Как возникла азартная игра некоторые. История развития азартных игр в россии. Анализ выигрышных комбинаций

23.04.2024

История азартных игр уходит своими корнями в древность. И хотя в летописях нет упоминаний об азартных играх, зато есть легенды, сказания, домыслы, версии. Четкой хронологии возникновения карт и рулетки нет.

При раскопках древних стоянок археологи находят предметы, которые могли быть использованы для игр. Есть предположения, что изначально эти предметы имели магическое, сакральное значение, а с ходом веков стали средством увлекательного времяпровождения. Египетские гробницы сохранили до наших дней изображение человека, играющего в кости. В Древнем Тибете игорные диаграммы были начерчены на крышах храмов. Символическое изображение игры можно также найти на сиденьях монахов в средневековых английских церквях. У греков есть миф о Зевсе и Афродите, которые подбрасывают кости для определения судьбы героя, а "Илиада" Гомера описывает олимпийских богов, играющих в лотерею, чтобы определить победителя сражения.

Известно, что игральные кости использовались как для бросания жребия, так и для азартной игры. Например, арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до Рождества Христова очень любили азартные игры. Игра в кости орехами вибхидака была популярна среди каст. Собрание ведических гимнов Ригведа содержит поэму “Жалобы Игрока”.

В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I веке до Р.X. часто и подробно описывается игра в кости, и она квалифицируется как азартная игра.

Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Множество драматических историй об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

По мере роста цивилизации и возникновения крупных городов азартные игры нашли свое место на шумных базарах и в постоялых дворах. Здесь предлагали на выбор самые разнообразных потехи. За удовольствие испытать судьбу нередко приходилось расплачиваться золотом и драгоценностями.

Первые игорные дома ("casino" в переводе с итальянского – домик) появились в Римской империи. Днем рождения казино историки называют 557 год до нашей эры, когда римский царь Тарквиний Люций Приск воздвиг в честь бога хранителя урожая Конса так называемый Большой Цирк – древнеримский центр индустрии развлечений. Здесь делали ставки на тотализаторе, играли в кости. Публика дневала и ночевала в Большем цирке и Колизее в увеселениях и на зрелищах.

В Европе постепенно к процессу распространения азартных игр присоединились светские власти, обложив игорные заведения налогами. Впервые публичный игорный дом был легализован в 1626 году в Венеции. В то время в высшем венецианском обществе появился обычай собираться для самых разнообразных встреч в так называемым «малых домах» или «Casini». Знатные и богатые вельможи заключали там деловые сделки, спорили о политике, играли в азартные игры.

Первое казино в современном понимании открылось в 1765 году в Париже. Распорядился открыть казино первый министр Франции кардинал Джулио Мазарини для того, чтобы таким образом пополнить скудную казну Людовика XIV. Тогда же мир узнал, что помимо обычных карточных игр существует и рулетка.

В 1806 году во Франции игорный дом впервые получил официальное одобрение высшего государственного лица. Этим человеком стал французский император Луи де Бонапарт, почтивший своим присутствием одно из парижских казино.

Девятнадцатое столетие добавило к имиджу игорных заведений новые штрихи: появился качественный сервис, стал роскошным и комфортным внутренний интерьер, а охрана у входа стала ограничивать доступ в казино, пропуская внутрь только респектабельно выглядевших граждан. Азартные игры стали модным хобби, а казино – местом, где обязательно нужно было засветиться любому, кто считал себя обеспеченным человеком.

В 1861 году, в маленьком европейском государстве Монако, испытывавшем в то время финансовые трудности, человек по имени Франц Бланк предложил своему государству открыть казино для обогащения княжества. Три года спустя там открылся развлекательный центр «Монте-Карло», ставший сегодня одним из самых именитых и шикарных мест на земле. Примерно в это же время игорные «логова» (как их называли местные жители) появились и в Азии. Крупнейшими центрами азиатского игорного бизнеса стали города Сайгон и Макао. В 1899 году в крупнейших мировых казино появилось новое понятие – «приватные комнаты», где можно было, не отвлекаясь на игорный зал, делать неограниченные ставки.

В России при дворе Екатерины II рулеточные столы украшали не только роскошные залы дворцов - их можно было встретить даже на кухнях, где придворные повара в свободную минуту развлекались заморской игрой. Узнав от захваченных в плен французов о существовании рулетки, турецкий султан Селим III отправил за границу своих мастеров, чтобы они выучились там изготовлять "колесо фортуны". А индусов с этой игрой познакомили британские дипломаты.

В Америку азартные игры, как и многое другое, привезли переселенцы из Старого света. В многочисленных салунах Дикого Запада вопросы выигрыша решались при помощи кольта. На протяжении 1700-х и 1800-х годов город Нью-Орлеан был Меккой для игроков Нового света. Однако в период президентства Эндрю Джексона(1829-1837) легальные казино почти полностью исчезли во всех штатах. В результате запрета по всей стране возникла обширная нелегальная сеть «игровых объединений». После снятия этого запрета Бэнджамин Сигель стал основателем современного Лас-Вегаса, города-казино, получившего в наши дни славу всемирной столицы развлечений.

Сегодня игорные дома – это фешенебельное заведение, столы из красного дерева, приятное на ощупь сукно, тяжелые шторы, крупье в строгой форме, аромат дорогих сигар и духов. Войти в мир азартных игр сегодня не так уж и сложно, множество казино есть и в Беларуси, и в тех странах, которые посещают белорусские туристы. Если вы решились, то желаем Вам удачи!

http://bizzly.ru/Istoriya_kazino_0/Istoriya_azartnyh_igr_Pervye_kazino


Страница 2 из 12

ИСТОРИЯ АЗАРТНЫХ ИГР

“...Нет на всем свете влечения

более грязного, страсти более

свирепой, порока более зара­-

зительного, чем азартная игра!”

(А.И.Куприн “Система”).

“Игра старше культуры”, - говорил голландский философ Йохан Хейзинга. Ибо игра старше не только культуры - она старше челове­ка.

В Библии сказано, что человек был сотворен в шестой день творения. К вечеру. А до того, в тот же шестой день, но с утра “создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо”. Иначе го­воря, животные сотворены раньше человека. Первое же поручение, которое дал Бог сотворенному человеку, было самой настоящей игрой: “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он на­зовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей”. Такова была первая предложенная Богом человеку иг­ра. Он заставил Адама выдумывать слова.

Игра предшествует даже слову. Примером тому - мора, “игра на пальцах”, и по сей день процветающая в оживленных морских портах, где моряки не знают ни языка друг друга, что не мешает им азартно предаваться этой, видимо, самой древней из человеческих игр.

“Кто ничем не рискует, тот ничего не имеет”. Смысл этой французской поговорки знаком не только игрокам. Разве нет элемен­тов риска и азартной игры в деятельности бизнесмена, политика, полководца? Можно без преувеличения назвать азартные игры жизнен­ным тренингом сильных людей. Азартные игры пришли к нам из древ­ности и до сих пор распространены во всех слоях общества. “Орел или решка?” - кричат дети, подбрасывая монету. “Делайте став­ки, господа”, - корректно призывает крупье в фешенебельных кази­но. И всюду эти призывы сопровождает надежда игроков на удачу.

Мир азартных игр многообразен и многолик. Исход такой игры может определяться чистой случайностью (игра в кости), а может строиться на тонком стратегическом расчете (покер). Правила азартных игр почти также разнообразны, как проявления случайности в жизни. Порой эти правила сознательно запутаны, чтобы игрок мог проявить гибкость ума. Так, знание теории вероятностей - хорошая опора при игре в покер или на скачках. Но поможет ли оно при по­купке лотерейного билета или в “соревновании” с игровым автома­том? Игрок может добыть победу своими руками (карты) или путем заключения пари доверить это другим (бега). Да и пари в одних случаях является главным смыслом самой игры (подбрасывание моне­ты), в других - может служить лишь дополнением к действию, кото­рое само по себе азартной игрой не является (пари на футболе).

С давних пор люди пытались выделить и обустроить специальные места для азартных игр. В Новое время возникли игорные дома и клубы. Среди них главным до сих пор остается знаменитое казино в Монте-Карло.

Наше время стремительно меняет жизнь вокруг нас, и вот уже в Москве насчитываются десятки казино. Все они, как показывает опыт, сталкиваются с рэкетом мафии и госчиновников, а также с непрофессионализмом и нечестностью крупье. С последним явлением можно бороться, лишь правильно организовав работу игорного дома.

Успешное занятие игорным бизнесом требует не только глубоких профессиональных знаний, но и высокого культурного и технического уровня предлагаемого сервиса.

В остатках материальной культуры древнего человека археологи находят предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н.э. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике, изображают людей или богов, кидающими бабки и использующими счет­ные доски для подсчета результатов игры.

Бабка - это неровная четырехсторонняя кость (межфаланговый сустав овцы или собаки) с двумя круглыми сторонами (выпуклой и вогнутой). Каждая сторона ее имела, вероятно, определенную цен­ность в играх, в которых применялись бабки.

Шестигранные кости появились задолго до Рождества Христова. Некоторые кости вырезались из бабок, но более стандартные кубики изготовлялись из керамики и дерева. Самые ранние игральные кости из Ирака и Индии датируются 3000 г. до н.э. Около 1400 г. до н.э. была изобретена современная разметка шестигранных игральных кос­тей, где сумма точек на противоположных гранях всегда равна семи.

Вполне вероятно, что бабки и игральные кости могли использо­ваться не только в азартных играх, но и для предсказания будущего путем бросания костей, гадания или ворожбы. Жребий бросался, что­бы окончить спор, разделить или распределить имущество или в дру­гих случаях, когда требовалось предсказать волю Господа. Напри­мер, Евангелие от Иоанна описывает бросание жребия, чтобы опреде­лить, кому достанется одежда распятого Христа.

В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I ве­ке до н.э., часто и подробно описывается игра в кости, и она ква­лифицируется как азартная игра.

Слово азарт пришло в европейские языки (итальянский, фран­цузский) из арабского: az zahr - игра в кости. Зар (zahr) - это игральная кость, шестигранный кубик для игры в кости. Если в русском языке некоторые игры называются азартными, т.е. вызываю­щими возбуждение, запальчивость, то арабы характеризовали эти чувства как возникающие при игре в кости. Арабское название, в свою очередь, возможно, восходит к арабскому же слову zahr - цве­ток (на одной из граней арабских костей изображается цветок).

Американский антрополог А.Л.Кребер попытался определить, не связано ли распространение азартных игр с особенностями культуры того или иного народа. Он выяснил, что наиболее строгие ветви пу­ританских религий, такие как протестантизм, буддизм или ислам, могли признавать атлетические и другие игры, но полностью отрица­ли азартные игры. По его предположениям, их отвращал тот экстаз, который возникает при игре на деньги или другую собственность. Но, кроме религиозных запретов, он не смог найти никаких опреде­ленных причин, отчего тот или иной народ принимает или отвергает азартные игры. Его список обществ, которые не играют в азартные игры, включал австралийских аборигенов, равнодушных к собствен­ности, и жителей Папуа - Новой Гвинеи в Меланезии, тратящих много времени и усилий на приобретение собственности. Среди других на­родов, не игравших в азартные игры, были полинезийцы, некоторые из народов Индонезии; племена отдаленных районов Индии, большинс­тво народов Сибири, многие народы Восточной Африки и Южной Амери­ки (кроме аборигенов Перу, горцев Боливии, жителей Чили, Аргенти­ны и Парагвая). Кребер предположил, что распределение положитель­ного и отрицательного отношения к азартным играм явилось резуль­татом “постояннойдиффузии”, или взаимного воздействия этих раз­ных взглядов на желательность или нежелательность азартных игр среди культур, имеющих взаимные контакты. Однако методы и техника азартных игр настолько просты, что теория “диффузии” не может ле­жать в основе их распространения. Кребер не смог найти никаких жестких связей между азартными играми и чертами экономики, благо­состоянием или видом религии.

Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народ­ных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римс­кие мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. Но наибо­лее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в фольклоре Азии, Японии, Филиппин и Индии. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использо­вали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Еще один континент, бо­гатый народными преданиями об азартных играх - Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина - североамериканские индийцы.

Классовые различия в законах,запрещающих азартные игры, имеют давнее происхождение. Римские императоры очень любили иг­рать в кости, но простым гражданам Рима игра в кости разрешалась лишь в определенные сезоны. В течение средних веков служители церкви и монархи предпринимали попытки искоренения азартных игр, и их неудачи служат подтверждением прочности тяги к игровому азарту. В течение длительного периода азартные игры представляли собой игры в бабки и в кости. Карты не получили распространения до 1350 года. Все запреты были направлены не столько против самих игр, сколько против грехов, которые их сопровождали. Церковь больше была озабочена пьянством и руганью, которые возникали при этом; государство же было заинтересовано в том, чтобы искоренить безделье, расточительность, мошенничество и преступность, которые были явно связаны с азартными играми.

Глава 1 История возникновения азартных игр

История возникновения азартных игр

В отдельных фрагментах материальной культуры древности археологи обнаруживают сохранившиеся остатки предметов, использовавшихся, по-видимому, в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н. э. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике изображают людей или богов, кидающими бабки (таранная кость или межфаланговый сустав мелких животных) и применяющими счетные доски для подсчетов результатов игры. Возможно, еще 40 000 лет назад древние люди кидали эти предметы в азартных играх, но невозможно установить, как именно данные игры проводились и что им сопутствовало. В Греции и Риме ими увлекались все независимо от пола и возраста и даже изготовляли их копии из камня и металла, украшенные вырезанными фигурками. В бабки все еще играют некоторые арабские племена и некоторые племена американских индейцев. При раскопках были найдены и метательные палочки, которые также могли использоваться в играх. Эти палочки изготовлялись либо из слоновой кости, либо из различных пород дерева длиной около трех дюймов (1 д = 25,4 мм) с квадратными либо закругленными краями, со всевозможными специальными отметками. Подобные палочки обнаруживались при раскопках в Британии, Греции, Риме, Египте и в Америке у племени майя.

Шестигранные кости появились задолго до нашей эры. Некоторые кости вырезались из бабок, но более стандартные кубики изготавливались из керамики и различных пород древесины. Наиболее древние игральные кости, обнаруженные в Ираке и Индии, датируются 3000 г. до н. э. Приблизительно в 1400 г. до н. э. была изобретена современная разметка шестигранных игровых костей, где сумма точек на противоположных гранях всегда была равна семи. Ни одно из обличений в грехах израильтян их пророками не содержит упоминания об азартных играх.

Нет также никаких свидетельств о том, что евреи играли в азартные игры, пока не попали под влияние греко-римской цивилизации в IV в. до н. э. Важно, что в Талмуде для обозначения азартных игр употребляется слово «gubbiyya», позаимствованное из греческого «kybeia» – «игра в кости». В Индии игра в кости посредством орехов (вибхи даха) была популярна среди всех аналогичных игр. Но очень религиозные люди были настроены против этой игры. В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I в. до н. э., часто и подробно приводится в качестве примера игра в кости – азартная игра. Тацит рассказывает об азартных играх на право собственности и на раба либо независимого человека. У древних германцев, например, исход междоусобных войн прямо зависел от конечного результата такой игры. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

В истории возникновения азартных игр на протяжении многих веков для осуществления полноценного процесса игры требовалось несколько игроков. И только в XXI в. в этом вопросе произошла без преувеличения грандиозная революция: автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», дошла до прогрессивных игровых систем, дающих не виданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения.

Практически все созданные за тысячи лет игры были за последние десятилетия переписаны на компьютеры и стали доступными как в виде особых игровых приставок, работающих при условии наличия телевизора, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер. Основы новых игровых технологий были разработаны и воплощены в жизнь с помощью профессионалов технического плана.

Хотя на момент их создания никто не предполагал, что эти открытия будут когда-нибудь использованы для создания игрушек.

Разработки ученых были изначально рассчитаны на оказание помощи в военных и производственных сферах, но в связи с тем, что все мы немного дети и игрушки никому не чужды, компьютеры превратились в инструменты для игры.

Существует информация, что первая компьютерная игра была запущена в 1953 г. на компьютере UNIVAC (Universal Automatic Computer). В данный момент невозможно представить, каким образом осуществлялись действия на той громадине размером со шкаф, передающей сигналы человеку только с помощью перфокарт и магнитной ленты. Так или иначе, но толчок был дан. И в 1961 г. сразу же после появления настольных компьютеров PDP-1 (устройство существенно меньшего размера – величиной с холодильник и стоимостью 120 тыс. долларов) в Массачусетском технологическом университете была создана первая компьютерная игра, которая впоследствии стала аналогом вновь создаваемых игр, воспроизводящая боевые действия и именуемая «Space War» (космическая война). В ней по экрану дисплея быстро двигались два атакующих друг друга боевыми орудиями космических объекта, наделенных ограниченным резервом топлива.

Но о возникновении этой игры практически никто не знал. Лишь спустя 10 лет будущий первооткрыватель компании «Atari» Нолан Башнелл придумал и пустил в продажу разработанную на основе «Space War» первую коммерческую игру – «Computer Space». Но, несмотря на то что тогдашние компьютеры существенно «поскромнели» как в размерах, так и в стоимости, на конвейер это открытие поставить так и не удалось – мир был явно не готов к такому развитию событий. Но опускать руки Н. Башнелл был не намерен – уже в 1972 г. ему удалось осуществить задуманное: игра «Pong» стала-таки той самой первой действительно коммерческой компьютерной игрой.

В 1979 г. появились видеоигры и компьютерные приставки для них. В 1983 г. Commodore выпустил портативный компьютер с цветным дисплеем, а в 1986 г. после разработки технологии мультимедиа был выпущен первый компьютерный мультипликационный клип со звуковыми эффектами. Затем уже все персональные компьютеры (и Apple в 1977 г., и IBM PC в 1981 г.) появились в магазинах с обязательным дополнением в виде всевозможных интерактивных игрушек, созданных для помощи в работе с машинами нового поколения.

На тот момент программисты по собственному желанию и даже без последующей оплаты создавали все новые и новые программы и забавные игрушки, прежде всего для своих коллег и друзей. Собственно, таким образом и появился новый вид развлечений – компьютерные игры.

Поначалу возможности электронных вычислителей значительно отличались от современных аналогов, но постепенно прогрессивное развитие и улучшающиеся компьютерные технологии позволили максимально разнообразить пространство игры. На экранах распространились виртуальные просторы, разлились океаны, выстроились замки, появились герои и принцессы. В 1989 г., в год рождения стандарта Super-VGA с разрешением 800 Ч 600 точек и поддержкой 16 тыс. цветов, экран компьютера начал переливаться всевозможными оттенками света и цвета. В 1991 г. появилась первая стереофоническая музыкальная карта – 8-битный Sound Blaster, компьютер заговорил человеческим голосом, передавая малейшие звуковые изменения и варианты воспроизведения музыки жизни и игры.

В 1995 г. вместо 3Ddx был разработан набор микросхем Voodoo, который стал аналогом будущих ускорителей трехмерной графики для домашних компьютеров. Игровые движения, впрочем, как и пространство вокруг, сделались объемными, а компьютерные персонажи приобрели способность выполнять совершенно новые действия, т. е. не только совершать простейшие действия, такие как бежать, прыгать, но и залезать в щели, отсеки, прятаться от врагов. В 1998 г. «трехмерная революция» закончилась и на протяжении 12 месяцев выпуск видеокарт без 3D-ускорителей совершенно завершился.

Разработчики, не теряя времени даром, создавали виртуальный мир, ежесекундно рисуя на экране то, что должен видеть игрок. Таким образом, начиная с 1960-х гг. и по настоящий момент компьютерные игровые технологии создали прогрессивную по скорости развития систему – от каменного века до индустриальной эры с миллиардными оборотами и многомиллионной армией преданных поклонников. И теперь эволюция продолжается – виртуальные игры, достигнув небывалого расцвета, захватывают все новые ниши, поставив себе на службу кино, музыку и мобильную связь.

Около 1995 г. в России стала продаваться первооткрывательница из многопользовательских игр – Play By EMaiL, или PBEM Galaxy, бесплатная некоммерческая игра. Для реализации ее была открыта сеть особых серверов, каждый из которых функционировал в одной галактике, состоящей из многочисленных звездных систем. Победить можно, очищая себе путь методом устранения всех мешающих объектов, сноровкой и переговорами, обводя вокруг пальца недругов и оказывая поддержку сподвижникам. Основная суть игровых маневров в Galaxy – экономика, война и дипломатия. И везде нужно добиваться благоприятного для себя исхода. На сервере в один и тот же момент могут присутствовать более тысячи пользователей – огромное количество новых товарищей. В гигантских компьютерных сообществах за год персональный состав обновляется как минимум на 50-60%. Средний срок участия одного игрока составляет примерно 1,5-2 года. Использование электронной почты и долгое размышление над каждым ходом, конечно, тормозят игровое действие, и уже в 1997 г. возникла действительная ролевая игра – Ultima online. В данный момент творение компании Origin появилось и в России. По разным данным на серверах VO зарегистрировано от 200 до 300 тыс. пользователей, играющих по 10-20 ч в неделю, и это немало, учитывая то обстоятельство, что такое пользование приносит разработчикам несколько сотен млн долларов в год. Игр такого типа становится все больше. Разработчики MMORG не без оснований считают, что компьютерные игры, участие в которых принимают сразу несколько человек, вскоре вытеснят с рынка все остальные игры, ведь одерживать верх над себе подобными намного занимательнее, нежели над каким-то «железным устройством».

Что ждет человечество на пути постоянного воспроизводства параллельной реальности? Гороскопические театры, где виртуальные актеры повинуются малейшим движениям игроков? Мгновенное осуществление мысли? Самое поразительное, что все это возможно.

История казино

Самыми азартными игроками в мире считаются преимущественно китайцы и другие народы Юго-Восточной Азии. До Первой мировой войны большая часть годового дохода государства в Таиланде поступала из игорных заведений, имевших государственные лицензии. Игра в казино запрещена в Швейцарии, Испании, Скандинавии. В 1960 г. в Англии насчитывалось не более дюжины казино, но к 1968 г. примерно 1000 владельцев игровых клубов умудрились отыскать скрытый маневр в законодательной системе, что в конце концов стало причиной появления системы лицензирования и контроля. К началу 1970-х гг. количество казино уменьшилось до 120. В других странах Европы в 1980 г. было около 180 казино. Некоторые из них очень большие и знаменитые (в Монте-Карло, Бад-Хамбурге, Баден-Бадене), другие – маленькие и непритязательные. До 80% из них находились во Франции, около 7% – в Германии и менее 5% – в Италии. Некоторые из стран Восточной Европы также экспериментировали с казино, часть из которых финансировалась иностранными инвесторами.

В большинстве стран Европы, имеющих игровые заведения, местным жителям посещать их строго запрещено; приезжим из отдаленных городов как внутри данной страны, так и за рубежом не только разрешают посещать игровые заведения, но и всячески их туда завлекают. Исходом подобной политики, с одной стороны, считается защита людей от влияния казино, а с другой – предотвращение утечки валюты в другие страны. Такая система имеет место в Монако, где азартные игры в казино Монте-Карло являются основной индустрией туризма и обеспечивают значительную долю национального дохода.

В некоторых странах Карибского бассейна казино также является основной индустрией туризма и также представляет собой основной источник валюты и национального дохода. Среди игр, в которые играют посетители, особым спросом пользуется рулетка (одна из главных азартных игр во Франции), которая очень популярна во всем мире. В Америке большой процент посетителей казино играют в кости, крэпс, а некогда популярные игры в кости по всей Северной и Центральной Америке начиная с 1940 г. стали постепенно сходить на нет. Игральные автоматы – обязательная принадлежность казино США и других стран. На них играют также в тысячах частных клубов, ресторанах и других заведениях. Игровые автоматы распространены в разных странах, включая Австралию, где их называют «покерными машинами», и в Великобритании, где им дали имя «фруктовые машины». Из карточных игр, распространенных в казино французского города Баккара, наиболее популярна игра «де фер», или «девятка», которая считается основной азартной игрой в Великобритании, в казино на европейском континенте и на курортах Ривьеры. Фаро, некогда главная азартная игра в США, с восхождением крэпса стала почти устаревшей. Почти во всех игровых домах играют в покер, но главной карточной игрой в США считается конечно же блек Джек. В Монте-Карло и в других европейских казино популярна французская карточная игра «трант» – «е-карант» (или «Руж – Е-Нуар»). Точное происхождение игры никто сейчас установить не сможет, но предполагают, что она зародилась во Франции.

Популярность рулетки в США и в странах Карибского бассейна затмила другие игры. Некоторые специалисты считают, что рулетка была изобретена в 1655 г. известным французским ученым Блезом Паскалем в момент его ухода в монастырь и впервые в нее начали играть в подпольном казино в Париже. Если верить другим предположениям, то рулетку придумал французский монах, чтобы оживить монотонность монастырской жизни. Существуют данные, что рулетка является аналогом старинной китайской игры, суть которой заключалась в правильном расположении 37 имитаций животных на магическом квадрате, разделенном на 666 долей. Позже этой игрой увлеклись на Тибете, откуда ее и позаимствовали французские доминиканские монахи. Есть сведения, что один из монахов трансформировал фигурки в номера (от 0 до 36) и разместил их по краю движущейся окружности хаотично и бессистемно. Но в настоящий момент уже неважно, кто, когда и при каких обстоятельствах впервые применил данное развлечение, а факт остается фактом – рулетка стала общепризнанной игрой и в конце XVIII – начале XIX вв. стала центральным развлечением в казино Европы, где вообще принято считать ее неотъемлемой принадлежностью игорных залов Монте-Карло.

Игра крэпс американского происхождения. В начале XIX в. негры, обитающие недалеко от Нью-Орлеана, попытались играть в хэзард, который англичане называли крэпс (он известен как приватный крэпс). В 1907 г. нью-йоркский мастер по изготовлению игральных костей Джон Х. Уини стал первым в истории букмекером, или банкометом, в крэпс. Уини изобрел открытый крэпс, в котором игрокам разрешается совершать сделки друг с другом либо с букмекером, снимающим за оказание такой услуги некоторую сумму. Ставки делаются на вероятность удачного либо неудачного броска костей любого из участников. Оплата производится в зависимости от размера исходных ставок: 5 долларов – 1/4 часть, 10 долларов – 1/2 часть. Вскоре после этого Дж. Уини ввел крэпс с банком, в котором все ставки уже делались против игорного заведения с оплатой 5% от суммы любой ставки. Крэпс не только вытеснил Фаро в качестве любимейшей американской игры с банком, но и намного превзошел по популярности все другие игры в казино. Когда азартные игры в Неваде в 1931 г. были узаконены, лас-вегасская разновидность крэпс с банком распространилась во всевозможных казино по всему миру: на островах Карибского моря, в Европе, Южной Америке, Африке и Азии. Его распространению, несомненно, помогла уверенность правительств разных стран в том, что лас-вегасский крэпс является главной фишкой для слета американских туристов. Популярность приватной игры в крэпс среди американских военных во время Первой и Второй мировых войн способствовала распространению этой игры по всему миру.

Игральные кости представляют собой небольшие кубики, являющиеся основной принадлежностью ряда игр, в которые играют как в игорных домах, так и во время раутов, проходящих в домашних условиях, и на мероприятиях светского характера. Кость сама по себе имеет форму кубика, на сторонах которого выбиты от одного до шести делений. Эти деления обычно круглой формы и выбиты строго определенным образом, причем так, чтобы сумма чисел точек, расположенных на противоположных гранях, равнялась семи: один и шесть, два и пять, три и четыре. В большинстве игр кости бросаются (выкатываются, подбрасываются) с руки или из специальной емкости, называемой стаканом, таким образом, чтобы они упали произвольно. Решающими считаются грани, которые находятся наверху после полной остановки кости. Комбинация точек на верхних гранях костей указывает в зависимости от вида игры, выиграл ли бросивший кости, проиграл ли, продолжит ли бросать или вообще полностью потерял право играть.

Софокл утверждал, что игральные кости изобрел грек по имени Маламед во время осады Трои. Однако это утверждение опровергается многочисленными археологическими раскопками, доказывающими, что игральные кости использовались даже в более древних цивилизациях. Раньше кости еще не являлись атрибутом азартных игр, а считались магическими составляющими, которые применялись первобытными людьми для гадания. Существует предположение, что прародителями игральных костей являлись бабки (таранные кости, надкопытный сустав ноги животного), имеющие различную форму своих четырех поверхностей.

Древнейшие народы всего земного шара – североамериканские индейцы, ацтеки и майя, жители островов южных морей, эскимосы и африканцы – играли в азартные игры с костями, изготовленными из всевозможных материалов, отличающихся многообразием размеров, цветов, форм. Они использовали кости, сделанные из сливовых и персиковых косточек, из семян, из костей быков, карибу, лосей, из оленьих рогов, из гальки, керамики, скорлупы ореха, зубов бобра или сурка.

Впоследствии в Греции и Риме, несмотря на то что преимущественно кости изготавливались из обычной или слоновой кости, они делались из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, гагата (черного янтаря), гипса, фарфора и других материалов. Памятники письменности разных стран и народов содержат не только упоминания об игральных костях, но и о намеренном мошенничестве при игре в кости.

Игральные кости кубической формы с точечной разметкой, аналогичные общеизвестным и используемым в наши дни, находят в Китае при раскопках, датируемых 600 г. до н. э., и на египетских камнях, относящихся, вероятно, к 2000 г. до н. э. и ранее. Даже в древнейшем санскритском эпосе Махабхарата, созданном в Индии более 2000 лет тому назад, можно было найти упоминание об игральных костях. Кости всевозможных разновидностей, применяемые людьми с незапамятных времен, считаются древнейшим атрибутом азартных игр. Благодаря им человек играл и играет в нескончаемое множество игр.

Происхождение игральных карт

Легенда, которую в качестве доказательства приводит автор «Трактата о турнирах, забавах, каруселях и других публичных зрелищах» иезуит Клод Франсуа Менестрие (1631-1705), гласит, что родиной карт является Франция.

1392 г. стал запоминающейся датой истории начала душевной болезни Карла VI и возникновения карточных игр, созданных для него в качестве утешения и развлечения. Гипотеза восточного происхождения карт опирается на более конкретные данные. В самом деле, китайцы придумали игру в домино. Они трансформировали из домино карточную игру путем перерисовки на листы бумаги значков. Затем добавились фигуры по образцу, как полагают, бумажных денег, имевших распространение в Китае.

Происхождение самых старых дошедших до нас карт относят к XV в.; они аналогичны картам X в., упоминания о которых были обнаружены только в старинных манускриптах. Историки полагают, что использование карт на Западе является результатом колонизации итальянцев, в частности Марко Поло. Италия позаимствовала у Азии как сам вид карт, их применение, так и созданные ими способы проведения досуга. В 1397 г. парижский прево констатировал: «Многие горожане во время рабочего дня бросают свои занятия и жилища ради игры в лапту, шар, кости, карты и защищают лиц, занимающихся этим в будни». На первых картах были изображены такие непривычные нам эмблемы и масти, как жезлы, монеты, кубки и мечи, которые существуют в так называемых испанских картах, до сих пор известных в Италии, Испании и на юго-западе Франции. Немецкие же карты имели другую символику: сердца, бубенцы, листья и желуди. Пики, черви, бубны и трефы появились во Франции в конце XV в. Они были экспортированы в Англию, где трефы и пики обозначались словами «clubs» и «spades»; соответствующими французским «жезлы» и «мечи». Значение карточных символов (фигур) приводит иезуит Менестрье: «Карты служат не только средством развлечения, но и символизируют общественное и государственное устройство с его королями, королевами и вассалами. Черви представляются нам священнослужителями, пики, которые являются оружием офицерства, – дворянами, бубны символизируют буржуа, их каменные дома, а трефы – крестьян, валеты же называются „земледельцами“.

Вплоть до Великой французской революции (1789– 1794 гг.) прошлое карт – это история многочисленных вопросов о налогообложении на карточную игру и на содержателей игровых домов. После революции сбор косвенных налогов был сведен на нет, что способствовало бурному распространению игры в карты. В это время с карт исчезают все монархические символы: короны, скипетры, королевские лилии и т. д. В связи с этим возникла проблема: а что же изобразить на головах свергнутых королей? Художники теперь стараются наделить карты символами нового общества.

Однако с 1813 г. короли, дамы и валеты все же возвращаются. В 1827 г. правительство решает возвратить на карты изображение двух рисунков: короля и дамы, которые изображались ранее обезглавленными в качестве напоминания о казни Людовика XV и Марии Антуанетты. Лишь 31 декабря 1945 г. косвенный налог на игральные карты во Франции был отменен.

Наряду с карточной игрой развивались ставки на бегах, которые всегда были неотъемлемой составляющей соревнований на лошадях. Уже в древнейших положениях об организации бегов (скачек) принималась во внимание азартная составляющая такого вида состязаний. Так, в одном из правил категорически запрещалось «шпионить за лошадьми» во время тренировочных заездов, что резко контрастирует с новейшим мнением о том, что местопребывание лошадей должно быть не скрытым, а наоборот, доступным для всех участников. Неотъемлемая часть подобных соревнований – ставки на лошадей. Непосредственные их хозяева имели естественные условия выигрыша: равные шансы при забеге двух лошадей, 2: 1 при забеге трех лошадей и т. п. Однако вскоре заключение пари между зрителями претерпело значительные усовершенствования, при которых вероятность благоприятного результата целиком и полностью зависела от предположения большинства зрителей о возможностях той или иной лошади прийти первой. В то время ставки делались методом перехлестного заключения пари между зрителями. Но заключение таких ставок обязательно должно происходить между людьми с противоположными мнениями и одинаковыми возможностями. Такое условие стало причиной появления в местах, где производятся ставки, человека, осуществляющего все эти функции, т. е. принимающего сделанные ставки независимо от их размера от всех желающих. По мере того как усложнялись условия проведения забегов лошадей, а сами состязания становились все более популярными, ставки на бега становились все более замысловатыми. Это способствовало появлению нового вида служащих – букмекеров.

Букмекерство может создавать впечатление незамысловатого вида деятельности. Букмекеры занимаются группированием ставок в зависимости от их размера и делают это из расчета собственного дохода. Хотя на деле все происходит несколько сложнее. Создать условия, в которых букмекер теряет интерес к результатам забега (ведь прибыль все равно за ним), фактически не представляется возможным. В 1872 г. некий парижский лавочник по имени Пьер Олер придумал модификацию аукционного пула, где билеты ставок были четко зафиксированы, их приобретение было ограничено разве что финансовыми возможностями зрителей. По окончании забега производился подсчет выигравших ставок и общая сумма банка делилась на это количество. Полученная сумма выдавалась за каждый победивший билет, а их у участников было иногда огромное количество. Система П. Олера, которую он назвал «пари мютюэль», оказалась крайне привлекательной и стала очень популярной. Несмотря на то что вначале правительство Франции с неодобрением отнеслось к этой идее, система пари мютюэль (или ставок между собой) считалась допустимым методом заключения пари и внесения ставок с точки зрения закона во Франции. В 1891 г. официальным распоряжением предписывалось, что сумма сборов из пула должна составлять 7%, из которых 4% предназначалось обществам, занимающимся конным состязанием (ипподрому и тотализатору), 2% шли на благотворительные нужды и 1% поступал в распоряжение министерства сельского хозяйства на развитие коневодства. Хотя прошло немало лет, в течение которых ставки подверглись законному налогообложению, пул стал получать значительно больше прибыли от проведения подобных мероприятий, но все же во Франции сохранилась традиция существенных денежных поступлений в этот вид игрового спора, который приносит значительные доходы в бюджет.

Тотализатор

Впервые тотализатор Экберга, механический аппарат для заключения ставок, появился в 1880 г. в Новой Зеландии. Аналогичный механизм, известный под названием «австралийский тоут», получил широкое распространение в Америке.

Однако букмекерство не стремится полностью уступить свои позиции. Обычно участники скептически настроены при осуществлении собственных вкладов в тотализатор, функционирующий при помощи какого-то аппарата, хотя изначально многие опасались обмана первого тотализатора, и нередко на то было предостаточно оснований. Размеры выплат неизвестны до тех пор, пока не закончится процесс регистрации ставок. Распространились слухи, что хозяева ипподромов осуществляли собственные ставки в тот момент, когда исход состязания был уже общеизвестен, и таким образом гарантировали себе выигрыш. Подобные жалобы были сведены на нет в тот момент, когда у людей появилась уверенность, что государственные службы и налоговые инспекторы строго следят за ходом проведения подобных мероприятий. Для последних это тоже было немаловажно, так как тотализатор приносил значительные пополнения в государственную казну. В ХIХ в. систему пари мютюэль неоднократно пытались опробовать в США. Однако лишь в 1908 г. в штате Кентукки она была окончательно введена на постоянной основе.

В 1940 г. Нью-Йорк стал последним штатом, который не разрешал букмекерства, и само пари мютюэль стало единственной легальной формой ставок на бегах. В некоторых странах, например в Англии, присутствуют как букмекеры, так и ставки в системе пари мютюэль, однако букмекерство считается наилучшей формой заключения пари. Те, кто ставят на скачках значительные суммы, сетуют на то, что в тотализаторе сделка происходит без присутствия третьего лица, ведь когда они вносят больше, выигрыш соответственно меньше. Некредитоспособные участники пари предпочитают также иметь дело с букмекерами, размещающимися не на самом поле. Только таким образом получается делать незначительные ставки, ведь тотализатор принимает лишь крупные.

Помимо этого, все участники независимо от их финансовых возможностей с помощью букмекеров имеют право на осуществление собственной ставки, позвонив по телефону, даже не имея при этом денег, т. е. в кредит. В некоторых странах осуществление подобного вида деятельности преследуется законом, но даже там процветает служба нелегальных букмекеров.

Лотерея представляет собой систему, методику раздачи чего-либо (чаще денег или выигрышей) определенным людям путем случайного выбора либо при непосредственном участии. Каждая форма лотереи считается банальной азартной игрой, при участии в которой нередко значительное число счастливцев имеет возможность получить выигрыш, указанный в условиях розыгрыша, а номера выигрышных билетов извлекаются из совокупности номеров, называемой пулом и состоящей либо из всех купленных купонов, либо из всех представленных для розыгрыша. Сумма выплачиваемых выигрышей складывается из общего числа, оставшегося от выплат налогов, сборов, выручки хозяина, общего дохода и других затрат. Обычно, если лотерейный розыгрыш рассчитан на участие большого количества людей, то в нем присутствует только один большой выигрыш и множество незначительных. Подобные розыгрыши имеют огромную выгоду для их организаторов, ведь денежные поступления с них немаленькие, а проведение розыгрыша не представляет затруднений.

Практика определения способов разделения имущества с помощью случайного выбора наблюдалась даже в древние времена. Библия – прямое тому подтверждение, ведь подобные мероприятия там не раз упоминаются. В Ветхом Завете (стих 26: 55-56) Господь Бог учил Моисея, как пересчитать сынов Израиля и разделить между ними землю по жребию. Римские императоры Нерон и Август с помощью выбора методом лотереи распределяли ценности, недвижимость и рабов в момент сатурналий и аналогичных мероприятий.

На сегодняшний день сходные виды лотереи используются для призыва на военную службу, при подборе присяжных заседателей и прочее – все это осуществляется способом непредвиденного изначально результата.

Если подходить с более точным определением азартного вида лотереи, то необходимо выделить следующие подвиды, где при благоприятном результате победитель может рассчитывать на соответствующее вознаграждение в форме имущества, произведения искусства или денег.

Изначальные сведения о лотереях в Европе зарегистрированы в Бургундии и Бельгии в V в., чьи города хотели таким способом субсидировать средства для развития собственной системы безопасности либо для помощи нуждающимся.

В 1520-1530-е гг. король Франции Франциск I одобрил розыгрыши лотереи во многих районах страны с целью приобретения личных и общественных доходов. Первой известной широкомасштабной лотереей, где выигрыш выплачивался деньгами, считается «De Lotto de Firenze», которая проводилась во Флоренции в 1530 г. Исход ее был благоприятным, что поспособствовало впоследствии введению во многих городах Италии подобных мероприятий.

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Васант Лад

Из книги Массаж при заболеваниях позвоночника автора Галина Анатольевна Гальперина

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАССАЖА Искусству массажа люди научились очень давно. Использование этого эффективного способа лечения и предупреждения различных заболеваний восходит еще к начальному этапу развития народной медицины. Простыми приемами

Из книги Стоп! Азартные игры! автора А. И. Чапов

Глава 2 Возникновение и развитие зависимости от азартных игр Вся наша жизнь – игра, или Зачем это нужно человеку Игра – замечательное явление в нашей жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная, но вместе с тем необходимая. Игра, доступная ребенку, непостижима для

Из книги Единственная правда об астме автора Марк Яковлевич Жолондз

Глава 5 Методы лечения зависимости от азартных игр Азартные игры по своему воздействию на психику можно сравнить и поставить на один уровень с пристрастием к алкоголю и наркотической зависимости. С виду некоторым людям «однорукий бандит» и недорогие лотерейные

Из книги Счастье есть! Худейте на здоровье! автора Дарья Тарикова

Глава 2 КАК БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АСТМЫ Начнем эту главу с того, что еще раз внимательно прочитаем определение астмы, предложенное академиком А. Д. Адо: «Бронхиальная астма. Аллергическое заболевание, основным и обязательным клиническим признаком

Из книги 40+. Уход за лицом автора Анастасия Витальевна Колпакова

История возникновения диет Всего лишь 20–30 лет назад слово «диета» ассоциировалось лишь с лечебным питанием. Был такой нудный предмет в медицинском вузе – диетическое питание, и такая профессия, казавшаяся безумно скучной, – врач-диетолог. Диеты обозначались цифрами и

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Глава 1 Причины возникновения морщин Причин возникновения морщин достаточно много: это и неизбежное старение всего организма, и неблагоприятное воздействие окружающей среды, и, конечно, стресс. Но прежде чем начать говорить о них, следует изучить орган, о котором пойдет

Из книги Аллергия. Лечение и профилактика автора Юлия Савельева

Глава XX. Пресбиопия: причина возникновения и лечение Среди людей, живущих в условиях цивилизации, способность к аккомодации глаза, в большинстве случаев, постепенно ухудшается до тех пор, пока в возрасте шестидесяти или семидесяти лет не оказывается полностью

Из книги 4 группы крови – 4 образа жизни автора Ольга Ивушкина

Глава XXI. Косоглазие и амблиопия: причина возникновения Поскольку мы имеем два глаза, то очевидно, что в процессе зрения должны быть сформированы два изображения, и для того, чтобы эти две картинки слились в одну посредством нашего разума, необходимо, чтобы присутствовала

Из книги Камни в почках автора Алевтина Корзунова

Глава 1 Причины возникновения аллергии Как следует из вышесказанного, причиной аллергических реакций являются аллергены и измененная реактивность организма. Под действием аллергенов в организме человека образуются специфические вещества белковой природы – антитела,

Из книги Псориаз. Диета, лечение, профилактика автора Оксана Владимировна Салова

Глава 1. История происхождения Считается, что исторически первой появились люди с первой группой крови. Исследователи придерживаются мнения, что она текла по сосудам у наших предков кроманьонцев, живших около сорока тысяч лет назад. Кроманьонцы были охотниками, все свое

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Глава 2 Причины возникновения камней в почках, проявления заболевания Мочекаменная болезнь - это заболевание, в основе которого лежит образование камней в мочевых путях (чаще всего в лоханках почек). Заболевание встречается у людей самых разных возрастов, от детей до

Из книги автора

Глава 1 Виды псориаза, его симптомы и причины возникновения Для начала разберемся, что это за болезнь. Псориаз обычно называют чешуйчатым лишаем. Однако, в отличие от инфекционного лишая, псориаз не заразное заболевание, а хроническое.В настоящее время врачи считают, что

Американский антрополог А.Л. Кребер (A.L. Kroeber) попытался определить, не связано ли распределение азартных игр среди мировых культур с какими-либо системами, которые могли бы связать азартные игры с другими особенностями культуры того или иного народа. Он выяснил, что наиболее строгие ветви пуританских религий, такие как Протестантизм, Буддизм или Ислам, могли признавать атлетические и другие игры, но полностью отрицали азартные игры. По его предположениям, их отвращал тот экстаз, который возникает при игре на деньги или другую собственность. Но, кроме религиозных запретов, он не смог найти никаких определенных причин, отчего тот или иной народ принимает или отвергает азартные игры. Он мог лишь строить догадки. Его список обществ, которые не играют в азартные игры, включал австралийских аборигенов, равнодушных к собственности, и жителей Папуа – Новой Гвинеи в Меланезии, тратящих много времени и усилий на приобретение собственности. Среди других народов, не игравших в азартные игры, были полинезийцы, микронезийцы, некоторые из народов Индонезии, племена отдаленных районов Индии, большинство народов Сибири, многие народы Восточной Африки и Южной Америки (кроме аборигенов Перу, горцев Боливии, жителей Чили, Аргентины и Парагвая). Кребер предполагает, что районы распределения играющих и неиграющих народов велики и компактно расположены, так что распределение положительного или отрицательного отношения к азартным играм явилось результатом «постоянной диффузии», или взаимного воздействия этих разных взглядов на желательность или нежелательность азартных игр среди культур, имеющих взаимные контакты. Методы и техника азартных игр настолько просты, что теория «диффузии» не может лежать в основе их распространения. Кребер не смог найти никаких жестких связей между азартными играми и чертами экономики, системы благосостояния или видом религии.
Позже антрополог Джон Роберте продемонстрировал, что можно разбить все игры (не обязательно азартные), в которые играли различные, детально исследованные им, племена, на три основных вида: игры, предполагающие физическое мастерство (в них могли также присутствовать элементы стратегии или случайности), стратегические игры (без физического мастерства, но, возможно, с элементами случайности), и игры, основанные целиком на случайности. Исследования более 50 племен из всех частей света показали, что 43 из них играли в игры, требующие физического мастерства, 20 – в игры, основанные целиком на игре случая, и 19 – в стратегические игры. Игры, как кажется, выражают основные идеи и направления той или иной культуры и являются моделями различных видов культурной деятельности. Так, они могут моделировать битву, охоту, преследование, прорицание или принуждение. Было обнаружено, что культуры, в которых играли в игры, «замешанные» только на случайности, обычно имели религиозные верования, связанные с богами или духами, благожелательными и великодушными настолько, что их можно было как-то ублажить. Таким образом, игры, основанные на случайности, связывались с верой в сверхъестественное. Стратегические игры, с другой стороны, соотносились с осознанием своей общественной роли (социализации) или с осознанием главенства социальной системы, тогда как игры, основанные на физическом мастерстве, позволяют осознать важность как своей личности, так и своего окружения. Хотя это исследование не делало различий между азартными и неазартными играми, оно показало, что игры, в которых заключаются пари, связаны, вероятно, с другими аспектами культуры. Социологи продолжают попытки обнаружения этих связей.
Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Но наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения, в некоторых рассказывается об азартных играх с богами, тогда как другие – абсолютно светского характера. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

Многие считают, что концепция казино зародилась относительно недавно. Но на самом деле азартные игры были частью нашего быта еще с самых древних времен. В каждой стране и культуре есть свои истоки, результатом которых стало появление таких культовых игр, как покер, рулетка или "однорукий бандит". Мы расскажем немного о том, как зарождалась игровая индустрия и как она выглядит сегодня.

История карточных игр

Одним из первых видов азартных игр являются карты. Самым ранним из найденных игральных карт более 9 веков, они были найдены в Китае. Также на титул родины игральных карт претендует и Франция. Недаром полная 54-карточная колода называется "французской".

Самой популярной из современных игр во всем мире является покер.

Многие культуры использовали и до сих пор используют так называемые токены. Например, в китайской игре маджонг применяют богато украшенные керамические или деревянные жетоны.

Как игральные кости стали частью современного казино

Игральные кости появились еще раньше карт. Первоначально их использовали в ритуалах древних египетских гаданий. Тогда и появилось их название: кости изготовляли из костей животных. Броски этих кубиков так разогревали интерес, что постепенно стали повседневным развлечением, а впоследствии и формой азартных игр.

Хотя многие называют Египет родиной костей, современные игры развивались далеко на востоке, в Корее.

Это развлечение остается популярным уже много столетий. Сегодня самыми популярными играми считаются крэпс и покер на костях, в которые соревнуются не только в казино, но и на улицах.

Первый игровой автомат

Безусловно, не все игры казино имеют старинное происхождение. С большой долей вероятности можно сказать, что в игровые автоматы не играли в Древнем Египте.

Первое подобное изобретение было разработано в конце 1800-х в Калифорнии. Его создание приписывают Чарльзу Фею. За короткий промежуток времени игровой автомат произвел революцию в понимании того, как можно развлекаться. В нашей стране его такую машину называют "одноруким бандитом".

Позже автоматы разделили игроков на два лагеря: любителей механических устройств и поклонников видеослотов. Последние получили широкое применение с появлением онлайн-казино.

Как онлайн-казино изменили мир

Революция в компьютерных и интернет-технологиях принесла с собой новый интерес во всем мире к азартным играм.

К этому времени казино уже стали частью культуры. В некоторых странах под игровую индустрию создавались целые города, где каждый желающий мог тратить свои деньги. С появлением онлайн-игр яркие казино начали приходить в наши дома. Теперь можно было почувствовать пьянящий азарт из любой точки мира с помощью любого гаджета.

Развивается не только наполнение, но и дизайн подобных сайтов. Оформление становится ярче, игры - разнообразнее. Все для того, чтобы привлечь клиентов.

По мере развития технологий для нас открываются новые миры азартных развлечений. Еще вчера мы играли во дворе в фишки и "камень, ножницы, бумага", а сегодня уже можем выиграть мировой покерный тур, не выходя из дома. И кто знает, чем это развитие закончится.