Классный час «23 февраля. Понятие и сущность патриотизма

12.06.2019

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Поздравляем с Днем защитника Отечества!

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.

Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время? Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет. Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.
На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна - тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .
А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я - писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».
Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот - это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».
Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».
Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.

В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?

В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?

В общемировом процессе перехода к постиндустриальному обществу для России как многонациональной и многоконфессиональной страны воспитание патриотизма у подрастающего поколения является решающим условием формирования системы социально значимых ценностей и общественных установок. Именно школьное образование в первую очередь призвано соединить воедино традиционные моральные ценности и установки с современными подходами к воспитанию гражданственности и патриотизма. Патриотизм - это социально-политический и нравственный принцип, выражающийся в чувстве любви к Родине, заботе о её интересах и готовности к защите её от врагов.

Он проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны и горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, бережному отношению к исторической памяти и национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни. С формированием государств понятие "патриотизм" наполнилось гражданским смыслом, связанным с проявлением стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов Отечества. С этикогуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено необходимостью соподчинения личных и общественных интересов, единения гражданина и общества. Патриотические чувства только тогда возвышают людей, когда они сопряжены с уважением к другим народам и не допускают проявления национальной исключительности и недоверия, способствуют углублению взаимопонимания в межнациональных и межгосударственных отношениях.

В целом в российской педагогической науке обозначены три направления воспитания патриотизма: военный, гражданский и духовно-религиозный, на которых основаны модели патриотического воспитания. При этом третье направление служит фундаментальной основой первых двух, которые оформляются в военно-патриотическую и гражданско-патриотическую модели воспитания молодого поколения. И если суть первой модели выражается в лозунге: "не щадить живота своего" в борьбе с врагами отечества, то вторая основана на идее определения гражданином своего места в обществе в форме личного участия в развитии страны. История как предмет преподавания в школе − одна из немногих дисциплин, которая формирует интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, лежащему в основе патриотизма. При этом учебник истории является не только средством педагогического воздействия, но и инструментом для поиска ответов на сложные вопросы современности. Оказать помощь в этом поиске может только исторический опыт предыдущих поколений.

Вместе с тем обучение и воспитание учащихся в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на понимание объективных законов общественного развития, проникнутого гуманизмом, в основе которого лежит уважение к людям, независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания. Задача школьного исторического образования двуедина: во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, сформировать устойчивую нравственную ориентацию на героические образы и их исторические деяния.

При этом желательно включение в массив изучаемого материала особенностей своей малой родины − региона, города и села. Эмоционально окрашенные знания о своих предках и своём крае являются необходимым условием укоренения молодого поколения в родной культуре. Уроки истории играют важнейшую роль в патриотическом воспитании учащихся, формируя ценностную ориентацию личности, обладающую нравственными качествами её самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. При этом задачами исторического образования являются: - усвоение учащимися исторического опыта человечества для понимания динамики общественных процессов, умения ориентироваться в истории и способности давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи с генеральным направлением развития человеческого общества; - на основе эмоционального восприятия исторических образов пробуждение интереса учащихся к истории и культуре своего и других народов, подготовка школьников к восприятию духовнонравственных ценностей.

Процесс формирования таких компонентов патриотизма, как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите, происходит, как правило, в процессе социализации ребёнка, подростка, молодого человека и выражается в выработке комплиментарности ко всему "своему", "родному" на фоне опасения потерять что-то знакомое, близкое и родное. Более сложные компоненты патриотизма, такие как социальная ответственность гражданина за судьбу и благополучие своей страны, развиваются в ходе трудовой деятельности человека в социуме. При этом взаимосвязь личного и общественного благополучия соотносится здесь как частное к общему, не вступая в противоречие между собой, а в определённой степени дополняя и детерминируя их. Наиболее близким по содержанию к понятию "патриотизм" является понятие "гражданственность".

И это не случайно, потому что патриотическое воспитание рассматривается как неотъемлемая часть воспитания гражданина. В общественном сознании постсоветской России настало время возрождения традиций воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности не только требовать что-то от своей страны, но и отвечать за её судьбу, активно участвуя в жизни общества. В связи с этим является актуальной постановка вопроса о разработке Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Её задачей должно быть формирование высоконравственных, творчески мыслящих и компетентных граждан России, воспринимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укоренённых в её духовных и культурных традициях. Патриотизм в данном документе должен определяться как базовая национальная ценность. Неотъемлемые черты патриотизма должны при этом формироваться в следующем виде:

Социальная солидарность, выраженная в доверии и уважении к государственным институтам, справедливости, милосердии, чести и достоинстве личности; - гражданственность, т.е. служение Отечеству как правовому государству, в котором соблюдаются законность и порядок, свобода совести и вероисповедания. Важное место в Концепции должно отводиться воспитанию в семье и школе. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Здоровые отношения в семье проецируются на поведение человека в обществе и составляют основу его социализации как личности. Следующей ступенью духовного развития гражданина России является принятие им традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области и республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как "малая родина", "Отечество", "родная земля", "моя семья и род", "мой дом".

Высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является культурное и духовное восприятие традиционных ценностей своего народа. Российскую идентичность можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого уходят в глубь многовековой истории страны, а его крону - со стремлением каждого гражданина активно участвовать в строительстве Великой России как мировой державы. Всё это определяет систему базовых ценностей, которые в процессе обучения учащихся можно обусловить следующим образом: - история России, её народов, своего рода и семьи; - традиционные религии нашей страны; - лучшие образцы отечественной литературы и искусства; - информация в СМИ, отражающая явления текущей международной и внутренней социально-политической жизни; - развитие мотивации на выполнение общественно полезной и личностно значимой деятельности. В целом следует отметить, что духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является важнейшим условием успешного развития и могущества России.

Карякин Владимир Васильевич, РИСИ (Москва)

1.Верны ли следующие суждения о морали? А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению. Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.

2.Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза:

«Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип

3. Верны ли следующие суждения о морали? А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4.Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому

элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ:

А) процесс приобщения к знаниям о мире Б) является способом регулирования поведения В) формирует научную картину мира Г) поддерживается силой общественного мнения Д) воздействует преимущественно на эмоции человека

1) образование 2) мораль

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.Верны ли следующие суждения о морали?

А.Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения. Б.Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье - это основной принцип

1) идеализма 2) патриотизма 3) гуманизма 4) порядочности

7. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура развивается как за счёт новаторских достижений, так и за счёт сохранения традиций. Б.Культурные ценности всегда приносят практическую пользу.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) нравственность 2) образование 3) искусство 4) творчество

9. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники.

(Б) Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий. (В) Главное, чтобы расширение научно­технических возможностей человечества всегда использовалось во благо общества.

10.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Исполнение норм морали обеспечивается поддержкой общественного мнения.

Б. Исполнение требований морали закреплённая в законе обязанность каждого гражданина государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11.Что из перечисленного отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры?

1) опора на представления о добре и зле 2) определение образцов прекрасного

3) стремление к установлению научной истины 4) опора на принудительную силу государства

12.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мораль 2) искусство 3) наука 4) идеология

13.Для обозначения особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, используют термин

1) гуманизм 2) гражданственность 3) право 4) мораль

14.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль помогает человеку строить гармоничные отношения с другими людьми. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15.Верны ли следующие суждения о культуре? А. В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы.

Б. В основе культуры творческая деятельность человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16.Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры? А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда. Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра, красоты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17.Известный философ полагал, что «долг - это уважение к праву другого». Эти слова выражают принцип

1) искусства 2) морали 3) политики 4) экономики

18.«Не желай другому человеку зла», один из принципов

1) морали 2) науки 3) права 4) этикета

19.Совокупность норм поведения человека в обществе, основанных на представлениях о добре и зле, это

1) мораль 2) право 3) культ 4) религия

20.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой . (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

21.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

22.Верны ли следующие суждения о морали? А.А.Мораль регулирует деятельность человека и общества. Б.Главным внутренним «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23.Верны ли следующие суждения о морали?

А.Нравственная оценка поступка связана с пониманием добра и зла. Б.Совесть главный «контролёр» человека в вопросах морали.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) 25­летним и 55­летним гражданам, участвующим в социологическом опросе, был задан вопрос: «Чем объясняется повышение значения науки в современном мире?». (Б) Большинство 25­летних опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия способствуют развитию техники и технологий, а большая часть 55­ летних ­ с тем, что научные открытия помогают побеждать болезни. (В) Примечательно, что люди старшего возраста связывают повышение значения науки с её социальными функциями. Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

25.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мораль 2) искусство 3) наука 4) мировоззрение

26.Науку как форму культуры отличает

1) стремление к получению объективных знаний 2) вера в сверхъестественные силы

3) отражение мира в художественных образах 4) ориентация на представления о добре и зле

27.И.С. Тургенев считал, что «добро по указу не добро». В этом высказывании выражается

1) научная истина 2) правовая норма 3) экономический закон 4) нравственный принцип

28.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам. Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

29.Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях? А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбы Родины. Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль регулирует отношения людей с позиций добра и зла. Б. К моральным ценностям можно отнести гражданственность и патриотизм.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

31.Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм - чувство любви к Отечеству и преданности ему. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали выражают представления о добре и зле. Б. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены выполняли требования морали.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Наверное, мы не найдём ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру.

(Б) Человек в течение своей жизни преобразовывает самого себя и окружающий мир.

(В) Неслучайно по уровню развития культуры оценивают общественный прогресс.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

34. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм - это любовь к Отечеству. Б. Патриотизм означает стремление граждан своими действиями служить интересам Отечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

35.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства. Б. Самоконтроль человека основа морального регулирования его поведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. А-1, Б-2,В-1,Г-2, Д-2.

9. А-факт, Б-Факт, В-Мнение

20 А-факт, Б-факт, В-мнение

24. А-факт, Б-факт, В-мнение.

А.В. Елисеев , Заслуженный учитель РФ,
учитель географии МОУ «Гимназия № 2» г. Георгиевска, Ставропольский край

Воспитание уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России (из опыта работы)

Работаем по новым стандартам

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество». Подлинными патриотами нашей страны на протяжении всей ее истории были и остаются создатели материальных ценностей, создатели и носители лучших черт национальной культуры. Они составляют большинство народа России. А Родина - это, прежде всего, народ. Чувство национальной гордости - неотъемлемая часть патриотизма. Это гордость за свой народ, за его вклад в развитие культуры, в прогресс человечества.

Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы организовать опыт патриотического поведения учащихся и формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра - могут решить эту задачу В каждом из этих видов деятельности школьник может совершить патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. Каждый ребенок в нашей стране получает образование для того, чтобы быть готовым к самостоятельной творческой деятельности. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, народов других стран, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к народам и национальным традициям разных стран, мировой науке и культуре.

Патриотические чувства возникают тогда, когда ученик в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. В этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родины» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим. Это требование побуждает ученика к определенному действию. Любое дело, проводимое в школе с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало эмоции и включало учащихся в практическую деятельность.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразной учебно-воспитательной работой, осуществляемой школой, семьей, общественными организациями. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью в благе народа. Но многие родители не ограничиваются этим и используют в целях воспитания у своих детей патриотизма такие средства, как беседы, посещение музеев, выставок, прогулки по городу, экскурсии.

Большие возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений имеют учебные предметы, преподаваемые в школе. К числу таких предметов относится география, обладающая большим воспитательным потенциалом.

На протяжении всего курса изучения географии учащиеся знакомятся с различными уголками нашей страны. В формировании образа Родины большую роль играет изучение природных объектов. Природные объекты обладают большими воспитательными ценностями. Они связывают школьников с историей, культурой, национальными традициями, памятниками архитектуры - всем тем, что воспитывает патриотизм. Без созерцания детьми природных объектов невозможно их воспитание патриотами своей страны. Английский философ Джон Рескин писал: «Может быть, в этом созерцании картин родной природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром и основа патриотизма. Пейзаж является любимым обличьем матери-родины. И чем прекраснее будет эта картина дикой природы, тем сильнее мы будем любить родину, образом которой он является». Любовь к Родине и любовь к природе - вещи взаимосвязанные. Без любви к природе невозможна любовь к Родине. Поэтому эколого-воспитательную ценность природы можно рассматривать как составную часть воспитания патриотизма.

Природа во всех своих нетронутых человеком участках есть великий музей, необходимый для нашего дальнейшего просвещения и умственного развития. Красивые природные ландшафты всесторонне положительно влияют на человека: во-первых, вызывают положительные эмоции; во-вторых, снимают стресс, восстанавливают силы; в-третьих, усиливают познавательные функции. Нет ни одной области культуры, которая бы не черпала формы и вдохновение из природы. Многие нации используют образы природы как символы государств.

Близкие сердцу картины родной земли часто связаны у нас с воспоминаниями детства. Они служат точкой опоры на крутых поворотах судьбы и в особо трудные моменты жизни. Как важно беречь нам в облике России все, что может тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память! Надо говорить школьникам не только о красоте нашей страны, но и о том, что надо непременно беречь уникальные ландшафты и дорогие сердцу черты природы. В России есть опыт сохранения дорогих мест. Абрамцево, Ясная Поляна, Мелихово, Тарханы, Спасское-Лутовино, село Константиново оставляют у всех, посетивших эти места, благодарную память. Главным экспонатом этих священных для пас уголков является бережно сохраненный пейзаж.

Чтобы быть патриотом, надо хорошо знать свою страну. Представление о Родине начинает складываться у школьников с первой школьной беседы об окружающем мире. Школьники должны вырастать сыновьями своей страны, способными гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его. Вся наша жизнь в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы выражается дорогим словом Родина. Любить ее невозможно заставить указом или распоряжением. Любовь к Родине надо воспитывать.

Человек живет не только в биологической среде, где его окружают растительный и животный мир, воздух, вода, но и в духовной сфере созданных предшествующими поколениями культурных ценностей. Мир вокруг нас прекрасен не только тем, что мы видим, но и тем, что знаем и помним о нем. Принцип верности духовному историческому наследию России требует воспитания, ориентированного на традиционные для России ценности: воспитания духа любви к России, стремление служить Родине. С помощью современных информационных и педагогических технологий школьникам должна быть предоставлена возможность ощутить себя частью единства исторической России.

Образ Родины постепенно отпечатывается в душе каждого человека с момента его рождения, углубляясь на протяжении всей жизни. Образ многогранный и емкий, с которым каждый из нас неразлучен. Каждое новое поколение обогащает образ Родины новым содержанием. Люди, которые не любят историю своей страны и не берегут памятники прошлого, не могут гордиться славными традициями нашего народа. Обращение к прошлому России - не отказ от нового, это новое понимание старого. Память о прошлом - не только средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Она цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского воспитания. Память эта многолика. Она предстает в облике старых и новых городов, в архитектурных комплексах и отдельных зданиях, в произведениях живописи, скульптуры, в книгах и предметах быта и так далее. Эти памятники встречаются везде - в крупных городах и малых селениях, на всех географических широтах, во всех поясах и зонах. Архитектурные изюминки радуют глаз, создают контраст с современностью, благодаря которому проглядывает глубина времени. Особенно много памятников прошлого в тех местах, которые исторически сложились как центры наиболее интенсивного культурного развития. Судьба этих центров складывалась по-разному. Но живые, ощутимые следы истории здесь сохранились. В этих местах века слились в особый сплав, сохранивший архитектурные шедевры, чудеса фольклора, замечательные вышивки, удивительные образцы резьбы по дереву и многое другое.

В современных учебниках географии, особенно в курсе 9 класса «Хозяйство и географические районы России», и школьных географических атласах имеется много информации о культурном наследии различных регионов России. В текстах учебников и на географических картах содержится разнообразный иллюстративный и картографический материал, знакомящий школьников с историческими памятниками, монастырями, церквями, музеями деревянного зодчества, усадьбами и дворцами, оборонительными сооружениями, памятниками гражданской архитектуры и т.д.

В последние годы в программу географического изучения России были включены объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО:
1.Московский Кремль и Красная площадь.
2. Исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей.
3- Погост Кижи.
4. Исторические памятники Великого Новгорода.
5. Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
6. Историко-культурный комплекс Соловецких островов.
7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры.
8. Церковь Вознесения в Коломенском.
9. Ансамбль Ферапонтова монастыря.
10. Историко-архитекгурный комплекс Казанского кремля.

Национальная культура - самое великое и устойчивое народное богатство. Ее недаром называют «второй природой», которую создает сам человек и в которой с наибольшей полнотой отражается его отношение к миру, к жизни. В интересе к прошлому современный человек стремится нащупать корни многих нынешних явлений. Яркой самобытной страницей вошла русская культура в историю мировой культуры. Народная в своей основе, она оказывала и ныне оказывает разностороннее влияние на культурный прогресс всего человечества. Она отличается ясной национальной определенностью и в то же время интернациональна по своей сути Сложные нити многовекового взаимодействия связывают русскую национальную культуру с культурой других народов. Взаимодействия, но не подражания: культурные достижения и традиции, выработанные другими пародами, творчески осваивались на русской почве, обогащались в слиянии с ее самобытными элементами.

Особое место среди культурных ценностей любого народа занимают памятники архитектуры. Архитектура больше других видов искусства связана с развитием производства, в ней воплощены не только эстетические представления определенной эпохи, но и свойственный этой эпохе уровень материальной культуры. На древних камнях поныне остались четко читаемые следы истории, следы ветров и бурь, шумевших над страной.

Одной из основных черт русского искусства, донесенных до нас в памятниках, является неразрывная слитность всего русского искусства с родной природой, блестящая увязка любого сооружения с пейзажной средой, в которой это сооружение должно жить: с рельефом местности, с простором неба и полей, с зеркальным сверканием рек и озер, с густотой и нежной зеленью лесов. Многие древние постройки ценны не только исключительными архитектурными достоинствами, но и тем, что построены они в неповторимой и прочной связи с окружающим ее пейзажем. Исторические и архитектурные памятники теряют свои достоинства вне природной среды. Древняя архитектура всегда начиналась с выбора места, и выбор этот в значительной степени определял и саму архитектуру, и те выразительные средства, к которым она прибегала.
Русская архитектура любой эпохи выступает перед нами как искусство, соединяющее в себе пейзажные мотивы с выразительными средствами зодчества, живописи, прикладного искусства, скульптуры, резьбы. И при этом - ничего лишнего.

Особо следует отметить великолепное качество исполнения памятников русской архитектуры. В них искусство сливается воедино с поразительно высоким строительным мастерством, с трудовым опытом народа. К сожалению, мы не знаем имен многих древних зодчих и строителей, но творения их рук, дошедшие до нас, не могут никого оставить равнодушными. Красоту-, полученную в наследство от- прошлого, мы должны сохранить как самый дорогой капитал. Рассматривая и изучая памятники архитектуры, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Это нужно внушать ученикам со школьной скамьи. Без должного воспитания невозможно беречь реликвии ни семейные, ни государственные. Надо помнить, что дети наши должны вырастать патриотами, знающими цену трудам предшествующих поколений.

Десятки лет в России звучал безмолвный вопль камней изуродованных храмов, святынь религиозной культуры. И сегодня скорбные контуры заброшенных церквей в бесчисленных селах и городах напоминают нам скорее о вражеском нашествии, чем о постыдных деяниях своих соотечественников. Кажется, это непостижимо уму - не могли же нормальные люди опуститься до столь ужасного погрома, разразившегося над религией, искусством, традициями.

Сколько храмов в прошлом красовалось по всей Руси! Больших и малых, с разным приходом и доходом, но все они верой и правдой служили народу, селянам и горожанам, исстари являясь центрами духовной культуры наших предков. Строили их всем миром, на пожертвования прихожан. Храмы России, несмотря на все невзгоды, стоят прочно и основательно. Даже израненные. Но ранило их не время, не ветер и непогода, а людские руки. Не те, что сначала любовно сложили, а те, которые потом безжалостно сокрушили. Это были руки разных поколений. Каждый разрушенный храм - это потеря кусочка нашей исторической памяти. За что надо было губить эту красоту? Ладно, неумно искореняли религию, насаждали атеизм, повсеместно закрывали церкви, но зачем было разрушать здания? Чтобы, не дай бог, храмы напоминали нам о прошлом? Но прошлое - это паша история, и, разрушив любые стены, историю все равно не перечеркнешь.

Памятники прошлого внушают уважение к народу - его создателю. Искусство России обращено против национализма, ибо глубоко воспринимает и воспринимало национальные ценности, созданные другими народами. Охрана искусства, сохранение памятников культуры составляет великую задачу каждого народа и особенно нашего многонационального государства. Многонациональность нашей страны требует особого внимания ко всему, что способствует взаимопониманию между народами. Без этого невозможна и национальная индивидуальность.

Культуры разных народов развиваются в общении друг с другом. Если этого общения нет, культура умирает, пропадают ее национальные черты. Национальные особенности обогащаются в общении с другими культурами, представляя собой переработку предшествующего опыта. Если этот опыт замкнут сам по себе, не связан с культурой других стран и народов - он весьма незначителен.

Живя в сегодняшнем дне, всецело захваченные его бурным темпом, мы часто не подозреваем даже, насколько активно включается в атмосферу этой жизни память прошлого. Она окружает нас повсюду, разными путями сливается с сегодняшним днем, влияет на наше мироощущение, становится неотъемлемой частью той социально-исторической и культурной среды, в которой мы существуем, трудимся, мыслим, в которой формируются новые явления современности, новая культура. У каждого поколения есть часть его собственной жизни, уже ушедшая в историю. Нить времен не прерывается только потому, что человечество помнит свое прошлое и постоянно опирается на его уроки, на его опыт.

Пусть же никогда не будут забыты дороги и тропы к памятникам нашей Родины, к историческим монументам, к местам национальной славы! Сохранить память о прошлом - наша святая обязанность. Нашим будущим владеет молодежь. Гармоническое развитие личности является залогом сознательного и творческого отношения к культурному наследию России. Надо возрождать у школьников гордость за нашу страну.

«География и экология в школе XXI века» . – 2012 . - № 7 . – С. 30-35.