Дирижеры-симфонисты — штучная профессия. Наверх, к оркестру, выбирается не просто яркий и талантливый музыкант, но и обладающий особым набором качеств. Пожалуй, ни одна творческая профессия не знала столь жёсткой дискриминации, как профессия оркестрового дирижёра. Негласный запрет на женщин за дирижёрским пультом явственен: женщина-маэстро — не такое уж частое явление и до сих пор зрелище скорее необычное. Профессия дирижера слывет наряду с «Формулой — 1» одним из последних мужских бастионов.
Тем не менее, сегодня в мире насчитывается более пятисот дирижеров-женщин. Женщина, управляющая симфоническим оркестром, реальность современного мира. А дирижёр, по сути, является профессией не мужской и не женской, а профессией характера.
Кто сегодня вспомнит, что основателем арфовой школы был мужчина, и раньше только мужчины играли на арфе?! Все меняется, все очень условно. И почему решили, что женщина не может быть дирижером… Рано или поздно, но и в этой области неминуемо произойдет сдвиг в сознании и восприятии, потому как единственным мерилом этой профессии является талант и качество музыкального продукта.
Об этом и предлагаемая вашему вниманию статья о женщинах-дирижерах Германии, которую мы печатаем с сокращениями.
Женщина-дирижер продолжает оставаться экзотикой. Однако число представительниц так называемого «слабого пола», возглавляющих крупные симфонические оркестры и оперные театры, в Германии растет. Но почему так медленно?
Как лучше сказать — дирижерша или лучше женщина-дирижер? В любом случае мы имеем дело с должностью музыкального руководителя симфонического коллектива, до которой не добралась не только филология, но и эмансипация. Если женщина, играющая на тубе, контрабасе или ударной установке – не редкость в симфонических оркестрах, то дирижер до сих пор остается почти исключительно мужской профессией. Однако и здесь бывают исключения.
Сегодня в четырех (примерно из 80) немецких операх шефство принадлежит дамам. Американка Кэтрин Рюквард (Catherine Rückwardt) с 2006 года руководит театром в Майнце. В 2005 году австралийка Симона Янг (Simone Young) возглавила Гамбургский оперный театр. Ромели Пфунд (Romely Pfund), одна из самых первых немецких женщин-дирижеров, с 2009 года получила должность музыкального руководителя театра в Мекленбурге. И, наконец, совсем недавно вступила в должность руководителя оперного театра Ганновера Кэрен Камензек (Karen Kamensek), уроженка Чикаго, начинавшая свою карьеру в Вене.
«Это руководящая должность, вне зависимости от того, кто ее занимает – женщина или мужчина, — говорит Кэрен Камензек и отбрасывает со лба белокурую прядь. — Требования к музыкальному руководителю театра высокие, да и ожидания всех окружающих тоже». «Маэстро Камензек» — написано на двери ее кабинета.
Кэрен торопливо берет со стола партитуру. Вечером – первая в новой должности премьера: «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса. Эта опера выбрана символически. В центре сюжета – две женщины, Ариадна и Цербинетта, олицетворяющие, так сказать, две ипостаси женской силы: страсть и кокетство.
А каким из «инструментов» (может быть, властью или шармом?) приходится чаще пользоваться ей самой? «Чаше приходится, что называется, власть употребить, — отвечает Камензек. — Театр – иерархическая структура. Если ты оказался во главе этой структуры, то положение обязывает». Должность в Ганновере – не первая в послужном списке сорокалетней Камензек. Она уже работала первым капельмейстером в Венской народной опере (Volksoper) и возглавляла оперный театр Словении, на родине своих родителей.
И все-таки, почему так мало женщин-дирижеров? «Я думаю, что многие женщины просто не хотят обрекать себя на такой адский график», — предполагает Кэрен Камензек. Через день — командировки, все это стоит нервов и энергии. Что и говорить, с личной жизнью такую профессию сочетать очень сложно. «Впрочем, не сложнее, чем министру или менеджеру в крупной компании», — считает дирижер. О своей личной жизни Кэрен предпочитает не распространяться.
Эстонка Ану Тали (Anu Tali), ровесница Кэрен Камензек и, наверное, самая известная женщина-дирижер своего поколения, реагирует на «гендерный вопрос» с раздражением. «Быть женщиной мне никогда не мешало», — говорит одна из последних учениц Ильи Мусина…
Очевидно, что женщинам-дирижерам приходится бороться с теми же проблемами, что и первым женщинам-врачам, учителям или руководителям предприятий: насмешливое недоверие коллег, повышенная требовательность работодателей и пристальное (и не всегда доброжелательное) внимание публики.
«Может быть, я наивна, но мне кажется: если человек, мужчина или женщина, должен стать дирижером (ученым или певцом), то он им станет», — полагает Кэрен Камензек. Разговор о женских квотах она считает абсолютно неуместным. «Представьте себе оркестр, которому навязывают дирижера «по половому признаку»! Не хотела бы я оказаться на месте этого дирижера», – говорит она со знанием дела. Коллеге вторит и Анну Тали: «Если бы мы меньше думали о том, кто мы — женщины или мужчины — и меньше делили бы эти роли, то, может быть, жить стало бы легче. Мы в первую очередь люди — в музыке и в жизни. И пусть это остается главным!».
В детстве Томоми много слушала музыку, в том числе иностранную - немецкую, французскую. Ей было около 4 лет, когда она впервые услышала русскую музыку и подумала, что обязательно когда-нибудь поедет в Россию.
В 1994 году Томоми окончила Осакскую консерваторию по классу композиции. Работала в Осакской опере ассистентом дирижера. Официально ее карьера дирижера началась в 1998 с Киотским симфоническим оркестром. После этого она руководила многими известными японскими оркестрами и получила несколько наград - премии Idemitsu и имени Станиславского в 1999, премию Sakuya Konohana в 2000, ABC Music Award и Osaka Century XXI Special Award в 2002, и так далее.
В Россию Томоми приехала 1999 году, учиться в Ленинградской консерватории. Училась у великого Ильи Мусина .
«Из Японии в Россию учиться приезжают как-то редко. Особенно это касается дирижирования – все-таки это исключительная специальность. Что касается моего выбора, он был обоснован тем, что я чувствую притягательную силу России не только в музыке, но и в культуре в целом».
В 2002 году она была назначена главным дирижером Большого симфонического оркестра "Миллениум". Кроме того, она служила главным приглашенным дирижером в Михайловском театре (2004-2006), приглашенным дирижером Государственного Академического Симфонического Оркестра России им. Е.Ф. Светланова, а также была назначена на должность главного дирижера и художественного руководителя Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского (2004-2007).
Именно Томоми шесть лет назад руководила в Москве первым исполнением недописанной симфонии Чайковского "Жизнь". Петр Ильич Чайковский начал работу над этой симфонией в 1891 году и успел написать только ее первую часть. Две последние остались в виде плана и большого количества набросков. Фонд имени Чайковского попросил группу музыкантов завершить эту работу, и в ноябре 2005 года симфония была впервые исполнена Русским большим симфоническим оркестром под управлением Томоми Нисимото.
В 2007 она отправилась покорять Европу (хотя бывала там и раньше на многочисленных музыкальных фестивалях) и успешно концертировала с такими оркестрами, как филармонический оркестр Монте-Карло, Филармонический оркестр Будапешта, британский Королевский филармонический оркестр, Румынский государственный филармонический оркестр, Литовский национальный симфонический оркестр и Латвийский Национальный симфонический оркестр.
В дополнение к своей оркестровой деятельности, Томоми известна как дирижер оперы. Ее послужной список включает в себя успешное сотрудничество с Венгерским государственным оперным театром и Пражской государственной оперой.
Также Томоми довелось поработать на Всемирном экономическом форуме, который проводит ежегодные встречи в Давосе, Швейцария. В 2007 году она была выбрана членом «Форума новых глобальных лидеров» . Этот форум объединяет известных руководителей не старше 40 лет, «продемонстрировавших приверженность улучшению положения в мире». Тогда, благодаря своей активной работе, Томоми привлекла внимание всего мира.
По США она тоже концертировала, с неизменным успехом. В 2010 году она провела свой первый тур, руководя американским симфоническим оркестром в Карнеги Холле, Нью-Йорк.
Ближайшие три года (2011-2014) Томоми проведет в долгожданных гастролях по Японии, а также будет руководить Городским центром Olympus Hall города Хатиодзи , префектура Токио, который должен создать новый музыкальный и культурный облик города.
P.S.: отрывок из интервью с Томоми:
«- В России очень мало женщин-дирижеров. В Японии это тоже редкость?
- Есть женщины - дирижеры камерных оркестров или хора, довольно много. А симфонических и оперных, по-моему, тоже очень мало.
…
-Какими качествами должна обладать женщина, чтобы управлять оркестром, в котором играют столько мужчин?
- На самом деле не так важно, кто дирижер – мужчина или женщина, главное для дирижера – это умение держать удар. То есть ты не принимаешь удар, а посылаешь его. Ты должен все время об этом помнить, а это самое сложное. Приведу для понимания очень простой пример: на репетиции в оркестре тебе в любой момент могут задать вопрос, и ты всегда должен уметь на него быстро ответить. Во время исполнения я стараюсь особенно не акцентировать дирижирование телом, хотя, конечно, если мне нужно получить от оркестра какой-то сильный звук, я могу сделать акцент, но без форсировки. В дирижировании я больше всего ценю естественность, тогда и возникает настоящий диалог».
И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.
На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.
Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.
Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.
В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.
Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.
Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.
В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.
Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.
В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.
На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.
Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.
Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.
Подготовила Белла Адцеева
Расскажи друзьям.
Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет
Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.
Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком. Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.
Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра необычайно эффектно исполнили концертную программу. Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.
Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.
Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.
Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.
По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.
Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.
Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое как в музыкальной жизни страны, так и мира.
Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.
И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.
На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.
Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.
Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.
В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.
Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.
Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.
В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.
Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.
В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.
На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.
Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.
Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.
Подготовила Белла Адцеева
Расскажи друзьям.