Социальная значимость культуры. Привет студент. имеющих различный уровень самостоятельной

04.07.2020

Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества, которые выполняют ряд важных социальных функций.

Специфическая функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в трудовой деятельности, формирование способностей биосоциальной адаптации к изменяющимся условиям жизни и способности выжить в различных экстремальных условиях.

В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости и др., - что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать современной сложной техникой, более интенсивно и качественно трудиться.

Особое значение имеет физическая культура и спорт в профессионально- прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и формируются двигательные навыки значимые для определённой профессиональной деятельности.

Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения заболеваемости и травматизма на производстве. Доказано, что производственная физическая культура предохраняет организм от перегрузки, перенапряжения, переутомлении и на протяжении всего рабочего дня поддерживает высокий уровень работоспособности без ущерба для здоровья.

В процессе воспитания физической культуры осуществляется умственное развитие занимающихся, которые имеют две стороны – образовательную и воспитательную. Образовательная сторона связана с вооружением специальными знаниями, воспитательная – с развитием умственных качеств занимающихся, таких, как восприятие, наблюдательность, память, внимание.

Регулярные занятия определёнными видами спорта и физическими упражнениями, правильное использование их в режиме обучения способствует совершенствованию ряда необходимых качеств – глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативного мышления, зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций: формирование интеллектуальных способностей (умений анализировать, обобщать, делать выводы, прогнозировать и т. д.). Физическое развитие и хорошая физическая подготовленность является важными предпосылками полноценной умственной деятельности.

Учёными установлено, что умственное развитие протекает быстрее и продуктивнее у детей с повышенной двигательной активностью. Происходит это за счёт того, что раздражители, идущие от мышц, существенно влияют не только на развитие специальных отделов мозга, управляющих двигательными функциями, но и иррадиируют на весь мозг, стимулируя его развитие.



Выявлено также, что систематические занятия физической культуры и спортом играют заметную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для студентов вузов, сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением. Высокий же уровень их физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течение всего учебного года. При этом и восстановление работоспособности происходит значительнее быстрее и эффективнее, если умственная деятельность чередуется с физической. Подтверждением всему сказанному являются также научные данные, полученные на кафедре физической культуры Ставропольского государственного университета. В результате экспериментального поиска оптимальных вариантов организации учебного процесса по физической культуре было установлено проявление зависимости общей работоспособности студентов с их успеваемостью. Студенты, занимающиеся самостоятельно физическими упражнениями в пределах трёх часов в неделю, включая утреннюю гимнастику, имеют, как правило, и более высокий уровень академической успеваемости (табл. 1). У них выше и устойчивее уровень общей работоспособности на основных этапах учебного года (рис. I).

Таблица 1.

Академическая успеваемость студентов,

имеющих различный уровень самостоятельной

Двигательной активности.

Период сдачи экзаменов Группа Средний экзамен. балл Количество экзаменов Оценка в процентах
отлично Хорошо удовлет.
I семестр А 3,63 8,3 61,2 30,5
Б 3,52 6,6 60,4 33,0
II семестр А 3,87 9,8 73,1 17,1
Б 3,63 9,5 50,3 40,2
III семестр А 3,76 11,4 62,4 21,2
Б 3,69 14,6 45,4 40,0
IV семестр А 3,96 15,9 62,1 22,0
Б 3,70 12,2 45,2 42,6


А – группа с активной двигательной позицией;

Б – группа, занимающаяся физическими упражнениями в основном ситуативно и периодически.

Рис. I. Динамика общей работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста.

При индексе равном – 90 и выше общая работоспособность – отличная, 80–89 – хорошая, 65–79 – средняя, 55–64 – ниже средней, 54 – и ниже – плохая.

При формировании физической культуры личности осуществляется и трудовое воспитание. Сущность этого процесса заключается в планомерном и систематическом развитии качеств личности, определяющих её подготовку к трудовой деятельности. Основами при этом являются овладение трудовыми навыками и умениями, трудолюбие, сознательное и положительное отношение к труду, овладение культурной и научной организацией труда.

Овладение трудовыми навыками и умениями обеспечивается в процессе: самообслуживания на занятиях; создания гигиенических условий для проведения занятий при коллективном участии в расстановке и уборке спортивного инвентаря, оборудования, участие в общественно-полезной работе по благоустройству спортивных площадок, ремонту спортинвентаря и оборудования и т. п.

Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнованиях, когда занимающиеся для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многократно повторяют физические упражнения; систематически трудятся, преодолевая внешние и внутренние отрицательные факторы; вырабатывают волевые качества, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, активно-положительную потребность использования средств физической культуры в различных сферах жизнедеятельности. Овладевают культурой труда, включающей навыки правильной осанки и рабочей позы, умением использовать массу и инерцию своего тела, способность входить в нужный темп и ритм работы и др.

В процессе физического воспитания осуществляется нравственное воспитание занимающихся, формирование у них гуманистических ценностей морали, благородства, честности, уважение к сопернику, способности подчинить своё поведение нормам спортивной этики, коллективизму. Формируются такие черты характера, как смелость, сила воли, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность, общительность, справедливость, приветливость, скромность, чуткость, тактичность, чувство меры и т. п.

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развитие способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движений. Человек, занимающийся физической культурой и спортом, постоянно сталкивается с проявлением прекрасного. Под влиянием правильно организованных физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия человека становятся изящными, энергичными и красивыми. Некоторые виды спорта, такие как фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и другие вплотную соприкасаются с искусством. И порой трудно отличить, где заканчивается спорт, а где начинается искусство.

Занятия физической культурой и спортом, восприятие спортивных соревнований, в ходе которых спортсмены демонстрируют физически совершенные движения, развивают не только у занимающихся, но и у зрителей чувство прекрасного, воспитывают у них эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности.

Таким образом, связь занятий физическими упражнениями и спортом с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет формировать не только внешне красивый облик, но и одновременно эффективно влиять на воспитание морально-волевых качеств, тактики поступков и поведения в общественной среде.

Одной из основных социальных функций физической культуры является сохранение и укрепление здоровья людей.

Здоровье человека зависит от многих факторов, как естественных так социально и личностно обусловленных, включая состояние физического совершенства.

Понятие «физическое совершенство» обобщает исторически определённое представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности.

Физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Иначе, процесс изменения форм и функций организма. К внешним количественным показателям физического развития относят, например, изменения массы тела, роста, окружности тела, жизненной ёмкости лёгких и др. Качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Физическое развитие человека – социально и собственно-управляемый процесс. Однако, управлять им можно только с учётом особенностей и возможностей организма, обусловленных возрастными периодами: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. В частности, с помощью организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, режима труда и отдыха, рационального и правильного питания и мн. др. можно в широком диапазоне изменить показатели физического развития и физическую функциональную подготовленность организма, направленно совершенствовать регуляторные функции нервной системы, увеличить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повлиять на генетический код здоровья.

Физическая подготовленность есть результат физической подготовки; определённый конкретной деятельностью уровень физических качеств и сформированных двигательных навыков. Различают понятия общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный процесс физического воспитания, создающий широкие, общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка – это специализированный вид физического воспитания к особенностям какой-либо деятельности. Соответственно, результат общей физической подготовки обозначают термином «общая физическая подготовленность», а результат специальной – «специальная физическая подготовленность».

Необходимо отметить, что показатели, признаки физического совершенствования имеют конкретный исторический характер и определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе. Нет и не может быть неизменного идеала физического совершенства. В историческом плане, представления и о понятии «здоровье» также претерпевают изменения.

Говоря о здоровье человека, нельзя обойтись без представления о его силе или, как говорят в народе, о крепости здоровья. Одним из основных показателей крепости здоровья, в определённой степени, является показатель уровня физического развития и физической подготовленности. И чем выше он, тем крепче здоровье человека.

Многие учёные убеждены в том, что если мы не на словах, а на деле хотим поставить человека во главу угла во всех делах и отвести его здоровью и здоровому образу жизни несомненный приоритет, нужно, прежде всего, с юных лет обеспечить условия для его полноценного физического развития. Аркадий Воробьёв, доктор медицинских наук, профессор, в прошлом известный спортсмен, восклицает в своей книге «Тренинг интеллекта» о том, что пора бы наконец-то нашему обществу понять, что здоровье детей важнее математики и физики, вместе взятых… «Пока от недостаточной двигательной активности хиреют мышцы, вместе с ними будет страдать и мозг. Физически неполноценному ребенку трудно стать защитником Родины, учёным, спортсменом или рабочим. Полноценный генофонд – главное достояние нации, дороже которого ничего и быть не может».

Однако многие наши современники, умозрительно взвешивая ценности физической культуры и спорта, до сих пор не могут подняться выше примитивного взгляда на них как на несерьёзное занятие, не достойное интеллигентных людей и интеллектуального труда. И здорово было бы, если бы они своё «высокое» мнение оставили при себе, но, к сожалению, бывает наоборот. И что самое пагубное, относится это и к некоторым учителям.

Собственные исследования показывают, что только около 30% учителей школьного педагогического корпуса занимаются систематическими физическими упражнениями. И вот результат отношения общества в целом к здоровью своего генофонда. Выполняемые школьниками тесты на силу, выносливость и быстроту, показывают, что по сравнению с предыдущими десятилетиями, начиная с пятидесятых годов XX столетия, нынешние показатели самые низкие. Подтверждением этому являются и результаты исследований физической подготовленности молодёжи, поступающей в вузы (табл. 2).

Таблица 2.

ПОКАЗАТЕЛИ

физической подготовленности студентов

Ставропольского государственного университета в начале обучения в вузе.

Факты свидетельствуют, что с каждым годом в вузы страны приходит всё более ослабленная здоровьем молодёжь, и, прежде всего, это касается женщин. Существует мнение о том, что великие личности не занимались физической культурой, работала бы голова, остальное – неважно, звучит в аспектах объективных данных просто смешно. Но, во-первых, это великие люди, а во-вторых, так ли это?

Известно, что великий поэт А.С.Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зимнее - с приёма ледяных ванн. Потом брался за пистолет и делал 100 выстрелов. Прогулки с палкой, весом в 9 фунтов, верховая езда, помогали ему поддерживать высокий жизненный уровень. Он отлично фехтовал, интересовался боксом.

Лев Толстой регулярно занимался гантелями. В свои 60 лет совершил пешее путешествие из Москвы в Тулу, пройдя 200 километров за шесть дней. В 70 лет великий писатель ловко бегал на коньках. Толстой был пионером русского велосипедизма и большим ценителем верховой езды. Из высказываний писателя о пользе движение и физического труда, без которых он не мыслил свою творческую работу, можно составить целый манифест.

Достоевский, как известно, поддерживал рабочую форму и слабое от природы здоровье регулярными и длительными прогулками в любую погоду, а также целым рядом упражнений и процедур.

Можно привести множество примеров занимающихся физической культурой известных учёных, политических деятелей, президентов, незаурядных личностей прошлого и настоящего. Все ныне известные педагоги придавали существенное значение физической культуре в своей работе с детьми. И никогда не противопоставляли умственное и физическое развитие человека.

Продолжая разговор о функциях физической культуры и спорта необходимо подчеркнуть, что они являются, помимо всего прочего, мощным средством укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами и людьми. Именно в этом заключается основная суть их общекультурных ценностей. Как общественные явления физическая культура и спорт имеют помимо национальной и общенациональную формы развития. Контакты и взаимоотношения между людьми осуществляются не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе общекультурные связи в спорте проявляются через современное международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимоотношения между людьми, поощряют международное сотрудничество (разумеется, за исключением извращённых форм спортивных состязаний). Помимо сказанного, физическая культура и спорт предполагают общекультурную ценность в своей социальной значимости и тех социальных функциях, которые они выполняют независимо от национальных границ.

Таким образом, понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности может стать реальным импульсом для выявления и мобилизации резервов развития физической культуры, началом формирования новых тенденций развития общественного мнения и личности к освоению ценностей физической культуры всем и каждым. В этом смысле, как подчёркивают учёные, особенно актуальным является продолжение реально существующего противоречия между уровнем и объёмом общественного знания, общественно-культурного наследия в сфере деятельности, связанной с физическим воспитанием и физическим совершенствованием человека, уровнем и объёмом индивидуального знания и потенциала личностной физической культуры подавляющей массы людей. Именно поэтому место физической культуры в системе культурных ценностей человечества до сих пор не соответствует её значению как важнейшего фактора прогресса и повышения уровня культуры.

Большинство пишущих об этой проблеме однозначно связывают физическую культуру лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Такой односторонний подход неверен, ибо, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает и как культура образа жизни людей, человеческого общества в целом. Поэтому в определённом смысле физическая культура становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия – культуры мировоззренческой, политической, нравственной. Более того, физическая культура специфически способствует проявлению индивидуальности и тем самым участвует в реализации цели общества – совершенствовании человека. Она создаёт условия для его духовного обогащения за счёт общих достижений культуры. Физическая культура выполняет, по существу, те же функции, которые характерны для культуры в целом и, в частности, вносит определённый вклад в формировании целостной личности, способной адекватно действовать в многообразном социально-культурном мире. Она ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности, в числе которых при соответствующих условиях могут быть идейность, гражданственность, гуманизм, трудолюбие, творческая устремлённость, высокий уровень нравственности.

В современной литературе традиционно фиксируются такие общекультурные функции физической культуры как образовательная и воспитательная. Включается в её сферу и эвристическая функция, развивающая творческое мышление, гарантирующая грамотную личностно и социально ориентированную деятельность. Вместе с тем, физическая культура выполняет ещё одну специфическую личностную функцию – компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности.

В физической культуре как равнозначной области общей культуры отражаются в специфической форме общекультурные связи и традиции, единое содержание и функции культуры. Материальная, духовная, физическая культура взаимопроникают, взаимодополняют и обусловливают друг друга. В этом отношении в плане учебной дисциплины физическая культура не может преподаваться изолированно, вне предметной научно-культурной связи, как, впрочем, и большинство остальных дисциплин вне связи с физической культурой, что практически в системе образования пока не наблюдается. Более того, на сегодня нет единого мнения на содержание, объём и классификацию компонентов знаний в области физической культуры, на последовательность изложения материала в рамках разрабатываемой общей теории физической культуры.

Отсутствие (в диалектическом отношении) относительно завершенной общей теории физической культуры и теории физического воспитания, по мнению В.К. Бальсевича, сдерживает формирование знания как в фундаментальном, так и в технологическом плане. Причины такого положения во многом связаны с тем, что создание общей теории физической культуры и теории физического воспитания мыслится на базе интеграции многочисленных наук, на основе общей методологии исторического и диалектического материализма (Л.П.Матвеев).

В заключение главы необходимо подчеркнуть, что образование, как и воспитание в широком смысле этого слова – это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений, навыков и воспитания качеств личности, типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически, индивидуальными способностями и результатом. При этом воздействия физической культуры и спорта на личность и общество специфичны и не могут быть заменены или компенсированы какими-либо другими средствами. Значимость данного положения отражена в законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте», который предполагает обеспечение всестороннего развития членов общества; утверждения здорового образа жизни; формирование потребности в сфере физической культуры и нравственном совершенствовании; создание условий для занятий различными видами физической культуры, спортом, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Законом гарантируется право граждан заниматься физической культурой, спортом (включая профессиональный спорт, как профессией), объединяться в физкультурно-спортивные общества, организации, федерации, ассоциации, клубы и другие объединения.

Физическое воспитание в системе дошкольных учреждений и образования, согласно закона, осуществляется на основе государственных стандартов и программ.

В законе определены обязанности учреждений, организаций, предприятий, объединений, муниципальных органов, администрации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, определяющие создание условий для реализации прав на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия, спортивно-массовую работу, туризм.

Согласно закону, работники физической культуры, спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. Российское государство признаёт и поддерживает Олимпийское движение, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию на международной спортивной арене.

Закон предусматривает и условия профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта. К участию в ней допускаются лица, имеющие лишь документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое физическая культура? 2. Что такое спорт? 3. Охарактеризуйте социальную значимость и функции физической культуры и спорта. 4. Какие негативные последствия проявляются в результате пренебрежительного отношения к физической культуре общества и личности? 5. В чём заключаются основные недостатки в физическом воспитании детей и учащейся молодёжи? 6. Дайте определение понятиям физическое совершенство, физическое развитие, физическая подготовленность, видам физической подготовки и подготовленности.

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.

2.1. Сущностные характеристики образования.

В течение длительного времени развития системы образования в педагогике обсуждались различные аспекты, касающиеся её сущности и целостности. В Педагогическом словаре (1960) образование определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. В Энциклопедическом словаре (1987) понятие «образование» трактуется как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

Образование представляется как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей.В педагогической литературе указывается, что образование осуществляется не обособленно, а в единстве с воспитанием. Более того, одно время понятие «образование» в этом смысле было почти вытеснено понятием «воспитание».

Педагогика, раскрывая теоретико-методические основы, характеризует воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, трудовую деятельность, творчество и духовность.

Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно возникло из практической потребности приспособления, приобщения поколений к условиям общественной жизни и производства. Воспитание – категория вечная, необходимая и общая. Оно появилось вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живёт общество. По своему содержанию носит конкретно-исторический характер и осуществляется за счёт основных элементов социального опыта.

Для гуманистической педагогики целью становится сам человек, его всесторонне и гармоническое развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни. Воспитание отражает социально-экономические отношения общества, экономический базис, язык, формы общественного сознания, мораль и нравственность, религию, право, науку и искусство.

Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его проблемы являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем, воспитание обладает естественными, специфическими, присущими только ему противоречиями. Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление как воспитание в его движении и развитии, представляет собой широкое, многосторонне взаимодействие субъектов и объектов воспитательной деятельности. Этот процесс в широком смысле слова является процессом социализации человека. Субъект представляет собой постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание и культуру, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую всё более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формирующиеся личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогают осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. В результате чего появляются возможности и способности ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самообразование, самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности. Лишь своевременное и гармоническое развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создаёт реальную основу для всестороннего становления личности. В этом отношении понятие «образование» рассматривается как синоним понятий «становление личности», «воспитание» и «обучение» в широком педагогическом смысле. Определяется образование и как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами. Этот процесс имеет сложную иерархическую структуру, характеризующуюся взаимопересекающимися компонентами: усвоением опыта (в форме знаний и умений); воспитанием качеств поведения; физическим и умственным развитием; такими базовыми сторонами передаваемой культуры, как познавательная, нравственная, преобразовательная (трудовая, коммуникативная, этическая и физическая). Ведущей деятельностью в образовании является учебная деятельность, или учение. Образование как всякий продуктивный процесс имеет свой продукт, свою технологию, свою технику и профессиональные кадры. Система образования есть социальный институт, призванный обеспечить этот процесс.

Таким образом, содержание образования представляет собой триединство целостного процесса образования (становления) личности – усвоения опыта, воспитания и развития.

Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания образования, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, науки, ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая, правовая, коммуникативная культура и т. д. Важнейшее значение имеет физическая культура, пренебрежение которой оборачивается угрозой здоровью народа.

Практика показывает, что не всякая деятельность, с точки зрения содержания и технологии, обеспечивает достижение положительных результатов в образовании личности. Наилучший результат можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия. Иначе говоря, человек в период своего становления должен быть помещён в определённые условия, обеспечивающие всесторонне развитие его личности с учётом индивидуальных особенностей и в соответствии с социальной программой. В совокупности всю систему этих условий и средств, включая её процессуальную и результативную стороны, называют системой образования. Коллективный ж процесс, именно коллективный и двусторонний, имеющий предметом и целью всестороннее развитие личности и развитие самой системы, обеспечивающей формирование личности, именуется образованием или воспитанием (в широком смысле этого понятия). Воспитание выполняет роль направленного развития членов общества в соответствии с целями общества (её идеологией, в основе которой лежат определённые принципы), а также интересами и потребностями личности. Воспитание организует жизнь и деятельность подрастающего поколения: отбирает из окружающих условий те средства и тот материал, которые необходимы для его развития; нейтрализует отрицательные условия, негативно влияющие на развитие личности; изменяет влияние среды.

Следовательно, образование, как и воспитание в широком смысле слова – это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений и навыков и воспитания качеств личности, типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически, индивидуальными способностями и результатом. В узком смысле понятие «образование» можно определить как процесс передачи знаний, касающийся различных сфер жизнедеятельности общества, а понятие «воспитание» – как процесс формирования жизненно важных знаний и качеств личности, обеспечивающих её адаптацию к окружающей социально-природной среде. При употреблении словосочетания образовательно-воспитательный процесс подчёркивается единство, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность двух основных компонентов данного феномена человеческой деятельности. Словосочетание учебно-воспитательный процесс практически идентично понятию «образовательно-воспитательный процесс», при использовании его акцентируется ведущая роль учебной деятельности в целостном образовательном процессе.

В.А. Шаповалов в своей монографии «Высшее образование в социокультурном контексте» отмечает, что уже несколько лет в России осуществляется реформа системы высшего образования, которая должна, по замыслу авторов, оказать существенное влияние на социально-экономический, культурный и научно-технический облик нашего отечества, способствовать ей как великой державе занять своё место в мировом сообществе цивилизаций. Между тем, масштабность проводимой реформы высшего образования России неотъемлема от такого фактора как реформа образования во всемирном масштабе. Проблема образования в современном мире носит глобальный характер, разрабатываются новейшие образовательные технологии. При этом исключительное место занимает пересмотр основ и принципов социально-гуманитарного образования. Совершенствуется государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования, который является одним из компонентов социальной технологии. Развивается система университетского образования, в наибольшей степени отвечающая подготовке высококультурной личности. Реформирование системы высшего образования в России состоит и во введении многоуровневой подготовки кадров и т. д.

Вместе с тем, специалистами отмечается, что процесс получения образования до настоящего времени является одним из сложных видов деятельности как для образовательных учреждений, так и для учащихся, остаётся недостаточно изученным, открытым для совершенствования и творческого поиска. И всё же многовековой опыт человечества (от древнегреческих академий до современных дистантных образовательных систем) позволил выявить ряд фундаментальных принципов и характерных технологических действий, составляющих образовательный процесс, упорядочить его и систематизировать, наметить направления оптимизации. Хотя и сегодня образование ещё остаётся во многом таинственным процессом становления неповторимой индивидуальности учащегося, можно уже изучать, оценивать, выбирать, улучшать образовательные технологии, в полной степени это относится и к физической культуре, как особой технологической системе.

В самом широком смысле подтехнологией понимают науку о законах функционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основных составляющих.

1. Идеологию информационная составляющая , отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается система (образовательная система опирается на следующие принципы: научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.).

2. «Орудия» труда (чем?) – инструментальная составляющая : какие «ресурсы» (в широком смысле) необходимы для реализации технологии (в образовании – это учебные заведения, оборудование, коммунальные, гигиенические и другие условия, учебники, программно-методическое обеспечение, компьютеры, спортивные залы и др.).

3. Кадры (кто?) – социальная составляющая технологии: требования к людям, реализующих «идеологию» с помощью «орудий» (в образовании – это, прежде всего, требования к об

Культура - это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой - человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура - это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура - это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же - духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона - это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.

Социология культуры – это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле слова социология культуры – это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:

1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое. Культурные элементы – это совокупность основных составляющих культуры.

Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.

Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм.

Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

2. Основные элементы и функции культуры

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.

Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.

Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

В таких ситуациях выбора вступают в силу ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Следует отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще нормы – своеобразные правила поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

В норме та или иная культурная ценность представляется как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой формируются и функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, т. е. на то, что человек должен (или не должен) делать, называют нормативной культурой.

Таким образом, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе.

Следовательно, нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.

К нарушениям социальных обычаев применяются неформальные санкции – замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Как правило, традиции порождают консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т. д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному.

Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы поведения людей.

Наряду с основными элементами существуют и другие, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах; мода – как проявление индивидуальности и стремления поддержать свой социальный престиж.

Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно сделать определенные выводы о функциях, выполняемых данным социальным явлением. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции.

Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру.

Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения.

Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку.

Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу.

Некоторые исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная.

Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

Следует разделять социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры, являющиеся негативным ответом на существующую социальную структуру и культуру, господствующую в обществе, например, некоторые молодежные культуры.

Современные культуры выглядят как специфический способ дифференциации национальных и региональных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд культурных своеобразных образований, по форме и содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Например, можно говорить о буддистской, христианской, мусульманской религиях в целом.

Отдельные ветви, направления мировых религий создают свои субкультуры, например, православную, католическую, протестантскую.

Социальной базой для формирования субкультуры могут стать возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения людей и т. п.

Однако существуют такие субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Они получили название контркультуры.

Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

К контркультуре можно отнести молодежную культуру, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением современной культуры.

К ней можно отнести наркотическую культуру, восточную мистику и оккультизм и т. п.

4. Социальная коммуникация

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл .

Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

По источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

По каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.

Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:

1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень:

а) изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры , объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные . В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных , без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная , или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая , — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура — это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества. Ярким примером тому является русская иконопись, которая покоилась на прочной традиции и строгих канонах, и тем не менее все великие иконописцы — Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Дионисий — имеют неповторимое творческое лицо.

Таким же необоснованным представляется тезис о том. что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Культура — неотъемлемое свойство человека

Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Социальные институты культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потреби осп».

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.