Совместимы ли скорочтение и художественная литература. Как научить читать художественную литературу, или филологический подход к художественному тексту

09.04.2019

Казалось бы, что сложного в чтении? Читать каждый из нас умеет лет с пяти, и до сих пор неплохо справлялся с разной сложности произведениями. Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Замечали когда-нибудь, что даже, если книга была интересной, вы все равно не можете вспомнить имя главного героя через пару дней после прочтения?

Умение читать – это не только складывание букв в слова, это постижение смысла прочитанного. Вне зависимости от того, что вы читаете – научную книгу, художественное произведение или статью в интернете. Поэтому эффективному чтению нужно учиться. Мы предлагаем вам 10 советов о том, как правильно читать книги, чтобы получать тот эффект, на который вы рассчитываете.

  1. Не старайтесь объять необъятное

Часто случается так, что радостно купив несколько книг, мы ставим их на полку и так никогда и не открываем. А потом покупаем все новые и новые книги в красивых обложках, пополняя бесконечный список непрочитанного. Как правильно читать книги? Не покупайте сразу много. Возьмите лучше одну или две и прочтите их, наконец. И не обманывайте себя, покупая дорогие альбомы с качественными иллюстрациями – практика показывает, что у большинства людей такие книги бессмысленно пылятся на полках, оставаясь невостребованными.

  1. Дочитывать скучную книгу совсем не обязательно

Кто-то считает, что не дочитать начатую книгу – плохая примета. Некоторые думают, что это неуважение к автору. Но в мире так много интересного! Не тратьте время на то, что вам не нравится – это только уменьшит вашу мотивацию к чтению. Дайте книге, например, 50 страниц. Или 70. Если во вкус вы так и не вошли, отложите эту и возьмите другую.

  1. Подготовьтесь к чтению

Всегда важно знать, кто пишет книгу, о чем и почему. Даже, если это бульварный детектив. Не ленитесь и прочтите информацию об авторе, аннотацию, пару рецензий. Если это специализированная литература, не лишним будет изучить содержание и послесловие – там обычно подводятся итоги и делаются выводы, что поможет вам решить, нужна ли вам представленная в книге информация.

  1. Не любить бумажные книги – это нормально

Не всем нравятся бумажные книги. Нелюбовь к книгам и чтению – вовне не показатель низкого интеллекта. Существует много альтернативных форматов, например, книгу всегда можно послушать (аудиокниги). Предпочтение также можно отдать статьям, кодкастам, тематическим рассылкам.

  1. Пользуйтесь при чтении простым карандашом

Хотите узнать, как правильно читать книги? Главное правило – пользуйтесь при чтении простым карандашом. Об этом говорят еще в школе, но не все следуют советам учителей литературы. Когда вы «читаете с карандашом», процесс проходит более вдумчиво и эффективно. Вы подчеркиваете понравившиеся вам мысли, комментируете что-то на полях, как бы беседуя с автором, а не просто проглатывая его монолог. И таким образом пропускаете текст через себя, выделяя самое главное, интересное и полезное.

  1. Читать меньше 30-40 страниц за раз бессмысленно

30-40 страниц – это примерно глава. Глава – это более-менее законченная мысль. Если вы прочитываете 5-10 страниц и прерываетесь, то теряете логику повествования, и остаток главы может стать для вас менее понятным. Старайтесь читать хотя бы 40 страниц за раз – это поможет не только прочитать книгу, прежде чем она вам наскучит, но и максимально глубоко понять ее.

  1. Не зацикливайтесь на одном жанре

Вам нравятся детективы? Отлично, но не стоит читать сразу 10 штук. Потому что первая пара книг принесет вам удовольствие, а остальные покажутся пресными, потому что вы пресытитесь однообразием сюжетов. Предпочитаете научную литературу? Книги по бизнесу или психологии? Чередуйте их с фантастикой или биографиями известных людей. Это не только разнообразит процесс чтения и расширит ваш кругозор, но и не даст вам устать от одного жанра, пусть даже самого любимого.

  1. Делитесь впечатлениями

Лучший способ сформулировать свое мнение о книге – написать об этом. Для этого подойдет и специальный блог, и аккаунт в любой соцсети. В написании собственной рецензии вам как раз помогут любимые цитаты и комментарии на полях. Вы еще раз оцените произведение, вспомните свои впечатления, разовьете их – это поможет вам лучше запомнить прочитанное, да и обсуждать книгу с другими читателями также весьма приятно. А еще – вы никогда не забудете, что и когда читали. В конце года интересно подвести итоги.

Из этого правила вытекает следующее:

  1. Вы всегда можете перечитать свои рецензии

Чтобы вспомнить детали книги или свои эмоции в момент чтения, например. Особенно это применимо к научной литературе.

  1. Обсуждайте прочитанное

Дискуссия – это не только способ глубже понять автора, но и прекрасная возможность научиться грамотно и аргументированно формулировать свои мысли. Вполне возможно, что после обсуждения книги вы откроете в ней нечто новое, на что вы сами не обратили внимания.

А вы знаете, как правильно читать книги ? Думаю, что не каждый сможет ответить однозначное “Да”. Поэтому сегодня я решил рассмотреть основные правила прочтения книг , которые помогут вам извлекать из процесса чтения максимальную пользу.

Любой человек, занимающийся , нуждается в постоянном обучении, постоянном получении новой информации. Один из наиболее распространенных источников такой информации – книги.

Однако наблюдения показывают, что для многих чтение книг проходит практически впустую: необходимая информация не усваивается, в голове все перемешивается, а через какое-то время и вовсе забывается. А все потому, что эти люди не знают, как правильно читать книги. Поэтому я попробую дать несколько советов и рекомендаций, рассмотреть важные правила чтения книг, используя которые, вы будете не просто читать книги, а еще и извлекать из них максимальную пользу.

Выбор книги для чтения.

Чтение книг начинается с их выбора. Думаю, ни для кого не секрет, что не все книги одинаково полезны. Я предлагаю разделить все многообразие литературы на 3 важных направления:

1. Художественная литература;

2. Полезные книги для общего развития;

3. Полезные книги из той области, которой вы занимаетесь.

Я расположил эти группы книг по мере возрастания их практической ценности для вас. Нельзя сказать, что книги из первой категории не приносят вообще никакой пользы: читая их, вы пополняете свой словарный запас, повышаете общий уровень грамотности, особенно, когда речь идет о наиболее достойных представителях этого направления, например, классической литературе.

Книги, которые вы выбираете для чтения, должны соответствовать вашим жизненным целям, должны помогать решать стоящие перед вами задачи, должны учить вас тому, чему вы хотите научиться. Думая о том, какую книгу почитать, вспомните о профессиональных и жизненных , которые перед вами стоят, и выбирайте те книги, чтение которых поможет вам в их реализации.

Следующий момент, на который я бы советовал обратить внимание при выборе книги для чтения – это легкость восприятия материала. Я не рекомендую читать книги, написанные непонятным и недоступным для вас языком, например, изобилующие спецтерминами, которые вам пока не известны. Вполне возможно, что в будущем вы сможете осилить эту литературу, ну а пока стоит подыскать себе что-нибудь попроще.

Если книга чересчур заумная – это отнюдь не означает, что она более полезная, чем простая и легкая для восприятия книга. Не нужно ломать голову, чтобы разобраться в сложных книгах. Вспомните девиз сайта Финансовый гений: все гениальное просто!

Правила чтения книг.

Теперь переходим непосредственно к тому, как правильно читать книги. Рассмотрим наиболее важные правила чтения книг. Сразу сделаю оговорку, что эти правила предназначены для чтения специализированной, обучающей, а не художественной литературы, то есть, того, что представляет наибольшую ценность.

Правило 1 . Активное чтение. Читая книгу, старайтесь выделить из нее главные моменты. Например, при помощи подчеркивания, выделения, копирования и т.д. Во-первых, с первого раза вы точно не запомните всю самую важную информацию, поэтому в дальнейшем, читая книгу повторно, вы можете уже читать только самое важное – то, что вы выделили, тем самым, оптимизируя свои временные затраты. Во-вторых, выделяя главные моменты, вы уже сразу лучше будете их запоминать.

При чтении книги ведите некий мысленный диалог с ее автором: соглашайтесь с тем, что он пишет или не соглашайтесь, дополняйте его, критикуйте, если нужно, вспоминайте примеры прочитанного из собственной жизни, сразу думайте, где и как вы сможете применить то, что вы прочитали.

Правило 2 . Умеренное чтение. Правильное чтение книг предполагает прочтение именно такого количества материала, которое вы способны усвоить. Не нужно думать, что чем больше вы прочитаете – тем больше пользы получите: это абсолютно не так. Вы получите пользу только в том случае, если полностью поймете и прочувствуете материал, сделаете из него выводы, хорошо запомните то, что вы прочли. Если вы уже на следующий день не можете вспомнить, о чем вчера читали – это верный сигнал к тому, что вы переусердствовали, прочли больше, чем способны усвоить, и это не принесло вам никакой пользы: все равно придется возвращаться и перечитывать заново.

Правило 3 . Применение знаний на практике. Еще одно важнейшее правило чтения книг заключается в том, что вы должны как можно быстрее применить полученные знания на практике. Если вам пока некуда их применить – вы просто неправильно выбрали книгу для чтения.

Вспомните известное выражение “теория без практики мертва” – это абсолютно так. Если вы в скором времени после прочтения книги не примените полученные знания на практике – они просто забудутся, и польза от прочтения будет равна нулю. Лучше вообще не переходить к чтению следующей книги, пока вы еще не опробовали то, о чем читали в предыдущей – иначе у вас просто все перемешается в голове.

Правило 4 . Не все прочитанное вам подойдет. А это интересное правило чтения книг говорит о том, что совсем не обязательно то, что описывает автор, можно применить и к вашей ситуации. Все люди разные, у них разные способности и жизненные принципы, да и жизненные ситуации тоже разные. Поэтому, применяя на практике полученные знания, будьте предельно осторожны и внимательны.

В заключение, еще немного простых советов и рекомендаций о том, как правильно читать книги:

– Сразу же выясняйте значение непонятных вам терминов, встречающихся при чтении. Интернет вам отлично поможет в этом. Не нужно читать о том, что вы не понимаете.

– Не читайте две и более книг одновременно – так у вас в голове получится полная каша. Будьте последовательны.

– Повышая свой уровень знаний в определенной сфере, читайте книги по принципу “от простого к сложному”. Не нужно сразу налегать на труды докторов наук, в которых вы мало что поймете – это не прибавит вам знаний без понимания более элементарных вещей.

– Читайте книги в спокойной обстановке, когда вас не отвлекают посторонние шумы и звуки. В общественном транспорте и на улице гораздо проще усваивать информацию из аудиокниг.

– Ведите свой журнал прочитанных книг с краткими пометками: какие главные мысли вы из них почерпнули, чем эта книга была вам полезна. Впоследствии на его основании вы сможете давать рекомендации другим.

Теперь вы получили некоторое представление о том, как правильно читать книги. Используйте эти несложные правила чтения книг, чтобы не просто умничать перед другими “а я вот такую книгу прочитал!” (есть люди, которые, кажется, только для этого их и читают), а действительно получать пользу от чтения книг, извлекать из них полезные уроки и применять их на практике в своей жизни.

Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы.-М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.

Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:

Мир каждый видит в облике ином,

И каждый прав

Так много смысла в нем.

Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.

И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» - так писал один из наших слушателей.

М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.

Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80% юных зрителей.

Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.

Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро- фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.

Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него -путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.

По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.

Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков

ПРИНЦИПЫ «ВЫЗОВА» (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества товаров)

Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: «Пусть поднимут руки те, кто покупает товары с клеймом «сделано в США»! Никто в зале не пошевелился. «А кто пользуется только японской продукцией?» Тут же взметнулся лес рук.

«Вы знаете,- растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,-дело тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных». Впрочем, так считают отнюдь не только жители Японских островов. «Пора понять,- пишет «Нью-Йорк тайме»,- что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется отнюдь не в коварстве, не в нарушении «джентльменских правил торговли», а" в умении производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования». Каким же путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих злейших конкурентов? Один из ответов - в деятельности кружков качества, ставших важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.

За заваленным диаграммами металлическим столом - восемь молодых рабочих, членов группы «Вызов». Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского автомобильного завода корпорации «Тойота» в центральной части острова Хонсю. Ребята в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества. Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства цеха - минимальное, хотя мастер участка - непременный участник всех дебатов и зачастую сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок «Вызов» бьется над уменьшением шума мотора, из-за которого новая модель «Тойоты» не слишком хорошо встречена потенциальными покупателями. «Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя»,- говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой.

Иногда не слишком хочется оставаться после работы,- рассказывает симпатичный парень с усиками.- Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы. Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..

Группа «Вызов» - лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности - сфера материального производства.

Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.

Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.

Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост: заметил неполадку - немедленно исправь ее своими силами. Не можешь - зови на помощь. Если времени не хватает - останавливай конвейер. Главный лозунг: «Делай что хочешь, но дефект не должен пройти!» Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических изделий компании «Нихон мусэн» в городе Нагано решила добиться резкого снижения уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок, и прежде всего в начале и в конце каждой смены.

Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные летучки для «концентрации внимания» и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев напряженной деятельности кружку удалось

снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется, достигаются не часто.

Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия! Скажете, мелочь? Но из таких «мелочей» на японских предприятиях складывается высокое качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.

В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того, что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.

| | | | |

Зачем читать художественную литературу? Не является это занятие пустым времяпрепровождением? Стоит ли тратить своё драгоценное время на вымышленных героев, когда нечитанными остаются сочинения святых отцов Церкви?

В самом деле, если главной целью чтения полагать лишь получение необходимой информации, то читать нужно лишь духовную, справочную и учебную литературу. Между тем, получение информации — не единственная, а возможно, и не основная задача чтения.
В то время как документальная литература открывает читателю факты и истины, литература художественная, воздействуя на эмоциональную сферу, раскрывает человеческую душу для принятия этих истин, усиливает способность к восприятию и переработке информации. Человек, читающий хорошую художественную литературу, лучше понимает других людей, их мысли, чувства, мотивацию поступков; ему легче анализировать различные жизненные ситуации, выстраивать собственную судьбу и взаимоотношения с другими людьми.
Художественную литературу, как и другие виды искусства, можно отнести к душевной сфере нашей жизни. А это именно та сфера, где берёт исток человеческая личность. Святые отцы отмечают, что именно развитие душевных качеств делает человека эстетически чутким, утончает его, разрыхляет его душу, готовя к духовному росту. Может ли человек, не развив свои душевные качества, возрасти духовно? На этот вопрос отвечает апостол Павел, говоря: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1-е послание к коринфянам, 15:45).
К тому же, художественная литература даёт бесценный психологический и нравственный материал для изучения жизни, людских судеб, их опыта падений и взлётов. Одна из работ митрополита Антония (Храповицкого) так и называется: «Пастырское изучение жизни и людей по творениям Достоевского».
Вместе с тем важно избирательно подходить к чтению, поскольку всё, что мы читаем, откладывает свой отпечаток на нашу душу, оставляя в ней свой след. Сегодня, в условиях навязываемой обществу «толерантности», когда грех стало принято считать нормой, это особенно актуально.
Православный интернет-магазин «Зёрна» предоставляет своим читателям возможность выбирать книги по душе и для души, в том числе и произведения художественной литературы. Это не только лучшие произведения русской и зарубежной классики, но и книги современных православных авторов. На наших виртуальных полках можно встретить такие имена как Иван Шмелёв, Василий Никифоров-Волгин, епископ Тихон (Шевкунов), Нина Павлова, Ольга Рожнёва, Александр Донских, протоиерей Николай Агафонов, Наталья Сухинина, протоиерей Ярослав Шипов, Мария Сараджишвили, Владимир Крупин, Марина Гончаренко, Наталья Горбачёва и многие, многие другие.