Яп кукольный театр 7 букв. Японский кукольный театр. Главные действующие лица

01.07.2020

Самым крупным кукольным театром Японии является «Бунраку», представляющий собой кукольный театр дзёрури - традиционный японский театральный жанр.

В XVI веке старинный народный песенный сказ дзёрури был соединен с кукольным представлением и обрел музыкальное звучание. Народный песенный сказ был широко распространен в Японии с X века. Бродячие сказители вели повествование нараспев, под аккомпанемент народного му­зыкального инструмента бива. Сюжеты феодального эпоса, повествующего об истории круп­ных феодальных домов Тайра и Минамото легли в основу повествования.

Примерно в 1560 году в Японию был завезен новый струнный музыкальный инструмент - дзябисэн. Змеиную кожу, которой был обтянут его резонатор, заменили более дешевой кошачьей и назвали сямисэн, он бы­стро приобрел широкую популярность в Японии.

Первые кукольники появились в Японии в VII-VIIIве­ках, это искусство пришло в Японию из Средней Азии через Китай. Выступления ку­кольников стало составной частью представлений сангаку. В XVI веке труппы кукольников стали оседать в различных районах: близ Осака, на острове Авадзи, в провинции Ава, на острове Сикоку, которые и стали впоследствии центрами японского кукольного театрального искусства и сохранили его до наших дней.

Синтез песенного сказа дзёрури, исполняемого под аккомпанемент сямисэна, с кукольным представлением и является рождением нового жанра японского традиционного театрального искусства, оказавшего огромное влияние на развитие театрального искусства Японии. Кукольные представления дзёрури устраивались в столице Киото на открытых площадках пересыхающей реки Камо. В начале XVII века кукольники стали давать представления в новой сто­лице Эдо. После большого пожара 1657 года, нанесшего большой ущерб столице, кукольные театры перебрались в район Осака - Киото, где обосновались оконча­тельно. Появились стационарные кукольные театры с хо­рошо оборудованными сценами, устройство которых сохранилось до наших дней.

Сцена кукольного театра дзёрури состоит из двух не­высоких загородок, которые частично скрывают кукловодов и создают барьер, где движутся куклы. Первая загородка черного цвета, высотой примерно 50 см, расположена в передней части сце­ны, на которой разыгрываются сцены, про­исходящие вне дома. Вторая загородка расположена в глубине сцены, где разыгрываются действия происходящие внутри дома.

Куклы в театре дзёрури совершенны, составляют три четверти роста человека, у них двигаются рот, глаза и брови, ноги, руки и пальцы. Туловище кукол примитивно: это плечевая перекладина, к которой крепятся руки и под­вешиваются ноги, если кукла - мужской персонаж. У жен­ских персонажей ног нет, потому, что они не видны из-под длинного кимоно. Сложная система шнурков дает возможность кукловоду управлять мимикой. Головы кукол создают искусные мастера. Как и в других видах классического японского театра, существуют исторически сложившиеся типы, для каждого из кото­рых применяются определенные голова, парик, костюм. Многообразие таких голов различают по возрасту, полу, социальной принадлежности, характеру. Каж­дая голова имеет свое название и происхождение, каждая применяется для определенных ролей.

Чтобы легче было коор­динировать действия кукловодов и держать куклу примерно на уровне человеческого роста, омодзукаи (главный кукловод) работает в дере­вянных японских туфлях гэта на высоких подставках. Дей­ствия куклы должны точно совпадать с текстом, который читает гидаю. Четкая работа всех участников представления, достигается годами упорной тренировки и считается одной из уникальных особенностей этого ис­кусства. Сказитель - гидаю испол­няет роли всех героев и ведет повествование от авто­ра. Его чтение должно быть максимально выразительным он должен заставить кукол ожить. Постановка голоса, знание мелодического рисунка текста, строгая согласованность действий с другими участ­никами представления требуют многолетней упорной подготовки. На обучение уходит обычно двадцать-тридцать лет. Иногда в представлении принимают уча­стие двое или даже несколько сказителей. Профессии гидаю и кукловодов в театре дзёрури явля­ются наследственными. В традиционно­м театральном искусстве Японии, сценические имена вместе с секретами мастерства передаются от отца к сыну, от учителя к ученику.

Важнейшим фактором эмоциональ­ного воздействия на зрителя в кукольном театре дзёрури является слово. Литературно-художественный уровень текстов дзёрури очень высок, что является боль­шой заслугой крупнейшего японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона, который считал, что слово - самая могучая сила и что искусство сказителя и кукловода могут лишь дополнить, но не подменить его. С именем Тикамацу связан период расцвета кукольного театра дзёрури, его «золотой век».

О жизни Тикамацу известно немного. Его настоящее имя Сугимори Нобумори, родился он в районе Киото в самурай­ской семье и получил хорошее образование. Но служба при дворе не привлекала Тикамацу. С юных лет он увлекался театром. Тикамацу написал более тридцати пьес для театра кабуки, для крупнейшего и выдающегося акте­ра кабуки того времени Саката Тодзюро. Однако ему по душе был куколь­ный театр. После смерти Саката Тодзюро Тикамацу пере­ехал в Осака и стал постоянным драматургом театра «Такэ­мотодза». С этого периода и до самой смерти Тикамацу писал пьесы дзёрури. Он создал их более ста, и почти каждая из них становилась событием в театральной жизни Японии того времени. Тикамацу написал двадцать четыре бытовые драмы - сэвамоно и свыше ста исторических - дзидаймоно, которые назвать историческими можно только условно, так как, создавая их, Ти­камацу не придерживался подлинной истории. Его сюжеты произрастали из богатой сокровищницы старинной японской ли­тературы, а наделял он свои персонажи думами и чувствами горожан своего времени. В его произведениях показана борь­ба в душе человека, пытающегося следовать чувству, а не феодальным устоям. Победу почти всегда одерживает нравственный долг, а сочув­ствие автора на стороне побежденных. В этом - верность Тикамацу духу времени, его гуманизм и новаторство.

В 1685 году три выдающихся мастера - Такэмото Гидаю (сказитель дзёрури), Такэдзава Гонэмон (сямисэн) и Ёсида Сабуробэй (кукловод) - объединили свои уси­лия и создали в Осака стационарный кукольный театр «Такэмотодза». Настоящий успех пришел в этот театр когда к их работе был привлечен Тикамацу Мондзаэмон. В 1686 году в театре «Такэмотодза» была исполнена пер­вая пьеса дзёрури, созданная Тикамацу, «Сюссэ Кагэкиё». Представление имело оглушительный успех, и искусство этого теат­ра сразу стало заметно, стало выделяться своим уровнем среди искусств куколь­ных театров того времени. Это было началом плодотворного творческого сотрудничества людей, которые обогатили и развили жанр дзёрури. Следующей эпохой в развитии этого театра была поста­новка новой пьесы дзёрури Тикамацу, «Сонэдзаки синдзю» в 1689 году. Впервые материалом пьесы дзёрури послужила не историческая хроника или легенда, а широко известное скандальное собы­тие того времени: самоубийство куртизанки и юноши. Они лю­били друг друга, но не имели ни малейшей надежды соединиться в этом мире.

Это был новый вид пьесы дзёрури, который стали назы­вать сэвамоно (бытовая пьеса). В дальнейшем их появилось множество. Рекордное число представлений выдержала историческая пьеса Тикамацу «Кокусэнъя кассэн»: она шла ежеднев­но семнадцать месяцев подряд. Кукольный театр дзёрури стал одним из самых ярких явлений культурной жизни Япо­нии.

В XVIII веке для кукольного театра дзёрури пьесы пи­сали крупные драматурги - Такэда Идзумо, Намики Соскэ, Тикамацу Хандзи и другие. Репертуар театра расши­рялся, усложнялся, совершенствовались и куклы, которые все больше напоминали живых актеров. Однако полного сходства все же не наблюдалось. Считается, что это привело бы к ослаблению интереса зрителей к этому искусству и разорению многих кукольных театров. Тем более что театр кабуки, развивавшийся параллельно, прибегал к заимствованиям в кукольном театре дзёрури. Все луч­шее - пьесы, технику постановки и даже игровые приемы,- достигли удивительного расцвета. Хранителем традиций кукольного теат­ра дзёрури стал доживший до наших дней театр «Бунраку». И это название стало символом японского тра­диционного кукольного театра. Руководство театра «Бунраку» несколько раз меня­лось, а с 1909 года театр перешел в руки крупной театральной компании Сётику. В то время в состав труппы входило 113 человек: 38 - гидаю, 51 - музыкант, 24 - кук­ловода. В 1926 году во время пожара сгорело театральное помещение, в ко­тором труппа работала в течение сорока двух лет. Через 4 года в 1930 го­ду компания Сётику построила в центре Осака новое желе­зобетонное здание театра на 850 мест.

Репертуар кукольного театра дзёрури весьма обширен: только сохранилось и дошло до наших дней свыше тысячи пьес этого театра. Сюжеты пьес исторические, бытовые и танцеваль­ные. Представление каждой из них полностью потре­бовало бы восьми-десяти часов, полностью эти пьесы не ставят. Обычно выбирают наиболее драматичные и популярные сцены, их комбинируют так, чтобы представление было гармоничным и разнообразным. Обычно в представление включается одна или несколь­ко сцен из исторической трагедии, одна сцена из бытовой пьесы и небольшой танцевальный отрывок. Сюжетные линии большинства пьес сложны и запутаны. Возвышенный идеал чести, подлое преда­тельство, бескорыстное благородство, - все эти переплетения создают путаницу. Необыкновенное сходство персонажей, подмена одного лица другим, убийство, самоубийство, безнадежная любовь, ревность и предательтво - все это перемешано в самых невероятных сочетаниях. Еще одной особенностью пьес дзёрури является архаич­ный язык, трудный для понимания современной аудиторией, особенно в специфическом чтении нараспев, что не является препятствием для любителей этого жанра. Дело в том, что почти все сюжеты им хорошо знакомы с дет­ства, т.к. это является существенной частью культурного наследия прошло­го.

Определяющим моментом в театре «Бунраку» является гар­моническое сочетание музыки, художественного чтения по­этического текста и необыкновенно выразительного движения кукол. Именно в том и заключается осо­бое очарование этого искусства. Кукольный театр дзёрури является уникальным теат­ральным жанром, существующим только в Японии, однако существуют множество кукольных театров с разной техникой вождения кукол и разным творческим направле­нием. Значительной популярностью пользуются «Такэда нингёдза» - театр марионеток и «Гайси соккё нингё гэкидзё», где куклы управляеются руками. Их репертуар состоит из пьес традиционного театра, сказки, ле­генды, народные танцы. Самым крупным из новых кукольных театров нетради­ционного направления является «Пук» (La Pupa Klubo), созданный в 1929 году. В 1940 году этот театр был ликвидиро­ван, но после войны он возобновил свою деятельность и стал ядром Всеяпонской ассоциации кукольных театров, объединившим около восьмидесяти трупп. Театр «Пук» используюет разную технику вождения кукол, это и перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы и куклы, управляемые двумя руками. Большое вни­мание уделяется созданию кукольных фильмов и диафильмов. Репертуар японских нетрадиционных куколь­ных театров состоит из сказок и пьес как зарубежных, так и японских авторов.

Япония – самобытная, сказочная страна, полная тайн и загадок. Известно, что в 17 столетии Япония длительное время прибывала в изоляции от остального мира. Поэтому культура и традиции этой страны до сих пор остаются для иностранцев чем-то необыкновенным и неразгаданным.

Одним из самых древних видов японского искусства является театр.

История японского театра берет свое начало несколько тысяч лет тому назад. Театр пришел в Японию из Китая, Индии и Кореи.

Первые театральные жанры появились в Японии в 7 столетии. Это было связано с пришедшими из Китая театральной пантомимой гигаку и ритуальными танцами бугаку. Особого внимания заслуживает театр пантомимы гигаку. Это яркое красочное представление, в котором даже тень актера, играет определенную роль. Участники представления одеты в красивые национальные одежды. Звучит завораживающая восточная мелодия. Актеры в разноцветных масках исполняют на сцене свои магические танцевальные движения. В первое время, такие представления устраивались только в храмах или императорских дворцах. Только по большим религиозным праздникам и пышным дворцовым церемониям. Постепенно, театр плотно вошел в жизнь всего японского народа.

Известно, что все театральные жанры, существовавшие в глубокой древности, сохранились, по сей день. Японцы свято чтят и бережно хранят свою культуру и традиции. В настоящее время, все японские драмы, пьесы и спектакли ставятся по тем же средневековым сценариям и принципам. Актеры бережно передают свои знания молодому поколению. В результате, в Японии появлялись целые династии актеров.

Самыми распространенными театральными жанрами Японии являются – ногаку – театр японской аристократии, – театральное представление для простого народа и бункару – веселый театр кукол. Сегодня в театрах Японии можно послушать современную оперу и насладиться великолепным балетом. Но, несмотря на это, интерес к традиционному японскому театру не утрачен. А туристы, приезжающие в эту загадочную страну, стремятся попасть именно на национальные театрализованные представления, в которых читается дух, культура и традиции Японии.

Сейчас, в Японии существует несколько разновидностей театральных жанров – театр Но, театр Кеген, , театр теней и театр Бункару.

Театр Но – появился в Японии в 14 столетии. Он возник в период правления отважного японского самурая Токугавы. Этот театральный жанр славился среди сегунов и самураев. Театральные представления устраивались для японской аристократии.

Во время представления, актеры одеты в национальные японские костюмы. Красочные маски покрывают лица героев. Спектакль играется под тихую мелодичную музыку (чаще всего это классика). Игра актеров сопровождается хоровым пением. В центре представления – главный национальный герой, рассказывающий свою собственную историю. Продолжительность пьесы – 3-5 часов. Одна и та же маска может использоваться в различных театральных представлениях. При этом она может совершенно не соответствовать внутреннему состоянию героя. Музыкальное сопровождение может сильно разниться с движениями актеров. Например, тихая мелодичная музыка под экспрессивные танцы героев, или наоборот, плавные завораживающие движения – под быструю ритмичную музыку.

Сцена во время спектакля может быть красочно оформлена, а может быть совершенно пустой.

Театр Кеген разительно отличается от театральных представлений Но. Чаще всего это веселые комедийные пьесы. Кеген – это театр толпы. Его представления достаточно просты и менее изысканы. Этот театральный жанр сохранился до наших времен. В настоящее время Театр Но и Театр Кеген объединены в один театр – Ногаку. На сцене Ногаку играются как роскошные пьесы, так и более простые спектакли.

Кабуки – это знаменитый японский театр. Здесь можно насладиться красивым пением и изящными танцами. В таких театральных представлениях принимают участие только мужчины. Они вынуждены исполнять как мужские, так и женские роли.

Знаменитый японский кукольный театр Бункару – это яркое представление для детей и взрослых. Разнообразные сказки, легенды и мифы – можно увидеть в кукольном театре. Вначале в представлении участвовали только куклы, постепенно к ним присоединились актеры и музыканты. В настоящее время, театральное представление Бункару – это красочное музыкальное шоу.

Огромный интерес зрителей вызывает японский театр теней. Этот жанр пришел в Японию из Древнего Китая. Изначально, для представления, вырезались специальные бумажные фигурки. На огромной деревянной раме, покрытой белоснежной тканью, танцевали и пели фигурки сказочных героев. Немногим позже, к фигуркам присоединились актеры. Представления становились все интереснее.

В последние годы, широкую известность приобрел японский театр Есэ. Это традиционный театр комедии. История этого театра берет свое начало с 17 столетия. Сцена этого театра расположена под открытым небом. Здесь можно увидеть комедийные и сатирические пьесы и веселые каламбуры.

Традиционное японское искусство невозможно представить без кукольных представлений. Это особый вид спектаклей, имеющий собственную удивительную историю и традицию. Японский театр кукол – бунраку родился в глубинах народа. Свой нынешний вид приобрёл к середине XVII века. Наряду с другими традиционными театрами — кабуки и но, признается культурным наследием ЮНЕСКО.

Этот вид традиционного театра стал кукольным не сразу. Поначалу по селениям ходили бродячие монахи. Они собирали подаяния. А чтобы привлечь публику пели баллады о принцессе Дзёрури, иных благородных и столь же несчастных господах. Затем, к ним присоединились музыканты – мастера игры на сямисэне (инструмент с тремя струнами). А позже появились артисты с куклами, которые иллюстрировали зевакам суть баллад.

Словом «дзёрури» теперь называют каждый спектакль. Оно произошло от собственного имени принцессы – героини самой древней пьесы. Ее озвучивает один чтец, называемый гидайю. Этот термин тоже стал нарицательным. В 1684 году один из чтецов – комментаторов решил взять себе имя Такмото Гидайю. Это означало в переводе «сказитель справедливости». Этот талантливый человек так понравился публике, что с тех пор его именем называют всех певцов бунраку.

Главное место в театральных постановках отводится куклам. Мастерство артистов, ими управляющих, совершенствовалось все века, что существует бунраку. Важным моментом в жизни этого вида искусства исследователи считают 1734 год. Это дата, когда Иосида Бундзабуро придумал технику управления куклами тремя актерами сразу. С тех пор так и повелось. Каждым персонажем управляет троица, сливающаяся на время представления в один организм со своим героем.

Кстати, само название бунраку возникло тоже от собственного имени. В 1805 году кукольник Уэмура Банракукэн приобрел известный театр, работавший в городе Осака. Он дал ему свое имя. Со временем оно превратилось в нарицательное, обозначающее японский театр кукол.

Главные действующие лица

Каждую постановку создает слаженный коллектив, состоящий из:
актеров – по трое на персонаж;
чтеца – гидайю;
музыкантов.
Основные персонажи – куклы. Они имеют головы и руки сложного устройства, размер их соразмерим с человеческим: от половины до двух третей тела обычного японца. Ноги бывают только у персонажей мужского пола, да и то не всегда. Тело куклы – просто деревянная рама. Она украшена богатыми одеяниями, колыханием которых создается видимость ходьбы и других движений. Управляет «ногами» самый младший кукольник – аси-дзукай. Для получения квалификации и выхода на сцену этот артист учится десять лет.

Голова куклы – самый сложный объект во всем бунраку. У нее подвижные губы, глаза, брови, веки, язык и так далее, в зависимости от роли. Ею и правой рукой управляет оми-дзукай. Это главный артист из троицы. Он оттачивает мастерство тридцать лет на младших ролях. Левой рукой действует хидари-дзукай. Трио демонстрирует полную гармонию движений. По действиям куклы невозможно понять, что ее телом управляют разные люди.

Чтец – гидайю

Один человек в бунраку озвучивает всех персонажей. Кроме того, он ведет рассказ о том, что происходит на сцене. Этот актер должен владеть богатыми вокальными данными. Он читает свой текст в особой манере. Звуки вылетают из его горла, будто человек пытается их удержать, сдавленно и хрипло. Считается, что так выражается вечный конфликт между «ниндзё» и «гири». Имеется в виду: чувства героя угнетаются долгом. Он о чем-то мечтает, стремится, но постоянно сталкивается с тем, что следует поступать «как надо».

Его слова, относящиеся к персонажам, удивительным образом повторяются губами кукол в унисон. Создается впечатление, что слова произносят именно они. Все действо сопровождается необычной музыкой. Она в представлении занимает особое место. Музыканты создают ритм действий, подчеркивают характер сцен.

Все актеры находятся на сцене, а не прячутся за перегородкой, как в европейском кукольном театре. Они одеты в черные кимоно. Таким образом зрителю предлагается считать их невидимыми. Кроме того, задний вид сцены, занавешен тоже черным. Пейзаж формируется редкими элементами декора. Все внимание публики должно быть приковано к куклам.

Элементы кукол

Руки – тоже интересный элемент, не зря ими управляют два актера. Они подвижны во всех «суставах», как у человека. Каждый палец может сгибаться или манить. Если персонажу необходимо сделать нечто, на что кукольная рука не способна, к примеру, поднять тяжелый предмет и бросить его, то актер просовывает в рукав свою руку и выполняет необходимое движение.

Лицо и кисти рук покрыты белым лаком. Это позволяет концентрировать внимание зрителя именно на этих элементах. Причем лица непропорционально малы. Так они воспринимаются естественнее. Иногда по ходу сцены персонажи меняют лицо. Это происходит быстро и подготовлено заранее. К примеру, на сцене действует дама — оборотень. Голова куклы снабжена двумя лицами: прекрасным и лисьим. В нужный момент артист поворачивает ее на 180 градусов, перекидывая копну волос.

Спектакли в настоящее время

В современное время представления бунраку проходят в обычных театрах. Сцену оформляют в соответствующей традиции. Спектакль сплетается в гармоничное действо из игры кукол, музыки и песен гидайю. Все действия актеров на сцене идеально слажены. Зритель сразу забывает о том, что куклой управляет три человека. Такая гармония достигается длительными тренировками. Оператор головы, как правило, уже пожилой человек. К этой роли в бунраку не допускают новичков.

Основной японский театр кукол до сих пор находится в Осаке. Труппа гастролирует по Японии пять и более раз в год, иногда выезжает за рубеж. После 1945 года число трупп бунраку в стране сократилось до менее, чем сорока. Кукольное искусство стало исчезать. Ныне действует несколько полулюбительских коллективов. Они дают представления, посещают фестивали традиционного искусства.