Билеты на сашу фрида. Загадка исчезновения Сильвы: Как сложилась судьба актрисы, сыгравшей главную роль в музыкальном фильме Яна Фрида Пиджак Isabel Marant, джинсы Topshop

23.06.2019

На рубеже сезонов осень-зима состоялась презентация авторского англо-русского альбома московской джаз-фанк певицы Саши Фрид «Фантасмагория». Пластинка записана на «Сигнон Records» и состоит из 2-х EP: первый – полностью на русском языке и выдержанный в стиле блюз-рок, второй – на русском и английском, тяготеющий к современному джазу и фьюжну. В написании музыки и текстов песен участвовали Саша Фрид, Илья Кормильцев, Сэм Моргунов, Ваня Nanik.

«Фантасмагория» Саши Фрид. EP1

Треклист: «На минуса», «Выдох», «Во сне», «Ноль», «Выйди на связь», «Обладать».

Состав музыкантов: Ю.Перминова (клавишные), А.Кан (гитара), Д.Белоусов (бас, контрабас), А.Котречко (бас), А.Кульков и И.Ермаков (ударные), Т.Некрасов (саксофон), А.Соловьев (губная гармошка).

Саша Фрид относится к числу тех певиц, мысли которых уносятся далеко за пределы этого мира. И именно эта способность помогает ей создавать тексты, исполненные настоящей любви, сжигающей страсти и вечных ценностей. Прямого указания на эти составляющие вы не услышите в текстах первого, ровным счетом, как и второго EP. Все происходит на уровне интуиции.

Нужно ли познать любовь, чтобы научиться писать о ней стихи или сочинять музыку? Лиричные баллады «Фантасмагории», спетые в стиле блюз-рок – это то, что как нельзя лучше характеризует саму Сашу. Сочетание несочетаемого. Главная тема всей пластинки – любовь в разных ее проявлениях, но главное, что именно она правит людьми прежде других эмоций.

Настроение первого EP можно проследить по названию треков, по которым предлагает двигаться слушателю певица. Открывает альбом песня «На минуса». Есть чувства, которые не представляют собой идеальный пример отношений, но все же минус на минус дает плюс, а значит у противоположностей есть шанс притянуться друг к другу и попытаться построить свой собственный мир.

Плавно передвигаясь по мелодической линии риффов бас-гитары, настроение меняется несколько раз на протяжении 3,5 минут. Композиции «Выдох» и «Во сне», словно последняя надежда «распознать друг друга» и наполнить каждый вдох и выдох смыслом.

Сочетание несочетаемого как нельзя лучше характеризует творчество Саши Фрид

О превратностях любви, об игре и реальности, история песни «Ноль»: «Съемки кончаются – ты превращаешься в ноль». Текст и музыка создают ощущение живого диалога между исполнителем и слушателем, поневоле вовлеченным в водоворот событии чужой истории. Однако желание выйти на связь и обладать миром своего возлюбленного преодолевает терзания. Аккорды заключительной фьюжн-композиции эхом растворяются в тишине, оставляя слушателя в раздумьях.

«Фантасмагория» Саши Фрид. EP2

Треклист: Default City Queen, Sparrow, «Фантасмагория», «Навстречу», «Sorry, Мама», «Дискотека», Stop Making Love, «Баллада».

Состав музыкантов: В.Луизо, Ю.Перминова (клавишные), А.Кан (гитара), Д.Белоусов (бас, контрабас), А.Котречко (бас), А.Кульков и И.Ермаков (ударные), Т.Некрасов и А.Языков (саксофоны), Д.Савин (труба), А.Рузняев (тромбон), Г.Геворков (перкуссия), Е.Петрова, А.Карпов, О.Вебер
 (бэк-вокал), А.Соловьев
 (губная гармошка).

Характер предыдущего EP сохраняется в первой композиции Default City Queen второй части релиза. Блюз с сочными гитарными соло в лучших традициях западных виртуозов на мгновенье заставляет слушателя увидеть перед собой урбанистический пейзаж мегаполиса и признать его незримое могущество.

Альбом Саши Фрид «Фантасмагория» постоянно держит в напряжении. Стилистическое разнообразие композиций как в инструментальном, так и в вокальном отношении меняется от трека к треку. И вот уже следующий из них включает в себя элементы кантри, и старый добрый сюжет разворачивается прямо на глазах.

Современный джаз с выраженной «медной» секцией ведет слушателя через весь EP 2, перемежаясь с вокальными импровизациями солистки в разных регистрах. Остроты звучанию придает узнаваемая губная гармоника Алекса Соловьева, создавая объем и насыщая его проникновенными отступлениями.

2 EP – это собрание откровений Саши обо всем том, что волнует ее изо дня в день

«Фантасмагория» Саши Фрид – это коллекция песен, которые опережают свое время. Всегда вдохновляясь второй волной фанка, певица стремилась найти собственный стиль. Это касается и вокального исполнения, и инструментальных партий, поэтому в записи ее первого альбома авторских песен приняли участие востребованные на современной музыкальной сцене исполнители. Такая творческая коллаборация обернулась успехом в виде «Фантасмагории», заявив свое право на звание одного из лучших релизов современного джаза уходящего 2016 года.

Фото Гульнары Хаматовой

Ее называли «нашей Марлен Дитрих» и одной из самых красивых актрис советского кино. Актрису Жанну Глебову все знают по роли Сильвы в одноименном музыкальном фильме Яна Фрида, экранизации оперетты Имре Кальмана.

Жанна Глебова была примой Рижского театра оперетты и сыграла всего несколько ролей в кино, а вскоре после своего триумфа в

«Сильве» навсегда пропала с экранов. Только спустя годы стала известна настоящая причина загадочного исчезновения актрисы.

Жанна Глебова родилась в 1950 г. в Донецке, а после окончания школы переехала в Киев. Там она поступила в Театральную студию при Киевском театре оперетты, а затем выступала на сцене Киевского драматического театра им. Ивана Франко. Вскоре она вышла замуж за актера Ефима Хромова и переехала вместе с ним в Ригу. В Рижском театре оперетты Жанна Глебова стала примой – она сыграла главные роли в спектаклях «Сестра Керри», «Тогда в Севилье», «Человек из Ламанча», «Моя прекрасная леди».

Кинодебют актрисы состоялся в 1978 г. в фильме латвийского режиссера Александра Лейманиса «Открытая страна». Спустя год вышел еще один фильм с ее участием – «За стеклянной дверью». Но настоящую популярность Жанне Глебовой принесла главная роль в музыкальном фильме Яна Фрида «Сильва». До этого актрису знали только в Латвии, а после премьеры фильма она стала известной во всем СССР.

Венгерский композитор Имре Кальман написал оперетту «Сильва» еще в 1915 г. (в Европе она шла под названиями «Королева чардаша» или «Цыганская принцесса»), в том же году ее перевели на русский язык. Но поскольку в это время шла Первая мировая война, название оперетты и имена некоторых персонажей изменили. На сцене оперетта пользовалась таким успехом, что ее ставили по обе стороны фронта – и в Австро-Венгрии, а в Российской империи. Позже по мотивам оперетты сняли несколько фильмов в Австрии, Венгрии, Германии, Норвегии. Первый был снят австрийским режиссером в 1919 г., а фильм Яна Фрида был последним, он вышел на экраны в 1981 г. и завоевал в СССР невероятную популярность.

Ян Фрид долгое время не мог найти актрису на главную роль. Жанна Глебова рассказывала: «К Фриду я попала совершенно случайно. Он долго искал исполнительницу главной роли. Ему хотелось, чтобы это была актриса… синтетическая – чтобы не только играла, но и пела, и танцевала, и умела носить костюмы. Чтобы, как он говорил, порода в ней была. Искал, видимо, кого-то вроде Гурченко, но моложе. Да, Гурченко могла бы сыграть актрису варьете Сильву, но вообще-то, среди драматических актрис такое сочетание, такой сплав встречается редко. Мы в то время ставили спектакль «Любви все возрасты» ленинградского композитора Жоры Портнова, и я Жоре очень понравилась. Когда он вернулся в Ленинград и встретился с Фридом, который был уже в панике из-за отсутствия нужной ему актрисы, Жора ему предложил съездить в Ригу и посмотреть одну «девочку». У девочки в то время было уже двое детей и звание заслуженной артистки. Словом, вызвали меня». О том, кто будет ее партнером в фильме, актриса не знала. Пробы на роль Эдвина проходили Николай Караченцов и Анатолий Васильев. С Иваром Калныньшем она случайно встретилась в самолете и только там выяснилось, что они летят на съемки одного и того же фильма.

Известная актриса Татьяна Пилецкая, которая исполнила в «Сильве» роль матери Эдвина, говорила о Жанне Глебовой: «Это был тот редкий случай, когда у актрисы красота сочеталась с драматическим талантом и прекрасным голосом. Жанна ведь окончила консерваторию». Это было действительно так – Жанна Глебова на тот момент была примой Рижского театра оперетты и обладала прекрасными вокальными данными. Но в фильме зрители так и не услышали ее голос – по решению режиссера, все вокальные партии исполняли артисты оперы. И вместо Жанны Глебовой пела Евгения Целовальник.

После своего триумфа в кино актриса неожиданно исчезла с экранов. Только спустя годы стало известно, что в 1990 г. Жанна Глебова вместе с мужем уехала в Израиль. О причинах такого решения актриса позже рассказывала: «

Я за год до переезда гостила в Израиле. И настолько влюбилась в эту страну, что даже во сне ее видела. И мне тогда было все равно – есть здесь оперетта, нет здесь оперетты, все равно… Дело в том, что ситуация в Латвии в то время была в творческом отношении нестабильная, и я считаю, что мы приняли очень правильное решение. В Израиле мы узнали, что наш театр закрыли, он просуществовал без нас всего около года. Прекрасные актеры остались без работы. Кто пошел торговать овощами, кто еще в какой бизнес подался, а кто… работает в Израиле по специальности…».

В Израиле они поселились в городе Реховот. Там вместе с Хромовым они поставили спектакль «Веселая вдова», проводили совместные концерты, принимали участие в программе «Израильская оперетта». Жанну Глебову и ее мужа Ефима Хромова называли флагманами оперетты в Израиле. В последние годы 67-летняя актриса живет у дочери в США и воспитывает внуков.

Летом 2016-го вся светская Москва смирилась с тем, что Никита Ефремов (29) больше не холостяк – он (19), дочкой бизнесвумен Светланы Захаровой и ученицей – тогда еще – Британской высшей школы дизайна. Но длился роман всего пару месяцев – Саша перебралась в Париж, поступила в Parsons, а Ефремов только изредка напоминал о себе фотографиями в соцсетях.

Прошел год. Саша приехала в Москву на летние каникулы и с головой окунулась в работу с брендом Wisdom Марины Долидзе – теперь она продюсирует и стилизует съемки и занимается SMM. Ефремов тоже времени даром не терял – он не только успел сняться в нескольких фильмах, но еще и закрутить новый роман. По иронии судьбы, эту пассию Никиты тоже зовут Саша.

В светских хрониках джазовая певица Саша Фрид (26) не появляется, да и в Instagram у нее всего 2,6 тыс. подписчиков, зато какой у нее голос! В понедельник новая пара пришла на (15), но после пары шотов чачи переместилась в Calicano, а на следующий день Никита пришел с Сашей на , организованный «Клубом 418» Надежды Оболенцевой. И, кажется, со всеми друзьями своего знаменитого бойфренда Саша хорошо знакома, значит, встречаются они уже достаточно долго.

А еще Ефремов буквально на этих выходных вернулся из Грузии и, судя по фото в Instagram Фрид, она ездила с ним. Отдохнули с душой: сходили на фестиваль Tbilisi Open Air, изучали местные барахолки и обедали в самых модных тбилисских заведениях. В общем, как бы то ни было, официального подтверждения их роману пока нет (а будет ли?), но пара они красивая – это глупо отрицать.

Фотографии: Люба Козорезова

ДЛЯ РУБРИКИ «ГАРДЕРОБ» мы фотографируем красиво, самобытно или странно одетых людей в их любимых вещах и просим рассказать связанные с ними истории. На этой неделе наша героиня - певица Саша Фрид.

Помню, классе в восьмом я пришла в школу в папиных джинсах, бархатном платье в стиле 80-х с розовым подъюбником, открытыми плечами и розой на груди, спортивной шёлковой куртке adidas красного цвета и с огромными розовыми бусами. На голове у меня была кепка, расшитая разными пуговицами (хенд-мейд), а на ногах - высокие кеды Converse с надписями. Выглядела я оригинально. Ребята из школы просили, чтобы я украсила их рюкзаки булавками и значками. Чувствовала я себя отлично: меня называли «фриком» и «шутом», зато я была не как все.

Лет в семнадцать я открыла для себя мир маминых вещей. Нашла спрятанные чемоданы с бархатными пиджаками, широкими брюками на высокой талии, варёными «ливайсами» и её выпускным платьем. Это снесло мне голову, причём вовремя - как раз началась мода на 90-е и вещи из секонд-хендов. С тех пор я для себя решила: никогда ничего из одежды не буду выбрасывать или отдавать, особенно пиджаки, которые являются моей главной страстью. Я их коллекционирую, и когда-нибудь моя повзрослевшая дочь найдёт мои чемоданы и будет в десять раз счастливее меня. Я своей маме очень благодарна. Любовь к винтажу у меня по сей день и на всю жизнь.

Вообще, в моей семье велась очень правильная политика - не покупать дорогие вещи ребёнку, который, во-первых, явно не оценит качество, во-вторых, порвёт во дворе, в-третьих, просто не в состоянии ценить дорогую вещь и, в-четвёртых, быстро из неё вырастет. Свою первую фирменную вещь я помню очень хорошо - это жёлтые лаковые туфельки Marc by Marc Jacobs, которые мне купили на выпускной.

Сейчас, когда я активно занимаюсь артистической и концертной деятельностью, в моём гардеробе появилось такое понятие, как «концертный костюм». Я всегда подбираю одежду для сцены, отталкиваясь от заведения, характера моей музыкальной программы - я исполняю и сочиняю музыку весьма разных стилей, основой которой является джаз и рок. Но в повседневной жизни я одеваюсь спокойно, акценты делаю на сумках, обуви или верхней одежде. Много времени провожу на репетициях или в разъездах по городу за рулём - в обоих случаях мне важен комфорт и свобода движений.

Брюки Stella McCartney, кроссовки Nike, футболка no name, куртка H&M, сумка Alexander Wang

Зелёная куртка из каких-то супернатуральных материалов. H&M мила моему сердцу бесконечно. Впервые я приобрела её во Франкфурте в 2012-м, а через пару месяцев потеряла. Это была травма, и я очень грустила. Но уже через пару лет я нашла точно такую же в другом H&M, только на размер больше - с тех пор её берегу и радуюсь. Когда вещь твоя, она тебя найдёт.

Брюки просто обожаю - их можно носить и с кроссовками, и с каблуками, и в грязи поваляться, и в свет выйти. Присмотревшись поближе, можно понять, что стирались они миллион раз, а нитки торчат по швам.

Сумка пережила много весёлых европейских вечеринок - ремешок вообще от другой модели. Она уникальна и подходит практически подо всё. Яркая и, как мне кажется, приносит удачу.

Винтажные джинсы из B’Noir Store,
халат no name, кеды Vans

Что тут сказать - этим белым кожаным тапкам надо памятник ставить. Купила их в Лондоне четыре года назад. Носились они искромётно и самоотверженно. Но стоит протереть их тряпочкой - и они как новые.

Халат купила в Тбилиси в магазине ковров. Ношу часто в повседневной жизни - особенный фурор он вызывает на входе в фитнес-центр. Он очень приятного качества и красиво вышит.

Джинсы - идеальные и самые любимые. Ношу редко и сдуваю пылинки.

Винтажные джинсы и кепка, топ мамин

Топик этот страшно люблю, хотя он тоже уже весь рассыпался по швам. Стащила его у мамы - она фанат всего полосатого; подходит как под джинсы, так и под чёрные брюки. Вместе с серёжками выглядит нарядно. Кепки/шапки/шляпы очень люблю, но они мне часто велики - спадают. Эта кепка единственная, которая держится на моей голове. Жаль, не греет.

Джинсы Topshop, пиджак мамин,
туфли Saint Laurent

Пиджак - это моя самая любимая находка в мамином сундуке. Ему уже около 24 лет, но он по-прежнему актуален. У него есть характер и шарм. Когда надеваю его, чувствую в себе какую-то уверенность. Крой, бархат, пуговицы - любовь. Cамое главное в этих босоножках то, что они нереально удобные. Я могу с лёгкостью проскакать на них весь концерт.

Куртка IRO, джинсы Topshop, кеды Saint Laurent

Эту куртку я купила в «Цветном» - увидела и влюбилась, но денег не было. Через пару месяцев на распродаже осталась одна моего размера в три раза дешевле - естественно, я её взяла. В июне того года мы поехали с подругой в Нью-Йорк, и там на улицах ко мне подходили люди и спрашивали, в каком магазине я её купила. Она ассоциируется у меня с той фестивальной поездкой.

Топ и ботинки no name, брюки COS,
куртка April May

Эту куртку я купила в Париже - она из супермягкой кожи, и, несмотря на то, что в ней имеются явные отсылки к стилю кантри с бахромой и характерными замочками, она подходит абсолютно под любую одежду. Ботинки из Тбилиси - как тапки, очень мягкие и лёгкие. Стоили копейки. Качество, конечно, печаль, и, чувствую, им осталось недолго (даже качественную обувь я убиваю быстро), но пока ношу.

Платье и боди Simone Rocha,
туфли Miu Miu, серьги no name

Я люблю массивные серьги - мне кажется, мне они очень подходят. Эта сетка Simone Rocha - часть платья. Мне оно нравится своей необычностью - этакая «элегантная крестьянка», которая оказалась ведьмой. Перед инквизицией ей уготована последняя вечеринка.

Соответственно, лучшие туфли для вечеринок - эта серебряная пара, которую я ношу уже который год. Они пережили не одну свадьбу, концерт и вечеринку, но ни одна блёстка не слетела с каблука.

Майка COS, джинсы Topshop, туфли Miu Miu, винтажные кимоно и клатч


Это кимоно из чистого шёлка - восторг и блеск. Нашли его с подругой в Берлине в мой день рождения, в честь чего нам скинули 50 евро. Приятный бонус, в нём же я и справляла свои 25 лет. Вообще, оно очень вдохновляет на подвиги. Клатч купила в тот же день в другой лавке - очень уж он подходит к кимоно.

Пиджак Isabel Marant, джинсы Topshop


Любимый пиджак из бисера - это тончайшая работа. Он очень тяжёлый. Подходит как под вечернее платье, так и под джинсы. Абсолютно самодостаточная вещь. Это была импульсивная покупка - куплен в Тель-Авиве в день свадьбы друга. Я собиралась надеть обычный классический брючный костюм, но папа сказал, что я его опозорю. В итоге мы помчались по магазинам - в праздничный день на мне было простое шёлковое платье и этот пиджак. Папа был доволен.

Винтажный пиджак Escada


Мне подарила его на день рождения подруга и владелица магазина B’Noir. Он просто скромно висел в ларьке на блошином рынке в Берлине и стоил 20 евро. Когда мы его увидели, вопрос о подарке отпал сам собой.

Пиджак Zara, сумка Chanel


Вот именно в этом сочетании пиджак и сумка приносят удачу.

Туфли Prada, плащ мамин, сумка Fendi

За туфлями я гонялась какое-то время. Очень хотела их полностью в золоте, но не нашла своего размера и купила розовые - не жалею ни минуты. Они суперудобные для сцены. Плащ Versace украла у мамы - это яркий представитель 2000-х. Люблю в нём слегка расклёшенные рукава и стоячий воротничок - строго и игриво. Он очень экстравагантно выглядит в наши дни.

Винтажный пиджак


Находка и подарок моей всё той же подруги из B’Noir Store. Частый элемент костюма на моих концертах.

Пиджак Dries Van Noten


Каждая вещь этой марки - произведение искусства. Но мне сложно носить вещи Dries Van Noten: они не подходят то по фигуре, то по крою. Однако этот пиджак покорил моё сердце.

Костюм неизвестной марки

Золотой костюм русского дизайнера, чьё имя я забыла, пришлось ушивать. Это мой первый сценический костюм в рамках проекта «Саша Фрид» - я его очень люблю. Он жутко неудобный - в нём жарко. Но с ним связаны эмоции дебютантки.