Семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе. Материалы семинара-совещания «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних Анализ семинара - практикума

26.06.2022

Безопасен ли тихий мальчик с последней парты: первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе» прошел в Институте образования

24-го января 2018 г. прошел первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе». Организаторами семинара являются сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, партнеры семинара — МУ МВД, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. Герцена, НМИЦПиН имени В.П. Сербского.

Прошедший семинар был посвящен характеристикам школы, которые, с одной стороны, могут быть факторами риска увеличения школьной жестокости, а, с другой, напротив, тем ресурсом, который может помочь в профилактике школьного насилия. Среди проблем школьной жестокости всегда на одном из первых мест стояла школьная травля или буллинг. В международных исследованиях было показано, что почти 75% подростков, которые устраивали массовые нападения и расстрелы в школах, ранее являлись жертвами длительной и жестокой травли в школе. В контексте последних трагических событий, произошедших в российских школах, мы не можем сбрасывать этот фактор со счетов. То, как чувствует себя ребенок в школе, влияет на множество показателей, начиная с физического самочувствия и успеваемости, заканчивая склонностью к депрессиям и тревоге и/или агрессивному поведению.

Встреча началась со вступительного слова руководителя семинара, Председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академика РАО . В нем, подчеркивая необходимость хороших знаний в сфере асоциального поведения подростков у всех практиков образования, он привел яркие примеры того, как склонны сотрудники школ ошибаться в своих прогнозах относительно того, кто из их учеников может пойти по преступному пути. Важные для преподавателя характеристики ребенка (например, насколько он шумный, отвлекающийся, мешает вести урок) на самом деле вовсе не являются предикторами того, станет ли он убийцей или поджигателем. Поэтому необходимыми являются систематические исследования социальных, демографических, личностных, контекстуальных предикторов асоциального поведения, на основании которых возможна будет эффективная его профилактика.

На семинаре были представлены результаты исследования вовлеченности российских старшеклассников в школьную травлю, проведенного Лабораторией профилактики асоциального поведения (докладчик — М.А. Новикова). Согласно полученным данным, только 30% учащихся 9-10 классов ни разу не сталкивались с буллингом в качестве жертв; более половины всех опрошенных также хотя бы раз выступали в качестве нападающих. Были показаны социальные корреляты буллинга: дети из малообеспеченных семей, семей, где работает только мать, а также те, родители которых не имеют высшего образования, чаще становятся жертвами травли.

Отдельно были рассмотрены характеристики самой школы: в школах, где дети чувствуют себя в меньшей безопасности (как в классах, коридорах и туалетах, так и на прилегающих к школе территориях), где учителя менее доступны для эмоционального контакта или оказания помощи, а правила внутришкольного распорядка непрозрачны и не действуют для всех ребят одинаково, больше детей оказывается как жертвами, так и агрессорами.

Доклад вызвал интерес и множество вопросов у слушателей, среди которых были ведущие специалисты в области детской психологии и психиатрии, педагоги, представители общественных организаций, а также журналисты, студенты и аспиранты.

В рамках дискуссии, последовавшей за докладом, было отмечено несколько важных направлений проведения дальнейшей работы Лаборатории. Так, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Елена Дозорцева обратила внимание на важность продолжения и углубленного изучения тематики кибербуллинга, т.к. результаты исследований показывают, что менее 10% детей, проживающих в столице, никогда не становились жертвами травли в сети.

Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исак Фрумин поделился собственным опытом работы в качестве директора школы в неблагополучном районе города и теми способами, при помощи которых удавалось противостоять вандализму и жестокости даже среди самых непростых подростков.

Заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк , же напомнил аудитории о том, что помимо школы и семьи у ребенка есть еще и свободное время (пусть и все меньше), дополнительные занятия, досуг и общение с друзьями, которые также могут выступать как факторы профилактики или риска асоциального поведения.

Семинар будет носить регулярный характер, и собирать на одной дискуссионной площадке ведущих специалистов психологов, педагогов, врачей и представителей других специальностей, которые в ходе своей работы (как научной, так и сугубо практической) регулярно сталкиваются с проблематикой «трудных» детей и подростков, подростков группы риска, или уже совершивших правонарушения и находящихся на учете в правоохранительных органах.

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Выполнил:

методист организационно-методического отделения

Денисова Валентина Петровна

Игрим, 2015

Дата проведения: 01 декабря 2015 года.

Время проведения : 14 час 15 минут.

Место проведения: БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Цель семинара: повышение компетентности педагогов и специалистов по вопросам профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними

Задачи:

1. Познакомить с к раткой характеристикой основных видов наркотической зависимости.

2. Познакомить с признаками употребления наркотических средств.

3.Рассмотреть формы и методы работы с несовершеннолетними по профилактике наркомании.

Оборудование: мульти проектор.

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде.

Ход семинара - практикума :

I. Теоретическая часть

Ведущий:

Работа по 1,2,3, слайду

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. По данным информационно-аналитического Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля потребляющих наркотик или пробывших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до22 лет составляет 44, 8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем в возрасте 15, 4 года. В стране 15 млн. наркоманов.

Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. Число смертельных случаев от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза. Средний возраст жизни употребляющих наркотики – 21 год.

50% – умирают после одного года употребления.

13% – доживают до 30 лет.

1% – доживают до 40 лет. (слайд 4)

В России незаконные операции с наркотиками преследуются в уголовном порядке, поэтому употребление наркотиков неизбежно ведет к конфликту с законом.

В новом Уголовном Кодексе РФ наркотикам посвящен ряд статей:

Ст. 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Статья предусматривает лишение свободы до 10 лет.

Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ.

Статья предусматривает лишение свободы от 3 до 15 лет.

Ст. 230. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Статья предусматривает лишение свободы до 12 лет.

Ст. 228. Освобождение от ответственности за совершение преступлений, предусмотренных данными статьями.

Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или вещества, активно способствующее раскрытию правонарушений, с ними связанных, а также способствующее изобличению лиц, их совершивших, освобождается от ответственности за правонарушения, предусмотренные указанными статьями. (слайд 5)

Наркомания – вовсе не личное дело каждого. У наркомана со стажем возникают серьёзные проблемы со здоровьем, в отношениях с людьми, они легко втягиваются в криминальную деятельность и представляют серьезную опасность для окружающих. Становясь обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен.

Ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания – болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета? Как вызвать у несовершеннолетних отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Тема семинара « Формы и методы профилактики наркомании среди несовершеннолетних » (слайд 6)

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку, и постараюсь это предотвратить.

А чтобы эту беду предотвратить, мы как специалисты, работающие с данной категорией детей, должны знать хотя бы к раткую характеристику основных видов наркотической зависимости и признаки употребления наркотических средств. Познакомит нас с данным вопросом врач психиатр-нарколог Даванова Тамара Борлдаевна.

Ведущий

Современные подростки подчас не хуже нас, а то и лучше разбираются в тонкостях так называемых «вредных привычек». И подтолкнула их к этому жизнь в новом поколении, свободном от идеологии и общечеловеческих ценностей. Винить в сложившейся ситуации можно всех от государства и школы до семьи, только бросанием камней в адрес друг друга ситуацию не исправить. Необходимы конкретные шаги по преодолению сложившихся «пристрастий» наших детей, а это, прежде всего алкоголь, наркотики, курение.

Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни…И все это в 14-16 лет! Да, страшная картина, название которой – наркомания.

Реальная наркотическая ситуация в современном обществе диктует необходимость активной профилактической работы среди детей и подростков, направленной на оказание профилактической помощи , предупреждение употребления наркотиков и развитие наркомании. Профилактика состоит в применении воспитательно-педагогических методов, рассчитанных на:

    формирование у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

    передачу воспитанникам знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью устойчивого отказа от приема психоактивных веществ ;

    привитие воспитанникам умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления наркотиков и антисоциальную деятельность. (слайд 7)

Для предотвращения употребления детьми и подростками психоактивных веществ надо создавать условия для их самоутверждения и самовыражения, расширять сферу положительных интересов и увлечений. В жизни наших детей главное место должны занимать учеба и творчество, физкультура и спорт, любая активная жизнедеятельность, являющаяся альтернативой приёму наркотиков.

О роли педагога в формировании установок на здоровый образ жизни нам расскажет воспитатель стационарного отделения Круглова Нина Дмитриевна (текст выступления и презентация прилагаются)

О роли психолога в формировании установок на здоровый образ жизни нам расскажет психолог отделения психолого-педагогической помощи Андреева Наталья Геннадьевна (текст выступления и презентация прилагаются)

Ведущий : наше учреждение как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Она может:

    Прививать несовершеннолетним навыки здорового образа жизни;

    Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

    Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

    Привлекать специалистов – медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы по профилактике употребления ПАВ:

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа - повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга несовершеннолетних, привлечение их в работу кружков и секций.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек. (слайд 8,9)

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с несовершеннолетними участвуют:

Медицинский персонал, Сотрудники ОМВД, Специалисты КДН

О взаимодействии учреждений в сфере профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних расскажет социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи Щербакова Наталья Николаевна (текст выступления и презентация прилагаются)

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы:

    Ежедневная утренняя гимнастика

    Динамические паузы, проводимые несовершеннолетними и педагогами

    День здоровья (1 раз в квартал)

    День профилактики (2 раза в год)

    Тематические беседы

    Круглые столы

    Мастер - классы

    Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

    Ролевые игры

    Деловые игры

    Групповые тренинги

    Психологический театр

    Мозговой штурм

    Дискуссии

    Акции

    Агитбригады

    Лабораторию подростковых вопросов

    Интерактивные игры

    Создание роликов, фильмов, презентаций

    Профилактические фильмы

    Виртуальные экскурсии

    (слайд 10)

    2. работа с родителями

    Здоровый образ жизни, которому учат несовершеннолетних, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

    Родительские чтения.

    Родительские вечера.

    Тематические, групповые и индивидуальные консультации.

    Родительские тренинги.

    Родительские ринги.

    (слайд 11)

    Таким образом: Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

    Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

    Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

    Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения. (слайд 12)

    Практическая часть

    Ведущий : сегодня на семинаре разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на три группы, и сесть за столы отдельно стоящие друг от друга по понравившемуся высказыванию. (Приложение 1).

    Задание 1.Упражнение “Стена здоровья”

    А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.

    Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены.

    Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано.

    Задание 2. Ролевая игра Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи.

    Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию. Остальные члены группы помогают.

    ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке в нетрезвом состоянии.

    Обыгрывание ситуации каждой группой

    Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?

    Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?

    Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?

  • Вывод: « Ребенок – человек, который что-то несет миру; ребенок – человек, не достигший самостоятельности и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем; ребенок – это тайна, которую невозможно и ненужно отгадывать.

    По всем этим причинам ребенок – повышенной ценности. Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили» С. Соловейчик.

    Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, не сознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети.

    Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

    Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если специалист пользуется достаточным авторитетом среди несовершеннолетних. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет органичным. Принципиальность взглядов такого педагога, открытость в общении, умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

    Педагогам в педагогическую копилку раздаются примерный Тематический план профилактической работы с несовершеннолетними по

  • Ведущий. Притча ( заключение ).

    В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”

    (слайд 13)

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Брошюры по профилактике наркомании.

    Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,

    Ляпина Е.Ю., Профилактика социально опасного поведения школьников - Волгоград: Учитель, 2007.

    Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.

    Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: МПСИ, 2009.

    Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.

    Периодика на тему антинаркомании среди молодежи.

    Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.

    Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.

    Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Владос, 2003.

    Суховольская Т.С. "Педагогические условия профилактики вредных привычек у подростков"

    Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.

    Тростанецкая Г.Н., В помощь образовательному учреждении: профилактика злоупотребления

  • Приложение

  • Примерный Тематический план профилактической работы

    с несовершеннолетними по предупреждению употребления наркотиков и развитие наркомании.

    Тестирование «Моя уличная компания»
  • Тестирование «Вы и Ваше окружение»

      Опрос: «Осведомленность несовершеннолетнего об алкоголе»;

      «Осведомленность несовершеннолетнего о курении»

      Тест «Не унесет ли Вас поток?»

      Проводится анонимно

      Тестирование «Легкомысленный ли ты человек?»

      Диагностика несовершеннолетних группы риска

      Анкетирование «Взаимоотношение в коллективе и характер проведения свободного времени»

      Диагностика несовершеннолетних группы риска

      Конкурс рисунков «Радуга здоровья»

      Конкурс агитбригад «Мы за здоровье наших друзей»

      Конкурс брошюрок, комиксов «Шаг над пропастью»

      Комиксы для малышей

      Конкурс плакатов «Линия жизни»

      Письмо наркоману

      Беседа с элементами игры

      «По следам сигаретного дыма»

      Конкурсная программа «По следу дымящей сигареты»

      Круглый стол «Алкоголизм – дорога в ад»

      С привлечением специалиста - смежника

      Акция «Радуга здоровья»

      Включает конкурсные и информационные материалы

      Выпуск агитационной продукции соц.-псих. службой: настенный журнал «Собеседник»; брошюрки: «Призраки человеческой души», «Родителям о наркомании», «Сколько стоит беспокойная жизнь»

      Выпускается социальным педагогом

      Лекция «Пивной бум»

      Комплекс лекции: «СПИД – грозная проблема наступившего века», «Наркотики и закон», «Наркомания – это опасно»

      С привлечением специалиста- смежника.

      Комплекс индивидуальных бесед по тематике с несовершеннолетними группы риска

      Возможно привлечение специалиста – смежника.

      «Суд над проступками»

      С привлечением специалиста- смежника. правовые вопросы.

      Конкурсная программа «Колесо фортуны»

      вопросы по предупреждению административных правонарушении

      Род. собрание «Семья 21 века – ситуация удручающая»

      ежегодно с рассмотрением вопросов семейного воспитания.

Разделы: Социальная педагогика

Подготовка к мероприятию:

  1. Подготовить презентацию (Приложение 1)
  2. Подготовка объявления-приглашения к участию в семинаре (Приложение 2)
  3. Подбор литературы в помощь выступающим
  4. Подготовить памятки, анкеты и т.п. (Приложение 3)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

(слайд № 1)

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Никто из нас не опровергнет истины – ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Обратимся к данным Госкомстата: (слайд № 2) ежегодно 2 млн. детей попадают под тяжелую руку своих родителей, 50 тыс. уходят из дома, каждый год распадаются 500 – 600 тыс. семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей групп риска.

По статистике сейчас в России 700 тыс. детей-сирот, 3,5 млн. детей – беспризорные, 900 тыс. – социальные сироты, это в 2,5 раза больше в процентном соотношении, чем после войны.

Сокращается средний возраст начала курения, употребления наркотиков. Средний возраст начала сексуальных отношений составляет 11 лет 4 месяца.

Это статистические данные по России за 2004 год, в настоящее время цифры не уменьшились, а увеличились.

Такое положение дел не может никого оставить равнодушным. Исправить его под силу только всем вместе: и администрации, и педагогам, и родителям.

Печально, но отношение родителей к школе и учителей к семье не всегда положительное. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся. Современное российское общество захватил серьёзный социальный и экономический кризис. К сожалению, сегодня налицо и кризис российской семьи. Он характеризуется:

Появлением молодежных бездетных семей (и это демографическая ситуация убыли населения);

Ростом количества неполных семей;

Насилием, алкоголизмом в семье, появлением нетрадиционных видов семей;

Ухудшением здоровья членов семей, причем не только пожилых, но и молодых;

Изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщины. Все больше российских детей оказываются в трудных жизненных ситуациях

Стрессовая ситуация начала обучения в школе является для ученика также серьезным фактором ухудшения здоровья и потере интереса к учебе. Эмоциональная незрелость, несформированные трудовые и социальные навыки детей часто становятся причиной того, что их успеваемость в школе бывает ниже той, которая соответствует их способностям.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

/1-ый выступающий, слайд № 3/

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросферой.Дружеское общение со сверстниками – одна из главных потребностей в подростковом и юношеском возрасте. Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе. / 2-ой выступающий, слайд № 6 /

Рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье. /Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.\ В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что “ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”.

/3-ий выступающий, слайд № 4\

Большую часть времени дети проводят в школе. Какие недостатки работы школы могут оказать отрицательное воздействие на поведение учеников.

/Слайд № 5.\

“ Воспитание – есть организация деятельности, а педагог - организатор деятельности”, - писал один из классиков российской психологии Л.С. Выготский /Выступление зам. директора по ВР, слайды 13-18/

Кризис семьи практически привел к уничтожению российской традиции – не допускать нарушения межпоколенных связей. Для россиян всегда было характерно стремление иметь детей столько, “сколько Бог пошлет”, оно наблюдалось и в крестьянских семьях, и в дворянских, и в мещанских, и в купеческих.

Но, пожалуй, самое печальное то, что семья по разным причинам стала всё больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия. Кто, как ни учитель, классный руководитель, школа, в наше время научат родителей педагогически правильно выстраивать общение с собственными детьми? А для этого и сами педагоги должны знать наиболее важные условия успешности семейного воспитания.

/5-ый выступающий, слайд №24/

В системе профилактической деятельности школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы /слайды 12, 19, 20,22/, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении уч-ся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении с ними работы на индивидуальном уровне /слайды 7-11/.

Практика показывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используются только отчасти. Профилактикой девиантного поведения мы занимаемся эпизодически. Нечего скрывать – работа эта трудная, ибо на конкретном этапе она может не дать положительных результатов.

/слайд 25/ Но дорогу осилит идущий, поэтому в заключении хочется прочитать притчу.

Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть широкую быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонёк на противоположном берегу: “Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать вёсла!” И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он всё грёб и грёб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел ещё одно небольшое судёнышко, плывшее по течению. И ещё… и ещё… Казалось – весь мир отдался во власть могучего потока реки. И юноше захотелось вынуть из воды вёсла, но огонёк продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уж будучи на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились всё сильнее и сильнее … ЭТО БЫЛ ВОДОПАД.

Список литературы

  1. Королева Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения (Практическое пособие) – АРКТИ, 2006.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб., Союз,2002
  3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие Российское педагогическое агентство, 1998.
  4. Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации. Классный руководитель №5, 2006.
  5. Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. – “ВАКО”, М., 2005
  6. Н.Е. Щуркова. Классный час: Поговорим о жизни… - АРКТИ, Москва, 2005