Культурные особенности. Народы Греции: культура и традиции

16.04.2019

В 5 классе история Древней Греции занимает особое место, потому что именно там произошло зарождение и укрепление философской мысли, из которой вышли многие фундаментальные современные науки и взгляд на окружающий мир.

Эгейская эпоха

Период в античной истории, охватывающий время культурного взлета и расцвета Эллады представляет наибольший интерес, ведь именно тогда произошло становление многих жанров современного творчества. Развитие культуры Древней Греции делят на пять периодов, первый из которых называют эгейским.

Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре, ведь в Кноссе дворец имел более трехсот комнат и был настоящим чудом строительной мысли, потому что имел два этажа!

Рис. 1. Карта Древней Греции.

Период Гомера

За время этого периода, длившегося с 11 по 9 века до н.э., происходит откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя.

Рис. 2. Падение Трои.

Период Гомера начался для Греции с нуля потому, что погибла предыдущая цивилизация, которая была крито-микенской. По предположениям ученых, это произошло из-за извержения вулкана.

Примечательно, что на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером. Кроме этих произведений и археологическим раскопкам на месте Трои ничего больше об этом периоде неизвестно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разрушенная греками Троя была найдена довольно романтически. Гражданин США Генрих Шлиман мечтал найти клад царя Приама и разбогатеть. Взяв в руки «Иллиаду», с 1870 года он буквально по ее строкам на голом песке начертил разрушенный город и приступил к раскопкам. Так, благодаря труду, написанному за 3000 лет до рождения Шлимана, город был найден.

Архаичный период

В архаичные века наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность.

Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены - мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Рис. 3. Диоген в бочке.

Эллинизм

Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI - VIII вв.) Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по поэмам - "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны - ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII -XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII -VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них - Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов.

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Первый трагик мировой литературы Эсхил воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл создал 120 трагедий. Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид. Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души - очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. формируется комедия, которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени дошли только комедии Аристофана: "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками. Особое внимание уделялось пластике тела. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый".

Идеал человека был воплощен великим Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон, передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до н.э. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя, его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Скульптор Лисипп после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до н.э. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит ввел в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи.

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения - риторика. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий, речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ.В 391 г. до н.э.. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением.

На протяжении V в. до н.э. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" - искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

5) Эллинистический период (III -I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э.. - год военной победы Македонии энад Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до н.э., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура - это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социально-культурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Изображение борьбы богов и титанов - гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до н.э. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним - заупокойный храм.

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.


Введение

1. История культуры Древней Греции

1.1 Периодизация и краткая характеристика этапов древнегреческой культуры

1.2 Мифология как источник и основание античной культуры

1.3 Античный полис и его роль в культуре Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

2. Теория древнегреческой культуры

2.1 Осознание культуры мыслителями Древней Греции (Платон, Аристотель)

2.2 Учение о «пайдейе»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Все то, что дошло до нас от Древней Греции, а это обширный материал, заключающий в себе письменные источники, археологические раскопки, труды греческих мыслителей - служило эталоном в развитии мировой науки. История Древней Греции всегда привлекала к себе внимание ученых, видных мыслителей


1. История культуры Древней Греции


1 Периодизация и краткая характеристика этапов древнегреческой культуры


Античное искусство - искусство античной эпохи. Под ним подразумевают искусство Древней Греции и стран (народов) древнего мира, культура которых развивалась под влиянием древнегреческой культурной традиции. Это искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Античность - некий идеальный исторический период. Тогда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь.

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции:

8 вв. до н. э. - гомеровский период;

6 вв. до н. э. -- архаика;

в - первые 3 четверти 4 в до н. э. - классика;

четверть 4 в - 1 в до н. э. - эллинизм.

Область распространения древнегреческого искусства выходила далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные луниты на Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского греческая художественная культура распространилась по всему Ближнему Востоку.


1.2 Мифология как источник и основание античной культуры


Значение древнегреческой мифологии для развития культуры трудно переоценить. Древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. И потому изучение древнегреческой мифологии приобретает особую значимость - это изучение истоков, в первую очередь истоков европейской культуры, но также очевидно, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Древнегреческие мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.

Для наиболее полного понимания значение древнегреческой мифологии в мировой культуре, необходимо вообще проследить значение мифа в культуре.

Миф - это не сказка, это способ объяснения мира. Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Мифология основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифология как господствующий образ мыслей и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы. Разрушение мифологии говорит о принципиальной смене позиции человека в мире.

Но именно из мифологии вырастает научное знание, религия и вся культура в целом. Мифология древней Греции стала основой для всей античной культуры, из которой в последствии, как мы уже говорили, выросла вся европейская культура.

Древнегреческой называют мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. В основе древнегреческой мифологии лежит политеизм, то есть многобожие. Кроме того, боги древней Греции наделены антропоморфными (т.е. человеческими) чертами. Конкретные представления вообще преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).


3 Античный полис и его роль в культуре Древней Греции


Значение античной культуры. Античная цивилизация, возникшая в начале I тыс. дон. э. сперва на территории Балканской Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, заселенной греками, сыграла выдающуюся роль в истории европейской культуры. Она просуществовала до середины 14 тыс.н.э., то есть свыше 15 веков, и охватывала в период своего наивысшего развития огромную территорию вокруг Средиземноморского бассейна - от Британских островов до Закавказья и Месопотамии и от Рейна и Дуная до Сахары.

Античная культура, розданная в эпоху существования Древней Греции и Древнего Рима, легла в основу духовной жизни современного европейского общества, и мы до сих пор питаемся ее соками и восхищаемся созданными в этот период шедеврами которые ни повторить, ни превзойти в новой исторической ситуации мы не в состоянии. Она превосходила все существовавшие ранее культуры тем, что достигла необычной полноты и завершенности развития. В каждом виде искусства, литературном творчестве и науке были созданы эталонные образцы, которым следовали и подражали во все последующие эпохи.

В античной Греции впервые в истории человечества возникла демократическая республика - высшая форма государственного устройства. Вместе с ней возник институт гражданства с полным набором прав и обязанностей, распространявшихся на античного гражданина, жившего в общине - государстве (полисе).

Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры не на царствующих особ приближенную к ним знать, как это наблюдается в предшествующих культурах, а на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает античного гражданина, равного по правам и положению среди равных и поднимает на щит такие гражданские качества, как героизм, самопожертвования, духовная и физическая красота.

Античная культура пронизана гуманистическим звучанием, и именно в античности сформировалась первая система общечеловеческих ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом. в который тот входил.

В наборе ценностных ориентиров каждого человека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этом наиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей от древневосточной. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родному коллективу, получая в ответ уважение, почесть и славу, которые не может дать никакое богатство.

Эта система ценностей возникла в результате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующей тысячелетней крито-микенской цивилизации, и переход в начале I тыс. - до н. э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека. Уникальным было и государственное устройство - полисы (гражданские общины), которых в греческом мире насчитывалось несколько сотен. Огромную роль сыграла и двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу - и государственную, обеспечивавшую ему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом

Особую роль играло и преобладание политики над экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом на проведение досуга и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.

Благодаря воздействию всех этих факторов в античной Греции в эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) сложилась уникальная ситуация. Единственный раз за всю историю развития человеческого общества, возникла временная гармония человека с тремя основными сферами его существования: с окружающей природой, с гражданским коллективом и с культурной средой.


4 Искусство Древней Греции


Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.

Театральные представления в Древней Греции по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке - «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение - «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность - желтый, хитрость - красный, а гнев - багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой - мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литература.

древнегреческий культура пайдейя


2. Теория древнегреческой культуры


1 Осознание культуры мыслителями Древней Греции (Платон, Аристотель)


Для образования актуальными становятся учения, включающие в себя онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический аспекты.

Именно эти аспекты актуализируют культурно-образовательное пространство в контексте древнегреческой пайдейи и сближают образовательные идеи софистов с образовательными идеями Платона и Аристотеля, именно эти аспекты являются тем связующим звеном, способствующим процессу самоорганизации образовательного пространства, где находят точки соприкосновения педагогические воззрения софистов и онтологические взгляды Платона.

В этих учениях борются за влияние две ценностные ориентации образования, одна из которых базируется на парадигме инструментально-технической рациональности, где человек - средство достижения рациональных целей, вторая базируется на парадигме гуманизма, в рамках которой личность и ее интересы рассматриваются как высшая ценность.

Две эти ориентации берут начало Древней Греции, развивая и интерпретируя как образовательные идеи софистов, направленные на необходимость воспитания «способного» и «сильного» человека, так и образовательные идеи Сократа, Платона и Аристотеля, основой которых является идеал калокагатии, самопознания и самосовершенствования личности.

Идеал культуры и образованности был выражен как в софистической школе, так и в идеях великого Сократа, Платона, Аристотеля и был обозначен одной главной целью - стремлением построить новое общество, основываясь на духовном развитии граждан. Но если, к примеру, Платон видел достижение этой цели в философском постижении истины, то софисты - в риторическом образовании. Софисты, с одной стороны, Сократ и Платон, с другой, - обозначили два полюса древнегреческой пайдейи - экстравертный и интравертный, Аристотель же указал серединный путь, что не противоречило формированию в Древней Греции двух основных идеалов образования, которые для Платона заключены в идеале мудрости, для софистов - в результате практического успеха.

Древнегреческая пайдейя, развивавшаяся в двух направлениях и положившая основу классическому образованию, является не только определенным моментом всеобщего культурного развития, она, прежде всего, форма, устоявшаяся в своей зрелости, в соответствии с которой развернулась античная педагогическая традиция, трансформировавшаяся в идеал западноевропейской и восточноевропейской образовательной мысли.


2.2 Учение о «пайдейе»


Современный мир считается центрированным вокруг эллинской культуры; многочисленные факты, делающие греческую античность абсолютно уникальной и одновременно знакомой и основополагающей для европейцев, подтверждают то, что именно в Древней Греции возникли как образование, так и культура в высоком смысле этого слова. «Пайдейя» включает в себя оба понятия.

Однако греки не могли выражаться подобным образом. Термины «образование» и «культура» пришли из латыни, а греческое слово «пайдейя» стало употребляться в Греции со времен Перикла, после того, как оно просуществовало в языке в течение долгих столетий и готово было отдать свои наиболее видимые плоды, войдя в жизнь всего населения.

Предлагаемое нововведение заключалось в том, что благодаря интуиции формирование и развитие индивида происходило не случайно и не по воле богов: все было одновременно связано с «природой» индивида, задачей которого было достижение понимания своей природы. В наши дни эти термины могут показаться слишком банальными, однако такое понимание природы можно поистине приравнять к революции Коперника в том мире, в котором во всех важных событиях виделся сверхъестественный смысл. Они явились теми понятиями, которые подготовили почву для появления двух наиболее выдающихся примет западного мира: светского характера его мировоззрения и внимания к индивидуальному.

Греки совершенно непринужденно наделяли ее способностью удовлетворять те потребности в универсальных законах порядка, которые традиционные божества могли воплощать во все меньшей степени. Пиндар - голос которого в поэзии можно считать синтезом греческой культуры в момент ее наивысшего расцвета - утверждает, например, что типичный для поэта огромный объем знаний дарован природой, тогда как человека, получившего свои знания за счет неимоверных усилий, можно сравнить с вороной, представшей перед орлом Зевса (II, «Olympian», 86-88). Он восклицает: «Стань таким, каким природа сотворила тебя!» («Pythian», 72). Он утверждает, что высшим человеком является тот, кто от природы наделен блестящими способностями, кому они достались без приложения усилий с его стороны (III, «Nemean» 40-41). Услышав эти слова, мы понимаем, что они содержат как героическую поэтику и аристократический моральный кодекс, так и архаическую версию природной концепции мира.

«Индивидуация» представляет собой «естественную потребность», а препятствовать ей путем снижения уровня коллективных стандартов - значит наносить вред жизненной активности индивида. Поскольку индивидуальность является первичной психологической и физиологической данностью, она и выражается психологическими средствами.

В греческой вселенной с ее богами, которые, в отличие от библейского Бога, не владели искусством создавать людей по своему образу и подобию, метафизическая природа была готова взять на себя пустующую роль всемогущего творца и создателя. Однако это впервые помещало индивида в пространство, в котором можно было взаимодействовать с судьбой, а не только пассивно ей покоряться.

Уже в VI в. до н.э., когда вера в традиционных богов была все еще вполне устойчива, философ Ксенофан смог сказать: «Боги не открыли смертным изначальный порядок вещей; но смертные в длительном поиске открывают его». Как убеждения Пиндара, по-видимому, предвосхищают юнгианский идеал развития внутреннего потенциала личности, так и растущее увлечение идеей природы (изучение которой давало надежду на установление тех законов порядка, которые располагались вне области уходящей в небытие религии) в некотором роде весьма походило на восторг, с которым первые глубинные психологи приветствовали идею бессознательного. Существование бессознательного, как и существование природы, не может быть доказано прямым наблюдением, поэтому, хотя эти явления и нельзя назвать вымыслом, их существование не может считаться доказанным фактом. Но будучи предложенными в качестве гипотезы, «природа» классической античности (безличная и невидимая сущность, лежащая в основе всего живого) и бессознательное современной психологии (безличная и невидимая сущность, лежащая в основе всей психической жизни) становятся предметами веры, ибо они приводят к более адекватным и понятным объяснениям большого круга явлений, включенных в воспринимаемую нами жизнь.

При соблюдении всех мер предосторожности - а совершенно очевидно, что осторожность необходима при рассмотрении общих характеристик, присущих столь отдаленным друг от друга культурным системам, - представляется, будто идея бессознательного возбуждает подозрение о том, что бессознательное является современным аналогом такого способа осознания и постижения новых гипотез, который сделал возможным появление у греков идеи «природы». Можно предположить, что каждая из перечисленных идей специфическим образом, подходящим для своего времени и общества, формулирует общую архетипическую идею. В таком случае можно предположить, что идеал, нашедший свое выражение в высказываниях Пиндара, а также активация (реализация) этого идеала в практике «пайдейи» представляют продукт древней системы ценностей, крайне похожий на те устремления, целью которых в наши дни становится индивидуация, а не исцеление. В обоих случаях установка определяется верой в силы природы («Индивидуация представляет естественную потребность...»), однако с сопутствующим пониманием того, что ненадлежащим образом культивированная природа - природа без культуры, в первоначальном смысле слова, - остается дикими джунглями. Думать об индивидуации как о культуре - в свете первоначального смысла слова «культура», нашедшего свое выражение в «пайдейе», а затем утраченного в современном мире (воспринимающем культуру во внешнем смысле или в смысле приобретения чего-то, находящегося вне нас, а не в виде открытия того, чем человек «является» внутри себя), - означает, как и было сказано вначале, видеть ее вовлеченной в перекрестное оплодотворение культурной ситуацией и психической жизнью индивида.

В мире архаической Греции индивид определял свое место в таком цикле индивидуации и окультуривания (acculturation) - этом цикле, в котором индивид оказывает личное влияние на культуру, устанавливающую общие параметры его жизни, - главным образом с помощью «славы». Все основные документы, относящиеся к эпохе, лежащей между веком Гомера и V в. до н. э., сообщают нам, что высочайшими достижениями эллинов были слава и известность. Такие устремления не содержали современного смысла, вкладываемого в эти понятия. Для греков слава не являлась чем-то эфемерным, она не была той славой, к которой нас приучили современные средства массовой информации, - она была ее полной противоположностью. Обрести славу означало обеспечить себе место в памяти будущих поколений. А память среди будущих поколений в обществе, не привыкшем к истории, являлась единственной гарантией продолжить свое существование во времени: она позволяла сохранять символы и ценности, благодаря которым прошлое могло обеспечить стабильность институтам настоящего и будущего, а также придать характер индивидам, живущим в них.

Помимо этого, в том мире, в котором религия не имела ничего общего с какой-либо реальной системой этики (этика, связанная с религией древних греков, содержала в лучшем случае ряд запретов, но в нее не включались описания природы добрых, положительных действий), примеры людей, по справедливости заслуживших славу, бросали единственный, но мощный луч света, проникавший во мрак борьбы против судеб, почти неизбежных. Чтобы следовать такому примеру, человек должен был наполнить его новым смыслом с помощью того, что мы назвали бы процессом индивидуации. В качестве примера для подражания человек мог выбрать героя; однако ему было прекрасно известно, что у него и у героя были разные судьбы («мойры»), разные родители и различная природная одаренность. Человек мог пользоваться примером как источником вдохновения, но источаемый им свет следовало использовать для исследования новой, собственной дороги. Итак, до наступления эпохи, когда философия и монотеизм начали предлагать ясные и возвышенные этические критерии (но одновременно абстрактные, общие и неподвижные), а именно в архаической, а отчасти и в классической Греции (примерно от VIII в. до н. э. до V в. до н. э.), к деятельности побуждали исключительно нарративы, повествующие о действиях других людей, и индивидуальные эмоции, которые такие нарративы возбуждали у слушателей. Здесь мы имеем дело с героической этикой, не соблюдавшей абстрактных правил; она следовала за прекрасными образами и руководствовалась стремлением к славе.

Люди Древней Греции обладали крайне малой свободой действия; мы видим, что они жили во власти суеверий, охваченные страхом перед колдовством, с верой в неодолимую судьбу. Этот фатализм мы обнаруживаем у Гомера, в трагедиях и даже у Геродота, которого мы, тем не менее, воспринимаем как родоначальника исторической концепции. Мы придерживаемся мнения, которое странным образом не учитывает возможности того, что отсутствие четких абстрактных правил для идентификации хороших, позитивных действий, а также институтов, уполномоченных пропагандировать такие правила (в особенности, в религиозном направлении), вынуждало древних греков жить в ужасающем состоянии тотальной свободы, теоретически значительно превосходившем в этом смысле наше собственное. Их установка на гордое одиночество и трагическое смирение означала в таком случае точку, в которой они искали пристанище от такой сокрушающей свободы. Нас не должно вводить в заблуждение существование таких религиозных институтов, как авторитетный и общепризнанный Дельфийский оракул. Оракул в Дельфах давал конкретные ответы - в зашифрованной форме - на отдельные вопросы, но не излагал установочные принципы или общие правила поведения (не считая известных высказываний, например, «Познай себя» или «Хорошего понемногу», которые, возможно, отвечали потребностям небольшого числа людей, склонных к интроспекции и самодисциплине, но, несомненно, эти высказывания были слишком абстрактными для широкого круга населения).

Чувство отчаянного одиночества, которое испытывали греки в связи с проблемами морали, приводило к дальнейшему укреплению суеверий и усиливало убежденность в том, что боги не заслуживают доверия, злобны и завистливы. Но этот этический пробел, а также страхи и случайности, свойственные такому состоянию обострившейся свободы, смогли привести к появлению «пайдейи». «Пайдейя» была проблемой воспитания собственной дисциплины и культуры - причем прежде всего культуры внутренней - в самой совершенной психике, которая существовала в античном мире, но в то же время была психикой, не умевшей определять добрые или положительные действия, на которые следовало себя настраивать.

В период поздней античности софисты часто трансформировали «пайдейю» в чрезмерно усложненный вид обучения, однако в предшествовавший период она играла важную роль и была весьма похожа на форму роста, наблюдаемую в современном анализе. В условиях отсутствия универсальных и достоверных правил внутреннему взрослению способствовала глубокая идентификация с образцовыми моделями, как реальными, так и воображаемыми: взросление происходило в процессе поиска индивидом собственного мифа, что так близко сегодня юнгианской школе. Эти модели были объектами психических проекций, или же переноса, который продлевал или совершенствовал функцию отца, или скорее замещал функцию отца, ибо эллинский отец играл довольно незначительную роль в обучении сыновей. Несомненно, что «пайдейя» была наиболее завершенной, когда имела место встреча с идеальной фигурой (примером служит миф о герое), а также с реальной присутствующей моделью (такой, какой является учитель), которые помогали юноше развивать внутренний образ, в противном случае этот образ мог бы казаться слишком недостижимым.


Заключение


Как база древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, или эгейская культура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшая с середины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природной катастрофы, а главное, нашествия варварских племен греко-дорийцев в XII-X вв. до н.э. После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос, Троя и др.), дворцы ее царей, и патриархального рода. Нашествие дорийцев было связано с резким культурным упадком, но с VIII в. до н.э. начинается быстрое развитие уже древнегреческой культуры. С примитивных раннеклассовых государств и союзов формируется новая форма государственности - полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет. Это бурный, противоречивый процесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями, борьбой демоса против аристократии.

Это и время колонизации древними греками районов Причерноморья, Северной Африки, юга нынешней Франции, Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась в колонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. с городом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Греки широко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие, садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, возделывать участки земли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло - три источника богатства Древней Греции.

Начиная с VI в. до н.э., в Греции распространилось покупное рабовладение, и прекратился процесс закабаливания своих сограждан. Долговое рабство отменяется. В Афинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшим следствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одного дома, т.е. территориальной общины.

Список использованной литературы


1.Античная литература. Греции. Антология. Ч. 1-2. М., 1989 - 544 с.

2.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб, 2005 - 312 с.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 - 400 с.

Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970 -388 с.

Радциг С.Н. История древнегреческой литературы. М., 1982 - 576

Культурология:/Сост. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2007. - 304 с.


Приложение


1. Дайте объяснение таким ценностям греческой культуры, как мера, культ тела, состязательность, диалектика


Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она - характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач.

Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры, как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные - поэтические и музыкальные, спортивные, конные.

Диалектика - умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.


2. Что такое агон? Какова роль агонистики в древнегреческой культуре?


Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.

В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия - любовь к мудрости - формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства - «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.


Что такое архитектурный орден? Когда он оформился в древнегреческом искусстве?


Архитектурный орден - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке.

В греческой архитектуре употреблялось первоначально только два ордена - дорический и ионический; впоследствии к ним прибавился еще коринфский орден в эллинистической и римской архитектуре.

Хотя с момента соприкосновения с более древними культурами доряне и утратили врожденную грубость, они все же сохранили свои расовые инстинкты. Дорянам была свойственна большая мужественность, твердость и определенность.

Характерным выражением мировоззрения дорян является их архитектура, в которой главное место принадлежит не декоративным эффектам, а строгой красоте линий. Этому расцвету греческой архитектуры, без сомнения, предшествовал длительный период подготовки. Переселение дорян начинается не ранее X в., а первые проблески искусства появляются только в VII в. до н.э. Период его интенсивного развития начинается с того момента, когда греческое общество, уже вполне сложившееся, начинает развертывать колонизационную деятельность.

Благодаря беспримерному богатству колоний умножаются культурные очаги, и оживление начинается повсюду одновременно. Учреждение общегреческих олимпийских состязаний создает тесную связь между отдельными членами общегреческой семьи и придает единство коллективному созданию эллинов. С этого момента существует единая нация, в которой уживаются рядом, не сливаясь друг с другом, дорийский гений и ионийские традиции. Искусство освящает эту вновь народившуюся нацию, оно становится ее символом. Оно выражается в двух основных типах или ордерах. Один из этих ордеров носит название ионийского. Он воспроизводит, облагораживая их формы, занесенные финикийцами, и ведет свое происхождение по прямой линии от архитектуры лидийской группы.

Второй ордер, названный по имени завоевателей - дорян знаменует собой первую попытку освобождения от восточных влияний


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Г
реция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г
омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия в
бирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В
-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

Н
а рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Д
ревнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.