Презентация на тему "уильям шекспир". Презентация на тему "вильям шекспир" Скачать готовую презентацию о уильяме шекспире

04.05.2024

Уильям Шекспир: жизнь и творчество

«Он был человеком на все времена».

Бен Джонсон


Уильям Шекспир

Английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.


Уильям Шекспир (1564-1616)

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн.

Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём».

Отец Уильяма Шекспира, Джон, был ремесленником, купцом (торговал шерстью), а в 1568 году стал мэром Стрэтфорда.

Мать Уильяма, Мария Арденн, была дочерью фермера из Вилмкота.

Из некоторых источников известно, что Уильям Шекспир учился в грамматической школе.


Дом Шекспира

Архитектура дома типична для того времени. На первом этаже расположена гостиная с камином, большой зал с открытым очагом и дальше по коридору – мастерская хозяина дома. На втором этаже дома – три спальни. Небольшой коттедж и помещение, в котором сейчас располагается кухня, были пристроены к дому позднее.



В 1582 году Уильям Шекспир женится на Энн Хэтэвей.

В середине 1580-х годов – Шекспир с семьей переезжает в Лондон.

Шекспир зарабатывал тем, что сторожил у театра лошадей. За этой должностью последовала закулисная работа в театре.

Только через несколько лет Уильям Шекспир получил свою первую маленькую роль.

До работы в театре Шекспиру пришлось также освоить профессию школьного учителя.


Театр «Глобус», в котором работал Шекспир

«ГЛОБУС» - публичный театр Лондона.

Он действовал с 1599 по 1644 год.

У входа было написано: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры».

Название было заимствовано из греческой мифологии и указывает на Геркулеса, который держал на плечах земной шар.

При короле Джеймсе I театр получил статус «Королевского» .




В 1612 году Шекспир расстался с театром и вернулся в Стратфорд, где жил до самой смерти. Последние пьесы, написанные Шекспиром для его труппы, относятся к 1612- 1613 годам. После этого драматург замолчал. Исследователи предполагают, что последние четыре года жизни Шекспир болел.

Скончался великий драматург в возрасте 52 лет и был похоронен под алтарем храма Святой троицы в родном городе.


«О, добрый друг, во имя Бога,

Ты прах под камнем сим не тронь,

Сна не тревожь костей моих;

Будь проклят тот, кто тронет их!»


«Шекспировский вопрос»

  • Мог ли человек из неграмотной семьи быть гениальным?
  • Если Шекспир автор, где доказательства: нет ни одной рукописи его пьес.
  • Это легко объяснить: театр «Глобус» горел много раз, во время пожаров сгорали декорации, костюмы, соответственно, и рукописи.
  • Что касается неграмотности, то можно вспомнить русских писателей-самоучек: Максима Горького, Сергея Есенина.

Творчество Шекспира

Наследие Шекспира составляет

154 сонета,

несколько небольших поэм, стихотворные циклы,

37 пьес (комедии, трагедии).


Теория литературы

  • Комедия ((греч.) – песнь веселой толпы) – вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим (Мольер, Бомарше, Грибоедов, Гоголь).
  • Сонет – стихотворение из 14 строк с особой рифмовкой.
  • Трагедия ((греч.) – песнь козла) – вид драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся гибелью героя.

Трагедия «Ромео и Джульетта»

Шекспир резко осуждает феодальные устои, произвол родителей, которые стали преградой для счастья своих детей и привели их к гибели.

Главное для Шекспира – сам человек, а не его происхождение и состояние.








  • Шекспир обладал гигантским словарным запасом - от 20 до 25 тысяч слов, современный же англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов.
  • Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые.
  • Не сохранилось ни одной рукописи Шекспира. Сохранились лишь шесть подписей на официальных документах сделанные его рукой.
  • По утверждению Бена Джонсона Шекспир «знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески», хотя как показывают его пьесы он хорошо владел иностранными языками - французским, итальянским, греческим и латынью.
  • Вся семья Шекспира - отец, мать, жена, дети - были не грамотны. На данный момент нет ни одного сведения о том что сам Шекспир был грамотным.
  • Прямой род Шекспира прервался в 1670 году со смертью внучки Элизабет.

Шекспир в театре и в кино

Балет «Ромео и Джульетта»


Шекспир в театре и в кино

Кинофильм

«Король Лир»


Шекспир в театре и в кино

Кинофильм «Гамлет»


Памятники Шекспиру

В сердцах у нас себе воздвиг ты сам

Нетленный и слепящий взоры храм…

Слайд 1

Уильям Шекспир

Слайд 3

Биография

Слайд 4

Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком и часто избирался на различные общественные должности, а однажды даже был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы. Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Дом, построенный в XVI веке, находится на улице Хенли-стрит в центре города. На взгляд нашего современника, дом кажется простым и совсем небольшим, но в те времена такое жилище мог позволить себе только весьма зажиточный человек. Известно, что отец Шекспира, Джон Шекспир был перчаточных дел мастером и торговал шерстью.

Слайд 5

Дом Шекспира

Архитектура дома типична для того времени. На первом этаже расположена гостиная с камином, большой зал с открытым очагом и дальше по коридору – мастерская хозяина дома. На втором этаже дома – три спальни. Небольшой коттедж и помещение, в котором сейчас располагается кухня, были пристроены к дому позднее.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Лондон. Начало творчества.

Считается,что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. В 1582 году он женился на Анне Хатауэй, дочери местного помещика, бывшей на 8 лет его старше; в 1583 родилась дочь Сюзанна, в 1585 - двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит. Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон. Театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира.

Слайд 10

Театр «Глобус».

Слайд 12

Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29,6-31,1 м), который мог вместить до 3000 зрителей. На эскизе, сделанном Уэнсесласом Холларом, «Глобус» показан в виде круглого здания. Позднее в таком же виде уже не существовавший театр был включён в его гравированный т. н. «Длинный пейзаж» Лондона (1647). Однако в 1997-1998 гг. обнаружение небольшой части фундамента «Глобуса» показало, что это был многоугольник с 20-ю (или возможно 18-ю) сторонами.

Слайд 13

По внутренней стороне стены театра шли ложи для аристократии. Над ними помещены были галереи для зажиточных горожан. Всего было три уровня сидячих мест. Отдельные привилегированные зрители находились прямо на сцене. У основания сцены была площадка, называемая «партер» (или, задний двор в старых постоялых дворах, «двор»), где за 1пенни люди («граундлинги» - невзыскательные зрители) должны были стоять для того, чтобы увидеть представление. Граундлинги во время представления ели лесные орехи - во время раскопок «Глобуса» было найдено много ореховой шелухи, сохранившейся в грязи - или апельсины.

Слайд 17

Театр «Глобус»

Над частью сцены иногда натягивали тент – голубой, если разыгрывали комедию, и чёрный с золотыми звёздами, если играли трагедию. Потоки крови проливались на сцену из припрятанных под одеждой бычьих пузырей. Если умирал злодей, то кровь была чёрного цвета.

Слайд 18

Творчество.

В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бербеджа, а с 1599 года - также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской.В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством,а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

Слайд 19

Шекспировский канон включает 37 пьес; 18 появились при жизни Шекспира, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Шекспира (1623, не вошёл "Перикл"). Попытки установить хронологию творчества Шекспира велись со 2-й половины 18 века. Ниже приводится перечень пьес Шекспира с датами их написания, с периодизацией творчества и принятыми в шекспировской критике жанровыми определениями.

Слайд 20

Первый период (1590-1594). Ранние хроники: "Генрих VI", ч. 2 (1590); "Генрих VI", ч. 3 (1591); "Генрих VI", ч. 1 (1592); "Ричард III" (1593). Ранние комедии: "Комедия ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593). Ранняя трагедия: "Тит Андроник" (1594). Второй период (1595-1600). Хроники, близкие к трагедии: "Ричард II" (1595); "Король Джон" (1596). Романтические комедии: "Два веронца" (1594); "Бесплодные усилия любви" (1594); "Сон в летнюю ночь" (1596); "Венецианский купец" (1596). Первая зрелая трагедия: "Ромео и Джульетта" (1595). Хроники, близкие к комедии: "Генрих IV", ч. 1 (1597); "Генрих IV", ч. 2 (1598); "Генрих V" (1598). Вершинные создания Шекспира-комедиографа: "Много шума из ничего" (1598); "Виндзорские проказницы" (1598); "Как вам это понравится" (1599); "Двенадцатая ночь" (1600).

Слайд 21

Третий период (1600-1608). Трагедии, обозначившие перелом в творчестве Шекспира: "Юлий Цезарь" (1599); "Гамлет" (1601). "Мрачные комедии" (или "проблемные пьесы"): "Троил и Крессида" (1602); "Конец - делу венец" (1603); "Мера за меру" (1604). Вершина трагизма Шекспира: "Отелло" (1604); "Король Лир" (1605); "Макбет" (1606). Античные трагедии: "Антоний и Клеопатра" (1607); "Кориолан" (1607); "Тимон Афинский" (1608). Четвёртый период (1609-1613). Романтические трагикомедии: "Перикл" (1609); "Цимбелин" (1610); "Зимняя сказка" (1611); "Буря" (1612). Поздняя хроника: "Генрих VIII" (1613; возможно, с участием Дж. Флетчера). Вне канона: "Эдуард III" (1594-1595; авторство сомнительно); "Томас Мор" (1594-1595; одна сцена); "Два знатных родича" (1613, совместно с Флетчером). Некоторые шекспироведы (в т. ч. советские - А. А. Смирнов) делят творчество Шекспира на три периода, объединяя в один 1-й и 2-й (1590-1600).

Слайд 22

Творчество Шекспира впитало в себя все важнейшие излучения эпохи Возрождения - эстетические (синтезируя традиции и мотивы популярных романтических жанров, ренессансной поэзии и прозы, фольклора, гуманистические и народные драмы) и идеологические (демонстрируя весь идейный комплекс времени: традиционные представления о миропорядке, взгляды защитников феодально-патриархального уклада и политической централизации, мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.).

Слайд 23

Лучшие произведения.

Слайд 24

«Сон в летнюю ночь».

Слайд 25

Слайд 28

«Ромео и Джульетта».

Слайд 34

«Король Лир».

Слайд 36

«Гамлет».

Слайд 39

«Двенадцатая ночь»

Слайд 42

«Укрощение строптивой»

Слайд 45

«Отелло»

Слайд 50

Последние годы жизни…

В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают,что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался.

Слайд 51

Место захоронения

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено под алтарём стратфордской церкви. На его надгробии написана эпитафия: Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят – тронувший мой прах.

Слайд 52

Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Слайд 53

Память …

В церкви сделана специальная ниша, где была поставлена скульптура поэта с пером и листом бумаги, перо меняют каждый год.

Слайд 54

Герб Шекспира

Когда и за что Шекспир был удостоен такой дворянской чести неизвестно. Девиз на гербе на французском языке гласит «Не без чести».

Слайд 55

Автографы

Слайд 56

Интересные факты о писателе

Шекспир обладал гигантским словарным запасом - от 20 до 25 тысяч слов, современный же англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов. Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые. Не сохранилось ни одной рукописи Шекспира. Сохранились лишь шесть подписей на официальных документах сделанные его рукой. По утверждению Бена Джонсона Шекспир «знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески», хотя как показывают его пьесы он хорошо владел иностранными языками - французским, итальянским, греческим и латынью. Вся семья Шекспира - отец, мать, жена, дети - были не грамотны. На данный момент нет ни одного сведения о том что сам Шекспир был грамотным. Прямой род Шекспира прервался в 1670 году со смертью внучки Элизабет.

Слайд 57

Кто вы, господин Шекспир?

Слайд 58

Произведения Шекспира необычайно многогранны. В свое время высказывались сомнения в том, что они могли выйти из-под пера одного человека - особенно такого относительно малообразованного, как далеко не блестящий актер из Стратфорда. Прославленные пьесы с их замысловатыми сюжетами и незабываемыми персонажами поражают глубиной и широтой человеческих чувств и отражают познания автора в области истории, литературы, философии, права и даже придворного этикета. Откуда этот провинциал, принадлежавший к низшим слоям общества, знал, как ведут себя аристократы и говорят юристы? Может быть, актер разрешил использовать свое имя образованному человеку, занимавшему высокое положение и желавшему сохранить в тайне свое авторство?

Слайд 59

Несмотря на интригующие гипотезы о таинственном авторе, скрывавшемся под именем сельского актера, сегодня большинство ученых признают Уильяма Шекспира из Стратфорда-на-Эйвоне автором великих произведений. Шекспир был признан гением еще при жизни, и у современников не возникало ни малейших сомнений в его авторстве. Бесполезно пытаться объяснить, откуда он взял опыт и талант, необходимые для создания своих шедевров. Не лучше ли быть благодарными тому молодому человеку, который 400 лет назад отправился в Лондон, оставив за спиной свое скромное прошлое. Его поступок сделал мир намного богаче.

Слайд 60

«Он был человеком не эпохи, но всех времён.»-Бен Джонсон

Уж если ты разлюбишь - так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром - утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее, Что нет невзгод, а есть одна беда - Твоей любви лишиться навсегда.

1 слайд

Уильям Шекспир (1564 – 1616) Английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм и 154 сонетов.

2 слайд

Биография Герб с девизом рода Шекспиров Non Sanz Droict - фр. «Не без права» Герб с девизом рода Шекспиров - «Не без права» Жизнь Шекспира мало известна, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существуют различные взгляды на личность и биографию Шекспира. Уильям Шекспир родился в городе Страдфорде-на-Эйвоне в состоятельной, но не благородной семье и был членом актёрской труппы.

3 слайд

В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы, а с 1599 года - также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы - звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины. Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира

4 слайд

Творчество Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую. В.Г.Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэт, но как драматург он и теперь остается без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».

5 слайд

Первый период (1590-1594) По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).

6 слайд

Второй период (1594-1601) Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых популярных своих трагедий - «Ромео и Джульетту» , - историю развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на свободную любовь.

7 слайд

Третий период (1600-1609) Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600-1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака». Герои «великих трагедий» Шекспира - люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор - как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.

8 слайд

Четвёртый период (1609-1612) В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора.

9 слайд

Стихотворения и поэмы В общем стихотворения Шекспира, конечно, не могут идти в сравнение с его гениальными драмами. Но сами по себе взятые, они носят отпечаток незаурядного таланта, и если бы не тонули в славе Шекспира-драматурга, одни вполне могли бы доставить и действительно доставили автору большую известность.

10 слайд

Сонеты Сонет - стихотворение из 14 строк. В английской традиции, в основе которой лежат, в первую очередь, сонеты Шекспира, принята определенная рифмовка. Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и бо льшая их часть была создана в 1592- 1599 годах. Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы.

11 слайд

Трагедии Уильяма Шекспира Шекспир писал трагедии с начала литературной деятельности. Одной из первых его пьес стала римская трагедия « Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны в продолжение семилетия 1601-1608 годы. В этот период были созданы четыре великих трагедии - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра». Многие исследователи связывали эти пьесы с установками жанра: главный герой должен быть выдающимся, но не лишённым порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определённые симпатии. Драматург следует доктрине свободной воли: (анти)герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року. 1 2

12 слайд

Трагедия – драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе, противоположный комедии. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

13 слайд

Трагедия «Гамлет» Трагическая история о Га млете, принце датском, одна из самых известных пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4 042 строки и 29 551 слово. Трагедия основана на легенде о Гамлете, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой, Гамлет, как и два других, ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.

14 слайд

Трагедия «Ромео и Джульетта» «Ромео и Джульетта» - трагедия в 5 действиях, рассказывающая о двух враждующих семьях Монтекки и Капулетти. Сочинение относится к 1595 году. Пьеса основана на новелле итальянского писателя XVI века Банделло, но сюжет, лёгший в основу обоих произведений, гораздо более древний: он разработан ещё у Овидия в истории о Пираме и Фисбе. Историческая достоверность данной истории до сих пор не установлена. «Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте».

Слайд 1

Презентация к урокам литературы в 7 классе. Жизнь и творчество Уильяма Шекспира.

Слайд 2

Слайд 3

Кто под звездой счастливою рожден - Гордится славой, титулом и властью. А я судьбой скромнее награжден, И для меня любовь - источник счастья. Под солнцем пышно листья распростер Наперсник принца, ставленник вельможи. Но гаснет солнца благосклонный взор, И золотой подсолнух гаснет тоже. Военачальник, баловень побед, В бою последнем терпит пораженье, И всех его заслуг потерян след. Его удел - опала и забвенье. Но нет угрозы титулам моим Пожизненным: любил, люблю, любим.

Слайд 4

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля. Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём».
«Не без права»

Слайд 5

Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ. «grammar school»), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка.

Слайд 6

Пьесы, обычно считающиеся шекспировскими Комедия ошибок (1623 г. - первое издание, 1591 - вероятный год первой постановки) Тит Андроник (1594 г. - первое издание, авторство спорно) Ромео и Джульетта (1597 г. - первое издание, 1595 - вероятный год написания) Сон в летнюю ночь (1600 г. - первое издание, 1595-1596 гг. - период написания) Венецианский купец (1600 г. - первое издание, 1596 - вероятный год написания) Король Ричард III (1597 г. - первое издание) Мера за меру (1623 г. - первое издание, 26 декабря 1604 г. - первая постановка) Король Иоанн (1623 г. - первое издание подлинного текста) Генрих VI (1594 г. - первое издание) Ричард II (написание - не позднее 1595 г.) Генрих IV (1598 г. - первое издание) Бесплодные усилия любви (1598 г. - первое издание) Как вам это понравится (написание - 1599-1600 гг., 1623 г. - первое издание) Двенадцатая ночь (написание - не позже 1599, 1623 г. - первое издание) Юлий Цезарь (написание - 1599, 1623 г. - первое издание) Генрих V (1600 г. - первое издание) Много шума из ничего (1600 г. - первое издание) Виндзорские проказницы (1602 г. - первое издание) Гамлет, принц датский (1603 г. - первое издание, 1623 г. - второе издание) Всё хорошо, что хорошо кончается (написание - 1603-1604 гг., 1623 г. - первое издание) Отелло (создание - не позже 1605 г., первое издание - 1622 г.) Король Лир (26 декабря 1606 г. - первая постановка, 1608 г. - первое издание) Макбет (создание - около 1606 г., первое издание - 1623 г.) Антоний и Клеопатра (создание - 1607 г., первое издание - 1623 г.) Кориолан (1608 г. - год написания) Перикл (1609 г. - первое издание) Троил и Крессида (1609 г. - первая публикация) Буря (1 ноября 1609 г. - первая постановка, 1623 г. - первое издание) Цимбелин (написание - 1609 г., 1623 г. - первое издание) Зимняя сказка (1623 г. - единственное сохранившееся издание) Укрощение строптивой (1623 г. - первая публикация) Два веронца (1623 г. - первая публикация) Генрих VIII (1623 г. - первая публикация) Тимон Афинский (1623 г. - первая публикация)

Слайд 7

Сонеты Уильяма Шекспира
Сонет - стихотворение из 14 строк Формы сонета Итальянская схема (Петрарка) - 4 + 4 + 3 + 3 Первое четверостишие - экспозиция, изложение темы. Во втором четверостишии - дано развитие темы, иногда по принципу противопоставления. В трехстишиях дается решение темы, итог, вывод из размышлений автора. Сонет не допускает повторения слов Английская форма (шекспировская) - 4 + 4 + 4 + 2 Эта система является более простой по сравнению с итальянской схемой Петрарки. Последние ДВЕ строки так называемый "ЗАМОК СОНЕТА".

Слайд 8

Основа внутренней формы сонета - сравнение. Для каждой темы поэт находил свой образ или целую цепь образов. Чем неожиданнее было уподобление, тем выше оно ценилось. Сравнение доводилось нередко до крайней степени гиперболизма. Но поэты не боялись преувеличений.

Слайд 9

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы: Сонеты, посвящённые другу: 1-126 Воспевание друга: 1-26 Испытания дружбы: 27-99 Горечь разлуки: 27-32 Первое разочарование в друге: 33-42 Тоска и опасения: 43-55 Растущее отчуждение и меланхолия: 56-75 Соперничество и ревность к другим поэтам: 76-96 «Зима» разлуки: 97-99 Торжество возобновлённой дружбы: 100-126 Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127-152 Заключение - радость и красота любви: 153-154

Слайд 10

Переводы сонетов В России интерес к творчеству Шекспира и его "Сонетам" возникает в первой половине XIX в., но первые переводы в эстетическом плане были слабыми. Наиболее известными признаны переводы, выполненные М. Чайковским (1914), С. Маршаком (1948) , А. Финкелем, С. Степановым, А. Кузнецовым. Переводы отдельных сонетов принадлежат поэтам Cеребряного века В. Брюсову, Н. Гумилеву, Б. Пастернаку.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Не соревнуюсь я с творцами од, Которые раскрашенным богиням В подарок преподносят небосвод Со всей землей и океаном синим. Пускай они для украшенья строф Твердят в стихах, между собою споря, О звездах неба, о венках цветов, О драгоценностях земли и моря. В любви и в слове - правда мой закон, И я пишу, что милая прекрасна, Как все, кто смертной матерью рожден, А не как солнце или месяц ясный. Я не хочу хвалить любовь мою, - Я никому ее не продаю!

Слайд 19

Трудами изнурен, хочу уснуть, Блаженный отдых обрести в постели. Но только лягу, вновь пускаюсь в путь - В своих мечтах - к одной и той же цели. Мои мечты и чувства в сотый раз Идут к тебе дорогой пилигрима, И, не смыкая утомленных глаз, Я вижу тьму, что и слепому зрима. Усердным взором сердца и ума Во тьме тебя ищу, лишенный зренья. И кажется великолепной тьма, Когда в нее ты входишь светлой тенью. Мне от любви покоя не найти. И днем и ночью - я всегда в пути. 27

Слайд 20

Как я могу усталость превозмочь, Когда лишен я благости покоя? Тревоги дня не облегчает ночь, А ночь, как день, томит меня тоскою. И день и ночь - враги между собой - Как будто подают друг другу руки. Тружусь я днем, отвергнутый судьбой, А по ночам не сплю, грустя в разлуке. Чтобы к себе расположить рассвет, Я сравнивал с тобою день погожий И смуглой ночи посылал привет, Сказав, что звезды на тебя похожи. Но все трудней мой следующий день, И все темней грядущей ночи тень. 28

Слайд 21

В твоей груди я слышу все сердца, Что я считал сокрытыми в могилах. В чертах прекрасных твоего лица Есть отблеск лиц, когда-то сердцу милых. Немало я над ними пролил слез, Склоняясь ниц у камня гробового, Но, видно, рок на время их унес, - И вот теперь встречаемся мы снова. В тебе нашли последний свой приют Мне близкие и памятные лица, И все тебе с поклоном отдают Моей любви растраченной частицы. Всех дорогих в тебе я нахожу И весь тебе - им всем - принадлежу

Слайд 22

Когда читаю в свитке мертвых лет О пламенных устах, давно безгласных, О красоте, слагающей куплет Во славу дам и рыцарей прекрасных, Столетьями хранимые черты - Глаза, улыбка, волосы и брови - Мне говорят, что только в древнем слове Могла всецело отразиться ты. В любой строке к своей прекрасной даме Поэт мечтал тебя предугадать, Но всю тебя не мог он передать, Впиваясь в даль влюбленными глазами. А нам, кому ты, наконец, близка, - Где голос взять, чтобы звучал века? 106

Слайд 23

То, что тебя бранят, - не твой порок. Прекрасное обречено молве. Его не может очернить упрек - Ворона в лучезарной синеве. Ты хороша, но хором клеветы Еще дороже ты оценена. Находит червь нежнейшие цветы, А ты невинна, как сама весна. Избегла ты засады юных дней, Иль нападавший побежден был сам, Но чистотой и правдою своей Ты не замкнешь уста клеветникам. Без этой легкой тени на челе Одна бы ты царила на земле! 70

Слайд 24

Прощай! Тебя удерживать не смею. Я дорого ценю любовь твою. Мне не по средствам то, чем я владею, И я залог покорно отдаю. Я, как подарком, пользуюсь любовью. Заслугами не куплена она. И, значит, добровольное условье По прихоти нарушить ты вольна. Дарила ты, цены не зная кладу Или не зная, может быть, меня. И не по праву взятую награду Я сохранял до нынешнего дня. Был королем я только в сновиденье. Меня лишило трона пробужденье. 87

Слайд 25

Что ж, буду жить, приемля, как условье, Что ты верна. Хоть стала ты иной, Но тень любви нам кажется любовью. Не сердцем - так глазами будь со мной. Твой взор не говорит о перемене. Он не таит ни скуки, ни вражды. Есть лица, на которых преступленья Чертят неизгладимые следы. Но, видно, так угодно высшим силам: Пусть лгут твои прекрасные уста, Но в этом взоре, ласковом и милом, По-прежнему сияет чистота. Прекрасно было яблоко, что с древа Адаму на беду сорвала Ева. 93

Слайд 26

Да, это правда: где я не бывал, Пред кем шута не корчил площадного. Как дешево богатство продавал И оскорблял любовь любовью новой! Да, это правда: правде не в упор В глаза смотрел я, а куда-то мимо. Но юность вновь нашел мой беглый взор, - Блуждая, он признал тебя любимой. Все кончено, и я не буду вновь Искать того, что обостряет страсти, Любовью новой проверять любовь. Ты - божество, и весь в твоей я власти. Вблизи небес ты мне приют найди На этой чистой, любящей груди. 110

Слайд 27

Прекрасное прекрасней во сто крат, Увенчанное правдой драгоценной. Мы в нежных розах ценим аромат, В их пурпуре живущий сокровенно. Пусть у цветов, где свил гнездо порок, И стебель, и шипы, и листья те же, И так же пурпур лепестков глубок, И тот же венчик, что у розы свежей, - Они цветут, не радуя сердец, И вянут, отравляя нам дыханье. А у душистых роз иной конец: Их душу перельют в благоуханье. Когда погаснет блеск очей твоих, Вся прелесть правды перельется в стих. 54

Слайд 28

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Всё мерзостно, что вижу я вокруг... Но как тебя покинуть, милый друг! 66

Слайд 29

Фиалке ранней бросил я упрек: Лукавая крадет свой запах сладкий Из уст твоих, и каждый лепесток Свой бархат у тебя берет украдкой. У лилий - белизна твоей руки, Твой темный волос - в почках майорана, У белой розы - цвет твоей щеки, У красной розы - твой огонь румяный. У третьей розы - белой, точно снег, И красной, как заря, - твое дыханье. Но дерзкий вор возмездья не избег: Его червяк съедает в наказанье. Каких цветов в саду весеннем нет! И все крадут твой запах или цвет. 99

Слайд 30

Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И всё ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали. 130

Слайд 31

Любовь слепа и нас лишает глаз. Не вижу я того, что вижу ясно. Я видел красоту, но каждый раз Понять не мог, что дурно, что прекрасно. И если взгляды сердце завели И якорь бросили в такие воды, Где многие проходят корабли, - Зачем ему ты не даешь свободы? Как сердцу моему проезжий двор Казаться мог усадьбою счастливой? Но всё, что видел, отрицал мой взор, Подкрашивая правдой облик лживый. Правдивый свет мне заменила тьма, И ложь меня объяла, как чума. 137

Слайд 32

Оправдывать меня не принуждай Твою несправедливость и обман. Уж лучше силу силой побеждай, Но хитростью не наноси мне ран. Люби другого, но в минуты встреч Ты от меня ресниц не отводи. Зачем хитрить? Твой взгляд - разящий меч, И нет брони на любящей груди. Сама ты знаешь силу глаз твоих, И, может статься, взоры отводя, Ты убивать готовишься других, Меня из милосердия щадя. О, не щади! Пускай прямой твой взгляд Убьет меня, - я смерти буду рад. 139

Слайд 33

Мешать соединенью двух сердец Я не намерен. Может ли измена Любви безмерной положить конец? Любовь не знает убыли и тлена. Любовь - над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь - звезда, которою моряк Определяет место в океане. Любовь - не кукла жалкая в руках У времени, стирающего розы На пламенных устах и на щеках, И не страшны ей времени угрозы. А если я неправ и лжет мой стих, - То нет любви и нет стихов моих! 116

Слайд 34

По совести скажи: кого ты любишь? Ты знаешь, любят многие тебя. Но так беспечно молодость ты губишь, Что ясно всем - живешь ты, не любя. Свой лютый враг, не зная сожаленья, Ты разрушаешь тайно день за днем Великолепный, ждущий обновленья, К тебе в наследство перешедший дом. Переменись - и я прощу обиду, В душе любовь, а не вражду пригрей. Будь так же нежен, как прекрасен с виду, И стань к себе щедрее и добрей. Пусть красота живет не только ныне, Но повторит себя в любимом сыне. 10

Слайд 35

Ни собственный мой страх, ни вещий взор Миров, что о грядущем грезят сонно, Не знают, до каких дана мне пор Любовь, чья смерть казалась предрешенной. Свое затмение смертная луна Пережила назло пророкам лживым. Надежда вновь на трон возведена, И долгий мир сулит расцвет оливам. Разлукой смерть не угрожает нам. Пусть я умру, но я в стихах воскресну. Слепая смерть грозит лишь племенам, Еще не просветленным, бессловесным. В моих стихах и ты переживешь Венцы тиранов и гербы вельмож. 107

Уильям Шекспир «Гамлет»

г. Ставрополь

Деревянко Галина Александровна.


Биография У. Шекспира

Уильям Шекспир - английский поэт, драматург, актер королевской труппы театра «Глобус». Шекспир - величайший гуманист эпохи Позднего Ренессанса, создавший произведения с яркими героями, ставшие классикой мировой литературы.




Финансовый успех Уильяма Шекспира

В 1599 г. на берегу Темзы открывается театр "Глобус", десятая доля в котором принадлежала Шекспиру. Быть акционером успешного предприятия оказалось прибыльней, чем писать пьесы, за каждую из которых автору полагалось всего лишь 6 фунтов. В 1603 году умерла Елизавета I, и на трон взошел король Яков I. Любимая им театральная труппа была немедля переименована в "Королевских слуг" и часто звалась со спектаклями ко двору. К этому времени Шекспир разбогател и стал скупать в родном городе недвижимость. При этом он писал свои самые великие, потрясающие душу трагедии -"Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и "Антоний и Клеопатра".


Шекспир – актёр и драматург

В следующий раз имя Шекспира упоминается в 1592 году: он удачлив, работает в Лондоне, где ставят его пьесы о Генрихе VI, а коллега Роберт Грин в резком памфлете завистливо обзывает его крикуном и выскочкой. Причина насмешек в том, что Шекспир не получил университетского образования, и немало снобов вслед за Грином на протяжении веков полагали, что Шекспир был всего лишь одаренное "дитя природы" - или что его вообще не существовало, а под этим именем скрывался кто-то выдающийся, к примеру, знаменитый философ и литератор Фрэнсис Бэкон, якобы баловавшийся сочинением пьес в свободное время!


Многие из его ранних произведений, и в особенности "Любовью за любовь" и "Сон в летнюю ночь" дышат молодостью и свежестью, а их слог и рифмы удивительно певучи. Другие пьесы тех лет - например, "Венецианский купец" - словно предвосхищают хмурые комедии более позднего периода творчества. (Ведь комедия не обязательно должна быть смешной - просто ее конец должен быть счастливым, а не грустным).


Где-то в это же время Шекспир завершает работу над двумя пьесами об эпохе Генриха IV, в которых фигурирует его самый смешной персонаж - враль и толстяк Фальстаф. Злоключения этой колоритной фигуры так позабавили Елизавету, что она затребовала еще одну пьесу о Фальстафе, и Шекспир весьма скоро представил королеве своих "Виндзорских проказниц".


В своих трагедиях Шекспир добился небывалой яркости поэтического языка и непревзойденной свободы обращения с белым стихом. Эти качества еще ярче проявились в его последних творениях, из которых почти ушли трагические настроения: и "Зимняя сказка", и "Буря" заканчиваются на ноте примирения, логически завершающей творчество великого драматурга.


В 1593-94 гг. из-за эпидемии лондонские театры закрылись, и Шекспир перешел к лирической поэзии. Когда эпидемия закончилась, Шекспир на несколько лет присоединился к другой театральной труппе - "Слугам лорда -камергера". С ними он играл и для них писал пьесы, в основном исторические хроники и комедии, хотя выдающаяся трагедия "Ромео и Джульетта" также приходится на этот период.



Приблизительно в 1610 году Шекспир удалился от дел. В покое и достатке он провел оставшиеся годы жизни в родном Стратфорде, хотя поначалу, на протяжении двух-трех лет, постоянно держал связь со своим театром в столице. 23 апреля 1616 года (возможно, в день своего 52-летия) он умер, не выявив особого интереса к судьбе своих пьес. К счастью, все они были собраны и опубликованы двумя актерами шекспировского театра, Геминджем и Конделлом. Сборник открывался стихотворением Бена Джонсона, сказавшим, что Шекспир - "поэт не века, а на все века!"


Трагическая история о Га́млете, принце датском

Га́млет - одна из самых известных пьес Шекспира , и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии . Написана в 1600 - 1601 годах . Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4 042 строки и 29 551 слово. Трагедия основана на легенде о Гамлете , записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой, Гамлет , как и два других, ищет отмщения смерти своего отца. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида .


Наиболее вероятная дата сочинений и первой постановки 1600-01 (театр "Глобус", Лондон). Шекспир играл тень отца Гамлета.


Из всех трагедий Шекспира «Гамлет» - самая трудная для истолкования по причине чрезвычайной сложности ее замысла. С Гамлетом (1600–1601) Шекспир окончательно переходит к трагическому жанру. Вместо того чтобы придавать драматическую форму историческому периоду, он и превратил ее в одну из величайших трагедий мировой драматургии.

Пьеса имела огромный успех, что ясно из мгновенно появившихся цитат и даже пародий. Она создала моду на «трагедии мщения», продлившуюся до закрытия театров в 1642.






Гамлет должен бороться с неправдой всего мира, выступив в защиту всех угнетенных. Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого "могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходя в свои размышления, погружаясь в глубины своего отчаяния. Однако, показывая неизбежность такой позиции Гамлета, глубокие причины его отчаяния, Шекспир отнюдь не оправдывает бездеятельности героя, считает ее болезненным явлением. Именно в этом и заключается душевная трагедия Гамлета. Свое отношение к переживаниям Гамлета Шекспир очень ясно выразил тем, что его герой сам оплакивает свое душевное состояние и корит себя за бездействие.