Американская готика. История одной картины. Американская Готика __ Известные мастера готики

30.06.2019

Хотя бы однажды, ты видел эту картинку. И первое о чем ты подумал было: - «Хм… что здесь происходит?».

Картина «Американская готика» производит на зрителя неоднозначное впечатление. Давайте попробуем понять, почему так происходит.
Картина была создана в 1930 году, художником Грантом Вудом. Однажды, он увидел маленький белый дом в стиле плотницкой готики. Дом приглянулся художнику, и он решил написать картину, рассказывающую историю жителей дома, которые могли бы в нем жить. В качестве моделей он выбрал свою сестру Нэн и зубного врача Байрона МакКиби. Вуд писал людей и дом по отдельности, сцена которую мы видим на картине, никогда не происходила.

Фотография на которой запечатлены сестра художника Нэн и Байрон МакКиби, которые стали героями «Американской готики».

Закончив, Вуд решил представить свою картину на конкурсе в Чикагском институте искусств. Судьи восприняли картину как «юмористическую валентинку», демонстрирующую отношения двух супругов с жизненным «багажом». Но хранитель музея увидел в картине нечто иное и уговорил судей вручить Вуду приз в 300 долларов и приобрести картину для института. Там она, кстати, остается до сих пор.

После приобретения картины, изображение решили напечатать в нескольких городских газетах. Случилось неожиданное, жители штата Айова, где была написана картина были разгневаны сатирическим изображением жителей штата. Одна дама даже угрожала откусить ухо художнику.

Грант Вуд в своё оправдание говорил, что хотел создать собирательный портрет американцев и ничем не хотел задеть чувства жителей штата. Сестра художника также разглядела в картине унизительное отношение, правда, к ней самой. Она говорила брату, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой. После публичной демонстрации картины, Нэн утверждала, что на картине изображены отец и дочь. Однако сам художник не давал комментариев по этому поводу.

Некоторые критики уверены в том, что картина представляет собой сатиру на жизнь маленьких американских городов. В период 1930-х годов «Американская готика» стала частью нарастающего критического взгляда на жизнь и ценности сельской Америки.

А теперь обратим внимание на некоторые факты. Вуд был художником регионалистом, не очень известным за пределами своего штата. Сам он вырос на ферме, в сельской местности, любил природу и пейзажи маленьких городков. Так зачем же художнику смеяться над тем, что он любит?

Работая с Байроном МакКиби над образом мужчины, Вуд говорил, что ему приятно лицо Байрона. На картине мужчина изображен в круглых очках, но МакКиби носил очки с линзами восьмиугольной формы. А вот отец Вуда, носил круглые очки, популярные в XIX веке.

Образ женщины был списан с сестры. В жизни Нэн была яркой и позитивной девушкой, но на картине она выглядит намного старше. Несмотря на то, что картина была написана в XX веке, одежда героев взята из викторианской эпохи, это подтверждает передник хозяйки дома, (который Нэн пришлось отпороть с платья матери, так как в магазинах такие уже не продавали), а также камея, которая была популярна в то время.

Возможно, что Вуд создавал картину-воспоминание, в которой герои и вещи напоминали ему о детстве и том времени, когда он жил на ферме. К тому же во времена Великой депрессии картина стала рассматриваться, как изображение мужественности американских первопроходцев.

Но, несмотря на всё это, картина всё же оставляет странное загадочное впечатление. Возможно, дело в атрибутике и «поведении» героев. Если внимательно присмотреться к героям, мы увидим, что мужчина стоит на переднем плане, женщина чуть сзади. Своим локтем он как бы сдерживает её, не давая подойти ближе. В руках он держит вилы, но держит их в кулаке, что придает жесту слегка угрожающий вид.

Над домом можно увидеть шпиль церкви. Это отсылка к наследию пуритан-первопоселенцев, которые придерживались строгих правил и не любили, когда вторгаются в их тихую жизнь. За спиной мужчины можно разглядеть красный амбар, который указывает на род деятельности хозяев, как и цветы на веранде. Но особо впечатлительные зрители видят в картине сюжет фильма ужасов. Благодаря чему, картина сотни, а может быть и тысячи раз подвергалась насмешкам. В интернете можно найти массу коллажей на совершенно разные темы, начиная от фильмов ужасов, заканчивая пародией на известных персонажей, музыкантов, политических деятелей.

Какими бы не были предположения критиков и общественности, какое впечатление производит эта картина решать только нам. В Чикаго, например, посчитали хорошей идеей установить героям картины памятник, как бы выпустив их в большой город с чемоданом.

Сюжет

Где-то на просторах Айовы затерялся дом, архитектура которого — классический пример плотницкой готики. В конце XIX века этот стиль сформировал «лицо» Среднего Запада. Желая как-то украсить свои простецкие дома, провинциальные мастера украшали их элементами в неоготическом викторианском настроении.

На фоне дома изображены мужчина и женщина. По одной версии, это супружеская пара, по другой — дочь с отцом. На второй особенно настаивала сестра художника Нэн. Она согласилась позировать, приложила усилия, чтобы подготовить нужный костюм, а Вуд в итоге выписал ее так, что она выглядела значительно старше своего возраста. Чтобы «скостить» несколько лет, Нэн во всех интервью утверждала, что женщина на полотне — именно дочь, а не жена.

Источник фото: wikipedia.org

Для мужчины позировал дантист Байрон МакКиби. Лицо 62-летнего мужчины, по мнению Вуда, все словно бы состояло из длинных прямых линий. Добродушный МакКиби согласился стать моделью, попросив лишь сделать так, чтобы знакомые его не узнали. Но, увы, вышло все совершенно наоборот.

Многое в облике персонажей Вуд воспроизвел по детским воспоминаниям о родителях: у его отца были круглые очки; нашивка на переднике взята со старой одежды матери; брошь была куплена Вудом в Европе для матери; шпиль церкви как напоминание о том, что родители — примерные пресвитерианцы — познакомились в церкви.

Интересно, что в реальной жизни обе модели были жизнелюбивы, активны, да и моложе. Но для истории они остались в тех образах, которые для них придумал Вуд. И все же художник дал слабину. В одном из своих писем он указал: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».


«Оценка» (1931). Источник фото: wikipedia.org

Композицию и технику Вуд позаимствовал у мастеров Северного Возрождения, чьи работы он, очевидно, видел во время своей поездки по Европе. При этом пуританская сдержанность отвечает популярной в 1920-х «Новой вещественности».

Контекст

Впервые картина была выставлена в год создания — в 1930-м. Произошло это в Чикагском институте искусств, где полотно находится по сей день. В год дебюта художник получил за картину приз в размере 300 долларов. Новости о выставке растиражировали «Американскую готику», сделав ее узнаваемой в каждом уголке страны. Практически сразу же картина стала источником для карикатур и пародий.

Одни — например, Гертруда Стайн, одна из критиков, сразу оценивших полотно Вуда, — рассматривали картину как сатиру на зашоренность жителей одноэтажной Америки. Другие видели в ней аллегорию непоколебимого духа американцев, чей дух не был сломлен Великой депрессией. Вуд на вопросы о сути полотна отвечал: «Я не писал сатиру, я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал».


Туристы позируют на фоне дома, изображенного на картине. Источник фото: nytimes.com

Жителям Айовы «Американская готика» не понравилась. Ее советовали повесить в маслобойне, чтобы молоко скисало быстрее при таких кислых лицах. Кто-то грозился откусить художнику ухо.

Судьба художника

Сам Вуд был одним из таких же деревенских жителей из Айовы. Отец скончался, когда Гранту было 10 лет, поэтому мать довольно рано отдала его в подмастерья. Уже в детстве он освоил некоторые из техник, которыми зарабатывал позднее: работа по дереву, металлу, стеклу и т. п.


Автопортрет. Источник фото: wikipedia.org

Вуд признавался, что лучшие идеи приходили, когда он доил корову. По сути своей он был больше ремесленником, нежели артистом. После окончания Школы искусств Чикагского университета Вуд изготавливал ювелирные изделия из серебра, и даже длительная поездка по Европе не смогла кардинально изменить его творческий путь. Да, он посмотрел, как работали мастера Северного Возрождения, и многое перенял у них; да, он познакомился с современными ему веяниями и трендами в европейском искусстве. Но все же он оставался и намеренно укреплял провинциализм и реализм своего творчества. Вуд был одним из организаторов движения регионализма, популярного на Среднем Западе. Представители сообщества выбирали для творчества сцены из жизни простых американцев.

Массово пародировать и тиражировать Вуда начали после постепенного восстановления от Великой депрессии. «Американская готика» с ее строгостью, непоколебимостью и пуританством начала появляться в театре, кино и даже в порнографии.

Источники:
Encyclopedia Britannica
Art Institute Chicago
The New York Times
Steven Biel «American Gothic»

Фото для анонса на главной странице и лида: wikipedia.org

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Зарождение и развитие стиля

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Имприматура в живописи

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Минимализм как стиль в живописи

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:


Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

Импрессионизм как стиль в живописи

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Живопись эпохи северного возрождения

Узнать картины в этом направлении просто:


Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Супрематизм как стиль в живописи

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.

Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Стиль живописи рококо

Траини

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да Безоццо

Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.

«Американская готика» (American gothic) — знаменитая картина американского художника Гранта Вуда (Grant DeVolson Wood), созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, наравне с «Джокондой» Леонардо да Винчи и «Криком» Эдварда Мунка, и, по совместительству, объект колоссального количества пародий и проекций, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. В России, как ни странно, не так популярен, как во всем мире.

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу. )

Сюжет картины и история создания

На картине изображены фермеры, мужчина и девушка, на фоне дома, построенного в стиле плотницкой готики (раняя неоготика). В руке у фермера вилы, которые он держит в сжатом кулаке как оружие. У него также плотно сжатые губы и тяжелый взгляд, швы на одежде повторяют контрур вил, тот же контур можно увидеть и в окнах дома на заднем плане. Его локоть выставлен перед девушкой — возможно, женой, но, скорее, дочерью, голова которой повернута в сторону отца, а на хмуром лице застыло выражение обиды и возмущения. Очень непривлекательная парочка, в непоколебимости и пуританской сдержанности которой угадывается скрытая угроза и драматичность отношений.

Картина была написана в 1930 году в городе Элдон штата Айова — Вуд однажды заметил маленький белый домик и захотел изобразить его и людей, которые могли бы в нём жить. Моделью для дочери фермера послужила сестра художника Нэн, а «фермер» — зубной врач Вуда, Байрон МакКиби (Byron McKeeby). Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.


Нэн и Байрон МакКиби

Картину вскоре приобрел Вуд Чикагский Институт Искусств (там она храниться и по сей день), а после появления репродукции в газете последовала негативная реакция общественности. Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.


Одна из первых пародий, работа фотографа Гордона Паркса

Фотожабы

Произведение талантливое, многогранное и неоднозначное, по числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре с «Американская готика» может мало что сравниться.

История

Грант Деволсон Вуд

Американский художник. Изображал сельскую жизнь американского Среднего Запада. Его картина «Американская готика» (1930 год) - одно из наиболее узнаваемых и пародируемых произведений США ХХ века. Хранится в Чикагском институте искусств, где впервые была выставлена и где учился ее автор.

Пыльные боковые дороги. Редкие деревья. Дома - белые, низкие, далеко стоящие друг от друга. Неприбранные участки. Заросшее поле. Американский флаг. Так выглядит Элдон, штат Айова - город в тысячу человек, где в 1930 году никому еще не известный Грант Вуд, приехав на мелкую провинциальную выставку, приметил в отдалении самый обычный сельский дом с неуместным остроконечным готическим окном на втором этаже.

Этот дом и это окно - единственная константа в набросках к картине, задачей которой было изобразить максимально стереотипных жителей американского Среднего Запада.

Никто не знает, зачем первоначальные владельцы дома решили сделать верхнее окно в стиле церковной архитектуры. Возможно, чтобы вносить через него высокую мебель. Но причина могла быть и сугубо декоративной: «плотницкая готика», как называют провинциальный архитектурный стиль в США второй половины XIX века, имела склонность к простым деревянным домам с парой дешевых бессмысленных украшений. И это именно то, как выглядит большая часть Штатов за городской чертой, куда бы вы ни поехали.

Трактовка

Сама картина незамысловата. Две фигуры - пожилой фермер, сжимающий вилы, и его дочь, старая дева в пуританском платье, доставшемся, по-видимому, от матери. На заднем плане - известный дом и окно. Шторы задернуты - возможно, в честь траура, хотя на тот момент этой традиции уже не было. Символизм вил не выяснен, но Вуд определенно подчеркивает его в линиях швов фермерского комбинезона (к тому же вилы - это перевернутое окно).

Цветы, которых не было в первоначальных эскизах - герань и сансевиерия - традиционно обозначают меланхолию и глупость. Они появляются и в других картинах Вуда.

Все это плюс прямая фронтальная композиция отсылает одновременно и к нарочито плоскому средневековому портрету, и к манере фотографов начала века снимать людей на фоне их домов - примерно с теми же стоическими лицами и немного непрямым взглядом.

Реакция

В начале 30-х картина воспринималась как пародия на население Среднего Запада. В годы Великой депрессии стала иконой аутентичного духа американских первопроходцев. В 60-е снова стала пародией и продолжает ей быть по сей день. Но пародия - это жанр, изолированный во времени: он цепляется за актуальное и забывается вместе с ним. Почему же картину все еще продолжают вспоминать?

У Штатов сложные взаимоотношения с историей. В крупных метрополиях в исторической памяти существует, как правило, только несколько крупных событий относительно недавнего времени - так, например, в Нью-Йорке это будут прибытие иммигрантов на Ellis Island и 9/11. Даже Гудзона не вспоминают. На фронтире, напротив, история везде - индейские племена, война за независимость, гражданская, этнические колонии, первые гужевые дороги, беглые миссионеры - и это единственные места, действительно насыщенные (пусть и короткой) историей.

В серой области между фронтиром и метрополией нет ни истории, ни культуры. Это второстепенные города, единственная функция которых состоит в том, чтобы быть населенными. Именно таким является и Элдон, штат Айова, - и именно поэтому Вуд изначально там оказался. Выставка, на которую приехал художник, ставила себе целью нести искусство в самые что ни на есть народные массы, и город выбран был соответствующий - пустой, скучный, в стороне от всего, с одной улицей и одной церковью.

И вот тут нужно вспомнить, что же такое готика.

Готика

Готика возникла в XII веке из желания одного аббата отреставрировать дорогую его сердцу старую церковь - в частности, наполнить ее дневным светом - и быстро покорила сердца архитекторов, позволяя строить выше, уже и при этом расходовать меньше камня.

С приходом Возрождения готический стиль ушел в тень аж до XIX века, где обрел второе дыхание на подъеме интереса к Средневековью и в пику промышленной революции. Именно тогда мир успешно изобретал новые современные проблемы, последствия которых не решены до сих пор, и взгляд в прошлое пытался найти какую-то альтернативу - дав нам не только неоготику, но также прерафаэлитов, интерес к оккультным практикам и - пуританский консерватизм.

Готика ведь не в камне. Готика - это мировидение.

В каноне позднего Средневековья она давала нужный повод для вдохновения. Ее мир был все еще не о человеке и не принадлежал человеку, но он все-таки был красив. И все эти витражи, колонны и арки тоже отдавали пусть холодной, пусть нечеловеческой, но все-таки красотой.

Так вот, пуританская мораль и плотницкий стиль как пророк ее - это фактически умаленная готика. Это взгляд на человека в линзе двойного предопределения, когда вопрос его спасения решен изначально, а определить это со стороны можно только по тому, застегивает ли он на себе самую верхнюю пуговицу.

Просто в Старом Свете у него, кроме этой пуговицы, все же была культура. А в Новом не было ничего, кроме картофеля и индейских могил. Только и остается что сделать у себя на втором этаже красивое готическое окно как единственный признак преемственности этой культуры, теперь редуцированной до пары крашеных брусьев, поставленных под прямым углом.

Пуританская мораль и плотницкий стиль - это фактически умаленная готика.