Народная художественная культура как предмет научного исследования. Культура как предмет изучения. Сущность культурологии как науки

30.03.2019

Слово культура одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Классическим определением культуры является определение, данное английским этнографом и антропологом Э. Тейлором «Первобытная культура» (1871). «Культура, или цивилизация, понимается в широком этнографическом смысле, – это то сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».

История термина культура. Культура восходит к латинскому «cultio» – возделывание, обработка, уход. Более древним источником является слово «colere» – почитать, поклоняться, или позже, населять от которого происходит слово культ. В европейских языках позже появляется слово cultura.

В античности слово культура изначально использовалось в своем этимологическом значении, как обработка земли. В 45 г. до н.э. римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в трактате «Тускуланские диспуты» применил агрономический термин культура в переносном смысле. Он обозначил этим словом все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Культура направлена на обработку и преобразование того, что создано природой. Объектом обработки может быть и сам человек. Дух, разум человека необходимо возделывать. Здесь особое значение приобретает понимание культуры в античности как воспитания («пайдейя»), т.е. совершенствования человека как личности. Смыслом культуры являлось воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином.

В эпоху средних веков понимание культуры меняется, так как меняется мировоззрение средневекового человека. Средневековье целиком обратилось к Богу. Он считался творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоявшей выше природы. Культура по прежнему понимается как воспитание, но не идеального гражданина, а воспитание потребности в вере, надежде, любви к Богу. Целью человека становится не познание самого себя, а познание Бога. Культура воспринимается как постоянное духовное совершенствование человека. Культура превратилась в культ.

Эпоха Возрождения связана с новым открытием античности и античных идеалов. Рождается новое мировоззрение – гуманизм, как вера в силы и способности человека. Человек творит этот мир, самого себя, и в этом он равен Богу. Рождается идея о человеке как творце культуры. А культура понимается как чисто человеческий мир, сущностная характеристика самого человека.

Новое время обращается к рационализму. Именно разум становится ключевой характеристикой человека. Разум становится и главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. Недаром эта идея становится центральной во взглядах просветителей. Ключевой идеей просветительской концепции культуры является мысль о том, что достижение всеобщего счастья людей возможно при условии воспитания и образования каждого человека. Просвещение было необходимым этапом непрерывного процесса развития общества. Поэтому просветители сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека.

Наибольший вклад в развитие просветительской концепции культуры внес Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), немецкий просветитель. В своей работе «Идеи к философии истории человечества» он связывал культуру с человечностью, гуманностью. Культура обозначает благородство, мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа. И.Г. Гердер попытался воссоздать исторически последовательную картину развития культуры человечества - от первобытного состояния к цивилизациям Древнего Востока, через культуры других регионов Земли к современной европейской культуре. При этом Гердер отказался от европоцентризма в пользу полицентризма, признавая существование нескольких равноправных центров мировой культуры. Согласно Гердеру, культура есть определенная ступень исторического развития, тесно связанная с уровнем достижений науки и просвещения. Она развивается под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой органические силы природы. В силу этого культура едина и присуща всем народам, различия в культурах обусловлены лишь различной степенью развития этих народов.

Несколько иное объяснение культуры было предложено представителем немецкой классической философии Иммануилом Кантом. Он признавал существование двух миров: мира природы и мира свободы. Человек, будучи природным существом, принадлежит к первому миру и, как естественное существо, он не свободен, поскольку находится во власти законов природы, где лежит источник зла. Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, являясь нравственным существом, обладателем практического разума (нравственности). Зло можно побороть с помощью культуры, ядром которого выступает мораль. Культурой он называл то, что служит благу человека. Цель культуры в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта.

В XIX веке рождается огромное количество культурологических концепций. Появляется множество культурологических школ. В XIX веке произошло разрушение классической концепции культуры, вызванное разочарованием в возможности разума. Появляются новые взгляды на культуру. Среди них марксизм, позитивизм, иррационализм.

Марксистская концепция культуры была разработана немецкими мыслителями Карлом Марксом(1818-1883) и его соратником Ф. Энгельсом. (182-1895). Она базируется на материалистическом понимании истории, рассматривая культуру в непосредственной связи с человеческим трудом и производством материальных благ. Важнейший вклад марксизма в культурологию заключается в констатации социально-исторической и материально-экономической зависимости культуры от общественных условий ее происхождения, в выявлении факторов объективной социально-политической детерминации культуры и истории человечества. С точки зрения марксизма правильное понимание культуры возможно только на основе учения об общественно-экономических формациях - ступенях развития общества, характеризующихся определенным уровнем развития экономики. Под культурой в таком случае понимаются достижения во всех сферах человеческой деятельности, результаты умственного и физического труда в их единстве. Таким образом, Маркс расширил понимание культуры, обосновав ее связь со всеми сферами социальной жизни и включив в нее не только духовное творчество человечества, но и его материальную практику.

В середине XIX столетия в европейской науке - биологии, этнографии, антропологии, истории культуры - широко распространились идеи эволюционизма. Центральное понятие этого направления «эволюция» - плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого объекта процесса развития. Идеи эволюционизма позволили показать зависимость современного состояния культуры от прошлого. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов и применяя при анализе культуры сравнителъно-исторический и историко-генетический методы, эволюционисты стремились выявить основные закономерности культурного процесса.

Английский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) является одним из основных представителей эволюционизма. Основные его идеи изложены в работах «Исследования в области древней истории человечества» (1865) и «Первобытная культура» (1871). Э. Тайлор сформулировал основные принципы культурологии, исследующей культуру народов, находящихся на различных стадиях исторического развития. По его мнению, культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры существуют у каждого народа, что служит прямым доказательством наличия общих законов происхождения и развития разных народов. Э. Тайлор основывался на одной из главных идей эволюционизма: человек - это часть природы, развивающаяся в соответствии с её общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Э. Тайлор понимал как множественность стадий постепенного развития, из которых каждая была продуктом прошлого и в свою очередь играла детерминирующую роль в формировании будущего. Эти последовательные стадии развития соединяли между собой в один непрерывный ряд все народы и все человеческие культуры, от самых отсталых до наиболее цивилизованных.

В России слово культура появляется только в 60-е годы XIX века. И. Покровский в 1853 г. в работе «Памятный листок ошибок в русском языке» объявил это слово ненужным. У Даля, культура – образование, умственное и нравственное.

Функции культуры.

Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Интерес к фольклору, народной культуре возникает во всем мире, а не только в России на рубеже ХУШ-ХГХ вв., в период становления и расцвета романтизма, который в известном смысле реабилитирует и идеализирует старину. Романтизм подверг крити­ке процесс обособления и гипертрофии профессионального худо­жественного творчества, взяв за образец прошлое, когда искусство создавалось всем народом. Романтизм явился отправной точкой развития науки о народном искусстве, его природе, особенностях поэтики и функций.

Народное устно-поэтическое искусство во всем многообразии его форм стало ассоциироваться с народной культурой в целом. Хотя это и было одностороннее и неполное представление о на­родной культуре, оно стало наиболее распространенным вплоть до начала XX в. Образцы этого творчества представляли возможность сравнивать, изучать и выявлять типологические, социальные, эс­тетические его особенности.

В России интерес к устно-поэтическому творчеству как фено­мену духовной жизни начинается в XIX в. Одной из основных причин этого интереса Г.В.Флоровский считает пробуждение ис­торического чувства - одного из самых характерных признаков русской культуры XIX в. 1 . В этот период наблюдалось в известной степени поверхностное отношение к истории, сентиментальная идеализация прошлого. Тем не менее актуализация проблематики народной культуры явилась следствием пробуждения историче­ского и национального сознания. Через народную традиционную культуру происходило открытие национально-этнического своеоб­разия менталитета русской нации. Фундаментальные труды А. Н.Афанасьева, М.Забылина, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко, Н.И.Костомарова, других ученых как бы явились фактологическим основанием для разработки проблем народного искусства. В большинстве работ не только описывались быт, бытовая культура, нравы и порядки, праздничное поведение, но и приводились ху­дожественные тексты сказок, поверий, песен, обрядов.

Народная художественная культура как предмет изучения 2\_

Именно в середине XIX в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического раз-пития России. Здесь столкнулись точки зрения славянофилов (К. и И. Аксаковы, И.Киреевский) и западников (П.Чаадаев, П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин). Вся история XIX в. неот­делима от поисков содержания понятий "народ", "народность", "этнос", "нация", "национальное своеобразие". Для этого перио­да характерны и напряженные поиски русским народом своего места среди других народов мира и, конечно, осознание им своей роли в развитии культур Востока и Запада.

В связи с этим возникает необходимость понять в широком ис­торическом контексте вопрос об отношениях народной культуры Госсии с мировой культурой, осмыслить ее контакты с ней. Свое­образным переломом и новой точкой отсчета в истории таких контактов стало крещение Руси, когда, по словам Флоровского, через христианство Древняя Русь вступила в творческое и живое нзаимодействие со всем окружающим культурным миром 1 . Это взаимодействие оценивалось и оценивается весьма неоднозначно, оставаясь одной из самых сложных проблем исторической науки до последнего времени.

Особый интерес к народной культуре формируется в России в 1830-1840 годы, когда вновь оказывается актуальным вопрос о ее отношениях с Западом. Именно тогда со всей решительностью ставится вопрос о месте России во всемирной истории. Противо­поставление романо-германскому миру потребовало углубленного изучения исторической судьбы русского народа. Фундаментальная "История государства Российского" в 12 томах (М., 1816-1829) Н.Карамзина была одной из первых попыток ответить на этот во­прос. Своеобразный ответ давали и славянофилы, в частности И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П В. Киреевские, А.С.Хомяков, со­чинения которых не только идеализировали допетровскую Русь, ее патриархальность, консерватизм, православие, но и способствова­ли расширению знаний о народной культуре, народной жизни.

Мировосприятие славянофилов, связанное с идеализацией до­петровской Руси, было спровоцировано стремлением России к планетарным контактам со всем миром, которое стимулировало сначала христианство, а затем бурная ассимиляция ценностей за­падного мира, начатая реформами Петра Первого. Из противоре­чия между защитой самобытности и стремлением к объединению

См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991. С. 232.

1 См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 4.

Раздел!

со всем миром и возникает напряженная духовная, религиозная, государственная и светская жизнь в России.

Активизация мысли о народном искусстве своим следствием имела возникновение специальных исследований по его истории. Возникает фольклористика, появляются исследования по русской мифологии 1 . На протяжении всего XIX в. к изучению народного искусства обращаются разные науки: история, филология, этно­графия, искусствоведение. Научные методы определили плюра­лизм научных подходов и отразили исторические особенности на­учного мышления XIX в., например недооценку гуманитарного знания. Тем не менее многие исследователи расширяли границы исследования, рассматривали народное искусство в широком кон­тексте культуры. Можно утверждать, что именно потребность в изучении народного искусства стимулировала необходимость раз­вертывания культурологических исследований, которая будет окончательно осознана в XX в. Вопрос о генезисе народной куль­туры требовал изучения архаики, проявляющейся в мифе, рели­гии, ритуале, празднике, обряде.

Поскольку в XIX в. собственно культурологии еще не сущест­вовало, необходимо было найти ту область, которая включала бы культурологические аспекты народного искусства. Пожалуй, такой дисциплиной была этнография, в границах которой и предприни­малось изучение общих вопросов народной культуры, а также на­родного искусства 2 . Правда, долгое время эта наука оставалась достаточно описательной, претендовала на изучение фактов, быта, обрядов и обычаев того или иного народа.

Важно отметить, что в XIX в., рассматривая народное искусст­во, фольклор, по сути дела, рассматривали народную художест­венную культуру. В этом плане любопытно привести одно из оп­ределений фольклора, данное в конце ХЕХ в. ВЛесевичем. По его мнению, к фольклору "относятся басни, сказки, легенды, сказа­ния, песни, загадки, детские игры и присказки, знахарство, во­рожба, свадебные и иные обряды, метеорологические и иные приметы, пословицы, поговорки, присловья, рассказы о луне, звездах, затмениях, кометах и всякого рода суеверия: различения легких и тяжелых дней, повествование о ведьмах, упырях, вовку-лах, виях и т. д. - словом, все то, что народ унаследовал от отцов

и дедов путем устного предания" 1 . И далее дается определение Фольклора как "древнейшего фазиса" культуры, сохраняющей "исторические основы всего того, из чего слагается наша духовная жизнь" 2 . Очевидно, речь здесь идет, в современном понимании, о фольклоре как художественной народной культуре в целом. Опре­деленность в соотношении этих понятий возникает лишь во вто­рой половине XX в.

Изучая народное искусство, исследователи поднимали вопросы, актуальные именно для народной художественной культуры. В частности, они интересовались не только вопросами развития на­родного искусства, но и процессами его социального функциони­рования. Это было присуще работам А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, классическим трудам Б.М. и Ю.М. Соколовых, В.Я.Проппа, Д.К.Зеленина, М.КАзадовского, Л.В.Бакушинского, П.Г.Богатырева, М.М.Бахтина, Э.В.Померан­цевой, Н.И.Толстого, А.Б.Салтыкова и др. Однако с 20-х и по 60-е годы XX в. русская фольклористика, определяя свой предмет, как бы в противоположность своей предшествующей истории все бо­лее дифференцировала предмет своего изучения до устно-поэтического творчества и искусства слова.

/Изучение народной художественной культуры сегодня вступает в новый этап своей истории: от разрозненных, разных по объему и полноте исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, художественной самодеятельности, народному костю­му, народным праздникам переходит к системному изложению наиболее общих вопросов теории и истории народной художест­венной культуры как целостного, синкретичного, комплексного явления, включенного в ткань духовной жизни народа и высту­пающего важной составной частью этой жизни.

Естественно возникает вопрос о месте и особенностях народ­ной культуры среди других типов культуры - элитарной и массо­вой. Только соотнося их, выявляя специфическое, можно открыть широкие возможности для углубления знаний о каждом из типов культуры. В конечном счете тот или иной тип культуры по-разному соотносится с народным, профессиональным и массовым искусством. В зависимости от ценностных ориентации культуры оказывается и ее статус, и иерархические отношения между типа­ми культуры.

1 См.: Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958; Т. 2. М., 1963.

2 См.: Пыпин А. История русской этнографии: В 4-х т. СПб., 1890-1892.

1 Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г.Белинского. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов. М, 1899. С. 343.

2 Там же. С. 344.

Раздел I

При изучении каждого из слоев народной культуры по-настоящему плодотворной будет методология, которая рассматри­вает их развитие и функционирование в соотнесенности с харак­тером особенностей народной культуры, присущих ей на том или ином этапе истории. Лишь в рамках этой соотнесенности можно ставить вопрос о социальных функциях народной культуры в це­лом.

Итак, во-первых, нужно констатировать факт большей изучен­ности русской народной художественной культуры и наличия ог­ромного количества источниковедческих и фундаментальных ра­бот. Во-вторых, исторически сложившиеся интернациональные связи русской культуры с национальными культурами всех наро­дов, населяющих Россию и близлежащих государств, позволяют в известной степени экстраполировать выводы и закономерности в целом к любой другой культуре, в том числе неславянской. В-третьих, русская культура в силу ее выдающегося вклада в миро­вую художественную сокровищницу на протяжении Х1Х-ХХ вв. оставалась одной из наиболее притягательных в плане познания ее менталитета и влияния на другие культуры.

Выделяя в русской народной культуре три периода (языческий, архаический и урбанистический), основное внимание мы акцен­тируем на современном этапе ее развития. Это означает, что судь­бу народной культуры мы не связываем лишь с архаическими ее формами. Тем не менее архаический пласт культуры - это "золотое" ядро народной культуры.

На всем протяжении истории России, пока архаическая культу­ра сохранялась и в своем развитии не испытывала противоречий, сдерживания, ограничений, она развивалась как доминанта худо­жественной культуры. Это в полной мере имеет отношение к средневековой русской культуре, к культуре допетровской Руси, к культуре Золотого и Серебряного веков и т.д. Народная культура продолжала составлять значительный слой в русской художест­венной культуре и на том этапе, когда в недрах архаической куль­туры стали возникать различные субкультуры, сменять друг друга, культивируя различные личностные и социальные ценности, по­лучившие затем выражение в профессиональном и массовом ис­кусстве.

Безусловно и другое. Современная русская народная культура связана своими истоками не только с языческим и архаическим миром, но и с миром европейских и византийских ценностей, унаследовав и развив их в своей системе художественных тради­ций. Можно отметить как бы несколько направлений в развитии

Народная художественная культура как предмет изучения 25

русской народной культуры: взаимодействие и взаимную ассими­ляцию ценностей с народами, исторически населяющими Россию; ассимиляцию языческих ценностей, предшествующих введению христианства на Руси, и их переработку и приспособление к но­ной религиозной системе; наконец, активное взаимодействие и обмен ценностями с профессиональным искусством. Подобные р;13новекторные горизонтальные и вертикальные процессы, совпа­дающие или расходящиеся по времени, составляют архитектонику развития русской народной культуры.

ЛЕКЦИЯ 1

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

^Художественная культура общества - сложное, многомерное и полиэлементное образование/ К середине 1990-х годов специали­сты насчитывали от 300 до 400 определений культуры, в которых с большей или меньшей полнотой были сделаны попытки понять, что такое культура, ее предмет, структура, функции, закономерно­сти развития 1 . Оправданным представляется вопрос: можно ли вообще дать ее определение, устраивающее социологов, филосо­фов, культурологов, педагогов, искусствоведов, представителей ряда других наук, изучающих разные исторические типы и пласты культуры?

Весьма вероятно, что ответ на этот вопрос предопределен са­мим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художест­венная культура - часть более общего явления - культуры. Это также среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении че­ловек так или иначе соприкасается с миром художественной куль­туры, с ее определенными сторонами, пластами, явлениями, ин­ститутами, носителями, исполнителями, образами и т. д. 2 . И вновь

1 См.: Категории и понятия теории культуры. М., 1985; Кребер А., Кпакхон С. Культура. Критический анализ концепций и функций. М., 1992; Соколов Э.В. Поня­тие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Орлова Э.А. Культурная ан­тропология: Учебное пособие. М., 1995; Рождественский Ю.В. Введение в культуро-ведение: Учебное пособие. М, 1996.

Все эти вопросы являются предметом специального курса истории и теории культуры (культурологии). В данном курсе они освещаются лишь в той мере, кото­рая диктуется его собственными задачами.

26 Раздел I . Лекция 1

Народная культура в структуре культуры общества

возникают вопросы: сводима ли культура в целом к некой сумме ныне существующих ее образований? Каков характер их взаимо­отношений на разных этапах истории культуры и истории России? Каковы при этом роль и место народной художественной культу­ры в жизни общества?

Если исходить из представления о параллельном развитии в со­временной художественной культуре культур разных типов и со­циальных групп, вероятно, истоки каждого из них необходимо искать в наиболее древнем, первичном образовании - народной культуре. Однако отношения между культурой в целом и народной художественной культурой не исчерпывают всех богатств отноше­ний их составных частей, структур, элементов. Культурные обра­зования, возникающие в границах каждой из культур, самостоя­тельно взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали с образованиями других культур.

Каждая из культур и даже каждое отдельное ее образование могут рассматриваться как достаточно самостоятельные подсистемы в про­изводстве, сохранении, репродуцировании и социальном функциони­ ровании культурных ценностей.

Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсаль­ность, всеобщность, особую роль, налицо и система более гло­бальных отношений между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оп­позиции по отношению друг к другу. В последнее время обостри­лись их отношения с массовой культурой.

Не простыми и до конца не выясненными предстают отноше­ния с динамично формирующейся в последние десятилетия супер­элитарной культурой, получившей наименование "общече­ловеческие ценности".

Разные авторы по-своему выстраивают структуру культуры общества. Профессор А.И.Арнольдов, например, считает: "Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок как закономерную ступень в разви­тии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и об­щечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным 1 " 1 Отно­шения этих слоев культуры и их совместных образований определяют диалектику развития культуры в целом.

Очевидно, в художественной культуре современного общества (см. схему 1) можно выделить следующие пласты:

1 Арнольдов А.И. Введение в культурологию. С. 167.

Структура художественной культуры

В современном обществознании понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. В обычном словоупотреблении «культура» служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью (вежливость, деликатность, образованность, воспитанность и т. п.). Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура и т. п.). Под культурой исследователи понимают также мир смыслов, систему ценностей, способ деятельности, символическую деятельность, сферу самовоспроизводства личности, способ развития общества, его духовную жизнь и т. д. По некоторым оценкам, к настоящему времени насчитывается более 500 определений культуры.
Что служит причиной такого многообразия трактовок? Прежде всего, то, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем, разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. В каждой из приведенных выше трактовок культуры фиксируются отдельные стороны такого сложного феномена, каким является культура, хотя односторонние определения приводят нередко к весьма спорным заключениям, когда, к примеру, из сферы культуры исключают науку, религию, негативные аспекты общественной жизни.
Попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культурология. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явилось истоком, питавшим поиски ее исходных понятий.
Понятие «культура» (лат. - cultura) родилось в Древнем Риме и первоначально означало «возделывание, обработка земли», т. е. было связано с земледелием, сельским хозяйством. Древнеримский оратор и философ Марк Тулий Цицерон в работе «Туску- ланские рукописи» (45 г. до Н. э.) понятие «культура», обозначающее обработку почвы, использовал в переносном смысле, как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Считая, что глубокий ум возникает благодаря философским рассуждениям, он характеризовал философию как культуру ума. В Древней Греции употреблялся также термин «пайдейя» (греч. pais - ребенок), близкий к понятию «культура», обозначающий процесс воспитания мужа из несмышленого ребенка, процесс подготовки граждан в античном полисе (городе-государстве). Примечательно, что уже в этих первых трактовках культуры было подмечено ее двустороннее функционирование: направленность культуры на мир (культивирование, очеловечивание природы) и на человека (культивирование всех свойств общественного человека).
В эпоху Средневековья (V-XV вв. Н. э.) культура стала рассматриваться как «культ», «почитание» (Бога). Человек этой эпохи воспринимал культуру как нечто вечное, данное изначально, существующее вне времени и пространства. Культура понималась как нечто ставшее, как результат деятельности, запечатленный в кодексах, воплощенное в общественных учреждениях, прежде всего в университетах.
В философский обиход слово «культура» вошло только в XVIII веке, перестав быть словом бытовой речи, именно потому, что появилась потребность в интегративном определении того, что и как делает человек и как это на нем отражается. В учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико, К. Гельвеция, И. Г. Гердера, И. Канта человек определяется как существо, наделенное разумом, способностью созидания, а история человечества рассматривается как его саморазвитие, благодаря предметной деятельности. Именно в эпоху Просвещения формируется осознание культуры в ее отличие от природы и в ее взаимоотношениях с нею. Культура рассматривается как сверхпри- родное образование, характеризующее жизнь человека разумного, в отличие от существования животного или дикаря.
Современные трактовки культуры, как уже говорилось, могут быть очень разными. Так, видные отечественные исследователи в XX веке определяли культуру и как совокупность ценностей (В. П. Тугаринов), и как способ деятельности общества (Э. С. Маркарян, Э. С. Соколов, З. И. Файнбург), и как систему знаков и символов (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский), и как программу образа жизни (В. Сагатовский) и т. п. Вместе с тем, не трудно заметить, что все эти определения культуры - суть определения человеческой деятельности и самого человека как действующего лица. Связь между деятельностью и культурой является исходной, определяющей при ее объяснении и изучении.
Деятельность человека в данном случае понимается как разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определенный результат. Активность человека свободна в том смысле, что она выходит за рамки инстинкта. Человек способен на такую активность, которая не ограничивается природой, рамками вида, тогда как поведение животных генетически запрограммировано. Так, пчела никогда не сможет выткать паутину, а паук не сумеет взять нектар с цветка. Бобер построит запруду, но никогда не объяснит, как он это сделал, не сможет изготовить орудие труда. Человек же может переходить от одной формы деятельности к другой, творя себя и созидая культуру.
Однако не всякая человеческая деятельность ведет к творению культуры. Воспроизведение, копирование известных правил, образцов (например, однообразное массовое производство, повседневная разговорная речь) - это тоже деятельность, но не она приводит к созданию культуры, а творческая деятельность человека, которая невозможна без разума, без продвижения к смыслу, без создания нового.
Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Можно выделить два уровня творческих способностей человека.
Первый уровень творчества заключается в способности импровизировать, создавать новые варианты на основе уже данных элементов и правил. Это присуще каждому человеку, но в различной степени. Этот уровень творчества реализуется, например, в шедеврах ремесленного труда, в фольклоре, изысканной литературной речи, технических решений типа рационализаторский предложений и т. п. Можно назвать это творчеством в пределах традиции.
Второй уровень творческой деятельности проявляется путем обновления элементов и правил, выражения нового содержания. Она присуща немногим личностям, хотя количество людей, обладающих потенциальной способностью создавать радикально новое, гораздо больше, нежели количество людей, получающих возможность развить и реализовать ее под воздействием общественных условий. На этом уровне творчества совершаются фундаментальные научные открытия, появляются технические решения типа изобретений, создаются классические произведения искусства, выдвигаются религиозные доктрины и т. п. Иными словами, речь идет о создании нового не только для индивида, конкретного общества, а для всего человечества.
Именно в творчестве наиболее полно и целостно раскрывается родовая, социально-деятельная сущность человека. В данном плане достаточно продуктивна образная формула культуры, предложенная Б. Пастернаком в ответе на вопрос «Что такое человек?» из анкеты немецкого журнала «Magnum»: «Культура - плодотворное существование. Такое определение достаточно. Дайте человеку творчески изменяться в веках, и города, государства, боги, искусство появятся сами собой, как следствие, с той естественностью, с которой зреют плоды на фруктовом дереве».
Как способ реализации сущностных сил человека, культура пронизывает собой все области человеческой деятельности и не может быть сведена лишь к какой-то из них. Культура (в самом широком смысле слова) - это всё, созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура), т. е. это «вторая природа», в отличие от первозданной природы-натуры.

Вопросы для повторения

1. Какой смысл вкладывает культурология в понятие «культура»?
2. Бывают ли абсолютно некультурные люди?
3. Как взаимосвязаны между собой культура и общество?
4. «Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун). В чем заключается неполнота этого определения?

Предмет культурологии позволяет ознакомиться с историей становления проблем культурологического характера, сформировать навыки применения в жизни категориального аппарата, дает необходимые знания о культурных ценностях, помогает осознать свои культурные и национальные традиции.

Культура как предмет культурологии рассматривается с различных позиций, поскольку является сложным понятием, включающим, как искусственную среду существования человека, таки и его самореализации.

Предмет и задачи культурологии заключены в передаче накопленных культурологических знаний, а также они дают возможность самостоятельно расширить свой кругозора.

Термин культурология в широкое употребление ввел ученый Л. Уайт. Именно он первым попытался создать общие теории культуры.

Предмет культурологии представляет собой комплексную социогуманитарную дисциплина, которая стремится к формированию системы знаний относительно культуры, рассматривая ее как целостное явление. Предмет и задачи культурологии - это исследования, нацеленные на описание культуры, анализ различных культур и их сравнение, познание а также разъяснение истоков специфического и общего, изменчивого и устойчивого в культуре.

Предмет культурологии в настоящее время является интегративной областью познания. Базисом культурологии являются отдельные науки - история, археология, искусствознание, этнография и т. д. Культурология в качестве социогуманитарного знания рассматривает общее значение многогранного феномена культуры, в том числе и способы его исследования. Культура как предмет культурологии является целью исследований, приводящей к пониманию своей и иной культуры, при этом предметом выступает наполняемость общественной жизни. Следовательно, культурология - это взаимодействие различных элементов традиций, обычаев, ценностей, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.

Культурология основывается на единство эмпирического и теоретического знания, поскольку рассматривает не только конкретные культурные процессы и явления, но и предельные абстракции. Предмет культурологии включает в себя как прикладные, так и

Перечислим основные задачи культурологического исследования:

Анализ культуры;

Исследование содержания культуры;

Определение взаимосвязей между элементами культуры;

Изучение культурных единиц и типологий культур;

Разрешение проблем, определенных ;

Изучение культурных коммуникаций и кодов.

На практике культурологические исследования находят свое применение в сфере управления и массовых коммуникаций.

В культурологии используются следующие методы:

Эмпирический - сбор и описание фактического материала;

Сравнительно-исторический - обеспечивающий возможность сравнения самобытных явлений культурного комплекса в историческом разрезе;

Структурно-функциональный - позволяющий разложить изучаемый культурный объект на составные части и выявить их внутреннюю связь;

Генетический - позволяет познать изучаемый феномен с позиций его возникновения и последующего развития;

Семиотический - определяется пониманием культуры в качестве знакового механизма, позволяющего передавать опыт из поколения в поколение, в качестве символической системы, которая обеспечивает социальное наследование.

Культурология включает в себя несколько разделов и является комплексной наукой:

Философия культуры;

Теория культуры;

Социология культуры;

История культуры;

Культурная антропология.

Таким образом, культурология не только описывает накопленные человечеством, но и осмысливает их.