Юрий Симонов: женщина-дирижер перестает быть женщиной. Дмитрий Маликов: Благодаря ДиДюЛе оркестровая современная музыка живёт и развивается! Почему так мало женщин-дирижеров

03.11.2019

Дирижеры-симфонисты — штучная профессия. Наверх, к оркестру, выбирается не просто яркий и талантливый музыкант, но и обладающий особым набором качеств. Пожалуй, ни одна творческая профессия не знала столь жёсткой дискриминации, как профессия оркестрового дирижёра. Негласный запрет на женщин за дирижёрским пультом явственен: женщина-маэстро — не такое уж частое явление и до сих пор зрелище скорее необычное. Профессия дирижера слывет наряду с «Формулой — 1» одним из последних мужских бастионов.

Тем не менее, сегодня в мире насчитывается более пятисот дирижеров-женщин. Женщина, управляющая симфоническим оркестром, реальность современного мира. А дирижёр, по сути, является профессией не мужской и не женской, а профессией характера.

Кто сегодня вспомнит, что основателем арфовой школы был мужчина, и раньше только мужчины играли на арфе?! Все меняется, все очень условно. И почему решили, что женщина не может быть дирижером… Рано или поздно, но и в этой области неминуемо произойдет сдвиг в сознании и восприятии, потому как единственным мерилом этой профессии является талант и качество музыкального продукта.

Об этом и предлагаемая вашему вниманию статья о женщинах-дирижерах Германии, которую мы печатаем с сокращениями.

Почему так мало женщин-дирижеров?

Женщина-дирижер продолжает оставаться экзотикой. Однако число представительниц так называемого «слабого пола», возглавляющих крупные симфонические оркестры и оперные театры, в Германии растет. Но почему так медленно?

Как лучше сказать — дирижерша или лучше женщина-дирижер? В любом случае мы имеем дело с должностью музыкального руководителя симфонического коллектива, до которой не добралась не только филология, но и эмансипация. Если женщина, играющая на тубе, контрабасе или ударной установке – не редкость в симфонических оркестрах, то дирижер до сих пор остается почти исключительно мужской профессией. Однако и здесь бывают исключения.

Сегодня в четырех (примерно из 80) немецких операх шефство принадлежит дамам. Американка Кэтрин Рюквард (Catherine Rückwardt) с 2006 года руководит театром в Майнце. В 2005 году австралийка Симона Янг (Simone Young) возглавила Гамбургский оперный театр. Ромели Пфунд (Romely Pfund), одна из самых первых немецких женщин-дирижеров, с 2009 года получила должность музыкального руководителя театра в Мекленбурге. И, наконец, совсем недавно вступила в должность руководителя оперного театра Ганновера Кэрен Камензек (Karen Kamensek), уроженка Чикаго, начинавшая свою карьеру в Вене.

“Маэстро Камензек»

«Это руководящая должность, вне зависимости от того, кто ее занимает – женщина или мужчина, — говорит Кэрен Камензек и отбрасывает со лба белокурую прядь. — Требования к музыкальному руководителю театра высокие, да и ожидания всех окружающих тоже». «Маэстро Камензек» — написано на двери ее кабинета.

Кэрен торопливо берет со стола партитуру. Вечером – первая в новой должности премьера: «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса. Эта опера выбрана символически. В центре сюжета – две женщины, Ариадна и Цербинетта, олицетворяющие, так сказать, две ипостаси женской силы: страсть и кокетство.

А каким из «инструментов» (может быть, властью или шармом?) приходится чаще пользоваться ей самой? «Чаше приходится, что называется, власть употребить, — отвечает Камензек. — Театр – иерархическая структура. Если ты оказался во главе этой структуры, то положение обязывает». Должность в Ганновере – не первая в послужном списке сорокалетней Камензек. Она уже работала первым капельмейстером в Венской народной опере (Volksoper) и возглавляла оперный театр Словении, на родине своих родителей.

«Быть женщиной мне никогда не мешало»…

И все-таки, почему так мало женщин-дирижеров? «Я думаю, что многие женщины просто не хотят обрекать себя на такой адский график», — предполагает Кэрен Камензек. Через день — командировки, все это стоит нервов и энергии. Что и говорить, с личной жизнью такую профессию сочетать очень сложно. «Впрочем, не сложнее, чем министру или менеджеру в крупной компании», — считает дирижер. О своей личной жизни Кэрен предпочитает не распространяться.

Эстонка Ану Тали (Anu Tali), ровесница Кэрен Камензек и, наверное, самая известная женщина-дирижер своего поколения, реагирует на «гендерный вопрос» с раздражением. «Быть женщиной мне никогда не мешало», — говорит одна из последних учениц Ильи Мусина…

Очевидно, что женщинам-дирижерам приходится бороться с теми же проблемами, что и первым женщинам-врачам, учителям или руководителям предприятий: насмешливое недоверие коллег, повышенная требовательность работодателей и пристальное (и не всегда доброжелательное) внимание публики.

«Женская квота в музыке? Никогда!»

«Может быть, я наивна, но мне кажется: если человек, мужчина или женщина, должен стать дирижером (ученым или певцом), то он им станет», — полагает Кэрен Камензек. Разговор о женских квотах она считает абсолютно неуместным. «Представьте себе оркестр, которому навязывают дирижера «по половому признаку»! Не хотела бы я оказаться на месте этого дирижера», – говорит она со знанием дела. Коллеге вторит и Анну Тали: «Если бы мы меньше думали о том, кто мы — женщины или мужчины — и меньше делили бы эти роли, то, может быть, жить стало бы легче. Мы в первую очередь люди — в музыке и в жизни. И пусть это остается главным!».


Томоми Нисимото (Tomomi Nishimoto) родилась в Осаке 4 апреля 1970 года. Любовь к музыке ей привила мать, она была певицей и с трех лет учила Томоми игре на фортепьяно.

В детстве Томоми много слушала музыку, в том числе иностранную - немецкую, французскую. Ей было около 4 лет, когда она впервые услышала русскую музыку и подумала, что обязательно когда-нибудь поедет в Россию.

В 1994 году Томоми окончила Осакскую консерваторию по классу композиции. Работала в Осакской опере ассистентом дирижера. Официально ее карьера дирижера началась в 1998 с Киотским симфоническим оркестром. После этого она руководила многими известными японскими оркестрами и получила несколько наград - премии Idemitsu и имени Станиславского в 1999, премию Sakuya Konohana в 2000, ABC Music Award и Osaka Century XXI Special Award в 2002, и так далее.

В Россию Томоми приехала 1999 году, учиться в Ленинградской консерватории. Училась у великого Ильи Мусина .

«Из Японии в Россию учиться приезжают как-то редко. Особенно это касается дирижирования – все-таки это исключительная специальность. Что касается моего выбора, он был обоснован тем, что я чувствую притягательную силу России не только в музыке, но и в культуре в целом».

В 2002 году она была назначена главным дирижером Большого симфонического оркестра "Миллениум". Кроме того, она служила главным приглашенным дирижером в Михайловском театре (2004-2006), приглашенным дирижером Государственного Академического Симфонического Оркестра России им. Е.Ф. Светланова, а также была назначена на должность главного дирижера и художественного руководителя Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского (2004-2007).

Именно Томоми шесть лет назад руководила в Москве первым исполнением недописанной симфонии Чайковского "Жизнь". Петр Ильич Чайковский начал работу над этой симфонией в 1891 году и успел написать только ее первую часть. Две последние остались в виде плана и большого количества набросков. Фонд имени Чайковского попросил группу музыкантов завершить эту работу, и в ноябре 2005 года симфония была впервые исполнена Русским большим симфоническим оркестром под управлением Томоми Нисимото.

В 2007 она отправилась покорять Европу (хотя бывала там и раньше на многочисленных музыкальных фестивалях) и успешно концертировала с такими оркестрами, как филармонический оркестр Монте-Карло, Филармонический оркестр Будапешта, британский Королевский филармонический оркестр, Румынский государственный филармонический оркестр, Литовский национальный симфонический оркестр и Латвийский Национальный симфонический оркестр.

В дополнение к своей оркестровой деятельности, Томоми известна как дирижер оперы. Ее послужной список включает в себя успешное сотрудничество с Венгерским государственным оперным театром и Пражской государственной оперой.

Также Томоми довелось поработать на Всемирном экономическом форуме, который проводит ежегодные встречи в Давосе, Швейцария. В 2007 году она была выбрана членом «Форума новых глобальных лидеров» . Этот форум объединяет известных руководителей не старше 40 лет, «продемонстрировавших приверженность улучшению положения в мире». Тогда, благодаря своей активной работе, Томоми привлекла внимание всего мира.

По США она тоже концертировала, с неизменным успехом. В 2010 году она провела свой первый тур, руководя американским симфоническим оркестром в Карнеги Холле, Нью-Йорк.

Ближайшие три года (2011-2014) Томоми проведет в долгожданных гастролях по Японии, а также будет руководить Городским центром Olympus Hall города Хатиодзи , префектура Токио, который должен создать новый музыкальный и культурный облик города.

P.S.: отрывок из интервью с Томоми:
«- В России очень мало женщин-дирижеров. В Японии это тоже редкость?
- Есть женщины - дирижеры камерных оркестров или хора, довольно много. А симфонических и оперных, по-моему, тоже очень мало.

-Какими качествами должна обладать женщина, чтобы управлять оркестром, в котором играют столько мужчин?
- На самом деле не так важно, кто дирижер – мужчина или женщина, главное для дирижера – это умение держать удар. То есть ты не принимаешь удар, а посылаешь его. Ты должен все время об этом помнить, а это самое сложное. Приведу для понимания очень простой пример: на репетиции в оркестре тебе в любой момент могут задать вопрос, и ты всегда должен уметь на него быстро ответить. Во время исполнения я стараюсь особенно не акцентировать дирижирование телом, хотя, конечно, если мне нужно получить от оркестра какой-то сильный звук, я могу сделать акцент, но без форсировки. В дирижировании я больше всего ценю естественность, тогда и возникает настоящий диалог».















И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

2. Жанна Эврар



Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

3. Вероника Дударова



Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.


Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

4. Симона Янг



Первая женщина - главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.


В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

5. Глория Исабель Рамос



Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже - в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

6. Мария Эклунд



Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине - в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.


Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

Подготовила Белла Адцеева

Расскажи друзьям.

Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет

Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.

Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком.  Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.

Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра  необычайно эффектно исполнили концертную программу.  Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.

Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.

Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.

Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.

По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.

Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.

Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое  как в музыкальной жизни страны, так и мира.

Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.

И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

2. Жанна Эврар



Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

3. Вероника Дударова



Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.


Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

4. Симона Янг



Первая женщина - главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.


В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

5. Глория Исабель Рамос



Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже - в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

6. Мария Эклунд



Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине - в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.


Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

Подготовила Белла Адцеева

Расскажи друзьям.