Сочинение что сближает хлестакова и городничего. Контрольная работа по тексту комедии Н. Гоголя "Ревизор" Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

04.11.2019

«Гоголь Портрет» - 2 группа работала над темой «Тема Петербурга в повести. Ведь портрет исчезает. Результаты исследовательской работы учащихся. Этапы и сроки проведения проекта. Методические цели. Учебная тема: Н. В. Гоголь «Портрет». Портрет! Презентация Буклет Публикация. Выяснить, каким должен быть истинный художник – по Гоголю.

«Произведения Н.В.Гоголя» - г. Светлый, 2009. План урока: «Ночь перед Рождеством». М.Е. Салтыков-Щедрин. Автограф. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. Гимназия высших наук (здесь с 1821 по 1828 учился Н.В. Гоголь.). 1842 – 1855гг.- последний период. 3 период. Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

«Гоголь Шинель» - Фантастика в повести. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.). Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

«Повесть «Портрет»» - Отец художника. Описание внешности ростовщика. Советы отца художника. Проблема выбора. Связь советов. Неудачная попытка. Товарищ Чарткова. Явление Христа народу. Герард Доу. Материал к уроку. Деньги. Гиперссылка. Роль в обществе. Ростовщики. Этимология слова «искусство». Словарная статья. Портрет. Проблема истинного искусства.

«Комедии Гоголя» - Кто из помещиков очень сытно накормил Чичикова? А. По курсу Сбербанка Б. В 2 раза меньше запрашиваемой суммы В. Бесплатно Г. Со скидкой. Как звали одного из детей Манилова? Г. Сколько верёвку ни вить, а концу быть. А. Комедия Б. Роман В. Поэма Г. Повесть. Б Сам Хлестаков проговорился. Кто из помещиков дарил супруге футлярчик для зубочистки?

Какую роль иг­ра­ет приведённая сцена в раз­ви­тии сю­же­та пьесы?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений...

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко) . Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп — он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость!

Городничий (робея) . Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков . Нет, не хочу! Я знаю, что значит на — другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

Городничий (в сторону) . О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь) . Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом) . Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.

Хлестаков . Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий (дрожа) . По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков . Да что? Мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий (в сторону) . О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков . Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки) . Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Пояснение.

Каждый из героев комедии «Ревизор», встревоженный известием о возможной ревизии, ведет себя в соответствии со своим характером и своими действиями против закона. Городничий приезжает в трактир к Хлестакову, полагая, что тот - ревизор. В первые минуты оба напуганы: городничий думает, что приезжий не доволен порядками в городе, а Хлестаков подозревает, что его хотят отвести в тюрьму за неоплату накопившихся счетов. Эта сцена раскрывает суть двух характеров: трусливость Хлестакова и многоопытную изворотливость городничего. Комизм первой встречи городничего и Хлестакова в трактире построен на ошибке, которая и провоцирует страх у персонажей, страх настолько сильный, что оба не замечают явных противоречий. С этой сцены завязывается комическая история нелепых взаимоотношений чиновников уездного города с мелким мошенником Хлестаковым.

1 .Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя

А) лирика Б) драма В) эпос

2 . С какой просьбой обратился Гоголь в октябре 1835 года к А.С. Пушкину?

3. Когда и где был впервые поставлен «Ревизор»?

4 . Похожие друг на друга Бобчинский и Добчинский, по замыслу автора, имели отличие в том, что:

А) у них были разные имена и отчества;

Б) Добчинский был серьезнее Бобчинского

В) Бобчинский говорил скороговоркой.

5 .Речь Ляпкина-Тяпкина Гоголь сравнивал:

А) со скрипом открывающейся двери

Б) со старинными часами, которые сначала шипят, а потом бьют.

В) с ударом молота на наковальне.

6 . Хлестаков способен

А) быть логичным Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

7. В сцене вранья Гоголь использует

8.

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе

9. Какие указания дает Городничий судье Ляпкину-Тяпкину?

10 .Кто впервые сообщает о приезде в город неизвестного лица?

11. Узнайте героя по описанию: «Говорит серьезно; смотрит несколько вниз, резонер и любит самому себе читать нравоучения для своего барина…Он умнее своего барина, и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча, плут».

12 . Кому принадлежит выражение: «…человек простой: если умрет, то умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

13 .Узнав правду о Хлестакове, Городничий:

А) испугался, что все теперь будут над ним смеяться

Б) негодовал, что не смог увидеть в нем глупого мальчишку

В) обрадовался, что он не ревизор.

14 .Кто брал взятки борзыми щенками?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1.Когда был задуман и написан «Ревизор»?

2. Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

3.Какую задачу поставил драматург при создании этой комедии?

А) не имеют развития в тексте, так как этот образ статичен и имеет сходство с другими персонажами

Б) не имеет подтверждения в тексте, потому что Земляника ревностно несет службу «для пользы Отечества»

В) подтверждается текстом пьесы, когда Земляника рассказывает Хлестакову всю подноготную жизни города и деятельности чиновников.

5. Хлестаков:

А) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне;

Б) хочет набрать как можно больше денег в доме;

В) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях.

6. Хлестаковщина – это

А) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия

Б) стремление следовать моде во всем.

В) карьеризм, мошенничество

7. На какие недостатки в работе указывают попечителю богоугодных заведений Землянике?

8.Для чего нужны Хлестакову деньги, которые он берет у чиновников?

9.Почему чиновники боятся ревизора?

10.Узнайте героя по описанию: «Очень не глупый по-своему человек…Ведет себя солидно, довольно серьезен, несколько резонер, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты его грубы и жестки…»

11. Узнайте героя по реплике: « Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: « Ну, что, брат Пушкин? – «Да так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все…»

12.Сколько лет было Хлестакову?

13.Какую оценку дал комедии В.Г.Белинский?

14.Как чиновники узнают, что Хлестаков – мнимый ревизор?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» В-3

1 .Сколько лет Н.В.Гоголь работал над текстом комедии?

2 . Как восприняли современники постановку комедии?

3. Городничего и Хлестакова объединяет то, что оба:

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе.

4 .Ухаживание Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

А) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

Б) настоящее светлое чувство влюбленного

В) жестокая насмешка над провинциальной барышней

5 . Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

А) детской наивной мечтой побыть государственным человеком,

Б)страхом за свое положение, которое может в любую минуту измениться,

В) глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестакова в сложившихся обстоятнльствах.

6 .Как городничий исполняет свои обязанности?

7 . Какова проблематика комедии? Почему император Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

8. Узнайте героя по описанию: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и,как говорится, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения… Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»

9. Кому принадлежит выражение: « Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!…»

10 .Кто первый предлагал «подсунуть» взятку Хлестакову?

11 . Чем недоволен городничий в благоустройстве города, и какие претензии он высказывает частному приставу Степану Ильичу Уховертову?

12 . Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

А) беседа городничего и Хлестакова в трактире,

Б)сцена вранья Хлестакова в доме городничего,

В) мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге.

13 . В сцене вранья Гоголь использует

А) антитезу Б) гиперболу В) сравнение

14 . Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

А) В.А.Жуковским Б) А.С. Пушкиным В) В.Г. Белинским

Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"?

Главными действующими лицами комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков.

В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить» проверяющего – с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе.

Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их.

В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков – совершенно разные люди. Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего.

Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации. Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?»

Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен.

То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом («А, опять валялся на кровати?) или трактирным слугой («Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?»). И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке».

Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты. И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь».

Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» - все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом. Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение.

Однако оба героя обманываются в своих надеждах – мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными.

Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» - того зла, что царит в стране. Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии « » писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - « , созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные.

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

  • КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»? - .
  • ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА - .
  • Как бы ни была богата духовная жизнь того или иного человека, она все же не самодостаточна и ограничена, если он не усвоит духовных ценностей всего человечества, не почерпнет мудрости из кладезя истории. Богатство человечества всегда обширнее богатства от - .