Духовная сфера. Что такое культура? Культура как сторона различных сфер жизни общества (политическая культура, культура труда и т. д.)

17.04.2019
Духовная жизнь общества

  1. Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции.

  2. Понятие субкультура, ее формы и отличия от преобладающей

  3. Основные виды культуры:
1

Под духовной сферой понимается то часть социального бытия, в которой отношения между людьми опосредуются не материальными ценностями и соответствующими им ориентациями, следовательно, духовная сфера включает в себя, такие основные области как: мораль, религия, искусство, наука, образование, деятельность соответствующих научных, религиозных и образовательных организаций. Духовная жизнь – способ жизнедеятельности людей и их реального бытия. Исходные содержательные элементы духовной жизни: знания представления, обычаи, вера, нормы, идеалы, чувства и ценности, которые составляют духовный мир человека. Важнейший элемент духовной жизни – культура, представляющая собой продукт общ и результат совместной деятельности людей, передающийся из поколения в поколение. Культура – междисциплинарное понятие, поэтому существует более 300 определений этого понятия. Неопределенность значения термина обусловлено историческим характером в данной категории и неравномерностью культурного развития разных обществ. Сам по себе термин культура произошел от латинского «культура» что переводится, как возделывать обрабатывать, поэтому в древнем Риме культура связывалась с трудом крестьян. В результате развития он стал наполняться другим смыслом. В 18 века он стал обозначать совершенствование духовных качеств, следовательно, культурным стали называть человека начитанно, в 20 веке термин стали использовать для характеристики убеждений и определенных ценностей, призванных совершенствовать жизненный опыт социальной сущности и регулирующих взаимодействие всего общества, либо его отдельных структур. В современном обществознании и культурологии значение понятия культура легче всего понять через ряд соотношений.

1 соотношение – культура общества. Общество – это всегда связь, отношение и взаимодействие между людьми, в то время как культура – это то, что определяет их взаимодействие и предает ему смысл и поддерживает его.

2 соотношение – культура – натура. Культура, то чего нет в природе и что создано человеческой деятельностью и в этом смысле культура – «вторая природа», т.е. среда искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления. В то же время рассматривая это соотношение недостаточно указывать, что культура, только, что создано людьми в отличие от того что создано в природе, т.к. люди не только могут создавать культуру, но и отрицать ее.

3 соотношение – культура – цивилизация. Культура – явление интеллектуальное, включающее определенные правила, нормы, ценности, в то время как цивилизация материальное явление, которое охватывает физические объекты, созданные человеком. Цивилизация приходит на смену варварству и связана она была с возникновение материальной культуры, поэтому ее можно определить как культуру «одетую в вещь».

4 соотношение – наследственность, преемственность. Культура не дается человеку от рождения и не встроена в его генетическую память. Культура вне генетическая, наследуемая по средствам обучения поведенческая информация. Антропологи утверждают, что культура социологическое обозначение для научного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения и должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

5 соотношение – культурная статика, динамика. Рассмотрение данного соотношение предполагает внимание у таким проблемам как: аномия или отсутствие четкой однозначности норм, неравномерность развития различных частей культуры, в частности культурное запаздывание или более медленное развитие нематериальной культурой по сравнение с материальной, чужое влияние (американизация)

6 соотношение – культурный этноцентризм или плюрализм культурной практики. Этноцентризм представляет собой традицию судить о другой культуре с позиции превосходства собственной. Его можно рассматривать, как мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место среди современных народов и наций и по отношению ко всем народам исторического прошлого. Чрезмерный этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. В современной общ, преобладает взгляд, что каждая культура может быть понята в ее собственном контексте – культурный реветивизм. Он позволяет понять различия между близкими культурами.

Культура – явление общественной жизни, различные формы жизнедеятельности людей и жизненный уклад общества.

Культура – совокупность, созданных человеком материальных и духовных ценностей

Культура -система специально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению всех содержательных элементов духовной жизни общества, по средствам которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура – исторически сложившаяся система общения, воплощающая в себе основные жизненные ценности и образцы социального поведения в определённом человеческом коллективе (народе, нации), образующих один культурный регион.

Понятие культура может использоваться в нескольких смыслах:


  1. Культура – совокупность в форме результатов человеческой деятельности и тот результат воздействия человека на природу, которое имеет внешнее эмпирически зримое выражение. Такая форма культуры называется материальной. Материальная культура – те ценности, которые составляют искусную среду обитания человека:
    природные объекты, которые подверглись изменениям человека
Искусственно – природные объекты, использованные человеком

Синтетические объекты, созданные человеком из природных

Социально - культурные объекты и социально – материальные

Духовная культура – совокупность ценностей идей, навыков социального общения в традициях и социальных нормах. В отличие от материальной культуры они существуют только в сознании человека. К ней относят науку, искусство, религие и мораль. В то же время материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. В единстве они образуют обще - человеческую культуру. Материальная сопряжена с производством, сохранение материальных ценностей от поколения к поколению, в то время как духовная связана с преобразование внутреннего мира человека. Помимо 2 основных форм выделяют еще и типы культуры по разным основаниям

^ 1)кто создает культуру и каков ее содержательный уровень

Типы культуры:

Элитарная

Народная

Массовая


  1. Отношение к культуре
Типы культуры

Доминирующая

Субкультура

Контркультура


  1. Сфера функционирования
Типы культуры:

Экономическая

Политическая

Религиозная

Социальная

Как продукт общества и социально значимое явление культура выполняет ряд функций, важнейшие из которых: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, функция социализации, гуманистическая.

2

Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. В культурологии встречаются и другие термины, которые обозначают то же явления (неформалы, локальные сети, жизненные стили) и каждое из них акцентируется на одной из сторон, изучаемого явления. Теория жизни и стилей на символике, атрибутике и идеологии. Теория и метод социальных сетей на внутренней структуре сообществ и типов межличностных связей. Само по себе понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. Хотя появление термина субкультура в научной литературе связано с 30-ми годами 20 век, настоящее распространения этот термин получил в 60-70х годах, в связи с исследованиями молодежных движений. По началу, на первый план выступала приставка суб «под», которая обозначала скрытые неофициальные культурные слои, поэтому понятие первоначально обозначало явление, воспринимавшиеся как вне культурные, но со временем понятие получила другой смысл. Этика и эстетика молодежных сообществ получила признание как особая молодежная культу, так же обнаружилось существование других культур, отличающихся от официальной со своими нормативными и символическими характеристиками. С этого времени субкультура – подсистема культуры. Определение субкультуры несколько затруднено из-за многозначности лежавшего в его основе понятия культура. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого и ее культурный слой формируется в рамках более общей системы, определяющей основу той или иной цивилизации и целостность того или иного социума. Поэтому любая субкультура, как подсистема культуры опирается на единый культурный код, кроме того ориентирована на постоянный диальг с культурой и этот диалог может принимать формы: обновления, развития. Восстановление традиция или противостояния и разрушения, но каждая из них определяется по отношению господствующей культуре. Как правило, любая субкультура либо противопоставляет господствующей культуре свои нормы и ценности.

В современной культурологии чаще всего встречается:

Субкультура – общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или же скрыты от широкой публики, что и отличает их от более широкого понятия культуры. Чаще всего они переходят в отдельное понятие. Субкультуры могут различаться по: возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу и черты, которые служат определяющими для нее могут иметь эстетический, религиозный, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Они обычно возникают как оппозиция к ценностям более культурного широкого направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство по средствам использования от всех стиля одежды или поведения, а так же специфических символов. Поэтому изучения их обычно понимает под одним из этапов изучения символизма: касательно одежды музыки и др. внешних предпочтений поклонников субкультуры, и способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

В связи с многозначностью трактовки понятия встает проблема ее типологии. Наиболее удобной является типология Осокина, в соответствии с которой субкультуры различаются в соответствии с типами общности и их носителей. Типы субкультур:


  1. Половозрастные (детская, молодежная, парковые собрания пенсионеров и т.д.)

  2. Профессиональные (профессионально – корпоративные, компьютерная, медицинская…..)

  3. Досуговые, религиозные и этнические

  4. Территориальные (землячество, локальные субкультуры, в качестве рассмотрения региональных общностей, или города, имеющие свои традиции, языковые особенности, фольклор)
Иногда определение субкультуры несколько затруднено, так как тот или иной стиль музыки, одежды и в первую очередь в коммерческих целях. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, чем круче он считается, тем лучше продается. Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на немного обойти доминирующую культуру. Этот процесс помогает создать постоянный поток новых стилей, которые можно адаптировать для бизнеса и выпускать в большой мир. Не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают акцент на моральные или политические убеждения. Кроме того существуют, как ультра реакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, то представители субкультур могут отличаться своими взглядами на природу, человека, искусство, моральные ценности, уклад страны.

В 50-х наиболее популярными субкультурами была трансформация различных музыкальных стилей (джаз, сменился рок-н-ролом, и в этот же период в Америки появились первые битники). В 60-х битники переросли в целую культуру, которая оказала сильное влияние на развитие всего человечества. 67 год стал выдающимся временем для хиппи, и тем временем они появляются и в СССР, куда ее привезли иностранные студенты. В 60-х зародилось движение диско. В этот период наблюдается увеличение количества компьютеров в западных странах, в связи, с чем начали формироваться хакеры. 70-е рассвет рока и панк-рока. В конце 70 широкое распространение получает готика, что признали почти все средства СМИ. В 70-х годах в Ленинграде появляются первые подпольные рок группы, а стиль их назывался – буги-вуги. В 80-х возникают неоромантики и электро-поп. В эти же годы появляется рэп, связан со специфической поэзией. В середине 80-х появляются свободные вечеринки, где играют техно и другую электронную музыку. 90-е – период смеси субкультур, что связано с распадом СССР. Коней 20 века – безумное время, каждый сходит с ума по - своему. В это время появляются: эмо, гламур, аниме.

Одной из разновидностей культуры является элитарная культура, которая проявляется как культура особого слоя общества, наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравлтвенными и эстетическими задатками, с другой стороны как субкультура привилигированно общества. Характеризуется закрытостью, аристократизмом, культурным языком. Представители этого типа сознательно простивопоставляютсобя массовой культуры, что приводит к разрушения стериотипов и шаблонов массовой культуры.

В обществознании выделяют 2 типа элиты:

Политическая(та часть общества, в которой объединены соц.полит нравственных и социальных целей)

Культурная(на основе духовных идей и социо культурных норм, как правило их интересы не совпадают, но возможен союз, которые оказвается не прочным)

Массовая культура выступает как культура повседневной жизни. Ей характерна массовость досткпность и всеобщность потебления. Как вид культурной продукции, гдк характерно ежегодное производство в больших объема. Масовое потребление и производство культузных ценностей. Не смотря на то в каких формах она приявляется, она имеет ряд конкретных общих целей:
1) досуг и снятие напряжение

2) распространение культурных образцов в масса

3) формирование не критического восприятия культуры человеком

4) ореинтация на искуствнно издаваемы образцы и стереотипы

5) приобщение к миру иллюзий

6) отвлечение масс от социальной активности

7) приспособление к существующим условиям

Массовая культура базируется на бессознательной форме восприятия и интересе людей к обыденной форме жизни. Она призванавыполнять ряд функций


  1. Обеспечение социализации человека в условиях среды большого города

  2. Приучение к новым социальным ролям и ценностям

  3. Удовлетворение потребностей человека и отвлечение его от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха

  4. Снятие психологического напряжения, решение конфликтных ситуаций

  5. Овладение способом регуляции действий в различной обстановке
Народная культура – традиционна, коллективистская. Ее цель – влияние на развитие населения. Основной источник культуры – основная тенденция развития народной культуры стать массовой или элитарной. Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению и не последнюю роль в этом процессе играет массовая коммуникация(социально обусловленное явления, основная функция которого – воздействие на аудиторию через содержания передаваемой информации. Непременное условие ее осуществления – наличие технических средств, обеспечивающих распределения массовой информации)

Средства массовой коммуникации:

К СМИ относится периодическая печать, радио и телевидение.

СМД (кино, театр, цирк) Отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

Технические (телефон, телетайп, интернет) Не имеют массового охвата территории.

СМИ обеспечивают регулярность тиражирования информации, поэтому они являются наиболее мощным механизмом воздействия. Одним из важных условий функционирования – значимость передаваемой информации. Не последнюю роль играет и оценочная информация.

Воздействие информации зависит от того насколько она соответствует социальным запросам территории.

Функции МК:


  1. Информационна (предоставляет актуальную информацию о сферах деятельности людей)

  2. Регулирующая (влияет на формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов)

  3. Культурологическая (способствует необходимости преемственности культуры и сохранение культурных традиций)

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат.

В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

Следует согласиться с многочисленными исследователями, что культура – это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Такое определение отражает в культуре лишь самое общее, так как то же самое мы можем сказать и о человеческом обществе. Значит, уже в самом определении понятия «культура» должно содержаться и то, что отличает ее от понятия «общество». Выло замечено, что слитность культурного и социального существует лишь на очень низкой ступени развития общества. Как только начинается общественное разделение труда – отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия; торговли от земледелия, скотоводства и ремесла, так начинается нарастание собственно социальных проблем.

Точно так же неправомерно отождествлять духовное производство с духовной культурой. Духовное производство – это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура – это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным производством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Духовная культура включает в себя духовное производство и детерминирует его, а духовное производство содействует развитию духовной культуры.

Как видим, стремление выяснить проблему соотношения культуры и общества с необходимостью ведет к пониманию культуры как системы материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания, его общественные отношения, общественное сознание, социальные институты и т. д. Система духовных ценностей – это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Необходимо отметить, что культура не сводится к ценностям как готовым результатам. Она вбирает в себя степень развития самого человека. Без человека нет культуры, как нет культуры в статичном состоянии. Культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носителем и творцом. Человек есть существо прежде всего культурно-историческое. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, ценностных ориентаций общества и той социальной или национальной общности, к которой он относится, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, духовных и материальных ценностей, доставшихся от предшествующих поколений и создаваемых им самим.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.

Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности.

Нельзя не отметить важность личностного измерения культуры с точки зрения отношения человека к природе. Сегодня мы уже говорим об экологической культуре, которая отражает отношение человека к природе, его нравственность. Эта экологическая нравственность должна выступать ныне как категорический императив личности, государства, общества. Человек приходит в мир не как производитель и не как личность, а как человек. Он усваивает и природные, и социальные качества своего бытия в том виде, в котором находит их в своей среде, ибо не может выбрать тот или иной тип общества или уровень развития культурных ценностей. Человек является тем элементом системы «природа – человек – общество», посредством которого меняется и природа, и общество, и сам человек. И вот от того, каковы личностные измерения самого человека, каковы его ценностные ориентации, зависят (при наличии, конечно, определенных объективных условий) результаты его деятельности. Поэтому сознательность и ответственность, милосердие и любовь к природе – вот далеко не полный перечень человеческих качеств, которыми измеряется соприкосновение человека с природой, экологическая культура человека.

Когда мы говорим об экологической культуре общества, то должны отметить, что «хорошая технология» (та, которая ориентирована на сохранение и воссоздание природы) дает соответственно и «хорошую экологию». Экологическая культура общества, связанная с заботой о гармонии человека и природы, вбирает в себя и материальные, и духовные ценности, служащие и природе, и человеку как ее неотъемлемой части.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность;

Духовные ценности;

Духовные потребности людей;

Духовное потребление;

Индивидуальное сознание;

Общественное сознание.

Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!

Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.

Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир) — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!

Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :

  • познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
  • оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
  • регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
  • информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
  • социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.

Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).

Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры: элитарная, народная и массовая; и две разновидности : субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:

  1. Элитарная
    создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания.
  2. Народная
    создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы).
  3. Массовая
    форма характеризующая современное культурное производство и потребление.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура
    часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы).
  2. Контркультура
    оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).

И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.

По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.

© Мария Растворова 2015.

Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры
(от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитиисознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств



Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство - художественное освоение мира;

§ наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ :

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов

МЕСТО КУЛЬТУРЫ:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

ВЫВОДЫ:

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

Как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

Как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

Как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.

Культура является существенной стороной различных сфер жизни общества: производственной, политико-правовой и т. д. Этот аспект социологического среза структуры культуры позволяет выделить такие элементы, как культура производства, политическая культура, правовая культура и т. д.

Производство - одна из важнейших сфер жизни общества. Оно подразделяется на духовное производство и материальное.

Духовное производство - это производство продукции, удовлетворяющей духовные потребности человека (книги, картины, статьи). Таким образом, духовное производство - это сама культура, но взятая не сама по себе, а в социально-экономическом и институциональном контексте.

Материальное производство - это, во-первых, производство продукции, удовлетворяющей материальные потребности человека (в пище, одежде, жилище), а, во-вторых, производство материальных средств, с помощью которых удовлетворяются потребности в коммуникации, транспортировании продукции, духовные потребности.

Например, производство плейеров, телевизоров нельзя отнести к духовному производству, поскольку сам по себе плейер или телевизор не удовлетворяет духовных потребностей. Он служит только средством, благодаря которому духовный продукт становится доступным потребителю.

В социально-экономическом аспекте материальное производство в целом и духовное производство имеют определенное сходство - это формы собственности на средства производства, формы распределения прибыли и т. д. Однако это сходство весьма относительно: духовное производство и в этом отношении имеет свою специфику, кроме того, разные отрасли духовного производства значительно различаются между собой.

Еще больше духовное и материальное производства различаются между собой по продукту, технологии его изготовления, по организации труда.

Вместе с тем эти различия тоже не следует абсолютизировать. В настоящее время наряду с сохранением различий прокладывает себе путь и тенденция к сближению между духовным и материальным производством; недаром речь идет об индустрии досуга, индустрии шоу-бизнеса и т. д.

Имея в виду различия и сходство между духовным и материальным производствами, мы в дальнейшем будем употреблять обобщенные понятия «производство», и соответственно «общественное производство» и т. п.

Следуя предложенной в предыдущем разделе методологической схеме, для определения понятия «культура производства» нужно выяснить антропологические аспекты этого феномена и его функциональную специфику. В соответствии с этим понятию «культура производства» можно дать следующее самое общее, предварительное определение: «культура производства» - это способы и результаты развития и использования человеческого потенциала субъектов общественного производства с целью повышения его эффективности и все более полного удовлетворения на его базе интересов общества отдельных социальных групп и личности.

Поскольку субъектом общественного производства выступают, в частности, и отдельные предприятия, можно говорить о культуре производства применительно к характеристике того или иного предприятия, отрасли, завода, фабрики.

Кроме того, учитывая, что понятие «культура производства» соотносится с понятием «субъект деятельности», имеет смысл выделять в ее структуре два уровня: управленческий и массовый. Относительно каждого из них, взятого в отдельности, вероятно, более уместно применить понятие «культура труда». Синтез культуры труда управленческого и массового уровней и дает определенное состояние культуры производства.

Поскольку современное производство - это сфера применения новейших достижений науки и техники, то первым совершенно необходимым признаком культуры производства является наличие у его участников большого объема профессиональных знаний и умений.

Опережающий рост науки по сравнению с производством обусловливает динамичное развитие последнего, появление новых отраслей и соответственно профессий. Отсюда такой критерий культуры труда и управленческого, и массового уровня, как способность работников постоянно пополнять свои знания, готовность к овладению новыми видами деятельности в новых условиях.

Велико и неоспоримо значение эстетической культуры работника. Ощущение пропорций, гармоничности или дисгармоничности сочетания различных элементов, чувствительность к цветовым сочетаниям не только способствует выпуску высококачественной продукции, но и делают работника физически не способным к браку, неряшливому содержанию рабочего места. Высокоразвитое динамичное производство невозможно без высокой культуры общения его участников. Иначе неизбежны сбои ритма, несогласованность и просто негуманная атмосфера, которая тормозит развитие производства.

Особого внимания заслуживает вопрос о месте нравственной культуры работника в структуре культуры производства.

Широко распространен предрассудок, согласно которому капитализм создает столь мощные экономические стимулы к труду, что не нуждается в моральной мотивации трудовой деятельности. Однако это далеко не так. Как известно, экономические успехи развитых капиталистических стран в значительной мере фундируются этикой протестантизма, согласно которой трудолюбие вкупе с бережливостью являются важнейшими моральными ценностями.

В связи с этим становится ясно, что перед культурой, в которой влияние религии ослаблено, встает острая проблема, заключающаяся в необходимости дать светское обоснование правил и принципов трудовой этики.

Специфическим критерием труда управленческого уровня является умение организовать работу, задействовать человеческий потенциал и прежде всего личные интересы участников производства, в целях достижения его эффективности.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что культура труда отражает общее состояние культуры общества. Это не удивительно, поскольку труд - важнейший вид деятельности человека и сфера наибольшего применения и, следовательно, развития его сущностных сил. Поэтому повышение культуры труда, которое является условием благополучного развития всякого общества, требует совершенствования всей системы его культуры. И наоборот, повышение культуры труда непременно отзывается повышением культурного уровня всего общества.

Политическая культура. Политика - это область взаимоотношений между различными социальными группами и государствами. Одной из ее сторон является политическая культура, которая в этом смысле может рассматриваться как самостоятельная сфера культуры, имеющая свою определенную территорию в социальном пространстве. Однако политическая культура в то же время является необходимым компонентом не только политической, но и других видов деятельности: художественной, производственной и даже досуговой. В этом втором своем значении понятие «политическая культура», как и понятие «нравственная культура», соотносится с понятием «субъект деятельности» как одна из характеристик последнего.

Исходя из вышесказанных соображений и методологических принципов, использованных ранее, понятие «политическая культура» можно определить следующим образом: «Политическая культура - это способы и результаты развития человека как субъекта политики».

Как и культура производства, политическая культура может быть структурирована на управленческий и массовый уровни. Каждый из них, в свою очередь, может быть структурирован на идеальный и реальный, духовный и практический слои и т. д.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе 3 данного учебного пособия.

Правовая культура. Очень сложным социокультурным феноменом является право. Оно возникло в ответ на потребности общества в четком нормировании отношений между различными субъектами социального действия: отдельными индивидами, социальными группами, государствами. Другая сторона этой потребности заключалась в том, чтобы была создана система надзора, контроля за соблюдением установленных норм и система наказаний за отступление от норм.

Удовлетворение этой двуединой потребности - в создании и совершенствовании системы норм и контроля за их соблюдением - стало возможным с появлением государства.

Государственный контроль за соблюдением норм отношений между людьми - это то, что резко отличает право от морали. За соблюдением норм морали следит общество.

Другое отличие права от морали состоит в том, что нормы права выражаются с предельной отчетливостью и закрепляются в законах, тогда как нормы морали менее отчетливы, допускают больший диапазон толкований, менее императивны.