Эмма джазовая певица. Элла Фитцжеральд. Краткая биография. Последние годы и смерть

22.06.2019

История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт - всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте - Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.


Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок - Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра - Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия - ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице - тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства - Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» - культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом - талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).


Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом - «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый - «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1966 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.



Интересные факты

  • Певица была невысокого роста - всего 1 м 64 см.
  • Значительную долю своего мастерства она почерпнула из записей Конни Босуэлл - любимой певицы детства. Стараясь скопировать ее манеру исполнения, она считала ее своей музой.
  • Она целых 13 раз получала премию «Грэмми».
  • Семья Фицджеральд являлась приверженцами Методистской церкви и исповедовала религию методизма.
  • Если бы не упорство Чарльза Линтона, Эллу никогда не согласились бы взять на первое прослушивание, слишком непрезентабельным был ее внешний вид.
  • Личный нотный архив певицы хранится в национальной библиотеке США.
  • Она неоднократно занимала и прочно удерживала верхние строчки хит-парадов со своими композициями, такими как «Into Each Life Some Rain Must Fall» и «I’m Making Believe».
  • Начиная с середины 70-х, певица начала постепенно терять былое очарование голоса, Несмотря на это, она продолжала выступать, немного изменив манеру пения и сделав ее более жесткой и отрывистой.
  • Необычайно широкий диапазон Фицджеральд охватывал практически 3 октавы. Далеко не все оперные певцы могли похвастаться подобным. Неудивительно, что многие из них считали Эллу выдающимся исполнителем.
  • Очень высоко оценил мастерство Эллы еще один мэтр джаза - Фрэнк Синатра, ставший поклонником ее творчества.
  • Свое уважительное прозвище «Первая леди джаза» она получила за мастерство и виртуозное владение голосом.
  • Благодаря своему выдающемуся трудолюбию, за свою жизнь она записала более 90 альбомов.
  • Она снималась в рекламных роликах, в частности, для компании «KFC».


  • Фицджеральд умела великолепно подражать пению Луи Армсронга.
  • Исполняя не только джаз, но и его разновидность – бибоп, Элла мастерски преуспела в импровизации, являющейся основой для этого стиля.
  • Под конец жизни, из-за синдрома диабетической стопы у Эллы развилась гангрена, так что врачи вынуждены были ампутировать ей обе ноги.
  • Синатра и Фицджеральд долгое время общались вместе, но у них никогда не было ни одного совместного проекта.
  • Она участвовала в благотворительности, жертвуя крупные суммы денег различным организациям.
  • Певица была удостоена благодарности и рукопожатия президента США Рональда Рейгана.
  • В Америке была выпущена почтовая марка, посвященная памяти исполнительницы.
  • В городе Ньюпорт Ньюс существует театр, названный в честь певицы.

Лучшие песни

«Love and Kisses » - яркая композиция с классическим импровизационным вступлением, проходящим у разных инструментов, записанная в 1934 вместе с оркестром Чиком Уэбба.

«Love and Kisses» (слушать)

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini) » - песня импровизационного характера, была записана в 1934. Именно здесь Фицджеральд начинает применять свою технику скэта.

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)» (слушать)

«A-Tisket, A-Tasket » - незамысловатая песенка, исполненная Эллой, сделавшая ее по-настоящему известной. Блестящая новая аранжировка на тему простой попевки про потерявшуюся корзинку. Мягкий голос с яркими акцентами оставляет поистине незабываемое впечатление.

«I Found My Yellow Basket » - смысловое продолжение композиции «A-Tisket, A-Tasket», где Элла поет о том, что потерянная желтая корзинка все-таки была найдена.

«Flying Home » - одна из лучших песен певицы. Аранжировку сделал Вик Шоен в 1945 году, и эту вещь признали выдающейся композицией 40-х.

«Flying Home» (слушать)

«Oh, Lady Be Good! » - лирическая песня, ставшая хитом, с великолепной фразировкой и исполнением.

«Oh, Lady Be Good!» (слушать)

«Mack the Knife » - эта композиция спета Эллой настолько бесподобно, что певица получила за нее две премии «Грэмми».

«Mack the Knife» (слушать)

  • «Сегодня» (1952);
  • «Воскресная витрина» (1959-1960);
  • «The Tender Game» (1958);
  • «Amanti» (1968);
  • «Шоу Джо Бишопа» (1967-1969);
  • «Remember When...» (1981);
  • «Омнибус» (1967-2003).
  • Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

    Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей - уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

    Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

    Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

    Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.

    Э́лла Джейн Фицдже́ральд (Ella Jane Fitzgerald) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, США.

    Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации - пении скэтом. Она - обладательница четырнадцати премий «Грэмми», автор 250 альбомов. Всего было продано более 100 миллионов ее пластинок.

    Родилась Элла в бедной негритянской семье. Из-за своего плохого материального положения отчим с матерью и девочкой переехали в пригород Нью-Йорка, где мать нашла работу в прачечной. В Нью-Йорке Элла попала в неприятную историю, после которой была отправлена в исправительный дом для девочек. Оттуда она сбежала, но домой не поспешила, вместо этого она жила на улицах. В 1934-м году Элла решила принять участие в любительском конкурсе. Она собиралась станцевать, но, растерявшись, исполнила песню «Джуди». Спела – и получила первый приз в 25 долларов.

    Ею заинтересовался джазмен Бенни Картер, который и предпринял первые попытки пристроить Эллу Фицджеральд. Он познакомил девочку с руководителем джазового оркестра Чиком Уэббом. На того она не произвела впечатления, но Чик согласился, чтобы она исполнила один вечерний концерт с его джаз-бэндом. Концерт прошел удачно, и в 1935-м году Элла уже постоянно работала вокалисткой в оркестре Чика Уэбба.

    Элле посчастливилось – ее подтолкнули к успеху, ей помогли. Как на сцене, так и в жизни, она почти не заботилась о своем внешнем виде. Легкий нрав и оптимизм делали ее приятной в общении. Своих детей у Чика Уэбба и его жены не было, и потому они приютили Эллу и относились к ней как к родной дочери.

    В 1935-м году вышла первая пластинка Эллы Фицджеральд «Любовь и поцелуи», которая принесла певице гонорар всего 25 долларов, такой же, как и на любительском конкурсе. А через три года старинная народная песня «Желтая корзина», аранжированная в джазовом стиле, уже вышла тиражом в один миллион экземпляров.

    В 1939-м году Чик Уэбб умер. По единогласному решению Элла Фицджеральд возглавляет его джаз-оркестр. Популярность певицы продолжала расти. Элла сотрудничала и выступала со многими выдающимися людьми, например, Луи Армстронгом, Кауном Бэйси. Ее записи в студии «Верв» считаются самыми успешными в ее карьере, а концертная запись «Мэкки-нож» на концерте в Берлине (когда она забыла слова и придумала собственные) часто приводится в пример как великолепная импровизация.

    Всю жизнь Элла оставалась застенчивой, одинокой и замкнутой. В 1971-м году Элла едва не ослепла. До конца жизни она видела всего лишь одним глазом. В 1985-м году из-за проблем с легкими было прервано ее концертное турне. В начала 1990-х она пережила сердечный приступ, а из-за обострения диабета ей ампутировали обе ноги до колена. Первая Леди Джаза умерла 15 июня 1996 года в Беверли Хиллз, штат Калифорния, США.

    В одной из очень популярных в свое время песен были слова, которые Элла Фицджеральд исполняла с особым чувством: «Господь все управит, и главное – не сколько ты проживешь, а как…». Эти слова вполне символизируют и жизнь самой певицы.

    Ella Fitzgerald – выдающаяся певица из США, «первая леди джаза», обладающая голосом меццо-сопрано диапазоном 3 октавы. За пятидесятилетнюю музыкальную карьеру выпустила 90 пластинок, продажи которых составили 40 миллионов копий. Обладатель многих наград, включая «Орден Искусств и литературы», «Президентскую медаль Свободы», а также «Грэмми». Сотрудничала с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Каунтом Бейси (Count Basie) и Куинси Джонсом (Quincy Jones). Известна композициями «Cry Me A River», «I’m Making Believe», «Oh, Lady Be Good!» и «Flying Home».

    Детство Эллы прошло в нищете нью-йоркских трущоб, где певица полюбила церковные песнопения и развивала талант, разучивая госпелы. Фицджеральд увлекалась танцами, спортом и болела за бейсбольную команду «Лос-Анджелес Доджерс». В подростковом возрасте Элла работала смотрителем публичного дома, бросив школу после смерти матери. В это же время певица сделала первый шаг в профессиональную карьеру певицы – участвовала в конкурсе «Amateur Nights» в гарлемском театре «Аполло» и победила.

    Первое выступление Эллы Фицджеральд с джазовым оркестром Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw) состоялось в том же театре в 1935 году, а запись песни «A-Tisket, A-Tasket» в 1938 году принесла певице успех.

    До 1942 года в составе оркестра «Ella and Her Famous Orchestra» певица исполняла поп-джазовые песни. В 40-е годы Элла переходит от свинга к бибопу и сотрудничает с трубачом-импровизатором Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), используя скэт – манеру исполнения вокализов, повторяющую звучание инструментов. В 50-е годы Элла выпустила дебютную пластинку «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook» на лейбле «Verve Records». Альбом стал первым в коммерчески успешной серии пластинок «Great American Songbook», на которых певица представляла работы отдельного поэта или композитора. В конце 50-ых – начале 60-ых годов исполнительница много работала с Луи Армстронгом, а также с оркестром Каунта Бэйси. Эксперты отмечали этот этап, как значимый и выдающийся в музыкальной карьере Фицджеральд.

    В 60-е годы концертная деятельность Фицджеральд сошла на нет, в это время она записала сборники и альбом «Misty Blue» в стиле кантри. Пластинка 1972 года «Jazz at Santa Monica Civic "72» имела большой успех, после которого Элла начала работать с пианистом Томми Флэнаганом (Tommy Flanagan), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), контрабасистом Кетером Беттсом (Keter Betts).

    После выступления на немецком телевидении в 1975 году музыкальные эксперты отметили ухудшение вокальных данных певицы. Из-за проблем со здоровьем концертную деятельность пришлось прекратить, а в 1993 году из-за осложнений, вызванных диабетом, певице ампутировали ноги. В 1996 году Элла Фицджеральд скончалась дома, в Калифорнии.

    Аудио, фото, видео на Викискладе

    Э́лла Джейн Фицдже́ральд (англ. Ella Jane Fitzgerald , 25 апреля , Ньюпорт-Ньюс , Виргиния , США - 15 июня , Беверли Хиллз , Калифорния) - американская джазовая певица , известная также как «Первая Леди песен» и «Первая леди джаза». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Также была мастером скэта и владела техникой голосовой импровизации.

    Фицджеральд является обладательницей тринадцати премий «Грэмми » . При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок , она также была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем . Кроме того в 1990 году Фицджеральд была была удостоена французского Ордена искусств и литературы .

    На протяжении своей 50-летней музыкальной карьеры Элла Фицджеральд записывалась с самыми именитыми джазовыми музыкантами и композиторами, в их числе Дюк Эллингтон , Луи Армстронг , Коул Портер , Куинси Джонс , Каунт Бэйси , Ирвинг Берлин , Антонио Карлос Жобин , Джо Пасс и многие другие. В общей сложности Фицджеральд выпустила более 250 альбомов и различных сборников песен.

    Биография

    Детство и юность

    Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс , штат Виргиния в результате фактических брачных отношений её родителей Уильяма и Темпи Фицджеральд . Уильяму было 32 года, а Темпи - 23, оба были коренными жителями Виргинии. Отец работал водителем погрузчика, а мать трудилась в прачечной .

    Пара разошлась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью вынуждены были переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка в Йонкерс . Там новым сожителем Темпи стал португальский иммигрант Джозеф да Силва, в результате связи с которым в 1923 году родилась неполнородная сестра Эллы - Франсис да Силва. Семья придерживалась принципов методизма , родители с детьми часто посещали церковь и воскресные служения, и Элла с самого детства изучала Библию и церковные песнопения . Как и многие чернокожие певицы того времени, Элла развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов .

    Семья Фицджеральд бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино и музыкой. Вечерами, оставшись дома одна, любила разучивать песни с пластинок. Любимой исполнительницей Эллы стала Конни Босвелл , у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и Элла просто влюбилась в её голос, она старалась петь как можно более похоже на Босвелл» .

    В 1932 году мать Эллы умерла в результате сердечного приступа , для четырнадцатилетней девочки это был страшный удар. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры . После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе , позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне , но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной .

    Возможностью выйти из сложившейся ситуации для Эллы стала победа на конкурсе Amateur Nights. 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление в театре Аполло в Гарлеме . Изначально она планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босвелл. В итоге Элла заняла первое место с песнями «Judy» и «The Object of My Affection» и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в Аполло .

    Творческий путь

    1930-е годы. Сотрудничество с биг-бэндами

    В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы, тогда же она познакомилась с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом . Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как писали The New York Times , «с неохотой подписал с ней контракт… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз» . Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете .

    С 1935 года Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако песней, принёсшей ей наибольшую популярность, стала «A-Tisket, A-Tasket» - импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала в 1938 году.

    Чик Уэбб скончался 16 июня 1939 года, и его коллектив был переименован в «Ella and her Famous Orchestra», Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций, по мнению журналистов из The New York Times, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы» . Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.

    1940-е годы. Студия Decca

    Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи, Рэй Браун, Милт Джексон и Тимми Розенкранц в клубе Downbeat, Нью-Йорк, 1947

    В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луисом Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджерос Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на его лейбле Элла стала лишь через 10 лет.

    Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое» . Ещё одна композиция «Oh, Lady be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.

    1950-е годы. Студия Verve и пик карьерного успеха

    Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи теперь её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records . Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде, как о ключевом моменте в её карьере.

    Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка... Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили The Cole Porter Songbook. Это был решающий момент моей жизни .

    Элла Фицджеральд

    В период записи песенников Элла Фицджеральд регулярно в течение 40-45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и зарубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных певиц, выступавших вживую . Одними из самых популярных концертных записей являются Ella at the Opera House , Ella in Rome , Twelve Nights In Hollywood и Ella in Berlin . Последний включал песню, принёсшую Элле премию «Грэмми», «Mack the Knife», во время исполнения которой слышно, как Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации своим скэтом.

    Поздние годы

    Элла Фицджеральд в 1975 году

    Verve Records была куплена компанией MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner - собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas - коллекция традиционных рождественских гимнов, Misty Blue - альбом в стиле кантри , а также 30 by Ella - серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.

    Неожиданный успех концертного альбома 1972 года сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records - первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом , контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Дурхэмом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге . Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче . Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско .

    Последние годы жизни и смерть

    В 1989 году Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонса Back On The Block , завоевавшего впоследствии несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности (в 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось - катаракта развилась ещё в 1972 году ). После очередной госпитализации в 1989 году у нее в гостях в Калифорнии побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов». В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.

    Сотрудничество

    Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с такими музыкантами, как Билл Кенни и его вокальная группа The Ink Spots , трубач Луи Армстронг , гитарист Джо Пасс , бэнд-лидеры Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон .

    • С 1943 по 1950 год Фицджеральд совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе «I’m Making Believe» и «Into Each Life Some Rain Must Fall».
    • Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: Ella and Louis (1956) и Ella and Louis Again (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс »; помимо этого в начале 1950-х Элла снова сделала несколько записей вместе с Армстронгом.
    • Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд, впервые она была задействована в записи альбома One O’Clock Jump (1957), следующей совместной работой стала пластинка Ella and Basie! (1963). Новое звучание биг-бэнда Бэйси, аранжировки его композиций от молодого композитора Куинси Джонса - всё это ознаменовало для Фицджеральд новые горизонты, она также долгое время гастролировала с Бэйси. В 1972 году они вновь скооперировались для записи альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , в 1979 году - для трёх альбомов: Digital III at Montreux , A Classy Pair и A Perfect Match .
    • На закате карьеры Фицджеральд вместе с Джо Пассом записали 4 альбома: Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass… Again (1976).
    • Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома (Ella and Duke at the Cote D’Azur (1966) и The Stockholm Concert (1966). Сборник Фицджеральд Duke Ellington Songbook способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

    Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере Эллы Фицджеральд стало сотрудничество с Фрэнком Синатрой , на протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома. Однако Синатра и Фицджеральд появлялись вместе в различных телешоу, в частности, передаче «A Man and His Music + Ella + Jobim» (1967), и принимали участие в общих концертах .

    Голосовые данные

    Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями . Она обладала меццо-сопрано , но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль второй октавы .

    Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридвальд писал о её вокальных данных:

    В отличие от многих других певцов, которых вы можете вспомнить, Элла Фицджеральд обладает поистине уникальным и ценным голосом, звучание его с лёгкостью можно назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. Даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плизантс, у Фицджеральд больший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов, многие из них, включая Дитриха Фишер-Дискау , являлись поклонниками её творчества. Певческие интонации Эллы, выражаясь скромно, просто божественны. Фицджеральд буквально живёт мелодией, она берёт каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы поют так, словно специально пытаются достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучит так, будто она уже на высоте. Создаётся ощущение, что она со своей небесной высоты устремляется вниз к любому звуку, который ей нужен .

    Уилл Фридвальд

    Генри Плизантс в своей книге «The Great American Popular Singers»:

    У неё замечательный голос, её природный певческий диапазон - один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые мне доводилось слушать, а я переслушал многих певцов всех мыслимых музыкальных направлений. Фицджеральд обладает безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению к гармонии просто потрясает. Она бесконечно находчива. И дело тут заключается не в том, что именно она делает, и даже не в том, как она это делает, вся суть кроется в том, чего она не делает. Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе .

    Генри Плизантс

    Элла Фицджеральд в кино и на телевидении

    Самой заметной ролью в кино для Фицджеральд стала роль Мэгги Джексон в музыкальном фильме режиссёра Джека Уэбба «Блюз Пита Келли» (1955), в котором также снялись Пегги Ли и Джанет Ли . Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах (комедия Эбботта и Костелло «Загони их, ковбой»), на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме Warner Bros. казалось ей пиком карьеры . Критики The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что «из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно… это момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе» . После съёмок в «Блюз Пита Келли» Фицджеральд также играла камео в «Сент-Луис Блюз» (1958) и «Никто не напишет мне эпитафию» (1960), позже, в середине 1980-х, она также снялась в сериале «Белая тень».

    Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в том числе передачах Энди Уильямса , Фрэнка Синатры , Нэта Кинг Коула , Дина Мартина и многих других. Также являлась постоянным гостем на «Шоу Эда Салливана » . Помимо этого певицу часто привлекали к созданию рекламных роликов, в частности, она рекламировала магнитные ленты Memorex и продукцию сети ресторанов фастфуда общественного питания KFC . Её последним участием в рекламе была фотосессия для финансовой компании American Express , фотографировала певицу Энни Лейбовиц .

    Благотворительная деятельность

    Элла Фицджеральд активно помогала таким благотворительным организациям, как Американская Ассоциация Сердца и Национальный Медицинский Центр «Город Надежды». В 1993 году она основала Благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется «A Book Just For Me!» и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей .

    Характер

    Элла Фицджеральд была печально известна своей излишней скромностью и даже застенчивостью, она не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Трубач Марио Бауза, аккомпанировавший Элле в годы её сотрудничества с Чиком Уэббом, вспоминал, что «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке… она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке» . Когда чуть позже союз певцов назвал в честь Эллы специальную награду, она ответила, что «не хочет сболтнуть что-нибудь лишнее, но на её взгляд ей всё же лучше всего удаётся просто петь» . Певец Дженис Сигель вспоминал о совместной репетиции в 1983 году:

    Мы все собрались вокруг фортепьяно, записывали нашу четырёхголосную партию, после чего Элла добавила от себя немного скэта. Затем она повернулась к нам и спросила: «Ну, как, нормально получилось?». Я был просто изумлён, это как если бы Бог после создания мира спросил окружавших его ангелов: «Ну, что думаете? Великий каньон хорошо вышел?» .

    Дженис Сигель

    Семья и личная жизнь

    Элла Фицджеральд официально была замужем два раза, существуют также неподтверждённые сведения о третьем браке. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Корнегея, торговца наркотиками и рабочего в местном доке. Через два года брак был объявлен недействительным .

    В декабре 1947 года певица вышла замуж за известного контрабасиста Рэя Брауна , которого она встретила годом ранее во время турне с ансамблем Диззи Гиллеспи . Пара усыновила племянника Эллы, сына Франсис да Силва, которого они назвали Рэй Браун-младший, впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за большого влияния, которое оказывала карьера на личную жизнь каждого. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане .

    Трибьюты

    Дискография

    Основная статья: Дискография Эллы Фицджеральд

    Дискография Эллы Фицджеральд состоит из более 250 различных альбомов, коллекций песен и песенников, посвящённых одному автору.

    Награды и номинации

    Основная статья: Список наград и номинаций Эллы Фицджеральд

    За свою пятидесятилетнюю карьеру Элла Фицджеральд получила 13 премий «Грэмми » и специальную награду за жизненные достижения , 2 песни и 4 альбома в её исполнении были введены в Зал славы «Грэмми». В 1960 году на голливудской «Аллее славы» появилась звезда Фицджеральд. В разные годы она была награждена Президентской медалью свободы , медалью Национального искусства, французским Орденом искусств и литературы и многими другими почётными регалиями.

    Примечания и источники

    1. , с. 203
    2. Grammy Awards Past winners search: Ella Fitzgerald (англ.) . Grammy.org. Архивировано
    3. Элла Фицджеральд (англ.) на сайте Discogs
    4. NEA Jazz Masters: Ella Fitzgerald (англ.) . Nea.gov. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    5. Model Citizens: Notable Medal of Freedom Recipients (англ.) . Bet.com. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    6. Renouf, Renee "Muriel Maffre, Chevalier de l"Ordre des Arts et des Lettres" (англ.) . Ballet.co.uk (24 October 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    7. Lichfield, John The Big Question: How does the French honours system work, and why has Kylie been decorated? (англ.) . The Independent (8 May 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    8. , с. 13
    9. Ella Fitzgerald Biography (англ.) . Notablebiographies.com.
    10. , с. 15
    11. Holden, Stephen Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79 (англ.) . The New York Time (16 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    12. Bernstein, Nina Ward of the State: The Gap in Ella Fitzgerald"s Life (англ.) . The New York Times (23 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    13. Rich, Frank How High the Moon (англ.) . The New York Times (19 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
    14. Moret, Jim "First Lady of Song" passes peacefully, surrounded by family (англ.) . CNN.com (15 June 1996).
    15. Davies, Hugh (англ.) . The Telegraph (31 December 2005). Архивировано
    16. Nicholson, Stuart Encyclopedia of Jazz Musicians: Ella Fitzgerald (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    17. , с. 423
    18. Find a Grave: Ella Fitzgerald (англ.) . Findagrave.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    19. Library of Congress and Smithsonian Institution To Share Ella Fitzgerald Collection (англ.) . Loc.gov (25 April 1997). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    20. Ella Fitzgerald collection, 1956-1992 (англ.) . Loc.gov. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    21. Library to Unveil Fitzgerald Cookbooks (англ.) . The Harvard Crimson (7 October 1996). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    22. Nicholson, Stuart The Dozens: Twelve Essential Ella Fitzgerald performances (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    23. Friedwald, Will ELLA FITZGERALD, 1917 - 1996 A memorial (англ.) . Museum.media.org. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    24. Webb Plays the Blues (англ.) . The New York Times (19 August 1955).
    25. Ella Fitzgerald on Ed Sullivan Show (англ.) . Edsullivan.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
    26. Memorex Ad featuring Ella Fitzgerald (англ.) . Retrojunk.com.

    Элла Фицджеральд является женским лицом классического джаза. Обладала уникальным голосом в 3 октавы.

    Стала самой знаменитой джазовой певицей в истории. За 50 лет на сцене выпустила более 250 пластинок.

    Певица более 10 раз награждалась престижной премией в мире музыки Grammy.

    «Первая леди джаза» и «Леди Элла» — так обращались к величайшей певице, но своего успеха она добивалась тяжело.

    Детство и молодые годы

    Элла родилась в маленьком городке Нью-порт Ньюс 25 апреля 1917 г. Ее родители не были официально женаты.

    Отец трудился простым водителем, а мама — прачкой. Как только родилась девочка, отец сбежал от трудностей и бедноты.

    Мама вскоре вышла замуж за иммигранта — португальца, и семья уехала в Нью-Йорк.

    Вскоре у Эллы появилась младшая сводная сестра. Родители жили бедно, но набожно.

    Элла в детстве (слева)

    Каждые выходные ходили в церковь и приучали к этому детей. Именно эти походы открыли Элле музыку.

    Она была очарована церковными песнопениями. Росла девочка очень музыкальной. Она постоянно пела и танцевала.

    Однако о будущем певицы даже не мыслила. Элла была очень застенчива и боялась публики.

    Во дворе она развлекала детвору тем, что пародировала популярных в то время певцов.

    С близким другом Чарльзом Гулливером иногда ставила какой-нибудь танцевальный номер.

    Однако в 1932 г. мама Эллы умерла от сердечного приступа. Это для подростка стало сильнейшим ударом. Девочку как подменили.

    Она стала получать плохие отметки, а потом и вовсе бросила ходить на уроки.

    С отчимом стали возникать постоянные конфликты из-за чего она могла уйти из дома.

    Позже к себе на воспитание девочку забрала родная тетя – Вирджиния Генри. Элла не захотела возвращаться в школу, и пошла работать.

    Первой работой стал местный бордель. Там девушка была смотрителем и начала общаться с различными представителями криминального мира.

    После этого ей заинтересовалась полиция и органы опеки. Элла была определена в приют Бронкса, а затем отправлена в Гудзон.

    Там находился интернат для девочек. Однако Элла привыкла к свободе и вскоре сбежала. Она стала жить на улице, без крыши над головой.

    Творческий путь

    Счастливым случаем, перевернувшим всю ее жизнь, стал любительский конкурс, проходивший в гарлемском театре «Аполло».

    В ноябре 1934 г. состоялось дебютное выступление. По плану Элла Фицджеральд должна была танцевать, но в последнюю минуту она передумала и решила спеть.

    На конкурс она явилась в единственном старом платье и потасканных, грязных туфлях.

    Будущая звезда джаза так волновалась, что от эмоций потеряла голос в самом начале песни.

    Ведущему пришлось объявлять ее выход повторно. Девушка для своего дебюта выбрала композицию «The Object of My Affection».

    Когда она смогла допеть ее до конца, зал выразил свое восхищение бурными аплодисментами. Воодушевившись, она спела еще одну песню «Judy».

    Выбор победителя на конкурсе определялся по реакции публики в зале. Ведущий, подводя итоги, называет имя Эллы Фицджеральд, а зал подтверждает решение бурной овацией.

    Девушка получила в качестве приза 25 долларов, а также возможность выступать на сцене театра в течение недели.

    Здесь Эллу приметил руководитель джазового ансамбля Чик Уэбб. Он пригласил ее к себе в качестве солистки.

    Первое выступление в новом амплуа было на танцевальном вечере в Йельском университете.

    Именно это выступление считается первым шагом творческой карьеры.

    Уже спустя год выходит их первый альбом «Любовь и поцелуи». Он попал во все известные джазовые хит-парады.

    В 1938 г. девушка совместно с Э. Фелдманом записывает песню «Э-тискет, э-таскет».

    Она стала визитной карточкой певица и принесла ей большой успех.

    У Эллы стали появляться многочисленные поклонники ее таланта.

    Перед ее талантом не мог устоять даже Фрэнк Синатра, который также стал почитателем ее песен.

    В 1939 г. произошла трагедия – скончался Чик Уэбб. Руководителем группы стала Элла Фицджеральд.

    За время ее руководства было записано более 100 композиций, но они не имели успеха, так как больше относились к поп-музыке.

    Популярность стала падать. Коллектив прекратил свою деятельность в 1942 г. С этого года певица начинает выступать сольно.

    Она заключает контракт со студией звукозаписи Decca Records. В 1945 г. публике была представлена композиция с аранжировкой Вика Шоена «Flying Home».

    Впоследствии ее назовут самым великим творением в мире джазовой музыки.

    Элла не боялась смешивать разные направления, включать в свои песни поп — мотивы.

    В 1947 г. статус лучшей исполнительницы джаза подтвердит еще одна ее песня «Oh, Lady Be Good!».

    После 1955 г. Элла разрывает сотрудничество со студией Decca. Ее менеджер Н. Гранц специально для певицы создает новый бренд Verve Records.

    В период с 1956 -1964 г. певица выпускает 8 альбомов. Затем в 1972 г. выходит пластинка Nice Work If You Can Get It, посвященная таланту Джорджа Гершвина.

    В 1983 г. альбом «Ella Loves Cole» был записан в честь творчества Коула Портера.

    Помимо записи альбомов, которые выходили с завидной частотой, Элла давала концерты по всей Америке.

    Также были организованы гастрольные туры в Европу. Она стала одной из самых успешных гастролирующих певиц.

    Личная жизнь

    Впервые в официальный брак она вступила в 24 года. В 1941 г. состоялась свадьба с рабочим порта, который впоследствии был осужден за торговлю наркотиками.

    Спустя 2 года Элла аннулировала этот брак. В 1946 г. во время гастролей она познакомилась со знаменитым джазовым контрабасистом – Рэем Брауном.

    Спустя год молодые люди узаконили свои отношения. Вскоре в семье появился ребенок.

    Рэй Браун-Младший — сын Эллы Фитцеральд

    Элла усыновила своего племянника, которого также звали Рэй.

    Мальчика часто брали с собой на гастроли, но большую часть времени его воспитанием занимались родственники.

    Семья и ребенок стали мешать успешной карьере, и в 1953 г. Элла с Рэем разводятся.

    Однако это не стало препятствием для их совместных выступлений.

    Существует версия, что Элла выходила замуж и в третий раз. Это был тайный союз с молодым выходцем из Норвегии – Тором Ларсеном.

    Однако Тор оказался вором и позже был приговорен к каторжным работам.

    Этот брак мог негативно повлиять на репутацию известной певицы, поэтому о нем мало кто знал.

    Элла была крайне застенчивой и многие ее коллеги говорили, что ее интересовала только музыка.

    Ее приемный сын также стал музыкантом. Выступает, как джазовый вокалист.

    Последние годы жизни и смерть

    В середине 70-х прошлого столетия у певицы стало ухудшаться здоровье.

    В 1972 г. ей был поставлен диагноз – катаракта, а также была сделана операция на сердце.

    Подобные негативные изменения заметили не только поклонники, но и критики.