Какая наука изучает знаки разных знаковых систем. Семиотика как наука о свойствах знака в коммуникациях

21.09.2019

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. Естественный язык — это открытая знаковая система. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система.


В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Но каждая из отдельных наук изучает знак в каком-либо его одном, отвечающем задачам данной науки, аспекте.

При этом ни одна из названных и других областей не охватывает общую, целостную проблему знака в отвлечении от его конкретных, свойственных данной науке, свойств. Последняя задача – исследование знака как такового – как раз и является делом семиотики.

Но все это становится возможным лишь потому, что семиотика владеет знаниями о частных, конкретных науках, в которых описываются конкретные знаковые ситуации и конкретные приемы использования знаков. Данные отдельных частных наук – база для применения семиотики. Но, объединив все данные отдельных наук, семиотика выводит и формулирует общие положения и законы, связанные со знаками.

Две стороны знака и семиотический треугольник

Начало науке о знаках было положено американским ученым Чарльзом Пирсом (1839–1914). Человек же как создатель и интерпретатор знака занимает в теории Пирса ведущую позицию. Идеи Пирса о знаках развивал американский ученый Чарльз Моррис (1901–1978), который написал работу «Основы теории знаков», являющуюся первым систематическим изложением семиотики.

Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. Она должна, – продолжал он, – открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются».

Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом. Понятие текста в семиотике не обязательно связано только с естественным языком. Любая знаковая система, имеющая целостное значение и связность, является текстом. Следовательно, текст есть то, что создано самими человеком для своих нужд, духовных и материальных.

Текст, обнимающий все вокруг, представлен в известном высказывании французского ученого Ж. Деррида: «Внетекстовой реальности вообще не существует», с чем мы не можем согласиться. Всякий текст как семиотическая система характеризуется четырьмя отличительными признаками: операторным способом, сферой действия, природой и числом знаков, типом функционирования.

Ю.М. Лотман выделил семиосферу по аналогии с биосферой и ноосферой В.И. Вернадского. Культура есть механизм для обработки и сообщения информации. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся семиотические системы кино, музыки, фотографии, архитектуры, географических объектов, рекламы и др., которые можно называть языками культуры. Вторичные моделирующие системы функционируют с помощью соглашений (конвенций, кодов), которые принимаются всеми или большинством членов социума.

Предмет, структура и основные понятия семиотики

Таким образом, культура принимает характер вторичной системы, надстраиваемой над принятым в данном коллективе естественным языком. Язык же выполняет двойственную функцию: среди всех семиотических систем он наиболее развит как средство общения. Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов.

К ним относят все виды культурных текстов, кроме естественною языка, искусство, социальную деятельность, модели поведения,традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Они строятся по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.

Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова - к счастью, женщина с пустыми ведрами - к несчастью и т.д. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу.

Процесс передачи сообщения — знаковый процесс (семиозис)

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.

Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Вербальные знаковые системы — это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они состав- л я ют основу культуры говорящего на нем народа. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

от греч. semeion - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на три основных раздела: 1) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного им; 2) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; 3) прагматику, исследующую употребления знаков в конкретной ситуации общения. Обычно С. рассматривается в широком и узком смысле. В первом случае в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как пожар, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. Эти заместители в С. обычно называются не знаками, а признаками. Во втором, узком смысле С. понимается как наука о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Частным случаем такого понимания С. является рассмотрение ее как науки о собственно знаках, обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации человеком. С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения. Ее данные используются в психологии управления (при разработке формализованных документов и сообщений), в инженерной психологии (при построении и выборе системы знаков для отображения информации, при разработке символьных языков описания операторской деятельности и т. п.).

СЕМИОТИКА

от греч. sema - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного (обозначаемого); б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители др. явлении: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких "физических" явлениях, которые специально используются для передачи информации в процессах биологической и социальной коммуникации. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые т. н. зоосемиотикой. Наконец, возможно еще более узкое понимание С. только как науки о собственно знаках ("человеческих" знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации (такую т. зр. разделял, напр., Л. С. Выготский, проводивший различие между сигнализацией и сигнификацией. - Ред.). Если сохранить термин "знак" только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках (индексах, симптомах).

Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму первичную (напр., азбука Морзе), др. непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).

С. как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.

Семиотика

Словообразование. Происходит от греч. sema - знак.

Специфика. Посвящена изучению знаковых систем.

Подразделы:

Семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого;

Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении;

Прагматика, посвященная исследованию употреблению знаков в общении.

СЕМИОТИКА

Согласно одному из ее ведущих исследователей, Томасу Себеоку, это исследование "моделей коммуникаций во всех модальностях", и, следовательно, ее предмет варьируется от эволюционно примитивной коммуникации животных до сложных лингвистических систем. Обычно выделяет две формы: (а) антропосемиотические системы, которые являются в значительной степени лингвистическими и специфическими для Homo sapiens, и (б) зоосемиотические системы, которые являются невербальными и паралингвистическими и характерны для всех видов.

Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис , который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап , А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман , Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен . Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства.

Если мы рассмотрим взаимодействие человека с окружающим миром, то сможем составить схему, включающую три элемента (треугольник):

2. Реальность (мир).

3. Орудие (включая знаки).

Рассматривая взаимодействие человека внутри этого треугольника, мы можем обнаружить:

а) Непосредственное взаимодействие (1 – 2, 1 – 3).

б) Опосредованное взаимодействие, осуществляемое посредством орудия, т.е. знака (1 – 3 – 2, 1 – 2 – 3).

Как мы видим, знаки – это средства общения, взаимодействия человека с окружающим нас миром (1 – 3 – 2).

Но человек – это существо родовое, коллективное. Человек – это мир человека. Поэтому знаки имеют общественную природу, это коллективные, общественные инструменты (орудия), т.е. они «признаны» обществом, коллективом.

Все три компонента (если учесть, что человек – это общественное существо, то получим четыре компонента) взаимодействуют между собой. Между ними имеется противоречие. Система развивается. Результатом этого взаимодействия и развития выступает новое состояние системы. Система переходит в новое качество с меньшей степенью энтропии. Меняются все ее 3 (4) компонента, они развиваются.

Знаки – это инструменты, созданные людьми для общения, коммуникации друг с другом в своем взаимодействии с миром.

Знаки в своем развитии образуют систему, т.е. совокупность элементов, объединенных в соответствии с правилами, законами, нормами. Например, шахматы как система знаков, языка.

Виды знаков

Можно выделить несколько систем знаков:

Знаки, построенные на «естественных языках», «естественные знаки», или признаки.

Образные знаковые системы.

Языковые системы.

Знаковые системы записи.

Формализованные (математические) кодовые знаковые системы.

Мы можем предполагать, что эти системы имеют определенную последовательность, порядок появления в филогенезе и онтогенезе.

Рассмотрим каждую из систем знаков.

Естественные знаки .

Естественным знаком выступает предмет реального мира (или действие, например, жест), служащий для представления (обозначения) этого мира или его частей. Не каждый предмет и не всегда может быть знаком.

Предмет или группа их не могут быть знаком самого себя. Т.е. предмет как знак – это всегда заместитель, посредник, медиатор, представитель. Например, мы идем по дороге. Нас окружают тысячи предметов – деревья, камни, ручьи и т.д. Но лишь некоторые из них являются ориентирами, т.е. предметами, посредством которых мы узнаем о нашей цели.

Таким образом, вещь, предмет сами по себе являются предметами. Совокупность предметов есть их множество. Часть предметов, представляющая совокупность и указывающая на отсутствующую, но возможную информацию, есть знак. Вернее будет сказать, это при-знак . Признак – это предпосылка знака. Это необходимое, но еще недостаточное условие для появления знака, например, трава может указывать на близость воды, облака – на возможность дождя, след – признак зверя. Признаки могут нести сложную, большую информацию. По форме следа опытный охотник может сказать, кто, куда, когда прошел и т.д. Например, Арсеньев, знаменитый путешественник и герой повести «Дерсу Узала», восхищается умениями своего следопыта-проводника читать следы-знаки, которые ему, горожанину, ничего не говорят. Но признаки могут содержать и недостоверную информацию. Все мы знаем, что солнце «всходит на востоке» и хорошо усвоили признаки восхода солнца. Но потребовалось знание Коперника, чтобы доказать, что солнце, а не земля, центр нашей солнечной системы, и что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот.

Хотя естественные знаки самые древние, они сохраняются и в современной культуре, в том числе и науке. Мы хорошо знаем признаки нашего дома, или места работы. Мы часто используем жесты для того, чтобы передать информацию. В общении людей огромную роль играет мимика лица, позы, которые они принимают. Все это такие знаки, которые неотделимы от самих предметов или действий. В науке, в частности, в астрономии, широко используется метод спектрографии. В металлургии применяется метод, который использует «цвета побежалости», разную окраску расплава металла в зависимости от его температуры. В обыденной жизни по высоте солнца мы можем судить о наступлении времени обеда или вечера.

Образы и образные системы знаков.

Образ – это знак, потерявший связь или оторвавшийся от своего естественного носителя, предмета, действия. Образы еще называют знаком «в подлинном смысле слова». Он стоит вместо другого предмета, представляет его, заменяет его, но не является его частью, т.е. знак – это знак чего-то, а не сам предмет или его часть. Если при естественных знаках человек еще не мог оторваться от реальности, то в образах человек мысленно абстрагируется, отвлекается от одних сторон реальности и абсолютизирует другие.

Как знак, «образ» представляет всегда целый класс сходных вещей или предметов, т.е. более объемную часть действительности, чем естественный знак. Естественный знак, признак представляет конкретную совокупность явлений, например, конкретное жилье, поле, поселок, зверя, чувственно воспринимаемые, а не указывает на единичное явление. Образный знак представляет целый класс предметов, даже если они и не воспринимаются чувственно. Например, расположение на витрине хлебной лавки булки хлеба может обозначать, указывать и конкретную булочную (одну из многих), и тогда будет естественным знаком, признаком, но может изображать любую, всякую булочную в пределах данной культуры, обозначать, и тогда будет знаком-образом.

Чем теснее знак привязан к обозначаемому предмету, тем труднее системе управлять им внутри себя. И чем абстрактнее знак, чем слабее его связь с обозначаемым, тем легче оперировать им внутри системы.

Каждый новый тип знаковых систем появляется у человека еще в период господства старых знаков. При этом старые системы продолжают развиваться на новом уровне, а новые надстраиваются над старыми, вбирают их в себя и представляют в новом обличье.

Например, вначале человек запоминает признаки конкретной ситуации: трава – признак болота, голубой цвет – признак воды, реки. Затем фиксируются системы таких знаков – признаки местности. Они еще также фиксируются в уме, запоминаются. Далее эти признаки фиксируются на коре, папирусе, бумаге. Появляются карты местности. Ими может пользоваться не только тот, кто сам бывал в этой местности, но и человек, который там не бывал, но умеет «читать» карту. Т.е. он фиксирует информацию в рисунках, знаках на карте. Так, и на современной карте реки обозначаются голубым цветом, а голубой цвет связан с «естественным» цветом воды. Или, изображение реки на карте повторяет изгибы реального потока воды на местности.

Первыми образными знаками были естественные знаки. Здесь происходило применение одного реального предмета для представления или обозначения других предметов, которые ин напоминал по виду, по внешнему облику, или репрезентация целого класса предметов, похожих на него. Например, вывеска-булка – это и предмет, хлеб, но это и признак конкретной, единичной булочной, но и знак магазинов, где торгуют хлебом, или знак хлеба вообще.

Главной характеристикой образа является его изоморфизм. Греческое слово «изоморфизм» означает точки совпадения, похожести в двух или более областях. В нашем случае изоморфизм образа и изображаемого, обозначаемого означает их совпадение либо по существу, либо по внешнему виду, либо по ассоциации, вызываемой образом и изображаемым. По признаку изоморфизма образ-знак отличается от естественных знаков, которые являются естественными предметами, с другой стороны, от слова, которое по своей сути конвенционально и обычно непохоже на тот предмет, который оно обозначает.

Знак-образ зарождается для представления всего класса предметов, с которыми он еще не потерял связи. В этом случае изоморфизм полный – по существу. Постепенно степень изоморфизма уменьшается. Сохраняется еще по внешнему виду, например, вместо реального хлеба на витрине магазина может быть расположен его макет, муляж, сделанный из папье-маше, или из пластмассы. Здесь внешнее подобие, а не по существу. Но знаком магазина, где продают хлеб, может быть и изображение пекарской лопаты, или колосьев, или ветряной мельницы. Здесь уже изоморфизм частичный, ассоциации, при котором образ одного предмета мысленно связывается с образом другого предмета. Например, на гербе Англии находится лев – какая между ними реальная связь? Ведь в исторической знакомой нам Англии львы не водились. Казалось бы, это чисто конвенциональные знаки, продукт чистого соглашения, но это не так, они еще существуют по законам образных знаковых систем.

Образные знаковые системы могут быть разных видов.

Состоящие из реальных предметов. Например, коллекции каких либо естественных предметов: зверей, растений, бактерий, монет, оружия, марок и др.

Системы знаков, внешне похожих на изображения. Например, коллекция картин, изображающих плоды, людей, фотографии, карты, и др.

Системы знаков, составленных из конвенциональных образов: алфавиты, математические символы и др.

Могут быть разные образы-знаки: «визуальные», для которых характерен зрительный изоморфизм. Но могут быть и «слуховые» – например, запись пения птиц, шума текущей воды и т.д. « Тактильные» – знаки, воспроизводящие внешнее сходство трения, давления, например, массаж. «Обонятельные» – парфюмерия. «Цветовые» – сигнальные знаки светофора.

3. В культуре зрительные, визуальные образы-знаки занимают центральное место. В научной литературе за такого рода знаками закрепилось название иконических знаков, икон. Это слово произошло от греческого eicon – репродукция, изображение объекта при помощи похожего суррогата.

Иконические знаки распространены в культуре любого народа. Вследствие своей похожести на изображаемое они понятны всем категориям пользователей, даже тем, кто не умеет читать и даже не знающим языка той страны, в которой они находятся. Конечно, ограничения культурологического плана и для них еще сохраняются, но в силу интернационализации мировых связей они стремительно уменьшаются, примером чего может служить международная система правил дорожного движения.

Образы-иконы в процессе развития дополняются конвенциональными образами.

Например, возникновение той или иной медали или ордена всегда связано с конкретным событием – победой, подвигом героя, что находит свое отражение в знаке-награде. Но сперва «честь» которую оказывали победителю, носила вполне конкретный характер – ему давали часть добычи. Потом эту часть стали дополнять знаком почета. Потом остается знак почета, а от части добычи ничего не остается. Но на этом знаке фиксируется или само знаменательное событие, или герой, его совершивший, или иного рода обстоятельства, призвавшие к жизни награду-знак. Эти знаки – образы, они носят иконический характер. Например, орден Подвязки был утвержден в результате любовного приключения английского короля Эдуарда III, отсюда название ордена и запись на нем: «Позор тому, кто плохо об этом подумает». Фактически этот орден призван был увековечить победу при Креси. Поэтому на нем появляется изображение Святого Георгия, побеждающего дракона. Таким образом, здесь есть знак-икона и знак, имеющий чисто конвенциональное значение, условное соглашение. Ведь вместо изображения Георгия на коне могло быть помещено любое другое изображение. Таким образом, здесь связь с реальностью осуществляется опосредованно, через соглашение, конвенцию. А конвенция – культурно обусловленное явление, она задается и определяется всей культурой данного общества. Здесь признак изоморфизма по внешним признакам уступает свое место изоморфизму культурному, смысловому.

Церемониальные образные системы.

На основе конвенциональных знаков построены многочисленные знаковые системы. Наиболее распространенными из них выступают церемониальные образные системы. Они связаны с культурой, начиная от рождения человека до его смерти. Разнообразные религиозные культы, светские турниры, парады, приемы и т.д. – то, что называется обрядом, ритуалом. В них присутствуют все те знаки, символы, которые ритуал приобрел за все годы своего существования. Те или иные обряды могут быть строго регламентированы, например, религиозные – крещение, или государственные – принесение присяги. Но они могут носить и фольклорный характер, например, присесть перед дальней дорогой.

3. Образные системы искусств .

Многие виды искусств также коренятся в естественных знаках, например, в обрядах. Такой жанр, как трагедия, берет свое начало из шествий, посвященных праздникам Диониса. Но со временем трагедия обрастает многочисленными конвенциональными знаками. Наиболее четко это представлено в классицизме, где было сформулировано «правило трех единств».

4. Прикладное искусство .

Прикладное искусство появляется тогда, когда человек перестал относиться к вещи чисто утилитарно, а не стал рассматривать ее в каком-то дополнительном качестве – как носительницу эстетического, религиозного, политического начала и т.д. Например, при эстетическом отношении к вещи последняя рассматривается как носительница особых свойств, вызывающих у человека чувство восхищения, любования, наслаждения. Это фиксируется дополнительно в тех знаках, которыми вещь начинает наделяться человеком – совершенство формы, игра линий, светотени, цвета, – все это образует особый язык – художественный. Со временем вещь теряет свое утилитарное значение, сохраняя чисто эстетическое. Так, декоративная ваза уже не служит тому, чтобы в ней что-то хранили. Она становится объектом «чистого любования». Рисунок вазы теряет все свои связи с естественным материалом, являясь носителем «чистой формы». И теперь уже эта форма является объектом созерцания. Но в таком случае произведение искусства теряет свой прикладной характер.

Образные системы знаков обладают рядом закономерностей.

1. Образ сохраняет связь с изображаемым при помощи изоморфизма, внешнего или внутреннего сходства. Сначала в функции знака выступают сами предметы. Эти знаки имеют максимально возможный изоморфизм, затем появляются образы, где изоморфизм внешний (т.н. «иконы»). Затем создаются конвенциональные знаки, для которых характерен внутренний изоморфизм, устанавливаемый на духовном, идеальном уровне.

2. Решающим при определении образной системы является не только качество знака, но и его функции и свойства системы. Например, образные системы могут входить в системы иных, необразных типов знаков. Так, система жестов немых существует по законам языка, хотя по качеству знаков она относится к системам естественных знаков.

Образы собираются в системы и действуют в ней по определенным правилам. Эти правила составляют метаязык системы и подчинены логике ее функционирования.

Например, в коллекции присутствуют естественные знаки – экспонаты. Они подбираются так, как они существуют в природе, или связаны в обществе реально. Т.е. решающей является логика реального существования предметов вне знаковой системы. Или пример с таблицей Менделеева. Здесь знаки располагаются не конвенционально, не произвольно, но в соответствии с каким-то порядком, законом.

4. По мере того как знак теряет свое естественное качество, переходит к образам-иконам или конвенциональным знакам, язык системы теряет зависимость от естественной логики и начинает подчиняться логике самой системы. Например, картины (иконы) в картинной галерее мы можем расположить в произвольном порядке. Образные знаки менее поддаются формализации, например, нельзя обучится живописи по учебнику рисования.

5. Языковые знаковые системы, связанные с речью и письмом .

Основу языка образует знак. Языковый знак – это материально-идеальное образование, репрезентирующее предмет, свойство, отношение к действительности. В своей совокупности языковые знаки образуют особого рода знаковую систему – язык. Знак языка есть единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающее), материальной формы. Эти две стороны языкового знака опосредованы сознанием.

Форма знака (означающее) – чувственно воспринимаемый субстрат, он материален. Это носитель идеального, мысленного содержания. Форма репрезентирует социально приданное значение, представляет его.

Только в единстве двух сторон знака сознанием «схватывается», познается и понимается, а знаком обозначается определенный фрагмент действительности.

Обе стороны языкового знака подчиняются закону асимметрии. Наиболее типичным знаком языка является слово. Содержание словесных знаков носит кумулятивный, накопительный, характер. Содержание слова складывается из ранее накопленной информации.

Главной отличительной чертой слова как знака является двухступенчатый принцип построения его означающего, формы.

На первой ступени форма выражения любого словесного знака состоит из фонем, односторонних незнаковых единиц плана выражения.

В каждом языке это определенный набор звуков. Путем их комбинирования создаются неограниченные возможности обозначения, наименования элементов реальности.

На второй ступени незнаковые единицы в строении означающего словесного знака представлены различиями признаков фонем, что способствует осуществлению не только функции восприятия (перцепции), но и дистинктивной (различительной) в отношении фонем. На этой ступени фонемы выступают как знаки знаков. Слова относятся к естественным знакам.

Слово как знак отличается от предшествующего ему образа-знака и следующего за ним символа-знака. Слово в мышлении связано с понятием в отличие от образов, которые связаны с отображаемым. Слово – базисный элемент любой языковой системы. Слово описывает естественные явления, в отличие от естественных знаков, которые указывают на явление, и образов, которые отражают явления. Слово как бы находится между образом и символом. Образ еще тесно связан с обозначаемым, слово по природе своей конвенционально. Но не в такой степени, как символ. За словом всегда стоит референт, предмет, которое слово называет. Если мы назовем слово, то всегда можем в сознании воссоздать тот предмет, которое слово называет. (Или почти всегда, есть слова, за которыми может и ничего в реальности не стоять, например, «четырехугольный треугольник»). Символ имеет чисто конвенциональный характер, он связан с выражаемым чисто духовной связью, подчас ассоциацией. Например, что общего между математическим символом суммы и реальной операцией сложения предметов?

Языковые знаковые системы могут быть подразделены на три вида: дописьменные, письменные и экранные.

Наиболее ранние языковые системы, связанные со словом, появились 35–40 тыс. лет назад. Именно в этот период у человека появляется речь – звуковая система передачи информации, связанная с употреблением слов.

До этого информация передавалась с помощью ритуалов.

Письменность появляется намного позже, примерно 7 тыс. лет назад. Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Первоначально для передачи информации применялись другие графические способы. Например, пиктография (рисунок), бирки, зарубки, вампумы, кипу. Русская летопись упоминает о «чертах и резах», которыми пользовались наши предки. Сохранились устойчивые словосочетания, отражающие разные способы фиксации информации в далеком прошлом: «узелок на память», «заруби на носу». Усложнение жизни, связанное с переходом к цивилизации, привело к складыванию собственно письма.

Для письма характерно:

Наличие постоянного состава знаков.

Каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи.

Для письма важна не сама по себе графическая форма знака (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т.д.), а характер передачи знаками элементов речи.

Письменность делят на типы, в зависимости от того, какие элементы речи передаются знаками:

Фразеографическое письмо – передающее целые сообщения, графически почти не расчлененное на слова.

Это письмо включает в себя два вида: а) пиктография – письмо картинками; б) древнейшие условные знаки (например, знаки собственности – тамги, табу, элементы первобытного орнамента).

Логографическое и идеографическое письмо – знаки передают слова или понятия;

Морфемографическое – знаки передают морфемы.

Слоговое (силлабическое) – знаки передают слоги.

Звуковое (фонематическое), (буквенно-звуковое, алфавитное) . В этом случае знаки передают определенные звуки. Этот вид письма в свою очередь подразделяется: а) консонантное – знаки обозначают только согласные звуки; б) консонантно-вокализированное – знаки передают как согласные, так и гласные звуки – фонемы.

Но письмо можно подразделять и по графическим признакам. В этом случае мы получим:

Пиктография – информация передается с помощью рисунков, пиктограмм.

Иероглифическое письмо . В данном случае изобразительная форма частично сохраняется. Иероглифы известны культурам Египта, Китая, Хеттов, Мая.

Клинопись. Знаки состоят из комбинаций клинообразных черточек. Встречаются в культурах шумерской, ассиро-вавилонской (аккадской), угаритской и др.

Линейное письмо , состоящее из условного сочетания прямых и закругленных линий. Встречается в культуре народов финикийцев, древних греков, сюда же относится латиница, кириллица.

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в мезолите, где встречаются «азильские чуринги». Они представляют собой гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы символические фигурки. «Чурингами» их назвали по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых они являются символическими вместилищами душ.

Наряду с письмом встречаются и иные формы записи знаковых систем. Например, картография, нотная грамота, система записи танцев, математические системы записи с помощью символов, объединенных в формулы, уравнения, системы преобразований.

Для всех систем записи знаков характерны некоторые общие свойства:

Системы записи отличаются от других знаковых систем своим вторичным, производным характером. Они отражают действительность, уже обозначенную первичными знаковыми кодами. Так, географические карты служат для записи естественных знаков музыкальная грамота – для записи музыки, образных знаков. Запись – это знаки знаков, это метазнаки.

Новые возможности, которые дает запись, создаются за счет создания более компактных и более общих знаков, чем первичные. Например, базисным знаком речи выступает слово. Слово отражает какой-то реальный предмет. Базисным знаком письма служит буква соответствующего алфавита. Это и создает большие возможности у письменной системы по сравнению с устной знаковой системой.

Самый высший тип записи – формализованные коды, настолько абстрактны, что он не может существовать без соответствующей системы записи своего ввода

Системы записи строятся на жестко фиксированной и ограниченной совокупности знаков, алфавите. В первичной знаковой системе число знаков практически неограничено (естественные знаки, образы, слова), количество знаков для записи стараются сократить до минимума. Правила их использования также ограничены. Использование знаков в письменной системе более формализовано, чем использование знаков в первичной. Так, в разговоре мы можем комбинировать слова разнообразным способом, в письменной речи это, как правило, не допускается. В формализованных системах количество базисных знаков еще меньше, а правила операций с ними еще жестче.

Современные системы записи включают обычно знаки из разных систем в разной степени абстрактности. Так, в картографии есть образные знаки (реки обозначают синим цветом), есть слова (например, названия рек, гор и т.д.), есть символы с чисто конвенциальным значением (так, город может изображаться точкой, а мог бы и квадратиком и т.д.)

В любой системе записи знаков устанавливается своя логика: всегда применяется тот же самый знак для одного и того же обозначения. Т.е. здесь устанавливается одно-однозначное соответствие. Например, на карте город всегда изображается точкой той или иной величины. Музыкальный звук имеет одно и то же положение на нотной линейке. Не всегда этот принцип выдерживается, но в тенденции любая система записи к этому стремится.

Системы записи пришли в культуру позднее, чем те знаки, которые они призваны записывать, т.е. первичные знаковые системы. Поэтому они не отрицают первые из них, сохраняют в той мере, в какой они необходимы для функционирования культуры. Но, кроме всего прочего, системы записи предоставляют человеку дополнительные преимущества, создать новые возможности для функционирования старых систем. В этой области мы отчетливо видим основную особенность культуры: культура не исчезает, но сохраняется в преобразованном виде в новой культурной форме, которая надстраивается над предыдущей, базируется на ней.

6. Символические системы знаков .

Человек в истории, (в своем филогенезе, т.е. развитии человека как рода), не сразу выработал символические системы знаков. И в своем индивидуальном развитии (в онтогенезе) освоение этой системы падает на более поздние годы жизни.

В онтогенезе обычно выделяют несколько стадий в развитии знака и их освоении человеком:

1-я стадия. Отделение предмета от себя и приобретение способности оперировать с ним как с отдельным предметом.

Эту стадию Ж. Пиаже назвал «сенсорно-моторной». На первых порах жизни ребенок ощущает мир физиологически. Уже через 2 недели после рождения младенец способен следить за ярким пятном света, на втором месяце появляется первая реакция на звук и т.д. В это время, когда внешние объекты меняют свое положение, такое изменение воспринимается как изменение самой сущности объекта, а не как изменение его положения относительно субъекта.

Лишь в 7-8 месяцев младенец начинает воспринимать физические перемещения. Этой стадии соответствуют знаки – «естественные языки».

2-я стадия. Вторая ступень («схемата», по терминологии Пиаже) начинается еще внутри сенсомоторной стадии во второй ее половине как стадия возникновения умственного образа предмета или «стадия образного восприятия». Исследователи проводили такой эксперимент: игрушку клали на подушку на глазах у ребенка. Ребенок (10-11 мес.) полз к ней и доставал. Но если его отвлекали, то он легко забывал, куда он полз. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что формирующийся образ еще не закрепляется в памяти. Эксперимент усложнили: вначале клали игрушку под одну подушку, а потом под вторую. Ребенок сперва полз к первой подушке (и только затем – ко второй) – и прекращал поиски, хотя видел, что игрушка перепрятана. В этом случае коды действия с предметом не соответствуют кодам восприятия, и их данные еще не взаимодействуют. Лишь постепенно, со временем, ребенок формирует устойчивые образы больших отрезков действительности. Пик этой стадии приходится на 5-7 лет. Ей соответствуют «образные знаковые системы».

3-я стадия. Характеризуется появлением символических, прежде всего языковых кодов. Таким образом, у ребенка формируются три способа представления мира: представление действием, образное и символическое. Именно в таком порядке они появляются в жизни ребенка. Каждое последующее в своем развитии опирается на предыдущее, но в общем оставаясь самостоятельным на протяжении всей жизни. Но символическую стадию можно представить более подробно как состоящую из ряда отрезков развития:

Стадия языкового развития.

Стадия обучения фиксированным кодам.

Стадия овладения математическими формализованными системами кодирования.

У человека в его индивидуальном развитии происходит освоение разных способов кодирования (и прочтения, раскодирования) различных знаковых систем, начиная с простейших (и первичных) и завершая более сложными и актуальными для нашей сегодняшней культуры. Известно, что используя эти особенности, гениальному российскому философу Э. Ильенкову удавалось обучить даже слепо- глухо-немых детей, которые потеряли очень многие каналы связи с окружающим миром.

Чтобы освоить современную культуру, человек должен владеть всеми способами кодирования и раскодирования (опредмечивания и распредмечивания) знаков.

Конечно, мы можем сказать, что и сегодня еще многие люди неграмотные. Их на земле около одного миллиарда. Но три первые знаковые системы – естественные, образные и языковая – являются обязательными для существования человека как социального существа. Известен «феномен Маугли», когда человеческие детеныши попадали в стаю животных. Они выживали, но жили недолго. Если они возвращались в человеческое общество, то их формирование как человека с определенной стадии было уже невозможно.

Накопление навыков кодирования всеми знаковыми системами происходили всю жизнь. Так же как в нашей культуре коды присутствуют все в одно и то же время, но в разных сферах они представлены в разной степени.

Например, в сфере искусства в основном преобладают образные системы знаков. Формализация играет здесь меньшую роль. В науке преобладают математические, формализованные системы, например, языки программирования.

В современной культуре формализованные коды получают преимущественное развитие – программирование проникает в быт, на транспорт, в искусство, в обучение. Т.е. эти коды получают первенствующее значение и развитие.

В онтогенезе тот или иной тип знаковых систем может преобладать. Например, художник, артист, музыкант развивают у себя образное мышление и соответствующие способности к кодированию, ученый – формализованные.

Каждый тип кодирования в свою очередь в своем развитии проходит в филонегезе все те стадии, по которым коды развиваются в онтогенезе.

Особенности взаимодействия разных знаковых систем в филогенезе.

У отдельного «культурного» человека должны наличествовать все пять видов знаковых систем, но иногда его развитие ограничивается тремя основными.

Появление высшей системы знаков приводит к тому, что низшая стабилизируется, а иногда ее роль, значение уменьшаются. Фрэнсис Гальтон в XIX веке изучал т.н. «ученых» и выяснил, что у них не сохраняется адекватное восприятие обычных, знакомых всем предметов: ученый люд как специфическая категория имеет слабую силу видения обычных вещей. Наше книжное и словесное обучение «имеет своим следствием подавление этого естественного дара природы», считал Гальтон. Это приводит к потерям в развитии человеческих способностей. Например, письменная культура приводит к тому, что устная память ослабевает. Во все книги вошел образ «ученого-чудака» – рассеянного, сухого педанта, лишенного эмоций человека, углубленного в себя и не замечающего окружающих. Клод Леви-Стросс в книге «Миф и значение» пишет: «Сегодня мы используем и меньше, и больше умственного потенциала, чем раньше. Но это уже другого сорта умственный потенциал <…>, наше восприятие по объему меньше, чем у примитивных народов». Раньше многие люди могли видеть Венеру в дневном свете, сейчас лишь единицы. То же происходит с нашими знаниями о растениях, повадках животных – они уменьшаются.

Развитие знаковых систем в филогенезе.

Историческое развитие знаковых систем по-своему воспроизводит особенности онтогенеза. Высшие знаковые системы «снимают» низшие. Особенно показательно эта диалектика проявляется в науке, в математике. Математика начинается с простого счета путем действия. Т.е. эта стадия условно может быть отождествлена с сенсомоторной стадией ребенка. Геродот (V в. до н.э.) приводит пример с царем Дарием. Он поручил охранять переправу группе своих воинов. Командиру отряда царь оставил шнурок с узелками. Предводитель обязан был развязывать узлы по одному узлу каждый день. «Если я не вернусь ко дню, когда ты развяжешь последний узелок, подними людей и уходи на родину», – велел Дарий.

Тихон Семушкин в книге «Чукотка» приводит пример того, как считают старые чукчи: они ведут счет пятерками, загибая пальцы на каждой руке или ноге. Взрослые чукчи считают хорошо в пределах тысячи, они редко ошибаются, но считают долго. Так, один чукча по памяти пересчитал 128 оленей своего стада за два часа. Для этого ему пришлось привлечь ноги и руки свои, членов своей семьи и «занять» двух соседей. Таким образом, мы можем сказать, что наиболее древний способ счета заключался в простом переборе всех предметов, наиболее развитый – формирование систем ЭВМ.

Еще в XIX веке в Англии денежные долги отмечались на дощечках нанесением зарубок. Дощечку разламывали: одна половинка оставалась у должника, вторая у кредитора. В 1834 году произошел бунт, во время которого должники сожгли хранилище таких таблиц в парламенте. Это уже вторая, образная стадия, появления знаков. Появляются образы чисел – черты, зарубки, узелки.

Для третьей стадии, языковой, характерно появление слов для обозначения чисел – один, два, три. Появляются и единицы измерения: «локоть», («фут» в Англии), «сажень», «полет стрелы», «переход», «кочевье» и т.д. В Египте начали с пиктографии, рисунка. Три рисунка головы льва означали трех львов. Чтобы ускорить письмо, стали изображать одного льва, но три раза его подчеркивали. Далее появились знаки для чисел: число «семь» изображали знаком числа «один» с семью черточками под знаком. Позже появляется черта, изображающая десяток. Затем появилось письмо, так называемое гератическое, в котором имелся специальный знак для числа с 1 до 9.

Анри Пуанкаре писал: «Зоологи утверждают, что за короткий промежуток времени, период развития человеческого зародыша, он повторяет все стадии развития живых существ на земле. Кажется, то же самое происходит и при развитии наших умственных способностей. Задача учителей – провести ум ребенка теми же путями, которые были пройдены нашими предками, разумеется, провести быстро, но не опуская при этом ни одного из них. Для этого история наук может послужить нам нитью Ариадны».

В определенной мере история умственного развития человека, история развития его знаковой системы воспроизводится и в истории развития литературы. Так, мы можем проследить те же тенденции.

Вначале возникновения для литературы характерны легенды, мифы, сказки. В этих формах художественно творчества преобладает синкретизм, образные знаковые системы.

Затем наступает предпочтительное развитие литературы, тех ее жанров, в которых описываются приключения, путешествия. Происходит специализация жанров. Далее наступает период господства реализма. Это период зрелости, классика. В заключении начинает преобладать формализм, это декаданс.

Коды культуры

Любая культура использует многообразные знаки. Но каждая из системы знаков характеризуется своим способом представления реального предмета в знаковую форму, своим кодом. Эти годы могут складываться, так же как и языки, естественным образом, в ходе исторического развития человека, но могут носить и искусственный характер. Поскольку те или иные системы знаков затрагивают разные уровни сознания, они формируются на разных этапах исторического и индивидуального развития человека. Так, источник подъязыковой символики расположен в сознании человека глубже той области, в которой благодаря воспитанию закладывается механизм языка. Знаки ее не поддаются членению и дают множество индивидуальных вариаций. Надъязыковая символика использует очень емкие знаки, которым в языке соответствуют фрагменты речи, жесты и невербальные компоненты коммуникации. Символика и язык (в виде устной речи - систематизированного кода с двойным членением) составляют набор кодов, образуя те пределы, через которые язык «говорит через нас».

Итальянский ученый-структуралист У. Эко пишет: «Определяя коды как выжидательные системы, действенные в мире знаков, семиотика тем самым определяет соответствующие выжидательные системы в мире общественной психологии, устоявшихся способов мышления в мире знаков, сведенных к системе кодов и подкодов, семиотика раскрывает перед нами мир идеологий, отраженных в устоявшихся способах использованияязыка». В содержании структуры языка У. Эко закономерно видит идеологию общества, результирующую идеологическую детерминанту, которая кодирует язык изображения и действия. В системе знаков У.Эко фиксирует следующие коды:

– Коды восприятия, которые изучаются психологией восприятия (добавим, в виде изучения гештальтов и иллюзий восприятия.

– Коды узнавания, делящие условия восприятия на семы. Эти классифицирующие коды изучаются психологией памяти, познания или антропологией культуры.

– Коды передачи, подразделяющие условия ощущений, необходимых для определенного типа восприятия.

– Коды тональные - системы избирательных вариантов, уже сведенных к условным понятиям (признаки интонации знака).

– Коды иконические, основанные на элементах восприятия. Делятся на фигуры, знаки и семы. Фигуры - условия восприятия, знаки - условные приемы узнавания или абстрактные модели предмета (солнце – круг с лучами), семы – изображения (человек, лошадь).

– Коды иконографические, обозначающие наиболее сложные семантические знаки (монарх, Валаамова ослица). На их основе складываются комбинации (Рождество, Страшный суд).

– Коды вкуса, устанавливающие признаки, полученные с помощью сем предыдущих кодов: патриотизм (знамя), храм (античность). Человек с черной повязкой на глазу может стать здесь обворожительным или дурным.

– Коды риторические, возникающие в результате сведения к условным понятиям неизвестных ранее иконических изображений. Они делятся на фигуры, предпосылки и аргументы. Риторические фигуры, или визуально-разговорные обороты,- метафора, метонимия, литоты, амплификации.

– Коды стилистические – типичное изображение эстетического и технико-стилистического идеала.

– Коды подсознательного, создающие определенные комбинации всех сем, которые могут привести к идентификациям, проекциям, выражать психологические ситуации. Эти коды находят особое применение в процессе убеждения.

Чтение и расшифровка кодов являются, на наш взгляд, необходимым условием функционирования и развития культуры общества. Наряду со знаками как средствами общения, коммуникации, человек осваивает и способы их кодировки, освоения. Каждая форма культуры, каждый ее вид обладают своим набором кодов, способов представления информации в знаковой форме. Вплоть до последнего времени культурология мало внимания уделяла проблеме кодирования, в основном занимаясь изучением самих знаковых систем как готовых культурных форм коммуникации. В результате, часть культурного достояния воспринималась неосознанно, стихийно, а значит в неполном виде. Чтобы изменить ситуацию, культурология должна, наряду с системами знаков, изучать и способы их кодировки.

  • Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии и подготовке врача. Новая биология

  • Определение «семиотики»:

      Классическое: - это наука о знаках и знаковых системах.

      По методу: - это приложение лингвистических методов к объектам иным чем язык (всё что нас окружает - может быть изучено подобно языку)

      По субъекту: - это то, что люди, называющие себя семиотиками, называют семиотикой.

    Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

    Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах. Когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис , который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

    Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый «Курс общей лингвистики» (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин “семиология” и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

    В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

    Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

    В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции , восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции , восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”.

    Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

    В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру . Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

    В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

    Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем . Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений.

    На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

    В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы , на которой работали М.Ю.Лотман , З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам (Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен Б.А.Успенским). Она объединила два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

    В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

    В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

    Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование “простых” систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к “сложным” знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

    Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

    В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

      Понятие знака в теориях зарубежных и русских (российских) ученых.

    Начиная с Аристотеля и стоиков изучение знаков (в особенности естественного языка) начинает постепенно обособляться в особую ветвь знания. Но только продолжение этой традиции у Бл.Августина приводит к окончательному ее выделению. Для Бл. Августина языковые знаки не менее важны, чем свидетельские. Он вводит различие знака и вещи как классификационный принцип. По сути тем самым он уже предвосхитил главную мысль Локка о делении наук на те, которые изучают знаки, и прочие науки. У Августина была уже идея о том, что знак может «обозначить что - либо иное».

    Несмотря на очень широкий спектр семиотических достиженийи прозрений Августина, у него еще не было разработанной терминологии для теории знаков и отсутствовало общее для нее название.

    В рукописях Лейбница, которые были полностью опубликованы только в нашем веке, содержится наиболее глубокое изложение принципов общей семиотики - «всеобщей характеристики» как науки о знаках, представляющей одновременно область дискретной математики. Еще в 1678 г. в письм е к Чирнгаузу Лейбниц писал, что «знаки» (или, как он иногда говорил в соответствии с терминологией своего века, «характеры») «коротко выражают и как бы отображают глубочайшую природу вещи и при этом удивительным образом сокращается работа мышления». В своей собственной системе он «намеревался свести понятия к символам, символы к числам, и, наконец, посредством цифр и символов подвергнуть понятия символическому вычислению.

    После Лейбница и Локка семиотика в XVIII веке становится признанной дисциплиной, причем роль второго из них современникам была понятней. Правда, не все ученые следовали его терминологии, но обособление всей области знания было достигнуто.

    Локк предложил тройственное разделение наук на физические, практические и семиотические. Локка можно толковать двумя (по крайней мере) способами, что и делалось не раз.

    Во-первых, можно предположить, что «семиотический» разряд наук, занятый самым и разными видами знаков, в этом смысле является всеохватывающим.

    Тогда семиотику следует понимать как целую группу наук, предметом которых служат знаки, или же как общую методологию этих наук.

    Во-вторых, можно согласиться с высказанным Локком мнением о семиотике как логической дисциплине; этот взгляд позднее повторял Пирс. Все ученые, испытавшие влияние Локка от Ламбера до Гуссерля (в том числе и Пирс) рассматривали семиотику как философское изучение знаков, близкое к логике. Особую весомость эта точка зрения приобрела благодаря работам бывших участников Венского Кружка, таким как Карнап.

    Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом). Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. Употребление слова «символ» Пирсом в качестве термина, обозначающег о особый вид знаков, вызывает неудобную омонимию, потому что в нескольких европейских традициях, как в немецкой,французской, русской соответствующие слова часто употреблялись в общем значении «знак».

    Имея в виду французскую традицию, Мальмберг предложил различать семиотику, изучающую неязыковые знаки, в отличие от науки о символах языка. Европейская структурная традиция лингвистического изучения знаков естественного языка как части общей семиотики возникла в трудах Соссюра (и потом развивалась несколькими течениями структурализма).

    Система, построенная из знаков в отвлечении от реальных текстов, была в центре внимания Соссюра и таких его последователей, как Ельмслев.

    Ельмслев начинает с необходимости имманентного (внутреннего логического) рассмотрения знаковой системы, который бы сделал возможным изучение с единой общей точки зрения наряду с естественным языком таких разных областей, как литература, изобразительное искусство, музыка, логика и математика. В каждой системе должен быть выявлен свойственный ей набор некоторых абстрактных отношений, таких, как коммутация, с помощью которой изучается в языке соотношение между разными его сторонами -планом выражения и планом содержания.

    Ельмслев отмечал особое привилегированное положение естественного языка среди других систем знаков. Это определяется тем, что все другие семиотические системы могут быть в него переведены. Это объясняется исключительной свободой образования новых языковых знаков и их способностью сочетаний в сколь угодно длинных последовательностях. Неинтерпретируемые (в логико-математическом смысле) знаковые системы (такие, как игры), по Ельмслеву, занимают положение, отличное от языка, в них отчетливо проявляется имманентный характер чистой структуры как таковой.

    Сепир избегает использования термина «знак», и в значении этого последнего постоянно пользуется словом «символ» в самом широком смысле, охватывающем все возможные типы знаков.

    Леви-Стросс обратится к рациональному изучению знаковых структур (мифов, ритуалов, установлений), не осознаваемых членами тех коллективов, которые их используют.

    СЕМИОТИКА В РОССИИ. ОБЩИЙ ОЧЕРК

    Потебня, постоянно проводил сравнения естественного языка с другими системами знаков, сопоставлял наличие подобных конструкций с неразвитостью перспективы в изобразительном искусстве.

    Для Потебни как в грамматической теории, так и в исследованиях по поэтике, фольклору и мифологии, существенна была ориентация прежде всего на значение знака.

    Дальнейшее развитие этих идей в московско-тартуских семиотических работах привело к введению понятия «вторичных моделирующих систем»: под ними имелись в виду такие системы, знаки которых надстроены над языковыми знаками.

    Флоренский строит свою общую теорию символов и знаков и подробно излагает отдельные более специальные ее части, в частности, посвященные структуре произведений изобразительного искусства.

    Как и Флоренский, область изучения знаков как особый предмет изучения выделял в своих философских трудах Шпет, являвшийся в своем общем мировоззрении последователем феноменологии Гуссерля. В соответствии с идеями Гуссерля слова или знаки, заменяющие их, он рассматривал как «всеобщий слой», который определяет исходные данные всякого знания.

    Шпет был первым русским философом, давшим детальное обоснование необходимости исследования знаков как особой сферы научного знания и изложивший принципы феноменологического и герменевтического подхода к ней, который вновь привлек внимание исследователей в последние годы.

    Шпет пришел к выводу, что «сфера этнической психологии априори намечается как сфера доступного нам через понимание некоторой системы знаков, следовательно, ее предмет постигается только путем расшифровки и интерпретации этих знаков. Что эти знаки являются не только приметами вещей, но и сообщениями.

    Наиболее детально разработанную концепцию культуры как системы знаков, служащих для управления поведением, выдвинул еще в начале 1930- х гг. Выготский.

    В Москве и Тарту в качестве предмета для анализа с самого начала рассматривали и текст, который может состоять из отдельных знаков и в этом смысле вторичен (надстроен над языком и принадлежит ко вторичной знаковой системе). Мифологические и религиозные символы, мотивы и тексты на протяжении последних сорока лет были главным объектом исследования значительнной группы семиотиков Москвы.

    1962г. – первый симпозиум по стуктурному изучению знаковых систем в Москве. Художественная литература как система знаков и текстов была одной из главных проблем, вокруг которой московская семиотическая группа после симпозиума 1962г. объединяется с тартуской. Культура определенной страны и эпохи рассматривалась как система знаковых систем и как объект семиотического исследования.

    Бахтин утверждал, что смыслы, которыми занимаются все науки о человеке, всегда выражаются в знаках: «каковы бы ни были эти смыслы, они должны принять какое-либо временно-пространственное выражение, т.е. принять знаковую форму, слышимую и видимую нами».

    Интерес Бахтина к смыслам и значениям, для выражения которых и нужны знаки, делает его особенно близким современной науке, давно прошедшей период чисто синтаксического исследования знаков в их соотношениях друг с другом и перешедшей к поискам методов адекватных семантических описаний языка и других семиотических систем. Значения знаков Бахтин связывал с их ценностью.

    Одним из главных достижений ранних работ Бахтина в области изучения знаков было установление принципиального различия между знаком как элементом системы и знаком в конкретном высказывании.

    В совершенно точном смысле возрождение угасавшего было интереса к науке о знаках вовсем мире в начале 1960-х годов связано с личностью Якобсона.

    Якобсон настаивает на том, что деление на три основные вида знаков - символы, индексы (указатели) и иконические знаки не является жестким и абсолютным. Более того, в таких знаках, как слова естественного языка, могут соединяться каждая из этих функций в разных пропорциях.

      Семиотика и семантика (предмет, научный аппарат).

    Семантика- раздел семиотики, изучающий отношения между знаком и смыслом. Основной предмет семантики составляют интерпретации знаков и их сочетаний. Семантика изучает отношение между означающим и означаемым.

    Предмет семантики определяется по-разному в различных семиотических и лингвистических концепциях, однако эти различия определяются, прежде всего, самим определением знака и представлением о той реальности, которая обозначается. Семантика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: синтактикой и прагматикой . Следовательно, понятие семиотики шире, чем семантики.

    Из основных взглядов на природу знака, лежащих в основе семантических построений, нужно выделить те, которые были сформулированы на рубеже XIX и XX веков в работах Г. Фреге и Ф. де Соссюра. Их концепции и до сих пор определяют методы исследования и терминологию в лингвистике, семиотике и логике.

    Семантика и семиотика имеют относительно юный возраст в статусе отдельной области научного знания. Ее рождение можно датировать началом XX столетия, когда увидели свет работы Ч. Пирса, Ч. Морриса и Ф. Соссюра. Едва оформившись как научная дисциплина, семиотика очень быстро распалась на множество частных семиотик, в которых ее философское наполнение отошло на второй план.

    С одной стороны, имеется немало работ, в которых достаточно пристально рассмотрены проблемы семантики и семиотики (Р.Г. Авоян, Е.Р. Атаян, А.А. Брудный, И.С. Нарский, Г.Г. Почепцов, Ю.М. Лотман), существует и оригинальная отечественная традиция лингвистической семиотики (Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, В.Г. Гак, Ю.С. Степанов). Отдельно следует упомянуть и московско-тартускую семиотическую школу, успешно применившую принципы теоретической семиотики к анализу самых разнообразных знаковых систем, в том числе, художественных текстов, игнорируемых западной традицией.

    Своеобразный образ языка возникает в религиозно-философской концепции школы всеединства, представленной именами П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева. Оригинальный ракурс анализа языка задан в работах М.М. Бахтина, где основной акцент сделан на изучение понимания речевого сообщения как постижения отношения «Я» к «Не-Я». С другой стороны, обращение к отечественной литературе по гносеологии и философской антропологии показывает, что язык в ней является, скорее, темой, чем предметом.

    Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращенного выражения научных понятий (например, знаки математические, химические и др.). Из знаков такого рода часто строятся искусственные языки. Среди искусственных знаковых систем можно выделить знаки кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной речи или перекодирования уже закодированных сообщений (кодов, используемых для программ кибернетических устройств). К искусственным знаковым системам относятся знаки формул, используемые в науках (например, знаки формальных логических систем, знаки информационно- логических языков, знаки для моделирования непрерывных процессов, в частности, кривые, отображающие непрерывные изменения, происходящие в каких- либо объектах, знаки сигнализации, входящие в систему сигнализации уличного движения).

    Элементарный объект изучения языковедческой семантики составляет единство трёх элементов языкового знака (прежде всего слова): означающего, денотата, означаемого. Внешний элемент (последовательность звуков или графических знаков) - означающее - связан с обозначаемым предметом, явлением действительности - денотатом (а также референтом - предметом, явлением, обозначаемым данной языковой единицей в составе высказывания; предметом или ситуацией, обозначаемыми высказыванием в целом), и, во-вторых, с отражением этого предмета, явления в сознании человека - означаемым. Означаемое является результатом общественного познания действительности и обычно тождественно понятию, иногда представлению. Тройная связь - «означающее - денотат - означаемое» составляет категорию значения, основную единицу (ячейку) семантики.

    Изучением значения как раз и занимается наука семантика, с ней тесно связано исследование свойств объектов выполнять функцию знаков, создание общей теории знаков во всех их проявлениях, что является задачей науки семиотики, представляющей собой синтез философских, лингвистических и культурологических идей.

      Семиотика и семиология.

    В предмет семиотики входит знаковое воплощение процессов коммуникации, т. е. закономерности семиозиса (означивания) во всех сферах природной и социальной жизни.

    К созданию семиотики как науки о знаках шли не только философы, но и лингвисты. Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. «Семиология – это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер», – писал Ф. де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». «Она должна открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются». Соссюр считал, что лингвистика может рассматриваться как составная часть семиологии (или семиотики), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом.

    Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение языка и речи. Языком Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

    Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия (раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой) означающее-означаемое.

    Соссюр предложил четко различать два подхода к изучению языка как знаковой системы: синхронный (изучение языка, взятого в какой-то определенный исторический момент, как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью) и диахронический (изучение изменений в языке в процессе его развития).

    В семиологии Соссюра лингвистика служит моделью для всей семиологии в целом. Хотя язык – только одна из многих семиологических систем. А если это так, то сам процесс создания текстов не может выйти за границы языка, точнее языков, созданных по лингвистической модели. В семиотике сам процесс текстообразования может пониматься как деконструкция языка, т. е. потеря языком своей прямой формы и существование в форме превращенной. При всех модификациях семиология сохраняет свой нерушимый статус как науки о языковых системах. Семиотика же изначально обладает двойным статусом, о котором писал Ч. Моррис. Она есть общая теория знаков и одновременно система конкретных приложений к исследованию знаков в той или иной конкретной области.

      Семиотика и прагматика (предмет, научный аппарат).

    Статус семиотики и ее главные проблемы - символизм, его происхождение и сущность, его познавательная и общекультурная роль, а также природа, структура и функции знака, связь знака, значения и объекта.

    Прагматика - это раздел семиотики, в рамках которого изучаются отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют. Прагматика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: семантикой и синтактикой Первая из них рассматривает знаки в их отношении к обозначаемым (не имеющими знаковой природы) объектам, вторая - отношения знаков между собой (синтаксис). Наиболее важным предметом изучения для прагматики является прагматический аспект языка.

    Человек – отправитель, человек – получатель.

    Прагматика связана с изучением категории полезности, ценности, понятности знака, а также с исследованием семантической информации, где существенную роль играет вопрос об оценке информации, извлекаемой данным адресатом из текста.