Какая грамотность. «формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований. Исследование уровня развития памяти

23.04.2024

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которым и в голову не приходит, что в словах нужно делать правильные ударения, мысли можно складно формулировать, а писать - без грамматических ошибок. А ведь русский язык по-прежнему является одним из ведущих школьных предметов.

Дело в том, что закладывается в человеке грамотность в самом юном возрасте. Ребенок слушает, как говорят родители, и усваивает их манеру речи как правильную, достойную подражания. Следовательно, от того, насколько правильно умеют излагать свои мысли родители, зависит, станут ли их дети в дальнейшем культурными и образованными людьми.

Грамотному человеку легче подыскать для себя интересную, престижную работу. Мудрые руководители сразу подмечают, владеет ли будущий сотрудник родным языком, насколько он свободно и легко говорит, доступно ли излагает свои мысли, грамотно ли пишет.

Вряд ли на работу с документами возьмут человека, пишущего с ошибками. На должность, связанную с постоянным общением с разными людьми, примут того, кто имеет благозвучную грамотную речь. Рассматривая претендентов на работу по составлению деловых бумаг, работодатель отдаст предпочтение тому, кто превосходно справился с заполнением анкеты.

Но есть работы, где вроде бы не нужна особая грамотность. Работающие в таких местах люди зачастую безответственно относятся к развитию собственных речи и письма. А ведь у них родятся дети, для которых родители станут образцом во многом, в том числе и в речевой культуре.

Учиться правильной письменной и устной речи стоит хотя бы ради детей, чтобы суметь помочь им с получением полноценного образования. Никто не знает, что уготовано ему в жизни. Возможно, ваш ребенок выберет профессию, где высокая грамотность будет ему крайне необходима.

Сегодня страничка в социальных сетях есть почти у всех. Это удобный канал коммуникаций. Очень важно при таком интернет-общении быть правильно понятым собеседником. То же касается сайтов, которые есть сегодня у многих. Авторы размещают там свои тексты. Посетители, заходящие на сайт, охотнее будут читать тексты, написанные интересно, понятно и без ошибок.

Для сбора статистических данных ЮНЕСКО, исходя из вышеозначенной позиции, предложило считать грамотными того, кто имеет минимальный уровень функциональной и минимальной грамотности, где под первым имеется в виду уровень грамотности, делающий возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении, под вторым – способность читать и писать простые сообщения. Определение понятия «неграмотность» (illiteracy) связано с позицией авторов, либо трактующих грамотность как компетенцию, либо включающих в понятие пользование этими умениями в различных ситуациях. По мнению первых, неграмотен тот, кто не умеет читать и писать вообще. По мнению вторых, в эту же группу включаются и те, кто может прочесть или написать только самые простые предложения.
Далее потребовалось определить минимальную и функциональную грамотность. Так, Венецки предлагает заменить слово минимальная на базовую и рассматривать базовую грамотность как необходимую грамотность. Он считает, что базовый или минимальный уровень грамотности соответствует тому, что Грей (1925) и Шалл (1983) называли вторым уровнем в схемах развития, это может быть тот минимальный уровень, который достаточен для последующего самостоятельного чтения с целью самообразования.
По мнению Грея, он обеспечивается не менее, чем четырьмя-пятью годами обучения в школе, что, возможно, верно для сегодняшнего времени, когда большинство детей в развитых странах посещают начальную школу в течение шести лет. Однако исторический опыт России и Америки показывает, что удалось достичь грамотности населения за более короткие сроки обучения. Таким образом, по мнению Венецки, базовый уровень грамотности и обеспечивает самостоятельное развитие грамотности человека, а необходимая грамотность, как уровень, зависящий от социального контекста конкретной страны, изменяется со временем по мере изменения экономической и социальной ситуации в стране. Таким образом, он относит базовый уровень грамотности к индивиду, а необходимый уровень грамотности к социальной сфере общества. В литературе сегодня можно встретить целый ряд понятий, связанных с термином «грамотность» (literacy): традиционная грамотность, функциональная грамотность, грамотность для выживания, маргинальная грамотность, функциональная грамотность взрослых, культурная грамотность, информационная грамотность. Причем слово грамотность (literacy) широко применяется в англоязычных странах и по существу стало широкоупотребимым понятием. Так, многие организации, связанные с образованием, имеют слово Literacy в своем названии: Literacy Volunteers of America, National Center on Adult Literacy, United Kingdom Literacy Association; оно также привычно в названиях книг: «Teaching Literacy from Using Information Technology: A Collection of Articles From the Australian Literacy Educators" Association (Joelie Hancock, Editor 1999). В других языках (немецком, шведском, финском, русском) термин «грамотность» пока однозначно не определен и употребляется в разных значениях.
Функциональная грамотность остается удобным и широко используемым термином определяющим возможности выше базовой грамотности и позволяющим определять уровень деятельности человека с использованием печатного слова. Количество и качество печатных материалов, которыми пользуется человек, меняется со временем и различно в разных странах. Количество печатных материалов и новые технологические средства требуют увеличения скорости чтения, скорости понимания и принятия решения.
Термин «функциональная грамотность взрослых» (Nafziger 1976) сразу поставил вопрос о том, кого же в данном случае считать взрослым. Опять же, обращаясь к рекомендациям, изложенным в документах ЮНЕСКО, взрослым в контексте понятия грамотности следует считать человека старше 15 лет.
Если необходимая грамотность (или функциональная гpaмотность) – это способность, которая проявляется в социальном контексте, то взрослым в каждой стране следует считать того человека, от которого общество ожидает такого поведения. «Взрослость» регламентируется за конами страны: в каком возрасте человек может иметь паспорт, получить водительские права, начать самостоятельную трудовую деятельность, записаться в клуб, участвовать в голосовании, самостоятельно путешествовать, когда он начинает принимать участие в деятельности, охватывающей его район, город, страну. В большинстве стран этот возраст определяется между 16-ю – 18-ю годами. Венецки считает, что слово «функциональная» здесь лишнее, т.к. речь идет о характеристике грамотности. И функциональная, и традиционная (или необходимая) грамотности являются почти синонимичными понятиями, только первое делает акцент на бытовой, а второе – на трудовой контекст их применения. Маргинальная грамотность и грамотность выживания являются видовыми понятиями функциональной грамотности, определяя ее нижний предел. Понятие культурной грамотности определяет то, что каждая нация считает необходимым включить в данное понятие.

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык считается одним из сложных. Но интернет значительно облегчает муки школьника, студента и ускоряет процесс вхождения в новую языковую среду.

Инструкция

Цели и намерение - это самое главное. От целей зависит сложность осваиваемого материала, а от намерения интенсивность занятий. Понятно, что бизнесмену важнее лексика юридическая и узкоспециальная терминология, а наемный рабочий должен понимать работодателя и иметь запас фраз для экстремальных ситуаций, связанных с медициной или правовыми . В первую очередь, надо осваивать то, что понадобится в ближайшее время. А потом уже развиваться вширь и вглубь.

Учить язык в одиночку - пустая трата времени. Если нет интернета, надо искать носителя языка и разговаривать с ним. Мало знать грамматику и вызубрить двести слов. Надо иметь навык их использования. Вот все большей популярностью пользуются сетевые площадки, где одни люди помогают учить язык другим. Например, сеть livemocha.com, где могут обучиться языку пользователи с минимальным уровнем знаний. Можно осваивать новый материал, выполнять задания и общаться письменно или голосом с носителями языка.

Если русскоговорящего помощника в реальной нет, а потренироваться в изучении русского языка хочется, на помощь придут виртуальные тренажеры, полезные игры со словами. Например, классическая игра "Эрудит" (Scrabble) http://www.wordgameolympics.ru/menu3.php .

Развивайте фонематический слух ребенка. Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.

Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.

Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.

Поставьте текстовый редактор с проверкой орфографии. Объясните ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точно знать, как пишется то или иное слово. Не бойтесь, что ваш ученик привыкнет полагаться на программу. В любом случае вы таким образом активизируете его зрительную память, и правописание многих слов он запомнит автоматически.

Могут помочь и некоторые компьютерные игры, вроде «Поля чудес». В них надо отгадать задуманное слово. Но определить его можно только тогда, когда знаешь, как оно пишется. Такие игры можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.

Не бойтесь социальных сетей. Конечно, страницу ребенка и его контакты необходимо контролировать. Вы легко это сумеете, если владеете компьютером лучше вашего малыша. Постарайтесь обеспечить своему школьнику такой круг общения, в котором принято писать грамотно. Объясните, что социальные сети существуют не только для того, чтобы поболтать с соседом по парте. Можно, например, получить консультацию с любым преподавателем. Это особенно важно, если ребенок чем-то всерьез увлечен и у него есть вопросы, которые он хотел бы задать компетентному человеку. Научите его проверять свои сообщения. Объясните, где в интернете можно найти словари и как ими пользоваться.

Отдайте ребенка в кружок иностранного языка. Осваивая логику незнакомой для него речи, он подсознательно начнет постигать и трудные для него явления родного языка. У людей, которые с детства знают несколько языков, обычно не бывает проблем с

Словари

У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».


Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в .

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.

Видео по теме

Совет 17: Как самостоятельно улучшить грамотность письма

С ростом доступности интернета расширяются возможности общения в этой действительно всемирной сети. Так здорово общаться с разными людьми, узнавать что-то новое, вести бизнес. Однако, при этом очень важно вести переписку грамотно. Как самостоятельно повысить уровень своей грамотности, расширить словарный запас?

Даже если вы плохо учились в школе и по русскому языку в аттестате имеете слабую "3" (что, чаще всего, соответстует объективной оценке "2"), будучи взрослым человеком можно значительно подтянуть грамотность письма, научится выражать свои мысли оригинально, интересно.

Читайте!

Начните с произведенй великих писателей - учитесь у них, ищите оригинальные выражения, редкие слова. Заставьте себя прочитывать хотя бы по рассказу (небольшой повести или главе романа) в день. Если вы не знаете значения некоторых слов, обязательно ищите их в толковом словаре.


Полезный совет: человек, который много читает, достаточно быстро начинает писать грамотнее, однако, чтобы еще ускорить этот процесс, длинные и сложные слова прочитывайте несколько раз, медленно, желательно вслух.


Хочу обратить внимание читателя на следующую проблему: в книгах, изданных после 2000 года, ошибок намного больше, нежели в советских. Постарайтесь выбирать книги, изданные до 1980-90 г.г.

Пишите!

Разумеется, научится писать грамотно без тренировки не получится. Разделите "писательство" на несколько этапов. Начните с текстов, затем начните устраивать себе диктанты (попросите помощи у родственников, знакомых или пишите с аудиозаписей книг). После того, как в текстах количество допускаемых ошибок значительно сократится, переходите к изложениям (обращайте внимание не только на грамотность, но и на логику изложения информации, художественные достоинства вашего текста). Помните, что сложность текстов, с которыми вы работаете, должна постепенно расти.


Полезный совет: идеальный вариант на этапе письменных тренировок - найти помощника, который вам составит компанию, будет диктовать, проверять ваши тексты. Небесполезна и обратная ситуация - проверка чужого диктанта, изложения.


После тренировки на чужих текстах, переходите на создание своих. Начните, к примеру, вести дневник, писать

– это ключевая, центральная тематика этого сайта, и поэтому сегодня я решил еще раз остановиться на этой теме и написать статью, которая доступно и наиболее полно раскрывала бы это понятие. Ознакомившись с этой публикацией, вы сложите полное представление о том, что такое финансовая грамотность, что включает в себя это понятие, и для чего это все необходимо каждому человеку.

В статье я буду давать много ссылок на другие материалы сайта, где те или иные вопросы описаны подробнее, поэтому переходите по ним, чтобы узнать больше.

Что такое финансовая грамотность?

Итак, что подразумевается под словосочетанием “финансовая грамотность”, что это такое? Не нужно выдумывать ничего сложного и заумного, достаточно просто заглянуть в словари и посмотреть там, что означают слова, составляющие это понятие.

Финансы – это движение денежных средств, процессы формирования, распределения и использования денежных фондов.

Грамотность – это высокая степень владения человека определенными навыками и умениями.

Соответственно, можно соединить эти понятия и получить вот такое определение:

– это владение человеком принципами формирования, распределения и использования денежных фондов. Другими словами, это умение грамотно распоряжаться личными финансами.

Обратите внимание: нет выражения “денежная грамотность”, ее называют именно “финансовой”. Причина в том, что финансы – это более обширное, более точное, и более правильное понятие, чем деньги (подробнее об этом можно почитать в статье ). Поэтому воспринимать свои поступления и траты как деньги – неправильно и недостаточно, для того чтобы быть финансово грамотным человеком.

Если кратко и доступно обозначить разницу между этими понятиями, то это будет выглядеть так.

Деньги можно:

  • зарабатывать;
  • тратить;
  • использовать для определения стоимости;
  • копить.

Финансы можно:

  • зарабатывать;
  • расходовать;
  • учитывать;
  • распределять;
  • оптимизировать;
  • использовать для создания фондов;
  • резервировать;
  • накапливать;
  • вкладывать.

Отдельно хочу отметить, что финансы можно вкладывать (инвестировать) для того, чтобы они “производили” новые финансы, в этом случае они приобретают уже новое название – .

Финансовая грамотность подразумевает управление именно финансами, а не деньгами: это более широкое и более точное понятие.

Для чего нужна финансовая грамотность?

Для чего вообще нужна финансовая грамотность? Все очень просто. Есть важнейшие сферы человеческой жизнедеятельности, в которых человек просто обязан, на мой взгляд, хорошо разбираться, ориентироваться, быть грамотным. Почему? Потому что на этом основана вся его жизнь, и ему постоянно приходится с этим сталкиваться. И хорошее знание дела, профессиональный подход к решению вопросов – всегда даст лучшие результаты, чем дилетантский и неграмотный.

Если подходить к финансовым делам неграмотно, дилетантски – все эти вопросы так и будут решаться: медленно, не до конца, на “тяп-ляп”. Поэтому и необходима финансовая грамотность: разумный, грамотный, профессиональный подход к распоряжению личными финансами.

Возможно, кто-то думает: “Да что там, я в принципе и так умею распоряжаться финансами. Я зарабатываю деньги, стараюсь зарабатывать их больше, вполне разумно трачу, иногда у меня получается что-то накопить, иногда я беру кредиты, у меня есть пластиковые карты и счета в банках, я отправляю и получаю деньги – я вполне финансово грамотный человек!”. Как правило – это большое заблуждение, которое реально мешает в жизни и тормозит многие жизненно необходимые процессы.

Чтобы было понятнее, я объясню на примере. Вот каждый человек примерно представляет себе, как построить дом. Он знает, что нужно выкопать котлован, заложить фундамент, воздвигнуть стены, положить блоки перекрытия, соорудить крышу, застеклить, установить двери, сделать внешнюю и внутреннюю отделку. Вроде все понятно и всем давно известно. Но сможет ли реально любой человек спроектировать и построить качественный, надежный, красивый дом? Даже если у него будут в распоряжении все необходимые ресурсы? Даже если он будет просто управлять и руководить этим процессом? Нет! Не сможет! То, что он построит, не будет соответствовать нормам и стандартам, где-то будет неправильным, неэстетичным, и даже опасным для жизни: при каком-то малейшем стихийном бедствии дом, построенный дилетантом, может не выдержать и рухнуть! Качественно построить дом может только грамотный, профессиональный прораб!

Точно так же все обстоит и с финансовой грамотностью. Считать себя финансово грамотным – еще не значит быть им! Управление личными финансами должно подчиняться выработанным правилам и стандартам, которые уже на деле доказали свою эффективность и правильность. Это наука, которую необходимо изучать, осваивать и внедрять на практике. Это то, к чему необходимо формировать профессиональный подход.

Что включает в себя финансовая грамотность?

Чтобы было еще понятнее, далее я приведу основные направления, которые затрагивает финансовая грамотность, которые необходимо изучать, знать и применять. Как раз на примере дома я уже однажды разбирал понятие (тоже стоит прочесть), а понятие финансовая грамотность еще немного шире. Итак, что она в себя включает?

Умение зарабатывать деньги. Финансово грамотный человек, в первую очередь, должен знать, . И эти знания и умения не должны ограничиваться единственно возможной традиционной работой. Способов заработка гораздо больше, они предполагают получение . Я не говорю, что надо обязательно использовать их все, но их точно должно быть более одного, потому что доход из одного источника (даже кажущегося очень надежным) – это всегда огромный риск. Нужно уметь видеть возможности для заработка во всем, и использовать то, что вам больше по душе. При этом ориентироваться желательно именно на .

Умение экономить. Это один из компонентов умения тратить, но его я решил выделить отдельно. Наблюдения показывают, что у большинства людей совершенно искаженное представление об экономии: они считают, что экономить – это “жаться”, отказывать себе в чем-то, недополучать что-то жизненно необходимое, и т.д. В общем, многие подвержены влиянию ряда мифов и стереотипов об экономии. На самом же деле экономия – это просто бережливость, а экономить – значит бережно расходовать личные финансы. Больше на эту тему можете почитать тут: и в других статьях сайта на тему экономии.

Умение планировать. Для чего необходим учет? Для того, чтобы наглядно видеть свои прошлые расходы, и на основе этого планировать будущие. Финансовая грамотность подразумевает наличие краткосрочных и долгосрочных финансовых планов и следование им. Как их составлять – можно почитать тут:

Умение оптимизировать. Финансово грамотный человек должен уметь оптимизировать свой бюджет, то есть, грамотно распределять свои траты в порядке приоритета, чтобы исключить вероятность нехватки финансов на что-то действительно важное и срочное. Как это можно сделать – в статье .

Умение инвестировать. Высшее умение, которое включает в себя понятие финансовая грамотность – это умение инвестировать: вкладывать деньги, чтобы они приносили новые деньги, создавать себе источники пассивного дохода. Это непросто, и всегда связано с рисками, тем не менее, это необходимо – это главный инструмент для достижения , высшего финансового состояния человека. Инвестированию на этом сайте посвящен целый раздел, начать можно, например, со статьи

Умение пользоваться банковскими услугами. В процессе управления личными финансами любой человек будет неизбежно постоянно сталкиваться с банками, их продуктами и услугами. И он просто обязан неплохо в них разбираться, уметь отличать выгодные продукты, тарифы, сделки от невыгодных, чтобы не терять, а зарабатывать на услугах банка, чтобы отношения с банком были партнерскими, а не кабальными, как это часто бывает. Банкам и банковским услугам тоже посвящен отдельный раздел на сайте: пользуйтесь поиском по сайту, читайте, изучайте то, что интересно вам в первую очередь – материалов уже очень много.

Базовые знания экономики. И, наконец, финансовая грамотность предполагает знание и понимание основных экономических процессов, происходящих в государстве, в первую очередь – тех, которые оказывают самое прямое влияние на состояние личных финансов: , и т.д. Экономика и ее процессы тоже рассматривается в отдельном разделе сайта – заходите, изучайте.

Где научиться финансовой грамотности?

Ну и в заключение – о том, где можно научиться финансовой грамотности, где узнать обо всем этом, если это так важно. К сожалению, этому сейчас практически нигде не учат. Лично у меня диплом по специальности “Финансы”, но личным финансам там не было уделено ни одного занятия ни по одному предмету. В целом, я уже не раз делал выводы, что финансово грамотные люди невыгодны государству: ими сложнее управлять, их сложнее заставить жить в каких-то нужных рамках.

Государству куда проще держать людей в сильной денежной зависимости – это отличный инструмент управления. Ведь государство наделено функцией производства денег, может производить их столько, сколько посчитает нужным, а его граждане вынуждены эти деньги зарабатывать.

Поэтому обучение финансовой грамотности в учебных заведениях пока не получило широкого распространения. Хотя определенные подвижки в этом есть, что радует, но все равно этого явно недостаточно. Поэтому научиться финансовой грамотности в достаточном объеме сейчас можно только самостоятельно, проявив к этому стремление и интерес. Основных источников обучения я могу выделить три:

  1. Литература по финансовой грамотности (книги отечественных и зарубежных авторов).
  2. Частные курсы, семинары, вебинары, тренинги по финансовой грамотности.
  3. Сайты, обучающие финансовой грамотности.

Что выбрать, на чем заострить свое внимание – каждый вправе решать сам, и хорошо, что в этом случае есть выбор. Я бы хотел остановиться на третьем пункте, поскольку он самый доступный, а главное – бесплатный.

Я сам, увидев проблему низкой , решил внести в ее решение свой вклад, и создал этот сайт – , который на сегодняшний момент уже стал достаточно известным, популярным и авторитетным интернет-ресурсом, одним из лучших в своей тематике (кому интересно – можете почитать, например, – там много наглядной статистики). Уже сейчас здесь опубликованы более 1150 уникальных авторских статей с материалами, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность. Доступ ко всем материалам сайта совершенно бесплатный, платить за что-либо здесь вам не придется, в отличие от многих других похожих проектов.

Здесь собрано все необходимое для того, чтобы развить и повысить свой уровень финансовой грамотности, научиться управлять личными финансами, повысить свое финансовое состояние, а значит, жить лучше в современных реалиях.

Я всегда готов к диалогу со своими читателями в комментариях и на , где уже общается немало интересных людей, для которых финансовая грамотность – не пустые слова, и которые уже достигли хороших результатов в управлении личными финансами, а также те, кто находятся только в начале этого пути. Лично мне всегда интересно читать и обсуждать финансовые истории других людей, где могу – я всегда помогаю советом.

В общем, вот вам реальная и конкретная возможность повысить финансовую грамотность, а как вы ей воспользуетесь и воспользуетесь ли – это уже ваше решение.

В любом случае, хотелось бы, чтобы количество финансово грамотных людей было как можно большим! Так будет лучше для всех и для каждого! Увидимся на страницах сайта!