Исторические памятники древнего рима. Знаменитые памятники рима. Куда сходить и что посмотреть в Риме

04.07.2020

Развалины Древнего Рима.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!
(«Энеида»)

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.


Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)



Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора - деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое - у этрусков, но больше всего - у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне, как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку - из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами



Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й, вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и. В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Триумфальная арка императора Тита


В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон - вид внутри



Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Пантеон снаружи



Название здания говорит само за себя - "пантеон", храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

Колизей снаружи



При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» - колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Колизей внутри


Акведук



Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже - арки, еще ниже - зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Конная статуя Марку Аврелею в Риме


Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения, памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина

Портрет юноши

Рельефная скульптура


Статуя императора Августа из Прима-Порта.


Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

Колонна Траяна в Риме



До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Фрагмент колонны Траяна



В конце 4-го и в 5-м столетии происходит "великое переселение народов" - на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов - от этрусков и греков до народов, покоренных Древним Римом, у которых римляне многому научились. В свою очередь, римская культура оказала огромное влияние на соседей-варва- ров и на последующее развитие Европы. В этом проявилась одна из особенностей цивилизационного развития Древнего Рима (753 г. до н.э.- 476 г. н.э.).

В рамках античного строя переход от автономных государств- полисов к большим централизованным государствам-империям был несомненным прогрессом. Прагматизм Рима позволил использовать преимущества полисной системы «античного способа производства» не в системе полиса.

В Средиземноморье наблюдались два процесса: в восточной его части процветали эллинистические центры, в западной - наращивал военную мощь Рим. Небольшая республика на берегах Тибра, со временем ставшая хозяином всего Апеннинского полуострова, превратилась в I в. до н.э. в огромную империю, поглотившую все Средиземноморье и весь античный мир. До мирового господства Рим в своем развитии прошел стадии от царской власти (VII-VI вв. до н.э.), республики (VI-I вв. до н.э.) до империи (I в. до н.э.-476 г. н.э). У истоков древнеримской цивилизации стояла этрусская культура , письменные памятники которой до сих пор не прочитаны.

Открытия археологов говорят о том, что первые поселения этрусков относятся к 1500 г. до н.э. По сведениям Геродота, они пришли из Малой Азии, хорошо знали земледелие и строительство. Археологические памятники на Апеннинском полуострове относятся к этрусской цивилизации (I тыс. - V-III вв. до н.э.), предшествовавшей римской. В конце VII в. до н.э. племена этрусков объединились в союз 12 городов-государств, но в V-III вв. до н.э. были покорены Римом. В этрусских городах сложилась своя городская система застройки - каменные стены и здания, улицы с четкой планировкой.

Однако эти сооружения еще нельзя было назвать произведениями архитектуры - они были слишком утилитарны и служили потребностям города. И только после завоевания Греции римляне стали возводить здания по греческим образцам, но не копируя их, а внеся собственное своеобразие.

В VIII в. до н.э. на Апеннинском полуострове поселились греки. Поэтому не случайно древнегреческая и древнеримская части античной цивилизации развивались параллельно во времени. Как писал в «Энеиде» Публий Вергилий Марон, по воле богов «в Италию первым из Трои - роком ведомый беглец - к берегам приплыл Лавинийским» (к западному берегу Апеннинского полуострова):

Долго и войны он вел, - до того, как город построив,

В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,

Города Альбы ] отцы и стены высокого Рима 2 .

Прежде чем Рим станет столицей огромной империи, пройдет много столетий. Будут покорены Карфаген, завоевана Эллада и, по словам римского поэта Квинта Горация Флакка, Греция, побежденная дикими племенами, принесет в «Лаций суровый» искусство. Гораций справедливо отметил, что суровый и гордый Рим в борьбе за мировое господство склонил голову перед великой греческой культурой. Это не означало, что римляне не имели собственных художественных традиций, но они были более бедны по сравнению с греческими. Рим заимствовал и адаптировал не толъ-

Альба-Лонга - италийский город, согласно легендам считался прародителем Рима.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида // БВЛ. М., 1971. Т. 6. С. 123.

ко греческую, но и восточную культуру, проделав это по-коммерчес- ки выгодно. И в этом еще одна особенность развития культуры Древнего Рима.

Сделавшись крупнейшим экономическим и политическим центром, Рим привлекал к себе торговцев, ремесленников, строителей, художников, скульпторов, писателей, ученых. Греческий язык в Риме слыл языком высшего общества и части аристократии. Первые римские историки-летописцы создавали свои труды на греческом языке, римская молодежь с восторгом слушала лекции греческих философов.

Крупнейший представитель греческой литературы Полибий (приблизительно 203-120 гг. до н.э.), став искренним поклонником римского государственного строя, в то же время активно проповедовал греческие просветительские идеи в римском обществе. Во «Всемирной истории» он рассказывал о том, как римляне в течение немногим более полувека (с 220 до 146 г. до н.э.) сумели разрушить Карфаген и Коринф и подчинить своей власти почти весь известный в то время мир благодаря прагматичности государственной системы Рима. Исходя из теории Аристотеля о трех лучших видах государственного устройства, он полагал, что в Риме произошло счастливое соединение монархии в виде магистратуры , аристократии в сенате и демократии в комициях (народном собрании).

О прагматизме Рима в конце XIX в. писал русский историк искусств П.П. Гнедич: «Если мы сравним Элладу с юным, увлекающимся художником-поэтом, то Рим можно сравнить с меценатом с огромным вкусом, сознающим свое мировое величие. Он не снисходит сам до искусства, он искусство приноравливает к себе, к своим потребностям. Полное отсутствие художественной фантазии не помешало ему применить искусство к будничным, практическим сторонам жизни. Он раздвинул мелкие, низкие храмы и дворцы Греции в колоссальные постройки, элементы античного искусства приноровил к реальным потребностям своей страны, подчинил уму и рассудку то, над чем в Элладе работали внутреннее чувство и фантазия. В Греции нет тенденции и следа. Рим - воплощенная тенденция. Но рассудочность его развивалась с таким величием, с такой полнотой, что стиль его может быть поставлен дивным историческим типом и может служить предметом искреннего удивления для потомства» .

Одно из величайших достижений древности - римское право. В Риме были разработаны гибкие, узаконенные и цивилизованные нормы правоотношений между частными лицами и частных лиц с государством, в которых доминировали интересы человека. Еще в V в. до н.э. на медных досках были записаны законы XII таблиц - свод римского права примерно с 451-450 гг. до н.э., часть статей которых сохранилась. Однако расцвет римской юриспруденции приходился на II-I вв. до н.э., юридические нормы которой в VI в. н.э. были систематизированы в Византии и известны как Кодификация Юстиниана. Юридическими нормами регулировалась даже техника учета. Римляне с полным пониманием относились к управлению собственностью, включая частные имения, которое находилось в строгих юридических рамках.

В Риме была создана система налогообложения , основанная на цензе. Опись (ценз) населения и его имущества были введены, по преданию, Сервием Туллием в 550 г. до н.э. По имущественному положению население делилось на сословия (классы). Оценке подлежало занесенное в домашние учетные книги имущество по видам: недвижимость, земля, инвентарь, драгоценности, одежда. Ценз был торжественным событием, сопровождался религиозными церемониями и проходил на Марсовом поле под присягой, которую давали главы семей.

Государственный бюджет Древнего Рима формировался сначала за счет натуральных податей, а с появлением монет - в денежном выражении. В системе налогообложения существовал учет доходов, земли и населения. Налоги взимались не только с имущества. Они, например, уплачивались владельцами гладиаторских школ за отпуск рабов на свободу. Существовали торговые и транспортные пошлины, а с 403 г. до н.э. - даже налог на холостяков. Источником пополнения казны были чрезвычайные доходы - проценты по государственным займам, штрафы, суммы от конфискаций имущества по доносам. Ко времени формирования Римской империи сложилась жесткая система сборов налогов, не гнушавшаяся использовать любые формы налогообложения и их взимания. По римским законам раб мог донести на своего хозяина, если тот обманывал налоговое ведомство. В Риме родилась крылатая фраза «деньги не пахнут».

Расходовался бюджет по многим направлениям", на сооружение публичных зданий, содержание аппарата чиновников, религиозные церемонии, пособия на содержание детей, выплату воинского жалованья. Существовал даже фонд для льготного кредитования землевладельцев.

С середины ГУ в. до н.э. в Риме начали чеканить монеты - ассы и другие. В 268 г. до н.э. появились римские серебряные монеты - денарии (10 ассов), а потом сестерции, которые имели курс обмена на греческие оболы (денарий - 8 оболов, сестерций - 2 обола). Стоимость монет определялась весом и качеством металла. Чеканка монет считалась важным государственным делом, и ведали им сенат и специальная коллегия.

Из меняльных контор выросли банки, деятельность которых регулировалась римским правом. Движение денег в банке (расход - приход) фиксировалось в приходно-расходной книге, за ведение которой отвечал банкир. В книге не должно было быть исправлений. Залогом при выдаче кредита выступало имущество должника или поручителя.

Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Артемида - Дианой, Деметра - Церерой, Афина - Минервой. Создав свою литературу, Рим многое взял из греческого литературного наследия, продолжив его традиции. В пластических искусствах самобытность римских ваятелей проявилась меньше: они не столько продолжали греческие традиции, сколько воспроизводили и копировали греческие образцы.

В искусстве в период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.), т.е. в зените мощи и славы, было больше внешнего эффекта, чем подлинного величия. Величие Рима поддерживалось силой оружия , а на нем ни одна власть не может быть длительное время достаточно прочной. Во- первых, рабовладельческий Рим был последним актом рабовладельческого общества, когда его противоречия достигли угрожающей остроты. Государство сотрясали грозные восстания рабов, начиная со знаменитого выступления Спартака. Во-вторых , Рим испытывал на внешних границах напор варварских племен. При этом недовольные рабы находили поддержку у варваров, а варвары - у рабов. В-третьих, развращенность римской верхушки, преступность императоров, ужасы террористического режима при Юлиях - Клавдиях, дворцовые заговоры и интриги достигали таких кризисных форм, что падение Рима было неизбежным. «Упадок разлагающегося Рима» стал символом общественного разложения и гниения.

Агония императорского Рима длилась долго. Сложившаяся государственная система оттягивала неотвратимость распада и гибели, но в то же время обессиливала и омертвляла внешне пышную римскую культуру, которая выживала за счет приспособленчества некоторой части ее представителей к конкретно-историческим условиям. Появлялись героизированные статуи римских высших должностных чинов, включая императоров. Так, скульптура Августа Октавиана, внучатого племянника Цезаря, изображала его в виде республиканского полководца, театрально протягивающего руку к войскам. Хотя в действительности он уже был принцепсом (т.е. стоял первым в списке сенаторов), которому фактически принадлежала вся власть. Август только сохранял видимость и название республиканских форм правления, являясь, по сути дела, цезарем, т.е. живым богом, в честь которого строились храмы и приносились жертвы. Император Коммод, преследовавший сенаторов и требовавший для себя почестей, как для бога, был изображен в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах.

Престиж власти поддерживался не только с помощью военной силы, но и при содействии профессиональных воспевателей и льстецов. К этим прославлениям было привлечено пластическое искусство, но при этом оно наполовину фальшивило, наполовину говорило правду. Если героизированный портрет цезаря Нервы в облике Юпитера мысленно освободить от божественных атрибутов (позы, идеализированного полуобнаженного торса, венка на голове), то оставалось морщинистое, жесткое и довольно неприятное лицо старого человека. В этом смысле римский скульптурный портрет давал суровую и трезвую характеристику изображаемого лица, внося своеобразный вклад в становление психологического портрета. В этом психологизме скульптурного портрета отразилась в общественном сознании глубина переживаемого кризиса.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом новых римских провинций, откуда вывозились произведения видных греческих скульпторов. Массовый приток греческих шедевров и массовое их копирование тормозили развитие собственного творчества. Исключение составляли только работы в области реалистической портретной пластики.

Кроме создания скульптурного портрета римское искусство внесло значительный вклад в мировое зодчество. Римская архитектура испытывала сильное влияние этрусской и особенно греческой культуры. И в то же время она не могла сравниться в художественном обаянии с греческой архитектурой, во многом превосходя ее грандиозностью, эффектностью и решением инженерно-технических задач.

От простой балочной конструкции греческого храма римляне перешли к конструкции сводов, куполов, арок. Наряду с колоннами использовались столбы, появились пилястры. Во II-I вв. до н.э. римляне стали широко применять бетон, сводчатые конструкции. Типы римских культовых и светских построек сохранились в мировой архитектуре, перейдя в романо-германскую и русско-православную цивилизации. Это и базилики со сводчатыми перекрытиями, впоследствии положенные в основу архитектуры христианских церквей, мощные акведуки (многоярусные каменные мосты с водоводом), пышные триумфальные арки, устанавливавшиеся в честь военных побед, амфитеатры и цирки , где проходили гладиаторские бои и другие массовые зрелища, термы - сложные комплексы, соединявшие в себе банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. При Августе Рим пополнился превосходными постройками из мрамора, и император мог с полным правом сказать: «Я получил город кирпичным, оставляю его мраморным».

Из уцелевших памятников архитектуры, возведенных в I в. до н.э.-IV в. н.э., интерес представляют Колизей, Пантеон, термы Каракаллы и Диоклетиана, триумфальная колонна Марка Аврелия, триумфальная арка Константина, мост Адриана, акведук Клавдия. Знаменитый Колизей, построенный в 75-80 гг. н.э., включал эллиптическую арену и поднимающиеся амфитеатром четыре яруса мест для зрителей (около 50 тыс.) и предназначался для боев гладиаторов, травли зверей и других зрелищ. Грандиозное сооружение построили из туфа, наружные стены отделали травертином, а трибуны покрыли мрамором. При строительстве Колизея широко использовали кирпич и бетон.

Не менее величественно здание римского Пантеона, «храма всех богов», сооруженного примерно в 125 г. н.э. и представляющего собой величественную ротонду, перекрытую полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м) с отверстием в центре (диаметр около 9 м), через которое освещается интерьер. Вход в Пантеон подчеркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронтону и остальные в глубине). В Средние века он был превращен в церковь, а ныне является национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци).

Одним из достижений римской культуры является своеобразная литература, на становление и развитие которой сильное влияние оказали греческая литература и народное италийское творчество. К периоду вступления в эллинистический период, т.е. к началу III в. до н.э., древнегреческая поэзия растеряла многие свои литературные достоинства. Тем не менее, по сравнению с древнеримской, уровень ее оставался достаточно высоким. Римская художественная словесность до III в. до н.э. была представлена в основном обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными), эпосом («пиршественными песнями» о подвигах римских героев), драмой (музыкальными представлениями, развившимися из хоровых песен, и фарсовыми сценками), прозой (ораторскими речами, текстами законов, жреческими летописями). Первый шаг от устной словесности к письменной литературе на рубеже IV-III вв. до н.э. сделал консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший в стихах авторский сборник изречений нравственного характера.

В период расцвета и кризиса республики (III-II вв. до н.э.) римская литература постепенно усвоила все основные жанры греческой литературы: «первыйримский поэт», грек-вольноотпущенник Ливий Андроник, перевел на латинский язык «Одиссею», греческие трагедии и комедии; поэты национального эпоса Невий и Энний создали «Песнь о Пунической войне» (о борьбе Рима с Карфагеном от мифологической древности до своего времени) и «Летопись» - «Анналы» в 18 книгах (изложение истории Рима от Ромула до современности); поэты-комедиографы Тит Макций Плавт и Публий Теренций создали собственно римскую комедию.

Однако драматургов, как и актеров, в Риме не жаловали и относились к ним с презрением. Невий, попытавшийся, по его словам, говорить со сцены «вольным языком», угодил в тюрьму. Крупнейшие римские комедиографы в силу своей профессии и происхождения (Невий - плебей, Плавт - из актерской семьи, Теренций - вольноотпущенник, бывший раб) занимали в обществе низкое общественное положение.

В период падения республики (первая половина I в. до н.э.) греческая культура окончательно была освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы. Особенностью развития культуры этого периода является ее выход за пределы аристократических кружков и распространение в средних слоях общества, чему содействовали риторские школы 1 , популярные философские трактаты и диалоги.

Для популяризации греческой философии много сделал римский политический деятель, оратор, классик латинской художественной и философской прозы Марк Туллий Цицерон. Он обосновал гуманную сущность и высокое социальное значение философской науки, отстаивал принцип единства философской теории и практической деятельности. В политической теории Цицерон считал наилучшей формой государственного правления ту, которая соединяла элементы монархии, аристократии и демократии. Такое соотношение он видел в государственном устройстве Римской республики. По своим взглядам Цицерон подошел вплотную к идее естественного права, которая получила развитие в трудах европейских мыслителей в Средние века, и особенно в период Возрождения и в эпоху Просвещения.

В обстановке общественных противоречий и гражданских войн получили развитие риторика как главное средство общественной борьбы и поэзия как средство ухода от общественных проблем в личную жизнь. Одновременно теряли свое значение эпос и драма. Что касается поэзии, то она была представлена дидактической поэмой Тита Лукреция Кара «О природе вещей», которую можно считать единственным полностью сохранившимся систематическим изложением материалистической философии древности, лирикой целого ряда поэтов. Среди них можно выделить Гая Валерия Катулла, чье творчество отличают непосредственность и сила чувств.

В период становления империи (вторая половина I в. до н.э.) первый римский цезарь Август обращал особое внимание на формирование общественного мнения, укреплявшего его власть. В этих целях он стремился привлечь на свою сторону известных в Риме писателей - Вергилия, Горация, Секста Проперция и других, объединенных в так называемый «кружок Мецената», которые видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики. Поэтому их похвалы в адрес Августа и его политических мероприятий скорее характеризуют это время как эпоху свертывания республиканских идеалов.

Риторская школа (с III в. до н.э. в Древней Греции и с I в. до н.э. в Риме) - высшая гуманитарная школа, в которой молодежь готовилась к государственно-политической деятельности. В школе изучались риторика, правоведение, история, литература, философия.

Самая значительная фигура эпохи становления империи - Вергилий. В его «Буколиках» выразилась тоска о минувшем «золотом веке», утопическая тема которого сливается с пастушеской темой счастливой Аркадии: «Все обозри, что вокруг веселится грядущему веку». В картинах пастушеской жизни поэт ищет душевного покоя от свойственных тому времени смут. В поэме «Георгики» он воспевает труд как основу всеобщей гармонии, а в «Энеиде» прославляет историческую миссию Рима, справедливая власть которого умиротворяла весь мир.

I-Швв. н.э. - период расцвета и кризиса империи, когда римская культура развивалась параллельно с греческой, соперничая с ней, распространяя свое влияние в провинциях. В литературе определились две тенденции - оппозиционность и официозная панегирич- ность. Последний великий поэт эпохи Августа Публий Овидий Назон, принадлежавший к древнейшему всадническому роду, был сослан в Причерноморье (современная Констанца в Румынии) за неугодный императору аполитизм его любовных элегий и поэм. После роскошного Рима Овидий попал в нецивилизованное по тем временам место, где «дики кругом племена: сарматы, да бессы, да геты... кутают тело в меха, в шаровары из шкур, когда люто за душу стужа берет... Варвар на резвом коне хищный свершает набег... Все, что врагу унести иль угнать не по силам, он губит: и пожирает огонь скромные избы селян» 1 .

В то время творило немало талантливых поэтов и прозаиков. Но судьба некоторых из них оказалась трагичнее, чем судьба изгнанника Овидия. Поэты Сенека, Лукан и Петроний погибли от репрессий императора Нерона. Сенека, обвиненный в причастности к раскрытому заговору, по приказу Нерона вскрыл себе вены. Сенека писал:

Почестей я не ищу; быть бы частью народа простого Идо последнего дня днями своими владеть 2 .

В I-II вв. н.э. Рим оказался самым могущественным государством Средиземноморья. Развитая древнеримская экономика - результат завоевательной политики и использования ресурсов завоеванных стран. Управление империей было строго централизованным, и для контроля за столь обширным хозяйством существовал всеобъемлющий государственный аппарат. Финансовой сферой и ее юридическим регулированием занимались всерьез. Не случайно

Античная лирика // БВЛ. Т. 4. С. 447, 448. Там же. С. 460.

в Риме уже несколько столетий главенствующим был принцип: «Пусть погибнет Рим, но торжествует Закон».

Рассматривая особенности развития культуры Древнего Рима, ни в коем случае нельзя забывать, что в одной из отдаленных провинций империи - в Палестине в I в. н.э. возникла одна из трех мировых религий - христианство. По вопросу о происхождении христианства нет единой точки зрения. Одна часть ученых придерживается традиционной богословской позиции об основании христианства богочеловеком Иисусом Христом , жившим в Палестине в годы правления римских императоров Августа и Тиберия (начало I в. н.э.) и проповедовавшим свое учение. Другая часть исследователей христианства, ведущая свое начало со времен просветительской литературы XVIII в., все образы богов и героев христианства считала астрально-мифологическим олицетворением, а образ Иисуса Христа - солнечным богом.

Ученые еще в середине XIX в. открыли в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами. Они пришли к выводу, что образ Иисуса Христа сформировался частично из сложенных вместе черт древних восточных богов - Осириса, Митры, Диониса и др., а частично из древнееврейских пророчеств, в которых также видели астрально-мифологические мотивы. Историческую личность Иисуса Христа исследователи этого направления вообще отрицали. Близка к ним позиция исследователей христианства, считающих, что раннее христианство представляет собой своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей. Это знаменовало собой новый этап в развитии религии и делало шаг вперед по сравнению с древними культами.

Евангелие от Матфея. Гл. 19. Стихи 23, 30.

Христианство дало возможность сплотить разноплеменные массы людей общей идеей равенства, хотя и понимаемого абстрактно. Разбросанные по всей империи раннехристианские общины ощущали свое единство как члены одной церкви. Центральная идея христианства о греховности и спасении оказалась наиболее важной, а образ Иисуса Христа, Бога-Спасителя, превратился в центральную фигуру христианского культа.

Возникшее как религия рабов и угнетенных, христианство воплотило в себе стихийный протест эксплуатируемых масс против несправедливого социального строя. Поэтому не случайно римская администрация долго рассматривала его как отрицание официальной идеологии, что навлекало на христиан репрессии. Лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству казни, единоверцами рассматривались как «святые мученики» и почитались как «святые».

Правда, существует точка зрения, что масштабы гонений и преследований христианских общин римской властью преувеличены самими христианами, руководители которых гордились жертвами, защищавшими веру, проявляя стойкость и героизм. Церковная история насчитывает 10 великих гонений , которые осуществлялись по политическим причинам. Римские императоры видели в лице христианской церкви не только носителя протеста, но и опасного конкурента.

Однако гонения не исключали попыток римских властей опереться на христианские общины и их духовенство (харизматиков, дьяконов, епископов, позднее - митрополитов и патриархов) . Периодические попытки императоров и руководителей провинций опереться на христианскую церковь привели к возникновению прочного союза империи с христианством. Миланским эдиктом 313 г. был положен конец гонениям и христианство обрело статус государственной религии. Союз государства и христианства получил закрепление в политике римских императоров, систематически поддерживавших церковь в ее борьбе с ересями.

Так, ко всем епископам от имени императора Константина были направлены приглашения либо в форме указа, либо в форме частного письма, составленного в почтительном и даже просительном тоне, собраться в Никее в середине 325 г. Государство брало на свой счет все расходы пути в Никею и обратно, а также издержки содержания во время Собора как самих епископов, так и сопровождавших их духовных и мирских лиц. Это собрание было оформлено как Первый Вселенский собор. К назначенному сроку в Никею на Собор прибыло более 300 епископов, которые осудили ересь Ария , поставившего под сомнение идею единосущия всех лиц Святой Троицы, и приняли 20 постановлений канонического характера и Символ веры.

Если верить древним православным церковным историкам, то Арий и его сторонники были сразу единогласно осуждены Собором. Тем не менее он заседал еще две недели, что ставит под сомнение точку зрения о единогласном осуждении арианства. Собор письменно изложил Символ веры - во имя Отца и Сына и Святого Духа, установленный еще Иисусом Христом в обращении к ученикам перед его вознесением на небо: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» . Собор принял решение о времени празднования Пасхи (было определено, что Пасха празднуется христианами непременно отдельно от иудеев и в первый воскресный день, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия).

По завершении работы Собора император Константин издал гра моту, в которой убеждал единодушно исповедовать установленную на Соборе веру «как мысль Божию, объявленную Духом Святым через согласие столь многих и столь великих архиереев». С Первого Вселенского собора христианство стало признаваться официальной религией Римской империи.

Действовавшие в империи центробежные силы привели в 395 г. к ее разделу на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в

Константинополе. Западная Римская империя просуществовала до 476 г. и пала под ударами варваров, Восточная - до 1453 г. Разрушение варварами Западной Римской империи не означало исчезновения присущих ей экономических отношений и римской культуры. Ее роль была столь значительна, что культурные, экономические и правовые традиции стали основой для возникновения и развития романо-германской (западно-христианской) и русско-православной цивилизаций.

Феномен «греческого чуда»

Древним грекам удалось достичь невиданных высот почти одновременно и во многих областях культуры. Заимствованный исходный материал был доработан или переработан, доведен до классических высот и совершенства.

Памятники архитектуры Древней Греции


Акрополь в Афинах Реконструкция


Театр Диониса в Афинах Реконструкция

Архитектурные памятники Древнего Рима


Римский форум времен империи


Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Разрез

Возникновение европейских цивилизаций (IV-XVIII вв.)


  • Магистратура (от лат. magistrates - начальник) - в Древнем Риме высшиегосударственные должности, а также совокупность лиц, занимавших их(диктатор, консул, претор, цензор и т.д.).
  • Принцип арианства: отрицание божественной сущности Христа как тождественной сущности Бога-отца. Христос - человек, рожденный от смертной, умерший и вознесенный.
  • Евангелие от Матфея. Гл. 28. Стихи 19-20.

Сентябрь 25, 2018

Одним из самых популярных туристических маршрутов у превеликого множества путешественников является посещение Вечного города – величественного, с многовековой историей и огромным культурным наследием. Архитектура Древнего Рима поражает своей монументальностью, удивляет своим возрастом и просто приводит в восторг. Благодаря работе сотен тысяч человек различных профессий сегодня для нас античный Рим – это не только иллюстрации в учебнике истории, а целый неизведанный мир.

Акведуки

Еще одной важнейшей составляющей частью архитектуры Древнего Рима и жизненно необходимым элементом, без которого было бы невозможно развитие города, является система водоснабжения. Внушительные по своим размерам водоводы, в основе конструкций которых лежит все та же арка, функционируют до сих пор.


К подобным памятникам архитектуры Древнего Рима можно, также, отнести и Элиев Мост, более известный как «Мост Сант Анджело», располагающийся напротив одноименного замка. Эта переправа через Тибр, впервые построенная при императоре Адриане, была полностью капитально реконструирована лишь в эпоху Возрождения.

Понте Мульвио – еще один античный мост Рима, сохранившийся до наших дней. В древние времена он располагался за пределами города. К нему вели улицы Фламиния, Кассия и Клодия — основные магистрали, соединявшие северные города Империи с ее центром.

Триумфальные арки

Многие правители Рима, боровшиеся за расширение и могущество Империи, не стеснялись возводить в честь своих собственных заслуг монументальные триумфальные арки. В Древнем Риме подобные сооружения прославляли императора как полководца и защитника родины, увековечивали память о его грандиозных победах и завоеваниях, служили символами воинской мощи и политического доминирования.



Триумфальные арки, демонстрируя инженерно-технический прогресс и художественные вкусы римлян, устанавливали по всей Империи: от Германии и Испании до Северной Африки и Малой Азии. В самом же Риме можно увидеть сразу несколько дошедших до наших дней монументов славы, находящихся и сегодня в прекрасном состоянии.

Франция, Испания, Германия, Болгария, Румыния и др. всего более 70-ти:

Древнеримские памятники в Арле (Франция),

Римский акведук Пон-дю-Гар (Франция),

Античный театр и триумфальная арка в Оранже (Франция).

Археологический ансамбль Мериды (Испания),

Римский акведук в Сеговии (Сеговия),

Исторический ансамбль Сплита с дворцом Диоклетиана (Хорватии),

Памятники Трира (Германия),

Вал Адриана (Великобритания),

Памятники всемирного культурного наследия в Италии,

относящиеся к античному периоду

Три территориальные группы объектов

1) сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры

2) другие памятники античности на территории современной Италии (Юг Италии, Сицилия и

3) довольно многочисленные архитектурно- исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Античные памятники Рима (Римский форум)

Вилла Адриана в Тиволи, близ Рима

Архитектурные памятники Древнего Рима

Исторический центр Рима

Ранние сооружения

(царский Рим, ранняя республика до I в. до н.э.)

Руины крепостной стены, сооруженной из квадратных глыб вулканического камня царем Рима Сервием Туллием (11 км.).

Комплекс Римского Форума (Forum Romanum), место проведения важнейших событий политической и экономической жизни (народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов). Окончательный облик сформировался к концу республиканского периода

Форум включал общественные здания, храмы, арки, колоннады, статуи, священную дорогу (Via Sacra), торговые ряды.

Храм Весты (круглый)

Руины аркад Табулариума (архивы республики).

Рим эпохи республики (династия Юлиев - Клавдиев и Флавиев, I в. до

н.э. - I в. н.э.)

Императорские форумы : форум с храмом Венеры и храмом бога Марса, форум Августа, форум Веспасиана Флавия.

Мраморная Триумфальная арка Тита на форуме (сын Веспасиана) в честь удачного похода римлян на Иерусалим

Аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, «сработанные еще рабами Рима».

Амфитеатр Флавиев , или Колизей. Строительство начато императором Веспасианом (75 г. н.э.), а закончено Титом (80 г. н.э.) Размеры 180 на 156 м, высота 50 м., вмещал 50 тыс. зрителей. Предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ (Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин).

Рим эпохи республики (династия Антонинов (I - II в. н.э.)

Колонна Траяна и часть базилики в честь побед императора. Размеры колонны – 38 м., колонна обвита (24 витка) спиральным рельефом-фризом длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. Сцены из жизни даков, подвиги римских легионеров

и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.

Пантеон (построен императором Адрианом). Круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту. Стены толщиной 6 м. Огромный купол, послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Мавзолей Адриана на правом берегу Тибра для самого императора

и членов его семьи. Первоначальные функции он выполнял

недолго. В средние века служил убежищем для римских пап (Замок Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом).

Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия - единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

Эпоха поздней Римской империи, династия Северов III - IV вв.

Руины терм и триумфальные арки

Термы Каракаллы (территория 340 х 330 м. Высота 30 м.)

Комплекс терм включал большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. Также были размещены две палестры, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещали одновременно более 2000 человек.