«Скрипка Энгра»: как появился один из самых знаменитых фотошедевров, вызвавший огромное количество подражанаий и вариаций. Ман рэй в воспоминаниях кики Ман рэй работы

27.09.2019

«Я рисую то, что нельзя сфотографировать. Я фотографирую то, что не хочу рисовать, – вещи, имеющие собственное бытие»
© Ман Рэй

В 1890 году в еврейской семье родился мальчик по имени Эммануил Радницкий, который через много лет вошел в историю искусства XX века как известный фотограф и художник Ман Рэй .

Кажется, любовь к творчеству у юноши становилась только сильнее по мере его взросления. Еще в школе Ман сбегал со скучных уроков, чтобы лишний раз посетить музей и взглянуть на работы любимых мастеров. Прогуливаясь по залам, мальчик предавался мечтаниям о том, что однажды тоже станет великим и будет звездой выставки бунтарей-авангардистов. Это дерзкое желание в один миг перевернуло юношеское сознание Ман Рэя, и он стал прокладывать собственный путь в искусство, твердо зная, какого результата хочет добиться в конце. После окончания школы Ман отказался от стипендии, предоставляющей ему возможность получить образование архитектора, и с головой ушел в «омут» богемной жизни художников.

Молодой мастер обладал уникальным талантом превращать любой предмет, которого «касалось» его воображение, в шедевр высшего уровня. Он всегда стремился к синтезу жанров, умел сочетать несочетаемое и был способен нарушать любые традиции.

Безусловно, для этого человеку необходим огромный опыт, незаурядный талант и внешняя мотивация. С последней ролью отлично справились события 1913 года, когда Ман Рэй посетил в Нью-Йорке международную ярмарку современного искусства «Армори шоу», где познакомился с . После этого двух художников связали 55 лет дружбы, общество дадаистов и любовь к парижской богемной жизни. Своему верному товарищу и союзнику Ман Рэй посвятил портрет «Rrose Sélavy», который считался некой экспериментальной смесью и живописи.

Но после отъезда Ман Рэя в Париж основным сюжетом его работ стали женщины. Его любили совершенно необычные, творческие и порой очень сильные дамы. Одной из них была Алиса Прин, более известная как Кики де Монпарнас. Эта девушка сводила с ума многих гениев, и все были уверены в том, что она никогда не заведет связи с кем-то обычным и бесполезным. Поэтому, став моделью Ман Рэя, успевшего страстно влюбиться в Кики, она придала ему значительный вес в новом обществе.

Следующие семь лет были одними из самых плодотворных для художника в смысле количества созданных произведений, но не в смысле материальной пользы. Его работы не имели коммерческого успеха, а первая персональная выставка обернулась крахом, и Рэй принял решение сменить кисти на объектив.



Он фотографировал своих друзей, родственников, прохожих и, конечно же, возлюбленную. Кики стала музой, которую Рэй увековечил в образе «Скрипки Энгра». Ман с помощью двух черных знаков превратил женское тело в изысканный музыкальный инструмент, на котором любил играть Энгр.

Так фотограф подчеркивал, что Кики безупречна, но порой далека от него и может принадлежать другому. Одной из последних работ влюбленных стала известная фотография «Черное и белое», где лицо девушки противопоставлено африканской маске.



Когда молодые люди расстались, Ман Рэй быстро нашел утешение в лице Ли Миллер. Эта девушка ворвалась в жизнь фотографа, дерзко заявив, что хочет стать ученицей известного мастера. Когда Рэй объяснил, что собирается скоро покинуть Париж, она смело заявила: «Я знаю, я поеду с Вами» .

Затем последовали три года тесного сотрудничества, в течение которых фотограф создал несколько портретов девушки и конструкцию «Неразрушимый объект». Рэй советовал взять метроном, приклеить на его верхушку глаз, вырезанный из фотографии того, кто вызывает сильные эмоции, остановить руками устройство, а потом, тщательно прицелившись, хорошо ударить молотком. Так мастер учил выражать чувства действием, что в его случае означало одно – Рэй был зол на Ли.



Причиной тому стал не менее дерзкий уход девушки, которая заявила о желании начать собственную карьеру фотографа, быстро выскочила замуж за египетского бизнесмена и забыла о несчастном художнике. После этого Рэй создал знаменитую фотографию «Стеклянные слезы» как аллегорию на сбежавшую Миллер и ее поддельные чувства.



Затем на роль любимой модели Ман Рэя прекрасно подошла Жаклин Годдар, которую называли самой красивой женщиной из всех. Фотограф сотворил свой образ светловолосой обольстительницы и создал снимки с инверсионным эффектом, когда все черное кажется белым, а белое походит на черное.

Такой результат был неожиданным даже для самого Рэя. Мастер пришел в восторг от увиденного и решил продолжить свои эксперименты. Он никогда не знал, что его ждет в конце, но не боялся идти на ощупь. Ман не прибегал к традиционным материалам или техникам, поэтому часто покупал просроченную пленку и творил с ней то немыслимое, что другим показалось бы абсурдным.



Этот путь новатора стал основным вектором всего творчества Ман Рэя, которому с помощью фотографии удалось стереть границы между настоящим и искусственным. К мастеру однажды пришел друг и сказал, что влюбился в одну из моделей, позировавших для снимков в стиле «ню». Ман с удовольствием решил познакомить товарища с этой красавицей, которой оказалась гипсовая копия Венеры Милосской.

Его неожиданные эксперименты привели к появлению метода, который сегодня называют рейографией. Если говорить о технической стороне, то прием фотографирования без фотокамеры был придуман давно, но именно Ман Рэй разглядел произведение искусства в образе, созданном под влиянием вспышки светотенью предмета, расположенного на чистом листе светочувствительной бумаги. Фотограф стал первым, кто открыл эффект соляризации, суть которого заключается в том, что при передержке негатива вокруг объектива появляется черная полоса, обводящая предмет по контуру и делающая его серебристым.

В этом направлении были сделаны снимки «Поцелуй», «Превосходство сущности над разумом» и собственный портрет. Позднее Ман Рэй создал серии «Сюзи Солидор» и «Мерет Оппенгейм», в которых сюрреалистическая идея бесформенности отошла на второй план, а женские фигуры выглядят как яркие аппликации на белом фоне.

На творчество Ман Рэя в разное время повлияли 20 лет проживания во Франции, которую он покинул за несколько дней до оккупации, и годы, проведенные в США. Здесь его ждала встреча с Джульетт Браунер, которая стала для него музой и женой, и успех, не заставивший себя долго ждать.

Но мастер все равно испытывал дискомфорт и мечтал о возвращении в Париж. Хотя тут его ждала двойная ловушка: в США о нем знали только как о художнике и скульпторе, а Франция запомнила его исключительно как фотографа.


Свое отношение и показательное стремление к свободе Рэй выразил в работе «Автопортрет». Произведение представляет собой бронзовую отливку прижизненной маски автора, помещенную в деревянную коробку в форме гроба. Маска со всех сторон упакована смятыми газетами как намек на то, что художник будет жив всегда, а вот критические статьи и однобокое мышление пора похоронить.


«Скрипка Энгра» стала визитной карточкой одного из самых знаменитых фотографов ХХ в. Мана Рэя (Эммануэля Радницкого), его программным произведением, а также классикой фотоискусства. В одной метафоре ему удалось соединить столько смыслов, что до сих пор эта работа вызывает к жизни бесконечные вариации на тему «женское тело как музыкальный инструмент».


Жан Огюст Доминик Энгр был французским живописцем первой половины XIX в. Он вошел в историю искусства благодаря не только художественному мастерству, но и музыкальному дарованию: Энгр страстно увлекался игрой на скрипке. Он даже выступал в составе известных французских оркестров и музицировал вместе с Ференцем Листом. Так во французском языке появился фразеологизм «скрипка Энгра», что можно истолковать как «слабость», «непрофессиональное увлечение», «конек», «вторая натура». Множественность смыслов этого фразеологизма умело обыграл американский фотограф Ман Рэй в своей самой известной работе.



Ман Рэй хорошо знал творчество Энгра и восхищался его «Купальщицей». Эта картина и подсказала ему идею для фотографии. В изгибах женского тела фотограф увидел очертания скрипки и с помощью коллажа двух черных знаков на обнаженной спине создал прославившую его «Скрипку Энгра». Интересно то, что фотоискусство для него тоже было своеобразной «скрипкой Энгра» – Ман Рэй начинал как художник, но его картины не пользовались успехом, и от нужды и безысходности он обратился к фотографии. Это «непрофессиональное увлечение» вскоре принесло ему и деньги, и славу.



Помимо обыгрывания значений французского фразеологизма, Ман Рэй в этой работе выстраивает собственную семантически многослойную композицию. «Здесь многозначность другого уровня. Несомненная художественность и поэтичность самого снимка находится в остром противоречии соединения телесности и вещественности, синтеза плоти и деревянного предмета. Современная предметность человеческого тела и звуки музыки…», – пишет С. Пухачев.







Для знаменитой фотографии художнику позировала известная в артистических кругах Парижа натурщица Алиса Прэн, больше известная как Кики с Монпарнаса. С ней работали Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Фуджита и другие, но именно благодаря фотохудожнику о ней узнал весь мир искусства.






После переезда Мана Рэя во Францию Кики стала его любимой моделью, а затем и любовницей. Кики была для него инструментом, с помощью которого он исполнял свои шедевры – она сама была его «скрипкой Энгра». Вместе они прожили 6 лет, и за это время Ман Рэй создал множество ее оригинальных фотопортретов.





Ман Рэй был художником-авангардистом, пропагандирующим эстетику абсурда. Вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа он основал нью-йоркское отделение дадаизма и выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» в 1920 г. Но дальше первых выставок дело не пошло, работы дадаистов в Америке не пользовались успехом, и Ман Рэй решает переехать в Париж. И тут к нему пришла слава как к фотографу-авангардисту, который задал новое направление развитию фотографии, превратив ее в искусство.

Man Ray / Ман Рэй - культовый фотограф ХХ века
История фотографии

Ман Рэй /Man Ray (1890-1976) - французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, творчество которого оказало огромное влияние на авангардное искусство всего XX века: от дадаизма и сюрреализма до абстрактной и коммерческой фотографии.


Ман Рэй /Man Ray


С 30 октября по 19 января в ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России проходит выставка-ретроспектива «Ман Рэй. Портреты». На ней представлены более 100 фотоснимков, сделанных маэстро за 60 лет, с 1916 по 1976 год. © Эммануэль Радницкий, именно так на самом деле зовут Ман Рэя, родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, куда совсем недавно эмигрировала его семья из Ковенской губернии Российской Империи. Через семь лет семья переехала в Бруклин, Нью-Йорк. Еще через четыре, в 1912 году из-за частых антисемитских выпадов была вынуждена сменить фамилию на Рэй. Когда юноше исполнилось 22 года, он взял себе имя Ман - трансформировав свое настоящее - Эммануэль, Манни. Вскоре - имя Ман Рэй стало звучать как единое, слитное. Именно этому имени суждено было прославиться.

Ман Рэй с раннего возраста проявлял высокий интерес к живописи. Поэтому, в 1908 году, после окончания школы решает стать художником. Ранние работы классика отличаются по форме и содержанию. Юный художник, в поисках себя пробует различные стили и направления, среди которых кубизм, футуризм, абстракция. Первым среди мастеров он начинает использовать в живописи распылитель краски, так называемый аэрограф. Все его творчество пропитано авангардизмом, который так присущ данным временам. В 1915 году он знакомится с художником Марселем Дюшаном, одним из лидеров дадаизма, благодаря которому активно погружается в искусство авангарда: издает журнал New York Dada, создает «Анонимное общество» - американскую организацию авангардного искусства.


2. Portrait d’Alfred Stieglitz, 1913


3. Invention, 1916


4. The Rope Dancer Accompanies Herself with Her Shadows, 1916.
The Museum of Modern Art, New York


Большое влияние на юношу оказали работы Альфреда Стиглица - тогда, одного из самых влиятельных деятелей искусства, фотографа и мецената. Фотографией Ман Рэй увлекся с его подачи. Рэя привлекли возможности фотоколлажа — объединения в одном изображении реальных и вымышленных образов. Он покупает первый фотоаппарат для того, чтобы снимать собственные произведения — картины, скульптуры и композиции, затем друзей и знакомых, позже в целях заработка стал принимать заказы от всех кто нуждался в подобных услугах. В 1920-м году начинает работать, как фотограф-портретист. Популярность Ман Рэя постепенно росла и в начале 1920-х годов он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов Парижа. Вскоре сфотографироваться у Ман Рэя стало считаться престижным.


5.


Количество известных и знаменитых, чьи портреты созданы Ман Рэем, впечатляет: Джеймс Джойс, Тристан Тцара, Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, знаменитые французские певцы Жюльет Греко и Ив Монтан, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, Ле Корбюзье, Сергей Эйзенштейн, Робер Делоне и многие, многие ещё.


6.


Ман Рэй никогда не воспринимал свои снимки всерьез, в юности фотография была способом заработка, затем стала отдушиной, средством переключения внимания с живописи на скульптуру. Как сам Ман говорил, он фотографирует лишь то, что не интересно рисовать. Но весь мир знает Ман Рэя прежде всего как гениального фотографа, чьи изображения лиц эпохи приковывают взгляд.

Перенеся своё художественное ви’дение на плёнку, Ман Рэй открыл иную сторону фотоискусства, наполнив его секретами, намёками и полутонами. Он не боялся экспериментировать, благодаря чему появились такие приёмы как рэйография и соляризация. При рэйографии изображение получается при непосредственном экспонировании предметов на светочувствительную бумагу — предметы выступают деформированными и преломленными, а эффект соляризации получался при повторной экспозиции негатива — предметы, лица и тела приобретают мистические очертания.


7.


В 1930-х годах Ман Рэй начал активно работать для модных журналов — Harper’s Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair. В Harper’s Bazaar его пригласил легендарный арт-директор журнала Алексей Бродович (Alexey Brodovitch), приход которого кардинально изменил сначала облик Bazaar-a, а затем и облик всего американского глянца. К преображению журнала Бродович привлекал самых авангардных художников, общих с Ман Рэем друзей — Дали, Шагала, Рауль Дюфи, Миро, Кокто и многих других, но только Ман Рэй был первым и долгое время единственным сюр-фотографом, смешавшим разные жанры искусства. Именно Ман Рэй является автором самой знаменитой фотографии Коко Шанель.


8.


Самой знаменитой работой Ман Рэя признана «Скрипка Энгра» , ставшая культовым образом двадцатого века.
http://fullfashion.me/archives/3365%20%20%20photomaster:%20%D0%9C%D0%B0%D0%BD%20%D0%A0%D1%8D%D0%B9%20(Man%20Ray)%20_%201890-1976
Позировала для этой фотографии небезызвестная Кики де Монпарнас (Kiki de Montparnasse) — муза всех именитых художников Парижа. Работа Ман Рэя — что-то вроде фотографического каламбура, «непереводимой игры слов», а точнее образов.

«Скрипка Энгра» - буквальный перевод французской идиомы violon d’Ingres (буквально: это его «конёк», его слабость, его любимое занятие). Своим происхождением это выражение обязано известному французскому художнику Жану Огюсту Доминику Энгру (1780-1867), хорошо игравшему на скрипке С тех пор французы стали всякое околохудожественное хобби называть по его имени.

Ман Рэй, настоящее имя Эммануэль Радницкий – американский художник, фотограф и кинорежиссёр. Изобрел прием “соляризация” и первым стал экспериментировать со стеклом и негативом.

Родился 27 августа 1890 1908 по 1912

Начало карьеры

1910

В 1924

Фотодело

В 1922

Ман Рэй , настоящее имя Эммануэль Радницкий – американский художник, фотограф и кинорежиссёр. Изобрел прием “соляризация” и первым стал экспериментировать со стеклом и негативом.

Родился 27 августа 1890 года в Филадельфии в еврейской семье эмигрантов из России. Через несколько лет его семья переехала в Нью-Йорк. Здесь Рэй изучал искусство в период с 1908 по 1912 год: он окончил Национальную академию рисунка в Нью-Йорке, а затем посещал классы рисунка и акварели Центра имени Ф. Феррера. Он часто ходил в галереи современного искусства, много экспериментировал, пробовал себя в абстракции, кубизме и футуризме.

Начало карьеры

Впервые Рэй начал экспериментировать с фотографией после 1910 года. Он фотографирует родственников, друзей, посетителей галерей, рассматривающих его же картины. Профессионально заниматься фотографией художника заставила нужда. Сначала его работы не пользовались спросом, и Рэй начинает предлагать услуги фотографа своим друзьям и художникам. Круг его клиентов с каждым месяцем начинает расширяться.

В 1924 году опубликовано одно из самых знаменитых произведений Ман Рэя – коллаж “Скрипка Энгра” (Le Violin d’Ingres). Фотограф любил и умел работать с обнаженной натурой. Снимал обычных натурщиц и знаменитостей парижского высшего общества.

Фотодело

В 1922 году Ман Рэй проводит эксперимент: он накладывает большие стеклянные негативы на лист фотобумаги, освещенные красной лампой. Ненадолго включает лампу, затем выключает. И проявляет снимки. Все предметы на снимке деформированы стеклом, прикасавшимся к бумаге. А то, что было экспонировано на свету – рельефно выступало на черном фоне.

Соляризация – еще одно интересное нововведение фотографа. Это результат повторной экспозиции негатива. При этом обычные предметы, лица, части тела превращались в фантасмагорические и загадочные образы.

В тридцатые годы Рэй много занимался фотографией, создавая портреты и сюрреалистические модели одежды, которые публиковались на страницах Harper’s Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair. В 1940 году Ман Рэй вернулся в Соединенные Штаты, где его знали только как фотографа.

В 1951 году Ман Рэй с женой Джульетт Браунер возвращается обратно в Париж, где продолжает занятия живописью и скульптурой. До 1960 -х годов Ман Рэй не выставлял свои работы. Но после того, как в 1961 году он получил золотую медаль на Венецианском фотобиеннале, в Париже открылась выставка Рэя, а в 1966 году – ретроспективная экспозиция в Лос-Анджелесе.

Ман Рэй умер в 1976 году в своей студии в Париже в 86 лет.

Наиболее известные работы:

1931 Solarisation

1936 Untitled

1945 Juliet & Margaret Nieman

Из "Мемуаров Кики", издательство Salamandra P.V.V., 2011


Самая знаменитая натурщица ХХ века, она вдохновляла Сутина и Модильяни, Фуджиту и Кальдера, Брассая и Пикабиа, была возлюбленной Ман Рэя и подругой Жана Кокто и Макса Эрнста.

Я познакомилась с американцем, лучшим фотографом. Я собираюсь ему позировать. Мне нравится его акцент и некая загадочность.

Он говорит мне: «Кики, не смотри на меня так! Ты меня расстраиваешь!»


Ман Рэй. Кики в квартире Ман Рэя на улице Кондамин (1921)

Я сходила в кино на «Даму с Камелиями». Так мы и сидели, взявшись за руки, и с нами была Васильева (я с ней почти не знакома). Она понимающе смотрела на нас. И вот он становится моим возлюбленным. Прежний собирается уезжать, и я не могу решиться последовать за ним.
Он уезжает.
Я остаюсь!
Я продолжаю жить, как ни в чем ни бывало.

Мой новый возлюбленный не слишком богат, но на еду нам хватает, и голод мы утоляем то в «Делма», то в «У Бретелль» или «У Розали».


Ман Рэй. Кики (1925)


Он фотографирует людей в нашем номере, а вечером я лежу, вытянувшись на постели, пока он работает в темноте. Мне видно его лицо, освещенное красной лампочкой: он похож на дьявола во плоти, и я, как на иголках, не могу дождаться, когда он закончит. Мы общаемся с публикой под названием дадаисты, а некоторых из них называют сюрреалистами. Как по мне, так я не вижу особой разницы между ними! Среди них Тристан Тцара, Бретон, Филлип Супо, Арагон, Макс Эрнст, Поль Элюар и прочие...


Франсис Пикабиа - Портрет Ман Рэя (1925)

Ночи мы проводим в разговорах, от которых мне совсем не скучно, хотя я в них ничего не понимаю.


Я восхищена его творчеством - он делает очень красивые фотографии. Самое большое впечатление на меня производит фотография маркизы Казати, выполненная сквозь стеклянную чашу с водой и листьями. Маркиза чуть шевельнулась, и это произвело удивительный эффект.
Должна вам сказать, что в этом простом и маленьком гостиничном номере у него перебывала вся аристократия и самые известные на сегодня люди.


Ман Рэй никогда не переставал быть ни художником, ни фотографом. Его картины тоже достаточно удивительны. Так же как и в его фотографиях, в картинах присутствуют лишь три цвета - черный, белый и серый. Ман Рэй приходит в отчаяние, считая, что у меня негритянские вкусы: я слишком люблю яркие цвета!
А ведь он с любовью относится к черной расе...


бонус: док. фильм (1998)

ДЛЯ СПРАВКИ:

Ман Рэй: биография

Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения — главный их вопрос «как», в то время как других, более любознательных, интересует «почему». Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация.

Ман Рэй: мужского рода, имя существительное. Синоним: играючи радоваться, наслаждаться.
Марсель Дюшан



Ман Рэй (Man Ray) родился 27 августа 1890 года в еврейской семье недавно эмигрировавшей в Америку из Ковенской губернии Российской Империи. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк и поселилась в Бруклине. В то время будущего знаменитого художника и фотографа звали Эммануэль Радницкий (Emmanuel Radnitzky) - только в 1912 году его родители, опасаясь антисемитских выпадов, сменили фамилию на Рэй. Двадцатидвухлетний Эммануэль, которого родственники и друзья звали Манни (Manny), взял себе имя Ман. Вскоре его стали называть Ман Рэй, не подразделяя эти два слова на имя и фамилию.

Ман Рэй рано увлекся живописью и, получив аттестат о среднем образовании, решил стать художником. В его первых работах можно заметить подражание старым мастерам, но вскоре его захватывают новые авангардные направления, которые буквально раздирали искусство начала XX века. Молодой человек часто посещал галерею «291» Альфреда Стиглица - в то время одну из самых влиятельных галерей современного искусства, много экспериментировал, пробовал себя в абстракции, кубизме, футуризме. Он первым стал использовать в живописи распылитель краски, введя его в обиход художников под названием аэрограф. В 1915 году состоялась первая выставка молодого художника; в этом же году вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабио он стал активным участником дадаистского движения в Нью-Йорке, немало способствуя распространению в Соединенных Штатах этого необычайно важного для искусства XX века направления.

Его друг и коллега Марсель Дюшан прославил свое имя, работая в технике «ready-made», что с некоторым приближением можно перевести на русский язык как «Техника готовых предметов». Скажем, в 1917 году он взял обычный писсуар, разместил его на постаменте, поставил подпись и дату (совсем как художник на картине) и под именем «Фонтан» представил на художественной выставке. Два года спустя он приобрел небольшую репродукцию Джоконды, пририсовал ей усы и бородку, глубокомысленно назвал свое творение «L.H.O.O.Q.» и... тоже вынес на суд публики. Скандал был ошеломляющий, но еще более грандиозным был успех - как самого художника, так и нового направления в искусстве.

Ман Рэй старался не отставать от своего старшего товарища, хотя его «реди-мэйд» были намного менее скандальны. Так, например, в 1920 году он взял швейную машинку и зонт, упаковал их в плотную мешковину, обвязал все это веревкой и, само собой разумеется, разместил сие произведение в художественной галерее. Конечно, никто не мог понять, что это за сооружение, да и название «Загадка Исидора Дюкаса» особой ясности не вносило. Но она и не требовалась!

В 1920 году Ман Рэй с Дюшаном издали обозрение «Нью-Йорк Дада» («New York Dada») - по замыслу авторов это должно было стать первым выпуском периодического издания, однако в связи с рядом организационных и финансовых трудностей второй номер журнала так и не вышел. «Дада не может жить в Нью-Йорке», - бросил раздосадованный художник и в 1921 году уехал в Париж.

В Старом свете Ман Рэй вошел в круг лучших представителей европейского авангарда и получил признание как один из крупнейших дадаистов и сюрреалистов. Он участвовал в выставках, поддерживал тесные отношения с Тристаном Тцара, Жаном Кокто, Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Полем Элюаром, Пабло Пикассо, Андре Бретоном, многими другими представителями художественной элиты. Круг его интересов был весьма широк: живопись, коллажи, готовые объекты. Среди них «Подарок» - самое знаменитое нефотографическое произведение Ман Рэя, знаменующее его переход от Дадаизма к Сюрреализму. Художник взял утюг, приклеил к его подошве четырнадцать медных гвоздей и назвал сию мало на что пригодную конструкцию «Подарок». Утюг был выставлен на первой парижской выставке Ман Рэя, снискал заслуженную славу, но к концу выставки бесследно исчез - позже Ман Рэй сделал несколько авторских копий, одна из которых хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Первые эксперименты с фотографией относятся к началу 1910-х годов; в то время молодой художник использовал фотоаппарат, чтобы фотографировать собственные произведения. Много лет спустя он, может быть несколько преувеличивая, напишет: «Только фотографируя свои картины, я обнаружил то, что в них было скрыто». В 1914 году он приобрел собственный фотоаппарат и, пользуясь советами Альфреда Стиглица, быстро освоил его. Сначала он фотографировал родственников и знакомых, посетителей галерей рассматривающих картины и конечно художников - кстати сказать, именно с такого фотопортрета началась их дружба с Марселем Дюшаном. С каждым годом молодой человек все больше и больше увлекался новыми возможностями, которые открывает фотография перед творческой натурой. Еще в Нью-Йорке он много экспериментировал - двигал камеру во время экспозиции, мазал объектив гелем, сооружал свои композиции из самых неожиданных объектов. Тем не менее, до-парижские эксперименты Ман Рэя были не более чем «поисками художника». Да и приехав в Париж, как мы видели, Ман Рэй не поспешил сменить кисть на фотоаппарат.

К профессиональному занятию фотографией Ман Рэя подвигла... нужда. Несмотря на успех, на толпы народа, посещающие его выставки, молодой художник не мог ничего продать. Он предложил услуги фотографа своим друзьям художникам - фотографировал их работы; их за работой или после нее; их любовниц, жен, детей и клиентов и так далее и тому подобное. Круг постоянно расширялся, Ман Рэй получал все более выгодные и престижные заказы: вскоре он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых парижских фотографов.

Вскоре в жизни Ман Рэя состоялась очень важная встреча. «Однажды я сидел в кафе», - вспоминал он позднее, - «Появился официант, чтобы принять заказ. Потом он подошел к столику, где сидели какие-то девушки, но отказался обслуживать их: на них не было головных уборов. Разразился жуткий скандал». Ман Рэй пригласил девушек за свой столик и заказал им выпивку. Так он познакомился с Кики де Монпарнас (настоящие имя Алиса Прэн), знаменитой певицей и моделью, настоящей королевой парижской богемы - например, Эрнест Хемингуэй говорил, что она обладает не меньшим влиянием, чем английская королева. Вскоре Кики стала музой фотографа, его натурщицей и любовницей. Одно это сделало его знаменитым - в глазах парижан избранник Kiki de Montparnasse априори не мог быть бездарностью или посредственностью.

В 1924 году Ман Рэй опубликовал одно из самых знаменитых произведений фотографического искусства - коллажное изображение Кики под сюрреалистическим названием «Скрипка Энгра» («Le Violin d"Ingres»). Об этой фотографии сложно сказать что-нибудь вразумительное, трудно перевести ее на язык слов. Более того, изображение менее всего является фотографией обнаженной натуры, осмелюсь утверждать, что Кики играет в нем такую же роль, как утюг в «Подарке» или зонтик в «Загадке Исидора Дюкаса». Это сюрреализм чистой воды, в большей степени портрет внутреннего мира художника, чем окружающей его действительности. В этом случае фотоаппарат - не более чем раскрывающее этот мир средство, с тем же успехом Ман Рэй мог воспользоваться карандашом или кистью.

Однако не стоит думать, что все фотоизображения Ман Рэя были сюрреалистическими объектами. Многие его работы были именно фотографиями обнаженной натуры, он умел и любил с ней работать. Кроме Кики он фотографировал многих других - от обычных натурщиц до знаменитых представительниц парижского света и полусвета. «Обнаженное тело всегда было одним из моих любимых сюжетов как в живописи, так и в фотографии. И я признаю, что это не только по художественным причинам». Под этими словами мог бы подписаться, скажем, Хельмут Ньютон, Боб Карлос Кларк или любой другой знаменитый или не очень фотограф или художник.

В 1929 году к Ман Рею в баре подошла симпатичная девушка: «Меня зовут Ли Миллер», - сказала она, - «Я ваш новый студент». Он ответил, что не берет студентов, да и вообще собирается уезжать. «Я знаю», - не смутилась просительница, - «Я еду с вами». Так начался период сотрудничества и любви двух талантливых фотографов. «Мы прожили вместе три года», - вспоминала Ли Миллер позднее, - «Меня звали мадам Ман Рэй, так у них принято во Франции».

Их сотрудничество было очень плодотворным. Поначалу Ли Миллер только проявляла и печатала фотографии, потом стала ассистировать своему шефу в студии или даже фотографировала самостоятельно, так что вполне возможно некоторые работы начала 1930-х годов носящие имя Ман Рэя были сделаны его «студенткой». В 1932 году она уехала в Нью-Йорк: ее учитель очень страдал и даже угрожал покончить с собой, но вскоре нашел себе новую модель и помощницу.

С самого начала своей карьеры фотографа Ман Рэй постоянно экспериментировал с новыми техническими приемами. В 1922 году он заново открыл метод создания фотографических изображений без фотоаппарата. «Ночью я проявлял только что экспонированные пластинки», - вспоминал он, - «А на следующий день, вечером, стал печатать. Кроме ванночек и бутылок с химическими растворами, мензурки и коробки с фотобумагой, никакого иного лабораторного оборудования у меня не было. Я просто накладывал большие стеклянные негативы на лист фотобумаги, разложенный на столе и освещенный красной лампочкой. На несколько секунд я зажигал свисавшую с потолка лампу, а потом проявлял снимки. Во время такого проявления я и натолкнулся на способ делать фотографии без аппарата: такие фотографии я называл "рейографами". Под негативами, среди уже экспонированных листов, оказался один чистый, неэкспонированный. Сначала я экспонировал на свету несколько листов, которые все вместе проявил позже. Несколько минут я тщетно ждал появления изображения. Сожалея, что зря испортил бумагу, я машинально положил в ванночку на мокрую бумагу стеклянную воронку, мензурку и термометр. Зажег свет: изображение возникло у меня на глазах. Но это были не простые очертания предметов: они были деформированы и преломлены более или менее соприкоснувшимися с бумагой стеклянными предметами, а непосредственно экспонированная на свету часть рельефно выступала на черном фоне. Помню, что ребенком я положил однажды листья папоротника в рамку. Экспонировав их на солнце, я получил белый негатив этих листьев. Мои рейографы исходили из того же принципа, но тут добавлялись трехмерный эффект и целая гамма значений».

Еще одним открытием фотографа, также известным задолго до него, но практически не использовавшимся, была соляризация - интересный эффект, который получается при повторной экспозиции негатива. Он превратил соляризацию в художественный прием, в результате которого обычные предметы, лица, части тела трансформировались в фантастические и таинственные образы.

Кроме авангардной фотографии различных стилей и направлений Ман Рэй прославился как мастер фотопортрета, как один из лучших фотографов для журналов мод сотрудничавший с «Harper"s Bazaar», «Vogue», «Vu» и «Vanity Fair». Вместе с Беренис Эббот, которая некоторое время была его ассистенткой, а потом сама стала известным фотографом, Ман Рэй ввел в круг внимания сюрреалистов, а затем и более широкой публики замечательного французского фотографа Эжена Атже.

В 1940 году Ман Рэй вернулся в Соединенные Штаты. Это решение далось ему нелегко, он постоянно откладывал отъезд, до последнего дня надеясь на лучшее: сначала, что войны не будет; потом, что Франция останется в стороне от военных действий; когда немецкие войска вошли в Париж, что ему удастся отсидеться где-нибудь в провинции. В конечном итоге обстановка стала слишком взрывоопасной и Ман Рэй уехал в Америку, оставив во Франции дом, машину, друзей, славу художника-авангардиста и одного из лучших парижских фотографов, практически все свои картины (они, слава богу, уцелели) и очередную большую любовь - молодую танцовщицу Эди Фиделин.

В Америке для него было тяжким ударом узнать, что его знают только как фотографа, никто даже не догадывался, что он имеет какие-либо другие художественные таланты. Вероятно от обиды Ман Рэй совсем забросил фотографию. Он писал картины и даже иногда умудрялся продавать их - но большой популярностью они не пользовались и больших доходов не приносили. Он проживал привезенный из Франции капитал, но, несмотря на грядущее безденежье, отказывался - за очень редким исключением - от предложений вернутся к фотографической деятельности. Это - если не единственный в истории, то, по крайней мере, один из самых ярких примеров бунта художника против механических средств искусства: «Я рисую то, что невозможно сфотографировать, что идет от воображения или фантазий», - говорил он, - «Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать: вещи, которые уже существуют». Или в другой раз: «Создавать это божественный удел, копировать - человеческий». И он отказался от «человеческой» доли: занимался дизайном шахматных фигур, писал картины, читал лекции. В общем, по сравнению с двадцатью годами во Франции это была очень спокойная жизнь.

В 1951 году Ман Рэй с женой (он женился в 1946 году на танцовщице и фотомодели Джульетт Браунер) возвратился в Париж, где в течение четверти века продолжал заниматься живописью и скульптурой. Его репутация как фотографа была по-прежнему на высоте, несмотря на то, что он почти не брал в руки фотоаппарат. Изредка он выполнял ту или иную коммерческую работу: так, в конце 1950-х годов компания «Polaroid» наняла его протестировать новую пленку. Он отнесся к заданию как истинный сюрреалист - сделал серию фотографий направляя камеру в разные стороны не целясь, случайным образом нажимая на кнопку.

В 1940-1950 годах Ман Рэй не принимал участия в фотовыставках, считая ниже своего достоинства участвовать в групповых и не получая предложения устроить персональную. В 1960-х ситуация изменилась: в 1961 году он получил золотую медаль на Венецианском Фотобиеннале, через год состоялась выставка в Париже, в 1966 году - ретроспективная выставка в Лос-Анджелесе. С тех пор его выставки проходят регулярно по всему миру. В 1999 году журнал «ARTnews» назвал его одним из 25 наиболее влиятельных художников ХХ века.

Ман Рэй умер в 1976 году в своей студии в Париже в возрасте 86 лет. Эпитафия на его могиле гласит: «Беспристрастный, но не равнодушный». Его супруга организовала Фонд Мана Рэя, который владеет авторскими правами на большинство его произведений, организует выставки, публикует альбомы. В 1991 году Джульетт умерла; ее похоронили в той же могиле с эпитафией «Снова вместе».