Какие музыкальные жанры были наиболее популярны. Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль. Стиль музыкального направления

18.06.2019

О возникновении музыки ещё в глубокой древности свидетельствуют найденные античные предметы с изображением различных инструментов и исполнителей. Это означает, что уже тогда музыка признавалась важнейшим средством созидания, а также выражения чувств и эмоций.

Понятие и функции

В общем понимании музыка представляет собой специфическую разновидность звуковой деятельности человека. Она даёт возможность выражать мысли и волевые проявления человека в слышимой форме. Музыка, как и культура в целом, играет определяющую социальную и психологическую роль. Направленная на общество и отдельного человека, она является инструментом формирования различных качеств. В зависимости от множества факторов, в том числе и от того, какие тенденции и виды музыки преобладают в обществе, она может служить как средством культурного становления, так и напротив, средством подавления эстетических составляющих. Таким образом среди функций можно выделить такие функции, как:

Воспитательная;

Эстетическая;

Организующая;

Компенсирующая;

Развлекательная.

С помощью музыки можно влиять на качества и настроения человека. Так некоторые мелодии формируют стойкость и мужество, так сказать, мобилизуют внутренние силы. Другие же виды музыки, напротив, изнеживают или настраивают на романтический лад.

Основные виды музыки

Музыкальная культура невероятно разнообразна и, соответственно, существует определённая классификация, базирующаяся на временных, а также пространственных факторах. Выделяют такие виды музыки, как этническая, классическая, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, рок, кантри, панк, регги, современная, электронная и инструментальная музыка. В свою очередь данные направления подразделяются на отдельные подвиды. Например, этническая выделяет стили музыки различных народов мира: русские мелодии, испанские, цыганские, кельтские и др.

Рок-музыка представлена такими стилями как рок-н-ролл, альтернативный рок, панк и техно-рок, русский рок. Также существуют так называемые смешанные жанры, среди которых диско, фанк, ритм-энд-блюз. Такое разнообразие является следствием способности человеческой личности индивидуально выражать свой внутренний мир и возможности освоения различных сторон единого звукового пространства.

Музыка как вид искусства

Небезосновательно музыка считается одним из видов искусства. Она имеет сильное воздействие на восприятие и подсознательный уровень области души и разума человека. Данный вид творческой деятельности отличается способностью преобразования духовной осознанности общества по законам красоты и нравственных ценностей.

Как и в любом другом искусстве, музыкальное содержание неразрывно связано и зависит от исторических, национальных, эстетических идеалов эпохи и самого создателя. В ней возможно воссоединение и взаимодействие психических, чувственных, интеллектуальных, эмпирических, культурных начал общества и отдельной личности. Музыка как вид искусства неразрывно связана с такими понятиями как ценность, вдохновение и красота. Также многие отождествляют её с природой абсолютного духа.

Классическая и духовная музыка

Чаще всего к классической музыке относят произведения, созданные в определённый исторический период в искусстве.Произведения данного направления отвечают высочайшим художественным требованиям и сочетают в себе глубину, содержательность и понятие совершенства формы. Они написаны по определённым правилам и канонам, при этом соблюдаются необходимые пропорции.

Главными инструментами, с помощью которых исполняется классическая музыка, являются духовные, струнные, клавишные инструменты. Также данная музыка разнообразна по жанрам - к ней относятся симфонии, сюиты, оперы, сонаты, а также духовная музыка. Данные виды музыки прошли испытание временем и имеют многочисленную аудиторию и в современном обществе.

Современные направления

Современная музыка настолько разнообразна и многогранна, что тяжело даже свести все жанры к единой логичной классификации. Некоторые из них интересны с культурной точки зрения, а другие - с коммерческой. Если говорить о последнем факторе, то в первую очередь имеется ввиду поп-музыка. С одной стороны, к ней может относится любая популярная музыка: хип-хоп, рок, джаз. Однако более узкое значение этого понятия предполагает ряд определённых характеристик. В основном они определяются простотой и мелодичностью аранжировок, где акцент делается на вокал и ритм, а не инструментальную составляющую. Также виды современной музыки включают R’n’B жанр, диско, регтайм, шансон.

Электронная музыка

Безусловно, одним из самых распространённых и популярных направлений современной музыки является электронная музыка. Она создаётся с помощью электронного оборудования, например, синтезатора, компьютера, семплера или драм-машины. Данный вид музыки включает около двухсот стилей. Самые известные из них являются клубной музыкой и играются на дискотеках, в клубах и т.д. Также к электронной музыке относится стиль техно, хаус, транс, дабстеп.

Ещё одним популярным стилем является Lounge. Переводится данный термин как "лёгкое фоновое звучание". В Lounge-музыке отслеживается джазовое влияние, босанова, электронное направление, а также импровизация. В основном такая музыка создаёт лёгкое ненавязчивое настроение в барах, кафе, гостиницах, магазинах.

Различные виды музыки отличаются характерными структурными и культурными признаками, направлены на разную аудиторию и выполняют индивидуальные задачи и функции.

Вначале был бит… Прежде всякой музыки был ритм. Наш далёкий предок миллионы лет назад колотил палкой по пню – и получал от этого удовольствие. Вполне эстетическое, не менее утончённое, чем то, которое испытывают наш современник, сидя в мягком кресле консерватории. Ни о какой музыке, и уж тем паче о стилях музыки речь о ту пору идти не могла. Говорят, не было у наших предшественников даже абстрактного мышления, которое помогло бы им назвать звуки и вибрации музыкой да ещё и разделять её на стили… Прошло время. Много времени прошло…И вот, из импульсивного и неструктурированного стука по пню родилась музыка. Кто из читателей «Портала Субкультура» слышал о таком чудесном стиле музыки, как азербайджанский джаз? Удивлены?? А он есть!

Ну, дойдём и до экзотики. А пока наши знатоки готовы рассказать тебе о таких исполнителях стилей музыки, как панк-рок, метал во всем его многограньи, рэп и трэп (что бы это ни значило) и джент (порождение соития человека и машины). Если вчера ты услышал от кого-то термин «сайбер-кор» - знай: тебя обманули. Такого стиля нет! Но очень может быть, что на страницах «Портала Субкультура» ты найдёшь рассказ и о нём. А прямо сию секунду эксперты «Портала Субкультура» специально для тебя откапывают сведения об таких диковинных исполнителей жанров музыки как witchhouse и electroclash…
Заглядывай в нашу рубрику «Стили музыки список» и узнавай то, что не знают твои друзья! Блесни чешуёй!

Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.

Что такое жанры музыки

Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.

Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).

Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.

Что такое жанр?

Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.

Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.

Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.

Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.

Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.

И возникает здесь жанр светской песни.

Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.

Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.

Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.

Перед тем, как , обязательно начните изучать различные направления. Это потом очень хорошо отражается на практике. Особенно будет полезно при создании чего-то нового!

Музыкальная форма

Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.

Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.

Или симфония.

Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.

Выразительные средства

Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.

Ритм — это глубинная организующая сила всего музыкального звучания. Он лежит в основе существования музыки. Потому что через ритм жизнь человека связана с действительностью, с космосом.

Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.

Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.

Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.

Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.

В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»

Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.

Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.

Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.

Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.

Жанры камерной музыки

Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.

Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.

Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.

Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.

Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.

Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.

Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.

Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.

Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.

— песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.

Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.

Жанры вокальной музыки

Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.

Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.

В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.

Вот список на основные жанры вокальной музыки:

  • Оратория — очень большое произведение для солистов, оркестра или хора. Обычно в таких произведениях освещались проблемы религиозного характера. Чуть позже появились светские оратории.
  • Опера — огромное драматическое произведение, которое объединяет жанры инструментальной и вокальной музыки, хореографию и живопись. Особая роль здесь отводиться различным сольным номерам (ария, монолог и так далее).
  • Камерная музыка — о ней упоминалось выше.

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.

Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.

А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.

Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:

  • Танцевальная музыка — как-правило, простая музыка для танцев
  • Соната — используется в качестве соло или дуэта для камерной музыки
  • Симфония — стройное звучание для симфонического оркестра

Жанры русских народных песен

Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

Вот список на основные жанры русских народных песен:

  • Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека. То есть с такими песнями работникам намного легче работалось. Они задавали ритм в работе. В подобных музыкальных произведениях отражалась основная жизнь рабочего класса людей. Частенько использовались трудовые возгласы для работы.
  • Частушки — очень распространенный жанр народной музыки. Как правило, это небольшое четверостишье с повторяющейся мелодией. Частушки несли в себе большой смысл русского слова. В них выражалось основное настроение народа.
  • Календарные песни — используются на различных календарных праздниках. Например, в Рождество Христово или под Новый год. Также этот музыкальный жанр хорошо использовался при гадании или же при смене пор года.
  • Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.
  • Семейные песни — использовались на различных семейных праздниках. Очень хорошо такой жанр отражался на свадьбах. Также он использовался при рождении ребенка, отправления сына в армию и так далее. Стоит сказать, что такие песни сопровождались определенным обрядом. Все это в совокупности помогало защититься от темных сил и различных бед.
  • Лирические композиции — в таких произведениях упоминается нелегкая доля русского народа. Например, очень часто упоминается о тяжелой женской доле и нелегкой жизни простых крестьян.

Жанры современной музыки

Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.

Рок

Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:

  • Фолк-рок — хорошо используются элементы народных песен
  • Поп-рок — музыка для очень широкой аудитории
  • Хард-рок — более тяжелая музыка с резким звучанием

Поп

Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:

  • Хаус — электронная музыка, которую исполняют на синтезаторе
  • Транс — электронная музыка с преобладанием печальных и космических мелодий
  • Диско — танцевальная музыка с обильными ритмическими секциями ударных и баса

Рэп

В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:

  • Рэпкор — смесь рэпа с тяжелой музыкой
  • Альтернативный рэп — смесь традиционного рэпа с другими жанрами
  • Джаз-рэп — смесь рэпа с джазом

Жанры электронной музыки

Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:

  • Хаус (house) — появился в 80-х гг прошлого столетия. Берет свое начало от диско 70-х гг. Появился благодаря экспериментам ди-джеев. Основные особенности: повторяющийся ритм бит, размер 4×4 и сэмплинг.
  • Дип хаус (deep house) — более легкая, атмосферная музыка с глубоким плотным звучанием. Включает в себя элементы джаза и эмбиента. При создании используется соло клавишных, электроорган, фортепиано и женский вокал (в основном). Развивается с конца 80-х гг. Вокал в этом жанре всегда стоит на второстепенном месте. На первом стоят мелодии и звуки для прорисовки настроения.
  • Гараж хаус (garage house) — такой же, как и дип хаус, только на главную роль выносится уже вокал.
  • Нью диско (nu disco) — более современный музыкальный жанр, основанный на возродившемся интересе к диско музыке. Сейчас очень популярно возвращаться к корням. Поэтому в основе этого жанра лежит музыка 70 — 80-х гг. Сам жанр появился в начале 2000-х гг. Используются синтезированные звуки, похожие на звуки реальных инструментов для создания диско 70 — 80-х гг.
  • Соул фул хаус (soulful house) — основа взята с house с ритмическим рисунком 4×4, а также вокала (полноценный или в виде сэмплов). Вокал тут в основном душевный и очень красивый. Плюс использование разнообразных музыкальных инструментов. Такое богатое наличие инструментов очень хорошо оживляет музыку данного жанра.

Жанры рэпа

Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:

  • Comedy Rap — интеллектуальная и забавная музыка для развлечения. Имеет сочетание реального хип-хопа и обычного юмора. Комедийный рэп появился в 80-х годах.
  • Dirty rap — грязный рэп, характеризующийся выраженным тяжелым басом. В основном эта музыка предназначена для завода публики на различных вечеринках.
  • Gangsta rap — музыка с очень жестким звуком. Появился жанр музыки в конце 80-х гг. За родительскую основу этого направления были взяты элементы из hardcore rap.
  • Hardcore rap — агрессивная музыка с шумными сэмплами и тяжелыми битами. Появилась в конце 80-х гг.

Жанры классической музыки

Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:

  • Увертюра — небольшое инструментальное вступление к спектаклю, пьесам или произведениям.
  • Соната — произведение для камерных исполнителей, которое используется в качестве соло или дуэта. Состоит из трех частей связанных друг с другом.
  • Этюд — маленькая инструментальная пьеса, предназначенная для оттачивания техники исполнения музыки.
  • Скерцо — начало музыки с живым и стремительным темпом. В основном передает слушателю шуточные и неожиданные моменты в произведении.
  • Опера, симфония, оратория — о них упоминалось выше.

Жанры рок музыки

Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:

  • Gothic rock — рок музыка с готическим и мрачным направлением. Появилась в начале 1980-х гг.
  • Grunge — музыка с твердым гитарным звучанием и мрачными депрессивными текстами. Появилась где-то в середине 1980-х гг.
  • Folk rock — образовался в результате смешения рока с народной музыкой. Появился в середине 1960-х гг.
  • Viking rock — панк рок с элементами народной музыки. В таких произведениях раскрывается история Скандинавии и самих викингов.
  • Trashcore — более быстрый хардкор. Произведения как правило, небольшие.

Жанры духовной и светской музыки

Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.

Духовная музыка

Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:

  • Литургия — пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
  • Антифон — повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
  • Рондель — создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
  • Проприум — часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
  • Ординариум — не измененная часть мессы.

Светская музыка

Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.

Нас окружают миллионы звуков — щебетание птиц, шум воды, завывание ветра. Сливаясь в единый тандем, они образуют уникальную мелодию, неподвластную и завораживающую. Именно поэтому человек, эволюционируя и становясь все разумнее, стал подражать звукам — импровизируя и создавая что-то уникальное и новое. В этой статье мы собрали в единый список стили музыки, как существующие со времен образования социума, так и появившиеся из небытия в последние десятилетия.

1. Народная простота и мудрость

Во всем мире насчитывается более 1000 разных народностей, где каждая обладает своей культурой, менталитетом и традициями. И если рассматривать каждое племя или группу людей по отдельности, то можно заметить, как они все кардинально отличаются музыкальными инструментами, песнями и танцами.

Народная музыка в первую очередь отображает саму сущность и характер людей. Она рассказывает о том, что их заботило, радовало, вгоняло в тоску. Кто-то поет о ветре, девушке, степи и скачущих лошадях, а кто-то, наоборот, рассказывает о лесах, ласточках и горячем хлебе. Народный фольклор именно поэтому и открывает список стилей музыки. Описание этого ответвления доказывает, что оно является неотъемлемой частью нашего общества. Народная музыка повлияла на формирование новых стилей, которые так популярны в наши дни.

2. Воодушевляющая классика

Еще один стиль музыки из списка — классика. Первые композиции стали появляться сотни лет назад, но они любимы до сих пор. В отличие от фольклора классическая музыка представляет собой глубокомысленные, духовные и воодушевляющие мелодии.

Здесь нет места прибауткам и простодушным мелодиям. Классика является гораздо важнее и ценнее, чем простой фольклор каждого племени. Такая музыка действительно шедевральна и неповторима.

Ученые доказали, что классическая музыка способна успокаивать разум, настраивать на работу и активизировать области мозга, отвечающие за обучение и творчество. Не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы узнать «Лунную сонату» Бетховена или «Кармен» Бизе. Моцарт, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Шуберт — это лишь малая часть имен, что подарили нам великолепные произведения, считающиеся культурным наследием мира.

3. Духовность

Мы включили духовную мелодию в список стилей музыки, потому что она развивалась еще с древности и продолжает существовать до сих пор. Например, в христианстве такое направление сопровождается хоровым пением, а иногда и включением духовых и струнных инструментов. То же самое можно встретить и у католиков, которые наслаждаются храмовой музыкой, созданной на органе.

На Востоке используют ударные и губные музыкальные инструменты, чтобы создать духовную мелодию. Как правило, у каждого народа своя музыка. Список стилей поэтому можно продолжать бесконечно, но мы перейдем к проникающему и душевному блюзу.

4. Глубокомысленный блюз

По сути, блюз - это ответвление, которое возникло из-за популярности джаза.

В нашем списке стилей музыки с примерами мы назвали блюз глубокомысленным, потому что это более лиричные, мелодичные, трогательные и душевные композиции. Под такую музыку хочется откинуться на спинку кресла, расслабиться, приглушить свет в комнате и просто подумать о смысле бытия.

Как правило, блюз - это идеальный тандем, образованный вследствие сплочения таких музыкальных инструментов, как пианино (фортепиано, рояль), гитара, ударные, виолончель и саксофон.

5. Энергия джаза

Если внимательнее изучать современный список стилей музыки, то мы обнаружим в общем перечне и джаз.

Джаз действительно дарит энергию, ведь он нередко отражает душевное состояние человека. Если вы прислушаетесь, то заметите, что любая мелодия содержит неровный, вольный ритм. Порой джаз создавался буквально на ходу, и за этот стиль музыки мы можем благодарить афроамериканский фольклор, подаривший миру еще и глубокомысленный блюз.

Примеры джазовых музыкантов: Фрэнк Синатра, Гай Бадди, Джеймс Браун и другие.

6. Поп-культура

Поп-культура знаменита тем, что выпускает популярную музыку. Иными словами, это те композиции, которые обожают все вокруг. Они зачастую имеют незамысловатый мотив и далеко не глубокий текст.

Отличительная черта поп-музыки - это наличие нескольких куплетов и одного и того же припева. Такой стиль не обязательно должен быть грустным и лиричным. Часто на выходе музыка получается клубная, танцевальная, расслабляющая и энергичная.

Поп-музыку можно услышать везде, начиная с музыкальных телеканалов, заканчивая радио и рингтонами для мобильных телефонов.

7. Громкий и экстравагантный рок

Давайте ознакомимся со списком стилей рок-музыки. На сегодняшний день несколько людей, которых называют "рокерами", могут предпочитать абсолютно разные и непохожие друг на друга композиции:

  • Рок-н-ролл. Многие не поверят, но под эту музыку люди чаще всего танцуют. При этом самому стилю скоро исполнится 70 лет! Вы наверняка знакомы с Элвисом Пресли или группой The Beatles.
  • Металл. Это более тяжелый рок, исполняемый с помощью электрогитар. В таких композициях нередко можно встретить нецензурные слова, резкие лозунги и выкрики, дерзкий и вызывающий мотив. Такую музыку рождают или рождали на свет такие группы, как Metallica, Black Sabbath, Iron Maiden и другие.
  • Рэп-рок. Этот стиль говорит сам за себя, так как музыканты чаще всего просто зачитывают текст в песне. Такой стиль популярен больше всего, так как сплачивает фанатов сразу двух направлений. Например, песни в стиле рэп-рок можно встретить у Linkin Park. Hollywood Undead, Limp Bizkit.

8. Бесстрашный хип-хоп

Хип-хоп может быть и танцем, и стилем жизни, и жанром музыки. Как правило, это ответвление зарождается у каждой культуры и протекает по-разному. Пока одни наслаждаются легким фанком, воспевая дружно о любви и прекрасном мире, другие же, наоборот, бунтуют и призывают встать против мировой системы.

Куда бы вы ни пошли, вас везде будет окружать хип-хоп. Заглянете в гетто, или районы, находящиеся в периферии города, то познакомитесь с гангста-рэпом. А захотите услышать совмещенный рок с хип-хопом, тогда вам придется попасть на концерт, где такие музыканты, как Insane Clown Posse, поют готический, мистический и ужасающий хорроркор.

9. Жизнь роботов

Предлагаем вашему вниманию список стилей электронной музыки, который появился почти полвека назад. Но для начала немного фактов:


Сама же электронная музыка стала набирать свою популярность ближе к 2010 году. Сейчас все композиции наиболее любимы фанатами со всего мира, их можно услышать на концертах, вечеринках, в автомобилях и наушниках.

Самые популярные стили электронной музыки - это дабстеп, техно, транс, хаус и, как написано выше, драм-н-бэйс. Также стали появляться ответвления - минимал, психоделика, харддэнс, эмбиент. Все стили объединяет одно - процесс создания мелодии с использованием знаменитой драм-машины.

Но каждое ответвление отличается скоростью бита, громкостью и динамичностью, использованием или отсутствием каких-либо слов и фраз, добавлением инструментала и наличием структуры, ритма, темпа.

ACID HOUSE - второе поколение "хауса", порожденное атмосферой Чикаго. От других направлений данное отличается обилием триповых синтезаторных звуков а также более глубоким психоделическим саундом. Весьма важным фактором является практически полное отсутствие вокала

ACID JAZZ - стиль танцевальной музыки, получивший особое распространение с начала 90-ых. Его истоками можно назвать "фанк", "соул" и танцевальные традиции 70-ых, а прямым предком по части психоделичности - ACID ROCK. С точки зрения сугубо музыкальных характеристик "эйсид джаз" - понятие размытое. Определяющими являются чёткое риффовое мышление, сочетание рационально-танцевальных частей с импровизациями, насыщенное и в то же время мягкое звучание. Чёткие квадратные структуры в темпе где-то от 88 до 116 bpm, большое количество живых инструментов в соединении с электронными саундэффектами - вот что отличает эйсид джаз от собственно джаза, фанка и дэнс-музыки.

AMBIENT - музыкальный стиль, который появился в 70-ые годы. Термин, как и концепцию, ввёл Брайан Ино. Для стиля характерна неконкретность любых составляющих: неконкретные мелодии, неконкретное движение, часто полное отсутствие ритма. Фактически, это вообще не музыка в классическом её понимании, а набор шумов, размноженных дилеями и подчёркнутых реверберацией.

AVANTGARDE - Авангардный рок, это понятие, возникшее в середине 60-х годов, вобрало в себя все, что развивалось под влиянием джаза, рока, фолка. Ярчайшие представители этого течения - "Velvet Underground" и "Mothers Of Invention". Позже термином "Авангард" стали обозначать различные нетрадиционные формы музыки.

ART ROCK - под этим термином подразумевается такая форма рока, в которой совмещаются электронное звучание, ритм-энд-блюз, восточный и средневековый европейский фольклор, классика и джаз. Арт-роковые группы исполняют многоплановые композиции и целые сюиты. Своеобразными клише в этом стиле стали церковные оратории, средневековые мадригалы, готические хоралы и симфонические вставки. Характерные особенности - глубокий концептуализм, большая доля инструментальной импровизационной музыки, продолжительные пьесы, далеко выходящие за рамки поп-сингла. Не последнюю роль играет сценография, во время концертов могут разыгрываться мини-спектакли. Среди представителей этого стиля можно выделить такие коллективы, как "King Crimson", "Yes", "Emerson, Lake & Palmer" и "Genesis". В современной поп-музыке так же существуют термины "классик-рок", "симфо-рок", "интеллектуальный рок", все они обозначают почти одно и тоже, и четко разграничить их просто невозможно.

BALLAD (баллада) - вокальная композиция, в основном, повествовательного характера, из народно-бытовой культуры Англии XVI-XVII веков. Для баллад характерно одноголосие, куплетно-песенная форма, лаконичные ритмы. Время от времени интерес к этому жанру заметно увеличивался, вследствие чего музыкальному миру известны шотландские баллады, инструментальные баллады Шопена, джазовые баллады, рок-баллады и так далее.

BARD - (бард - слово кельтского происхождения) поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.

BEAT - этот стиль появился в начале 60-х, когда в Америке волна увлечения рок-н-роллом пошла на убыль. В Англии, а точнее в Ливерпуле, начали зарождаться сотни групп, которые играли в школах, клубах и на танцах. Играли они тот же рок-н-ролл, но со свойственной англичанам сдержанностью. Ярчайшим представителем этого стиля являются ранние "The Beatles".

BIG BEAT - основной отличительной чертой "биг-бита" является специфическое звучание, создаваемое с помощью специальной студийной техники, а также сильное утяжеление (по сравнению с трип- или хип-хопом) основного грува и общей фактуры. "Биг-бит" комбинирует фанковые грувы из хип-хопа, мощь рока и свинговые методики хауса. Под "биг-бит" лучше танцевать, чем слушать его. Часто в музыкальных изданиях "биг-бит" еще называют "chemical beats". Среди отцов-основателей "биг-бита" называют "CHEMICAL BROTHERS". Если вы слышите "жирную" басовую линию, отличную и от "techno" и "jangle" с бас-бочкой на первую долю, если вы чувствуете сломанный пульсирующий ритм, не сомневайтесь - это "биг-бит". Наиболее заметными и известными представителями этого стиля можно назвать "EBOMAN", "PROPELLERHEADS", "RHYTHM ACE".

BLUES - этот стиль изначально представлял собой сольное исполнение афроамериканцами лирических композиций, преимущественно грустного характера. Умышленная монотонность и повторение тактов, характерное для блюза, стали основой для рок-н-ролла.

BREAK DANCE - танец, появившейся в самом начале 80-х годов в нью-йоркском квартале Бронкс. Его корни уходят в Африку, а музыкальным сопровождением служит "рэп" и прогрессивная электронная музыка. Основные движения: скользящие шаги, прыжки, вращение на полу, а также всевозможные акробатические номера. К середине 80-х мода на брейк почти полностью прошла, но в 90-х его опять вспомнили.

BREAKBEAT - ("сломанный" бит) стиль, а если быть точнее, целое направление, образовалось в начале 90-ых, стилистически окончательно сформировалось в 1994 году. Местом его рождения принято считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и Бристоль. Название стиля вполне отражает его суть: никакой прямоты и нежности. Часто термином "брейкбит" называют совершенно конкретную агрессивную музыку в темпе около 130-140 bpm, с плотным гитарным звучанием, с чёткими барабанными акцентами на 2 и 4 долю и вознёй в районе 3-ей. Основным критерием для определения "брэйкбита" являются чистые, практически ничем не обработанные барабаны и перкуссия (за исключением разве что компрессии) и стандартный ритм 4/4. Целеустремлённость звучания подчёркивается ощутимыми басовыми партиями, с использованием аналоговых устройств типа "Roland TB-303". Иногда, для окончательного пафоса, используются духовые инструменты или симфонический оркестр.

BRISTOL SOUND - "трип-хоп" из Бристоля заслуживает в данном случае специального внимания. Наиболее известными и яркими представителями данного направления являются: "MASSIVE ATTACK", "PORTISHEAD" и Tricky. Этому стилю характерны медленный ритм, базирующийся на "хип-хопе" в сочетании с элементами "реггей-даба" и интересными электронными звуками.

CLUB MUSIC - (клубная музыка) понимается ряд новых направлений, которые стали модными в последнее время. Среди них - "acid jazz", "drum-and-bass", "jungle" и другие. Общая особенность - танцевальность, монотонность, использование технологии секвенсоров и "лупов", возросшая роль диджея в создании музыки.

COUNTRY - чисто американская музыка, которая олицетворяет собой традиции белого населения США. Корни ее - в фольклоре. Со времен "Дикого Запада" эти незатейливые песни о любви, верности, дружбе и родном доме исполняются на банджо, гитарах и маленьких скрипках "фидл". Такие знаменитые группы как "EAGLES" и "CREEDENCE" многие свои идеи черпали именно из музыки в стиле "кантри".

DANCE MUSIC (танцевальная музыка) - это прежде всего электронная и сопутствующая ей музыка. Хотя, конечно, редкое произведение сейчас создается без помощи компьютера или синтезатора. Если Вы хотите сориентироваться в стилях, то лучший способ узнать стиль той или иной танцевальной композиции - спросить у ее авторов или посмотреть надпись на пластинке или компакт-диске. Дело в том, что многие понятия настолько расплывчаты, что не подлежат четкой структуризации.

DISCO - музыкальный стиль, предназначенный в первую очередь для танцев. Он появился в начале 70-х годов. Мелодия и ритмический рисунок выстроен вокруг одинакового и частого такта ударных (120 - 140 ударов в минуту). Самые яркие представители того времени - "Boney"M", Donna Summer, "Bee Gees" и. т. д. В последствии стиль "диско" стал отправной точкой для современной танцевальной культуры и породил много модных стилей и направлений, основанных на применении современных новейших музыкальных технологий.

DOWNBEATS - музыкальный стиль, близкий к "хип-хоп", расслабляющий, довольно медленный ритмический рисунок с мягким, теплым басом. Данный термин появился в связи с публикациями в прессе рецензий на инструментальный "хип-хоп". В январе 1998 года французская команда "AIR" выпустила свой дебютный альбом "Moon Safari", который является отличным примером данной категории.

DREAM-POP - зародился в начале 80-х на основе британской электронной психоделики "PINK FLOYD", эмбиента Брайана Ино, "звуковых пейзажей" Роберта Фриппа, изысканий немецкого "краут-рока". "Дрим-поп" создавал атмосферу некой загадочности, манящей и приятной тайны, как бы идущей "из глубины времен". Представители этого направления большое внимание удаляли аранжировкам, широко применяя акустические, симфонические, "хоровые", а также абсолютно фантазийные синтезаторные тембры, использовали элементы художественного языка "классики" и фолка. Кроме того, не чуждались они "заходов" и в поп-музыку. Воздушная, льющаяся, "атмосферная" гитарно-электронная материя, объемный саунд с обилием разбросанных по стереопанораме перкуссий, почти оперный, с характерным вибрато женский вокал явились визитной карточкой лидеров "дрим-попа". Во второй половине 80-х на основе "дрим-попа" выросло такое направление, как "Shoegazing", характеризовавшееся более насыщенным гитарно-синтезаторным звучанием и мрачноватым духом. С другой стороны, изыскания "дрим-попа" оказались близки релаксационной музыке "нью-эйдж", а также некоторым направлениям "хауса" ("дрим-хаус", "трип-хоп" и др.).

DRUM"N"BASS - одно из воплощений концепции "брейкбита". Сформировался к началу 90-ых как стиль, где сочетается басовая линия в темпе 80 bpm и обилие различных барабанов в темпе 160 bpm. Больше ничего. Из-за темперамента барабанов этот стиль воспринимается как танцевальный, из-за более медленной (часто с реггийным характером) линии баса его можно принимать как расслабляющую музыку. Постепенно к этому стилю стали добавляться красивые, иногда меланхоличные мелодии. Короче говоря, к середине 90-ых "Drum"n"bass" медленно, но уверенно трансформировался в интеллиджент джангл.

DUB - этот музыкальный стиль чаще всего используют для оформления чил-аута. Его главной отличительной чертой является сочный, яркий, громкий бас, ведущий чёткую, хотя и аккомпанирующую линию. Ешё одна особенность - медленный ломаный ритм и большое количество ревербирации.

ELECTRONIC MUSIC - музыкальная школа ориентированная в первую очередь на изучение и применение возможностей звукосинтеза, создание абсолютно новых, ранее не слышанных, искусственных тембров. Исторически почва для возникновения электронной музыки была подготовлена развитием сонорной трактовки звука в произведениях композиторов первой половины ХХ века. Электронная музыка возникла в Германии и впервые заявила о себе в 1951 году, когда на Летних курсах современной музыки в Дармштадте В. Майер-Эпплером был продемонстрирован образец монтажа "электрозвуков". Крупнейшие представители электронной школы - немцы Херберт Аймерт, Карлхайнц Штокхаузен, Ханс Вернер Хенце, французы Анри Пуссёр, Пьер Булез, итальянцы Бруно Мадерна, Лучано Берио, японец Тосиро Маюдзуми и др. Представители электронной школы оперируют со звуком на уровне его праосновы - то есть обертонового ряда. Достижения электронной школы сильно повлияли на поп-, рок- и современную танцевальную музыку.

FUNK - направление, зародившееся в среде черных исполнителей как продолжение музыки "соул", но на иной, более жесткой ритмической основе. В конце 60-х стало заметным фактором в борьбе американских негров за свои права. Легло в основу музыки "фьюжн", "мотаун", "хип-хоп" а также некоторых форм современной "клубной музыки".

GABBER - наиболее быстрая и жесткая разновидность "хардкора" была изобретена в Голландии в 1989 году. Количество ударов в минуту для данной разновидности порой доходит до 400, однако в основном эта цифра находится в пределах 200 BPM. Часто используются ускоренные смешные сэмплы из детских радио-передач и другие забавные звуковые зарисовки, которые, как считают, придают музыке некоторую придурковатость.

GLAM-ROCK - то же, что и "глиттер-рок". Это музыкальное течение зародилось в начале 70-х годов в Великобритании. Для него характерны помпезность, блеск и упор на внешний вид артиста или музыканта. В текстах много эстетства и фантазии. Основными представителями этого стиля считаются "KISS", DAVID BOWIE, ALICE COOPER, "ROXY MUSIC" и др.

HAPPY HARDCORE - попсовая и наиболее танцевальная вариация на тему "хардкора". Детские голоски, слащавые мелодии, все тот же быстрый бит, который, однако, смягчен различными коммерчески рентабельными звуками и модными синтезаторами. Типичным представителем этого направления является группа "SCOOTER".

HARD ROCK - тяжелый рок. В середине 60-х, взяв за основу "блюз", многие группы, утяжелив это музыкальный стиль, вплотную подошли к идеям "хард-рока". Как самостоятельный музыкальный стиль "хард-рок" полностью сложился к концу 1966 года. В это время в Англии и США одновременно появилось огромное количество ансамблей высочайшего класса, среди которых - "LED ZEPPELIN", "DEEP PURPLE", "BLACK SABBATH", "URIAH HEEP" и другие. Каждый из них внес в эту музыку своё специфическое звучание. Несколько лет "хард-рок" развивался и расширял свои возможности, но к середине 70-х интерес к этой музыке начал пропадать. Тем не менее, многие современные исполнители достаточно часто обращаются к культурному наследию этого стиля.

Логическое продолжение "хард-рока". На смену старым авторитетам приходила амбициозная молодёжь, у которой энергии было хоть отбавляй - её то и выплеснули на слушателей в конце 70-х годов. Музыканты этого стиля играли еще тяжелее и быстрее. Со временем в "металле" появились свои течения, наиболее значимые - "THRASH" и "SPEED METAL". В этом стиле трудно найти оригинальные пути для развития и поэтому многие группы были похожи друг на друга. Но были и настоящие звёзды, например, "METALLICA", "BON JOVI", "DEF LEPPARD", "SCORPIONS", "AC/DC", "AEROSMITH", "IRON MAIDEN" и др.

HIP-HOP - вид городской негритянской субкультуры, вышедший на поверхность, за рамки гетто в начале 80-х годов. Став модным, вышел за пределы США и охватил на короткий период часть белой молодежи, способной воспринимать музыку "фанк". Главные составляющие - рэп, брейк-данс (электрик буги, брейкинг, фриз), граффити и уличные виды спортивных игр. В 90-е годы наблюдалась вторая волна интереса к хип-хопу, особенно к рэпу в его новых формах.

HOUSE MUSIC - это так называемая "домашняя музыка", потому что ее можно было сделать в домашних условиях и на дискотеках. Она появилась в середине 80-х в Чикаго и Нью-Йорке. Ди-джеи используя несколько проигрывателей, секвенсор и синтезатор при помощи микширования и наложения треков играли свою музыку, иногда объединявшую совершенно разных исполнителей. Структура классического "хауса" весьма проста: стандартный размер 4/4 и не очень быстрый темп (порядка 120 BPM). На вторую и четвертую четверть обычно попадает "сольник" или клэп, на каждую шестнадцатую долю звучит хэт (в промежутке между бас-бочкой). "Хаусовые" треки, как правило, наполнены яркими и красивыми пассажами, мажорными аккордами и простыми, но запоминающимися мелодиями. Корни стиля идут от такой музыки, как "диско" и "соул".

IDM (INTELLIGENT DANCE MUSIC) - основателем этого альтернативного направления электронной музыки считается английский техно-музыкант Richard James, известный как "Aphex Twin". Принято считать, что стиль зародился в 1989-ом году, а термин был придуман в глубинах компьютерных сетей в 1993-ем для того, чтобы обозначать им музыку, которая не укладывалась в рамки никакого из уже существовавших стилей, либо вообще ни на что не была похожа. С лёгкой руки английских компьютерщиков, которые этот термин ввели, всю непонятную экспериментальную techno-музыку (т.е. музыку с использованием технологий) стали называть тремя буквами IDM. В своё время под определение данного стиля попадали группы от "Cosmic Baby" до "Cabaret Voltaire", от "Banco De Gaia" до "Goldie", от "Portishead" до "Underworld". С тех пор данный стиль преобрёл весьма определённые рамки.

INTELLIGENT - музыка с такой характеристикой предназначается скорее для прослушивания и спокойного времяпрепровождения, чем для использования на вечеринках, особенно в качестве оформления танцпола. Существуют интеллиджент-варианты "джангла", "техно". По сравнению с чистыми стилями их разумные версии более мелодичные, атмосферные, там можно отследить тему, зачастую очень даже симпатичную.

JAZZ-ROCK - концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур - джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий.

JUNGLE - стиль родился в Англии в 1988-году. Это музыкальное направление, которое соединило в себе энергию ломанных африканских ритмов и возможности современных технологий. "Джангл" отличает агрессивное звучание, принятый темп: 180-190 bpm, ритмическое многоголосие, рваная басовая линия, свободное смещение ритмических рисунков, небольшое тембральное разнообразие. С 1992 года наблюдается прорыв стиля на большую сцену с синглом группы SL2 "On A Ragga Tip". Отныне "джангл" пользуется огромной популярностью, особенно у англичан и продвинутых джазменов. Свидетельство тому подстиль "джангл джаз".

MINIMAL TECHNO - это всего лишь предельно простой ритм и несколько специфичных, зачастую синтезированных, звуков с небольшим количеством различных шумов. С музыкальной точки зрения этот стиль весьма интересен и оригинален именно из-за максимальной простоты исполнения.

NEW AGE - разновидность музыки, по большей части - инструментальной, получившая развитие в связи с активностью нового класса - "молодых городских профессионалов" - "яппи". Успокаивающая, благородная, в основном - тихая музыка, базирующаяся на новой классике и древней медитативности. Не агрессивна, и по своей сути - не импровизационна. Использует наиболее совершенные электронные технологии наряду с чисто акустическими звучаниями.

POP-MUSIC - понятие, охватывающее разнообразные стили, направления и жанры современной музыки. Впервые термин "поп-музыка" появился в конце 1950-х гг. и первоначально применялся для обозначения коммерческой рок-музыки. Ныне к поп-музыке относят все явления коммерческой музыкально-развлекательной индустрии. Важнейшим средством распространения поп-музыки являются радио, телевидение и звукозаписывающие фирмы. Современным рынком сбыта поп-музыки совместно владеют несколько Европейских и Американских звукозаписывающих концернов, имеющих тесные связи с радио, прессой, магазинами и телевидением. Их деятельность обеспечивает постоянную коммерциализацию и стандартизацию творческих находок, а также продвижение к популярности артистов-"звезд", узаконивающих или умело копирующих комплекс модных стилистических признаков.

POST-PUNK - одна из разновидностей "новой волны", сменившая "панк-рок" второй половины 70-х. В отличие от "новой волны", "пост-панк" является понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. "Пост-панк" появился в 1977-78 годах, когда британская панк-"истерия" стала потихоньку успокаиваться и коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако, они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, "грязи", которые выливал на нее "панк". Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо "панка", на становление "пост-панка" также ощутимо повлиял танцевальный жанр "диско", электронный "эмбиент", а также множество других источников - от "арт-рока" до американского академического минимализма. Представители "пост-панка" в Британии ("THE CURE", "ECHO & THE BUNNYMEN", "BAUHAUS", "JOY DIVISION", "JAPAN" и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную. Настроение музыки американских пост-панкеров рубежа 70-80-х был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью: он сочетал отдельные черты "рок-н-ролла", "биг-бита", гаражного рока 60-х, "рокабилли", "кантри", "диско", и все это - на основе танцевального бита ("THE B-52"s", "BLONDIE", "THE CARS", "PRETENDERS" и др.).

PROGRESSIVE - слово, придуманное в среде музыкальных журналистов, исходно обозначало направление техно-музыки, в котором акцентировалось отнюдь не умелое сэмплирование и синтезаторные "петли". Предпочтение отдавалось точном копированию живых инструментов и поиску удачных коротких мелодий. Впрочем, отдельный стиль так и не сформировался, так что термин "прогрессив" имеет смысл только как характеристика (например, "прогрессив хаус" и т.д.)

PUNK - зародился в 1974 году в Нью-Йорке, а своего апогея он достиг в 1976 году в Англии. Считается, что это был протест против официальной рок-музыки, воплотившей отчаяние молодого поколения. Философия панков элементарна: всеобщий нигилизм и отрицание общественных ценностей. Основным музыкальным идеологом панк-движения была группа "SEX PISTOLS".

RAGTIME - это жанр фортепианной, позже, оркестровой музыки конца XIX - начала XX века. Получил широчайшее распространение как на эстраде, так и в быту. Несмотря на кажущуюся лёгкость, фортепианный стиль "рэгтайма" требует высокого уровня техники.

RAVE - "рэйв", в отличие от обычной танцевальной вечеринки, нечто вроде коллективной медитации, когда под воздействием жесткого ритма и электронных мелодий танцующие входят в полугипнотическое состояние. Сердцем рэйва является ди-джей (DJ). Так называемых стилей в этой музыке множество, отличаются они зачастую лишь барабанным рисунком, но делятся на две внушительных группы - "транс" и "хаус". "Транс" исполняется с применением аналоговых синтезаторов (а иногда и сэмплированных "живых" инструментов, например, этнических) и имеет сильное эмоциональное воздействие на слушателя, что отражено в названии. "Транс" появился в Европе, "хаус" же родился в Нью-Йорке. Музыка "техно" возникла в Германии в 1987 году, изобрел ее ди-джей по имени Вестбам (Westbam). Ди-джей, как правило, специализируются в каком-то одном или нескольких стилях, но есть и универсалы. R&B - (Rhythm and blues), блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х гг., возникший под влиянием свинга. Впоследствии коммерциализировался. Считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся "рок-н-ролл" и "твист".

ROCK (сокращенное от rock"n"roll) - направление в американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся на волне социальных "нонконформистских" движений молодежи. Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группам Великобритании - "THE BEATLES ", "ROLLING STONES " и др. (до 80-х гг. обе страны занимали ведущие позиции в мировой рок-музыке). Усвоение рок-музыкантами композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок-музыки. Ее существенными чертами являются особая ритмическая пульсация в басу, использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса, рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах.

ROCKABILLY - один из самых спорных стилей популярной музыки с точки зрения его этимологии. Мало кто в Европе знает, что уже давно в США "рокабилли" рассматривают как один из подстилей "кантри". "Рокабилли" сочетает в себе элементы "хиллбилли" и "ритм-н-блюза". Этот стиль появился на юге США среди белых подростков, смешавших элементы кантри, энергию "рок-н-ролла" и ритмы негритянской музыки.

ROCK-N-ROLL - этот термин появился в начале 50-х годов. Так стали называть чуть видоизмененный черный "ритм-н-блюз". Белому населению США нужна была своя танцевальная музыка, в основе которой лежал бы четкий басовый ритм и экспрессивные мелодии. В апреле 1954 года появился сингл "ROCK AROUND THE CLOCK" в исполнении Билла Хейли - он-то и послужил толчком к резкому возрастанию интереса к этому стилю. В 50-х годах было много первоклассных исполнителей и композиторов: Чак Берри, Бадди Холли, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис, Элвис Пресли - все они стояли у истоков "рок-н-ролла". Со временем этот стиль видоизменялся, вбирая в себя различные музыкальные направления, тексты песен из развлекательных стали философскими и остросоциальными. Сейчас это понятие включает в себя всю современную гитарную музыку, за исключением массовой танцевальной культуры.

SPEED-GARAGE - стиль клубной танцевальной музыки появился в 1996 году, а 1997 год стал временем активного разрастания его в музыкальном мире. Сначала Соединенные Штаты, затем Англия, и вскоре весь мир стал двигаться под ритмы "speed-garage". Это стало началом специфического экспериментального "хауса", который из экспериментального быстро перерос в мощное танцевальное движение, по праву названное модным словом "speed-garage". Характеризующая черта - басс-линия, буквально оккупирующая передний план музыкальной картинки и задающая энергичную подкачку ритма и атмосферы на танцполе, и именно благодаря этой черте "speed-garage" стремительно популязируется по всему миру. Кстати, наверное, поэтому некоторые называют "speed-garage" танцевальной смесью "хауса" и "джангла". Еще одна черта музыки "speed-garage" - это многочисленные и продолжительные участки на которых отсутствует бит и которые иногда служат прелюдией ко второй части композиции, заставляя танцующих взбодриться нарастающей волной перебивки и накалением атмосферы на танцполе. Hастало время перейти к непосредственным примерам - их очень много, но приведу самые ярко-выраженные: Goldie feat. KRS one "Da Digital" (Armand"s Speed Garage Mix), Double 69 "Ripgroove", Ultra Nate "Free" (R.I.P. Up North Mix), Mousse T , Armand van Helden , Todd Terry , Double 99 , Ultra Nate , 187 Lockdown , Serious Danger. "Speed Garage" является отличным клубным танцевальным гибридом старого и нового в современной танцевальной культуре.

SPEED-METAL - одна из ранних разновидностей "металла", появившаяся в первой половине - середине 80-х. Она определялась более быстрым, чем в "классическом" хэви-метал, темпом, большей агрессивностью, воинственностью, энергетичностью звучания, тяготением к виртуозному гитарному солированию и скоростному "чесу" в аккомпанементе (отсюда и название: от англ. speed - скорость), более частой ритмической сетке (две бочки), более экспрессивной вокальной манере (очень высокий тенор или "рычащий" (growling) вокал). "Спид-метал" не вылился в мощное, массовое направление, став, скорее, переходным этапом к трэш- металу: последние взяли за основу такие его качества, как высокая скорость исполнения, техничность, напористость, по-своему интерпретировав их в сторону еще большей агрессии в "трэше". Тем не менее, влияние "спида" продолжает прослеживаться до сих пор, пусть даже на уровне отдельных произведений. В числе собственно "спидовых" работ можно назвать следующие: дебют американской группы "METALLICA", ранние альбомы канадской группы "EXCITER", немецких "HELLOWEEN", "RAGE", "BLIND GUARDIAN". Иногда к "спид-металу" относят и творчество таких мастеров гитарного искусства, как Ингви Малмстин и Джо Сатриани, что не верно, даже учитывая свойственную этим исполнителям чрезвычайную техничность, виртуозность и вдохновенность.

SURF - чисто американский музыкальный стиль, возникший в начале 60-х годов. Его ярчайшим представителем была группа "BEACH BOYS", исполнявшая сладкие песенки с простым мотивом.

SWING - стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.

SYNTY-POP - стиль, который стал одним из заметных явлений в русле ранней "новой волны" (наряду с пост-панком, с которым у синтез-попа много пересечений). На рубеже 70-80-х недолговременный, но очень яркий период "панка" завершился. Но некоторым британским музыкантам идеи "панка" были настолько милы, что расставаться с ними они не собирались. Такие новаторы, как Гэри Ньюмен (Gary Numan) и "HUMAN LEAGUE" перешли на синтезаторы и драм-машины, скрещивая неистовую энергетику "панк-рока" с диско-ритмами и возможностями электроники, уже проверенными "компьютерными гениями" вроде "KRAFTWERK", "CAN" и Брайана Ино (Brian Eno). Безупречный баланс между темной, мрачновато-меланхолической энергетикой и танцевальностью нашли "DEPECHE MODE". Повернули к синтез-попу "JOY DIVISION" и "NEW ORDER". Нередко к синтез-попу относят "BRONSKI BEAT", "PET SHOP BOYS", Ховарда Джонса (Howard Jones) и некоторых других артистов, появившихся на сцене ближе к середине 80-х. Поначалу весьма некоммерческое, ориентированное на жесткий, холодноватый синтезаторный звук и минималистские "хуки", движение "синтез-попа" быстро смодулировало в более развлекательную, романтичную плоскость, обрело более приглаженный саунд (с формульными мелодиями и типами аккомпанемента), мажорный настрой. На основе "пост-панка" и "синтез-попа" в 1981-82 годах стартовало движение "нового романтизма", позже - электро-попа и "готики".

TECHNO - этот термин появился в конце 70-ых - начале 80-ых, когда музыкальные композиции преобрели футуристическое звучание, минималистичность мелодий и механистичный вокал стали нормой, кто-то решился всё это назвать техно-попом. Ясно, что определяющими атрибутами "техно" являются всяческие технологии, от драм-машины до сэмплера. Кроме, так сказать, общего значения, "техно" имеет ещё одно: это танцевальный стиль с прямым битом и чёткими мелодиями на три-четыре аккорда. После шквальной волны "детройского техно" конца 80-ых - начала 90-ых этот термин прочно и надёжно закрепился за жёсткой минималистичной музыкой в темповом диапазоне 130-150 bpm.

TECHNO HARDCORE - тяжелая, менее абстрактная и более агрессивная версия "техно". Очень быстрый и прямой бит, обилие индустриальных звуков, криков, воплей, скрежещущих и воющих синтезаторных тем. В "хардкоровых" треках очень любят использовать "крэши", а также эффекты типа "дисторшн". Отличительной чертой этого стиля является быстрый темр (от 170 до 400BPM) и жесткая бас-бочка, пропущенная через дисторшн. Стоит сказать, что именно в "хардкоре" в былые времена стали впервые использовать сломанную ритмику, характерную для "джангловых" треков. Наряду с прямым битом там можно услышать и достаточно синкопированные сбивки.

THRASH-METAL - одна из разновидностей "металла", возникшая в первой половине 80-х. Первоочередная заслуга в формировании ("трэша" принадлежит американским музыкантам (большинство из них - уроженцы Калифорнии), которым пришелся по душе британский "хэви-метал". Восторженные отзывы о "новой волне британского хэви-метал" просачивались в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового света на пластинках. В числе групп первого "трэш-эшелона", помимо "METALLICA", следует назвать "MEGADETH", "EXODUS", "ANTHRAX", "SLAYER", "OVERKILL", "TESTAMENT", "ANNIHILATOR", "SEPULTURA", "KREATOR" и др. Для "трэша" характерны жесткие, лапидарные риффы баса и гитары, "инфернальные" тритоновые обороты (идущие от "BLACK SABBATH"). Темп в "трэше", как и в "спид-метале", колеблется от умеренно-быстрого до очень быстрого. Типичным признаком "трэша" является интенсивное басово-гитарное тремоло и ритмический унисон с очередями двух бочек (отсюда, собственно и название стиля: от англ. to thrash - молотить, барабанить). Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной фактурой, хотя в целом вокальную манеру, пусть и достаточно форсированную никак нельзя назвать антимузыкальной. Роль "трэш-метала" для дальнейшего развития интернациональной "ортодоксальной" и "альтернативной" тяжелой музыки трудно переоценить. Разновидностями "трэша" являются "техно-трэш" и "трэшкор".

TRIP-HOP - родиной этого стиля считается Англия, откуда происходят и большинство музыкантов этого направления. Название "трип-хопу" было присвоено в 1994-ом году, хотя похожую музыку играли намного раньше. В основе стиля медленное (не более 110 bpm) ломаное рэп-движение. Чаще всего, это инструментальная музыка, нередко в нём содержатся элементы джаза. Живые инструменты здесь успешно сочетаются с электронными.