируются по результатам индивидуальной диагностики, запросам педагогов и родителей.

Структура взаимодействия с детьми:

  • приветствие,
  • основная часть,
  • прощание.

Приветствие и прощание проводится с детьми в кругу. Это дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие и взаимопонимание. Форма круга создает у каждого участника чувство принадлежности к группе, позволяет ощутить особую общность. Взаимодействие с детьми построено в форме мини-тренингов с применением сказкотерапии, арт-терапии, используются игры и упражнения на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков, психогимнастика, релаксация. Содержание взаимодействия педагога-психолога с детьми не имеет строгих рамок, оно адаптируется под интересы самого ребенка, инициатива со стороны детей всегда приветствуется. Ребенку предлагаются варианты игр, упражнений и заданий для самовыражения, педагог стимулирует развитие творческой ситуации вопросами.

Дети с нарушениями поведения, с негативными психическими состояниями особенно нуждаются в поддержке педагога. Поддержка – неотъемлемая часть взаимодействия педагога с ребенком, она выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.

Комната психолога в ДОУ оборудована таким образом, что ребенок чувствует себя в ней уютно. Мягкое ковровое покрытие позволяет взаимодействовать с детьми сидя на ковре, располагаясь в удобной позе. Дети и педагог могут разуться – это дает ощущение свободы и комфорта. Располагаясь на ковре, педагог взаимодействует с детьми на равных, «глаза в глаза».

Комфортность среды дополняется художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие ощущения. Пребывание в такой среде способствуют снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов для творчества.

На стене в комнате психолога располагается «Кошечка», у которой в кармашках платья находятся разноцветные бабочки. Каждый ребенок выбирает самую красивую бабочку и украшает платье кошечки. Это пособие имеет диагностическую цель: педагог-психолог сразу видит с каким эмоциональным настроем пришел ребенок на занятие и предлагает ребенку соответствующую деятельность.

В комнате психолога дети очень любят отдыхать в мягких креслах для релаксации и смотреть на пузырьковую колонну под спокойную музыку и звуки природы. Дети с нарушенными формами поведения учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта, учатся концентрировать внимание на своих ощущениях.

В комнате педагога-психолога активно используется световые эффекты. Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, благотворно влияет на душевное состояние, которое во многом определяет и здоровье и благополучие ребенка. Цветная подсветка комнаты используется педагогом в зависимости от цели коррекционно — развивающего воздействия. Для гиперактивных детей, агрессивных рекомендуется использование подсветки синего, зеленого цвета. Для детей замкнутых и малоактивных можно использовать активизирующие цвета (например красный, желтый).

Особо полюбились детям милые игрушки-антистресс. Упражнения с этими игрушками дети выполняют сидя в уютных креслах для релаксации. Замкнутые и агрессивные дети учатся доброжелательному и внимательному отношению к людям сначала через взаимодействие с игрушкой-антистресс (пожалеть игрушку, поздороваться с ней, попрощаться, сделать игрушке «массаж» и т.п.) а потом через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Одно из самых любимых занятий детей в комнате – игра с песком. В нашей комнате есть специально оборудованный для этого столик с подсветкой.

Работа с песочным столиком позволяет развивать у ребенка творчество, фантазию, восприятие. В столике есть ящичек с мелкими игрушками, растениями для создания волшебной страны на песке. Так же столик используется и для арт-терапии: на гладкой, стеклянной поверхности дети создают свои маленькие шедевры пальцами. Если что-то не получается, можно легко стереть рисунок ладонью и нарисовать новый. Это помогает тревожным и замкнутым детям снять напряжение и повысить самооценку. Создание картины затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет.

Педагогические технологии на основе гуманизации в работе педагога-психолога ДОУ помогают раскрывать индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулируют его творческую активность, формируют адекватную самооценку, развивают эмоциональную и познавательную сферу, помогают предупредить нежелательные личностные особенности, способствуют появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний.

Описание психолого-педагогической технологии

педагога-психолога

номинация «Педагог-психолог-2018»

Коноваловой Оксаны Николаевны

МАДОУ д/с №36 города Тюмени

Тюмень 2018

Описание психолого–педагогической технологии работы

педагога-психолога Коноваловой Оксаны Николаевны

Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитывать своих детей или кого бы то ни было…

Л.Н.Толстой

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, как и в целом психологической службы образования, является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка.

Реализация данной цели в нашем детском саду достигается решением комплекса задач:

    Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    Развивать индивидуальные особенности ребенка.

    Создать благоприятный психологический климат для развития ребенка в детском саду;

    Выявление, предупреждение и коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств у детей,

    Оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям, педагогам.

    Разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников, трудностей в адаптации, обучение и воспитание, содействовать индивидуализации образовательного маршрута.

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является АРТ-терапия, песочная терапия, музыкатерапия, мандалатерапия, сказкатерапия, фотосказкатерапия, Леготерапию, тренинговые занятия и проективные методы и методики, чаще всего использую для снятия мышечного напряжения АКВАтерапию, где применяем мотивационные игры в воде и с водой.

Сейчас коротко о каждой технологии применяемой педагогом-психологом в МАДОУ №36.:

Фотосказкатерапия помогает строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы.

Эмоциональное проживание, идентификация с героев кинофильмов и сказок дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт. Фильмы и сказки позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым- лучше понимать детей и их потребности.

АРТ-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

Комплекс арт-терапевтических методик;

Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

Методики для проективной диагностики.

Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировке на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать. Всё это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или желаемым состоянием. Данная техника одинаково эффективно на уровне бессознательного работает как для взрослых, так и для детей.

Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Песочная терапия - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.

В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала интересной и захватывающей игрой. На этом принципе построена моя авторская программа, разработанная для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет «Волшебный песок».

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический, живой песок. Также как для развивающих, так и для коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком. Множество техник построены на отреагировании чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной .

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

    Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

    Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии можно успешно применять в рамках релаксации.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Сказкотерапия и фотосказкатерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности для коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

    о жизненно важных явлениях;

    о жизненных ценностях;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие «ловушки», искушения, трудности, можно встретить в жизни и как с ними справляться, какими ценностями нужно руководствоваться в жизни и т.д.

4. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, предают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

АКВАтерапия- это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.

Цель: Организация разнообразной увлекательной деятельности с воспитанниками способствующей коррекции личности и психических функций; Внедрение инноваций в содержание воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: Корригировать и развивать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширять сенсорный опыт воспитанников; Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими; Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организма.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей бьет она. И всем она жизнь и цветенье дает.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

Моя работа в данном направлении включает в себя широкий спектр форм и методов работы.

Индивидуальная

форма (индивидуальные психокоррекционные занятия)

Групповая форма (групповые психокоррекционные занятия)

Беседа


Наблюдение

Сказкотерапия

Игровая терапия

Арт-терапия

Развивающая работа проводится мною с целью формирования механизмов эмоционально-личностной адаптации ребенка. Она включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы детей, коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения.

Задача игровых сеансов:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Развитие восприятия, общей и мелкой моторики, координации движений, произвольности поведения, умение подчиняться правилам

Активизация речевых процессов

Формирование детско-родительских отношений.




Анализ развивающей работы показывает, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи АКВАтерапии:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применяемые мною в работе психолого-педагогические технологии содействуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

Организация образовательного процесса в детском саду в современных инновационных условиях связана с рас­ширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и методов организации познавательной деятельности дошкольников, реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения современных образовательных технологий в целях оказания ребенку необходимой своевременной индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов; занимает позицию личностно-ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.

В дошкольном учреждении разработан комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности. ФГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Эти задачи педагоги и специалисты нашего ДС решают интегрировано, в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие воспитанников.
В рамках сопровождения психологической службой в нашем детском саду осуществляется взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: с детьми, их родителями и педагогами. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду выстраивается нами как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения, воспитания и социализации детей на каждом возрастном этапе, и обеспечивается как комплексная технология с применением современных методов психопрофилактики и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

Одной из важнейших задач сопровождения является оказание помощи всем субъектам образовательной деятельности в преодолении трудностей ребенка в усвоении знаний, эмоциональных трудностей через реализацию психопрофилактических и педагогических программ. Взаимодействие педагога-психолога с детьми осуществляется в ходе непосредственно-образовательной деятельности по авторским психопрофилактическим программам: «Добрые лучики» (социально-коммуникативное развитие), «По сказочным дорожкам – к успеху» (эмоциональное развитие дошкольников), «По лесенке знаний мы смело шагаем» (предупреждение школьной дезадаптации, познавательное развитие). Форма проведения встреч как по подгруппам, так и индивидуально.

Психологической и методической службой совместно с педагогами вырабатываются общие цели, задачи, разрабатывается планирование образовательно-воспитательной деятельности, создается рабочая программа ДС, проводится анализ условий, анализ проблемных ситуаций, динамики развития воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (по группам).

На современном этапе государством предъявляются высокие требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности и предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Поэтому педагогический коллектив постоянно повышает свою квалификацию, обучаясь на курсах, овладевая необходимым арсеналом образовательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность детей. Педагоги готовы гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, творчески адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов, и склонностей воспитанников.

Использование современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом. Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство детского сада интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, игровые, сказкотерапевтические, «ТРИЗ», технологии проектной деятельности и портфолио (как воспитанников, так и педагогов) информационно-коммуникативные технологии и другие.

В профессиональной деятельности педагога-психолога применяется в интеграции целый комплекс технологий.

Интерактивные формы обучения используются педагогом-психологом для взаимодействия с субъектами образовательного процесса родителями и педагогами. Формы проведения: педсоветы, обучающие семинары, заседания – «Круглый стол», деловые и ролевые игры, дискуссии, «Дни открытых Дверей», тренинги, тематические встречи, мастер-классы, проекты, информационные стенды, вопросы-ответы на сайте для родителей. Информация, как своевременная и актуальная, предоставляется в понятной и доступной форме, способствует как профессиональному росту воспитателей, так и повышению родительской компетентности.

Педагогическому коллективу оказывается психологическая и методическая поддержка и помощь в построении образовательной траектории дошкольника, в создании индивидуального маршрута ребенка с учетом динамики развития ребенка, его достижений, возможностей, интересов и потребностей. Мы опираемся на такие образовательные достижения, которые есть у ребенка и составляют багаж его личности. Эти достижения, в свою очередь, служат оценкой качества образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду, оценкой эффективности педагогических воздействий.

Гуманизация образования, учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка стимулируют нас на поиски новых путей в образовательной деятельности, на использование современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
В настоящее время в образовательном процессе выдвигается идеи развития и саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала ребенка, его активности и самостоятельности. Использование личностно-ориентированной технологии в нашем детском саду осуществляется как действующая воспитательная система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.

При организации образовательной деятельности с младшими дошкольниками педагогами, психологом используются игровые методы взаимодействия с детьми, технологии игровых методов через игрушку. Детям предлагаются игровые ситуации, например, «Игрушка (кукла, зайка) идет в гости»; «Игрушка знакомиться с ребятами» (вместе с ребятами играет, занимается); «У мишки - день рождения»; «Путешествие с игрушкой», «Чья игрушка», «Праздник для игрушек» - способствуют развитию эмоций, развитию коммуникативных навыков.

В период адаптации особенно важно организовать взаимодействие между малышами в группе. Нами используются такие эмоциональные игры , как: «Покружились-подружились» (на взаимодействие); «Флажок», «Под зонтом» (на объединение); «Здороваемся носами, щеками» (развитие доверительных отношений); «Подарки, «Связующая нить» (на объединение); «Скок-скок, отгадай, чей голосок», «Аленький цветочек» (развитие внимания к сверстнику); «Улитка» - снятие эмоционального напряжения; «Тесто мы месили, мы пирог лепили» (развитие доверительных отношений), где ребенок – это «будущий пирог». Проводятся хороводные игры на объединение: «Вокруг домика хожу», «Ровным кругом», «Карусели», «Медвежата»; упражнения на развитие эмоций: «Секретики»; «Золотые капельки», «Волшебные шарики» и др.
Со старшими дошкольниками широко применяются в работе информационно-коммуникативные технологии с мультимедийной поддержкой. ИКТ позволяет более эффективно развивать интеллектуальные, творческие способности детей, приобретать новые знания, осваивать новые игры. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важная задача на современном этапе работы в соответствии с ФГОС. Выявляется, что использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышают мотивацию обучения, развивают произвольное внимание, мышление, воображение и память, креативное мышление, что ведет, в целом, к повышению готовности детей к школе.

Информационные компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям: так у детей с повышенными способностями после использования компьютерной технологии стимулируются мыслительные способности; у детей с проблемами в развитии – происходит выравнивание возможностей; у дошкольников с проблемами поведения (например, с гиперактивностью) - развивается произвольность, волевая регуляция.

Применение интерактивных технологий способствует активному взаимодействию «взрослого с ребенком», происходит совместный поиск решения проблемы через создание и решение воспитывающих ситуаций, через разнообразную творческую деятельность. Было выявлено, что использование этой технологии, обогащенной компьютерными средствами, способствует развитию самостоятельности, инициативы детей; повышению самооценки, уверенности в себе; уменьшению напряжения между воспитанниками в группе.

Для создания благоприятных условий для самовыражения детей, развития позитивного образа «Я», облегчения процесса коммуникации, умения действовать согласованно, нами применяется в работе поведенческая терапия (в форме тренинга), где ребята обучаются новым формам и позитивным способам поведения. Через решение проблемных ситуаций мы знакомим детей с разными эмоциональными состояниями, развиваем способность находить способы регуляции своих состояний и конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. В результате проводимой работы, конфликты в группе происходили реже, дети становились доброжелательнее, внимательнее по отношению к сверстникам, повышалась степень их ответственности и организации.

В целях расширения опыта общения детей нами практикуются социоигровые подходы в работе. Детям предлагаются, например, такие упражнения «Избавление от гнева», «Падающая башня», «Листопад», «Бумажный салют»; упражнения на развитие самоконтроля, например, «Стоп, кран», «Черепашьи бега», «Секретное слово», «Запрещенное движение».

По своей природе ребенок-дошкольник любопытен, ему присуща деятельность, направленная на познание окружающего мира. В целях развития мыслительных способностей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), нами применяются в НОД т ехнологии исследовательской деятельности , которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Эксперимент, вначале мысленный, позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные знания. Детям предлагаются, например, задания на моделирование: «Измени картинку (дерево без листьев) так, чтобы было лето (осень); или: «Подбери каждому букету - вазу» (форма-величина). Обсуждаются творческие развивающие ситуации «Что будет, если ты окажешься…» и темы: «Необитаемый остров», «Волшебный сад», «Дерево желаний» (вывод: не все желания могут привести к хорошему); «Вершина горы», «Остров везения» - обсуждаются варианты реагирования в необычной ситуации.

Ценность же реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности. Так, например, детям предлагалось создать новый продукт – «несуществующее животное» (сложить из частей); создать сказку («Салат из сказок» или многофункциональную постройку. Использовались и игровые практические задания на определение «Тонет – не тонет», «Мягкое – твердое» (мокрое-сухое; сыплется - льется), «Что - кому, подбери», «Что притягивает магнит», «Найди пару» (профессия – предмет; предмет – величина; герой – настроение; герой – пространство).
Технология исследовательской деятельности – это также особым образом организованные занятия в форме различных путешествий: в сказочную страну, по карте, по «реке времени», и др.

По нашим наблюдениям использование технологии исследовательской деятельности позволяет значительно повысить интерес детей к образовательной деятельности и эффективность восприятия заданного программного содержания; способствует развитию у дошкольников творческих, познавательных способностей и интеллектуальной активности.

Игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника.Использование игровых технологий - ролевых и других видов игр – обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников, развивает эмоции; служит коррекции поведения, снятию деструктивных элементов в поведении и др. Ролевая игра, как правило, включает провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля. Благодаря игре осуществляется профилактика негативных тенденций личностного развития: управление эмоциями, расширение спектра поведенческих реакций ребенка, формирование опыта сопереживания и сочувствия. Вниманию детей предлагаются проблемные или конфликтные ситуации для ролевого проигрывания (или беседы): «Как поступить, если…» в таких ситуациях, как: «Драка», «День рождения», «Прогулка», «Потерялся…», «Встреча с другом», «Болезнь подруги», «Синие листья».

Игровые технологии тесно переплетаются с такими технологиями, как обучение в сотрудничестве и творческая переработка игры. Например, «Сказка про проказника-гномика», который мешал ребятам, переставлял и прятал игрушки (авт.). Здесь разворачивается не просто игра, а целый сюжет: выполнение игровых заданий детьми, поиск озорника, разрешение проблемы «как поступить», ««как подружиться с гномиком».
Основные принципы игровых тренингов: признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка; уважительное, доброжелательное отношение к детям; эмоциональная поддержка; положительная эмоциональная оценка достижений ребенка; соблюдение принципов свободного участия; взаимного уважения; осознанности; рефлексия (обратная связь от детей).

Значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста несомненна. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, они социально активны, более толерантны, у них лучше развиты навыки взаимодействия, они действуют гибче, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

ТРИЗ-технологии. Главная задача этой технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Технология ТРИЗ используется в нашем дошкольном учреждении для развития у детей творческого воображения, креативного мышления, аналитико-синтетических способностей, активизации познавательной деятельности, развития конвергентного и дивергентного мышления. Детям предлагается система заданий по авторской программе психолога «По лесенке знаний мы смело шагаем»). ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, упражнений по решению творческих и изобретательских задач, содействует развитию качеств творческой личности, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, развивает самостоятельность и активность ребенка.
ТРИЗовский прием активно используется нами по поиску новых идей, развитию творчества. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Одно из направлений: «Придумывание новых сказок» (продолжение к сюжету). К примеру, «Лежали в бабушкиной плетеной корзинке цветные клубки шерсти. Однажды…» - продолжи. «Преврати рассказ в сказку», «Тайна двойного» (выявление противоречий «хорошо-плохо»), «Как спасти Колобка от лисы (разрешение противоречий), «Приключения летающего яблока» (метод фокальных объектов), «Золотая рыбка», «Колобок на новый лад» (изменение сюжета сказки). При этом задействуется игровая, речевая деятельность, а также продуктивная деятельность: рисование, лепка по сказке сказочных героев и атрибутов.

Существенным остается для нас то, чтобы дети вынесли нравственный и практический «урок» из сказки: «нельзя уходить одному из дома»; «не открывай дверь чужому»; «не смейся над товарищем, если он что-то не умеет делать»; «чем сердиться, лучше помириться»; «делу - время, потехе – час»; «учись играть дружно»; «вместе играть веселее» и т.п.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедряются в систему образовательной деятельности методики проблемного обучения. С ребятами проводится беседа на обсуждение проблемных ситуаций, в ходе которых детьми выдвигаются варианты решения проблемы.
Проблемная ситуация на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (по Ж. Пиаже), позволяющая обучать детей умению рассуждать, самостоятельно делать выводы, переносить приобретенный опыт в реальную жизнь: «Мальчик Саша захотел помочь маме помыть чашки и нечаянно разбил пять чашек…. А мальчик Миша, когда никого не было дома, полез на полку за вареньем, задел и уронил одну чашку, и разбил. Кто из детей больше виноват?».

Проблемная ситуация на норму справедливого распределения: «Представь, что ты с другом (подругой) захотели поиграть и попросили у воспитателя новые игрушки. Она принесла три игрушки, дала тебе и сказала: «Играйте». Вопрос: «Как ты поступишь? Почему?»
Проблемная ситуация на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам: Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване. Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова поддержки.
Проблемная ситуация на формирование нравственных представлений на примере анализа ситуаций и поступков героев: «Разложи картинки, где изображены добрые, хорошие поступки с одной стороны и с другой – плохие и злые» (методика «сюжетные картинки Р. Р. Калининой).
Ситуация со скрытой проблемой на решение спорных вопросов, знакомство детей с конструктивными способами решения детских конфликтов: «Два мальчика делали кораблик, а когда он был готов, не поделили, стали тянуть - каждый к себе - и разломали кораблик».
Детям очень нравится быть участниками театральных постановок, поэтому мы часто проигрываем разные ситуации, сочиняем «продолжение». Проводились постановки по моральным пьескам С.Я. Якобсон: «Камешек в туфельке», «Чужой кубик», «Разрушенная крепость» и др., в том числе, как кукольный театр. В результате проводимой работы произошло снижение конфликтов в группе, дети стали более доброжелательными по отношению друг к другу.

Технология творческих заданий. Предлагались задания творческого характера, например, «Придумай сказку от имени воробышка на ветке», «Сказку от имени мальчика, который вышел погулять и вдруг пошел снег (дождь)…» «Придумай продолжение рассказа», н-р, «Однажды ребята пошли гулять во двор и взяли собой котенка. Вдруг выскочила собака…» - Что делать?

Практические: «Построй домик для зайчика и домик для лисички» (игровой материал по Воскобовичу); «Разложи сюжетные картинки так, чтобы получился рассказ, придумай продолжение: «Однажды…»; «Подбери личико-эмоцию к каждой ситуации» (по авторской программе «По сказочным дорожкам к успеху»).

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится методам арттерапии и сказкотерапии .

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности. Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации. Ребенок создает на бумаге мир, принадлежащий только ему.

В процессе творческой деятельности используется музыкальное сопровождение. Детям предлагаются на практике темы «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, путешествие в сказку: «Послушаем звуки за окном»; «Представим, что комната становиться оранжевой, наполняется оранжевыми пузырьками воздуха…», «Представим прекрасный сад, где каждый из детей – чудесный цветок (вариант: животное). Упражнения: «Посмеемся над страхами» («Удиви мышку») – работа со страхами, «Ласковые ладошки» - дети рисуют друг у друга на спине простые фигуры; «Волшебные узоры» - рисуют на стекле узоры, определяют, на какие образы они похожи; «Мое настроение»; «Волшебный остров», «Подарок другу» - создают островки доброты.

Одним из интересных синтезов сказкотерапии и арт-терапии является сказочная песочная терапия . В игровой комнате психолога находится световой стол для рисования песком. При встрече детям предлагаются примерныетемы «В гостях у песочной Феи», «Волшебные руки», «Загадочные предметы», «Необыкновенные следы». Дети создают пальчиками, кисточкой или с помощью трафаретов на световом столе цветочные поляны и узоры, лес и горы, сказочных героев.

Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд воздействует метод сказкотерапии . Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия.

Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника: развитие эмпатии, доверительных взаимоотношений между детьми. Метод сказкотерапии способствует обогащению внутреннего мира ребенка, развитию его творческих способностей, способствует расширению и развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром.

Сказкотерапия – «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера чудеса. Сказка для ребенка обладает особой притягательной силой. В сказке «добро побеждает зло» - этот нравственный посыл становится основным средством этой технологии.

Сказкотерапия – процесс переноса сказочных символов и смыслов в реальность, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказке мы находим тот ресурс, который затем поможет ребенку, гармонизирует его эмоциональную сферу. Метод сказкотерапии способствует расширению поведенческого репертуара, развитию навыка налаживания дружеских отношений со сверстниками, коррекции поведения дошкольника.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует с разными сказочными персонажами, ищет пути решения проблемы, встающей перед ним. В сказках есть положительные герои, добрые и щедрые, а есть и отрицательные, злые и хитрые. Сказка определяет модель поведения, подталкивает к поиску путей выхода из проблемной ситуации, побуждает сопереживать персонажам. В результате, у ребенка появляется свой эмоциональный опыт, формируются новые представления о людях и окружающем мире, о добре и зле. Благодаря сказкам, в сознании ребенка формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

Таким образом, мы ненавязчиво формируем неприятие у дошкольника отрицательных качеств в себе и развиваем положительные нравственные качества, стремление к «правильным поступкам», к позитивным межличностным отношениям.

Значительный опыт работы с дошкольниками привели к выводу, что сказка имеет огромный психотерапевтический потенциал, оказывает влияние и на эмоциональную и на познавательную сферу детей. Работа по психотерапевтическим сказкам О.Хухлаевой: «Случай в лесу» - повышает уверенность ребенка в себе, стремление его к самостоятельным действиям; «Сказка про ежика Витю» - предупреждает возникновение трудностей в общении со сверстниками; Сказка «Про Бобра, лисичку и волка» (как бобер лисичку спас) – способствует развитию эмпатии и дружелюбия; Сказка «Про детей, которые папу спасали» - развивает у детей стремление проявлять заботу, способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность в своих силах: «я смогу».

Система игровых и сказочных задач позволяет научить детей разрешению противоречий. Ставятся задачи, например, «Как помочь Зойке-Ойке делать все самой», «Надо ли делиться и помогать» (по сказке О. Прокофьевой «Первые ягоды»); «Как помочь лисе стать добрее и внимательнее» (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»); «Как не обидеть друзей и не остаться одному» (по сказке В.Сутеева «Кораблик»).

В процессе обсуждения содержания сказки, обращается внимание детей на то, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и, на примере героев, сказка хочет нас чему-то важному научить, а мы должны догадаться чему именно. В заключение совместно с детьми делается общий вывод, который подводит их к осознанию происходящих с ними событий: в каких жизненных ситуациях дети могут использовать тот или иной сказочный урок.

Таким образом, расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.

Применение на практике современных технологий невозможно без творчества и взрослого, и ребенка, а это расширение для дошкольника горизонтов окружающего мира, радостное проживание с ним настоящего, осмысление пережитого, моделирование будущего.


Подготовил: педагог – психолог МБДОУ №1 Саватеева С.П.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Психологическое здоровье –
это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье -индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие Интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки:

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;
*Технологии обучению здоровому образу жизни;
*Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников:
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика;
релаксация;
физминутки и динамические паузы.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)
Динамическая пауза (физминутки) - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Технологии обучению здоровому образу жизни:

игротерапия;
коммуникативные игры;
самомассаж и точечный массаж;
сухой бассейн.
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы: - Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа; - Отгадывание сюжета или персонажей; - Превращение в сказку любой жизненной истории; - Сочинение сказки экспромтом.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…

Технология воздействия цветом(цветотерапия) - это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо