Изображение богини гекаты. Введение в культ гекаты. Научные исследования образа

25.04.2024

В Древней Греции, как и в Риме, главенствующей религией было язычество, характеризующееся многобожеством, называемым также политеизмом. Это означает, что за каждую область человеческой деятельности отвечал отдельный мифологический персонаж. Главные божества, именуемые пантеоном, включали дюжину сверхсуществ, которыми руководил Зевс, считавшийся властителем неба, громовержцем и олицетворением абсолютной власти. В узкий круг входили также его жена Гера, покровительствовавшая семье; Посейдон, бывший чем-то вроде морского министра; Афина, курировавшая мудрость; Афродита, владевшая струнами красоты и любви; Арес, предводитель полководцев, а еще Артемида, Аполлон, Гермес, Гефест, Деметра и Гестия. Все эти герои мифов помимо своих особых возможностей обладали и еще одним интересным свойством. Они были очень похожи на обычных людей и внешне, и поступками, и мотивацией. Человекоподобие этих божеств получило наименование антропоморфизма. Богиня Геката в занимает особое место. Ей поклонялись и приносили жертвы многие, но делали это нечасто, очень осторожно, а иногда даже тайно.

Происхождение

Если Аполлон был богом светлым, то вполне логично, что кто-то в Древней Греции должен был отвечать и за мрак. Таковой и стала богиня Геката, носительница явно хтонического характера, попавшая в официальную мифологию из доолимпийских времен, то есть раньше, чем Зевс вознесся на священную В круг ее обязанностей вошло курирование чародейства, колдовства, кошмарных сновидений и других мрачных проявлений ментальной человеческой деятельности. Происхождение ее отчасти восточное, отцом считается титан Перс (Разрушитель), а матерью - Астерия (богиня света, оракулов и ночных пророчеств, в том числе вещих снов, астрологии и некромантии). Богиня ада Геката - также внучка Гелиоса (Солнца). Все это означает, что прямой генеалогической связи с олимпийскими небожителями (если верить Гесиоду) у нее не прослеживается. Более того, она представляет класс побежденных титанов, но, несмотря на это, сохранила свои функции, а также завоевала уважение самого Зевса, который и ввел ее в узкий круг обитателей нового пантеона, доверив ей очень ответственную работу.

Сфера деятельности Гекаты

Богиня тьмы Геката на самом деле не всегда страшна - она помогала людям в их обыденной жизни, покровительствуя скотоводству, судебному делопроизводству, народному собранию, спортивным состязаниям и военным успехам. Кроме этого, она оберегала маленьких детей и подростков, «заведовала» материнством, оказывала помощь в процессе рождения (теперь это назвали бы перинатальной функцией) и дальнейшем воспитании. А еще богиня Геката помогала странникам и утешала брошенных влюбленных. Столь широкий круг обязанностей объясняется тем, что часть функций была передана ей от Аполлона, Артемиды и Гермеса. Но все это было лишь «работой по совместительству». А главным для нее все же оставался мрак.

Научные исследования образа

Ранние упоминания о ней встречаются в «Теогонии» Гесиода (греческий эпический поэтический период между VIII и VII веками до н. э.). Надпись на воротах древнего города Милет в виде имени богини как защитницы служит еще одним доказательством ее присутствия в архаической греческой религии (около VI столетия до н. э.).

Первые скульптурные изображения дают представления об одноликом женском образе, в дальнейшем появились статуи с большим числом лиц (в основном с тремя, но иногда и четырьмя). В 1896 году историк Фарнелл заметил, что изображения и литературные упоминания встречаются чаще на окраинах, чем в центрах греческого политеизма. Богиня тьмы Геката описывается противоречиво и полиморфно, а ее определение и описание ускользает от читателя. Ее миры - земля, море и небо. Ее умение создавать или подчинять бури, вероятно, сыграло роль в принятии ее как покровительницы пастухов и матросов.

Луна

Последний день месяца принадлежит Гекате, именно в это время древние греки воздавали ей должное и обращались со своими просьбами. По этой причине она еще и богиня Луны. Геката часто изображалась со своими священными собаками, иногда одетой в мантию средней длины и обутой в сапоги, как ее двоюродный брат, покровитель охотников. Тем не менее Геката и ее собаки часто имеют по три головы и в состоянии видеть во всех направлениях. Как и Артемида, Геката любит уединение и является девственной. Это означает, что в большинстве литературных источников она никогда не выходит замуж и не рожает детей. Возможно, именно по причине отсутствия она защищает беременных женщин и облегчает их страдания. Стоит богиня Геката и на страже здоровья детей.

Облик

Согласно легендам, она невидима или ощущается как некое движение бесплотного света. Возможно, благодаря именно этому качеству Геката считается богиней Луны, хотя ее изображения противоречат этому представлению. Вполне возможно (так считают некоторые ученые), что ее способность светиться навеяна образом ее матери, звездной Астерии. Каждая статуя богини Гекаты дает представление не о некоем эфирном существе, а скорее о твердом и вполне земном. Следствие стремления к разрешению этого противоречия проявляется в факеле, который древние греческие скульпторы вкладывали в ее руку. Обычно богиня преисподней Геката изображается в образе прекрасной женщины (случается, правда, трехголовой), но иногда она довольно страшна. Порой ее являют с львиными, змеиными, лошадиными, собачьими или кабаньими головами (в различных комбинациях). Понятно, почему она считается богиней видений и знаний.

Способности

Ее способность видеть в нескольких направлениях сразу (в том числе в прошлом, настоящем и будущем) является центральной в самых известных мифах. Например, когда Аид похитил Персефону, именно Геката, имевшая возможность увидеть весь путь в царство мертвых, сопровождала Деметру во время поиска ее пропавшей дочери, освещая путь своим факелом. Богиня преисподней Геката продолжала играть важную роль в жизни Персефоны, поддерживая ее во время годового плена. Аид был рад дружбе с ней, проявлял к ней гостеприимство, почитая ее своей гостьей, которой разрешалось свободно приходить и уходить.

Согласно преданиям, она посещала могилы, кладбища и места преступлений, и ее приходу, как правило, предшествует лай или вой собак. Также богиня Геката считается защитницей угнетенных. В Древнем Риме многих рабов отпускали на свободу для того, чтобы они служили ее культу в качестве священников в особых садах, сооруженных в ее честь.

Жертвы Гекате

Непременным элементом культового почитания этой богини в античном мире был так называемый ужин Гекаты. Он готовился с целью задобрить могущественную покровительницу униженных и избежать многих неприятностей, возможных в случае ненадлежащего уровня проявления почтения (оживших мертвецов-призраков, например). Подношения приносились к перекрестку дорог к статуе и включали различные продукты. Считалось, что следует проявлять щедрость и не жалеть яиц, молока, меда и черных ягнят - именно это больше всего любит есть Геката. Богиня приношения эти разделяла с бездомными и обездоленными, находившимися под ее защитой. Также принято было в конце лунного месяца выставлять за порог куриные сердечки, жертвуя их во славу Гекаты. История умалчивает о том, кто их съедал, но можно догадаться, что кошки и собаки им были очень рады.

Цитаты

В римской мифологии Геката была известна как Тривия (богиня перекрестков). Древние греки почитали ее как и изобилия, Луны и ночных призраков. Интересно мифологическое обоснование того, почему приносит богиня Геката богатство. Цитаты из античных текстов указывают на то, что:

1. «Богиня Гея через любовь бога… родила Астерию, которую Персес привел в свой большой дом, чтобы назвать ее дорогой женой. И она зачала и родила Гекату, которую Кроноса, почитал превыше всех».

2. «Он дал ей великолепные подарки, долю земли и бесплодного моря. Она получила также звездное небо и честь бессмертных богов. Ибо всякий раз, когда любой из людей на земле предлагает богатые жертвы и молится за пользу, согласно обычаю, он призывает Гекату».

3. «Большая честь приходит к тому, чьи молитвы богине угодны, и она дарует богатство ему».

4. «И когда люди вооружаются для сражения, то богиня даст победу тому, кому она благоволит. Хорошо также, когда люди утверждают, что победили на играх, потому что богиня с ними, и тот, кто по мощи и силе получает победу, легко выигрывает приз богатый с радостью и приносит славу своим родителям».

5. «Табуны коров и широкие стада коз, и отары овец ворсистых, если она пожелает, увеличиваются от немногих, или же она заставляет многих быть меньше».

Жрицы Гекаты

Еврипид в «Ифигении в Тавриде» прямо указывал на то, что «Ифигения была жрицей богини, поклонялись Тельцу».

Могущественная ведьма Цирцея (Кирке), персонаж «Одиссеи» Гомера, как полагают, тоже была жрицей Гекаты.

Медея также была жрицей и владела тайнами колдовства. Она взывала к имени Гекаты в Колхиде и Коринфе, чтобы та направила ее: «…в течение всего дня была занята в храме Гекаты, поскольку она сама была жрицей богини». И еще: «Существует девица, …которую богиня Геката учила обращаться с магическими травами с превосходным мастерством» («Книга аргонавтов», III).

В конечном счете Медея велела аргонавтам умилостивить Гекату жертвоприношением.

Какой была Геката

После всего прочитанного читателя, привыкшего к упрощенной современной схеме оценки персонажей и делению их на антагонистов и протагонистов, возможно, интересует ответ на вопрос о том, к какому классу следует относить древнегреческую богиню Гекату. Положителен ли ее образ, или она, скорее, олицетворение вселенского зла? Скорее всего, такая постановка вопроса ввела бы жителя Эллады в некий ступор. Дело в том, что эпические боги наделялись чертами обычных людей. Им была приятна лесть, они подвергались тем же соблазнам, что и обычные обитатели Древней Греции или Рима, им хотелось щедрых подношений, и они не чурались простых человеческих радостей. В свете этого им были свойственны и эмоции простых людей. Кому-то они симпатизировали, а кому-то нет. Делать же заключения о том, насколько они хороши, добры или, напротив, злы и беспощадны, считалось в античном мире недопустимым. Уж какие есть, такие есть, и задача состояла лишь в том, чтобы понравиться этим богам.

А что, если Статуя Свободы - это изображение…

Так уж случилось, что демократические ценности на нашей планете принято ассоциировать с символами Нового Света. Одним из них считается сооруженная французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, исповедовавшим масонские взгляды. Автор ранее предлагал создать произведение в честь восточной цивилизации и установить его на входе в Суэцкий канал, но тогда не сложилось, зато ему удалось прославиться несколько позже в США. Какие общие черты с этим изваянием имеет богиня тьмы Геката? Статуя поднимает факел, что косвенно намекает на окружающий ее мрак. Голову этой леди венчает корона, состоящая из остроконечных шипов. При сопоставлении этих атрибутов Свободы и изображений древнегреческих идолов невольно напрашиваются определенные ассоциации. Более всего американскую статую напоминает богиня тьмы Геката. Фото лица изваяния дает представление о совершенной красоте, не вызывающей при этом никаких эротических ассоциаций. Что может искать она днем с огнем и зачем ей факел? Что символизируют эти рога-лучи, осеняющие чело подобно змеям Горгоны?

Теперь остается лишь гадать, какое божество имел в виду Бартольди, работая над своими эскизами. Фактом остается неоспоримое сходство, которое имеют символ «вселенской демократии» и богиня преисподней Геката. Фото этих изваяний сравнивать легко. Как и в прошлые тысячелетия, они пробуждают в душах одних надежду, а других пугают. Третьи же не верят во всемогущество мрака и готовы бороться с ним.

Энциклопедическая справка:

"Геката - древнее восточное божество, культ которого был перенесен в Грецию. Геката считалась дочерью Перса и титаниды Астерии. <…> Боги Олимпа особо чтят Гекату. Зевс после расправы над титанами сохранил Гекате ее власть. В поздней традиции Геката становится богиней призраков, волшебства и заклинаний, повелительницей в подземном царстве, и постепенно сливается с Персефоной. В культе Гекаты имелись черты, близкие к культу Артемиды, с которой Геката нередко отождествлялась. Подобно Артемиде она считалась покровительницей зверей. В культе Гекаты отчетливо прослеживаются также черты лунного божества (ее часто отождествляли и с Селеной). Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков".

К вышеприведенному хотелось бы добавить, что Геката отвечает за выбор Пути и выбор в Пути, помогает в разрешении запутанных ситуаций и покровительствует всем магам, кроме тех, кто работает исключительно в традициях мировых религий.

Гекате соответствуют:

стихии: Воздух, Земля;

день: понедельник;

планета: луна;

время: ночь; два первых и два последних дня луны;

часы: 1-3 часы ночи;

атрибуты: факелы, кнуты, змеи, кинжалы;

животные, посвященные Богине: черная собака;

животные-ипостаси: кобыла, собака, лев;

Скульптурная группа «Геката».

Фигура с жертвенника Гекаты

Символ Гекаты

Помимо повелевания духами Тьмы, Геката также имеет и вполне "мирные" обязанности. Согласно Гесиоду («Теогония»), она впускает в "этот" мир детей в процессе их рождения из мира "того": "Вверил ей (Гекате) Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос".

В "Теогонии" Геката предстает подательницей счастья и удачи:

"Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,

Рядом становится с теми Геката, кому пожелает

Дать благосклонно победу и славою имя украсить".

"Возле достойных царей на суде восседает Богиня".

"Очень легко на охоте дает она много добычи,

Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет".

Тройное изображение Гекаты на медальонах или жертвенниках не означает того, что каждая из фигур - сама Геката. Представленная на рисунках "троица" - это Селена, Геката и Диана-Артемида. Из-за отождествлений с названными богинями и тройственного изображения Гекаты, ее нередко называют "трехликой" или "трехглавой".

Считается, что в процессе вызываний Гекату видят только собаки и Жрецы Богини, и, как говорится в мифах, если собаки ночью воют у старых дорог, значит идет Геката в окружении своры красноглазых адских псов и неприкаянных душ. Согласно жреческим традициям почитания Гекаты, обращаясь к ней, маг или жрец всегда стоит спиной к тому месту, где она должна "явиться".* Т.к. стороной, куда уходят мертвые и откуда приходят призраки и демоны, считается Запад, то Мастер в процессе вызывания поворачивается лицом на Восток. В практиках, не несущих элемента вызывания Гекаты, Мастер работает лицом на Запад.


Если Мастеру Темного Пути необходимо привлечь внимание Богини к своей работе, то он делает это при помощи заклинания, именуемого "Hecast". Первое упоминание данного текста относится к 3 в. н.э. и встречается в книге Папы Ипполита "Философумена".

"Hecast":

"Приди адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна в тысячах видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение".

Почитание Гекаты сегодня встречается в языческих общинах эллинистического толка, в викке и некоторых закрытых частных культах, куда кроме собственно гекатианства включены персонажи Лавкрафта и «темные» боги других языческих направлений. Существует гильдия Гекаты в герметическом ордене Ordo Aurum Solis, но о ней почти ничего, кроме самого факта существования, неизвестно. Кроме этого есть и достаточно большое количество частных практиков гекатианства.

Среди почитателей Гекаты встречаются люди совершенно разного уровня, начиная от поверхностных маргинальных оккультистов, и заканчивая теми, кто глубоко изучаюет все, то связано с Гекатой. Отмечу, что сам термин на 100% не привязан ни к одному из течений, так как культ Гекаты многопланов. Культа Гекаты как некой общепризнанной централизованной традиции не существует, что бы ни говорили об этом.

Среди западных практиков нужно отметить Сориту д"Эсте; однозначно, ее работы стоят прочтения, например, ее общая с Д. Ренкайном книга, посвященная Гекате. В сети есть частичный русский перевод ее работ, найти его не составит труда. С легкой руки Сориты ее Ритуалы священных огней Гекаты проводятся с 2000-го года регулярно.

Алтарь Гекаты

Чем может быть алтарь Гекаты? Круглым сооружением из камней на скалах (стихии земля и воздух), у водоема - по образцу одного из ее мест в Италии. Дома это может быть статуя или изображение Гекаты (т.н. гекатейон), и предметы, так или иначе, с ней связанные. Символов множество – ключ, факел, бич или плеть, змеи или что-либо иное из ее соответствий. Из относительно новых символов стоит упомянуть т.н. «колесо Гекаты», которое можно встретить в интернете при поиске символов божества. Это негармоничный знак, да и вообще этот символ - достаточно позднее наслоение. А сам образ колеса пришел из оракулов, где описаны предметы, использующиеся в магической практике - например, так называемый строфал, то есть «магическое колесо» Гекаты. Святым местом Гекаты также может считаться любой перекресток.

Причем здесь не столь важно, перекресток трех или четырех дорог. Перекрестки у всех архаических народов представлялись местами, где может обитать нечистая сила, и поэтому на них часто ставились статуи Гекаты. Очевидно, что сегодня это не самое подходящее место для размещения постоянного алтаря, но все же, до сих пор перекрестки можно и нужно использовать в качестве «опорной точки» для силы богини.

Изображение богини для домашнего алтаря можно сделать своими руками, но также хорошо, если есть статуя богини. В одном из оракулов сама Геката предлагает теургу оживить ее статую с помощью молитв, вознесенных под светом растущей Луны, вследствие чего практик должен был воочию увидеть свет божества.

Лучшее время для ритуалов Гекаты

У виккан проводятся т.н. эсбаты - празднества полной Луны. Но можно делать ритуалы два или три раза в месяц: на темную Луну (новолуние), в середине и в конце лунного месяца, дабы соблюсти священную тройственность. Надо отметить, что мнения насчет того, делать ли ритуал в день, когда Луны еще не видно на небе, или, когда появляется серпик новой Луны, разнятся. Новая Луна или Темная Луна? Тут, похоже, практик выберет сам. А что касается дней недели, то понедельник и суббота - дни, которые подходят для проведения ритуалов Гекаты.

Обычаи: древность и современность

В городе Лагина в храме Гекаты (ныне разрушенном) ежегодно проводилось празднество «kleidos agoge» - так называемое «шествие с ключом». Достоверно цель шествия не установлена, но возможно, что оно было связано с одной из ролей богини (Геката Пропилея - хранительница врат). Отметим, что в одноименном орфическом гимне Геката называется «Ключницей Вселенной». С 2000 года в сентябрьское полнолуние в Лагине энтузиасты проводят праздник, посвященный Гекате - «Гекатесия».

В последнюю ночь лунного месяца, которая многими практиками считается «неблагой», проводили трапезу для богини - deipnon, то есть ужин. Целью его было умилостивить души умерших. У входа в дом оставлялись продукты в том числе медовые сладости-лепешки, мясо-рыба, чеснок и др. (защитные свойства чеснока известны нам по многим мифологиям).

Приношения

Какими могут быть подношения богине? Это может быть еда - мясо, в среде современных практиков приносятся также куриные сердца, медовые лепешки или любые сладости (современная вариация), чеснок и т.д. Это может быть возжигание священного огня (как делает Сорита д"Эсте) или благовония. Может быть и вино, и кровь, или кровь в вине – последние две вариации встречаются в среде современных практиков.

Знаки

Как мы можем распознать знаки от божества? Это может быть любая «лунная» символика. Также характерный знак Гекаты – черные собаки, или же – три собаки. Также символом Гекаты выступает упомянутый выше перекресток. Бывает, что идешь, думаешь о своем, и как ответ на твой незаданный вопрос по дороге попадается некий значимый символ божества. Могут быть некие конкретизированные отсылки к Греции. Знаки могут быть разными, но общее у них одно – вы точно поймете, что это она, а не просто какая-то случайная женщина, сидящая в поезде напротив вас. Геката любит конкретику, отстраненные символы, которые не совсем понятно, как трактовать – это не про нее.

После совершения ритуала и поднесения приношений следует обращать внимание на знаки, они могут дать весьма ценную информацию.

Характер божества

У меня сложилось впечатление, что многие воспринимают Гекату как некое однозначно мрачное божество, которое только тем и занимается, что хлещет плетьми, кусает змеями и подпаливает факелом хвосты недоброжелателям практика, проводящего ритуал. Но это крайне однобокая трактовка. Если исследовать первоисточники, то оказывается, что Геката не столь однозначна, как принято считать. Согласно Халдейским Оракулам она – Мировая Душа, одна из основополагающих мировых сил: «Мать («Сила» или Геката). Процесс творения может осуществиться лишь при участии третьего божественного начала - женской, материнской сущности, которая в одних оракулах именуется Силой и занимает опосредующее положение между Первым и Вторым Умом, а в других - отождествляется с Гекатой как Мировой Душой и, таким образом, помещается на границе между умопостигаемым и чувственно воспринимаемым планами.» Это практически второе значимое лицо после демиурга. Отметим, что младшие божества, которых мы визуализируем вокруг себя в одной из частей Звездного Рубина - «иунги», «синохи», «телетархи», даймоны - родом из этого же текста, но они ниже Гекаты по «статусу».

Мы знаем из мифов, что именно Геката выводит Персефону из царства Аида. Вспомним одно из имен богини - Геката Сотейра (спасительница). Также уместно будет тут упомянуть легенду о городе Византий (современная Турция): когда на город собирался напасть Филипп Македонский, Геката посреди ночи озарила город светом, так богиня с факелом и ее лающие собаки разбудили горожан, и город отбил атаку. После этого появилась статуя богини – Геката Лампадефорос, «Геката с факелом».

Собственно, одна из целей этой статьи была де-демонизировать божество. Люди привыкли видеть только одну из сторон, особенно после того, как христианство попыталось сделать всех богов, кроме своего, демонами. Геката – то божество, которое может помочь там, где другие не услышали или отказались. Именно ее статуи ставили у входа в дом, отчего Геката также называлась Пропилеей - привратницей, и Лименоскопой - той, что хранит порог. Она и в прямом, и переносном смысле «пороговое божество», это роднит ее с Гермесом, который часто появлялся рядом с ней, в одном из случаев в Papyri Graecae Magicae (Греческих магических папирусах) вообще их двоих по сходству функций объединили в одно божество – Гермекату.

Если смотреть по Древу Жизни, Гекату можно отнести: к Бине как Великой Матери («Действенный дар жизненосного Пламени, что наполняет также Гекаты [таинственной] животворящее лоно…» - Халдейские Оракулы), к Йесод как Луне и Малкут как дочери – природа в оракулах ассоциируется с Гекатой. Не зря Геката имеет имя Куротрофа - «кормилица детей». А демонизация христианами божества произошла уже позже, возможно, в том числе и на основе истории с Персефоной. Уже в христианском памятнике «Пистис София» Гекате приписали 72 архидемона.

Есть у нее и достаточно нехарактерные символы, на первый взгляд, - например, львы. В «Халдейских оракулах» Геката названа «владеющей львами», и она же говорит: «Если будешь взывать ко Мне часто, узришь все сущее в образе льва». Если подумать, то лев - символ силы. А сама Геката и названа Матерью или Силой! Теперь все становится на свои места.

Попытка разобраться

Если пытаться понять Гекату через соответствия с другими божествами, то кто она? Диана? Селена? Артемида? Разные ли это божества или все же одно? В мифологии много «перетекающих» атрибутов и сюжетов, где поставить четкую грань разделения между ними непросто. К тому же, полно противоречий «по функциям». Артемида - девственная богиня-охотница, а Геката является, в том числе, и покровительницей семьи. Но имя Гекаты - «далеко разящая», явная отсылка к охотнице Артемиде.

Могу допустить, что в практике у разных магов в зависимости от ситуации могут проявляться разные стороны богини. Одним богам известно, почему в храме Дианы может выйти на связь именно Геката.

В завершение

Напутствие тем, кто желает с помощью Гекаты навредить кому-либо - не стоит думать, что это обязательно получится. Гесиод писал: «Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит».

Благо внимавшим.

Литература

  1. The Covenant of Hekate
  2. Rite of Her Sacred Fires
  3. Сорита д’Эсте и Дэвид Рэнкайн. Геката: пограничные обряды (отрывки)
  4. Н.А. Кун. Мифы и легенды древней Греции
  5. Халдейские оракулы
  6. Греческие магические папирусы (Papyri Graecae Magicae. Greek Magical Papyri Texts)
  7. Античные гимны. Под ред. А. А. Тахо-Годи. - М.: МГУ, 1988
  8. Галина Бедненко. Богиня Геката

Жест Гекаты

Пояснение : 1) правая рука; 2) левая рука; 3) правая рука; 4) правая и левая руки; 5) правая рука; 6) левая рука; 7) правая и левая руки; 8) правая и левая руки.

Назначение : Используется при любых формах контакта с Богиней.

Выполнение : Руки в Жесте Начертания . Правой рукой начертать Второй Ключ Гекаты, начиная с верхнего края и закончить крюком внизу. Левой рукой поставить точку. Правой рукой начертать раскручивающуюся спираль. Правой и левой рукой свести руки в знак V , в середине знака они сходятся вместе. Чуть ниже центра знака правую руку отвести вправо, затем левую влево. Соединить обе руки и нарисовать знак Λ , разводя руки в стороны и вниз. Опустить руки на уровень паха и отталкивающим движением от себя вытянуть вперёд и вверх ладонями вперёд на уровень груди, как бы отпирающее движение.

Суть : Призыв Богини - Ключ, знак перехода- точка, спираль – Путь, сложный знак – отпирание замков на Вратах в Аид, открывание Врат – отталкивание рук.

Понимание : Геката, Мать и Покровительница, я зову тебя. Выйди из чертогов своих, я спускаюсь к тебе, отпираю замки в твои владения и открываю Врата.

Жест Аида


Пояснение : 1) правая рука; 2) правая рука; 3) левая рука; 4) правая рука; 5) правая и левая руки; 6) правая рука; 7) левая рука; 8) правая и левая руки; 9) правая и левая руки.

Назначение : Используется при любых формах контакта с Богом.

Выполнение : Руки в Жесте Начертания . Правой рукой начертать Второй Ключ Аида, начиная с левого края-крюка и закончить стрелкой вверху. Над стрелкой правой рукой начертай знак > , начиная с верхнего края. Левой рукой поставить точку. Правой рукой начертать раскручивающуюся спираль. Правой и левой рукой свести руки в знак V , в середине знака они сходятся вместе. Чуть ниже центра знака правую руку отвести вправо, затем левую влево. Соединить обе руки и нарисовать знак Λ , разводя руки в стороны. Опустить руки на уровень паха и отталкивающим движением от себя вытянуть вперёд и вверх ладонями вперёд на уровень груди, как бы отпирающее движение.

Суть : Призыв Бога - Ключ, знак перехода- точка, спираль – Путь, сложный знак – отпирание замков на Вратах в Аид, открывание Врат – отталкивание рук.

Понимание : Аида, Царь и Владыка, я зову тебя. Выйди из чертогов своих, я спускаюсь к тебе, отпираю замки в твои владения и открываю Врата.


Жест Закрытия.


Пояснение : 1) правая рука; 2) левая рука; 3) правая и левая руки.

Выполнение : Руки в Жесте Закрывающем . Правой рукой от правого плеча веди вниз к левой ноге и окончи на уровне паха. Левой рукой от левого плеча веди вниз к правой ноге и окончи на уровне паха. Опустить руки на уровень паха и отталкивающим движением от себя вытянуть руки вперёд и вверх на уровень груди и шеи, как бы запирающее движение. Выполни Жест Поклона .

Суть : наложение замков на Врата - руки поочерёдно опускаются, запирание Врат - отталкивание рук, смиренное поклонение богам и завершение действа – Ведьмин Жест.

Понимание : Я закончил. Я запираю замки и закрываю Врата. Я благодарю вас, Боги.


Жест Активации Силы и приведения её внутри практика.

Пояснение : 1) правая рука; 2) левая рука; 3) правая рука; 4) правая рука; 5) левая рука; 6) левая рука.

Назначение : Используется при молитвах после основного жеста.

Выполнение : Правая рука в Силовом Жесте 1 , левая - в Силовом Жесте 2 . Правой рукой на уровне левого плеча поставить точку и от неё провести прямую линию влево на уровень правого плеча. Левой рукой от точки на уровне правого плеча провести прямую косую линию вниз и влево на уровне таза к левому тазобедренному суставу. Правой рукой провести прямую линию на уровне таза от левого к правому тазобедренному суставу. Левой рукой от уровня паха провести на уровне срединной линии тела прямую линию вверх до уровня макушки.

Суть : Все энергетические каналы тела приводятся в готовность, чакры раскрываются, энергия лучше циркулирует.


Жест открытия потока Силы и призыв её в место практики.


Пояснение : 1) правая рука; 2) левая рука; 3) правая рука; 4) правая рука; 5) левая рука; 6) левая рука; 7) правая и левая руки ; 8) правая и левая руки ; 9) правая рука; 10) правая рука; 11) правая рука; 12) правая рука; 13) правая рука; 14) левая рука; 15) левая рука .


Назначение : Используется для призывания Силы в место практики для усиления действа.

Выполнение : Правая рука в Силовом Жесте 1 , левая - в Силовом Жесте 2 . Правой рукой на уровне левого плеча поставить точку и от неё провести прямую косую линию влево к правому тазобедренному суставу. Левой рукой провести прямую линию на уровне таза от правого к левому тазобедренному суставу. Правой рукой провести прямую косую линию вверх и вправо к правому плечу. Левой рукой провести прямую линию на уровне мечевидного отростка слева направо. Соединить обе руки и нарисовать знак V , разводя руки в стороны и вверх. Правой рукой на уровне левого плеча поставить точку и от неё провести прямую лини ю к правому плечу. От правого плеча провести прямую косую линию вниз на уровень левой груди, потом по прямой отвести вправо на уровень правой груди. Далее вновь провести прямую косую линию вниз к правому тазобедренному суставу. Левой рукой от уровня макушки провести на уровне срединной линии тела прямую линию вниз до уровня паха.

Суть : Раскрывая чакры и энергоканалы и используя себя как врата, призывается энергия в указанное место.


Жест направления потока в цель

Пояснение : 1) правая рука; 2) левая рука; 3) правая рука; 4) правая рука; 5) левая рука; 6) левая рука; 7) правая рука; 8) правая рука; 9) правая и левая руки .

Назначение : Используется при созидательных и разрушительных работах, когда энергию от Богов или Сил нужно направить в конкретное место или конкретный объект.

Выполнение : Правая рука в Силовом Жесте 1 , левая - в Силовом Жесте 2 . Правой рукой на уровне левого плеча поставить точку и от неё провести прямую линию влево на уровень правого плеча. Левой рукой от точки на уровне правого плеча провести прямую косую линию вниз и влево на уровне таза к левому тазобедренному суставу. Правой рукой провести прямую линию на уровне таза от левого к правому тазобедренному суставу. Левой рукой от уровня макушки провести на уровне срединной линии тела прямую линию вниз до уровня паха. Правой рукой провести прямую линию на уровне мечевидного отростка слева направо. Обе руки соединить вместе на уровне солнечного сплетения, ладони плотно прижаты друг к другу, основания слегка касаются грудной клетки. Начать отводить от себя ладони, попутно раскрывая их и разводя полусогнутые пальцы в стороны.

Суть : Собирание энергии со всего тела, максимальная её концентрация, а затем полная её передача в заданную цель.


Уравнения и их суть.

Большое Уравнение Гекаты :

3+4=7,

где 3 – три формы жизни, или Триада Бытия

4 – четыре лика Богини, Единая Чёрная Мать

7 – материнская суть – Единая Чёрная Многоликая Мать.

Малое Уравнение Гекаты :

4=3+0,

где 4 – Единая Чёрная Мать

3 – Триада Бытия

0 – Бездна;

Создай треугольник, в него впиши ещё один - меньший, в его центре поставь точку, и ты получишь один треугольник и четыре треугольника. В трёх заключена сила четырёх. Точка – ноль, что есть Бездна.

Уравнение Гадеса :

0+1+2=3,

где 3 – Триединство Гадеса

0 – Бездна Тартара

1 – Некрослой, где правит Владычица

2 – Царство, где правит Владыка

Большое Уравнение Культа :

7+3=9+0,

где 7 – Единая Чёрная Мать

3 – Единый Высший Отец

9- Праотец

0 – Праматерь.

Малое уравнение Культа :

4+3=7,

где 4 – Единая Чёрная Мать

3 – Единый Высший Отец

7 – неоконченная форма Упорядоченного (изменения проходят всё время), 7 – число Солнечной системы.

Большое Уравнение Мироздания :

7+3=9+0=1x=-1x-1=1=1+1=3,

где 7 – 7 Великих Титанов (Древних)

3 – Три Столпа Творения

9 – Эреб

0 – Калиго

1 x – Эрос, порождающая сила

1 – Сути Эреба и Калиго

х – умножение в значении порождения

1 – Сущий Безликий Творец

1+1 – Сущий Безликий Творец и Логос

3 – Триада Бытия.

Большое Уравнение Запределья :

0+1+2+3=1+3=-1х-1,

где 0 – Пещера у озера Амсанкт, или Преддверие и Врата в Бездну Тартара (Пустошь)

1 – Бездна Тартара (Пустошь) – Обитель Древних, Древнеподобных и их слуг, или Первая Завеса Запределья

2 – Праматерь Калиго (Вечная Мгла) и Праотец Эреб (Вечный Мрак), или Вторая Завеса Запределья

3 – Ярящийся Хаос, или Третья Завеса Запределья

1 – Столб Творения, или Сущий Безликий Творец

3 – Три Опоры Столба Творения, или Три Владыки Альяха

1 и -1– Сути Эреба и Калиго

х – умножение в значении порождения.

Малое Уравнение Запределья :

0х-1х-1х-1х-1=0,

где под -1 указаны все Высшие Тёмные: Эреб, Калиго, Нукта и Скотос.

Большое Уравнение Магии

5x-5=250+0+3+4=11+0*0=0/0,

где 5 – прямая пентаграмма, магия созидания

5 – перевёрнутая пентаграмма, магия разрушения

250 – взаимосвязь трёх компонентов единой системы и раскладывается на 2, 5 и 0, где 2 – биполярность мира (Инь и Ян), 5 – стихии (Огонь, Вода, Воздух, Земля, Дух), 0 – чистая энергия

3 – три формы жизни, Триединство Бытия

4 – четыре лика Богини, Единая Чёрная Мать

11 – Хаос

0*0 – Бездна и Пустошь

0\0 – Бесконечность


Ключи.

В Культе Гекаты есть несколько уровней посвящения, при этом на каждом уровне даются знания определённой глубины и критичности. Открытие нового уровня знаний начинается с передачи Ключа. Ключ – это некая информация, коя сама по себе даёт богатую пищу для практика, раскрывая перед ним аспекты обрядово-ритуальной практики данного направления, необходимая также для молитв, жертвенных работ, самой практики. Ключи нужны для постижения основ и сути Культа.

Таким образом, Ключ несёт смысловую нагрузку с определённой, заложенной в нём, сутью. Ключи крайне необходимы, без них вся практическая часть системы теряет смысл, обращая работу практика в ничто.

В практике Гекатианы существует 6 Базовых Божественных Ключей: 2 Ключа Гекаты, 2 Ключа Аида и 2 Общих Ключа. Первый Ключ Гекаты, Аида и Общий являются графическими, то есть изображаются на каких-то поверхностях (амулеты, печати, кольца, на алтаре и т.д.). Второй Ключ Гекаты, Аида и Общий являются ритуальными, то есть выполняются непосредственно в ходе ритуала в виде комплексного жеста.

Помимо Базовых Ключей, есть ещё и Глубинные – эти Ключи только для адептов Внутреннего Храма. Кроме Божественных Ключей, есть Культовые, Канальные, Пространственные и Силовые.


Ключи Гекаты.

Первый Ключ Гекаты.

Базовый Ключ 1 ступени. Используется для графического нанесения. Носит название Чёрный Крест и представляет собой перекрёсток четырёх Лун. Также называется Чёрный Крест Гекаты и Крест Четырёх Лун. Каждый из лучей, кроме нижнего, оканчивается полумесяцем – все они символизируют разные положения Луны, но не в прямом её аспекте. Геката – тёмная Богиня, более того, она - Богиня, несущая в себе наследие Эреба и Омихле. Поэтому на кресте отмечены не те части лунного диска, кои видны на небосводе, а чёрные части Луны – невидимые, погруженные во Мрак и Мглу. Этот Ключ является упрощённым к Кресту Девяти Лун.

Формула ключа:

Маахаат Маатхаа Гекатусмактус Вот Ай.


Наложение Первого Ключа:

Чёрный Крест есть Первый Ключ Гекаты. Верша оный, призываешь всю силу Великой Богини. Для свершения Креста Гекаты, держа в руке символ Гекаты или чётко представляя оный, коснись чела своего и произнеси: "Маа" , начертай на уровне чела знак полумесяца дугой книзу в воздухе и молви: "Хаат" , опусти руку к животу и произнеси: "Маат" , затем коснись его и произнеси: "Хаа" , подними руку, коснись левой плеча и произнеси: "Гекатус" , соверши знак полумесяца дугой вправо и молви: "Мактус" , прикоснись к правому плечу и произнеси: "Вот" , соверши знак полумесяца дугой влево и молви: "Ай" .

Суть Чёрного Креста:

Восток .

Время: Рождающаяся Луна=Живой Серп

Образ: Юная Дева

Имя: Дамате=Геката Пропилея

Ипостась: Очаровательная Молодая Девушка с нежным взглядом и тёплыми, нежными руками. Хранительница юных, покровительница материнства и детства, семьи и домашнего очага, заступница слабых.

Колдовство:

Прорицание

Деловые отношения

На начало нового

Материнство и детство

Защитное колдовство

Лечебное колдовство

Юг .

Время: Полнолуние

Образ: Зрелая Женщина

Имя: Мена=Геката Никтофлога

Ипостась: Черноволосая Женщина-Властительница с красивыми мудрыми глазами. Богиня-Колдунья, покровительница ночного колдовства. Рождение, умножение, размножение. Оргии ярости, радости, крови. Пиры.

Колдовство:

Прорицание

Ночное колдовство привлечения, увеличения и накопления (Силы, материальных благ, знаний, здоровья и пр.)

Вызовы (любые, кроме некротических).

Любовное и сексуальное колдовство

Защитное колдовство

Лечебное колдовство

Запад .

Время: Старение Луны=Мёртвый Серп

Образ: Дряхлая Старуха

Имя: Пересва=Геката Хтония

Ипостась: Отвратительная Старуха, гниющий полуразложившийся труп с мерзким трупным запахом и червями в мясе. Владычица неупокоённых, тварей, принадлежащих обоим мирам, чудовищ всех миров, ужасов и кошмаров.

Колдовство:

Прорицание

Разрушения, распадок

Проклятия

Вызовы из Гадеса

Открытие врат миров, дороги и тропы

Некротические вызовы, некромантия в её чернокнижном понимании

Насылание Смерти

Работа со Смертью во всех формах.

Север .

Мифы и Легенды * Геката

Геката

Геката (Уильям Блейк, 1795)

Википедия

Геката (др.-греч. Ἑκάτη ) — древнегреческое божество лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам.
В поэмах Гомера имя Гекаты не встречается; в «Теогонии» же Гесиода она упоминается как дочь титана Перса и Астерии; другие авторы называют её дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Согласно Гесиоду, она получила свою долю ещё от титанов, Зевс оставил ей её.
По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения. Ферекид называл её дочерью Аристея. Гекатой иногда называют Артемиду.
У Диодора отец Гекаты отождествляется с братом Ээта, сыном Гелиоса. По его изложению, она отравила своего отца Перса и стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея.
Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где её почитали больше всего. Её храм был в Аргосе, таинства в честь Гекаты проводились в Зеринфе, где в её пещере приносили в жертву собак. У Пиндара Геката именуется «обутою в красное».

Четыре Гекаты

Ей посвящен I орфический гимн. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединенных статуй в Афинах. Геката изображалась иногда в виде одной женской фигуры с двумя факелами в руках, иногда же в виде трех связанных спинами фигур; этим как бы поясняется, что власть её распространялась на небо, землю и ад.

Геката (Johfra Bosschart) 1973

Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрестках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Она помогает волшебницам, которые, как например Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству.
Геката родила Гермесу трех дочерей.
В некоторых источниках Кратейя (или Кратеида) как мать Скиллы либо именуется дочерью Гекаты, либо отождествляется с нею. Кратейя — это имя Ночной Гекаты; либо имя Луны. У Алексида была комедия «Кратейя, или Торговка снадобьями».
В честь Гекаты назван астероид (100) Геката, открытый в 1868. В названии отражено и имя богини и порядковый номер астероида, так как «гекатон» означает по-гречески сотню.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.
Культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешел к грекам. Геката (?????), в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной стигийскими собаками.
У Гомера мы не встречаем имени Геката; в "Теогонии" же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.

Древняя раннегреческая богиня Геката -
одна из самых сильных таинственных и загадочных

Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чародейства

Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.