Культура античной греции. Греческая культура

05.05.2019

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. - XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.);архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V - первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади - агоры.

Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

Греки были убеждены, что человек - это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.

Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело - это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда - соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к анализу которых мы обращаемся.

9.1. Особенности становления античной культуры.

9.2. Особенности культуры Древней Греции.

9.3. Культура эллинистической эпохи.

9.4. Культура Древнего Рима.

9.5. Античное искусство.

Особенности становления античной культуры

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возник в Средиземноморье и получил название античной цивилизации. Античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация основана на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации Востока и оказалась значительно динамичной от них.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы. Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации. Именно античный мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли гораздо позже.

Античной традиционно называют греко-римскую культуру, развивалась в период с ИИИ тыс. До н.э. до сер. V в. н.э. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры.

В своем развитии античная культура прошла ряд этапов, выступила в различных исторических модификациях, представленных культурой Древней Греции, эллинистической культурой, культурой Древнего Рима. При этом "прелюдией" античной культуры была еще более древняя крито-микенской культуры, или эгейская цивилизация, которая существовала одновременно с древневосточными культурами. Центрами этой эгейской цивилизации были Крит и город Микены на юге Греции.

Несмотря на существенные различия между культурой Древней Греции, эллинистической и древнеримской, они принадлежат к одному историко-культурного комплекса, имеют ряд общих типологических черт. Это связано, прежде всего, с тем, что древнегреческая и древнеримская культуры формировались на базе в принципе схожих форм социальной организации: и древнегреческий полис, и римская "цивитас" эпохи Республики представляют собой различные варианты античной гражданской общины.

Гражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов. Такая форма организации социальной жизни определила шкалу основных ценностей античного общества:

Идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

Идея верховной власти народа;

Ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает постоянный, вечный мировой и социальный порядок (как это имело место в восточных народов);

В отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства.

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер. Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное, и это имело существенное влияние на различные стороны жизни. Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян.

Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для нашего времени греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.

Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов.

Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. Населения. Один из крупнейших полисов Афинский.

В античном классическом полисе государство является действительным и единственным содержанием жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и покорения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни. В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизма - отправления в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.

Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия. У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Главным органом управления в полисе было общее собрание. В другое время руководство осуществлял совет 400, а затем - совет 500. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусство.

Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало "раскованность" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм. Вам необходимо ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж.-П. Вернана "Духовный мир полиса".

Дух состязательности, полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры. Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных соревнованиях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества. Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревновании, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок. Более подробно соревновательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе Ф.Х. Кэссиди "К проблеме греческого чуда".

С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности. Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия.

По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросса, поведение человека может определяться по ее основной мотивацией. Это может быть "культура стыда" или "культура вины". Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суда над собой. Культура же стыда ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы. "Культура стыда" ситуации в Греции, включала в себя два момента: представление о богоривнисть эллина и чувство соревновательности. Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество. Для греков еще не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами. Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим. Дух состязательности царил в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании. Любой член полиса мог выразить свое мнение при обсуждении общественных проблем. Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе. Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельной человека, а полиса. Это для греков служило подтверждением их значимости для общества. Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма.

В греческой мифологии боги человечные и человекообразные. Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной. Греческая олимпийская религия антропоморфная. Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно.

Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки. При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки. В греческом мире знания перестало быть священным, сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам. Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь. Тем более, что "культура стыда" не поощряла невежество, глупость и тщеславие. Именно в Греции осуществляется переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиралось на веру, в науку, которая требовала постановки, формулировки, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания. Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемого они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук. Истина - не предмет слепой веры, а знания, основанное на логике, на разумном (рациональному) понимании. Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально другой тип миросозерцания, основанный на позициях ума и интеллекта. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум. Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от роду, она впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов. Бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональное толкование.

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в. До н.э.) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры.

Древнегреческой культуре принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры. Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного искусства, литературы и театра. Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации - демократического гражданского общества, в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека. В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представления о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности, демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и др.

В конце IV в. до н.э. Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры - эллинистической.

На этом уроке вы узнаете о культурной жизни Древней Греции. Многих людей во всем мире притягивает красота Афинского акрополя, храмов Парфенон и Эрехтейон, древнегреческая скульптура. До сих пор в театрах ставятся пьесы, в основе которых лежат сюжеты, ставившиеся еще в древнегреческом театре. До сих пор проводятся Олимпийские игры, а философию древнегреческих мыслителей изучают в университетах. На этом уроке вы погрузитесь в мир прекрасного и познакомитесь с древнегреческой культурой

Рис. 2. Богиня Афина ()

Рис. 3. Богиня Гера ()

Что касается литературы , то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4) , с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении . Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ . Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы - это драматургия . Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид . До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Рис. 4. Поэт Гомер ()

Рис. 5. Отец греческой трагедии - Эсхил ()

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия . Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки . Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат , правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.

Что касается древнегреческой архитектуры , то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры , находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический . Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский . Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Рис. 6. Храм Парфенон ()

Рис. 7. Храм Эрехтейон ()

Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура . Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон , самая известная его статуя - Дискобол (рис. 8) . На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона - Афина и Марсий (рис. 9) . Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий , автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение - из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса , установленная в Олимпии, высота статуи - 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон ()

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон ()

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара , которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона . Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский .

Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10) , но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки - логографы - дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида , он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт , работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Рис. 10. Отец истории - Геродот ()

То, чем особенно цена для нас греческая культура, - это греческая философия . Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами . Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа , которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени - Платон . Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11) . Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Рис. 11. Академия Платона ()

Наследник и ученик Платона - Аристотель (рис. 12) - создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей . Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития» , это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Рис. 12. Аристотель ()

Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. - СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. - М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972.
  1. Muzei-mira.com ().
  2. Arx.novosibdom.ru ().
  3. Iksinfo.ru ().
  4. Studbirga.info ().
  5. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.

Греция , Греческая парламентская республика – государство в Южной Европе на Балканском полуострове и многочисленных островах в Ионическом, Средиземном и Эгейском морях. Площадь – 132 тыс.кв.км.

Население:10,66 млн. чел.

Наивысшая точка: Олимп (2917 м.)

Официальный язык: греческий.

Денежная единица: Драхма. 1000 драхм = 4,83 руб.

Глава государства: президент, избираемый парламентом на 5 лет.

Законодательный орган: однопалатный парламент (300 депутатов, избираемых сроком на 4 года).

Экспорт: бокситы, никель, марганец, табак, изюм, маслины, оливковое масло, цитрусовые, хлопок, промышленные изделия, цемент.

Импорт: машины и оборудование, нефтепродукты, минеральное сырье,потребительские товары, продовольсивие.

Торговые партнеры: Германия, Италия, США, Франция, Саудовская Аравия.

ВНП на душу населения: 8360 долларов США.

Границы: на севере с Македонией и Болгарией, на северо – востоке и по Эгейскому морю с Турцией, на северо – западе с Албанией.

Около 80 % территории Греции занимают горы. Климат средиземноморский субтропический, с мягкой влажной зимой и сухим жарким летом. Средняя температура января +4…+12 С, июля + 25…+27 С; зимой снег лежит только в горах на севере страны. Осадков на равнинах выпадает 400 – 700 мм., в горах – до 1500 мм в год,

В Греции нет крупных рек, самые большие – Альякмон, Пиньес, Ахелоос – в длину не более 500 км.

Из – за многотысячелетнего освоения территории естественная растительность сохранилась плохо. Леса и кустарники занимают лишь 20 % территории. Сельскохозяйственные земли занимают почти 70 % площади Греции (27% - пашни, 41% - пастбища).

В 1 тыс.до н.э. и 1 – ой пол. 1 тыс.н.э. в Греции процветала древняя эллинская цивилизация, оставившая нам следы богатейшей культуры. Во второй пол. 1 тыс. н. э. и в раннем Средневекоье Греция входила в состав Византии. В 1453 г. турки захватили Константинополь и к концу 17 века Греция была завоевана ими полностью: континентальная Греция входила в турецкий эйялет Румелия. В 1774 г. греческие суда получили возможность плавать под русским флагом, и в руках греков оказалась значительная часть русской черноморской торговли. При содействии России и под ее покровительством в 1800 г. на Ионических островах была создана греческая Республика Семи Средиземных Островов. В 1821 – 1822 гг. в континентальной Греции началась национально – освободительная революция., а после поражения Турции в войне с Россией (1828 – 1829) Греции была предоставлена автономия. В феврале 1830 г. по решению трех держав – России, Англии, Франции – Греция официально стала независимым государством с монархической формой правления. Но часть греческой территории все еще оставалась по властью Турции, и только в 1864 – 1881 гг. Греции были переданы Ионические острова, часть Фесаллии, а в 1912 – 1913 гг. она получила Эгейскую Македонию, Крит. Во второй мировой войне греческое правительство объявило о нейтралитете, Однако фашистская Италия предъявила ей ультиматум и попыталась завоевать Грецию. Греческая армия изгнала интервентов, но 6 апреля 1941 г. в стране высадились германские войска и вскоре оккупировали всю ее территорию. В1941 – 1944 гг. греческий народ вел непрерывную партизанскую борьбу с захватчиками и в октябре 1944 г. полностью освободили страну.

Сегодняшняя Греция – президентская республика, законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту. Страна разделена на 51 район (ном) и особую административную единицу – Айон Орос (святая гора Афон) ; номы сгруппированы в 13 областей.

Население около10,7 млн.чел., около 96 % из них составляют греки. На севере страны проживают небольшие группы македонцев, турок, албанцев и аромунов. Официальный язык – греческий. 97 % верующих – православные.

Греция – индустриально - аграрная страна, по размеру и уровню своей экономики уступающая самым развитым европейским странам. Валовой внутренний продукт составляет 203 млрд.долл. (около 19 тыс.долл. на душу населения). Основу индустрии, дающей 23% ВВП, составляют предприятия легкой и пищевой промышленности, продукцию которых (ковры, одежду, обувь, оливковое масло. соки,вина) Греция импортирует во многие страны мира. В Северной Европе и России очень популярны греческие шубы из натурального меха – весьма специфическая продукция для страны, где круглый год плюсовая температура. Развита горнодобывающая промышленность: добывают уголь, бокситы, пириты, никелевые руды, бетонит, мрамор. Большую в экономике Греции играет судоходство: в этой небольшой стране насчитывается почти 160 портов. Сельское хозяйство дает 8 % ВВП. Здесь выращивают фрукты, овощи, виноград, табак, знаменитые на весь мир греческие оливки; а кроме них традиционные для Европы культуры – пшеницу,кукурузу, ячмень, хлопчатник.

Ежегодно Грецию посещают почти 10 млн. человек, что практически равно населению страны. Туристов привлекают очаровательные греческие острова, со следами древних культур и в первую очередь столица страны.

Афины расположены на полуострове Аттика, близ берега Эгейского моря, на холмистой равнине, орошаемой реками Кифисос и Илисос.В 8 км. от Афин находится Пирей - морской порт, сросшийся со столицей. Город существовал уже в микенскую эпоху (16 -12 вв. до н. э.). В 1896 году в Афинах состоялись первые игры возобновленной Олимпиады. Сочетание великих памятников античности с памятниками византийского средневековья и современной застройкой придает Афинам неповторимый облик. Скала Акрополя с Парфеноном, холмы Ареопаг и Пникс – центры общественной и политической жизни Древних Афин (застроены в 5 в.до н. э.) – наиболее известные части города. Среди построек древности также знаменит храм Зевса.

Сейчас в городе проживает около 770 тыс. жителей. Это крупнейший политический, культурный и экономический центр страны. Здесь сосредоточено около 2,3 промышленного производства Греции (металлургия, машиностроение, нефтепереработка; текстильная, кожевенно – обувная, швейная и пищевая промышленность.

Греция по праву называется колыбелью европейской цивилизации. В стране много памятников культуры, большинства из которых до середины 19 в. было скрыто под землей. Лишь после 1870г. археологам удалось воссоздать ясную и всеобъемлющую картину истории и культуры Греции. В Афинах расположен Акрополь – символ греческой цивилизации, храм богини Афины – Парфенон, который считается самым совершенным сооружением греческой античности (442 – 438 гг. до н.э.), храм Эрехтейн, театр Диониса. Совершенно особое чувство соприкосновения с древней культурой возникает в городах античного мира – Дельфах, Фивах, Элевсине. В Кносе находится лабиринт с троном царя Миноса – самое крупное сооружение древней минойской культуры. С дворцом связан миф о лабиринте Минотавра (на Крите был действительно распространен культ священного быка). Посреди долины в северной Фессалии возвышается священная гора Олимп, которую древние греки считали царством Зевса. В ее окрестностях речки и источники носят имена античных богов, поскольку вся территория вокруг Олимпа считается частью божественных владений. С античных времен эти места описывали величайшие поэты древности: Гомер, Геродот, Евкрипид, Демосфен, и др.

Труды выдающихся древнегреческих ученых и мыслителей легли в основу многих современных областей знаний.

В районе горы Афон - находятся святыни христианского мира, создана Афонская монашеская республика, управляемая « Священным советом »: по всей длине 50- километрового полуостро расположены уникальные монастыри, являющиеся духовными центрами христианства. Основанная в 4 в. республика оказала большое влияние и на организацию русского монашества. В прошлом здесь было 40 монастырей, где жили более 4 тыс. монахов сейчас действует лишь 20, а число монахов сократилось до 1700 чел. Вход на территорию разрешен только мужчинам, причем требуется ходатайство греческих властей; въездная виза на 4 дня выдается только профессорам теологии истории и философии.

Жители Греции (особенно это заметно в малых городках и селениях) – народ мужественный, гордый и гостеприимный. Следует, однако, помнить, что ответное приглашение обязательно. Жизнь здесь своеобразна; люди не всегда придерживаются привычных для иностранца правил. Например, уровень обслуживания в ресторанах резко повысится, если пройти на кухню и установить личный контакт с персоналом.

Как правило, греки – индивидуалисты, которые не приемлют жестких норм поведения и ограничений; водители часто пренебрегают правилами дорожного движения, а в последние годы участились кражи в домах и на улицах. Безработица в

повседневной жизни не особенно заметна благодаря режиму так называемой «параллельной экономики». Главное в жизни грека - чаще всего семья, где глава – отец, который решает все вопросы. По традиции, люди старшего возраста в семье живут совместно с более молодыми. В свободное время молодежь собирается в кафетериях или дискотеках (к наркотикам закон очень строг), а люди постарше, особенно в небольших селениях, отправляются в ближайший бар поиграть в карты или нарды, или просто смотрят телевизор. Спортом занимаются неохотно, но «болеют» за любимые команды отчаянно. Выходные стремятся проводить на природе. К детям, как своим, так и чужим, относятся, как к королям. Не рекомендуется отказываться от угощения в деревенских домах., а также иронически высказываться в адрес Греции и греков.

В Греции много праздников, местных и общегреческих, которые очень зрелищны. Это фестивали и театрализованные представления, например фестиваль народной музыки и танца, греческой песни и греческого кино; в Македонии есть день, когда мужчины и женщины меняются ролями; в Айрос – Николаос на Пасху сжигают на озере чучело Иуды и др.

Греция – индустриально - аграрная страна со средним уровнем развития. Ей свойственна высокая степень занятости в непроизводственной сфере (свыше 50% ВНП). С начала 80-х годов страна переживала кризис. Основные тяготы экономического кризиса в стране легли на плечи греческих трудящихся, которые не мирятся с таким положением и усиливают борьбу в защиту своих коренных жизненных интересов.

Культура древней Греции, иначе именуемая, как античная, многообразна. Сложно найти такой вид искусства, в котором не оставили бы свой след эллины, то есть греческий народ. И след этот весьма заметный, ни одному другому народу пока не удалось достичь таких огромных успехов в различных сферах культуры, каких когда-то достигли греки.

Многое было унаследовано эллинами от соседних восточных народов. Влияние Египта и Вавилона на культуру древней Греции достаточно заметно, однако, греки не копировали образцы искусства, они лишь брали их за основу, которую доводили до классического идеала. Этот идеал актуален до сих пор, античная культура все так же служит образцом для подражания, кажется, время над ней совсем невластно. И разве может быть иначе, ведь создавая скульптуры, поэмы, здания, и даже философские трактаты, древние греки исходили из общих понятий, таких как «красота» и «добро». В таких работах в культ возводилось человеческое тело, атлетичная фигура воспринималось, как нечто почти божественное, то, что не может ни заслуживать внимания, потому что красиво само по себе.

Эгейский период культуры древней Греции

Всю культуру древней Греции принято условно разделять на несколько этапов. Первый эгейский, иногда именуемый крито-микенским или же минойским. Наиболее широкое развитие здесь получили архитектура и скульптура. Самые яркие памятники этого этапа - Микенский и Кносский дворец, недошедшие до наших дней в первозданном виде. Однако от этого их значимость для понимания общих закономерностей строительства того времени не уменьшается. Второй замок, кроме всего прочего, свидетельствует современникам и о правдивости одного из мифов древней Греции - о Тезее и Минотавре. Произведя раскопки, археологи убедились в том, что описанные события не вымысел, и действительно имели место быть. Масштаб дворца поражает, сохранившийся первый этаж строения насчитывает более 300 комнат. Ни мало удивляет и наличие системы водоснабжения и канализации.

В минойский период активно развивались многочисленные ремесла, переплавлялась бронза, особое внимание уделялось искусству керамики. Дошедшие до нас скульптуры, статуэтки и причудливо украшенные вазы, относящиеся к этому этапу развития древней Греции, свидетельствуют о филигранном мастерстве эллинов. Искусно вылепленные детали создают впечатление, что перед нами не статуя вовсе, а настоящая девушка. Многообразия сюжетов свидетельствует о развитости Эллады, несмотря на то что в это время она только начинала зарождаться.

Отличилась эта эпоха и живописью. Множество безымянных росписей, нанесенных на стены разных дворцов, отлично подтверждают это. Помимо них, можно выделить и вполне конкретные работы с названиями, например, «Игра с быком».

Гомеровский период культуры древней Греции.

Крито-микенская культура очень сложна и многогранна. К сожалению, с XI по IX века до нашей эры она полностью перестала существовать, так же как и вся минойская цивилизации. Когда все старое было разрушено, без промедлений был начат процесс создания нового устройства жизни, складывания общества. Столь переломный момент находит отражения в письменных памятниках культуры, работах Гомера. Главным описываемым событием являлась Троянская война. Так как никаких других источников информации об этой эпохи не сохранилось, этот небольшой период многие ученые выделяют, как «Гомеровский».
После того как все страшные события остались позади, процессы в обществе стали протекать весьма стремительно, вновь начала активное развитие. В VIII -VI века до нашей эры происходит множество общественно значимых событий, главным из которых является становление городов-государств, или же полисов. Именно в это время происходит формирование культуры древней Греции в том виде, в котором ее представляют многие сегодня.

Архаичный период культуры древней Греции
В период архаичной культуры появилось алфавитное письмо. Возникновение системы образования приводит к развитию философии и различных наук, в том числе и математики. Активное развитие ремесел стало причиной развития широких торговых связей, которые, в свою очередь, послужили толчком для чеканки монет, и активации денежного оборота. В общем, в это время равномерно развивались все институты общества. Если говорить о культуре, то наиболее ярко представляет эту эпоху архитектура и скульптура. На смену дворцов пришли храмы. Малые формы скульптуры отходят на второй план, распространяется монументальная, сперва деревянная а затем и каменная. В массовое сознание уверенно входит идеал человека, у которого душа в полной гармонии с телом, и развиты обе составляющие личности. В связи с этим культ тела становится еще более всеобъемлющим, и все чаще встречается два варианта скульптуры: курос, воспевавшая атлетичную фигуру юноши, и женская фигура в драпировках, к примеру, кора.

Помимо скульптуры и архитектуры в архаичный период развивается и поэзия. Если до этого, в гомеровский период основными литературными произведениями считались «Илиада» и «Одиссея», то теперь к ним прибавились и поэмы Геосиода. Ярчайшим образцом греческой поэзии можно назвать работы единственной женщины-поэтессы того времени Сапфо, дошедшие до современного человека в неполном варианте. Известным становится и Анакреонт, которого восхищала жизнь. Он один из тех, кто в своих произведениях призывал к получению от жизни наслаждения, жить лишь для ублажения собственных желаний.

Классический период культуры древней Греции.
Однако все это лишь подготовительные этапы. Крито-микенский, гомеровский и архаичный периоды подготовили отличную почву для развития. К V веку до нашей эры были созданы все необходимые условия для становления истиной культуры древней Греции. Всего лишь за один век эллины сумели достичь того, что до сих пор еще не удалось ни одному из когда-либо существовавших народов - они создали образцы и идеалы для всех видов искусства. Этот благодатный период ученые окрестили классическим.
Промежуток с V по IV век до нашей эры известен, в первую очередь такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Эти гении философской мысли зародили не только основы философии, но и прочих смежных наук, а также литературы.

Так как в классический период окончательно утверждается система городов-полисов, а успешные военный действия постоянно приводят к увеличению территорий, в это время небывалых высот достигает архитектура, увеличивается строительство городов. Появляется некий образец устройства городских улиц - акрополь. Его главным преимуществом является четкое разделения всех зданий на зоны: жилая, общественная, торговая, производственная и портовая. Каждый такой город имеет парадные ворота, несколько храмов. Таким образом, любой греческий населенный пункт того времени был точно таким же, как и все прочие, что не позволяло случайному путнику заблудиться. Самым известным Акрополем является Афинский, он по праву входит в список выдающихся архитектурных шедевров.

Самые известные памятники классического периода.
Помимо Акрополя есть еще немало любопытных сооружений того времени. Так, храм Артемиды в Эфесе был отнесен к семи чудесам света. В нем располагались не менее известные статуи Праксителя и Скопаса, а, кроме того, великолепные росписи на стенах, это и придавало строению неповторимый колорит.
Второй памятник этого периода, также относящийся к чудесам света была граница Мавсола, правителя Карий. Высота сооружения 40 м была разделена на два равных этажа. Помимо гробницы самого правителя там же было расположено и погребение его жены. Сверху у памятника была крыша, наподобие пирамиды. Она была украшена колесницей, в которой стояли Мавсол и его жена. С боковых сторон оно было увенчано двумя типами скульптур - большими львами и всадники.

Скульптура классического периода.
Скульптуры классического периода, это в основном фигуры богов, такие памятники изготавливались специально для храмов. Известны многочисленные статуи богини Афины различной высоты, или Зевса, особенно тот, что располагается в храме города Олимпия и уходит вверх над уровнем земли на 14 м. Боги непременно изображались с присущими им бытовыми атрибутами, нельзя было представить себе Апполона без кифары, так же как и Афину без копья и шлема.

Обращались и к другой, более приземленной тематике. Об этом свидетельствуют работы скульптора Пифагора Регийского с говорящими названиями «Мальчик, вынимающий занозу», или же творение Поликлета «Раненая амазонка». Активное обращение к изображению человека послужило причиной возникновения первого труда о пропорциях человеческого тела. «Канон» стал отличным теоретическим подспорьем для многих мастеров, впрочем, актуален и в наши дни.

Фигуры позднего классического периода были особенно подвижны, им были присущи множественные движения, каждая поза была живой, оттого, так часто при взгляде на подобные скульптуры возникает ощущение, что перед нами вовсе не камень, а живой, настоящий человек.

Литература классического периода.
Но не одной архитектурой и скульптурой известна классическая эпоха развития древнегреческой культуры. В это время набирает обороты и литературы. Ярчайшим представителем поэзии является Пиндар. Этот период характеризуется и возникновением театра, а, значит, расцветам трагедий. Здесь ключевыми именами становятся Эсхил, со своим произведением «Прикованный Прометей», Софокл со знаменитым «Эдил-царем», а также Еврипид и его версия «Медеи». Вообще существовал ряд общепринятых сюжетов, которые были общими для нескольких авторов, при этом все творцы по-своему изображали душевные метания героя, его переживания. Пытались не просто показать ситуацию, но и сказать о предпосылках, приоткрыть сущность характеров.
Помимо трагедии активно развивается и комедия. Здесь наиболее ярко себя проявил Аристофан, прибегая к разговорному стилю, легкости и доступности речи. Любовь публики была безграничной, потому что все творения Аристофана были просты и понятны простым обывателям. Автор предлагал для зрительского размышления злободневные темы, центральной же была тема мира.

Эллионизм.
Заключительным периодом греческой культуры условно называют эллионизмом. По сути, это не чисто греческая культура, а результат ее синтеза, симбиоза с культурой восточной. Рим возможно и захватывает территорию Греции, но вместе с тем перенимает у некогда могущественной державы культуры, традиции и даже богов.
Философия в это время уже не развивается так активно, как раньше. Современная царица наук - математика, наоборот развивалась очень активно. Появление на научной Арене Евклида и Архимеда этому немало поспособствовало. Двое ученых разработали теорию для нынешней геометрии, физики и алгебры. Было совершено множество научных открытий, появились различные технические изобретения, и все это ни мало способствовало возникновению различных изобретений.
Рассматривая искусство стоит отметить, что наиболее заметно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Только теперь на смену храма приходят общественные строения, к примеру, театры, библиотеки, здания гимнасий, но не только. Также развивается в это время и частное, дворцовое строительство. Из интереснейших объектов можно выделить, к примеру, Александрийский маяк, высотой около 120 м.

Скульптура эллионизма
Скульптура этого этапа в целом мало чем отличается от классической, правда есть все же специфические особенности. Внутренний драматизм поз и мимики изображаемых людей относится к таковым. И все строение теперь приобретают совсем другой масштаб, представляя собой действительно высокие статуи. К примеру, широко известна статуя бога Гелиоса, иначе Колосс Родосский, высотой 36 метров. Ввиду своих габаритов и местонахождения это творения просуществовало недолго, полностью разрушившись по вине землетрясения.

Многогранность древнегреческой культуры.
Древняя Греция прекратила свое существование в 146 году до нашей эры, однако, ее неповторимая культура жива и поныне. В каждой науке, и в каждом виде современного искусства можно встретить отголоски того периода, когда Эллада была могущественной развитой и передовой страной, а эллины одним из самых грамотных и высокоорганизованных народов. Любой образованный человек просто обязан знать античную культуру. Да и разве может быть по-другому, если культура эта изучается с детства. Начиная с книжки с картинками «Мифы древней Греции» Куна.

Став взрослыми и завершив образования в школе а затем в институте, влияние эллинской культуры на человека не ослабевает, ведь сюжеты всех литературных произведений и фильмов, так или иначе взяты именно из античной мифологии, греки прописали все возможные варианты развития событий. И, бесспорно, каждый знает культовые скульптуры древней Греции, для этого вовсе не обязательно побывать в этой стране, достаточно время от времени пользоваться интернетом или просматривать телевизор. Однако вполне понятно, что как бы кто ни пытался, просто невозможно охватить древнегреческую культуру целиком, объем материала слишком велик. И при этом все же не может скрыться от глаз тот факт, что практически не зная ни одного ученого Вавилона, древнего Египта, любой современный человек сможет назвать немало имен греческих ученых, не прибегая при этом к помощи дополнительных средств информации.

Что сделали древние греки для современного человека?
Безусловно, есть множество того, за что человечество могло бы отблагодарить древних греков. Это философия, астрономия, медицина, разнообразные политические термины, театр, литература - всего на самом деле не перечесть. Если же говорить об отличительных особенностях культуры древней Греции в целом, можно выделить вазопись, как вид искусства, различные статую древнегреческих богов, многие из которых дошли сквозь века и до наших дней. Также на общем фоне выделяются и различные архитектурные строения, от замков до храмов. Культура древней Греции немыслима и без литературы, причем весьма разнообразной. Помимо того что эллины сами творили в самых разных стилях и жанрах, они еще описали каждый из ныне существующих. «Поэтика» Аристотеля представляет собой кладезь мысли, в ней описаны все особенности трех литературных родов: лирики, эпоса и драмы.

А кроме того, в этом же теоретическом труде обосновываются такие термины, как хронотоп, форма, композиция. Все это в немалой степени повлияло на все последующие попытки создать художественный текст. Проще говоря, становится вполне понятно, что культура древней Греции для современного человека важна также, как она была важна когда-то для самих эллинов. Без нее может состояться личность, не может протекать ни один творческий процесс.