Главные ценности греческой трагедии и почему зрители не должны плакать. Как софокл описывает человека Проанализируйте фрагмент древнегреческой трагедии как софокл

23.06.2020

характерным образцом драматургии софокла может служить его трагедия «антигона» (около 442

вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».

хор не играет в «антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.

как разрешается конфликт между антигоной и креонтом? изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. интересно, что софокл уделяет большое внимание женским образам. женщина является у него, наравне с мужчиной, представительницей благородной.человечности.

герои «антигоны» - люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. в отношении антигоны и исмены к долгу сестры, в том, как креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур.

изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. гибель антигоны и несчастная судьба креонта - следствия их одностороннего поведения. так понимал «антигону» гегель. согласно другому толкованию трагедии, софокл всецело стоит на стороне антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение креонта. это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам софокла. софокл, несмотря на то, что был другом протагора, выступает в трагедии “антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. софокл показал становление и развитие заблуждений креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). ошибка креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. первой против него выступает антигона, от ошибочного шага его пытается удержать гемон.

Ответ разместил: Гость

птица сокол-птица солнца; носила имя- сура

Ответ разместил: Гость

1. для привлечения на свою сторону новых сторонников, пугачёв, рассылал "прелестные грамоты". в них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, их землёй, угодьями, "крестом" и "бородой", травами, свинцом, порохом, освободить он рекрутских наборов, высоких податей, призывать казнить помещиков и мздоимцев-судей. он рассчитывал свергнуть с престола екатерину ||, занять "отчий престол", на котором он будет для народа своим, "мужицким" царём.

2. крестьянская война под предводительством е.пугачёва стала крупным народным выступлением в россии за всю. крестьянская война ничего не изменила к лучшему в положении крестьянства, коренных народов поволжья и приуралья, казачества. лишь на некоторых горных заводах урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих. но крестьянская война под предводительством е. пугачёва, потрясшая империю екатерины ||, заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса, оставшегося важнейшим в жизни россии.

3. 1 этап: 17 сентября 1773г. осада оренбурга длилась 6 месяцев и не принесла успеха восставшим.

2 этап: с апреля по июль 1774г. пугачёв повёл своё войско на казань. в июле 1774г. он сумел взять окраины города. но кремль с засевшими остатками царского гарнизона занять не удалось - на осаждённым пришли царские войска во главе с михельсоном.

3 этап: стремясь привлечь крестьян на свою сторону, пугачёв 3 июля 1774г. издал манифест, в которой их освобождал от крепостной зависимости и налогов. для пополнения своего войска, он устремился на юг. пугачёв подошел к царицыну, но овладеть им не смог и был разгромлен. переправившись на левый берег волги с остатками войска, пугачёв 12 сентября 1774г. был схвачен и выдан михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в крестьянской войне. несмотря на поражение пугачёва, крестьянские выступления, удалось подавить через год.

4. 1773-1775 гг. восстание под предводительством е.пугачёва.

1773г. провозглашение е.пугачёва себя императором петром |||.

Ответ разместил: Гость

в начале третьего тысячелетия до н.э. в египте научились делать почти настоящую бумагу - папирус. по сравнению с глинянными табличками это был большой прогресс. папирус изготавливали из одноименного растения, которое считалось царским, так как олицетворяло бога ра.

недостатки папируса: со временем темнеет и ломается.

а так же египтяне запретили вывоз папируса за границу.

Ответ оставил: Гость

характерным образцом драматургии софокла может служить его трагедия «антигона» (около 442

вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».

хор не играет в «антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.

как разрешается конфликт между антигоной и креонтом? изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. интересно, что софокл уделяет большое внимание женским образам. женщина является у него, наравне с мужчиной, представительницей благородной.человечности.

герои «антигоны» - люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. в отношении антигоны и исмены к долгу сестры, в том, как креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур.

изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. гибель антигоны и несчастная судьба креонта - следствия их одностороннего поведения. так понимал «антигону» гегель. согласно другому толкованию трагедии, софокл всецело стоит на стороне антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение креонта. это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам софокла. софокл, несмотря на то, что был другом протагора, выступает в трагедии “антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. софокл показал становление и развитие заблуждений креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). ошибка креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. первой против него выступает антигона, от ошибочного шага его пытается удержать гемон.

Ответ оставил: Гость

Зимой 1085 года Вильгельм принимает знаменитое решение: переписать всю Англию. Королевские посланцы по всей стране проводят расследование через присяжных (шерифа графства, баронов, священника, старосты и шести вилланов из каждой деревни), которые под присягой давали показания о том, «как называется данное поместье, кто держал его при короле Эдуарде (король Гарольд совсем вычеркивается из истории как узурпатор), сколько плугов на домене, сколько у людей; сколько вилланов, сколько рабов, сколько свободных людей; сколько леса, сколько луга, сколько пастбища, сколько мельниц, сколько рыбных прудов; сколько всего этого прибавилось или убавилось, сколько все это давало прежде и сколько дает теперь; сколько имел здесь свободный человек и сколько имеет теперь; и все это в трех видах: во время короля Эдуарда; в то время, когда это поместье дал король Вильгельм, и как оно есть в настоящее время; и может ли оно давать больше, чем дает теперь».

Полученные таким путем результаты сводились, и в 1086 году была составлена знаменитая во всей средневековой Европе «Книга страшного суда», представляющая собой сокровищницу самых реальных сведений по аграрной, хозяйственной и социальной истории Англии. Такая «Великая перепись» могла быть выполнена только в государстве с могущественной центральной властью. Современников даже несколько шокировала крайняя обстоятельность тех сведений, которые хотел получить через своих посланцев Вильгельм: «…ни одного даже быка, ни одной коровы, ни одной свиньи он не оставил, чтобы не занести их в свою опись».

Думаю, это и напугало всю Англию! Хорошее дело "Книгой Страшного суда" не назовут!

Лабораторно-практическое занятие № 4

Правители на Древнем Востоке

Цель занятия. Выявить типичные черты, характеризующие древневосточного правителя.

Источники. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Надпись ассирийского царя Синаххериба (с. 40-42).


1. Как обосновывается власть правителя на Древнем Востоке? Сопоставьте полученные вами из источников сведения с выводом учебника (с. 29). Подтверждается ли он?
2. Выделите в текстах слова, описывающие личные качества разных восточных правителей. Для ответа используйте также следующие фразы из документов:
«Я - Хаммурапи... сообразительный царь, послушный Шамашу, могучий... защита страны... огненный буйвол, бодающий врагов...»
«Император (Цинь Ши Хуанди) умен, добродетелен и справедлив, его принцип правления ясен для всех... В заботах... император трудился утром и ночью не покладая рук...»
«Тот, кто управляет государством... должен тщательно следить за службой, выполнять свои обещания, умерять свои расходы, любить своих людей и использовать народ только тогда, когда это необходимо» (Конфуций).
3. Обобщите полученные данные и сделайте вывод о том, какие качества правителя являлись, с точки зрения древних, необходимыми и подчеркивали достоинство правителя на Востоке. Сопоставьте их с современным европейским представлением о государственном деятеле.
4. Как вы думаете, описанные в официальных документах качества отражают объективные сведения об этих людях? Обоснуйте свой ответ.
5. В Древнем Египте перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку папирус с указом, повелевающим реке разлиться. Жрецы молились о фараоне: «Да живет он, да здравствует и да благоденствует ! Ибо в здоровье и благоденствии фараона - залог процветания Обеих Земель!» В законах Хаммурапи о нем написано: «Владыка, давший жизнь Уруку, проведший обильную воду...»
Какая функция фараона как правителя Египта и вавилонского царя здесь отражена? На основе источников и учебника назовите другие обязанности древневосточного правителя.

Лабораторно-практическое занятие № 5

Человек в древнегреческой культуре

Цель занятия. Выявить отношение к человеку и его место в миропонимании древних греков.

Источники. Софокл. «Антигона» (с. 78-79). Изображения древнегреческих статуй классического периода и египетской скульптуры.

Вопросы и задания для учащихся
1. Проанализируйте фрагмент древнегреческой трагедии. Как Софокл описывает человека? Какое место занимал человек в мире по представлению древних греков? Какое древнегреческое высказывание, приведенное в учебнике, отражает эти представления?
2. Как вы думаете, Софокл описывает какого-то конкретного человека или его обобщенный образ?
3. Внимательно рассмотрите изображения древнегреческих статуй классического периода. Найдите в параграфе текст об особенностях древнегреческой скульптуры. Как вы понимаете его?
4. Сравните древнегреческую и египетскую скульптуру. В чем различия в изображении человека и назначении скульптуры?
5. Сопоставьте изученные источники и сделайте общий вывод об отношении древних греков к человеку. Как вы думаете, можно ли говорить о появлении в Древней Греции понятия «личность»?

Второй великий трагический поэт Афин V в. - Софокл (родился около 496 г., умер в 406 г.).

Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографии с Саламинской битвой (480г.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился. Возрастное соотношение отражает соотношение эпох. Если Эсхил - поэт времени зарождения афинской демократии, то Эврипид - поэт ее кризиса, а Софокл продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла».

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам

Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила.

Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику.

Другое значительное драматургическое новшество Софокла - допущение третьего актера. Характерным образцом драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона» (около 442 г.). Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. Консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».

Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.


Как разрешается конфликт между Антигоной и Креонтом? Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. С наибольшей яркостью эта проблема разработана в трагедии «Царь Эдип. его интерес сосредоточен на личной судьбе Эдипа.

Ни одно произведение античной драматургии не оставило столь значительных следов в истории европейской драмы, как «Царь Эдип». «Неогуманизм» XVIII - XIX вв. видел в нем образцовую античную трагедию и противополагал ее, как «трагедию рока», шекспировской «трагедии характеров». В связи с этим создалось распространенное представление, будто античная трагедия вообще является «трагедией рока». Это - большое преувеличение: в аттической трагедии проблема «рока» разрабатывается сравнительно редко. Но и в самом «Царе Эдипе», где эта проблема безусловно затронута, она отнюдь не выдвинута на первый план. Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости.

нтересно, что Софокл уделяет большое внимание женским образам. Женщина является у него, наравне с мужчиной, представительницей благородной.человечности.

Трагедии Софокла отличаются четкостью драматической композиции. Они обычно начинаются с экспозиционных сцен, в которых разъясняется исходное положение и вырабатывается некий план; .поведения героев. В процессе выполнения этого плана, наталкивающегося на различные препятствия, драматическое действие то нарастает, то замедляется, пока не достигает переломного момента, вслед, за которым, после небольшого замедления, наступает катастрофа, стремительно приводящая к окончательной развязке. В закономерном ходе событий, строго мотивированном и вытекающем из характера действующих лиц, Софокл усматривает скрытое действие божественных сил, управляющих миром.

Хор играет у Софокла только подсобную роль. Его песни являются как бы лирическим сопровождением к действию драмы, в которой он сам уже не принимает значительного участия.

В мировую литературу он вошел как создатель ряда монументальных образов

Эсхил и Софокл - творцы античной трагедии в ее классической форме. В этой трагедии изображались преимущественно столкновения по существенным вопросам социальной жизни и человеческого поведения. Конфликт между отцовским и материнским правом, государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом, противопоставление прямодушия и хитрости, страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениями человека и объективным смыслом его поступков - таков круг тем, охваченных наиболее яркими трагедиями Эсхила и Софокла.

Софокл были убеждены в том, что мир управляется разумными божественными силами, на фоне действия которых трагическое страдание приобретает нравственный смысл. Божества принимали явное или скрытое участие в ходе драмы.

Вопрос № 16. Нравственная и соц-политическая проблематика трагедии Софокла «Антигона». Герои «Антигоны» - люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта - следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам СофоклаСофокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии “Антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис - “человек - мера всех вещей”). Ошибка Креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон, т.е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами

Вопрос № 17. Образы и композиция трагедии Софокла «Царь Эдип». В трагедии “Эдип-царь” разворачивается подлинно человеческая драма, насыщенная психологическими и общественно-политическими конфликтами. В сравнении с другими произведениями Софокла в “Эдипе-царе” проблеме знания уделено несравнимо больше внимания. ”. Софокл противопоставляет ограниченности человеческого знания божественное всеведение. Согласно представлениям Софокла, власть богов не определяется человеческой мерой. Именно борьбе с богами отдает Эдип свою огромную волю и безмерный ум. Многие исследователи рассматривают “Эдипа-царя” как трагедию рока, в которой непреодолимая сила судьбы губит ни в чем В образах богов, противостоящих Эдипу, драматург отразил все то, что не находило объяснения в окружающем мире, а законы этого мира были еще не познаны. Признавая божественное предопределение, против которого человек бессилен, Софокл показывает человека, стремящегося избежать предначертанного. В судьбе его героя происходит самый страшный и неожиданный поворот: человек, пользовавшийся всеобщим уважением, знаменитый своей мудростью и подвигами, оказывается ужасным преступником, источником несчастий для своего города и народа. В то же время Софокл не оправдывает Эдипа неведением или невольным характером его преступлений.Важно здесь отметить первостепенную роль мотива нравственной ответственности, который отодвигает на задний план тему рока, заимствованную поэтом из древнего мифа. Софокл подчеркивает, что Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы. Это энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. Он выходит победителем в этой борьбе, сам назначая себе кару, сам осуществляя наказание и преодолевая тем самым свои страдания.Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Это аналитическая драма, т.к. все действие построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

Греческая трагедия - один из древнейших образцов литературы. В статье освещается история возникновения театра в Греции, специфика трагедии как жанра, законы построения произведения, а также перечисляются самые известные авторы и произведения.

История развития жанра

Истоки греческой трагедии следует искать в ритуальных дионисийских праздниках. Участники этих торжеств изображали из себя самых известных спутников бога вина - сатиров. Чтобы добиться большего сходства, они носили маски, имитирующие козлиные головы. Празднества сопровождались традиционными песнями - дифирамбами, посвященными Дионису. Именно эти песни и легли в основу древнегреческой трагедии. Первые произведения создавались по образцу сказаний о Бахусе. Постепенно на сцену стали переносить и другие мифологические сюжеты.

Само слово «трагедия» образовано от tragos («козел») и ode («песнь»), т. е. «песнь козла».

Греческая трагедия и театр

Первые театральные представления были тесно связаны с культом Диониса и являлись частью ритуала восхваления этого бога. С ростом популярности подобных представлений авторы стали все чаще заимствовать сюжеты из других мифов, и постепенно театр утрачивал свое религиозное значение, приобретая все больше светских черт. Вместе с тем на сцене все чаще начинали звучать пропагандистские идеи, продиктованные действующей властью.

Независимо от того, что ложилось в основу пьесы - государственные события или сказания о богах и героях, театральные представления оставались значительными событиями в жизни общества, навсегда закрепив за трагедией звание высокого жанра, а также главенствующие позиции в жанровой системе всей литературы в целом.

Для театральных представлений сооружались специальные здания. Их вместимость и удобство расположения позволяло организовывать не только выступления актеров, но и народные собрания.

Комедия и трагедия

Ритуальные представления положили начало не только трагедии, но и комедии. И если первая происходит от дифирамба, то вторая берет за основу фаллические песни, как правило, непристойного содержания.

Греческая комедия и трагедия отличились сюжетами и действующими лицами. Трагические представления рассказывали о деяниях богов и героев, а персонажами комедий становились простые люди. Обычно это были недалекие сельские жители или корыстолюбивые политические деятели. Таким образом, комедия могла становиться инструментом выражения общественного мнения. И именно с этим же связана принадлежность этого жанра к «низким», т. е. приземленным и прагматичным. Трагедия же представлялась чем-то возвышенным, произведением, где говорилось о богах, героях, неодолимости рока и месте человека в этом мире.

Согласно теории древнегреческого философа Аристотеля, во время просмотра трагического представления зритель переживает катарсис - очищение. Это происходит благодаря сопереживанию судьбе героя, глубокому эмоциональному потрясению, вызванному гибелью центрального персонажа. Аристотель придавал огромное значение этому процессу, считая его ключевой особенностью жанра трагедии.

Жанровая специфика

Жанр греческой трагедии основан на принципе трех единств: места, времени, действия.

Единство места ограничивает действие пьесы в пространстве. Это означает, что на протяжении всего спектакля герои не покидают одну локацию: все начинается, происходит и завершается в одном месте. Продиктовано такое требование было отсутствием декораций.

Единство времени предполагает, что события, происходящие на сцене, укладываются в 24 часа.

Единство действия - в пьесе может быть только один ключевой сюжет, все второстепенные ответвления сводятся к минимуму.

Обусловлены эти рамки тем, что древнегреческие авторы старались максимально приблизить происходящее на сцене к реальной жизни. О тех событиях, которые нарушают требования триединства, но необходимы для развития действия, зрителю сообщали в декламационном порядке вестники. Это касалось всего, что происходило вне сцены. Однако стоит заметить, что с развитием жанра трагедии эти принципы стали терять свою актуальность.

Эсхил

Отцом греческой трагедии принято считать Эсхила, создавшего около 100 произведений, из которых до нас дошли лишь семь. Он придерживался консервативных взглядов, считая идеалом государственности республику с демократическим рабовладельческим строем. Это накладывает отпечаток на его творчество.

В своих произведениях драматург обращался к основным проблемам своего времени, таким как судьба родового строя, развитие семьи и брака, судьба человека и государства. Будучи глубоко религиозным, он свято верил в силу богов и зависимость судьбы человека от их воли.

Отличительным чертами творчества Эсхила являются: идейная возвышенность содержания, торжественность подачи, актуальность проблематики, величественная стройность формы.

Муза трагедии

Греческой музой трагедии являлась Мельпомена. Ее каноническое изображение - женщина в венке из плюща или виноградных листьев, также ее неизменными атрибутами были трагическая маска, символизирующая сожаление и скорбь, и меч (иногда палица), напоминающий о неизбежности наказания для тех, кто нарушает божественную волю.

Дочери Мельпомены обладали необычайно прекрасными голосами, и их гордыня зашла так далеко, что они бросили вызов другим музам. Конечно, состязание было проиграно. За дерзость и непослушание боги покарали дочерей Мельпомены, превратив их в сирен, а скорбящая мать стала покровительницей трагедии и получила свои отличительные знаки.

Структура трагедии

Театральные представления в Греции проходили трижды в год и выстраивались по принципу соревнований (агонов). В состязании участвовали три автора трагедий, каждый из которых представлял на суд зрителей три трагедии и одну драму, и три комедийных поэта. Актерами театра были только мужчины.

Греческая трагедия имела фиксированную структуру. Действие начиналось с пролога, который выполнял функцию завязки. Затем следовала песня хора - парод. После этого следовали эписодии (эпизоды), которые позднее стали называться актами. Эпизоды перемежались песнями хора - стасимами. Каждый эписодий завершался комосом - песней, исполняемой хором и героем совместно. Вся пьеса заканчивалась эксодом, который пели все актеры и хор.

Хор - участник всех греческих трагедий, он имел огромное значение и выполнял роль повествователя, содействуя в передаче смысла происходящего на сцене, давая оценку поступкам действующих лиц с позиции морали, раскрывая глубину душевных переживаний героев. Хор состоял из 12, а позже 15 человек и на протяжении всего театрального действия своего места не покидал.

Первоначально в трагедии действовал лишь один актер, его называли протагонистом, он вел диалог с хором. Позже Эсхил ввел второго актера, называемого девтерагонистом. Между этими персонажами мог возникать конфликт. Третьего актера - тритагониста - в сценическое представление ввел Софокл. Таким образом, в древнегреческая трагедия достигла вершины своего развития.

Традиции Еврипида

Еврипид привносит в действие интригу, применяя для ее разрешения особый искусственный прием, названный deus ex machina, что в переводе означает «бог из машины». Он в корне меняет значение хора в театральном представлении, сводя его роль лишь к музыкальному сопровождению и лишая доминирующей позиции повествователя.

Установленные Еврипидом традиции в построении представления были заимствованы древнеримскими драматургами.

Герои

Кроме хора - участника всех греческих трагедий - зритель мог увидеть на сцене воплощение известных с детства мифологических персонажей. Несмотря на то что в основе сюжета всегда лежал тот или иной миф, авторы часто меняли интерпретацию событий в зависимости от политической обстановки и собственных целей. Никакое насилие не должно было быть показано на сцене, поэтому гибель героя всегда происходила за сценой, о ней возвещалось из-за кулис.

Действующими лицами древнегреческих трагедий становились боги и полубоги, цари и царицы, зачастую имевшие божественное происхождение. Герои - это всегда личности с неординарной силой духа, которые противостоят року, судьбе, бросая вызов предназначению и высшим силам. Основой конфликта является желание самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Но в противоборстве с богами герой обречен на поражение и, как следствие, в финале произведения погибает.

Авторы

Несмотря на то что творческое наследие Еврипида считается образцовым, при жизни его постановки не пользовались особым успехом. Возможно, это обусловлено тем, что он жил в период упадка и кризиса афинской демократии и предпочитал уединение участию в общественной жизни.

Творчество Софокла отличается идеалистическим изображением героев. Его трагедии - своеобразный гимн величию человеческого духа, его благородству и силе разума. Трагик ввел принципиально новый прием в развитие сценического действия - перипетию. Это внезапный поворот, исчезновение удачи, вызванное реакцией богов на чрезмерную самоуверенность героя. «Антигона» и «Эдип-царь» являются самыми совершенными и известными пьесами Софокла.

Эсхил первым среди греческих трагиков получил мировое признание. Постановки его произведений отличались не только монументальностью замысла, но и роскошью воплощения. Сам Эсхил считал свои военные и гражданские свершения более значительными, чем достижения в соревнованиях трагиков.

«Семеро против Фив»

Постановка греческой трагедии Эсхила «Семеро против Фив» состоялась в 467 г до н. э. В основе сюжета лежит противостояние Полиника и Этеокла - сыновей Эдипа, известного персонажа греческой мифологии. Когда-то Этеокл изгнал своего брата из Фив, чтобы единолично править городом. Прошли годы, Полинику удалось заручиться поддержкой шестерых знаменитых героев и с их помощью он надеется вернуть себе трон. Заканчивается пьеса гибелью обоих братьев и возвышенно-печальной похоронной песнью.

В этой трагедии Эсхил обращается к теме разрушения общинно-родового строя. Причиной гибели героев становится родовое проклятие, т. е. семья в произведении выступает не как опора и священный институт, а как неотвратимое орудие рока.

«Антигона»

Софокл, греческий драматург и автор трагедии «Антигона», был одним из известнейших писателей своего времени. За основу своей пьесы он взял сюжет из фиванского мифологического цикла и продемонстрировал в ней противостояние между человеческим произволом и божественными законами.

Трагедия, так же как и предыдущая, рассказывает о судьбе отпрысков Эдипа. Но на сей раз в центре повествования оказывается его дочь - Антигона. Действие разворачивается после Похода Семерых. Тело Полиника, который после своей смерти был признан преступником, Креонт, нынешний правитель Фив, приказывает оставить на растерзание зверям и птицам. Но Антигона, вопреки этому приказу, совершает похоронный обряд над телом своего брата, как велит ей долг и непреложные законы богов. За что и принимает страшное наказание - ее заживо замуровывают в пещере. Трагедия заканчивается самоубийством сына Креонта Гемона, жениха Антигоны. В финале жестокому царю приходится признать свое ничтожество и раскаяться в жестокости. Таким образом, Антигона предстает исполнительницей воли богов, а в образе Креонта воплощаются человеческий произвол и бессмысленная жестокость.

Отметим, что к этому мифу обращались многие драматурги не только Греции, но и Рима, а позднее этот сюжет получил новое воплощение уже в европейской литературе нашей эры.

Список греческих трагедий

К сожалению, большая часть текстов трагедий не дошла до наших дней. Среди полностью сохранившихся пьес Эсхила можно назвать только семь произведений:

  • «Просительницы»;
  • «Персы»;
  • «Прометей прикованный»;
  • «Семеро против Фив»;
  • трилогия «Орестея» («Эвмениды», «Хоэфоры», «Агамемнон»).

Литературное наследие Софокла также представлено семью дошедшими до нас текстами:

  • «Эдип-царь»;
  • «Эдип в Колоне»;
  • «Антигона»;
  • «Трахинянки»;
  • «Аянт»;
  • «Филоктет»;
  • «Электра».

Среди произведений, созданных Еврипидом, для потомков сохранилось восемнадцать. Самые известные из них:

  • «Ипполит»;
  • «Медея»;
  • «Андромаха»;
  • «Электра»;
  • «Просительницы»;
  • «Геракл»;
  • «Вакханки»;
  • «Финикиянки»;
  • «Елена»;
  • «Киклоп».

Невозможно переоценить роль, которую сыграли древнегреческие трагедии в дальнейшем развитии не только европейской, но и мировой литературы в целом.