Уральская чудь. Чудь белоглазая - древние жители Архангельского края Археологические находки, которые весьма впечатляют

20.10.2019

Всем хорошо известны такие существа как гномы - маленькие человечки, которые живут в подземных городах и не очень-то любят встречаться с людьми. Наверно, всем нам в детстве читали сказки, рассказывающие про этот загадочный маленький народец. «Сказка - ложь, да в ней намек». Оказывается, есть реальные факты, доказывающие, что испокон веков существовали таинственные подземные города, где жил народ, ушедший под землю из-за тех или иных природных катаклизмов или кровопролитных войн с заведомо превосходящими силами. «Чудь «ушла в камень, в нем хоронится. По вечерам она внутри гор разговаривает» (В. И. Немирович-Данченко, «Страна холода»). В легендах Индии говорится о подземном городе Шамбале-Агарте, где живут святые люди, знающие будущее. Теорию так называемой полой Земли уже в древности отстаивал Платон.
На Урале и Алтае среди местных жителей до сих пор ходят легенды о «Чуди белоглазой», или «дивьих людях». Их пересказывает художник и философ Н. К. Рерих (написавший, кстати, картину «Чудь под землю ушла») в книге «Сердце Азии»: будто бы жили когда-то в этих краях высокие темнокожие люди, сведущие в ремеслах и науках, заложили множество городов, но, узнав о приближении «белого» народа, ушли под землю…
Древняя «Начальная летопись Нестора» интересна таким отрывком: «В горе (выходящей к заливу морскому) просечено оконце малое и оттуда говорят, но не понять языка их (живущих в горе), но показывают на железо и машут руками. Просят железо. И если кто дает им нож или секиру, они взамен дают меха… Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходят до них (горных жителей)».
Краеведы в 1928 году зафиксировали такой рассказ жителя Урала: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. …Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца».
Есть подобные легенды и у жителей Карелии, у народа коми и у ненцев. «У ненцев существует много преданий, что были на земле сихирти. Они жили в подземелье, в пещерах и на охоту выходили только ночью, используя тайком орудия лова дневных, настоящих людей - ненцев» (В. Ледков, «Месяц малой темноты»). Правда, в преданиях ненцев подземные жители низкорослые, но и здесь совпадают такие особенности, как темный цвет кожи, владение тайными знаниями и умениями. Подобные предания встречаются почти у всех северных народов России. Вспомним еще мифы саамов: они считают, что Чудь живет под водой, и там у нее есть города и пасутся принадлежащие ей стада морских животных - тюленей, моржей, дельфинов.
Очень многие факты говорят в пользу того, что «Чудь белоглазая» - не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы рассказы людей, встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Русский ученый А. Шренк беседовал со многими самоедами, и вот что рассказал ему один из них:
«Однажды, - продолжал он, - один ненец, копая яму на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье…».
Часто заблудившиеся охотники и рыбаки встречаются с высоким седовласым стариком, который выводит их к безопасному месту и после этого исчезает. Местные жители называют его Белым Стариком и считают одним из подземных жителей, изредка выходящим на поверхность.

Так что же это за народ - «Чудь белоглазая», «дивьи люди», «сирты»? Почему они избегают контактов с обычными, «наземными» людьми?

Объяснение напрашивается само собой в свете новых исследований и открытий! В незапамятные времена существовала на севере огромная страна Гиперборея, упоминаемая в трудах античных авторов (Плутарха, Диодора Сицилийского и др.). Благодаря распространенному тогда в тех краях сравнительно теплому климату жизнь гиперборейцев была приятной, и они посвящали ее занятиям науками и искусствами, в которых достигли небывалого совершенства (чего стоит их способность летать по воздуху!).

Но около десяти тысяч лет назад произошла небывалая по своим последствиям катастрофа, зафиксированная в преданиях всего мира. Вследствие изменения наклона земной оси материк Арктида, располагавшийся у полюса, перестал существовать, а климатические условия изменились: солнце исчезло, наступила полярная ночь. В китайском трактате «Хуайнаньцзы» это описывается так: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устремились туда…» Между прочим, сейчас многие исследователи Северного Ледовитого океана и его дна из разных стран единодушно утверждают, что хребты Менделеева и Ломоносова, пребывающие сейчас под водой, именно 10-20 тысячелетий назад были сушей, что говорит в пользу существования Арктиды.

Уцелевшие гиперборейцы и их потомки, арии, стали селиться южнее, осваивать Таймыр, Кольский полуостров, Скандинавию. По мере изменения климата они мигрировали все дальше и дальше на юг. Современные исследователи выдвигают версию, что они достигли Индии и основали там выдающуюся цивилизацию. «Авеста» и «Ригведа», древние памятники литературы Индии, таким образом, считаются сокровищницами уцелевших древних знаний гиперборейцев о своей прародине: «Родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. …По совету богов люди ушли оттуда навсегда» («Авеста»).

Но то, что гиперборейцы (между прочим, и наши с вами предки!) достигли Сибири, неоспоримо. А холода наступали - чтобы выжить, приходилось строить огромные подземные города, пользуясь своими обширными знаниями и высокими технологиями. Скорее всего, они не планировали жить там всегда, намеревались лишь дождаться потепления, не желая далеко уходить от своей исконной родины, Гипербореи. Но климат уже установился и меняться не собирался…

Человек в принципе может жить под землей (взять хотя бы подземные города СС), выходя время от времени на поверхность, обширные подземные и пещерные города находят по всему миру. Вспомним еще мнение К. Э. Циолковского, что в будущем люди будут существовать в форме энергетических полей, а не материального тела. Скорее всего, далеко ушедшая от нас вперед подземная цивилизация давно приняла подобный облик.

Ведь не зря говорят, что Чудь обладает способностью жить одновременно в двух мирах: «том» и «этом», и в критические моменты просто уходит в другой, параллельный мир. Этим объясняется то, что до сих пор документально зафиксированных свидетельств встреч с нею или фотографий не существует. Целая группа американских ученых сегодня считает, что входы в подземный мир разбросаны по всему свету, но - вот незадача! - они находятся в четвертом измерении и лишь иногда открываются непосвященным.

Вероятно, ушедший под землю народ активно осваивал горное дело и металлургию - не зря в русском фольклоре бытуют сказки про Медное, Золотое и Серебряное царства. Да и известные сказы П. П. Бажова о Хозяйке Медной горы написаны во многом со слов уральских старожилов-горнодобытчиков, описывающих под большим секретом свои встречи с выходцами из «горного народа». Ходит много историй о кладах Чуди, зачарованных особыми заклинаниями и недоступных алчным любителям легкой наживы.

Кстати, название Чуди - «белоглазая» - скорее всего, говорит о том, что этот народ, после долгого пребывания под землей, генетически мутировал, люди приобрели светобоязнь и слабую пигментацию радужной оболочки. Это, между прочим, объясняет их нелюбовь к солнечному свету и выход на поверхность земли в сумерки и темное время суток.

По одной из гипотез, мегалиты, дольмены, лабиринты и различные циклопические сооружения древности обозначают именно места входа в подземный мир. Конечно, обычному человеку просто так туда не пройти - а вот древние жрецы и колдуны, вероятно, с помощью особых ритуалов умели проникать под землю в виде тонкоматериальных сгустков энергии и общаться с тамошними мудрецами, получая от них советы…

Но есть мнение - и у него существуют определенные приверженцы, - что в земных недрах живет никакая не Чудь, а… инопланетяне. Будто бы разместили они там свои военные базы и часто вылетают на поверхность, чтобы побольше узнать о Земле и ее жителях. Это объясняет тот факт, что до сих пор никто так и не обнаружил инопланетные базы на поверхности Земли. Не зря ведь Гитлер в конце Второй Мировой войны направил вполне серьезную научную экспедицию на поиски входа в подземный «параллельный» мир, желая укрыться там от возмездия.

Среди якутских кочевников ходят рассказы о «железной норе» глубоко под землей. По словам тех, кто там побывал, стены этого тоннеля дышат теплом, а в помещениях находятся различные предметы из металла и среди них - огромный красный котёл с острыми краями. Они говорят еще, что под землей скрыта металлическая труба, откуда порой вырывается огонь. Там будто бы живет гигантский пришелец с неба, «сеющий заразу и мечущий огненные мячи».

Известно, что в 1976 году японские ученые с помощью высокотехнологичной аппаратуры проследили за тем, как около 20 «тарелок», прилетев из Космоса, снизились над Антарктидой и… исчезли. Сегодня многие исследователи склоняются к мнению, что одна из главных подземных баз пришельцев лежит под Антарктидой и надежно ими охраняется.

Ну а собственно, почему бы не предположить, что так называемые инопланетяне, живущие в недрах земли, и есть потомки гиперборейцев, далеко обогнавшие нас в своем развитии? Тогда все легко объяснимо.
Все это интересно, а нашли ли до сих пор хотя бы один подземный город? Тогда я поверю, что это не выдумки!»

Нашли, и не один! В Сибири, под Томском, существует древняя разветвленная сеть подземных ходов и пещер, явно рукотворного происхождения. Ученый Николай Новгородцев пишет: «То, что подземелья распространены шире территории города Томска и, следовательно, не имеют к его истории никакого отношения, подтверждается наличием обширных подземных ходов в Юрге в сотни км к югу от Томска, а также наличием их в районе деревни Гарь… в 70 км к северу от Томска». Ученый отстаивает версию, что современный Томск был построен на месте древнего города Грасионы (Грустины), частично находящегося под землей. Подобные подземелья есть в Иркутске и Хабаровске.

Под городом Николаевым у Черного моря в 1956 году был обнаружен древний подземный город, причем на стенах залов имелись надписи на неведомом языке.

Все знают о киевских пещерах, которые сейчас используются монахами. Но пещеры были вырыты задолго до появления христианства…

Не так давно писали об открытии целого города в Саранской горе (город Наровчат, Пензенская область на границе с Мордовией). Сохранились остатки ремесленных слободок и других строений, местные жители говорят, что внутри есть и подземное озеро с каменными скамейками по берегам, чтобы любоваться красотами пейзажа… Исследования еще ведутся и сулят много неожиданностей.

Область у реки Медведица в Поволжье известна любителям таинственного многочисленными аномальными явлениями и древним лабиринтом разветвленных туннелей, в который уже несколько лет пытаются проникнуть исследователи.

Вокруг Старой Ладоги существует «множество неизведанных пещер и подземных ходов, один из них даже проложен под Волховом. Современные гидрогеологи отрицают даже принципиальную возможность сооружения чего-то подобного в далеком прошлом (из-за отсутствия инженерных навыков и соответствующей техники). Но ведь система подземных убежищ и туннелей могла возникнуть гораздо раньше, в гиперборейские времена, когда уровень развития был совершенно иным» (В. Назаров, «Загадки Русского Междуречья»). Несколько отклоняясь от темы, скажем, что легенда гласит, будто в одном из подземелий Ладоги находится и тайная могила Рюрика в золотом гробу.

В Малой Азии, в местечке Глубокий Колодец во второй половине прошлого века также открыли подземный город, население которого, по примерным подсчетам, превышало 20 тысяч человек. Город был подготовлен к возможному отражению неприятеля: проходы перекрывали около 600 гранитных дверей.

Недавно известный исследователь и офтальмолог Э. Мулдашев и его экспедиция побывали на Алтае, где местные жители показали им отверстие, по легендам, ведущее в подземный мир, и рассказали предание о Стране Красного Хана. В этой стране постоянно светит внутреннее солнце и плещутся воды внутреннего моря, вода в котором желтого цвета. Именно сюда попадают души людей, чтобы предстать перед высшим судом, на котором определяется их посмертная судьба.

Норбер Кастере в книге «Моя жизнь под землей» пишет: «Кажется, нашу планету уже всю исходили и облетали, все моря избороздили и мало осталось неоткрытого на поверхности земли, но под землей еще очень много неисследованного, и можно попытаться открыть тайны неизвестного подземного мира, тайны «белых пятен», «неоткрытых земель»». И с этим его мнением согласны многие современные исследователи-энтузиасты, посвятившие свою жизнь изучению подземного мира.

Оговоримся, что чересчур любопытным людям, не имеющим опыта в спелеологии и не снабженным специальной техникой, не стоит устремляться в пещеры и подземные ходы в поисках «страны счастья» или «эликсира бессмертия» - особенно поодиночке. Слишком опасны темные подземелья, слишком велик риск: неопытного путешественника подстерегают обвалы, многочисленные тупиковые ходы, древние «ловушки» и - самое главное - столкновения со сверхъестественными явлениями, которые пугают даже видавших виды исследователей. Многим являются призраки и непонятные плазменные шары, кого-то охватывает необъяснимый ужас, и очень часто из-под земли слышится странный гул, похожий на звуки работающей мощной техники.
Выйдет ли Чудь из-под земли?
Старинное предание говорит: «Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу Великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».
Беловодье - это опять же область Белого моря, область легендарной Гипербореи, где в наши дни находят множество древнейших поселений и предметов быта. Как знать, может, когда-нибудь действительно «земляне» и «подземные люди» наладят контакты? Как далеко шагнула бы тогда наука и техника!

Сейчас люди в большинстве своем к такому контакту не готовы, нужны сотни лет неустанного духовного совершенствования, работы над собой. Для общения с Высшими Силами мало даже шести, не то что даже традиционных пяти чувств - требуется развитое космическое сознание. Но я верю в то, что отдельные люди и сегодня могут почти на равных пообщаться с теми, кого большинство, со смешанным чувством страха и любопытства, называет «Чудью»…

Чудовин м . чудовка ж . и чудак, чудачка ж . человек странный, своеобычный, делающий все не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыка. Чудаки не глядят на то, что-де люди скажут, а делают, что чтут полезным. Чудак покойник: умер во вторник, в среду хоронить - а он в окошко глядит (а он поехал боронить)!

|| Чудакú и чудáки, сиб . чудь (т. е. странный и чужой) ж. собират. народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли.

|| Чудь вообще чудское, финское племя, особенно восточное (чужаки), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала.

из словаря Даля

Легенда о чуди

На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто бы такова.

Жили испокон веков на Урале старые люди - их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают... «Уходить надо», - говорили молодые чуди.

«Умрем, где умирали наши отцы и деды», - возражали старые и пожилые.

И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.

Александр Лазарев

Легендарные «бои за веру» с чудью

«Первые, легендарные «бои за веру» с чудью, с Дыем/Дивом, описаны в «Книге Коляды». Ну не пришёлся Дый/Див по сердцу родному брату Сварогу (богу духовного вроде бы неба). И тогда небесное воинство, ведомое Сварогом, сразилось с войском Дыя – «дивьими людьми» и чудью. Сварог одержал победу, заточив «дивьих людей» под Уральскими горами. Сам же Дый был обращён в Великого Полоза, владыку золота Уральских гор. С тех самых пор ушло царство Дыя вместе со всеми дворцами и храмами под землю. И только иногда можно слышать, как под землёй звонят их колокола. Длится плен сей 27 уже тысяч лет»...

... «Говорят, бывает раз в столетие ночь, когда неподалёку от горы Таганай открывается земля и является город «дивьих людей». В эту ночь «дивьи люди» устраивают большой праздник, и в эту же ночь от них можно услышать предсказания будущего, ибо они великие астрологи и многое им дано предугадать».

О.Р.Гофман «Русская Атланта. Россия - колыбель цивилизаций?»

Чудь белоглазая

Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, т.н. «Чуди белоглазой», представители которой по преданиям и сказам отличались особой красотой, статью, владели йогическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Этот народ, связанный таинственными узами с русским народом, загадочно исчезает, и следы его теряются в горах Алтая.

Ниже приводится попытка проникнуть в тайну этого удивительного народа Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались.

Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну «только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами».

В легенде, - пишет исследователь творчества Н.К.Рериха художник Л. Р. Цесюлевич, - есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии.

Очень широко распространены подобные легенды и на Урале, который является как бы связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали предания о Чуди.

Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами - курганами и городищами, подземными пещерами и ходами - возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.

В разных вариациях легенда о чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то темнокожий народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти белая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей.

Некоторые легенды рассказывают даже о реальных контактах ранних переселенцев с «посланцами» Чуди - «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю Чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности, но она показала белым людям все, и тогда «старые люди» все золото и металлы спрятали.

Эта легенда удивительно перекликается с легендой, приводимой Н.К.Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу - помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».

Взаимодействие «посланцев» Чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А.Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. «Слушай, - сказала женщина Татищеву, - ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы.» И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов…

Наряду с данными о контактах Чуди с переселенцами легенды содержат довольно четкие и ясные характеристики внешнего вида и духовного облика «чудаков», так что перед нами проступают черты реального народа.

В одном из первых рассказов П.П. Бажова «Дорогое имечко» - Чудь или «старые люди» - это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрыв гору».

Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками - вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.

Эту мысль подкрепляет еще одно наблюдение. Люди, приходя на новые места, попадают, как правило, в своего рода невесомость - отсутствие ориентированного жизненного пространства. С переселенцами на Урале так не случалось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них был заложен как бы духовный вектор, который в дальнейшем блестяще материализовался. И не даром древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что «образовывать имена не сможет всякий, кому вздумается, но кто видит ум и сущность вещей». Более того, сами чудские места стали своеобразными «магнитами». На чудских курганах стоит город Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом возник город Курган. И как точно и как бы не случайно стоят города и селения, там, где надо: в узлах коммуникаций, вблизи залежей полезных ископаемых в окружении прекрасной природы. Вот Оренбургу вначале несколько не повезло. Его ставили в местах, указанных немцами, пришлось переставлять несколько раз.

Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города - неизвестно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так, известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью. Вот что рассказывает древнегреческий писатель Лукиан, скептически относившийся ко всему необычному, о встрече с одним из гиперборейцев: «Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что в самом деле оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь»?

Куда же ушла Чудь? Не в те ли подземные города, с которыми Н.К. Рерих связывает жизнь мудрых и прекрасных обитателей Агарты и о которых рассказывали челябинской писательнице С.К.Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло - торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо - то ли человеке, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался...»

В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара-богатырь стережет чудские богатства. Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет «дорогое имечко», и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими».

В.В.Соболев

Таинственная Россия. "Челябинская область. «Гости» из подземелья"

Дверь в царство Чуди

Открыв утвержденный Госкомстатом России перечень языков и национальностей РФ, можно узнать много интересного. Например, то, что в России живут люди, причисляющие себя к мифическому народу волшебников, - чуди.

Скорее всего, это недоразумение. Ведь, согласно преданиям севера России, этот народ ушел жить в подземелья больше тысячи лет назад. Однако в Карелии и на Урале и сегодня можно услышать рассказы очевидцев о встрече с представителями чуди. Об одной из таких встреч нам рассказал известный этнограф Карелии Алексей Попов.

Алексей, насколько правдоподобна история существования чуди, этого мифического народа?

Безусловно, чудь существовала на самом деле, а потом ушла. Но вот куда - точно не известно. Древние предания утверждают, что под землю. Причем, как ни удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары - с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это один из крупнейших городов современной Эстонии - Тарту. В то же время на территории России существует огромное количество топонимических названий, напоминающих о некогда проживавшем здесь загадочном народе, только вот самого народа нет, как будто бы и не было никогда.

Как внешне выглядела чудь?

По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей - белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.

Вы сказали, что чудь ушла под землю…

Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда

А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?

Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».

А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?

Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.

Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?

Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта - и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное - крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?

Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» - это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» - домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы - в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа.

Вы упомянули о таинственных встречах с чудью в Карелии и на Урале в наши дни. Неужели они реальны?

Если честно, я, зная множество подобных историй, всегда относился к ним с изрядной долей скепсиса. Пока в конце лета 2012 года не произошел случай, заставивший меня поверить в реальное существование в горах или под землей этого мифического народа. Дело было так. В конце августа мне пришло письмо с фотографией от одного этнографа, который в летние месяцы подрабатывает экскурсоводом на теплоходе по маршруту Кемь - Соловки. Информация была настолько неожиданной, что я связался с ним. Итак. На фото была изображена скала, в которой угадывались очертания крупной каменной двери. На мой вопрос: «Что это?» - экскурсовод рассказал потрясающую историю. Оказывается, летом 2012 года он вместе с группой туристов проплывал мимо одного из островов архипелага Кузова. Корабль шел вблизи берега, и люди с наслаждением рассматривали живописные скалы. Экскурсовод же в это время рассказывал им истории о загадочных встречах с мифической чудью-сикиртя. Вдруг одна из туристок истошно закричала, показывая рукой на берег. Вся группа тут же устремила свой взор на скалу, на которую указывала женщина.

Все действо продолжалось несколько секунд, однако туристы успели увидеть, как в скале закрывается огромная (три метра на полтора) каменная дверь, пряча за собой силуэт маленького существа. Экскурсовод буквально сорвал с шеи фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков. К сожалению, затвор его фотоаппарата защелкал, когда оставался виден лишь силуэт каменной двери. Через секунду пропал и он. Это был первый случай массового наблюдения места входа в подземелья чуди. После этого события сомневаться в реальности существования в скалах и под землей этого легендарного народа не приходиться!

Для затравки, однако.

Как внешне выглядела чудь?

— По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей — белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.

— Вы сказали, что чудь ушла под землю…

— Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.

— А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?

— Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».

— А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?

— Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.

— Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?

— Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта — и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное — крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

— И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?

— Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» — это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» — домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы — в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа....
........................................ ........................................ ........................................ .......................................
А теперича просто картинки, к изображению на которых у меня всегда был интерес.












Чо-та мне кажется, что там где-то должны быть потайные дверцы в эти бугорки.)))
Ну ведь даже прыщик просто так не вскочит на ровном пустом месте?
А тут целые инженерные сооружения на берегу. И нет на них ни кустика, ни деревца даже...
Вот в этом и вопрос, однако... Думаем!

Пока всё.
Михалыч озадачил.

Нашёл очень интересную статью о чуди белоглазой. Решил "пересадить" её в свой Виртуальный Парничок. Со временем она принесёт свои плоды.


Чудское озеро сохранило в своем названии память о племени, которое участвовало в Ледовом побоище, но затем постепенно сошло с исторической арены.


На Урале, и в Сибири, и на севере России, и даже на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь». Предания о чуди чаще всего рассказываются в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, чудь заживо захоронила себя в землю. Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег».

Иногда также говорится, что чудь «ушла под землю», а иногда о том, что ушла жить в другие места: «У нас есть урочище Важгорт — Старая деревня. Хотя и называем деревней, а там никаких построек нет. И не видно, что там кто-то жил, но старики утверждают, что там жили древние, чудские люди. Долго, говорят, в той местности они жили, но появились пришлые, они стали притеснять старожилов, и те решили: «Нам житья не стало, надо переселяться в другие места». Собрали, говорят, пожитки, ребят за ручки взяли и сказали. «Прощай, Старая деревня! Здесь нас не будет — и никого не будет!» И покинули деревню. Идут, говорят, расстаются с родиной и ревут. Все до одного ушли. Теперь там пусто.»

Но, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговорённые, «заветные»: на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в «чудских могилах» на кости «заживо погребенной» чуди, — мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам…


В 1924-28 годах семья Рерихов находилась в экспедиции по Центральной Азии. В книге «Сердце Азии» Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами». А еще раньше, в 1913 году, Николай Рерих написал на эту тему картину «Чудь под землю ушла»

На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: «Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка — высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, чёрные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: «Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!» Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику, и никто больше домой не вернулся, все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить девке. Они вскипятили несколько вёдер воды, и когда чудская девка вошла в деревню, бабы облили её кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: «Одэге! Одэге!» Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места…»

Одэге — что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Загадку чуди с давних времён пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Учёный-лингвист Антонина Семеновна Кривощёкова-Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся при помощи угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь — это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь — это «наши предки». Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.

Открытие на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии о том, что чудь — это древние арии (в более узком смысле — предки индоиранцев, а в более широком — предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди учёных и краеведов.

Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много «иранизмов», то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Появилась версия о том, что названия рек Кама на Урале и Ганг (Ганга) в Индии имеют одно происхождение. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Не зря географические названия на -кар (Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются при помощи местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединённые названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля «иранское влияние» специалистами признавалось всегда.

Не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине , расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов-риши движутся вокруг Полярной звезды, которую творец Брахма укрепил в центре мироздания над Мировой горой Меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы — апсары, сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши — это, вероятно, созвездие Большой Медведицы, а апсары — воплощение северного сияния, которое поражало воображение многих народов. В мифах эстонцев северное сияние — это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.

Сходство имеется и непосредственно в названиях. Например, бог у удмуртов — Инмар, у индоиранцев Индра — бог грома, Инада — праматерь; в коми мифологии имя Ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Йима — также первочеловек; созвучно название бога также у финнов — Юмала, и у марийцев — Юмо.

…И всё же, что кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово «одэге» есть в индоиранских языках? Если мы откроем санскритско-русский словарь, то найдём там похожее по звучанию слово — «удака», означающее «вода». Может быть, она стремилась добежать до Чудского родника, единственного места, где могла спастись?

Археологические находки, которые весьма впечатляют.


Бляха в виде головы медведя.
IV-V вв.
Бронза, литье
8,3 х 6,5 см
Осыпи реки Кын, Лысьвенский р-на Пермской обл


Ажурная бляха.
Композиция состоит из двухголового ящера и двух человеколосей, сидящих на нем.
VII-VIII вв.


Женская личина с пятью головами птиц вверху.
VIII-IX вв.
Бронза, литье
6,1 х 5,4 см
с. Лимеж Чердынский р-на Пермской обл
Хранится в Перми
Бронза, литье
6,7 х 9,7 см
Верхнее Прикамье
Хранится в Перми


Прорезная бляха с крылатой богиней на коне и орлом.
VII-VIII вв.
Бронза, литье
16,9 х 12 см
пос. Курган Чердынский р-на Пермской обл
Хранится в Чердыни, Чердынский краеведческий музей


Прорезная бляха.
Вариант космогонического сюжета. Крылатая трехликая богиня стоит на ящере, над каждым ликом - по грифону
VIII-IX вв.
Бронза, литье
16,4 х 9 см
д. Усть-Каиб Чердынского р-на Пермской обл
Хранится в Перми, Пермский областной краеведческий музей


Разные украшение чуди 8-11 вв., среди которых часто встречается образ божества - птицы. Очень распространены были шумящие подвески (в центре)


Глядя на эту качественную работу с бронзой, которая, в свою очередь, требовала мастерства работы с каменными или керамическими изложницами, кузнечного мастерства, начинаешь понимать, что восточные славяне встречались на севере и северо-востоке своего вовсе не с примитивными племенами, которые не могли им ничего дать и ничему не могли научить.

Наоборот, тут была своя интересная культура. Так что это вопрос, откуда у русских взялись валдайские колокольцы, сюжеты северных вышивок, северная же любовь к украшению жилищ, например, резьба по дереву.

Куда делась чудь?
Вопрос резонный. И имеет, как мне кажется, два главных ответа.

Вероятно, частью чудь была вытеснена и выбита славянским населением, потому как сообщается: «В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам», с остервенением защищались из крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах (выкопав яму, ставили по углам столбики, делали над ними крышу, накладывали на крышу камни, землю, сходили в яму с имуществом и, подрубив подставки, гибли).

Тогда формула «уход под землю» выглядит буквально: гибель племени. Но частью чудь, вероятно, все же обрусела после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.

Потому-то еще остается вопросом, что в искусстве и быте русского севера происходит от русского населения, что от чуди. А умений тут бытует множество: деревянные церкви и огромные северные дома, текстиль и вышивка, работа по металлу, украшения домов, в том числе живописные, корабли и лодки.

Попробуем и проверить эту гипотезу хотя бы на нескольких наиболее доступных примерах, сопоставить изделия пермской чуди и русских северян:

1. Волшебная птица с человечьим лицом.
Вообще для сравнения надо брать что-то достаточно необычное, нерядовое. Такие мотивы в народном искусстве встречаются. Например, волшебная птица Сирин.

Рис 1. Птицы с человечьей личиной.
Птицы-Сирин. Подзор, деталь. Олонецкая губерния, середина XIX в. И птица-оберег пермской чуди с личиной на груди.

2. Славянская богиня Рожана - или чудская мать всего живого?


Рис. 2 Мотив Рожаны олонецкой и сольвычегодской вышивки.


Повторяющаяся в вариациях олонецких и северодвинских вышивок деталь, которую трактуют, как образ древней славянской богини Рожаны, роженицы, о чем писала С. В. Жарникова

Рис. 3. Богиня-роженица


А это мотив богини, которая встречается у пермской чуди постоянно.
Она, если судить по вариациям разных существ рядом, от лосей до человека, является «всеобщей матерью», и положение очередного существа внизу - это и есть его рождение. Сходство очевидно и оно усугубляется тем, что богиня не стоит, а лежит, что особенно видно на последнем обереге. Кроме того, вторая сущность этой богини - птица, как и на многочисленных амулетах-обрегах с богиней птицей, оттого явно выделен нос-клюв.

3. Олень-Золотые Рога.
Продолжая тему оберегов, надо вспомнить о каргопольской игрушке. Л.Латынин считает, что в образах традиционной игрушки кроются архаичные символы. Так это или нет, по самой игрушке сказать трудновато - она все же изменчива, хотя главная традиция должна «оберегаться» - то есть то, что было оберегом, самое старое, традиционное и тиражируемое.
Например, олень-золотые рога и его переменчивые лики, получеловека - полуоленя.
В этом каргопольской игрушке можно сопоставить человеко-лосей пермской чуди.


Рис 5 Каргопольские олени, кентавр-полкан и человек-лось.



Рис. 6. Люди-лоси пермской чуди.

4. Конек на доме, Олень и Птица.
На севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише", считая эти изображения "оберегами", добрыми силами, охранявшими от всякого несчастья. Интересно, что на русском севере и олень-лось часто встречался, как оберег дома, его помещали на охлупень вместо конька. Или же просто прибивали туда оленьи рога: «На Мезени встречается еще один вид украшения охлупня — рогами оленя. Обычно это украшение не вырезали подобно коньку, а просто к концу охлупня прикрепляли настоящие оленьи рога. Этот декор чаще встречается в Мезенском районе. По всей вероятности, в нем можно увидеть следы почитания оленя, культ которого, может быть, в меньшей степени, чем коня, был свойственен отдельным русским районам» . На этом же месте могла быть и птица, вроде лебедя.


Рис. 7. Крыши русских домов с коньками


Как выглядел чудский дом, нам сказать трудно. Но вот то, что головы коньков использовались, как обереги, очевидно:

Рис. 8. Шумящие подвески. Они чаще всего обнаруживаются археологами в чудских погребениях, всегда с обеих сторон костяка.

С.В. Жарникова О НЕКОТОРЫХ АРХАИЧЕСКИ МОТИВАХ ВЫШИВКИ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИХ КОКОШНИКОВ СЕВЕРОДВИНСКОГО ТИПА
Л.Латынин. "Основные сюжеты русского народного искусства". М.: "Глас",
А.Б. Пермиловская Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX - начало XX века). - Архангельск, 2005.