Национальные костюмы народов среднего урала. Уральский народный костюм из сухого лога. Виды аппликационных работ

04.05.2024

Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории -
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России - кресть­янства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный - южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен - это головной убор, собственно одежда и обувь.

Каким же он был, русский национальным костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное - скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока - убор молодицы,
Косник, венец - украшенье девицы,
Сборник, повойник - убор для старухи...
Самый красивый - убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!

Это собирательный образ женского костюма. А как выглядела одежда разных губерний, чем отличался северный костюм от южного?

"Приготовление невесты"

Рассмотрим это на примерах самого нарядного праздничного и свадебного костюма и наряда «молодухи» - женщины первого года замужества, до рождения ребенка. Это был самый красивый наряд, богато украшенный вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшитый кружевом, канителью, позументом. Дополнял его драгоценный головной убор и кожаная обувь. Все теплое время года крестьяне ходили босиком или в лаптях, плетенных из лыка или бересты. Обязательным дополнением к костюму был пояс-оберег. Женщины носили множество украшений: бусы (иногда до 15 рядов), ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом,
всевозможные височные подвески-пушки, серьги (серьги носили иногда и мужчины), кольца. Особенность южнорусского костюма - обилие красного цвета.

Венцы

Русский народный мужской костюм

Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань - «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вы­шитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа - «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда - кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы.

Схема кроя мужской одежды

Женский Южнорусский костюм

Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.

Жених и невеста

В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор - рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.

Головные уборы

Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду - шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор - рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.

Тамбовский костюм

Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или красному полю, со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная - «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения - «гаруси» (у мужчин - «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными поло­сами и туфли - «коты»).

Воронежский костюм

Орловский и Курский костюм имеет те же основные черты, что и Воронежский. Понёва в основном изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом. На передник-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Невысокую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в несколько рядов, кейданы и цепочки. Рукава рубахи из ситца и кумача украшали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.

Орловский костюм

Курский костюм

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, - «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» - разновидность этой одежды.

Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

Все костюмы любого региона России просто невозможно описать, так как женский наряд - это предмет народного творчества, имеющий только некоторые сходные черты.

Рязанский костюм

На Дону и Северном Кавказе русские женщины поверх рубахи с вязаным колпаком носили платье кубельком и штаны - отголосок турецких и персидских одежд, которые в XIX в. были вытеснены юбкой с кофтой в талию, с оборкой. Такая одежда теперь бытует у казачек.

Средняя полоса России

В характере одежды средней полосы наблюдается отпечаток пограничных с ней регионов и исторических условий проживания народа. Как и повсеместно, основой костюма является рубаха.

Московский народный костюм просматривается в городском мещанском костюме и в одежде женщин духовного сословия, которых не коснулась петровская реформа, вводившая ношение европейской "немецкой" одежды для людей высших сословий. В основном это сарафанный ансамбль с кокошником и передником выше груди.

Московский костюм

В Ярославской губернии поверх сарафана носили теплую стеганую кофту («пара») с длинными рукавами, отрезную по талии, присборенную сзади. «Пару» спереди украшали золотным кружевом. Рубашку расшивали по оплечью, вдоль рукава и по манжетам красным узором с вкраплением желтых, зеленых, синих нитей. Наличие городской моды, развитая торговля позволяли использовать для сарафанов легкую шелковую или сатиновую ткань, а для придания фигуре объемности - другой крой. Так появился широкий косоклинный сарафан, украшенный спереди широкой «княжей» лентой из галуна (позумента) или шелковой лентой с вытканными или вышитыми по ней узорами. По подолу пришивали узорные ленты. По «княжей» полосе нашивали литые оловянные или медные посеребреные или золоченые пуговицы, К сарафану полагался пояс, тканый их цветных нитей. Праздничный костюм дополнялся рядами бус, серьгами, запонками для ворота. Особенностью свадебного костюма было подвенечное покрывало - длинное двухметровое полотенце из тонкого льна, украшенное на концах широкими красными ткаными полосами, белым кружевом, иногда - цветными лентами.

Кокошники

Для полевых работ использовали прямую рубаху с поликами из холста, с численным кружевом по подолу и браным ткачеством. Голову покрывал платок фабричной работы из ситца, костюм дополнен янтарными или стеклянными бусами. Обувь крестьян - лапти из лыка косого плетения.

Западные земли

Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь

Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В мужском костюме поверх рубахи появляются жилеты. Таким мы видим костюм на картинах Кустодиева - его знаменитых «Ярмарках». В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник - большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Шубка

Верхней одеждой была нагольная шуба - мехом внутрь. Более легким был «пониток» - верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цвет­ные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.

Повойники

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, - из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник - «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Семипалатинский костюм
Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда - сарафан - пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями?

Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами - « c ерапа», то есть почетная одежда.

К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки - головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор - повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка - центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия - продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»:

«Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом... искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок... Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом.

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Архангельский костюм

Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.

Юбки

Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жем­чугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа - драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава - «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.

Сарафан-косоклин

Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены. У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) - не менее нарядны.

Ольнецкий костюм

Славилась русская вышивка Тверской земли, Олонецкой губернии, Карелии, тверские и архангельские предметы женского рукоделия.

Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Людмила Ивановна Райкова, профессор Оренбургского государственного института искусств

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.

В основе русского костюма заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь русский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.

Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами - компактным объемом, мягким, плавным контуром.

Народный костюм не только элемент материальной культуры, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшие элементы края. Использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.

Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

Обширность территории расселения, замкнутость отдельных районов и различное природное сырье и окружение, характер обычаев и условий существования послужили причиной возникновения многообразных вариантов одежды.

В связи с этим можно сказать, что при наличии общих черт даже в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма.

Только в женской одежде ученые выделяют четыре четко выраженных комплекса:

1. рубаху с поневой и головным убором сорокой;

2. рубаху с сарафаном и кокошником;

3. рубаху с юбкой-андараком;

4. платьем кубельком.

Первые два основные. Два последних в XIX в. имели ограниченное бытование. Но вообще эволюция в народном костюме происходила медленно, мало поддаваясь воздействиям. К началу ХХ в. из существовавших четырех комплексов, наиболее распространенными были два: южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. Позднее популярным стал комплекс юбки с кофтой.

Первый комплекс отмечен множеством вариантов и охватывал не только южные районы России - Орловскую, Курскую, Воронежскую, Рязанскую, Тамбовскую губернии, но и ряд центральных: Тульскую, Московскую, Калужскую.

Определенный отпечаток наложило на формирование его элементов соседство с коренным нерусским населением - украинцами, белорусами, мордвой и др.

Комплекс с сарафаном, или северорусский, бытовал на Севере, в районах Поволжья, Урала, Сибири, в некоторых местах западных и южных губерний - Смоленской, Курской, Харьковской, Воронежской.

Костюм, характерный для казаков Дона и Кубани, Северного Кавказа с распашным платьем-кубельком, испытал влияние местного населения. Его носили поверх рубахи с вязаным колпаком и штанами, как это принято на Востоке. Но к середине XIX века он вытесняется другими типами одежды, в особенности юбкой с кофтой.

В пределах данной публикации нет возможности дать характеристику перечисленных комплексов, имея целью уделить больше внимания костюму оренбургских казаков. Относясь к общей семье казачества, оренбургские казаки все же стояли наособицу.

Ведь оренбургское казачье войско возникло значительно позже аналогичных образований, исключая Семиречье. Официальной датой рождения Уральского казачества считается 1591 год, а оренбургское войско получило статус самостоятельности только 12 декабря 1840 года.

Кроме того, оренбургское казачье войско с самого начала, т.е. со времени строительства первой оренбургской оборонительной линии (20-40 годы XVIII в.) формировалось под руководством властей - не так складывалось, например, донское, кубанское, уральское войско. Там все начиналось с “вольницы”, со стихии. Дух этой вольности никогда не был ведом оренбургским казакам. Состав оренбургского казачьего войска формировался за счет переселения на новые земли городовых казаков - уфимских, алексеевских, самарских. Ряды казаков пополнялись за счет крестьян внутренних губерний. Это смешение национальностей не могло не сказаться на психологии местного населения, его производственной и бытовой культуре, в том числе и формировании народного костюма.

В 1840 г. оренбургское войско получило свою территорию, куда вошли Челябинский, Троицкий, Верхне-Уральский, Орский уезды, и оренбургским казакам приходилось нести воинскую службу, в основном, уже далеко от дома.

Поэтому все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.

Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног”, и в документах XIV в. применялся в мужской княжеской одежде.

К XIX в. наименование “сарафан” стало уже нарицательным названием одежды этого типа, и комплекс с ним вытеснил южнорусский комплекс с паневой, завезенный переселенцами из Южных губерний России. Глухой косоклинный сарафан, бытовавший преимущественно в северо-западных губерниях: Псковской, Рязанской, Тульской, Курской, Воронежской, Смоленской затем широко распространился в районах Приуралья.

Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные клинья. Шили сарафаны из шелковых тканей на ситцевой подкладке. Отделывали золотым позументом, золотым шитьем. Пуговицы серебряные со сканью и чернью, металлический шнур.

На рукава использовали муар, золотое шитье, кисею, вышивку золотой нитью (металлические блестки). Пояса к сарафану делали из позумента, металлической нити и кистей.

Косник, муар, машинное кружево, золотое шитье - формы разные, чаще треугольником.

Бусы - янтарь, гранение, низание.

Головной убор - кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах. Или черный шелковый платок, обшитый черным кружевом - “косынка с бантом”.

С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. Другой - запон с грудкой или надгрудкой - завязывался на талии с дополнительной тесьмой на шее. Такие передники были характерны для Поволжья, Урала и Сибири.

Кроме того, с конца XIX в. широко применялся передник (“фартук”), укреплявшийся на талии. Его носили с юбками.

Помимо своего непосредственного назначения - защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.

Интересно описывает Ф.М. Стариков костюм оренбургских казачек. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов. Носили сарафаны и платья на кокетке.

Пожилые женщины носили кофты широкого покроя с застежкой через плечо и пройму или по спинке. Праздничная одежда - белая. Крахмальные кружевные воротники, манжеты и стеклянные цветные бусы.

Богатые казачки носили дорогие штофные сарафаны и головные уборы с позументом.

Мужской казачий костюм исключительно официальный. Короткое военное пальто и пиджак с жилетом и шароварами с лампасами, заправленными в голенища. Пальто подпоясывалось ярким кушаком из шерсти, концы свивались сзади. Нижняя рубашка белая из пряди с пришивным большим воротом с прорезью посредине или на левой стороне груди.

Уральские казачки в конце XVIII - начале XIX вв. носили сарафаны. А вот что писала газета “Оренбургские губернские ведомости” в 1851 году о костюмах Челябинского уезда.

Девушки одевались летом нарядно, особенно на Троицу. Гладко вычесывали головы и, нередко, помадили. В косы вплетали яркие шелковые или атласные ленты - длинные и широкие. Иногда головы подвязывали узенько сложенным платком с распушенными концами. Платки были разных цветов, шелковые. Носили сетки, расшитые бисером или бусами на косу, уложенную в пучок. В ушах - серьги, на шее - стеклянные бусы, на руках - перстни.

На шею надевали платки или шали яркие, пестрые из атласа или шелка, зимой - шерстяные или гарусные. Сарафаны шелковые или ситцевые с батистовыми рукавами или коленкоровыми, с премудрыми складками и вышивкой.

Пояса носили из крученого шелка - именные или плетеные с золотыми головками по концам. Башмачки аленькие, козловые или бараньи, а также из простого товара. Чулки белые, иногда бумажные с узором, башмачки в переплет, что было заметно, так как сарафаны очень длинные.

Необходимая принадлежность при выходе из дома - держать платок в руках. Молодые парни также помадили волосы, подстриженные кругом, нередко чуб. В одном ухе серьга, на пальце перстень, рубашка ситцевая, перепоясанная шелковым или гарусным поясом.

Кафтанчик суконный, драдедоновый, иногда шлафрок или армяк, а чаще суконные капоты, подпоясанные красным гарусным кушаком.

Отчаянные франты одевали иногда через правое плечо под левую руку какие-либо шали. Шаровары по большей части плисовые, иногда нанчатые, суконные.

Можно было встретить сюртуки. Сапоги козловые, а если простые, то со скрипом, с большими каблуками, высокими голенищами, за которые запускаются шаровары.

У пожилых женщин на голове кокошник или платок с повойником, дубляс с широким покроем, рукава с ластовицами из холста, да черки с красными опушками. Шамишура - женский головной убор (род чепца).

Но сегодня высокохудожественные образцы русского национального костюма можно увидеть только в музейных коллекциях, которые, как правило, выставляются очень редко. Поэтому своеобразный язык и значение символов русского костюма понятны лишь узкому кругу специалистов. В учебных заведениях культуры и искусства система подготовки специалистов в области народного музыкального творчества строится, в основном, на изучении специфики жанра без учета тесной связи его с явлениями духовной и материальной культуры народа, в том числе и костюма. Отсутствие у студентов представления о структуре крестьянского костюма, его значения в отечественной культуре прошлого и настоящего не формирует у студентов стройной научной системы знаний народной культуры и не дает возможности достоверно воплощать их принципы на сцене. Чистота линий, цвет, отдельные детали костюма и украшения привлекают внимание зрителя, и в желаемом направлении могут совершать чудеса, производя нужное впечатление.

Поэтому необходимо воспитывать художественный вкус способом наблюдения, сравнения, критической оценки и отбора, в результате чего накапливаются художественные впечатления.

Это важно еще и потому, что сегодня часто царят вольные подделки под русский народный костюм. Они грубо искажают истинный образ народной одежды, прививая не только плохой вкус зрителям, но и дезориентируют самих артистов в представлениях об эстетических и духовных ценностях культуры.

Традиционная русская одежда на Урале*

Женский костюм

Основным типом женской одежды на Урале являлся комплекс с сарафаном. В комплекс одежды с сарафаном входила рубаха, пояс, иногда запон (фартук) или душегрея, головной убор - шамшура, кокошник или сорока. Сарафаны, одинаковые по крою, могли шить из различных тканей: ситник (из ситца), кашемирник, гарусник, китайник, кумачник, выбойчатник (из бухарской бумажной ткани). Разные типы сарафанов последовательно сменяли друг друга или существовали одновременно у разных групп населения. По признаку кроя различают сарафаны четырёх типов: туникообразного, косоклинного, прямого покроя и сарафан на кокетке.

Глухой туникообразный сарафан шили из перегнутого по линии плеч полотнища, в котором делали вырез для головы и боковых клиньев. Этот тип сарафана считался наиболее древним. Длительное время туникообразный сарафан сохранялся в качестве ритуальной одежды у некоторых групп старообрядцев.

Косоклинный сарафан распашной с застежкой или швом, проходящим спереди, состоял из двух передних полотнищ, одного заднего полотнища и боковых косых клиньев. Сарафан такого типа изготавливали из холщовой, шерстяной, бумажной или шёлковой ткани. С таким сарафаном надевали белую или цветную (розовую, жёлтую) шёлковую или кисейную рубаху. В большинстве случаев это бесполиковые рубахи, у которых отсутствовали плечевые вставки и рукава пришивались непосредственно к вороту.

Прямой сарафан начинал входить в употребление в Пермской области в начале XIX в. В середине XIX в. пожилые женщины ещё продолжали носить косоклинные сарафаны, в то время как молодёжь предпочитала более модные прямые сарафаны. Прямые будничные сарафаны шили из домотканого окрашенного холста, а праздничные - из покупных шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных тканей фабричного изготовления. В отличие от косоклинного, прямой сарафан делали из нескольких полотнищ, собранных вверху складками или сборками, на узких лямках. Способы декорирования прямых сарафанов были разнообразны. Сарафаны могли отделывать по верхнему краю и краям лямок узкой обшивкой из ткани контрастного цвета. Старожилы Свердловской области сообщают об украшении грудки сарафана вышивкой и бисером.

До конца XIX века наиболее употребимой нательной одеждой, надеваемой с сарафаном, была поликовая рубаха , которая кроилась с приставными деталями - поликами, - располагавшимися в области плеча. Она могла быть сшита целиком из одного материала (одностанка) или состояла из верхней и нижней частей (полустанье). Верхняя часть составной рубахи (рукава, приставка) шилась из более тонкого холста, пестряди, ситца, а нижняя часть (становина, станушка, станок) - из более грубого холста. Ворот большинства поликовых рубах плотно охватывает горло, ткань вокруг горловины собрана в мелкие сборки. Рукав мог быть широким по всей длине, тогда по краю его собирали в складки и обшивали, или зауженным, тогда край рукава могли украшать кружевом. Интересной особенностью уральского женского костюма является бытование комплекса, в котором тёмная поликовая рубаха сочетается со светлым сарафаном.

Рубаха поликовая

В конце XIX века под влиянием моды в традиционном женском костюме появляется новый тип рубахи - рубаха на кокетке (пелерине). Рубаха имела отрезную деталь - кокетку, по периметру которой пришивались переднее и заднее полотнище и рукава. Такие рубахи шили из белого холста, пестряди, ситца. Рукав мог быть зауженным или широким, с оборкой или манжетой, воротник - стойка, разрез на груди оформлялся планкой (нахлобушкой) и застёгивался на пуговицы. Рубаху на кокетке одевали с прямым сарафаном или юбкой.

Сарафан с отрезной деталью - кокеткой (лифом, перелинкой) - наиболее поздний, его появление связано с влиянием на народный костюм городской моды. Сарафан на кокетке шили из фабричной тёмной хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Верхняя часть сарафана - кокетка - имела застёжку на пуговицы, нижняя часть - юбка, состоящая из 3-7 полос ткани, - закладывалась мелкими складками или собиралась в сборку. Сарафан на кокетке носили с белой или цветной рубахой В комплекс одежды с сарафаном могла входить душегрея - короткая распашная одежда на лямках. Душегрея изготовлялась из покупной хлопчатобумажной, шёлковой или парчовой ткани. Часто душегреи шили стёгаными на вате, кудели, иногда расшивали золотом.

Предметом традиционной одежды также был шугай. По свидетельствам старожилов и исследователей народной одежды Урала шугаем (шугайкой) могла называться как верхняя одежда, так и одежда комнатная, надеваемая с сарафаном или юбкой.

Фартук - запон - был принадлежностью как женского, так и мужского костюма. Мужские фартуки обычно шили с нагрудкой, женские - без нагрудки.

Примерно в середине XIX века появляется термин пара, парочка. Первоначально парой называли рубаху и сарафан, сшитые из одного материала или подобранные по тону тканей. В Сибири, например, хорошим приданным считалось 22 пары, дополненные поясами и шалями. Долгое время парочки были праздничным костюмом молодых женщин и девушек. Позднее они превратились в одежду просватанных девушек. Парочку обязательно должна была надевать невеста, когда по обычаю причитала на девичнике. Таким образом, пара - это праздничная одежда. Это объясняется еще и тем, что по традиции к нарядной одежде относились очень бережно, носили долго, надевали нечасто, чаще по праздникам, старались передать по наследству. У православных очень быстро парочки становятся венчальной одеждой. "Невеста одевала розовую парочку…" (Свердловская область, Алапаевский район). "Берегли подвенечную парочку для похорон…" (Свердловская область, Камышловский район, с. Б. Пульниково). Крой таких парочек из рубахи и сарафана наследовал традиционные формы (косоклинный сарафан, прямой сарафан, рубахи с поликами, туникообразные и т.д.). Позднее традиционный сарафанный комплекс уступает место юбочному комплексу. Парочки такого типа (юбка - кофта) появились в русской деревне в последней трети XIX в., получив широкое распространение к началу ХХ века по всей России. Они бытовали во многих деревнях вплоть до 20-х годов ХХ века. На Урале парочки, получив большое распространение, очень быстро из разряда праздничной одежды становятся одеждой будничной. "К каждому сарафану отдельная кофта была - парочкой это называлось; и бывали юбки с кофтой - тоже парочкой назывались…" (Неелова Валентина Григорьевна 1938 г.р., Свердловская область, Тавдинский район, с. Кошуки).

Парочка - юбка с кофтой

Несмотря на то, что комплекс парочки является очень поздним вариантом традиционного русского костюма, сохранность его именно как комплекса представляет определенную трудность. Сохранившиеся экспонаты чаще всего представляют только кофты от парочек, т.е. половину комплекса. Юбки в силу большой эксплуатации изнашивались быстрее, либо подвергались перешиванию более поздними поколениями.


Кофта от парочки - из личных вещей Безродных Натальи Павловны - жительницы селаКвашнинское Камышловского района. (Фото автора, 2009 год)

История костюма - это история изменения его форм на протяжении всего времени существования одежды. Разнообразие форм кофт - парочек позволяет сделать заключение о существовании определенной моды в истории этого костюма. Однако, несмотря на все инновации в результате влияния городской культуры, в деревнях вплоть до 30-х годов ХХ века бытовал сарафанный комплекс, строго соответствуя традиции. Парочки оставались одеждой праздничной, выходной, свадебной. Новые "модные" виды одежды получали свое распространение в первую очередь в среде зажиточного крестьянства. В сохранении архаичных форм одежды большую роль играла религиозная принадлежность крестьян. Так, православные всегда были склонны к заимствованию новых видов одежды, а старообрядцы - к сохранению старых видов. Поэтому у старообрядцев архаичные формы (дубасы, пояса и т.д.) сохранились до наших дней.

К концу XVIII века Южный Урал был заселён проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами. У каждого народа были свои обычаи, обряды, народные праздники и национальная одежда (слайд 7).

Женский русский костюм состоял из рубахи и сарафана, украшенный вышивкой и аппликацией. Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков (слайд 8). В качестве праздничной одежды казачки использовали кофту, украшенную кружевом, шелком, аппликацией, бисером, гарусом, длинную юбку и большой разноцветный платок с бахромой.

Необычайно красивы национальные костюмы татарских и башкирских женщин (слайд 9). Их платья украшались вышивкой, аппликацией, дополнялись камзолом (безрукавкой). Головным убором был небольшой колпачок (кашмау). Его покрывали белым покрывалом (тастар). Девушки надевали шапочку с вышивкой, бисером, монетами (такыя). Верхней одеждой служил халат (елэн).

3. Виды аппликационных работ

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: ремонт и украшение одежды, помещений, поделок, сувениров, игрушек, создание картин, панно, ковров, гобеленов, оформление самодельных книг, альбомов, тетрадей и т. д.

Аппликации классифицируются по тематике, форме и цвету. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Классификация аппликации

· по форме – объёмная, плоская;

· по цвету - одноцветная, многоцветная;

· по тематике – предметная, сюжетная, декоративная.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона (слайд 10). Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объёмная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы крепятся частью плоскости; элементы крепятся частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они крепятся частью поверхности.

Аппликации могут быть одноцветными имногоцветными (слайд 11). Выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и его назначения. При подборе колорита в первую очередь учитывается цвет украшаемого предмета или фон, на котором будут крепиться детали аппликации.


...

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный) слайд 12). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Геометрическая аппликация (слайд 13) - разновидность декоративной аппликации представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Симметричная аппликация (слайд 14) представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.


...

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Силуэтная аппликация (слайд 15) представляет собой закреплённые на фоне не расчлененные на отдельные детали изображения предметов. Раздробленная на части аппликациясостоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Однослойная аппликация (слайд 16)предполагает, что изображения предметов или их деталей закрепляются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем закрепления на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Съёмная аппликация (слайд 17) применяется для отделки трикотажных изделий. Этим видом аппликации можно выполнить цветок, бабочку, листик на шелковой, атласной, капроновой ткани.

...

Два человека погибли и еще трое пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия на 15 км автодороги поселок Пышма - Талица.

Как рассказал глава пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, водитель 1999 года рождения, находившийся за рулем Opel Astra, в ночное время суток не справился с управлением и наехал на металлический мост. В результате этого автомобиль опрокинулся и загорелся.

В результате происшествия две пассажирки 1996 и 2001 годов рождения погибли до приезда скорой помощи. Еще трое - молодые люди 1993 и 1995 годов рождения и девушка 2001 года рождения были доставлены в Пышминскую районную больницу с травмами различной степени тяжести.

Водитель в аварии не пострадал. В отношении него было организовано мед освидетельствование, взят забор крови на химико-токсикологическое исследование.

Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области

При отсутствии возможности трудоустройства россияне предпенсионного возраста могут выйти на пенсию досрочно.

Как сообщает «Российская газета, для того чтобы выйти на пенсию за два года до положенного возраста с учетом переходного периода, необходимо получить соответствующее подтверждение в центре занятости.

По данным на 1 июля 2019 года, выплаты получали 23,5 тыс. россиян, которые не смогли найти работу.

В ПФР отметили, что на следующий год на эти цели заложено 4,4 млрд. рублей. В 2021 году планируется потратить 5,6 млрд., а в 2022-м - 6,4 млрд.

По данным Минтруда РФ, число безработных среди пенсионеров в январе-июне нынешнего года составляло 92 тыс. человек, на конец июня - 122,6 тыс. человек.

Пассажирский самолет Boeing 787-9 австралийской авиакомпании Qantas установил рекорд самого долгого в истории беспосадочного перелета. Впервые был совершен прямой перелет по маршруту Нью-Йорк - Сидней.

Как сообщает ТАСС, общее время экспериментального тренировочного полета составило 19 часов 14 минут, в нем приняли участие 49 пассажиров и члены экипажа. Воздушное судно преодолело 16 тыс. 309 километров и приземлилось с опозданием в 37 минут.

Во время полета был проведен ряд экспериментов для оценки самочувствия людей, находящихся на борту - у пилотов была измерена мозговая активность и скорость реакции, а пассажиры должны были выполнить ряд физических упражнений.

Отмечается, что в дальнейшем это поможет составить список кандидатов в члены экипажа и разработать нормативы обслуживания клиентов на сверхдальних рейсах.

Планируется, что к декабрю авиакомпания сможет точно рассчитать экономическую целесообразность маршрутов и принять окончательное решение о запуске сверхдальних рейсов в австралийские города.

Добавим, что ранее самым долгим беспосадочным авиарейсом считался перелет из Ньюарка в Сингапур, продолжительность которого составила 18 часов 50 минут, а преодоленное расстояние - 15 тыс. 345 километров.

Фото: Иван Костин, ИА «Повестка Дня»

Правительство РФ подготовило законопроект об идентификации банковских клиентов по номеру телефона.

Как «Известия» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова , кабмин хочет обязать банки проверять номера телефонов клиентов для верификации паспортных данных. Для этого будет создана единая информационная система проверки сведений об абоненте (ЕИС), которая станет связующим звеном между кредитными организациям и операторами связи.

Изначально расходы хотели возложить на операторов связи, но в итоге планируется, что создание ЕИС профинансируют кредитные организации.

«Некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему», - цитирует издание слова Аксакова.

Ожидается, что инициатива избавит россиян от звонков коллекторов и поможет предотвратить кражу денег, когда злоумышленник звонит в банк под видом клиента и называет его паспортные данные. В таком случае, даже если мошенник подменит номер, в ЕИС отобразится его настоящий телефон.

Отмечается, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в ноябре.

На территории Курагинского района Красноярского края, где прорвало дамбу и погибли 15 человек, был введен режим ЧС.

В результате в рабочем поселке затопило два рабочих общежития временного типа. Погибли 15 человек, еще 13 пропали без вести.

На ликвидацию ЧС и поиск пропавших привлечено порядка 300 человек, 6 вертолетов МИ-8 МЧС РФ и несколько маломерных судов ГИМС

Фото: пресс-служба губернатора Красноярского края

В первом полугодии текущего года поток туристов в Свердловскую область увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщили в департаменте информполитики со ссылкой на министра инвестиций и развития региона Викторию Казакову , за отчетный период поездки на Средней Урал совершили 785,7 тыс. туристов (в том числе зарубежных).

В Национальном туристическом рейтинге регион сейчас занимает место в топ-10 среди субъектов РФ. По словам Казаковой, для развития туриндустрии в регионе формируются туристско-рекреационные кластеры, предоставляются субсидии из областного бюджета администрациям муниципалитетов на благоустройство и ремонт туристских объектов.

Кроме того, осуществляется финансовая поддержка событийных мероприятий и социально ориентированных проектов в сфере туризма.

В Нижнем Тагиле в рамках празднования 75-летия музея изобразительных искусств состоялось открытие парка скульптур советского периода. В торжественном открытии приняли участие министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова , глава города Владислав Пинаев и директор музея ИЗО Марина Агеева .

Новая точка притяжения была создана в рамках госпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». На первом этапе прошло благоустройство и озеленении территории в районе музея, а на втором - обустройство парка, подготовка постаментов для скульптур, установка освещения и ограждений. Общая стоимость контракта составила 4,37 млн. рублей.

Парк скульптур советского периода станет частью городской исторической зоны - арт-квартала и войдет в историко-туристический кластер «Старый город». Объекты для него были собраны по всему Среднему Уралу - это скульптуры учительницы и ученика, горняка, пионера и пионерки, а также бюсты советских вождей.

По словам Виктории Казаковой, парк станет точкой притяжения не только для тагильчан, но и для гостей города.

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Тагила

Культурологи и общественные деятели, входящие в «Экспертный клуб Екатеринбурга», рассказали о том, какие темы, персоналии и объекты уральского культурного наследия заслуживают собственных музеев. Как подчеркивают специалисты, музеи могут не только хранить экспонаты и экспозиции, но и быть точкой притяжения туристов и горожан, а следовательно, нуждаются в активном развитии.

Одним из уникальных объектов исторического и культурного наследия Урала является Шигирский идол, артефакт, насчитывающий 11 тысяч лет и известный как самая древняя деревянная скульптура мира. Эксперт Фонда развития гражданского общества, культуролог и публицист Сергей Новопашин уверен, что этот экспонат заслуживает своего музея, где также будут представлены другие артефакты этой эпохи.

«Если учитывать уникальность Шигирского идола, ему нужен отдельный музей. Есть же практика таких музеев, которые создаются ради одного экспоната. Здесь ключевым элементом музея может стать именно Шигирский идол и его окружение в виде экспозиции сопутствующих артефактов уровня поменьше. То, что они есть, это безусловно. Нужно необходимым образом прописать это в концепции и позиционировать», - считает эксперт.

С ним согласен культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков , который подчеркнул, что первобытный пласт уральской культуры мало известен широким массам, несмотря на наличие многочисленных памятников из этого периода: дольмены, наскальные рисунки и, разумеется, Шигирский идол.

«Это поле, о котором говорят специалисты, но широкие массы знают гораздо меньше. Этот пласт был бы очень интересен, тем более, что тут нам есть чем похвастать. У нас есть уникальные памятники, которых нет больше нигде, это не «Европа - Азия», которая есть в десятках городов только на территории Российской Федерации», - считает Георгий Цеплаков.

Этой же позиции придерживается руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» , доктор философских наук Анатолий Гагарин , отметивший необходимость «ввести в культурный оборот историческое наследие Древнего Урала», что позволит закрепить Екатеринбург как центр интеллектуальной и духовно-культурной деятельности.

Культурное наследие Екатеринбурга, тем не менее, не ограничивается древними памятниками. Поэт и литературный критик Константин Комаров , в частности, выступил с идеей создания музеев Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева .

«Нам нужны музеи Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева, потому что это ключевые фигуры для города и они во многом репрезентируют наш город в общероссийской культуре. Я думаю, что это должен быть не просто музей, где будут какие-то вещи (хотя это тоже должно быть), но должна быть живая, действующая площадка, где будут собираться поэты, музыканты, проходить какие-то вечера», - предложил поэт.

Своих музеев заслуживают и другие современные уральские писатели, заметил он: «мэтр» уральской поэтической школы Майя Никулина , поэты Алексей Решетов , Юрий Казарин , Евгений Касимов и Аркадий Застырец .

Увековечить современников-екатеринбуржцев посредством создания музеев предложил и Анатолий Гагарин. Как считает политолог, писатель Владислав Крапивин , недавно отметивший свое 80-летие, заслуживает своего музея, который мог бы способствовать дальнейшей популяризации его творчества.

На протяжении последних десятилетий время от времени возникают дискуссии о том, может ли и, если может, то каким образом, Екатеринбург использовать тему границы Европы и Азии для своего продвижения. Сергей Новопашин отметил, что позиционировать «евразийство» Екатеринбурга нужно с опорой на теорию Хэлфорда Маккиндера о Хартленде.

«Позиционировать регион, используя бренд «Европа - Азия», нужно очень грамотно и умело. То есть указывать на соединяющую функцию и на концепцию Маккиндера. Свердловская область, по Маккиндеру, находится в центре Хартленда, географического центра истории. Соответственно, нам нужно держать эту ось и позиционировать себя именно таким образом - не просто «граница Европы и Азии», которая длится на 3 000 км. Нужно учитывать не только геополитический, но и геокультурный аспект», - указывает эксперт.

Своими мнениями о возможных музейных площадках поделились руководители действующих культурных учреждений: директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев . Последний озвучил идею создания отдельного здания для театра современной хореографии «Провинциальные танцы» , а также предложил создать полноценный музей современного искусства на основе Государственного центра современного искусства.

«Музеи современного искусства существуют во многих городах, у них есть своя публика. Бывая в разных городах и странах, я отмечаю, что это востребованные площадки, и они могут быть центрами притяжения. Еще лет восемь назад появлялись мысли, чтобы на месте сегодняшнего ГЦСИ с использованием федеральных вложений сделать действительно полноценный музей. Даже были планы строительства сверхнового моста через Исеть», - напомнил Алексей Бадаев.

Сергей Каменский, в свою очередь, особенно отметил необходимость вовлекать людей в культурную жизнь и изучение истории Екатеринбурга. Истории и воспоминания самих жителей могут « оживить» историческое наследие столицы Урала.

«Главный капитал Екатеринбурга – это люди и их истории, связанные с конкретным местом, школой, улицей, районом, предприятием. Это сеть уникальных музеев, которые создаются самими жителями. Это важно в контексте внутренней репутации города, для лучшего понимания, где мы живем. У нас дома есть путеводители по Парижу, а по Екатеринбургу нет. И мы имеем негативные последствия – люди уезжают. Нужно работать в этом направлении, у всех есть друзья по всему миру – это мощное сарафанное радио. И в это процесс можно также вовлекать людей, уехавших из Екатеринбурга», - уверен руководитель Музея истории Екатеринбурга.

Вторая идея, озвученная экспертом, связана с репрезентацией Екатеринбурга в глобальном контексте.

«Мы, например, к Универсиаде предлагаем создать парк «E-World», в котором мы могли бы через истории реальных людей показать, что за 300 лет Екатеринбург дал миру, и что мир дал городу, - рассказал он. - Нужно создавать объекты, которые будут проявлять Екатеринбург в глобальном, мировом контексте».

В минувшее воскресенье, 13 октября, горожане решили судьбу кафедрального собора святой Екатерины, развязав тем самым гордиев узел, почти 10 лет не дававший покоя как сторонникам, так и «противникам» храма. За площадку на месте бывшего Приборостроительного завода (Горького, 17) отдано 57,66% голосов, территорию за Макаровским мостом выбрали 39,49% горожан, 2,85% бюллетеней признаны испорченными. Ведущие социологи и политологи Екатеринбурга уверены, что на сегодняшний день конфликт совершенно исчерпал себя и как благодатный информационный повод, и как инструмент политического продвижения.

« Опрос по месту строительства храма поставил точку в дискуссиях на тему строительства собора святой Екатерины, - заявил депутат городской думы Екатеринбурга Александр Колесников . - И это особенно отрадно, если вспомнить, что он возник не вчера. Вот уже несколько лет периодически предлагались места для его размещения, потом от этих идей отказывались» .

По удачному выражению Александра Гавриленко , православного активиста, принявшего непосредственное участие в организации опроса, проигравших в нем не было (и не могло быть, поскольку хлопоты и затраты, связанные с покупкой участка у « Брусники» в случае его победы, с трудом можно было бы назвать проигрышем). Показательный акт демократии свершился, его результаты признали как « прохрамовые» , так и оппозиционные наблюдатели.

Вернемся к формулировке « показательный акт демократии» , которую мы нашли нужным употребить выше. Она вовсе не дискредитирует опрос, его результаты или организаторов. Напротив, она подчеркивает необходимость этой процедуры, максимально публичной и открытой. Даже ограниченность альтернатив (всего две) в этом опросе была кстати: она гарантировала, что то или иное решение горожан будет иметь под собой достаточно большой процент голосов и, следовательно, исключит возможность спекуляций на этой почве.

Показателен же опрос потому, что он продемонстрировал умение хоть и не совершенного, но достаточно зрелого и дипломатичного гражданского общества Екатеринбурга решать казусные конфликтные ситуации. Хотя именно президент РФ Владимир Путин подтолкнул власти уральской столицы провести опрос, его формат и организация стали результатом общих усилий православной общественности, администрации Екатеринбурга и активистов, выступавших против строительства собора. Это говорит о нашем умении вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.

« Пройдя «через тернии» взаимных обвинений, общество понимает, что оно, хоть и состоит из людей разных убеждений, но при этом объединяется таким емким словом как горожане. Дальше будет проще, и мы научимся понимать друг друга – свою позицию, позицию другого, позицию власти, может быть, и без всяких опросов» , - считает политолог, директор Центра евразийских исследований Андрей Русаков .

С последним пунктом на заседании « Экспертного клуба Екатеринбурга» , где политологи и социологи обсудили итоги опроса, не совсем согласился Анатолий Гагарин , директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов. По его мнению, опросы должны стать неотъемлемой частью жизни города и необходимым условием при принятии решений, касающихся большинства его жителей.

« Мы не всегда можем ощутить внутренние процессы, происходящие в обществе, которые могут взорваться. Нам необходима последовательность опросов самого разного калибра, которые помогут превентивно понимать общественное мнение, как оно настроено. К сожалению, мы сейчас утратили практику социологических опросов, которые позволяют понять, а что вообще хочет народ» , - констатировал политолог.

Его поддержал Александр Белоусов , старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН. Как заметил политолог, город нуждается в проекте открытой социологии, предельно прозрачной и позволяющей любому горожанину, в случае интереса, проверить анкеты. Его коллега, эксперт Фонда развития гражданского общества Сергей Новопашин добавил, что подобные опросы - часть повседневной жизни в странах Западной Европы, в то время как в России этот механизм находится на стадии внедрения.

«Для нас это новый опыт. И это замечательно. В этой связи я бы поблагодарил тех наших граждан, которые выросли в рамках «Белой ленты», а потом и протестов в сквере, тех, которые были против. Они подтолкнули именно к такому решению этого затянувшегося конфликта», - заявил политолог.

Время покажет, какой формат опроса наиболее подходит для выявления общественного мнения: вариант « выборов» , проходящих под строгим общественным контролем и с использованием избирательных участков, или формат онлайн-опросов, наподобие исследований ВЦИОМ. Однако ключевой момент остается неизменным: процедура общественных слушаний по особо острым вопросам нуждается в доработке или переработке. За это говорит не только необходимость учета всех мнений, но и вопрос доверия горожан результатам слушаний.

Фото: скриншот видео. Текст: Максим Начинов.