Внешние признаки рукописных источников древней руси. Фонд контрольных заданий по палеографии. Богослужебный книжный набор — предшественник библиотек

14.05.2019

Тема 3. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси.

1.Общая характеристика рукописей Древней Руси.

2.Материал для письма.

3.Древнейший и поздний устав (графика письма).

4.Орудия письма.

5.Украшение рукописей.

    Глухов А.Г. В лето 1037 ...- М.: Сов.Россия,1974.

    Его же. Русские книжники.- М.:Книга,1987.

    Давыдов Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:МИРОС, 1992.

    Лихачев Д.С. Культура русского народа Х-ХVII веков.- М.-Л.,1961

    Милов Л.В. О «Слове о полку Игореве»: Палеография и археография рукописи; чтение «русиси» // История СССР. 1983. №5. С.82-106.

    Неисчерпаемость источника. К 70-летию В.А.Кучкина. – М.: Памятники исторической мысли, 2005.

    Орнаментика русских рукописей ХI-ХVII веков // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974.

    Пергаменные рукописи библиотеки Академии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей ХI-ХVI веков. - Л.,1976

    Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. М., 1971.

    Сапунов Б.В. Книга в России в ХI-ХIII веках.- Л.: Наука,1978.

    Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый 12 века. - М.: Наука,1980.

    Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: истоки древнерусской книжности. М., 1994.

    Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М., 1969.

    Янин В.Л. Я послал тебе бересту.- М.,1975.

Тема 4. Внешние признаки письменных источников 14-15 веков.

1.Общая характеристика письменных источников 14-15 веков.

    Материал для письма.

    Полуустав.

    Украшение рукописей

    Тайнопись.

Дополнительная литература по теме:

    Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник.- М.,1944.

    Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма ХV века // Россия в средние века и новое время. М., 1999.

    Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. М., 1980.

    Шульгина Э.В. Русская книжная скоропись ХV века // История и палеография. М., 1995.

    Филигранологические исследования: теория, методика, практика. Л., 1990.

Тема 5. Внешние признаки письменных памятников Русского государства 16-17 веков.

1.Общая характеристика письменных источников 16-17 веков.

2.Материал для письма.

3.Графика письма (скоропись).

4.Книжное письмо (полуустав со старопечатной основой).

5.Украшение рукописей.

6.Формат рукописей и переплет.

Дополнительная литература по теме:

    Беляев И.С. Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей 15-17 столетий. 2-е изд. - М.,1911.

    Гераклитов А.А. Филиграни 17 века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения.- М.,1963

    Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства 17-20 веков.- М.,1959.

    Костюхина Л.М. Книжное письмо в России в 17 веке.- М.,1974.

    Розов Н.Н. Скорописание или скоропись? (об уточнении термина) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып.2. Л., 1969.

    Шульгина Э.В. Скорописное письмо ХVII века по Милютинским Минеям-четьим // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987.

Тема 6. Палеография и текстология нового времени

1.Реформы письма.

2. Внешние признаки письменных источников нового и новейшего времени

3.Стенография и машинопись.

4. Использование в палеографии новейших технологий.

Дополнительная литература по теме:

    Белоконь Е.А. Развитие русского письма в конце 18 – первой половине 19 в. // Автороеф. дис. к.и.н. М., 1988.

    Историческая информатика / Белова Е.Б. и др. Гл.9. П.3. М., 1996.

    Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени.-М.,1970.

    Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. - М.,1959.

РАБОЧИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. Палеография как специальная историческая дисциплина. Смежные дисциплины. Возникновение и развитие письменности у славян

    Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод

    Палеографическое описание рукописи

    Историография русской палеографии

    Палеография и сопредельные дисциплины

    Берестология

    Дохристианская письменность на Руси

    Роль Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки

    Славянские азбуки - глаголица и кириллица

Задания и упражнения:

    Проверка знания кирилловского алфавита

    Изучение надстрочных знаков

    Обозначение чисел в русской письменности

    Определение извода, выделение его лингвистических признаков

Занятие №2. Внешние признаки рукописных источников Древней Руси

    Устав. Общая характеристика, время его существования и эволюция

    Орудия письма. Краски. Чернила.

    Украшение рукописей в 11-13 вв.

    Береста, специфика нанесения текста на бересте

Задания и упражнения:

    Чтение уставного письма

    Определение типа письма

    Датировка по начертаниям букв

    Определение стиля художественных украшений

    Составление палеографического комментария

Занятие №3. Внешние признаки письменных источников 14-17 веков

    Бумага: история изобретения и технология производства. Водяные знаки.

    Украшение рукописей в 14-15 вв.

    Книжное письмо 16-17 вв.

    Украшение рукописей 16-17 вв.

Задания и упражнения:

    Чтение рукописных памятников, выполненных полууставом

    Чтение скорописи

    Определение типа письма

    Датировка по начертаниям букв

    Определение типа рукописи по характеру текста

    Составление палеографического описания рукописи

ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПАЛЕОГРАФИИ

    Предмет и задачи палеографии. Палеографический метод. Палеографическое описание рукописи.

    Палеография и смежные дисциплины (эпиграфика, кодикология, текстология, филигранология, берестология)

    Основные этапы развития русской палеографии. Новейшие технологии в палеографии.

    Возникновение славянской письменности.

    Кирилловский алфавит.

    Обозначение чисел в русской письменности.

    Надстрочные знаки и знаки препинания. Понятие об изводах.

    Устав. Общая характеристика, время его существования и эволюция.

    Пергамен: история появления, технология изготовления. Палимпсесты.

    Украшение рукописей в 11-13 вв. Основные элементы украшения рукописей. Старовизантийский стиль.

    Орудия письма. Краски. Чернила. Эволюция орудий письма.

    Береста, ее особенности как писчего материала. Специфика нанесения текста на бересте. Берестология.

    Бумага: история изобретения и технология производства. Водяные знаки. Филигранология.

    Полуустав: общая характеристика, датирующие признаки, локальные разновидности.

    Украшение рукописей в 14-15 вв. (Тератологический, балканский, нововизантийский стиль. Миниатюра. Вязь.

    Тайнопись, сферы ее использования. Принципы тайнописи. Способы расшифровки.

    Скоропись: общая характеристика. Датирующие показатели графики.

    Книжное письмо 16-17 вв.

    Украшение рукописей 16-17 вв. Старопечатный орнамент, барокко. Экслибрис.

    Внешний вид рукописных материалов: свитки, листы, тетради, книги. Форматы. Переплеты.

    Реформы письма.

    Палеография и текстология нового времени.

РАЗДЕЛ II . ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

ПРОГРАММА

ХРОНОЛОГИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Место хронологии среди специальных исторических дисциплин. Математическая и историческая (прикладная) хронология. Предмет исторической хронологии. Задачи исторической хронологии. Методы исторической хронологии.

Понятие времени. Причины и особенности появления и развития приемов, приборов и понятий измерения времени. Единицы измерения времени. Происхождение слов «сутки», «месяц», «год». Астрономические сутки. Равноденственные сутки. Варианты года: тропический, звездный. Зимнее (летнее) солнцестояния. Весеннее (осеннее) равноденствия. Гражданский год. Месяцы (сидерический, синодический) и недели. Происхождение семидневной недели. Другие варианты недели. Час, минута, секунда: происхождение слов и значения понятий.

Понятие эры. Виды эр. Олимпийская эра. Эра от основания Рима. Счет времени по консулам. Эра Набонассара. Эра Диоклетиана. Эра от сотворения мира (СМ). Эра от Рождества Христова (РХ). «Anno Domini» и «ante Deum». Пасхалии. Дионисий Малый. Китайская циклическая эра. Мусульманская эра (хиджра). Второстепенные и провинциальные эры. Проблема создания универсальной хронологической шкалы.

Абсолютная и относительная хронологическая шкала. Методы установления датировок с помощью точных и естественных наук. Прямые и косвенные датировки. Астрономические датировки. Затмения лунные и солнечные. Их периодичность. Сарос. Затмения в источниках. Другие циклические астрономические явления.

Календарь в культуре народов мира. Хронографы и летописи. Пасхалии. Основные отличия исторического и календарного времени.

ЭВОЛЮЦИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ .

ПОЯВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ХРОНОЛОГИИ

Принципы датировки событий в источниках. Древневосточные сочинения хронологического характера. Анналы и хроники. Появление специального интереса к исследованию времени в античности. Первые систематизации хронологических свидетельств. Гелланик, Гекатей. Попытки упорядочения счета лет и создания единой эры. Синхронизация исторических событий. Хронологические таблицы. Тимей и Эратосфен, Аполлодор Афинский и другие. Политическое объединение Средиземноморья и попытки установления синхронизмов в рамках всеобщей истории. Кастор Родосский. Клавдий Птолемей и его «Канон царей». Создание эры Набонассара, ее значение для всеобщей хронологии. Хронологические изыскания и христианство. Синтез датировок по единой шкале с включением библейской истории. Евсевий и его «Хроника» («Канон»).

Перевод дат на современное летосчисление. Римские консульские фасты и их особенности. Возможность установления синхронизма римских дат с греческими и восточными. Проверка этих синхронизмов.

Рождение научной хронологии. Ж. Скалигер. Юлианская эра (первая научная хронологическая шкала). Счет юлианских дней. Способ вычисления номера юлианского дня. Д. Петавиус. Опыт установления синхронизмов и способы проверки хронологических указаний источников. Счет лет до рождества Христова. Единая «линия времени».

ЛУННЫЕ И ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ

Астрономические наблюдения древних. Потребность в измерении времени. Хозяйственный и сезонный цикл, установление их связи с движением светил.

Появление лунных календарей. Неомения. Фазы Луны. Лунный месяц и лунный год. Расхождения в продолжительности лунного календарного года и астрономического года. Попытки преодолеть это расхождение: лунно-солнечные календари. Введение циклов. Виды циклов. Точность циклов. Календари-парапегмы. Расхождения в началах месяцев лунных календарей.

Календари Древнего Двуречья. Источники по хронологии Двуречья. Способы датировок в календарях Двуречья. Счет времени: сутки, неделя, месяц. Вставной месяц, циклы. Упорядочение государством вставок дополнительных месяцев (указ Хаммурапи). Единая календарная система в Старовавилонский период.

Древнееврейский календарь. Структура календаря. Варианты календаря. Новый год и пасха как датирующие элементы, способы их вычисления.

Мусульманский календарь лунной хиджры. Календарная эра. Начало года. Счет дней и месяцев. Принципы и методы перевода дат хиджры в наше летосчисление.

Древнегреческий календарь. Земледельческий календарь Гесиода. Афинский календарь. Счет дней в месяце. Вставочные месяцы. Цикл Метона. Начало года и начало месяца. Способ приблизительного перевода дат греческого календаря в наше летосчисление. Эра олимпиад, перевод датировок по олимпиадам в наш счет времени.

Древнеримский календарь. Эволюция древнеримского календаря. Ромулов год. Реформа календаря Нумы Помпилия. Введение циклов в календарь и попытка упорядочения вставок. Деятельность децемвиров. Состояние календаря ко времени юлианской реформы. Начало римского года. Гражданский и сакральный год. Счет дней в месяцах. Календы, иды, ноны. Нундины. Обозначения дней. Интеркаляция марцедония. Високос. Время суток. Счет дневных и ночных часов. Магистраты, ведавшие календарем. Эры римского календаря. Расчет индиктов.

СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Древнеегипетский календарь. Источники по истории египетского календаря. Письменная традиция. Манефон и его периодизация египетской истории.

«Блуждающий» египетский год. Структура года. Эпагомены. Отсутствие связи с лунными фазами. Летнее солнцестояние, гелиоктический восход Сириуса (Сотиса) и разлив Нила: последовательность и периодичность этих природных явлений. Астрономические наблюдения и знания. Великий период Сотиса. Религиозный и гражданский аспекты календаря. Месяца. Смещение египетского календарного года относительно тропического. Основы для начала отсчета эры Сириуса. Варианты египетской хронологии: «долгая», «краткая» и «средняя». Принципы и методы перевода дат «блуждающего» календаря в наше летосчисление.

Александрийский (коптский) календарь. Канопский декрет Птолемея III Эвергета: введение системы високосов. Реформа календаря Августа (26 г. до н. э.). Сохранение «блуждающего» календаря. Введение эры Диоклетиана, связь ее с эрой Набонассара. Принципы и методы перевода дат коптского календаря в современное летосчисление.

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ

Древнеримский лунно-солнечный календарь. Интеркаляция марцедония. Причины календарной реформы. Юлианская реформа. Созиген. Основные элементы юлианского календарь: система високосов, месяцы и их продолжительность. Юлианский календарь и христианская церковь. Вселенский Никейский собор и фиксация дня весеннего равноденствия.

Расчет наступления пасхи. Создание пасхальных таблиц. Папа Иоанн I. Computatio paschalis Дионисия Малого. Создание новой эры – от рождества Христова. Расчет Дионисием даты рождения Христа и согласование его с указаниями других источников. Распространение христианской эры в западноевропейских странах. Византийская эра. Византийский календарь и его влияние на Русь.

Разрыв между юлианским и тропическим годом. Смещение дат христианской пасхи. Папа Григорий XIII. Луиджи Лилио. Григорианская реформа, ее содержание. Отклик на папскую инициативу в христианской Европе. Ж. Скалигер.Переход от юлианского к григорианскому календарю в Европе. Старый и новый стиль. Перевод дат с юлианского на григорианский стиль. Недостатки григорианского календаря. Проект всемирного календаря. Григорианский календарь в России.

РАЗВИТИЕ КАЛЕНДАРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Исчисление времени у восточных славян. Месяцы, сутки и дни недели (седмицы). Введение византийской системы летоисчисления. Календарные стили: мартовский, сентябрьский и ультрамартовский. Правила перевода дат по этим стилям на январский стиль. Появление светского календаря. Приборы измерения времени. Народный православный календарь. Неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие) православные праздники. Декрет советской власти «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Понятие «старый новый год». Проекты реформы календаря в СССР. Поясное время. Декретное время. Летнее и зимнее время. Линия перемены дат.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Кол-во часов лекций

Кол-во часов семинарских

Хронология как специальная историческая дисциплина

Эволюция хронологических знаний.

Появление научной хронологии

Лунные и лунно-солнечные календари

Солнечные календарные системы

Формирование современного летосчисления

Развитие календарной системы в России

Всего 18 часов

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ХРОНОЛОГИИ

    Бойко В.П. Основы вспомогательных исторических дисциплин: Учеб. пособие. Томск, 2005.

    Каменцева Е.И. Хронология: Учеб пособие. 2-е изд. М., 2003.

    Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.

    Специальные исторические дисциплины: Учеб. Пособие / С.В. Белецкий, И.В. Ворон­цова, З.В. Дмитриева и др.; Сост. М.М. Кром. 2-е изд. СПб., 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПИЛНЕ:

    Авени Э. Империи времени: Календари, часы, культуры / Пер. с англ. Киев, 1998.

    Андреев И. Естественный календарь. М., 1900.

    Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.

    Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

    Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.

    Гусарова Т. П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.

    Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань, 1980.

    Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.

    Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология. М., 1975.

    Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1981.

    Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

    Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.

    Паннекук А. История астрономии. М., 1966.

    Пронштейн А. П. Хронология. Ростов-на –Дону, 1973.

    Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Хронология. М., 1981.

    Селешников С. И. История календаря и хронологии. М., 1972.

    Сюзюмов М. Я. Таблицы по хронологии. Свердловск, 1968.

    Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. Свердловск, 1971.

    Цыбульский В. В. Календарь и хронология стран мира. М., 1982.

    Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии ХI-начало XX века. М., 1990.

Материал для письма Основным материалом для письма до 14 в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во 2 в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных, причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Слово "пергамен" вошло в употребление в 17 в., проникнув в Россию через польский язык.

Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами . Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование.

В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту . Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Витебске, Москве. Береста – кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали. Береста была дешевым материалом для письма. Поэтому на ней редко писали деловые документы (акты). Чаще она использовалась для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т. д.

Графика письма Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. На протяжении своего развития графика устава не была однородной. Различался устав древнейший и поздний. Источники 11 – 12 вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставного письма.

Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги. Сохраняя в своей основе главные уставные принципы, графика рукописных книг и документов все-таки отличалась в силу функционального назначения этих источников и условий их написания. Книги, предназначенные для чтения и церковной службы, созданные в монастырских книгописных мастерских, были написаны более аккуратно, нежели деловые бумаги, в которых даже в 12 в. встречается неровность и скошенность элементов букв, известная небрежность. Именно в деловом письме раньше, чем в книжном, происходили ускорение написания букв и эволюция древнейшего устава к позднему уставу, а в последующее время – к полууставу и скорописи.

Графика берестяных грамот этого периода отличалась от графики букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволило утверждать, что графика букв берестяных грамот 11 – 12 вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.

Чернила , которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Кроме чернил использовались краски , которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения. Древние писцы знаки киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было т. н. "твореное золото".

Орудия письма В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до 19 в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками. На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.

Украшения рукописей Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент , в стиле которого выполнялись заставки , концовки , инициалы , а также вязь , миниатюры и полевые цветки . Заставка – это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка – рисунок над текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки. Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением. Полевой цветок – украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский , или древнерусский (иногда его называют геометрическим ). Он держался в рукописях на протяжении 11 – 12 вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамкой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы "П", в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка "крин".

Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные птицы и звери, имеющие реалистические изображения (куропатки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов – золотом. Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами , т. е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр т. н. выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи 11 – 12 вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг. Формат , или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет книги делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей и тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Радикальным средством от деформации книги были застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях – жуковин. В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Таким образом, церковнославянский язык, созданный Кириллом и Мефодием, был книжным, в отличие от старославянского языка, который был бытовым.

Современный церковнославянский язык, как основу сегодняшнего богослужения, принято называть новоцерковным. Этот термин ввел известный палеославист Вячеслав Францевич Мареш.

Внешние признаки рукописных источников древней Руси

В IX в. складывается Древнерусское государство, или Киевская Русь. К Х - XI вв. в Киевской Руси растут города, получают дальнейшее развитие феодальные отношения, утверждается собственное законодательство.

В условиях раннефеодального государства высокого уровня достигает развитие культуры в целом и письменности в частности. Русь создает самобытные произведения - летописи, сказания. Письменность перестает быть привилегией только господствующего класса. Она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство этому - берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в., а также надписи ремесленников на предметах их труда - изделиях из металла, глины, камня, надписи на фресках и иконах, на церковных стенах.

Были в Древней Руси и книжники-профессионалы, которые переписывали книги. Они трудились, в основном, при больших монастырях и княжеских канцеляриях. Их труд требовал особого умения - текст нужно было переписывать без ошибок и правильно. Это было очень важно, поскольку они имели дело не просто с книжками для чтения, а с текстами, слова которых произносились в церкви и были обращены к Богу. Неправильность в таких текстах могла означать неправильность в вере, потому что в представлении людей того времени неправильное слово соответствовало «неправильной» вещи. Например, если сокращенное слово агглъ, произносившееся как ангел, обозначало посланца Бога, то аггелъ, произносившееся как аггел, обозначало посланца сатаны.

К сожалению, время донесло до нас лишь минимальную часть поддающихся датировке рукописных источников древнерусского письма, на основе которых исследователи могут делать выводы об особенностях их палеографических данных. Наиболее ранние рукописные источники относятся ко 2-й половине XI–XII в. Это прежде всего книги «Остромирово Евангелие» (1056–1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115), а также актовый материал - грамоту великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) - великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича - образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку грамота была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, она была торжественно украшена: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.

Исключительно важным источником явились и берестяные грамоты, впервые найденные в Новгороде в 1951 г.

Материал для письма . До XIV в. основным материалом для письма был пергамен. Он получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорченной укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли кожами, телятинами. Слово пергамен вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.

Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи (дырявый пергамен), или участки, с которых был плохо удален жир и поэтому они не впитывали чернила, - зализы.

Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого снова стираю). Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвозвратной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.

Грамота Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю. Около 1130 г.

В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были найдены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста - кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамен, материал. Она лучше пергамена сохраняется в земле.

Надписи и рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима

Первая берестяная грамота была обнаружена 26 июля 1951 г. археологом Ниной Федоровной Акуловой в Неревском раскопе Великого Новгорода, в щели между двумя деревянными плахами уличного настила в культурном слое XIV в. Находка оказалась плотным и грязным свитком бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы.

Образцы берестяных грамот, сохранившихся в отрывках и целиком

Конечно, о берестяных грамотах было известно из письменных источников и до этого. Преподобный Иосиф Волоцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, жившего во 2-й половине XIV в., рассказывал о скромном монашеском житии своего учителя: «толику же нищету и нестяжание имеяху, яко в обители Блаженного Сергия и самые книги не на харатиях писаху, но на берестех».

В Сибири в 1715 г. в берестяную книгу, сохранившуюся до наших дней, записывали ясак - дань в пользу Москвы, собираемую с нерусских народов. Этнограф С.В. Максимов видел в середине XIX в. берестяную книгу на реке Мезени у старообрядцев.

Бересту, предназначенную для письма, приготовляли специально: ее варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, расслаивали, убирая наиболее грубые слои, обрезали со всех сторон. На бересте надписи нацарапывали на внутренней стороне коры, т. е. на той поверхности бересты, которая всегда оказывалась снаружи, когда берестяной лист сворачивался в свиток.

Чтобы восстановить эластичность такой грамоты, археологи погружают ее в кипяток, затем промывают с помощи кисти, смывая многовековую грязь, затем просушивают полотенцем и зажимают между стекол. После этого грамоту можно читать. Перед публикацией грамот, чтобы их тексты было легко прочесть, их, как правило, дополнительно прорисовывают по контурам видимых букв.

Внешние признаки рукописных источников древней Руси

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Внешние признаки рукописных источников древней Руси
Рубрика (тематическая категория) История

В IX в. складывается Древнерусское государство, или Киевская Русь. К Х - XI вв. в Киевской Руси растут города, получают дальнейшее развитие феодальные отношения, утверждается собственное законодательство.

В условиях раннефеодального государства высокого уровня достигает развитие культуры в целом и письменности в частности. Русь создает самобытные произведения - летописи, сказания. Письменность перестает быть привилегией только господствующего класса. Она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство этому - берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в., а также надписи ремесленников на предметах их труда - изделиях из металла, глины, камня, надписи на фресках и иконах, на церковных стенах.

Были в Древней Руси и книжники-профессионалы, которые переписывали книги. Они трудились, в основном, при больших монастырях и княжеских канцеляриях. Их труд требовал особого умения - текст нужно было переписывать без ошибок и правильно. Это было очень важно, поскольку они имели дело не просто с книжками для чтения, а с текстами, слова которых произносились в церкви и были обращены к Богу. Неправильность в таких текстах могла означать неправильность в вере, потому что в представлении людей того времени неправильное слово соответствовало ʼʼнеправильнойʼʼ вещи. Например, в случае если сокращенное слово агглъ, произносившееся как ангел, обозначало посланца Бога, то аггелъ, произносившееся как аггел, обозначало посланца сатаны.

К сожалению, время донесло до нас лишь минимальную часть поддающихся датировке рукописных источников древнерусского письма, на базе которых исследователи могут делать выводы об особенностях их палеографических данных. Наиболее ранние рукописные источники относятся ко 2-й половине XI–XII в. Это прежде всего книги ʼʼОстромирово Евангелиеʼʼ (1056–1057), два ʼʼИзборникаʼʼ Святослава (1073, 1076), ʼʼМстиславово Евангелиеʼʼ (1115), а также актовый материал - грамоту великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) - великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича - образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку грамота была ʼʼжалованнойʼʼ, оформлявшей богатый дар князей Мстислава и ᴇᴦο сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, она была торжественно украшена˸ буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.

Исключительно важным источником явились и берестяные грамоты, впервые найденные в Новгороде в 1951 г.

Материал для письма . До XIV в. основным материалом для письма был пергамен. Он получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология ᴇᴦο изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорченной укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали˸ счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально ᴇᴦο называли кожами, телятинами. Слово пергамен вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.

Внешние признаки рукописных источников древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешние признаки рукописных источников древней Руси" 2015, 2017-2018.

Письменность в Древней Руси была уделом не только господствующего класса, она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство тому берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в.

Берестяные грамоты использовались только для бытовых нужд.

Наиболее ранние рукописные источники, написанные уставным текстом, относятся ко второй половине XI–XII вв.: «Остромирово Евангелие» (1056-1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076 гг.), «Мстиславово Евангелие» (1115), грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) – великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергаменте. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича – образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.

Материал для письма. Книги и актовые документы писались на пергаменте, особым образом обработанной телячьей коже. Пергамент был основным материалом для письма до XIV в. Пергамент получил своё название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н.э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представлял собой особым способом обработанную кожу животных (преимущественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамента получались из кож новорожденных телят, поскольку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамент был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамент попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пергамент» вошло в употребление в XVII в. (из польского языка).

Наряду с высококачественными листами пергамента для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамент»), или участки, с которых был плохо удален жир и поэтому они не впитывали чернила («зализы»).

Пергамент был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамента могли использоваться два, три и более раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на них текста. Палимпсесты – (греч. «снова стираю») – рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале. Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог привести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрасное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.

В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста – кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пергамент, материал. Она лучше пергамента сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещались между стеклами, где высыхали.

Графика письма. Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма. Пергаментные документы и книги ХI–ХIV вв. написаны уставом, причем отдельные памятники, написанные уставом, встречаются и в более позднее время.

Каноны уставного письма:

· геометричность графики букв;

· отсутствие наклона букв;

· отсутствие расстояний между отдельными словами в строке.

Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте: бог, святой, дева. Над сокращенными словами ставился знак «титло».

Различался устав древнейший и поздний. Источники ХI–ХII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для уставного письма. Буква «И» писалась с горизонтальной перекладиной «Н». Обе петли буквы «В», половинки буквы «Ж» были одинаковыми. «Ч» писалась в виде чаши.

Графика берестяных грамот этого периода отличалась от графики букв, написанных на пергаменте. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволило утверждать, что графика букв берестяных грамот ХI–ХII вв. напоминала прототип полуустава и даже ранней скорописи.

Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плотными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамент и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения.

Для датировки рукописей важен не только анализ цвета чернил, но и их химический состав, характерный для разного времени и, вероятно, для различных рукописных центров.

Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки, заглавные буквы и различные украшения. Древние писцы знали киноварь – краску оранжево-красного цвета, охру – краску желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготовляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».

Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до ХIХ в. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила.

На берестяных грамотах записи выдавливались острым костяным или железным предметом.

Украшения рукописей. Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.

Заставка – это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка – рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки. Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением. Полевой цветок и вязь – украшения на поле рукописи в виде цветка или узора.

Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.

Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим). Он держался в рукописях на всем протяжении ХI–ХII вв. и совпадал по времени с пергаментом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Изборнике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.

В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья.

Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения. В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов – золотом.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т.е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в Остромировом Евангелии перед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения. На одной из миниатюр «Изборника» Святослава (1073) изображен сам князь Святослав с женой и сыновьями. Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Древнерусские книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе. Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Так как кожаные листы древних книг стремились свернуться в трубочку, использовались застежки для книг.