Выставки - инва-студия. Знакомьтесь: ИнваАкадемия Национальная инва академия

15.07.2023

Съезд был бурный. Было много различных группировок, мнений, позиций. У учителей накопилась масса претензий к центру, приехали представители буквально всех союзных республик, реформаторы и на словах и на деле, и заседания проходили не просто в словесных перепалках, но настоящих драчках.

Геннадий Николаевич пытался найти какой-то компромисс между «воюющими», на него тоже обрушились стрелы негодования, в частности за то, что он стал главным редактором «УГ», сменив любимого всеми бывшего главного редактора, внесшего много нового в работу редакции «Учительской газеты».

Мне запомнилась необыкновенная выдержка в самые драматические минуты Геннадия Николаевича и его внешность: красивый, статный мужчина. В то время ему было немногим за сорок, и он действительно был очень красив. В перерывах между заседаниями в курилке около Селезнёва собирались кружком учителя и в уже нормальной, не истеричной обстановке было очень много дельных предложений и замечаний к нему как к главному редактору «УГ», к которым он внимательно прислушивался.

В частности, один мой коллега, учитель из Анапы, помнится, предложил ввести в «УГ» рубрику рекомендаций Карнеги. И что интересно: она действительно очень быстро и оперативно, сразу же после съезда, появилась, и не только к общей пользе, но и к вящему удовольствию моего коллеги, который с восторгом всем показывал ее и говорил, вот видите — это по моему предложению.

Второй раз я не только увидел, но и познакомился с Геннадием Николаевичем в Москве, когда он уже был Председателем Государственной Думы, и его хорошо знала вся страна, и это уже был не Советский Союз, а Российская Федерация, где он возглавлял ее главный представительный орган.

Мы организовали к этому времени на Кубани детскую реабилитационную художественную студию, в которой ребята с самыми сложными ограничениями писали иконы и картины. Нас уже довольно хорошо знали и в регионах и в столице. Мы стали лауреатами Первого Всероссийского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов в Сочи и Москве, провели выставку на Первом Международном конгрессе инвалидов в Тюмени.

В 1998 г. нас пригласили в Москву для оформления сцены на Соборной площади Кремля, где должна была выступать знаменитая оперная певица Монтсеррат Кабалье. После этого нас стали много приглашать на солидные выставки. В январе 1999 г. прошла наша первая выставка в Государственной Думе, а на следующий год во время драматических событий в Сербии, во время которых в Москву привезли и расселили в детских лагерях, если я не ошибаюсь, кажется, двести сербских ребятишек, у нас с ними прошла встреча в Государственной Думе.

Наши ребята во время этой встречи сделали каждому сербу подарок — собственный рисунок, и нас по просьбе Б.Г. Кибирева, депутата Госдумы от Кубани, принял у себя Г.Н. Селезнёв. Помню, встреча проходила в большой длинной комнате с таким же длинным столом. Каждому из ребят Геннадий Николаевич подарил с автографом свою книжку.

Геннадий Николаевич внимательно нас выслушал, спросил о проблемах, о том, кто в чем нуждается, и сфотографировался в завершении встречи со всей нашей группой. После этой встречи между нами установились довольно тесные и теплые отношения. Конечно, мы никогда не злоупотребляли своим знакомством с Председателем Государственной Думы и общались с ним больше через его помощницу Г.Н. Зиновьеву.

Но иногда, когда Геннадий Николаевич был свободен, он приглашал меня к себе, и мы беседовали с ним по важнейшим проблемам инвалидов, конечно, в основном, по проблемам реабилитации, чем многие годы занимаемся в Инва-Академии.


Всего в Государственной Думе мы провели четыре выставки и три с участием Геннадия Николаевича. Особенно замечательным для нас оказался 2003 г. Мы провели в тот год выставки в Париже и в нескольких городах Финляндии.

Но это был юбилейный год нашей Северной столицы, Санкт-Петербурга, откуда, как известно, родом Г.Н. Селезнёв. Примерно за полгода до юбилея Геннадий Николаевич во время одной из встреч спросил меня, смогут ли наши ребята написать к юбилею Питера большую хорошую икону, желательно св. Александра Невского. Постараемся, ответил я, и мы начали работу над этим важным и, конечно, нелегким и ответственным заданием самого спикера нашей страны.

Икона ростовая, на доске, два метра в высоту и более метра в ширину. Несколько наших выпускников буквально корпели над ней несколько месяцев, используя сусальное натуральное золото и такие же натуральные краски четко по канону. Помнится, я вез ее в самолете так сказать вручную, тяжелую, всю сияющую золотом, свежими красками, покрытую лаком и все время боялся «поранить» тщательно прописанный лик и одежду.

Во время торжественного заседания, посвященного юбилею Санкт-Петербурга, после своего выступления Геннадий Николаевич поднес нашу икону губернатору Северной столицы (в то время им был В.А.Яковлев ) и пояснил, что икону писали воспитанники детской инвалидной организации Инва-Студия из Краснодара.

Я помню, икону показали большим планом на огромных мониторах зала. Весь зал поднялся, и у меня побежали по спине мурашки: неужели это мы, это наши ребята удостоились такой чести.

По окончании торжественного заседания Геннадий Николаевич с доброй улыбкой поблагодарил меня и сказал: «Ну что, Николай Николаевич, теперь уж точно ваша студия попала в отечественную историю».

Никогда не забуду, как Галина Николаевна Зиновьева несколько позже позвонила мне и от имени Геннадия Николаевича сообщила мне, что икону по решению руководства Санкт-Петербурга передали в Казанский собор.


В декабре мы ехали с группой ребят в Финляндию и, конечно, зашли в этот замечательный храм, построенный в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. и являющийся одним из культурных шедевров нашего государства.

Наша икона св. Александра Невского была установлена в широкой золотой раме в самом центре собора. Многие не удержались и заплакали. Это были счастливые слезы. Вот так студия в тот год вошла, благодаря Г.Н. Селезнёву, в отечественную историю.

Во время одной из выставок в Государственной Думе РФ, которую организовал для детей-инвалидов Г.Н. Селезнёв, мы передали нашему главному представительному органу страны также большую икону «Незыблемое око Господнее», которая, в каком-то смысле имела символическое значение. В том смысле, что сама Дума была и остается государственным оком страны и общества.

Пожалуй, самой замечательной и одновременно памятной оказалась наша встреча с Геннадием Николаевичем Селезнёвым во время его поездки на Кубань в 2006 г.

За несколько месяцев до поездки он лично предупредил меня, что непременно зайдет к нам в Инва-Студию и лично пообщается со всеми ребятами; посмотрит, как у нас проходит работа и как нам живется.

Конечно, для наших воспитанников это стало событием едва ли не самого высшего порядка. Ну, представьте себе, один из самых известных в стране политиков приходит к вам в гости. Конечно, это праздник, это важное событие, тем более для тех, кто сам не может, ввиду ограничений, никуда выезжать, и ребята стали усиленно готовиться.

Сделали несколько альбомов, буклетов, чтобы подарить Геннадию Николаевичу. В нашем узком коридорчике в студии организовали выставку последних работ и фотографий нашего участия в 100-летнем юбилее в Вешенской М.А. Шолохова, нашего великого писателя. Пригласили на встречу генерального директора музея-заповедника М.А. Шолохова, его внука — Александра Михайловича, и еще многих наших друзей.

В общем, провели не только огромную работу, но были наполнены самыми большими и радужными ожиданиями в преддверии встречи. И вот в самый канун приезда на Кубань Геннадия Николаевича нам звонят из краевой администрации и так это спокойно говорят: вы знаете, завтра на Кубани будет председатель парламента Селезнёв , но поездка к вам у него отменяется. У него будет мало времени. После встречи с губернатором он сразу же едет в Анапу. Конечно, я от такой информации был просто в шоке.

Все запущено, как тот станок, все уже в ожидании нашего друга и замечательного человека, и вот — как ушат ледяной воды, как обухом по голове. Несколько минут я сидел за столом и не мог понять, что произошло. Почему такой «слом» уже подготовленной и оговоренной встречи.

Потом решил позвонить Галине Петровне Зиновьевой, помощнику Геннадия Николаевича . На мое сообщение она отреагировала коротко: не знаю, Николай Николаевич, сейчас уточню у Геннадия Николаевича. Вроде бы ничего не менялось. Перезвоню вам через десять минут. Через десять минут она действительно перезвонила и сообщила: не волнуйтесь, все остается в силе. Завтра он у вас в назначенное время. Только тут до меня дошло.

Отмена встречи — это инициатива чиновников краевой администрации, которым стало неудобно, что такая уже известная в стране детская инвалидная организация, которую запланировал посетить сам руководитель парламента страны, ютится в таких неприглядных условиях.

Буквально через полчаса после нашего разговора с Галиной Николаевной в студию приехал мэр Краснодара и целая команда строителей, которые за сутки «облагородили» вход в студию и привели в порядок разбитый машинами двор: залили асфальтом, убрали давно утилизированный «жигуленок», кучи строительного мусора.

Встреча с Г.Н. Селезнёвым стала действительно для нас знаковой и, я думаю, запомнилась ребятам на всю жизнь.

При всем том, что нас пугали нехваткой времени, Геннадий Николаевич всех выслушал, все посмотрел, побеседовал с ребятами, родителями, педагогами. Конечно, он обратил внимание на нашу бедность, о чем позже говорил неоднократно в своих выступлениях и, видимо, сказал об этом нашим чиновникам. Но на то они и чиновники, чтобы, как тот кот Васька — слушать, но не обращать внимание.


Расстались ребята с Геннадием Николаевичем очень тепло и, конечно, были благодарны, что он их не подвел, а приехал и пообщался с ними так сказать непосредственно, напрямую. Очень долго потом они вспоминали этот визит и даже хвастались фотографиями родным, знакомым, близким: смотрите, я с Селезнёвым .

Для нас, педагогов, такие встречи известных в стране людей с детьми — часть реабилитационного процесса. Они дают возможность нового их понимания, нового статуса в этом сложном для них мире.

Позже, когда Геннадий Николаевич уже не был спикером и даже депутатом Государственной Думы ребята всегда приглашали его на все свои мероприятия в Москве, ведь он наш, говорили они. И это не просто слова, которые говорят, как дежурную фразу, а отношение к близкому и, по-своему, дорогому человеку.

Как было нам ни сложно пробиваться, а порой даже продираться сквозь трудности и дебри равнодушия, прежде всего чиновничьего, но шли годы, и мы добились многого: открыли отделение инвалидов при Краснодарском Государственном университете культуры и искусств (ныне Институт культуры), где наши ребята могут получать полноценное высшее образование, получили, хоть и не очень удобное, но все же свое, помещение в Краснодаре. В тринадцати регионах появились наши отделения, а в Москве координирующий на федеральном уровне их работу центр — Инва-Академия.

Когда однажды побывавшая на нашей выставке в Сочи Л.А. Путина спросила нас, как мы без бюджета смогли сделать так много, я ответил — это благодаря нашей партии, «Партии добрых сердец», то есть таких людей, как Геннадий Николаевич Селезнёв, которые нам постоянно помогали во всех наших начинаниях. Конечно, без их поддержки и конкретной регулярной помощи нам бы никогда не добиться нынешнего уровня нашей работы и признания, в том числе со стороны чиновников.

В 2013 г. Инва-Академия отметила в Государственной Думе свое двадцатилетие. Мы провели выставку, мастер-класс. Приехали в Москву большой группой. Выставка была не просто большой, но яркой, многосторонней. Были представлены все направления работы, все отделения, наши внутренние и зарубежные мероприятия. Конечно, мы пригласили на выставку

Во время выставки Геннадий Николаевич сказал: а вы знаете, Николай Николаевич, вам пора бы открыть в Москве свой выставочный центр. Уже над этим работаем, засмеялся я, и обязательно пригласим Вас на открытие.

В это время Геннадий Николаевич работал в одном из банков Москвы. Он дал мне визитку и попросил прийти к нему, чтобы побеседовать по различным вопросам. Месяца через два мы с ним встретились в банке. Со мной был наш коллега адвокат из Краснодара А.Ф. Филиппов.

Я показал Геннадию Николаевичу нашу международную программу, которую мы назвали «Детская культурная дипломатия». Он внимательно ее просмотрел и поинтересовался, откуда такое название, ведь у вас доминирует реабилитация.

Я рассказал ему, что с 2000 г. мы проводим не только выставки за рубежом и мастер-классы, но, по существу, представляем через творчество детей-инвалидов нашу культуру. Это название придумали не мы, а как раз дипломаты. В 2007 г. мы провели выставку в Совете Европы, которую открывал Генеральный секретарь Совета Европы, в то время Терри Дэвис, и на которой присутствовали представители 47 государств континента.

После выставки наш посол в Совете Европы А.Ю. Алексеев подошел ко мне и сказал: «Вы знаете, Николай Николаевич, сегодня меня поздравляли с блестящей выставкой наших детей даже те, кто едва со мной раньше здоровался. Ваша выставка имела, можно сказать, дипломатический характер».

«Да, замечательно», — подтвердил Геннадий Николаевич, просмотрев программу, а затем альбом с аналогичным названием. Я посоветовался с ним, как лучше представить нашу программу в МИДе, где готовилась наша встреча с С.В. Лавровым, нашим министром, и он дал несколько ценных советов, а потом обратился ко мне и А.Ф. Филиппову со своим вопросом: «У меня к вам тоже будет своя просьба. Мы организовали Партию Возрождения России, и на Кубани у нас есть отделение. Но, к сожалению, оно довольно слабенькое. Я хотел бы попросить вас помочь там нашему руководителю отделения усилить работу».

«Ну, это, скорее к Анатолию Федоровичу , а не ко мне», — сказал я, обратившись к Филиппову . Геннадий Николаевич дал нам свой номер мобильного телефона и попросил звонить в любое время, если необходима будет какая-либо помощь. «Материально я помочь вам, к сожалению, ничем не смогу, но, что касается совета и какой-либо другой поддержки, то всегда звоните».

С этого времени и до последних дней Геннадия Николаевича мы часто созванивались с ним по самым важным для нас и насущным вопросам; и всегда получали и ценный совет, и моральную поддержку, в частности, перед Паралимпиадой, где мы провели две яркие интересные выставки, а также перед нашими выставками в Риме и Ватикане, встречей с папой римским летом 2014 г.

Как гром среди ясного неба свалилась на нас кончина Геннадия Николаевича. Казалось, чуть ли не вчера мы вместе открывали в акционерном обществе «Алмазный мир» в Москве наш Международный выставочный центр, где он произнес теплые напутственные слова, и вдруг такое. Дети плакали, узнав о трагедии и, конечно, долго будут помнить замечательный образ нашего попечителя и большого друга Геннадия Николаевича Селезнёва.

Президент Национальной

Инва-Академии

Искусств и социальной

Реабилитации

Подрастающего

Поколения

Глава книги - Вся власть - закону! Государственная дума

Этот год в России объявлен годом равных возможностей. В Краснодаре одним из мест, где инвалиды имеют все шансы сравняться с обычными людьми, а то и превзойти их, является Инва-Академия искусств. Там через творчество восстанавливают утраченные навыки, помогают найти себя в жизни. Работы воспитанников академии, в частности, картины и иконы, приобрели большую популярность не только в России, но и за рубежом.

Что значит "начать жизнь с нуля", Саша знает не понаслышке. Когда врачи поставили ему страшный диагноз опухоль мозга, он учился на третьем курсе худграфа. После операции мольберт и кисти Саше пришлось отложить на два года, он просто не мог удержать их в руках. Парень перестал общаться со сверстниками, все больше времени проводил в одиночестве. У мамы опускались руки. Вот тогда-то знакомые и посоветовали обратиться им в Инва-Академию и через творчество, через живопись попытаться восстановить утраченные навыки. И долгожданный перелом наступил. Саша пошел на поправку, заново научился рисовать и даже закончил университет.

"Приобретение этих навыков дает ему уверенность, силы, интерес к жизни. Цель у него появилась", - говорит Наталья Данилова, мама Саши Данилова.

Благодаря Инва-Академии, цель появилась и у сотен других людей разного возраста и с разными диагнозами. У сорокалетнего Дмитрия, который оказался в инвалидном кресле после аварии, в академии обнаружили талант графика. 17-летняя Алиса, с детства болеющая полиартритом, нашла себя в иконописи.

300 человек с ограниченными возможностями лечатся арт-терапией только в Краснодаре. Точнее, начинают лечиться, а потом увлекаются, зарабатывают деньги и даже сами преподают. Иконы воспитанников академии украшают стены почти всех храмов Краснодара, Казанский собор, Храм Христа Спасителя. Выставки живописных работ и изделий декоративно-прикладного искусства не раз проходили в Германии, во Франции, и, конечно, в России.

"Мы ставим задачу не просто реабилитировать детей-инвалидов, но даем возможность детям получить образование и потом профессию, чтобы они могли сами себя поддержать материально", - объясняет Николай Галкин, президент национальной Инва-Академии искусств и социальной реабилитации подрастающего поколения.

А начиналось все с маленькой студии в станице Новотитаровской. 16 лет назад в крошечной комнатке первые 5 учеников сели за парты будущей Академии. В тесном помещении с инвалидами на колясках заниматься было неудобно, не хватало и материалов для работы. Однако нашлись добрые люди, которые бескорыстно поддержали новый проект. При содействии благотворительного фонда Олега Дерипаски "Вольное дело" сегодня в академии могут бесплатно учиться сотни детей и взрослых.

"Когда я побыла в том помещении, в котором находилась инва-студия, я поняла, что мы не можем не помогать этим людям, педагогам, которые взялись за очень трудную, но очень важную работу - помогать ребятам, которые могут учиться только в особенных условиях", - рассказывает Тамара Румянцева, генеральный директор благотворительного фонда "Вольное дело".

Глядя на работы этих людей, понимаешь, что такие шедевры могли родиться только в таких особенных условиях. Как говорят сами художники, занятия в Инва-Академии помогают им хотя бы на время забыть о физических недугах и получить возможность заниматься любимым делом.

"Я понял, что это моё, я без этого не могу, не могу жить без искусства", - говорит Александр Данилов.

В Инва-Академии люди с ограниченными возможностями снова поверили в себя, научились мечтать, а кто-то, также как и Саша, нашел свой смысл жизни.

Валерия Полторанина

Павел Давыдов: В начале декабря в России прошла традиционная Декада инвалидов. Во многих регионах состоялись круглые столы, акции, встречи, организованные общественными организациями, медицинскими учреждениями и социальными службами. Главная цель акции – помочь и поддержать людей с ограниченными возможностями. Активное участие в мероприятии принимала "Инва-Академия". Наверное, это самое необычное учебное заведение в нашей стране. Ее студенты – дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничным желанием стать нужными этому миру.

О лечении творчеством и методах социализации людей с ограниченными возможностями мы поговорим с президентом "Национальной Инва-Академии" Николаем Галкиным. Николай Николаевич, здравствуйте. Пожалуйста, присаживайтесь.

Николай Галкин: Здравствуйте. Спасибо.

П.Д.: Очень рады видеть вас вновь в нашей студии. Закончилась Декада инвалидов. Скажите, пожалуйста, каковы итоги?

Н.Г.: Итоги очень хорошие. В этом году мы провели более 50 выставок. Сейчас, несмотря на то, что декада закончилась, мы проводим четыре выставки одновременно – две выставки у нас в Краснодаре и две выставки сейчас проходят в Москве. Отчитались у нас регионы. Недавно прислали из Чечни очень интересные материалы. Там есть организация, "Оптимум" называется. Возглавляет ее замечательный человек Руслан Ахмаев, и вот он прислал. Они проводили там мероприятие, тоже посвященное Декаде инвалидов. В Крыму у нас тоже они встретили эту декаду, это тоже очень интересно.

П.Д.: Насколько я понимаю, главная цель Декады инвалидов – это привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Скажите, пожалуйста, а в каком формате это правильнее, с вашей точки зрения, делать – проводить выставки или все-таки встречаться и общаться?

Н.Г.: Вы знаете, здесь я бы сказал так – комплекс. С одной стороны, выставки. С другой стороны, мы проводим мастер-классы. Недавно мы провели мастер-класс в Московском доме национальностей, и дети показали, как они работают, и одновременно показали свою собственную выставку.

Но кроме этого, мы проводим еще круглые столы педагогов. Самые интересные, я считаю, круглые столы проходят с родителями. Дети-инвалиды должны раньше, чем здоровые дети, входить в какие-то сложности нашей жизни. Почему? Потому что им сложнее осваивать, ту же лестницу, скажем, осваивать. У нас иногда мамочки, бывает, жалеют своих детей и не приспосабливают их к тем трудностям. И когда родители встречаются, когда они показывают своих детей, и так называемые мамочки жалеющие видят, чего уже достигли дети "не жалеющих" родителей – это бывает очень показательно и имеет воспитательное значение для родителей. Это очень важно.

П.Д.: Николай Николаевич, насколько я понимаю, уже больше 20 лет "Инва-Студия", а впоследствии и "Инва-Академия" занимаются очень важным делом. Через арт-терапию ваши специалисты помогают подросткам найти свой путь, а главное – помочь войти в общество. У ученых до сих пор нет четкого определения и точного понимания, как через арт-терапию можно помогать. А у вас, мне кажется, это понимание есть. Искусство лечит?

Научные исследования показали, что арт-терапия не просто поддерживает, а именно оказывает лечебное воздействие на людей с ограниченными возможностями.

Н.Г.: Да, лечит. Мы принимали участие в работе семинара в Ялте, там центр инклюзивного образования. И я там читал небольшую такую мини-лекцию, и одновременно мы проводили сразу три мастер-класса. И я там приводил пример, как ученые через исследования показали, что арт-терапия не просто поддерживает, а именно оказывает лечебное воздействие на людей с ограниченными возможностями. Вот это очень важно.

Но я скажу так: мы не только занимаемся арт-терапией, мы занимаемся реабилитацией в более широком смысле. Поэтому для нас очень важно не только, так сказать, поддержать физически, психологически, но и потом встроить в социум, в разные социумы инвалида. А в какие социумы? Сложнее всего он встраивается в социумы, связанные с рыночными отношениями. Поэтому мы разработали сейчас концепцию организации детских бизнес-городков, где дети уже с довольно раннего возраста могут привыкать к рыночным отношениям и потом легко в них входить.

П.Д.: А где эти бизнес-городки появятся, в каких регионах? Вы пока не просчитываете?

Н.Г.: Вы знаете, сейчас это пока еще только наша мечта.

П.Д.: Но вы же, наверное, видите ее воплощение в каких-то регионах.

Н.Г.: Лучше всего это сделать к Крыму. Есть замечательный педагог, он возглавляет институт в Ялте, Александр Владимирович Глузман. В свое время он был министром образования Украины, а сейчас уже много лет возглавляет институт. И у них там как раз центр инклюзивного образования. И когда мы с ним разговаривали, сошлись в этом. И если нас поддержит Министерство образования, это будет просто замечательно.

П.Д.: Когда год назад вы были в этой студии и отвечали на вопросы моей коллеги Ангелины Грохольской, вы сказали, что вы рассчитываете, что в Крыму появится своя "Инва-Студия", своя "Инва-Академия". Это удалось сделать?

Н.Г.: Удается. Это не так легко и не так быстро делать. Мы провели мероприятия в Симферополе. Там есть замечательный центр, возглавляет Никитина Нина Александровна. Сейчас им выделили средства, они расширяются. Очень важно, что мы одновременно решаем проблему и гармонизации межнациональных отношений. Понимаете, через культуру это удается значительно легче. В Ялте, как я уже сказал, мы провели мероприятия. И в Севастополе. В Севастополе мы опираемся не только на профессиональные кадры, но и на общественников. Там есть супруги Красильниковы, они предприниматели, и они как раз в этом отношении нам помогают.

П.Д.: Николай Николаевич, вы прошли такой серьезный путь. Когда-то была всего лишь сельская студия, которая помогала людям с ограниченными возможностями. Сегодня это большая "Национальная Инва-Академия", которая охватывает, если я не ошибаюсь, 14 регионов. Вы можете для себя и для наших телезрителей ответить, что стало основополагающим?

Н.Г.: Вы знаете, основополагающей стала любовь к ребенку. Я вам честно скажу, первые полгода, когда я носил этих детей, у меня была какая-то неловкость такая перед ними за то, что я не инвалид. Потом я привык, втянулся. И сейчас мы все уже… Мы живем, как община. И когда к нам приезжают, то они именно отмечают вот эту семейную обстановку у нас. Любовь к детям возникает в процессе, именно любовь. Очень важно – как помочь ребенку для того, чтобы ему стало лучше. Вот это очень важно.

П.Д.: Николай Николаевич, вы сейчас сказали, что когда вы общались с детьми-инвалидами, вам было неудобно, что вы без ограничений в плане физического какого-то состояния. Очень важный момент. Ведь действительно, когда мы общаемся с особыми детьми, мы каждый раз это все через себя проецируем. Но важный момент – как поменять отношение общества? Потому что мы, общество, почему не принимаем? Мы боимся. А страх порождается от незнания. Вот как здесь соблюсти баланс и все-таки сохранить в себе человечность?

Н.Г.: Вы знаете, система инклюзивного образования всегда требует какой-то доработки. И необходимо, конечно, вот это воспитательное условие.

Я просто приведу такой пример. У нас была девочка, училась в институте, и когда она пришла… Она инвалид-колясочница. Мы проводили такие опросы, и некоторые говорили здоровые студентки, так называемые здоровые студентки говорили: "Нам как-то вроде и неудобно рядом". А потом они привыкли, потом они ее полюбили. Сейчас она вышла замуж, она чемпион района по штанге, она получила высшее образование. И уже к ней относятся совершенно по-другому. То есть необходим процесс.

О лечении творчеством и методах социализации людей с ограниченными возможностями. "На равных". Говорим с президентом "Национальной Инва-Академии" Николаем Галкиным.

П.Д.: Николай Николаевич, а что мешает сегодня внедрить вашу методику инклюзивного образования в обычных школах? Я знаю, вы над этим проектом долго работали, а воз и нынче там.

Н.Г.: Вы знаете, пока еще боязнь, я бы сказал, боязнь чего-то. Конечно, с инвалидами сложнее работать. И иногда бывает так: обожжется чиновник – и "лучше не делать". Вот у него в голове доминанта "лучше не делать, чем сделать это". Не надо этого бояться. И нужно понимать, что любой эксперимент имеет разные какие-то нюансы, и пугаться не стоит. Мы сколько ездили за границу, и у нас ни разу не было ни одного ЧП. Почему? Идет серьезная предварительная проработка и с родителями, и с педагогами, и с теми, кто у нас организует.

П.Д.: В двух словах давайте расскажем, что собой представляет ваша инклюзивная система образования.

Н.Г.: У нас инклюзивное образование такое комплексное, я бы сказал. С одной стороны, мы учитываем условия ребенка. И когда он приходит, то в первую очередь он совершает путешествие по нашему центру. И мы видим его, а он видит нас. И начинаем приспосабливаться постепенно друг к другу. Вот эта инклюзия очень важна.

Чтобы добиться успеха, важно учитывать несколько моментов. Не говорить "нет" и "плохо". Второе – обязательно видеть и понимать успехи ребенка.

Очень важно, когда родитель приходит и садится рядом с ребенком – тогда мягче проходит вхождение в эту систему. И родители бывают заинтересованы и начинают понимать, что и как делать, ведь очень много малограмотных (я имею в виду – в реабилитационном отношении инвалидов). И это в конечном итоге приводит к успеху.

И для нас важно вот несколько таких моментов. Не говорить "нет" и "плохо". Второе – обязательно видеть успехи ребенка, понимать. Вот Василий Иванович Руськин выступал, и у него есть очень серьезная, так сказать, сильная сторона – он видит положительное в первых шагах. Сейчас в "Инва-Студию" возглавляет наша родительница бывшая, Людмила Васильевна Рысухина. Вы знаете, пока она не сделает все до последнего, чтобы помочь инвалиду и его семье, она не успокоится. Вот эти сильные стороны. К нам приходят и говорят: "Почему у вас такие успехи?" Потому что такие люди, которых мы воспитали за это время.

П.Д.: Как раз с Василием Руськиным мы общались недавно по Skype, представителем "Инва-Студии" из Краснодара. И он выразил такое мнение, что сегодня крайне необходимо найти вот этот отдельный подход к каждому ребенку, к каждому инвалиду. Но сделать это крайне сложно. На ваш взгляд, почему? Ресурсов не хватает? Людей? Умений, знаний?

Н.Г.: Нет, ресурсов у нас, я думаю, достаточно. Просто целенаправленность этих ресурсов – вот это наша проблема.

П.Д.: Кстати, по поводу денег. Кто сегодня помогает "Инва-Академии"? Государство, нет?

Н.Г.: Я как-то сказал… Мы встречались с Людмилой Александровной Путиной, кажется, в 2001 году это было. Она говорит: "Николай Николаевич, как вы общественной организацией сделали так много?" Я говорю: "У нас есть "партия добрых людей". Как раз эта "партия добрых людей" нам и помогает. Татьяна Геннадьевна Рогозина очень много помогает. И Дмитрий Олегович, когда он был послом в НАТО, он нас приглашал туда. Мы там делали замечательную выставку, мы передали икону там в центральный храм в Брюсселе. Вот такие энтузиасты.

П.Д.: Николай Николаевич, мы с вами поговорили почти обо всем, затронули положительные стороны и даже поговорили о том, как общество можно подключить к важному инклюзивному проекту. Но боюсь, что забыли главное. Скажите, пожалуйста, что сегодня мешает "Инва-Академии" развиваться дальше?

Н.Г.: Я бы сказал так: недостаточное внимание со стороны тех, кто должен в первую очередь обращать на это внимание. Вот недавно мы собирали в "Инва-Студии" чиновников, представителей Законодательного собрания. Они говорят: "Да, да! Все это очень хорошо. Да, будем помогать!" Но иногда бывает так: заканчивается мероприятие – и все, забывается. И конечно, законодательство. Нужно дорабатывать законодательство.

П.Д.: Николай Николаевич, в завершение нашей беседы расскажите, раскройте тайну, завесу тайны, какие планы и какие задачи ставите перед "Инва-Студией" на 2017 год.

Н.Г.: На 2017 год мы ставим такую задачу. В первую очередь и самое главное – конечно, дальше работать в Крыму и включить Крым в систему нашей работы. Но и почерпнуть в Крыму то, что у них есть. У них там очень много хорошего. Поэтому не будем распыляться. Вот Крым сейчас должен войти в систему наших отношений.

П.Д.: А я пожелаю вам и всем сотрудникам "Инва-Академии", чтобы число регионов росло и дальше, и в конце 2017 года их было не 14, а хотя бы уже 30.

Н.Г.: Спасибо.

П.Д.: Успехов вам в работе! И спасибо, что сегодня на конкретных примерах рассказали, как важно быть на равных.

Сотрудники "Инва-Академии" в 14 регионах страны каждый день, как бы громко это ни звучало, совершают настоящий подвиг. Это тяжелый труд. Это серьезная поддержка особых детей и их родителей. И это индивидуальный подход к каждому ученику. И главное здесь – результат, который стоит любых стараний. В студии "Большой страны" был президент "Национальной Инва-Академии" Николай Галкин.