Теоретические основы формирования экологической культуры на уроках природоведения. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

09.04.2019

Довольно часто употребляя слова «экологическая культура общества» , «экологическая культура личности» , да и просто «экологически культурный человек» , всегда ли мы вкладываем истинный смысл в эти понятия? Сегодня я предлагаю в этих вопросах и разложить уже готовые ответы по соответствующим полочкам сознания.

Происходящие катаклизмы напоминают об истинном хозяине планеты

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то спохватившись, задумалось о том, и будет ли что оставить потомкам (и будет ли кому оставлять потомков?). В это же время становятся очевидными последствия и бездумной жажды потребления «венца Природы» – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты, а мониторинговые отчеты начинают напоминать кадры из фильма-катастрофы. Вот тут-то взоры общественности и сильных мира сего наконец-то обратили внимание на тщетные призывы снизить обороты безжалостной машины ненасытности, и в срочном порядке начали изучать талмуды научных исследований, заключений и прогнозов. Именно так возникает понимание того, что без тотального изменения своего места и роли в природном равновесии, невозможно придержать коней, несущихся прямиком в экологическую бездну. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Только от нас зависит, каким будет мир завтра

Так что же такое экологическая культура? Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Очень удачно отражает суть определения Википедия: «экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом». Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» , рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной за сохранение окружающей среды.

Ваше отношение к миру передается детям

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

В Украине, к сожалению, пока мало разработана нормативно-правовая база экологической культуры. Несмотря на ст.66 Конституции Украины , гласящую о том, что «каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб», на практике оказывается, что виновные остаются ненаказанными, либо вид наказания не так уж серьезен, чтобы повторно не причинить ущерб. Об этом можно судить, например, по повсеместно продающихся весной краснокнижных подснежниках… Или исчезающих

Экологическая культура - часть общей культуры человека.

сообщение подготовила учитель географии МБОУ СОШ с.Мокрое

Пенькова Ольга Анатольевна


Мокрое - 2017

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

В этой связи экологическую культуру можно понимать как высший уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельности, как степень развития экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей природой. Экологическая культура предполагает высокий уровень возможности человека осуществлять экологическую деятельность. Экологическая культура человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие стороны взаимоотношений Человека и Природы.

Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

    на однопредметной основе (преподавание экологии);

    на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);

    по смешанной модели конструирования учебного процесса;

    по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).

Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:

    природные: биосфера; экосистемы биосферы.

    социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.

    искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

В каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого - подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка - это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка - непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды.

Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний - гораздо меньше, а в целом - экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств.

Как же следует привать экологическую культуру ребенку?

    Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы - это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.

2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.

3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.

4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.

5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое един­ство экологически развитых сознания, эмоционально-пси­хических состояний и научно обоснованной волевой утили­тарно-практической деятельности.
К компонентам экологической культуры
относятся:

1) когнитивный, экологические знания и умения;

2) ,перцептивно-эмоциональный формировании духовно-эмоциональной сферы

3) аксиологический ценностные ориентации;

4) деятельностного экологически оправданное поведение.

В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической куль­туры как качества личности включает:

1) формирование знаний о единстве природы , ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе чело­век - природа - общество ;

2) формирование интеллектуальных и практических уме­ний по изучению, оценке, улучшению состояния окру­жающей среды;

3) воспитание ценностных ориентации экологического характера;

4) формирование мотивов, потребностей, привычек целе­сообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

участие в активной практической деятельности по ох­ране окружающей среды

25. Экологическое образование при изучении интегративного курса «Окружающий мир», его содержание, и этапы.

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспи­тания и развития личности, направленный на формирова­ние системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обес­печивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.

Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологиче­ского образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологиче­ского образования является становление экологической культуры личности и общества.

В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания.

Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценност­ный, нормативный и деятельностный аспекты.

Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое , где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.

Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.

Нормативный аспект отражает нормы поведения челове­ка в природе, знакомит с ними, приучает действовать в со­ответствии с ними.

Деятельностный аспект предусматривает усвоение соот­ветствующих знаний норм и правил , позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:

1) доказать у ченикам, что в природе все взаимосвязано ;

2) помочь понять, для чего человек должен знать природ­ные связи : для того, чтобы не нарушать их, ибо нару­шение людьми природных связей влечет за собой отри­цательные последствия (и для природы и для самого человека;

3) научить строить свое поведение в природе на основе зна­ний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Пле­шакову).

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
Знакомство с группами живых организмов позволяет раз­вивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях , которые су­ществуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных , обитающих в сходных условиях.
2. Связь р астительных и животных организмов со средой обитания , морфофункциональ ная приспособленность к ней ; связь со средой в процессе роста и развития.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школь­ника первоначальные представления экологического харак­тера . Дети усваивают, что механизмом связи является при­способленность строения и функционирование различных органов , контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор.
3. Человек , как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребно­стями человека , которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается по­нимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
Это элементы социальной экологии, позволяющие проде­монстрировать на некоторых примерах используемые в хо­зяйственной деятельности природные ресурсы. Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
5. Охрана и восстановление природных богатств .
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний согласуются с содержанием обязательного минимума образовательного компонента «Окружающий мир».

При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).

1-й уровень . Объекты природы рассматриваются в отдельнос ти без выделения связей между ними.

Этот уровень достигается в 1 классе ; Дети узнают о компо­нентах неживой и живой природы

2-й уровень . Рассматриваются взаимосвязи между нежи­вой и живой природой и внутри живой природы.роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, ка­ково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи м ежду растениями и животными:

1) по местообитанию (учащиеся должны уметь рассказы­вать о роли растений в расселении животных);

2) по способу питания (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания);

3) по участию одного вида в распространении другого (младшие школьники должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и семян растений).

Ученики должны уметь находить признаки приспособлен­ности растений и животных к условиям обитания. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.
3-й уровень
. Рассматриваются природные явления и про­цессы (сезонные изменения в природе, причины смены при­родных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи . На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека

Конечная цель экологического образования-формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе . Это значит необходимо развитие следующих умений:

1. ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов;

2. оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия;

действовать в природе так, чтобы, не нанести ей ущерб .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Экология - это наука, изучающая взаимодействие человека с окружающей его Человек, как известно, является неотъемлемой частью природы и неразрывно с ней связан. прекрасно понимали это, они поклонялись природе, она была их основной кормилицей. Сегодня такое отношение может показаться смешным. С древних времен прошли тысячелетия, человечество шагнуло далеко вперед в плане науки и техники, однако до сих пор не научилось управлять природной стихией и не до конца изучило многие ее явления. Некоторые современные ученые считают, что человеческая цивилизация находится на пороге уничтожения, причем уничтожит оно себя само. воздуха отравляющими выбросами многочисленных заводов и фабрик, приводящее к увеличению онкобольных по всему миру, приводящее к поднятию уровня мирового океана, сокращение многообразия животного мира вследствие истребления многих видов животных - это ли не «начало конца»? Сегодня тревожат человечество как никогда раньше, во многих учебных учреждениях наряду с природоведением и географией детям рассказывают об экологии и проблемах загрязнения окружающей среды, все чаще на научных телевизионных каналах можно услышать такой термин, как «экологическая культура».

Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к исследованию основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся ее неотъемлемой частью. Понятия «экологическая культура личности» и «экологическая культура человека» тождественны, поскольку оба они отображают отношение индивида к окружающему его миру.

Не последнюю роль в экологическом воспитании детей играет семья, поскольку первые представления ребенка об окружающем его мире складываются не в школьный период, а гораздо раньше. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает начальные представления о различных жизненных формах и первые впечатления о природе. Экологическая культура ребенка должна формироваться с раннего детства. Это может происходить только при одном условии: если взрослые сами экологически образованны и имеют возможность показать своему малышу многообразие прекрасного окружающего мира и помочь наладить с ним взаимоотношения. К сожалению, в нашей стране множество семей не способно дать ребенку элементарное воспитание, не говоря уже о культуре и ее составляющих.

Большой вклад в развитие экологического воспитания российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. В 90-е годы 20 века российскими педагогами и психологами была предпринята попытка разработки специальных подходов к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых и т. д.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью общего образования будущего поколения. Однако и сегодня в данной области воспитания остается множество неразрешенных вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребенок должен узнать раньше, о каких позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.

Экологическая культура

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.

Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. определяло поведение людей. Другое, наиболее распространенное сегодня значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, т.е. с сознанием людей.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Можно определить экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 - 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил новый взгляд на эволюцию и статус этики в современном мире. Он считал, что традиционная этика занимается отношениями человека к человеку и к обществу. И в этом заключался ее основной недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему сущему, к миру в целом. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью, в любом ее природном качестве. Швейцер считал, что нельзя определять, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения одной из них. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни является основанием морали и критерием морального выбора. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Человек живет за счет других жизней. Это вынужденная необходимость. Но если он наносит вред другой жизни, то он должен отчетливо осознавать, насколько это необходимо и ограничивать зло минимумом.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Проблемы экологической культуры и экологической этики занимают важное место в деятельности Римского клуба. Это неправительственная международная организация, основанная в 1968 году. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них - Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 - 1984).

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Революция босоногих" (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Основную причину глобального экологического кризиса Печчеи видит в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Печчеи с горечью констатирует, что человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе. Печчеи ставит вопрос так: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова "oikos" - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две "родины" - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин "экология" был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как "экология культуры".

Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 - 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная - задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда - необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как "документ", как "свидетеля" эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четверых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Проблема человека в истории науки и философии является одной из существенных и актуальных. Многочисленные попытки создания общей теории человека на определенных концептуальных основаниях всегда имели в качестве исходной точки отсчета какой-либо методологический принцип, задающий способ исследования данной проблемы. Отождествление антропологического с логическим, социальным, биологическим, психологическим и другими основаниями способствовало разработке философских и теоретических концепций (гегелевский панлогизм, марксизм, фрейдизм), абсолютизирующих специфические признаки или способ существования человека с позиций взаимоисключения. Смена концептуальных оснований в человекознании обычно обозначается как антропологический поворот. Экология человека выступает в качестве одной из теоретических форм в освоении антропологической проблемы, способствующих утверждению иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию новых познавательных средств.

Как отмечает Н. А. Агаджанян, «экология человека - это не столько медико-биологическое, географическое, социально-экономическое знание, не столько конкретная наука, сколько прежде всего знание и воспитание нравственного и духовного мира человека, неисчерпаемые и безгранично важные для перестройки нашего мышления и перехода от биосферы к ноосфере».

Человек как целостный объект современной науки выступает во всей совокупности его природных и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции (Э. О. Уилсон и др.) генкультурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного отбора увеличила возможности для культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально использовать.

Основные социобиологические идеи, а также новейшие данные палеоантропологии и кибернетики послужили теоретическими основаниями доказательства Е. Масудой (1985) генезиса нового вида человека. Если развитие лобной доли головного мозга, голосовых связок, изменение функций большого пальца явились решающими элементами в происхождении современного человека, считает он, то компьютеры, новые средства коммуникаций и роботы аналогично способствуют возникновению нового вида - Homo intelligens. С его возникновением автор связывает разрешение не только проблем экологии человека, но и создание нового так называемого «информационного общества», в котором интеллектуальные производительные силы будут превосходить материальные, и на этой основе будет осуществлен революционизирующий переворот от принципа соревнования к принципу синергизма.

Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшими взаимодействиями генетико-биологических и социальных факторов, внешних обстоятельств, способных не только содействовать ее развитию, по и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Известно, что усиливающаяся церебрализация удлиняет период беспомощности ребенка, что обусловливает необходимость защиты ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, и по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Возникающие при этом виды социальной активности и поведения ребенка, характеризуемые различной степенью вовлеченности его в колллективные действия, редуцируются к ряду устойчивых, более простых форм массовых стереотипов действий детей: социальному облегчению, включающему в себя эффекты аудитории и совместного действия; подражанию, характеризуемому установлением стереотипного поведения, не всегда соответствующего генетико-биологическим способностям ребенка; конкуренции, представленной формой стимуляции и взаимоподавления, противопоставления в коллективных действиях детей и аффилиацией, то есть стихийно возникающим тяготением и сближением детей в поле коллективного общения, вызывающим в данных условиях эффект нивелирования личности ребенка.

Формы игровой деятельности, навязываемые детям и рассматриваемые как средства их развития социальным окружением, прежде всего родителями и детскими коллективами, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребенок, и игры, которые выбирают ребенка».

Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности.

Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой.

Ибо навязываемая ребенку социокультурная среда не соответствует унаследованной норме его реакции, приводит в онтогенезе к физиологическим нарушениям (росту массовой соматической заболеваемости детей), различным эндогенным и психогенным реакциям, деструктивно действующим на личность и способствующим распространению детского аутизма.

Уход ребенка в мир болезненных переживаний, неприятие им действительности, отрыв от реальности разрушают поле игры - свободной деятельности, где происходит становление и предопределение характера человеческой активности, степени свободы и творчества личности в будущем.

Итак, экологическая культура - это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Также, экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).