Московский государственный академический театр оперетты. Схема зала. Киевский национальный академический театр оперетты Киевский государственный театр оперетты

03.11.2019

Московский Театр Оперетты был образован в доме на Большой Дмитровке купцом Солодовниковым, при поддержке известных московских художников, и с тех пор является одним из самых популярных театральных залов в столице.

Красивый зрительный зал выполнен в классическом стиле и дарит чувство уюта бордовыми тонами с золотой отделкой. Зал украшает изумительной красоты расписной плафон. Это один из наиболее интересных театральных залов, в котором классические интерьеры сочетаются с отличной акустикой и современным световым и сценическим оборудованием.

В 20-30-х годах прошлого века Театр Оперетты под руководством Г.Ярона стал одним из флагманов нового искусства. Наряду с классическими произведениями И.Кальмана, Ж.Оффенбаха, И.Штрауса, в его репертуаре появились оперы молодых талантливых композиторов: Д.Шостаковича, И.Дунаевского, Д.Кабалевского, Т.Хренникова.

Композиторы, составившие гордость советской музыки, создавали произведения специально для постановок Театра Оперетты . Талантливые оперы, блистательные режиссерские работы и мастерство актеров принесли театру огромное признание в России и за рубежом и сделали его одним из ведущих в своем жанре.

И сегодня в Театре Оперетты на сцену выходят замечательные и любимые зрителями артисты: Т. Шмыга, Г. Васильев, Л. Амарфий, Ю. Веденеев, С. Варгузова, В. Родин, В. Мишле, А.Маркелов и многие другие.

В репертуаре Театра Оперетты классические произведения и современная оперетта, знаменитые мюзиклы и шоу. Именно здесь начали осваивать новый для отечественного театра жанр мюзикла. В 2001 году на сцене театра появился мюзикл «Метро», который стал смелым экспериментом и вызвал большой отклик у зрителей.

Через год публика сметала из театральных касс все билеты в Театр Оперетты на знаменитый мюзикл «Нотр Дам де Пари», который заставил даже самых больших скептиков иначе посмотреть на уместность существования в российском театре нового жанра. Оглушительный успех «Нотр Дам де Пари» вызвал ряд постановок на других театральных площадках.

Московский Театр Оперетт ы продолжает развивать жанр мюзикла, и сейчас на его сцене можно увидеть постановки «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, «Парижская жизнь» Ж.Оффенбаха, «Джейн» А.Кремера и классический мюзикл «Хелло, Долли» на музыку Дж. Гершвина.

С октября 2008 года на сцене театра с огромным успехом идет грандиозный мюзикл «Монте-Кристо», который стал одним из самых успешных спектаклей в Москве за последние годы. Только в первом сезоне эту яркую постановку увидели более 200 000 зрителей.

Заказ билетов в театр Оперетты на знаменитый российский мюзикл «Монте-Кристо» и на другие замечательные постановки можно сделать в любое удобное для вас время на сайте БилетСервис.

Главный балетмейстер

заслуженный артист Украины Вадим Прокопенко (с 2011)

Главный хормейстер

заслуженный деятель искусств Украины Игорь Ярошенко (с 2014,с 2004-хормейстер театра)

Главный художник

История театра

Основан в 1934 году как Государственный театр музыкальной комедии УССР. С 1966 года - Киевский государственный театр оперетты. С 2004 года - академический, с 2009 года - Национальный. Театр размещается в здании бывшего Троицкого народного дома, построенном в 1901-1902 гг. по проекту архитектора Геннадия Антоновского в стиле рационализма.

В период с 1964 по 2003 года театром руководили выдающиеся деятели украинского искусства Борис Шарварко , Александр Барсегян , Борис Рябикин , Сергей Смеян , Владимир Бегма (укр.) русск. , Виктор Шулаков .

С 1980 по 2010 годы главным балетмейстером театра был народный артист Украины Александр Сегал .

С 1970 по 1973 годы хормейстером театра был народный артист Украины, Герой Украины Евгений Савчук . С 1989 по 2014 годы главным хормейстером был заслуженный деятель искусств Украины В.Н.Ворвулев.

С 2003 года театр возглавляет заслуженный деятель искусств Украины, народный артист Украины Богдан Струтинский (укр.) русск. . Главный художник театра - Андрей Романченко (укр.) русск. (в 2014).

В 2013 году создан Художественно-концертный центр имени Ивана Козловского Киевского национального академического театра оперетты – многофункциональное театрально-концертное учреждение культуры по адресу Киев, ул. Крещатик, 50-б.

Персоналии театра

Художественные руководители театра

  • - - Сергей Каргальский (укр.) русск.
  • - - Борис Хенкин (укр.) русск.
  • - - Владимир Вильнер
  • - - Алексей Рябов (укр.) русск.
  • - - Борис Хенкин (укр.) русск.
  • - - Борис Рябикин (укр.) русск.
  • - - Александр Барсегян
  • - - Эдуард Митницкий
  • - - Владимир Бегма (укр.) русск.
  • - - Сергей Смеян
  • - - Виктор Шулаков
  • - - Борис Рябикин (укр.) русск.
  • - - Сергей Смеян
  • - - Виктор Шулаков
  • - - и.о.Владимир Шейко
  • с - Богдан Струтинский (укр.) русск.

Труппа театра

Избранный репертуар

См. также

Напишите отзыв о статье "Киевский национальный академический театр оперетты"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Киевский национальный академический театр оперетты

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.
Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
– Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он.
Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой.
– Ах запропала… да ежова голова…
– Да на чужой стороне живучи… – выделывали они плясовую солдатскую песню. Как бы вторя им, но в другом роде веселья, перебивались в вышине металлические звуки трезвона. И, еще в другом роде веселья, обливали вершину противоположного откоса жаркие лучи солнца. Но под откосом, у телеги с ранеными, подле запыхавшейся лошаденки, у которой стоял Пьер, было сыро, пасмурно и грустно.
Солдат с распухшей щекой сердито глядел на песельников кавалеристов.
– Ох, щегольки! – проговорил он укоризненно.
– Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, – сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру. – Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одью слово – Москва. Один конец сделать хотят. – Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.
Дорога расчистилась, и Пьер сошел под гору и поехал дальше.
Пьер ехал, оглядываясь по обе стороны дороги, отыскивая знакомые лица и везде встречая только незнакомые военные лица разных родов войск, одинаково с удивлением смотревшие на его белую шляпу и зеленый фрак.
Проехав версты четыре, он встретил первого знакомого и радостно обратился к нему. Знакомый этот был один из начальствующих докторов в армии. Он в бричке ехал навстречу Пьеру, сидя рядом с молодым доктором, и, узнав Пьера, остановил своего казака, сидевшего на козлах вместо кучера.

24 ноября 2017 года Московский государственный академический театр оперетты отметит 90-летний юбилей. Много ярких, запоминающихся страниц вписано за эти годы творческим коллективом в историю музыкального искусства. Оперетта. Как много в ней удивительного в сценических возможностях и силе воздействия на публику!

Начало эпохи оперетты

Но сегодня поговорим не о репертуаре и артистах этого удивительного, веселого жанра. Главной темой будет Государственный академический Государственный архив сохранил запись, сделанную 24 ноября 1927 года, о том, что совет рабочих, крестьян и армейских депутатов Москвы решил сохранить оперетту, предложив оздоровить и приблизить ее к задачам современности. Сказано - сделано. С этого дня началась эпоха театра оперетты.

Знакомство с театром оперетты

За время существования театру не раз приходилось менять адреса. А в военные годы он эвакуировался из Москвы. В настоящее время у театра постоянное место жительства на

Начинаем знакомство с театром с центрального входа. Открыв двери, попадаем в просторный холл с афишей репертуара на текущий месяц и двумя кассами. Для зрителей, которые пришли за билетами в театр оперетты, схема зала помещена в информационной нише справа у входа. Она иллюстрирует цветные секторы зала, а также стоимость билетов, которая зависит от того, в какой день недели дается спектакль, дневной или вечерний сеанс и, собственно, какой спектакль. В нише слева у входа - схема зала, где указаны номера кресел и названия ярусов в зале. Зрителю эта информация полезна в выборе места на предстоящий спектакль.

Гардеробов в театре оперетты два. Первый, который на входе, разделен на секторы для удобства обслуживания зрителей. На втором этаже расположился еще один гардероб, обслуживающий публику этого этажа. Есть на обоих ярусах здания туалетные комнаты, места отдыха и буфеты. Фото выдающихся солистов прошлых лет, артистов мюзик-холла, балетной труппы и оркестрантов украшают театр оперетты. Схема зала, которая помещена на входе, представляет собой своеобразный путеводитель для нахождения сектора и места, когда зритель попадает в зал. Познакомимся с ней поближе.

Зал театра оперетты

Вместимость зала -1600 мест. Первый этаж состоит из 20 рядов кресел, партера и ложи бенуара. На возвышении - амфитеатр с семью рядами кресел. Правда, не повезет зрителям последнего ряда амфитеатра. Им придётся находить такую позу для созерцания спектакля, чтобы головы зрителей предыдущего ряда не мешали смотреть на сцену. Ну, вот такой амфитеатр имеет театр оперетты. ведет дальше, на бельэтаж и ложи на втором этаже. А на третьем этаже балкон первого яруса и ложи. Четвертый этаж с балконами второго яруса занят световым оборудованием.

Завораживает уютное, в золотых тонах, оформление зала, с мягко сочетающейся обивкой кресел в бордовых бархатных чехлах. Под потолком шикарная люстра. Вокруг неё обрамление из графических профилей двенадцати зарубежных и русских композиторов. Возле сцены - оркестровая яма.

Послесловие

Не все спектакли идут под живую музыку. Например, спектакль «Джейн Эйр» идет под живое звучание арфы и кларнета. А вот мюзикл «Анна Каренина» представляет собой микс из фонограммы и живого оркестрового звучания. Стоит отметить красоту завораживающих 3D-проекций и находящихся на сцене декораций к спектаклям, которые ставит театр оперетты. Схема зала, с которой начали знакомство с театром, рассказала столько интересного. И те зрители, которые придут на очередной спектакль, посмотрят на театр другими глазами. Теми глазами, которыми театр смотрит на зрителей и дарит удовольствие наслаждаться музыкальным спектаклем и игрой талантливых исполнителей.