Скандал в "Лиге школ": чем опасны закрытые учебные заведения? Прочитать родителям. Секс-скандал в престижной школе принял неожиданный поворот

18.04.2019
  • Случаи неформального общения между детьми и учителями чаще всего случаются именно в закрытых школах.
  • Если в закрытой группе (школе, университете и т.д.) пропагандируется идея особенности группы и избранности учеников – это должно насторожить родителей.
  • Важно наблюдать за изменениями состояния ребенка, быть в курсе происходящего, общаться с разными членами группы, сохраняя дистанцию.
  • Если ребенок признается в том, что подвергся насилию, ни в коем случае нельзя отрицать преступления: это может еще больше покалечить ребенка.

Элитная московская школа «Лига школ» закрылась в 2014 году из-за бюрократических проволочек. Спустя два года сетевое издание Meduza опубликовало скандальный репортаж Даниила Туровского, в котором эта версия опровергается. Более 20 бывших учеников школы признались, что на протяжении 25 лет директор школы Сергей Бебчук и его заместитель Николай Изюмов сексуально домогались учениц. Ученики поставили ультиматум: закрывайте школу или пойдем в суд.

Репортаж вызвал массу вопросов. Почему ученики признались только спустя два года после закрытия школы? Как другие учителя смогли промолчать, видя, что происходит в школе? Одни набросились с гневными комментариями в Сети на учителей. Другие уверены – репортаж заказной. Третьи отказываются верить, что учителя способны на такое.

«В первую очередь, «Лига школ» всегда была про очень хорошее образование, – рассказала нам психолог, гештальт-терапевт Соня Цеге Фон Мантейфель . Она проработала в этом заведении 14 лет, с 1999 года. – «Лига» по своему внутреннему устройству противоречила всем канонам постсоветского образования. На моей памяти каждый год Бебчуку нужно было что-то отстаивать – то отсутствие дневников, то учебные походы и много всяких бюрократических дел. И с каждым годом это становилось все труднее. Поэтому те, кто сейчас думает, что школа закрылась из-за скандала, знайте: это ложь. «Лигу школ» «задушила» образовательная реформа».

Сергей Бебчук в эфире радио «Свобода» в 2014 году

Что касается отношений в школе – они были разные. С каждым педагогом свои отношения. По интересам, симпатиям. Поэтому обнимания, радость встреч не казались мне извращенными и поддельными. Я как психолог не видела в этом никакого сексуального подтекста. Когда школа живет как единый организм, неизбежно более близкое общение между людьми. Более неформальное, доверительное. И это очень ценилось внутри и как-то «странно» воспринималось извне.

Безусловно, девочки влюблялись в преподавателей, не только в тех, которые указаны в статье. Возможно, что и преподаватели влюблялись. Но допустить, что это было в осознаваемых сексуальных целях, я не могу. Я однозначно необъективна, потому что я фактически сама выросла в этой школе, пришла туда работать в 26 лет. Я знаю про некоторые истории в воспитательных целях. Я допускаю, что иногда женщине или девушке проще показать, чем внушать мораль про их безопасность.

Непосредственно о скандале – история длится уже около двух лет. Я помню, как обзванивали учеников и преподавателей и собирали «ужасные» подробности. Цель этого – не раздувать скандал и «оградить детей от ужасов педофилов». Это хорошая цель. Но где доказательства? Ультиматум, предъявленный педагогам, похож на шантаж: «Вы уйдете, а мы не скажем, чтобы не порочить Лигу, обещайте, что больше не подойдете к детям… Ах подошли, ну так мы сейчас вас остановим…» То, как собирались эти сведения и в какой форме подавались, выглядело как массовый психоз.

Мне сейчас трудно смотреть на ситуацию как эксперту, уж слишком много отношений и чувств к обвиняемым и обвинителям. Точно знаю одно – что эта ситуация для всех людей «Лиги школ» травматична. И презумпции невиновности никто не отменял».

Сергей Бебчук не выходит на связь. Но заместитель директора, один из обвиняемых учениками, Николай Изюмов уверен, что молчать в этой ситуации нельзя.

Заместитель директора «Лиги школ» Николай Изюмов

«У меня есть твердое убеждение, что вся эта ситуация сфабрикована, – рассказал нам Николай Изюмов . – Прежде всего, школу мы закрыли не из-за обвинений. Ученики пришли к нам с ультиматумом в декабре 2014 года. В то время мы уже готовились к закрытию, потому что работать стало невозможно. Нас прессовали прокуроры, ФСБ, потому что мы всегда были неудобны, придерживались либеральных взглядов. Поэтому, когда группа учеников во главе с руководителем театральной студии обвинила нас во всех смертных грехах, мы не стали спорить. Говорить с ними было невозможно: у нас был шок, потому что все эти люди наши друзья.

Мы сказали, что школу и так закрываем, попросили нам дать полгода. Я уволился, потому что работать не мог – начались проблемы с сердцем из-за этой ситуации. Ко мне каждый день приходили учителя, ученики. Они знали об ужасных обвинениях и были возмущены поведением этой группы людей. Потом школа закрылась, и все вроде бы закончилось. Но спустя два года появилась эта статья с обвинениями в педофилии. Такие обвинения спустя несколько лет, на мой взгляд, – желание отомстить. Только за что?

«Да, с кем-то из учителей дети могли обняться, но это просто человеческие отношения»

Наверное, многие из тех, кто обвинял нас, не смогли простить, что им не удалось убедить других. После закрытия школы ученики ходят ко мне в гости, продолжают общаться и с Сергеем Александровичем (Бебчук. – Прим. ред.) Я открыл «Интеллект-клуб», где провожу онлайн-вебинары, иногда оффлайн мастер-классы. Про то, что в школе было принято, чтобы ученик, заходя в класс, целовал учителя, – это бред. Такого никогда не было. Да, с кем-то из учителей дети могли обняться, но это просто человеческие отношения.

История про Таню Карстон (инициатор разборок. – Прим. ред.) чудовищная. Девочка была очень трудным ребенком. Не могу сказать, что у нее было раздвоение личности, но она могла рассказывать про себя, например, в третьем лице. Она утверждает, что Бебчук домогался ее в бане в загородном доме в Боброво (ученики часто приезжали на выходные к директору на дополнительные занятия. – Прим. ред), при этом она еще потом закончила школу, пошла в поход с человеком, который якобы к ней приставал… Почему? Это же ерунда какая-то. Вся эта история на уровне детской игры «Веришь – не веришь». Тебе что-то рассказывают, и дальше ты либо это принимаешь, либо нет».

Изюмов обратился к юристу два года назад. Но тот отговорил его подавать заявление. По словам Изюмова, юрист аргументировал ситуацию так: «Если вас не волнуют формальные вещи, возможность дальнейшей работы в школе, не рекомендую вам начинать – это будет многолетний процесс, в котором польется грязь». Изюмов уверяет: если бы ученики подали в суд, он бы однозначно взялся за дело.

Мы не собираемся решать, кто прав, кто виноват. Но мы предлагаем вам задуматься, почему известные случаи насилия чаще всего связаны с закрытыми сообществами, будь то элитные учебные заведения или другие объединения людей.

Немного истории

Случай с «Лигой школ» – отнюдь не единичный. В августе 2016 года в центре скандала оказалась московская школа 57: учителя истории обвинили в многолетних сексуальных связях с ученицами. Пострадавшим удалось собрать доказательства и добиться того, чтобы педагога уволили. Правда, вопрос о том, действительно ли другие учителя и сотрудники школы ни о чем не догадывались, так и остался без ответа.

Сама по себе проблема отнюдь не нова: вопрос лишь в том, что у жертв домогательств появилось больше возможностей рассказать о том, что с ними произошло. Что они и делают – в том числе в рамках флешмоба #янебоюсьсказать.

От рук наделенных властью абьюзеров страдали и страдают члены замкнутых сообществ – тех, в которых зачастую царят свои правила и нормы, непривычные и даже неприемлемые для стороннего наблюдателя. Так, о сексуальном насилии над детьми со стороны католических священников заговорили еще в 1950-х. В 2000-х разразился громкий скандал, по мотивам которого в 2015 году был снят фильм «В центре внимания».

Подобные истории не ограничены ни временными, ни географическими рамками. Начиная с 1991 года более 200 бывших студентов из 67 частных школ Новой Англии (США) обвинили преподавателей и представителей персонала в сексуальных домогательствах.

Почему так происходит? Что не так с частными школами и подобными им закрытыми сообществами?

Почему в спецшколе могут возникнуть случаи насилия?

Чем меньше, элитнее и «особеннее» учебное заведение, тем ближе к детям учителя. Тем меньше дистанция между преподавателем и учеником, тем чаще стираются границы. С одной стороны, подобное отношение преподавателей к ученикам льстит родителям: их детей не просто обучают, о них заботятся. Как создать безопасную обстановку в условиях спецшкол, где учителя дружат с учениками, читайте в статье процессуального терапевта Ольги Прохоровой «Роман между учителем и учеником – это инцест» .

Что должно насторожить родителей при выборе школы?

Любой родитель желает для ребенка только лучшего. Потому они готовы отдать баснословные деньги и замучить ребенка подготовкой к сдаче экзаменов, лишь бы устроить его в закрытое учебное заведение для избранных (элитарные школы, кружки, университеты и т.д.). Кажется, что образование там лучше. Поспорить с этим невозможно: чем меньше образовательное заведение, тем больше внимания преподаватели уделяют каждому ученику. Но есть и обратная сторона медали.

Психолог Людмила Петрановская считает закрытые группы дисфункциональными – группы, которые в какой-то момент отбирают у своих членов больше, чем дают им. Главная цель такой группы – защита своего статуса, ради которой выстраивается система абьюза (использования).

Петрановская выделяет признаки, которые должны насторожить родителей. Если вы заметили хотя бы три, пора бить тревогу.

Вас должно насторожить:

...если участники группы (круга) считают себя избранными. Если эта избранность гарантирует успех, карьеру, победы, общение на высоком уровне. Если в группе действуют свои правила, а обычные на нее не распространяются. – Быть избранным лестно и приятно. Так формируется зависимость от группы. Человек теряет критичность. Формируется основа для закрытости и для оправдания абьюза.

...если лидерам круга доверяют больше, чем себе. Отцы-основатели, Лидеры, Старшие, среди избранных еще более избранные, которые все знают и все делают правильно. Их авторитет непререкаем, они умны, скромны и самоотверженны, с любым вопросом, сомнением и жалобой нужно пойти к ним. – Рядовые члены группы явно или скрыто отстраняются от принятия решений. Субъектность уже почти передана, крючок загнан глубоко.

...если в группе считается, что быть избранным не только приятно, но и трудно. Поэтому ее члены должны: много работать, постоянно развиваться, проходить все новые уровни, пренебрегать семьей и близкими, вкладывать силы, вкладывать деньги, затягивать пояса и не жаловаться (нужное подчеркнуть). – Обычно испытания начинаются уже при приеме в группу: нужно доказать свою «избранность». Чем выше «цена входа», тем ниже шанс уйти без тяжких последствий. Участников начинают готовить к тому, что придется отдавать больше, чем получаешь, и служить группе.

...если участники круга уверены, что им завидуют. Нас не любят и хотят нашу группу уничтожить, потому что: завидуют, не любят умных, не любят красивых, не любят праведных, не любят нашу национальность, не любят нашу веру, хотят сами на наше место, хотят безусловной власти, а мы мешаем. – Закрытость окончательно закрепляется, вовне – враги, сплотим ряды, живем по законам военного времени, какие такие внутренние границы и права человека.

...если критика в адрес круга недопустима. В ее основе: слухи и домыслы, преувеличение и передергивание, искаженное восприятие неадекватных людей, заведомая ложь ненавистников, тщательно продуманный заговор желающих нас уничтожить (нужное подчеркнуть). – Необходимый фундамент для перехода к следующему пункту, полное отключение критичности и обратной связи.

...если те, кто рассказывает о проблемах круга, считаются предателями. Все проблемы должны решаться внутри круга, а те, кто «выносит сор из избы», – предатели, стукачи, неблагодарные, не в своем уме, хотят попиариться, марионетки в руках врагов. Происходит показательная травля и изгнание «предателя» с участием всей группы. – Условия для безнаказанного абьюза созданы. По кому проедет каток, а кого заставят быть катком – дело случая.

Вы все еще хотите отправить ребенка в такую группу? Тогда взвесьте плюсы и минусы. «Риски могут свести на нет все то, что вы получите, – продолжает Людмила Петрановская. – Зачем блестящее образование тому, кто находится в затяжной депрессии? Если плюсов больше, продумайте, как вы будете контролировать ситуацию и что будете делать в критический момент. Наблюдайте за изменениями состояния ребенка, старайтесь быть в курсе происходящего, общаться с разными членами группы, сохраняя дистанцию».

Участники группы считают себя избранными. Эта избранность гарантирует успех, карьеру, победы, общение на высоком уровне. В группе действуют свои правила

Если ваш ребенок уже в такой группе, что делать?

«Главное – не критиковать и не ругать группу и ее лидеров, – продолжает Людмила Петрановская. – Чем больше вы критикуете, тем больше ребенок отдаляется от вас и уходит в группу. Старайтесь любыми способами сохранять отношения, сохранять то, что вас с ребенком объединяет, что вас обоих радует. Ваша поддержка понадобится ребенку, когда ему придется расстаться с группой (а этот момент в любом случае настанет). Ребенок переболеет и справится. Если вы заподозрили что-то криминальное, будьте готовы бороться. Не оставляйте это просто так, даже если ребенок уже в безопасности. Подумайте о других детях.

Если вы член такой группы. Поднимайте разговор о принципах, правилах, приоритетах. Настаивайте на прозрачных процедурах принятия решений, старайтесь сохранять критичность, в обсуждениях отмечайте и подвергайте сомнению паранойяльные картинки из серии «мы всегда правы, потому нас и не любят». Никакой «поглощенности без остатка». Никакой «преданности до конца». Критично относитесь к лидерам группы – признаки обожания их коллективом, особенно если они этому подыгрывают, пусть даже изображая скромность, должны насторожить.

Если для вас это закончится конфликтом и изгнанием из группы, то чем скорее это случится, тем лучше, тем меньше будут ваши потери.

И еще. Если вы подозреваете, что группой формально или неформально руководит социопат и нет никаких шансов это изменить, уходите немедленно. Если есть силы – критикуйте извне, помогайте жертвам и изгнанным».

Как уберечь детей от подобной группы?

Самый острый вопрос для всех родителей – как уберечь ребенка, как не просмотреть?

«Общего рецепта нет, – считает – Невозможно уволить из школ всех учителей-энтузиастов и оставить только нудных и скучных, к которым дети точно не будут тянуться. Поэтому тщательно мониторьте ситуацию. Чаще всего элитные и закрытые школы – игры прежде всего родителей. Это им хочется, чтобы ребенок там учился, это они боятся, что его исключат из-за скандала или престижную школу закроют. А вот чего делать нельзя – отмахиваться от слов ребенка или обвинять его. Серьезно отнеситесь к тому, что он говорит. Верьте ему по умолчанию. Разобраться надо в любом случае, даже если это всего лишь фантазия. Что касается ясеневской истории, на мой взгляд, она намного тяжелее, чем в 57-й, там речь о подростках более младшего возраста. И последствия для детей и педагогов могут быть серьезнее».

«Главное правило: школа не должна заменять семью, – говорит психотерапевт Ирина Млодик. – Когда это происходит, семья перестает выполнять свою функцию. И тогда ждать близких отношений или откровенности от ребенка не стоит. Заменив семью школой, ребенок привыкает к такой системе отношений и будет переносить ее позже на работу, пытаться выстраивать в коллективе семейственность.

Второе правило – ребенок должен чувствовать себя в семье защищенным, знать, что его всегда поддержат, поймут, примут.

Третье – в семье должно пропагандироваться правило: тело священно. Нужно установить четкие личные границы – нельзя мыть ребенка или обнимать и целовать без его согласия. Помните, как на семейных встречах, если ребенок уворачивается от поцелуев с родственниками, его стыдят: это же твой дядя, поцелуй его. Так нельзя говорить категорически. Ребенок сам волен решать, кого целовать. Многое зависит от родителей – если с их сексуальностью и сексуальной жизнью все в порядке и они не переносят ее на ребенка, то и отношение к телу будет правильным».

Как реагировать родителям, если ребенок признался, что к нему приставали?

Если ваш ребенок пришел с признанием о сексуальных домогательствах или сексуальном насилии, главное – не отмахиваться, а выслушать. Что еще нужно сделать и как нельзя реагировать в такой ситуации? Объясняет психотерапевт Ирина Млодик.

Как реагировать?

  1. Первое и самое важное – вы должны как минимум поверить ребенку. Не говорить – «Ты все придумываешь». Не смеяться над ним, не отшучиваться, не винить ребенка, не стыдить, не пугать – «Какой кошмар, как ты могла (мог)»!
    Родителей, которые так реагируют, тоже можно понять – кто-то не может принять страшную правду, потому что слишком любит своего ребенка или боится признать свою несостоятельность как родителя, кто-то воспринимает учителя как человека, неспособного на дурные действия, нам ведь много лет это внушают в школе – учитель – главный и непогрешимый авторитет, и мы не понимаем, что это всего лишь человек и он может быть больным, проблемным. Родителям бывает проще спрятаться, отмахнуться. Но делать этого нельзя.
  2. Не отрицайте проблему, даже если это действительно всего лишь фантазия ребенка. Такие фантазии не возникают просто так. Это знак неблагополучия. Симптом того, что у ребенка есть какая-то скрытая проблема в отношениях с учителем или учебой, коллективом. Если ребенок на ком-то отыгрывает насилие, это не обязательно может означать сексуальное насилие, но любое символическое. В любом случае психолог определит, придумывает ребенок или нет.
  3. Расспросите ребенка – как это было, когда, как часто, кто еще участвовал или видел это, было ли это только с вашим ребенком или нет.
  4. Тут же идите в администрацию школы разбираться.
  5. Не бойтесь, что, предав дело огласке, вы травмируете ребенка. Нет, вы защищаете его. Психика подростка пострадает гораздо больше, если его обидчик останется безнаказанным, а само преступление – неназванным. Если вы отмахнетесь от слов вашего ребенка, он будет считать, что каждый взрослый имеет право так поступать с ним, что его тело ему не принадлежит, что каждый может посягнуть на него.

Я уже не говорю о последствиях сексуальной травмы, они очень серьезны и могут искалечить жизнь вашего ребенка. Эти травмы очень глубоки и могут проявиться позже в виде тяжелых депрессий, приема наркотиков, алкоголя, суицидов, сложных личных и сексуальных отношений, неспособности создать пару, семью, неспособности любить себя и собственных детей. Вы наносите непоправимые травмы ребенку, умалчивая о случившемся. Подумайте, что для вас важнее – не потерять престижную школу или не потерять ребенка?

Текст: Дина Бабаева, Юлия Тарасенко, Марина Великанова

Следующая новость

Выпускницы «Лиги школ», которые не согласны с обвинениями в сексуальных домогательствах их директора Сергей Бебчука и его заместителя Николая Изюмова, рассказали телеканалу «360» свою версию событий.

Страшные подробности

Две бывшие ученицы Татьяна Карстен и Вера Воляк сделали видеообращения, в которых рассказали, как педагоги приставали к ним. Ученики ездили в деревню, где находится дом Бебчука. Карстен вспомнила случай в бане, когда учитель парил ее голой, затем целовал и признавался ей в любви.

Воляк поделилась, что будучи 14-летней, имела интимную связь с директором и однажды участвовала в групповом сексе с ним и его женой Анастасией Лосевой.

По словам выпускниц 2015 года «Лиги школ», все, что рассказали Карстен и Воляк — неправда, они назвали обвинения клеветой.

Походы в баню

«Все происходило немножко не так, как описывает Таня. Ты живешь там недели две, когда-то надо мыться, это логично. Поэтому в какой-то момент Сергей Александрович разогревал баню. Отдельно приходили девочки, в полотенцах, парились, мылись, выходили, отдельно мальчики. Ничего пошлого с открытыми полотенцами [не было], никто не подсматривал», — рассказала одна из выпускниц.

Другая выпускница опровергла слова в статье «Медузы» о том, что директор мылся с девочками, и сказала, что он мылся всегда только с мальчиками.

«Про обращение Тани Карстен могу сказать, что это действительно похоже на какую-то влажную подростковую фантазию», — отметил еще один выпускник.

«Это просто невозможно»

«Я училась в этой школе пять лет. Я сохраняла какое-то общение с этими людьми, соответственно, я знаю их почти семь лет. И я думаю мое мнение едва ли можно назвать безосновательным. За семь лет знакомства у меня все-таки приобрелся какой-то опыт общения, и я могу сказать, что это невозможно было, это неправда, это клевета», — рассказала выпускница.

«Вообще, нас очень много, людей, которые считают, что это просто невозможно», — поддержала девушку одноклассница.

По словам собеседников корреспондента телеканала, «влажных поцелуев» также не было. Изюмов «целомудренно» и «по-отечески» целовал девочек при встрече, парням жал руку.

«Это не такие люди. С такими людьми это было бы невозможно. И Сергей Александрович и Николай Михайлович — люди принципиальные. У них есть какие-то понятия о чести, о принципах, вообще какие-то моральные устои. Это люди, которые воспитывали нас. Они не только знания нам давали, они учили нас отстаивать свое мнение, быть уверенными в себе, уважать чужой труд», — отметила одна из бывших учениц «Лиги школ».

"Насколько я знаю, большинство этих людей тесно общаются между собой. Например, Ирина Дмитриева, которая решила не скрывать своего имени, очень хорошо общалась с Таней Карстен. Изюмов и Бебчук - люди пробивные, я думаю, у кого-то из них могли быть конфликт и обиды с обвинителями", - сказала выпускница.

Напомним, по данным расследования «Медузы», ученицы «Лиги школ» подвергались сексуальным домогательствам со стороны директора Сергея Бебчука и его заместителя Николая Изюмова. Учебное заведение закрыли в 2015 году после проведения группой выпускников и сотрудников собственного расследования. Они выдвинули требования к Бебчуку и Изюмову уволиться и больше не работать в системе образования.

Следственный комитет начал проверку, а член Совета Федерации Елена Мизулина намерена внести в Госдуму законопроект, предусматривающий пожизненное наказание за растление детей.

Следующая новость

Татьяна Карстен и Вера Воляк рассказали шокирующие подробности своего ученичества

Именно о таких, более страшных вещах, рассказывает ее "коллега" по видеообращению, Вера Воляк.

"Когда это случилось в первый раз, мне 14 лет было, наверное... Бебчук пригласил меня остаться у него дома... Нельзя сказать, что это был петтинг или ласки, поцелуи или прикасания, нет, это был полный секс... До дачи Боброво была другая дача в Фомино. Там тоже была баня, и мылись в ней все вместе... Когда я приехала туда, там были две девочки младше - 13–14 лет... Она из них не согласилась рассказывать свои истории,... но я знаю, что она ушла из школы, и ей долго было плохо... После того как эти девочки уехали, осталась я одна с Бебчуком и с Анастасией (жена Бебчука Анастасия Станиславовна Лосева - прим. ред.) в этом Фомино. Там был групповой секс в Фомино, свидетелей не было, нас было там трое", - рассказывает Воляк.

С Изюмовым тоже было несколько случаев. Грань между дружеским рукопожатием и сексуальным контактом он не понимает. Я видела его ответы в интервью, мол, что такого, что я кого-то там погладил? Но если у тебя сидит девочка на коленях, и у тебя эрекция, и ты ее гладишь за грудь, по-моему, это далеко от рукопожатия... Я не говорю, что у меня был с ним секс. Полного секса не было", - сказала Вера.

"Они были в позиции власти. Для нас они были людьми, которых мы уважали, ставили на пьедестал", - объяснила свое "податливое" к педофилам поведение девушка.

"Я не представляла себе, что все это продолжается. Для меня это была история конца 1990-х годов... Я совершенно не представляла себе, что это продолжается с 14–15-летними девочками до сих пор!" - подчеркнула Вера Воляк.

"Когда такое знаешь, молчать нельзя", - резюмировала Таня Карстен.

"Лига школ" открылась в 1994 году в московском районе Ясенево. В январе 2015 года выпускники, расследовавшие случаи сексуальных домогательств, встретились с руководителями школы и потребовали от них уволиться. Изюмов быстро с ними согласился, заявив, что "устал от всего этого". Бебчук на той встрече свою вину не признал и сказал, что "не понимает, про какие поломанные судьбы идет речь".

В феврале 2015 года, через месяц после встречи с выпускниками, на сайте школы появился анонс о ее скором закрытии: "Проблема в том, что та школа, которая задумывалась и была открыта более двадцати лет назад, в сегодняшних условиях сильно сузившихся рамок законодательного поля существовать больше не может". Выпускники, как пишет "Медуза", требовали, чтобы в этом анонсе не назывались настоящие причины закрытия. Как рассказала интернет-изданию одна из потерпевших, выпускники не хотели "устраивать шумихи, чтобы о школе осталась хорошая память".

В итоге Бебчук доработал на своей должности до середины июня – конца учебного года, а Изюмов перестал в ней появляться после встречи с выпускниками.

Бебчук пока никаких комментариев по теме не давал. Его знакомые рассказали "Медузе", что недавно он внезапно сменил место жительства, уехав из квартиры, где жил все время, пока работал директором "Лиги школ".

"Карстен третий год училась в московской "Лиге школ" (набирали в нее с 7-го класса), директором которой был Бебчук. Отстающих администрация школы часто отправляла подтягивать знания в принадлежащий ему дом в деревне Боброво в шести часах езды от города <...>

Карстен приехала в Боброво, завалив пробный экзамен по математике, - через месяц ей нужно было сдать обязательную для всех девятиклассников государственную итоговую аттестацию. Вместе с подругой они пошли в баню, разделись и завернулись в полотенца. Бебчук – растрепанный бородатый мужчина, похожий на путешественника Федора Конюхова, – зашел следом, проделал то же самое; и они начали решать задачи. К удивлению школьниц, получалось и правда лучше.

На следующий день Карстен отправилась в баню решать задачи одна – одноклассница уехала, и в Боброво остались только сам директор, его жена Анастасия, преподававшая в "Лиге школ" историю искусств, и их дети. Бебчук периодически заходил проведать ученицу. Когда оказалось, что занятия идут не так хорошо, как вчера, он предложил сделать перерыв и попариться.

Учитель попросил Карстен снять полотенце и лечь на живот. Попарив ее веником, он сел на скамейку рядом с ней и приобнял. "Ты очень умная и красивая девочка, у нас все будет хорошо, у нас все получится", – сказал Бебчук и поцеловал 15-летнюю школьницу в губы. Потом обнял крепче; целовал лоб, щеки, волосы; говорил, что любит ее и что "все будет хорошо" <...>

Похожие истории, как рассказали "Медузе" выпускники и бывшие сотрудники школы, повторялись в "Лиге школ" в течение 21 года – все то время, что она существовала; ранее аналогичные случаи происходили в школе "Икс", где Бебчук работал до того. "Медузе" известно о более чем двух десятках человек, которые заявили, что стали жертвами сексуального насилия и домогательств со стороны Бебчука и его заместителя Николая Изюмова <...>

На протяжении нескольких лет в "Лиге школ" существовала театральная студия, которой руководила Ирина Дмитриева <...> После репетиции они вместе шли до метро с Татьяной Карстен - та недавно внезапно ушла из школы (такое в "Лиге" происходило редко), но продолжала ходить на репетиции, – и она рассказала учительнице, как в Боброво к ней приставал Бебчук. Через несколько недель Дмитриева от знакомых узнала, что Бебчук несколько лет занимался сексом со своей ученицей Верой Воляк.

Дмитриева решила выяснить, было ли насилие систематическим. Она начала искать жертв среди симпатичных выпускниц, обзванивала выпускников и приглашала их к себе в гости, разговаривала с учителями. Одна из выпускниц в ответ на вопросы Дмитриевой заплакала: она вспомнила, как Бебчук сажал ее на колени, защищал на собрании по отчислению, а потом говорил: "Будешь моей должницей".

В конце 2014 года Воляк, одна из первых выпускниц "Лиги школ", по просьбе расследователей записала видеообращение. "Меня мучило все это много лет, – рассказала Воляк. – Почему я говорю об этом через 20 лет? Мне 35, тогда было 14. Мне сейчас столько же, сколько было [Бебчуку и Изюмову], когда [они] делали это со мной. И для меня совершенно неприемлемо, что я с каким-то ребенком буду… Я переехала в Англию и шесть лет работала учителем. И я теперь понимаю, что для учителя, человека в позиции власти, неприемлемы сексуальные отношения [с учениками]. У меня самой родилась дочка. Если бы я узнала, что мужик, которому я должна доверять, лапает и трахает мою 14-летнюю дочку, я бы не задумывалась, что нужно сделать с этим мужиком. Я хочу, чтобы они больше никому не испортили годы жизни".

Со временем к поиску жертв присоединились выпускники "Лиги школ" разных лет, включая тех, кого коснулись посягательства учителей. За два месяца они составили по итогам опроса своих одношкольников таблицу из десятков случаев".

На днях в Интернете появилась информация о том, что в престижной «Лиге школ» якобы насиловали учениц на протяжении 25 лет. Назывались и конкретные имена обидчиков – директор учебного заведения Сергей Бебчук и его заместитель Николай Изюмов. Журналисты провели расследование и выяснили подробности скандальной истории. Позднее в Сети появились шокирующие видеообращения выпускниц, заявивших о домогательствах со стороны Бебчука и Изюмова.

Данными, размещенными в СМИ, заинтересовались в Следственном комитете. Там инициировали проверку по факту публикации в интернет-издании. Параллельно пользователи социальных сетей начали травлю «насильников» в Интернете. Они писали гневные комментарии на странице Изюмова. Сам мужчина отвечал на некоторые из них. Он продолжает отрицать свою вину.

Позднее выпускники и преподаватели «Лиги школ», не согласные с обвинениями в адрес Бебчука и Изюмова, создали страницу в социальных сетях. Они призывают восстановить репутацию престижного учебного заведения для одаренных детей. По мнению защитников образовательного учреждения, ее можно уничтожить в считанные часы. Что и произошло после того, как журналисты инициировали бурные обсуждения секс-скандала.

// Фото: кадр лекции "Полит.ру"

Так, экс-учитель школы Василий Туманов полагает, что информация, опубликованная в СМИ, раскрывает лишь одну точку зрения на происходившее. «Было переписывание чужих версий событий, проверить которые напрямую невозможно. Можно было бы сопоставить показания одних и тех же людей (как в случае с Татьяной Карстен), сопоставить показания разных людей об одних и тех же событиях, но ничего этого мы, читатели, не увидели», – отмечает мужчина.

Туманов также прокомментировал причины закрытия учебного заведения. Ранее выдвигалась версия, что это произошло из-за возникшего секс-скандала, который хотели замять. Однако, по словам преподавателя, прекращение работы школы было связано с «сузившимися рамками законодательного поля». Учитель отметил, что администрация образовательного учреждения сделала все возможное для его дальнейшего существования, но справиться с внешними обстоятельствами не получилось.

Свое мнение высказала и группа учителей, заявивших, что они отправляют коллективное письмо в прокуратуру. Инициатором обращения стал доктор педагогических наук и профессор Герман Левитас. Мужчина возмущен большим количеством лжи, с которой, по его мнению, пришлось столкнуться бывшим преподавателям уникальной в своем роде школы и ее выпускникам. Германа Григорьевича поддержали 12 его бывших коллег.

«В СМИ распространяются непроверенные слухи о якобы имевших место случаях растления девочек руководителями этой школы. Я работал там в качестве учителя математики в течение 14 лет: с 2001 г. до ее закрытия – и ничего похожего в школе не наблюдал… Это порочит имя одного из лучших педагогических учреждений в нашей стране. Очень важная особенность этой школы состояла в том, что школа жила как одна семья, со своими внутренними радостями и огорчениями, согласиями и спорами, ссорами и утешениями. Грязные люди всегда могут усмотреть в этом то, что их интересует больше всего. Но в защиту от них должен действовать принцип презумпции невиновности», – поведал Левитас.

Выпускник 2014 года Фатхи Эль-Кухун поведал, что школьные годы – лучшее, что с ним когда-либо случалось. Он заявил, что дети, которые по каким-либо причинам покидали стены его любимого образовательного учреждения, могли задумываться о мести. Молодой человек утверждает, что лично знаком с обвиняемым в насилии директором Сергеем Бебчуком и его близкими людьми. Обвинения в адрес мужчины Фатхи находит несправедливыми. По мнению Эль-Кухуна, Бебчук не способен на растление малолетних. Директор «Лиги школ», говорит Фатхи, стремился давать знания ученикам и потому даже порой жертвовал своими выходными.

«Это было настолько невероятно, что я отказывался поначалу верить, что такое возможно. Я проводил там целые дни с утра до вечера, хотя никогда не был прилежным учеником. Просто в этом месте всегда кипела жизнь, в этой школе можно было вот так запросто общаться с учениками и, главное, преподавателями в любое время. И каждый, кто учился в «Лиге школ» хотя бы месяц влюблялся в эту неформальную атмосферу», – вспоминает Эль-Кухун.

Восемь других выпускников объединились и обратились с коллективным письмом, которое опубликовали в социальных сетях. Молодые люди выразили категорическое несогласие с обвинениями, которые выдвигают против директора и его жены, а также завуча учебного заведения.

«Мы выросли в «Лиге Школ». Именно там мы стали теми, кто мы есть… Сергей Александрович, Николай Михайлович, Анастасия Станиславовна – это те учителя, без которых «Лига школ» бы не появилась, и мы им очень благодарны за то, что такое чудо произошло в 1994 году… У «Лиги» было много трудностей. С одной стороны, трудностей с финансированием, со зданием, с едой, а с другой стороны – с людьми. Мы не думали, что те люди, которым оказалась не близка «лиговская» жизнь, решат коллективно выразить свою нелюбовь», – говорится в публикации бывших учеников.

Выпускники заявили, что в школе все знали друг друга и поддерживали атмосферу доверия. «Мы были друг с другом максимально честными, и если между нами возникали конфликты, они быстро решались. При такой системе отношений что-то утаивать было невозможно», – отмечают они.

Позднее в Сети всплыла новая подробность, касающаяся разгоревшегося секс-скандала. Выяснилось, что в нем присутствует конфликт интересов. Бывший шеф-редактор Finanz Павел Миледин обратил внимание на то, что генеральный директор школы Сергей Бебчук и предполагаемый брат одной из жертв Петр Воляк упоминаются в системе «СПАРК» как владелец и генеральный директор компании по производству ПО. Отчество и прописка этого возможного родственника пострадавшей совпадает с данными Веры Воляк. Факт, обнаруженный журналистом, вызвал у него множество вопросов.

Спустя какое-то время Миледину ответил шеф-редактор издания, где появилось расследование насилия с «Лиге школ». Иван Колпаков заявил, что в этой истории нет скрытых бизнес-интересов.

«Такое предположение я считаю безответственным. Помимо указанной героини у нас есть два десятка свидетельств от бывших учениц «Лиги школ», в том числе записанных на видео, плюс ощутимое количество документальных свидетельств, среди которых важнейшее - это запись встречи выпускников с Бебчуком (во время которой Бебчук косвенно подтверждает свою причастность к сексуальным домогательствам и принимает ультиматум)», - заявил журналист.