Зимой 1991 года российские телезрители увидели на своих экранах раскованное игровое шоу «Любовь с первого взгляда» - русскую версию английской телеигры Love at first sight. Ее ведущими были улыбчивая и обстоятельный Борис Крюк.
Уже тогда страна заметила, что шутить и импровизировать перед камерой этот круглолицый крепыш в очках может великолепно. Но мало кто знал, что обаятельный Крюк больше специализировался на интеллектуальных играх, нежели на романтических шоу. За год до выхода этой программы он разработал сценарий молодежного турнира умов под названием «Брейн-ринг», должен был стать ее ведущим. Подростком Борис Крюк рядом с Владимиром Ворошиловым обживал рубку ведущего в знаменитом интеллектуальном казино «Что? Где? Когда?». В начале нового тысячелетия он стал ведущим этой увлекательнейшей и азартной телепрограммы.
Родился Крюк Борис Александрович летом 1966 года в Москве. Был, как сам рассказывает, этаким тихоней с большими глазами и кудрявой головой. Однажды на улице бабушке Бориса, которая и без того гордилась внуком, уважительно сказали, что у ее мальчика «ленинская голова». Родители доверяли своему ребенку, никогда не устраивали личных досмотров и допросов с пристрастием. График жизни у мальчишки был свободным.
Мама мечтала, чтобы Боря выучился на врача, но он выбрал технический вуз, хотя всегда был, как признается, чистым гуманитарием. Просто учительница литературы, которая ставила двойки за самостоятельное мышление, напрочь отбила охоту к гуманитарным предметам. Окончив школу, Крюк поступил в университет им. Баумана, получил образование инженера. Из технической профессии Борис ушел сразу после Теперь очевидно, что ему судьбой было уготовано трудиться в недрах телестудии, где он провел все сознательное детство.
Его родители (телережиссер) и Александр Крюк (строитель) разошлись, когда Борису было около четырех лет. Мама снова вышла замуж - за Владимира Ворошилова, «неудобного» и гениального режиссера, работавшего, как и она, на телевидении. Вместе они придумали игру «Что? Где? Когда?», которая появилась на голубых экранах осенью 1975 года. Ворошилов долго оставался инкогнито, зрители и участники программы слышали только его голос. Это стало своеобразной изюминкой передачи, хотя продиктовано было цензурными соображениями телевизионного руководства. Когда в 2001 году, после кончины Ворошилова, из рубки ведущего раздался голос невидимого диктора, все обомлели: сходство в тембре и манере ведения игры было поразительным. Так преемником и автором передачи стал Борис Крюк. Фото и записи программы, где его видно в кадре, появились позже - в 2008 году.
Маленький Борис был свидетелем съемок, а кое-где и участником самых популярных советских передач: «Это вы можете» (в 4 года), «А ну-ка, парни» (в 5 лет). В 10 лет он играл на стороне телезрителей в «Что? Где? Когда?» (его вопрос выпал знатокам в самой первой игре). В 12 лет придумал правило исключать проигравшую команду из клуба. Будучи студентом, Борис Крюк работал на этой передаче ассистентом режиссера. В 1989 году Борис стал штатным сотрудником Молодежной редакции Центрального телевидения, а затем - первым заместителем гендиректора Телекомпании «Игра-ТВ» и вице-президентом Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?», где является заместителем своей мамы Натальи Ивановны. Если Крюка спрашивают о «блате», он приводит в пример Фордов и Рокфеллеров и замечает, что деловые династии во всем мире достигают успеха именно потому, что их члены могут во всем полагаться друг на друга.
Первые передачи «Что? Где? Когда?» после Ворошилова были похожи на детектив. Крюк, как все привыкли, приходил на съемку в джинсах и свитере, до самого начала сновал среди людей, готовя студию к эфиру. В это время на «Ягуаре» Ворошилова к телестудии привозили незнакомца в черном смокинге (это был двоюродный брат Владимира Яковлевича), и он сразу направлялся в дикторскую. В самый последний миг перед игрой туда заходил Борис. Мистификацию поддерживала компьютерная предложенная Константином Эрнстом. Все это нужно было для того, чтобы не сбить психологического настроя знатоков перед игрой. Не скоро зрители телепередачи узнали о том, что настоящий ведущий - Борис Крюк.
Поклонники шоу «Любовь с первого взгляда» сразу поженили двух симпатичных ведущих - Волкову и Крюка. Но их отношения были деловыми, более того - Крюк уже был женат на микробиологе Инне. У Бориса и Инны двое детей - Михаил и Александра. Второй раз Крюк женился на Анне Антонюк, от этого брака у него есть две дочери - Александра и Варвара.
Кроме умственных состязаний, Борис Крюк страстно увлекается футболом, что только помогает ему совершенствовать интеллектуальное шоу, лошадку которого он давно и успешно оседлал.
Смысл игры заключается в том, что команда знатоков отвечает на вопросы, присланные командой телезрителей.
В телевизионной версии игры команда знатоков, состоящая из шести человек, отвечает на вопросы, которые присылают телезрители. Вопрос выбирается волчком, который в свою очередь запускает распорядитель.
На обсуждение вопроса знатокам даётся одна минута, после которой капитан команды выбирает знатока, который будет отвечать на поставленный вопрос. Также бывают случаи, когда команда даёт ответ досрочно: знаток, который знает ответ, обычно ставит на стол кулак с отогнутым вверх большим пальцем. Если ответ правильный, то знатоки зарабатывают дополнительную минуту для обсуждения, которой они могут воспользоваться на любом следующем вопросе на данной игре. Количество дополнительных минут зависит от досрочных ответов команды. С недавнего времени знатоки могут взять «минуту в кредит» на данном вопросе, но при условии, что они ответят на один из следующих вопросов без минутного обсуждения.
В игре присутствует подсказка «помощь клуба» . Если знатоки не знают ответа на вопрос, то они могут попросить помощи у тех, кто сейчас находится в зале. Присутствующим даётся 20 секунд на высказывание своих версий. С 2007 года «помощь клуба» можно брать только в случае, когда счёт не в пользу знатоков. С 2010 года её также нельзя брать на «блице», «суперблице» и решающем раунде.
Из-за очень большого количества людей, находящихся в зале, бывают случаи несанкционированных подсказок. Распорядитель, заметивший данное нарушение правил игры, поднимает красную карточку. В зале имеются операторы, которые могут зафиксировать подсказку на видеокамеры. Нарушителя выводят из зала до конца игры.
10 апреля 2016 года была введена жёлтая карточка. Показывается распорядителями зала ведущему в тот момент, когда капитан играющей команды просит помощи клуба, и лишь в том случае, если во время обсуждения, они заметят подозрения в подсказке. Команда лишается помощи клуба в этом раунде, но, в отличие от красной карточки, может дать ответ. Нарушитель понесёт более серьёзное наказание и, по окончании раунда, будет обязан покинуть зал до окончания игры. Помощь клуба не сгорает и команда может воспользоваться ею в следующих раундах при счёте не в пользу знатоков. С 2018 года карточка упразднена.
Когда команда знатоков даёт неверный ответ, телезрители, на вопросах которых знатоки ошибались, получают денежные призы: телезритель, который принёс первое очко своей команде, получает 50 000 рублей , второе очко - 60 000 , третье - 70 000 , четвёртое - 80 000 , пятое - 90 000 и шестое очко - 100 000 рублей (до 2012 года суммы были от 10 000 до 60 000 рублей ). При победе команды знатоков, неразыгранные деньги переходят в призовой фонд финала года, т.е. если знатоки побеждают со счётом 6:4, в фонд добавляется 190 000 рублей за отсутствующие 5 и 6 очки телезрителей.
В некоторых случаях в течение одной игры могут играть 2 и более команды знатоков. Такой тип игр называется играми «вприсядку» . Суть его в том, что после каждого неверного ответа происходит замена команд: команды меняются местами. Команда, начинающая игру, определяется жребием. В случае победы знатоков побеждает та команда, которая принесла решающее очко последней.
Место для играющих знатоков
Съёмки игры проводятся в Москве, в Охотничьем домике Нескучного Сада. В нём оборудован специальный зал со столом, который разделён на 6 секторов в большом радиусе (для каждого из членов команды знатоков) и на 13 секторов в малом - для вопросов. Сами вопросы лежат в конвертах, которые в свою очередь лежат на 12 секторах, подписанных названиями городов участников, приславших вопрос (среди этих 12 вопросов присутствуют вопросы «блиц» и «суперблиц»). На тринадцатом секторе лежит пластиковая пластинка, на которой напечатано число 13 красного цвета (с 2001 по 2011 годы шрифт числа Pragmatica, с 2011 года шрифт числа Arial, с 2013 года начертание шрифта числа стало немного жирным). В центре стола стоит волчок со стрелкой. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Конверт, в котором лежит вопрос, ставится в специальную прищепку, расположенную на одном из мониторов над самими знатоками. На мониторах обычно показывают фотографию или отснятое специально для вопроса видео автора вопроса, видеоролик, снятый корреспондентами для вопроса или же рисунки, картины, помогающие ответить знатокам.
Каждую игру в клубе присутствуют защитники интересов знатоков, телезрителей, а также Хранитель традиций. Их мнение учитывается при решении спорных ситуаций.
В зале находятся два распорядителя, следящих за тем, чтобы не было подсказок. Также один из распорядителей вращает волчок, а другой выносит предметы, чёрные ящики и бьёт в гонг. В настоящее время распорядителями являются Александр Бакалов (с 2013) и Полина Лысенко (с 2017), ранее распорядителями были Николай Льговский (1984-2001), Андрей Льговский (начало 1990-х), Андрей Лысенко (1993-2013), Алексей Ветюгов (конец 1990-х), Борис Фукс (2001-2016), Евгений Галкин (2011, в играх казахстанской версии) и другие.
Михаил и Ольга Барщевские
Алексей Лихачёв
Андрей Черемисинов
Сергей Новиков
Григорий Гусельников
Владимир Верхошинский
Дмитрий Брейтенбихер
Николай Льговский
Борис Фукс
Евгений Галкин
Александр Бакалов
Полина Лысенко
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить, наблюдательности и внимательности.
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности - специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
Владимир Ворошилов
Борис Крюк
1975. 4 сентября - В этот день прошла одна игра по иным правилам - две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива.
1976. Появляется волчок, но в ранних играх им выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Уже в этом году игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба». Так как Владимиру Ворошилову в то время запретили появляться на экране, Первый полноценный выпуск телеигры провёл Александр Масляков, который в будущем оживит проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Не было лимита времени обсуждения в одну минуту, каждый человек играл сам за себя, а не в команде.
1977. Игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В игре появился первый её символ - филин Фомка. Первые вопросы были придуманы самим Владимиром Ворошиловым , а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Известно, что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями.
1979. Игры стали проводиться регулярно. Появился термин «знаток», теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков». До этого момента не было специального названия игроков. Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
1982. Введено правило игры до шести очков.
1983. Вместо Останкинского телецентра игры начинают проводиться в особняке на улице Герцена.
1984. Введён новый приз - Хрустальная сова. Её обладателем становится лучший игрок по итогам года.
1987. Проведение Международных игр в Болгарии.
1988-1989 Международные игры в Совинцентре. В игре участвуют одновременно несколько команд.
1990. Программа начинает выходить из Охотничего домика в Нескучном саду.
1991. Игра стала более коммерциализированной, то есть превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино». Знатоки начинают играть на деньги.
1992. С этого года проходят две серии в год-летняя и зимняя. Появился нулевой сектор, называемый «сектором зеро». Он появился вместо сектора с наибольшей суммой, которая полагалась за верный ответ. Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский).
1995. В честь 20-летия игры проводятся Игры бессмертных. Введено звание Магистра клуба. Первым магистром стал Александр Друзь .
1999. Игра временно выходит на канале НТВ. Проводится Рождественская серия.
2000. Осенью проходит экспериментальная серия игр, в которой, помимо знатоков и телезрителей, участвует и команда Интернета. С помощью сайта www.rambler.ru зарегистрированные пользователи Интернета во время минуты обсуждения дают свои версии ответа. Самая популярная версия и становится итоговым ответом от команды Интернета, а тот пользователь Интернета, который пришлет правильную версию быстрее остальных, получает ту сумму, которая стояла на кону. Счет указывается в порядке «телезрители:знатоки:интернет».
В декабре проводятся Юбилейные игры, в которых на кон поставлено существование игры. Звания Магистра удостаивается Максим Поташёв . 30 декабря Владимир Ворошилов провёл свою последнюю игру.
2001. В этом году умирает ведущий игры Владимир Ворошилов . После этого игру стал вести его приёмный сын - Борис Крюк . Первое время он искажал свой голос, но вскоре раскрыл себя и стал вести игру своим собственным голосом. Летом проводится серия, в которой решается, будет ли существовать игра без Ворошилова. Зимой был обновлён игровой стол, игры на деньги были прекращены. Ценность вопросов с того момента определялась с помощью телефонного голосования телезрителей (разница между количеством голосов «понравилось» и «не понравилось», помноженная на 10 рублей; отрицательные суммы приравнивались к нулю). Тогда же был введён тринадцатый сектор (в 2000 году этот сектор назывался «сектором интернет»).
2002. Игра стала проходить ежегодно четырьмя сериями: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. После всех игр проводится финальная игра года, в которой принимает участие лучшая команда знатоков сезона. Всего за год играется 17 игр. Хрустальная сова теперь вручается 3 раза в год. Введен новый приз-Бриллиантовая сова, которая вручается лучшему игроку победившей команды в Финале года.
2005. Празднование 30-летия игры. Третьим магистром становится Виктор Сиднев. Отныне в финале юбилейного года победившей команде вручается Хрустальное гнездо-6 хрустальных сов.
2008. С этого года изменились денежные призы для телезрителей. За первое очко своей команде телезритель получает 10000 рублей, за каждое следующее на 10 тысяч больше. Таким образом, за шестое очко телезритель получает 60000 рублей. В Финале года четвёртым магистром был признан Андрей Козлов, а его команде было вручено хрустальное гнездо, так как 33-й год был признан юбилейным.
2013. Увеличились выигрыши телезрителей. В зависимости от выигранного очка телезритель получает от 50 до 100 тысяч рублей. Игра начинает выходить в HD-качестве.
2015. С этого года количество эфиров в год увеличилось с 17 до 20. Теперь весенняя, летняя и осенняя серии состоят из 5 игр. Появляется Академия телезрителей.
2018. Впервые проведена серия игр «Дети ХХI века», в которой приняли участие команды школьников. В Клубе появляется пятый Академик (Радик Хабибуллин) и пятый Магистр (Елизавета Овдеенко).
Одной из главных особенностей игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могли давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей. Кроме этого, первым знатокам давался хороший телефон.
Знатоки-обладатели приза (курсивом выделены совы, полученные в составе Хрустального гнезда):
Знатоки-обладатели Бриллиантовой совы:
|
Телезрители-обладатели Бриллиантовой совы:
|
Знатоки-обладатели приза
Красный пиджак являлся знаком «бессмертного члена клуба» - человека, который мог остаться в клубе даже в случае поражения его команды. Был введён в зимней серии 1991 года. Пиджаки получали все обладатели «Хрустальной совы», включая знатоков, получивших «сов» до введения титула «бессмертного». В зимней серии 1994 и в весенней серии 1995 года пиджаки были вручены всем игрокам команд Михаила Смирнова и Алексея Блинова. После завершения Игр бессмертных 1995 года пиджаки были упразднены.
Этот погон выдается лучшему капитану раз в пять лет. Введён в 2000 году Владимиром Ворошиловым. В финальной игре 2000 года он решил вручить погон лучшего капитана клуба самым выдающимся капитанам за всю историю игры. Времени в прямом эфире 2000 года ему не хватило, и погоны вручал Борис Крюк летом 2001 года, уже после смерти Ворошилова. Обладатели приза:
Вручается знатоком, имеющим погон лучшего капитана, в конце каждой серии «Дети XXI века» лучшему капитану данной серии. Обладатели погона:
С 1995 года в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:
Аналогично с магистрами клуба, в финале 2015 года было введено звание академика. Оно присваивается активным телезрителям, которые:
Академики всегда приглашаются в клуб на финал серии и финал года, независимо от того, играют их вопросы за столом или нет. В случае победы телезрителей, академики, аналогично магистрам, принимают коллективное участие о выборе обладателя финального приза. В настоящее время этим званием обладают:
В финальной игре 2015 года впервые был вручён специальный приз за самый яркий ответ в году. Он представляет из себя запонку золотого цвета с изображением совы. Приз ежегодно вручается знатоку, который благодаря озарению и нестандартному мышлению смог в ответственный момент дать яркий ответ. Обладатели приза:
В 2012 году один из конвертов на столе был «призовым». В нём было два связанных друг с другом вопроса от одного телезрителя - основной и дополнительный (призовой). Капитан мог отказаться отвечать на дополнительный вопрос (тогда игра шла как обычно), а мог согласиться, и в таком случае ведущий задавал два вопроса. Правильный ответ на оба вопроса приносил не только очко знатокам, но и специальный значок на лацкан пиджака капитану, который в дальнейшем мог быть обменян на любом вопросе на дополнительную минуту, помощь клуба, либо давал право погасить минуту в крудит. Обладатели приза:
Для перерывов в игре используются различные паузы для поднятия настроения команде знатоков:
Здесь представлен список всех музыкальных тем, которые использовались в игровом процессе ранее и сейчас:
Что? Где? Когда?
Телевизионные игры России
42 года назад, 4 сентября 1975 года, вышла в эфир первая передача телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Правда, тогда еще никаких знатоков не было. Изначально любимая игра была семейной викториной.
В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла только одна программа. Это был год поиска формы игры.
(Всего 25 фото)
1984 год. Запись телевизионной игры «Что? Где? Когда?» на Центральном телевидении. © РИА Новости, М. Юрченко Но уже в следующем, 1976 году семейная викторина превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». В записи передачи приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Первый выпуск игры вел не Владимир Ворошилов, а… Александр Масляков.
1984 год. Телеведущий викторины «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов ждет ответа на вопрос. © РИА Новости, М. Юрченко Именно тогда в игре появился волчок. Правда, стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя. Минуты обсуждения еще не было. Ответил на вопрос - получи приз: книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз: комплект книг. Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В. Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О. Гольданский, писатель Д.С. Данин.
1984 год. Член Академии наук СССР Игорь Петрянов-Соколов принимает участие в телевикторине «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, М. Юрченко В следующем, 1977 году, ведение передачи переносится за кадр. Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции Центрального телевидения, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.
1984 год. Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обсуждают вопрос. © РИА Новости, М. Юрченко Кто вел передачу по ту сторону экрана, для телезрителей долго оставалось загадкой (до 1980 года). А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось прозвище «инкогнито из Останкино». Имя ведущего игры впервые прозвучит 23 апреля 1980 года, когда эфир закончится словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов».
1985 год. Режиссер и ведущий телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов готовит очередную игру. © РИА Новости, Г. Казаринов 24 декабря 1977 года игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос, а не на игрока, ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса, приз телезрителю за самый лучший вопрос.
Работник зообазы Российской киностудии «Центрнаучфильм» с филином Фомкой, неизменным символом телепередачи «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Эттингер Тогда же в игре появился первый ее символ - филин Фомка.
Тогда по правилам игры каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
1985 год. Знатоки и автор сценария, режиссер и ведущий передачи Владимир Ворошилов обсуждают итоги игры. © РИА Новости, Г. Казаринов В 1979 году участники передачи впервые называются «знатоками». До этого момента все игроки были «членами клуба «Что? Где? Когда?»» или просто «участниками» передачи. Также в этом году у команд клуба появляются тренеры: кандидаты психологических наук Борис Братусь и Александр Асманов, преподаватель кафедры социальной психологии Адольф Хараш. Тренеры могут брать тайм-аут, производить замены отдельных игроков или всей шестерки.
1985 год. Игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Александр Венгерцев, строитель из города Дмитровограда Ульяновской области. © РИА Новости, Г. Казаринов 24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» прозвучала первая музыкальная пауза.
1988 год. Музыкальная пауза в передаче «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Олег Ласточкин На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть популярных зарубежных исполнителей.
1989 год. Участник музыкальной паузы греческий певец Демис Руссос. © РИА Новости, Олег Ласточкин В 1980 году введено новое правило - в критической ситуации проигрывающей команде давался особый шанс: финальный раунд можно было играть всем клубом.
1986 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Игорь Зотин В 1982 году окончательно определилась форма игры. Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж. Появляется фирменная фраза ведущего: «Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд».
1985 год. Капитан одной из команд клуба «Что? Где? Когда?» Марина Летавина. © РИА Новости, Г. Казаринов Всю игру играет одна команда знатоков; знатоки продолжают участие в играх сезона, если они выигрывают; знатоки уступают место в клубе новичкам, если они проигрывают.
1985 год. Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. © РИА Новости, Г. Казаринов В 1983 году Клуб знатоков обживает новое помещение - особняк на ул. Герцена, 47. В этом сезоне играют тройками. Две тройки играют, одна тройка - в креслах «запасных». Возможна замена всей тройки или одного-двух игроков. Состав команды меняется по усмотрению капитана. Некоторые из заявленных на игру знатоков так и остаются «запасными» и не участвуют в игре. Введено новое правило - знатоки могут отказаться от минуты обсуждения и использовать сэкономленную минуту в любом другом раунде.
1989 год. Знатоки за игровым столом. © ИТАР-ТАСС, Борис Дембицкий 1984 год. Игрокам во время минуты обсуждения разрешено пользоваться справочной литературой: Большой советской энциклопедией, словарями Ушакова, Ожегова и Даля, Философским энциклопедическим словарем, Географическим энциклопедическим словарем, Физическим энциклопедическим словарем, Химическим энциклопедическим словарем, Советским энциклопедическим словарем.
1985 год. Идет игра. Телевизионный клуб «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Г. Казаринов В игровом зале появились три сцены. На малой сцене - книжный шкаф с энциклопедиями. На второй сцене - скамья штрафников. На самой большой - установка для музыкально-звукового сопровождения. На скамью штрафников отправляется игрок, давший неверный ответ. Штрафники возвращаются за игровой стол после первого выигранного знатоками очка.
1988 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Олег Ласточкин В 1985 году новое изменение - в каждой игре участвует не одна шестерка, а весь клуб - шесть шестерок знатоков. Смена команд происходит по принципу: выиграл - продолжай игру, проиграл - уступи место другой команде. Команды меняются по жребию: в секторах на игровом столе - перевернутые игровые билеты капитанов. Если знатоки проигрывают раунд, игровой билет переворачивается и выясняется, какая шестерка придет на смену. Решающий раунд игры: если команда выигрывает, она получает право начать игру в следующий раз и получает все призы. Та команда, которая проигрывает в последнем раунде игры, покидает клуб. На место этой шестерки приходят новички.
1989 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Борис Дембицкий В 1986 году снова в каждой игре участвует одна шестерка знатоков. Введены первые «блиц-турниры». Символы музыкальной паузы исчезают из игровых секторов. Скрипичные ключи теперь находятся у капитанов команд. Музыкальные паузы команды берут по своему усмотрению. Появляется минута помощи телевизионных болельщиков. Это был последний игровой год в особняке на улице Герцена, 47.
В 1987 году проходит серия международных игр «Что? Где? Когда?». На играх в Болгарии впервые было принято решение изменить традиционную систему призов. Призы-книги на международных играх заменили изделия народных промыслов, декоративно-прикладного искусства двух стран и товары народного потребления.
1987 год. Ведущий телепередачи «Что? Где? Когда?» В. Ворошилов (справа). Фото Игоря Зотина (Фотохроника ТАСС) В 1988 году проходила серия игр в международном клубе «Что? Где? Когда?». Играют команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.
Против телезрителей играет не одна шестерка знатоков, а весь клуб - 13 шестерок знатоков. Любая команда знатоков может ответить за весь клуб, и весь клуб несет ответственность за этот ответ. Любая шестерка может опротестовать ответ предыдущей команды. За окончательную версию клуба принимается ответ, который был дан последним.
Начиная со второй отборочной игры введено новое правило: шестерка, давшая неверный ответ и проигравшая раунд, прекращает свое участие в играх сезона. Спасти игроков команды может только выигранная клубом игра.
1988 год. Центр международной торговли и научно-технических связей. Прямая трансляция передачи Главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения «Что? Где? Когда?», в которой приняли участие знатоки из Болгарии, Польши, СССР и США. Фото Олега Иванова /Фотохроника ТАСС/ В 1989 году проходят Международные игры «Что? Где? Когда?». Место проведения - Москва, Центр международной торговли на Красной Пресне (Совинцентр). Играют одна основная шестерка знатоков и девять команд экспертов. Команды экспертов определяют сложность каждого вопроса игры. В зависимости от сложности вопроса в каждом раунде можно получить от 1 до 10 очков.
Если все девять команд экспертов дали правильный ответ - вопрос стоит одно очко. Восемь команд дали правильный ответ - вопрос стоит два очка и т.д. Если ни одна из команд экспертов не дала правильного ответа, вопрос получает наивысшую оценку - 10 очков. Если основная шестерка знатоков выигрывает раунд, эти десять очков получают знатоки. Если вопрос не может решить и играющая команда, то 10 очков получают телезрители.
Команда экспертов, которая в результате игры получит наибольший интеллектуальный рейтинг, получает право продолжить следующую игру за центральным игровым столом. Команда, набравшая наименьший рейтинг, должна покинуть клуб. На ее место придет новая шестерка игроков.
В связи с тем, что временно отменено основное правило игры (игра идет до шести очков), установлена новая граница игры - полночь. Игра заканчивается при третьем крике петуха на башне Совинцентра.
Зимой 1991 года на игровом столе впервые появились деньги. Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино. Ведущий стал называться крупье. Впервые появляется фраза «Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
Основные правила игры не изменились: играет одна шестерка знатоков, игра идет до шести очков, проигравшая команда теряет свое место в клубе.
2005 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Наталья Нечаева Владимир Яковлевич Ворошилов был бессменным ведущим передачи 25 лет. 30 декабря 2000 года он провел свою последнюю игру - финал юбилейной серии игр, на которой решалась судьба элитарного клуба «Что? Где? Когда?». Со счетом 6:5 выиграли знатоки. Победа знатоков означала то, что игры в элитарном клубе «Что? Где? Когда?» должны продолжаться.
4 сентября исполняется 35 лет со "дня рождения" популярной интеллектуальной телеигры "Что? Где? Когда?"
Датой рождения телевизионной передачи "Что? Где? Когда?" официально считается 4 сентября 1975 г., когда в эфир вышел первый выпуск игры, основателем которой был телеведущий Владимир Ворошилов.
Вначале игра называлась "Семейная викторина "Что? Где? Когда?". В первой игре приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.
Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Командам задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.
С течением времени правила игры, призы и само название клуба менялись. В 1976 г. семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?". Первыми игроками были студенты МГУ.
В игре появился волчок, с действием которого выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Минуты обсуждения еще не было, участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Самые первые вопросы были выдуманы самим Ворошиловым, а после, когда игра стала известной, начали принимать вопросы от зрителей. Ответивший на вопрос получал приз - книгу, ответивший на семь вопросов получал главный приз ‑ комплект книг.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР Оганес Бароян, член-корреспондент АН СССР Виталий Гольданский, писатель Даниил Данин.
Владимиру Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры был Александр Масляков. Он провел всего одну игру.
В 1977 г. ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром, среди которых были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Их имена для телезрителей долго оставались загадкой. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей (в адрес программы каждый день присылались мешки писем, на каждое из которых необходимо было ответить, найти лучшие вопросы, проверить достоверность вопроса, отредактировать, подготовить).
В 1977 г. впервые волчок стал указывать на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока и в игре появилась минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В этом же году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале появился живой символ передачи - филин Фомка.
С 1978 г. Владимир Ворошилов стал единственным закадровым ведущим игры , а игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" стали традиционными и постоянными.
С 1979 г. все игроки, бывшие членами клуба "Что? Где? Когда?" или просто участниками передачи, впервые стали называться знатоками . В этот же год 24 января в игре прозвучала первая музыкальная пауза. Первое время музыкальные паузы всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 г., а с 1983 г. музыкальные паузы в зале стали традиционными.
С 1979 по 1983 год призы-книги представляла член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги Тамара Владимировна Вишнякова.
В 1980 г. впервые было упомянуто имя ведущего игры Владимира Ворошилова, а в 1981 г. появилась первая почетная награда клуба - "Знак совы" - подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался лучшему знатоку игры; первым его обладателем стал Александр Бялко.
В 1982 г. окончательно определилась форма игры. Было введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
6 декабря 1983 г. на игре впервые появился "черный ящик" (в настоящее время используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом).
В 1984 г. был учрежден приз "Хрустальная сова" , первым обладателем которого стал Нурали Латыпов. С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 г., когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
С 2001 г. "Хрустальная сова" вручается четыре раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.
Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, с 1985 года их делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа).
С 1987 г. стала проходить серия международных игр "Что? Где? Когда?", состоялись три прямых эфира из Болгарии.
В 1989 г. по инициативе Владимира Ворошилова была создана Международная Ассоциация Клубов "Что? Где? Когда?" (МАК) - общественная неправительственная организация, которая объединяет клубы интеллектуальных игр многих стран мира и является координирующим центром движения спортивного "ЧГК". Под эгидой МАК проводятся крупнейшие турниры - многоэтапный Кубка Мира, ежегодный Чемпионат Мира.
В 1991 г. на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги, превратив интеллектуальный клуб в интеллектуальное казино, а ведущий стал называться крупье.
Был введен титул Бессмертного члена элитарного клуба, который получал право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных стал красный пиджак.
В 1992 г. в игре появляется сектор "Зеро".
Зимой 1993 г. знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.
30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк. С этого года был введен "13 сектор", в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
В 2002 г. в клубе учрежден новый почетный приз ‑ "Бриллиантовая сова" , который является главным призом года и вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.
С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра; с 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно‑методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи; в 1988 и в 1989 гг. игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.
С 1990 г. все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
Программа "Что? Где? Когда?" не раз награждалась телевизионной премией "ТЭФИ" : в 1997 г. в номинации "Развлекательная программа"; в 2001 г. в номинации "Телевизионная игра", а ее основатель и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награжден призом "За личный вклад в развитие отечественного телевидения"; в 2002 г. программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра"; в 2004 и 2005 гг. стала победителем в номинации "Телевизионная игра".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
За период с 1975 по сентябрь 2007 года было сыграно 259 игр.
87 игр за период с мая 2001 по сентябрь 2007 года провёл Борис Крюк.
Знатокам было задано 2 962 вопроса.
Из них 867 вопросов было задано в период с мая 2001 по сентябрь 2007 года.
С 2002 по 2005 год телезрители заработали 8 млн. 337 тыс. 710 рублей и 1 тысячу Евро.
Места проведения игр:
С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра.
С 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно-методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи.
В 1987 году состоялись три прямых эфира из Болгарии.
В 1988-ом и в 1989 году игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.
Охотничий домик - памятник архитектуры 18 века, часть увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Построен в период между 1739 и 1753 гг..
"Что? Где? Когда?" и премия "ТЭФИ"
1997
Игра "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Развлекательная программа".
2001
Программа "Что? Где? Когда?" - победитель конкурса в номинации "Телевизионная игра".
Владимир Ворошилов - приз "За личный вклад в развитие отечественного телевидения" (посмертно).
Александр Фукс - победитель конкурса в номинации "Оператор" (посмертно).
2002
2003
Наталия Плуталова - победитель конкурса в номинации "Звукорежиссер".
2004
Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".
2005
Программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра".
Краткая летопись игры
1975
4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры "Что? Где? Когда?". В этот день впервые вышла в эфир "Семейная викторина "Что? Где? Когда?"
.
В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом - у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа.
1975 год - это год поиска формы игры. Волчка в передаче еще не было.
1976
В 1976 году "Семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?".
В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ.
В игре появился волчок.
Минуты обсуждения еще не было.
Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.
Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя.
Ответил на вопрос - получи приз - книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз - комплект книг.
Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин.
В.Я.Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков.
Он провел всего одну игру.
В 1976 году передача вышла в эфир один раз - 24 апреля.
1977
Ведение передачи переносится за кадр.
Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова (в настоящее время Зоя Павловна Арапова работает в "Продюсерском центре "Игра-ТВ" в должности управляющего делами).
В.Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.
Кто вел передачу "по ту сторону экрана" для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось "прозвище" "Инкогнито из Останкино".
В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока!
В игре появляется минута обсуждения!
Каждый правильный ответ приносит приз-книгу в общий фонд участников игры.
Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.
В 1977 году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос.
В зале появился живой символ передачи - филин Фомка.
В 1977 году в клубе была сыграна одна игра.
1978
С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим игры.
С 1978 года игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" становятся традиционными и постоянными. В 1978 году было сыграно 9 игр.
1979
В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками.
До этого момента все игроки были "членами клуба" "Что? Где? Когда?" или просто "участниками" передачи.
Призы-книги представляет Тамара Владимировна Вишнякова - член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги. Т.В. Вишнякова представляла призы для знатоков до 1983 года.
В игре появляется первая музыкальная пауза.
1980
В игре 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего игры: "Вел передачу Владимир Ворошилов".
1981
Первая почетная награда клуба - "Знак совы".
1982
Окончательно определилась форма игры.
Введено новое правило: игра продолжается до шести очков
. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.
Появляется "фирменная" фраза ведущего: "Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд".
1983
Первый черный ящик.
1984
Первый финал года с непосредственным участием телезрителей.
Первые "Хрустальные совы".
С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.
С 2001 года "Хрустальная сова" вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.
В списке знатоков-обладателей приза "Хрустальная сова" - 31 человек.
9 знатоков элитарного клуба имеют в своих "коллекциях" несколько сов.
Александр Друзь - четырехкратный обладатель приза "Хрустальная сова" (1990, 1992, 1995, 2000, 2000).
Федор Двинятин - четырехкратный обладатель приза (1991, 1994, 2000, 2002).
Максим Поташев - трехкратный обладатель почетного приза (1997, 2000, 2000).
Двукратные обладатели приза "Хрустальная сова": Алексей Блинов (1993, 1994), Андрей Козлов (1994, 1995), Александр Рубин (1995, 1996), Борис Бурда (1998, 2000), Валентина Голубева (лето 2003, осень 2003).
В "коллекции" Аси Шавинской тоже две совы, но одна из них "Хрустальная", а другая - "Бриллиантовая".
Среди обладателей приза "Хрустальная сова" - 14 телезрителей.
1984 - Александр Злобин, Дубна, инженер.
1985 - Сергей Охримчук, школьник, село Топоры, Хмельницкая область.
1988 - Григорий Некрич, хирург и Марина Козяева, педагог, г.Свердловск.
1990 - Сергей Коростелкин, г.Орел.
1995 - сборная команда телезрителей: Людмила Канахина, г.Санкт-Петербург; Юрий Володин, г. Москва; Ольга Овечкина, г.Волгоград; Илья Лихачев, г. Воронеж; Ирина Шибанова, г. Самара; Марк Григорян, г. Ереван.
1997 - Любовь Лалаева, п. Каджером, Республика Коми.
2002 - Армас Таттари, г. Пермь, пенсионер.
2003- Валентина Гуляева, село Ельцовка, Алтайский край, библиотекарь.
1986
Первые блицтурниры.
Первый прямой эфир - 24 октября 1986 года.
С этого момента передача "Что? Где? Когда?" выходит только в прямом эфире.
1987
Серия международных игр "Что? Где? Когда?".
Три прямые трансляции из здания Народного Дворца культуры им. Людмилы Живковой в Софии (Болгария).
Играли: сборная членов национального Клуба знающих (Болгария) и сборная команда знатоков клуба "Что? Где? Когда?" (СССР).
Призы: изделия народных промыслов, картины, ювелирные изделия и т.п..
1988
Серия игр в международном клубе "Что? Где? Когда?".
Играли команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.
Прямые трансляции из Центра международной торговли ("Совинцентр") в Москве.
Призы: акции игры "Что? Где? Когда?", а также самые различные предметы и изделия - от мороженого из США до диковинных в то время голубых гвоздик из Армении.
1990
С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
1991
Зимой 1991 года на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги.
Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино.
Ведущий стал называться крупье.
Впервые появляется фраза: "Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом".
Введен титул Бессмертного члена элитарного клуба.
Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.
1992
В игре появляется сектор "Зеро".
Всплеск активности телезрителей. В 1992 году в адрес программы пришло 230 тысяч писем с вопросами.
1993
Зимой 1993 года знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.
1995
Игре "Что? Где? Когда?" - 20 лет.
Юбилейные зимние игры проходят под девизом: "Последняя гастроль. Игры Бессмертных". Звание первого Магистра игры.
10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Юбилейные игры стали его "Последней гастролью".
Генриетта Яновская, главный режиссер Московского театра юного зрителя:
"Когда возникла передача "Что? Где? Когда?", она была разорвавшейся бомбой.. Возникновение ее было колоссальным открытием в те времена. Поразительна возникшая тогда масса вещей... Свет этой передачи, который резко отличался от любого света, который мы видели на экране. Ритмы этой передачи. Ритм камеры. Бегающая камера. Камера летящая. Камера абсолютно адекватная ритму происходящего. Для телевизионной передачи - абсолютно невозможная вещь, которой просто не было. Камера взволнованная, камера умная, камера, заглядывающая в глаза, выразительная:Найденный ход, когда таинственный голос, который постоянно общался, был часто несправедлив, вызывал к себе отрицательное отношение, вызывал гнев, вдруг появлялся каким-то профилем, затылком, проходя по передаче: Это передача, где на экране происходит совершенно фантастическое действо, игра ума, не знаний. Ничего сильнее игры ума я не знаю. Ничего прекраснее игры ума я не знаю. Игра ума - это самый блистательный дар, который нам дам свыше. И это то, что происходит в этой программе. Я даже долго не могла поверить в правду этой передачи, хотя я видела, что это правда".
Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон":
"У нас таких передач на телевидении не было. У нас и потом таких передач не было. Я даже передачей не могу ее назвать, это какое-то открытие некое. Это как раз тот случай, когда телевидение становится искусством в самом полноценном смысле этого слова.
А сколько лиц было открыто благодаря игре! Народными героями стали интеллектуалы. Не только футболисты, не только хоккеисты. Люди, которые больше знают, лучше соображают. Потрясающе! Какая-то шкала ценностей сменилась, благодаря этой передаче. Она делала и делает гигантское дело".
Бари Алибасов, продюсер:
"У Ворошилова была лучшая команда. Я представляю, что получал там оператор, если он не показывал действие, которое происходило. Я представляю, что было с этим оператором после такого эфира. Но я представляю и уровень профессиональный этого оператора, который понимал, что нужно стерпеть и понять эту высочайшую степень ответственности. А высшая ответственность - это ответственность перед телезрителем. Это - самое главное. И не дать телезрителю возможности ни на секунду потерять эту эмоциональную ниточку, задача эта по силам только великим творцам. Ворошилов был одним из таких великих творцов. Я убежден, что все, кто более талантлив, более способен, терпели от него наибольшие упреки, может быть, и крики. Я уверен абсолютно, что самые близкие натерпелись от него больше всего, и именно они с ним были с начала и до конца месяцы, дни, годы. И именно они были тем костяком, который был его самым мощным фундаментом и опорой. Я абсолютно уверен, что от него плакали. А те, кто плакал, его любили. Может быть, они этого даже не знали. Но вот когда его не стало, очень многие поняли, что для них означал этот творец по имени Владимир Яковлевич Ворошилов.
Он им сделал судьбу, он им сделал жизнь. Он создал команду, которая преодолеет любые, как мне кажется, преграды. А те, кто был бездарен, на кого нельзя было положиться, они не заслуживали ни его крика, ни повышенного тона".
2001
С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк.
19 мая 2001 года в эфир вышла первая передача Бориса Крюка. С этого момента начинается новая глава в истории игры "Что? Где? Когда?".
Первые две серии имя нового ведущего игры держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже информация о новом ведущем перестала быть тайной, но до сих пор имя ведущего игры в титрах отсутствует. Игроки в передаче обращаются к ведущему только так: "Господин Ведущий!".
Летняя серия игр 2001 была посвящена памяти Владимира Ворошилова (май-июнь).
В играх принимали участие лучшие игроки 70-х, 80-х и 90-х годов.
Главный вопрос серии: "Быть или не быть программе "Что? Где? Когда?" без Владимира Ворошилова". Для того, чтобы игра продолжалась, знатоки должны были выиграть финальную игру серии, а телезрители должны были большинством голосов проголосовать за продолжение игры.
Результат: финал знатоки выиграли со счетом 6:4, а телезрители проголосовали так: "Игре быть" - 74 819 человек (91 %), "Не быть" - 6 678 человек (9 %).
Зимние игры 2001 года.
Новый дизайн студии.
Знатоки больше не играют на деньги.
Теперь в игре "зарабатывают своим умом" только телезрители. Сумма выигрыша зависит от результата голосования по телефону во время прямого эфира. Разница между количеством позвонивших телезрителей, которым вопрос понравился и теми, кому вопрос не понравился, составляет сумму выигрыша телезрителя.
Введен "13 сектор". В этот сектор пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
Введена "Помощь Магистров".
В клубе появились новые капитаны - Алесь Мухин, Марина Уфаева.
2002
Впервые сыграно четыре серии игр - весенняя, летняя, осенняя и зимняя серии.
Впервые игра проходит по пятницам (раньше по субботам).
Возрождается традиция приглашать на финал года телезрителей.
В зимней серии игр начат отбор игроков в команду МТС. Каждый телезритель получил шанс попасть за стол знатоков. Чтобы принять участие в игре МТС, нужно отправлять SMS-сообщения с ответами на вопросы во время прямого эфира. Наиболее удачливые телезрители получат шанс попасть на отборочный тур и стать членами команды МТС, которая через год сядет за игровой стол.
Учрежден новый почетный приз - "Бриллиантовая сова".
2003
Весенняя серия - появились бегущие строки и информационное табло на экране.
Зимняя серия - прошла первая игра с участием абонентов МТС. Этот опыт оказался удачным. Команда МТС показала хорошую игру и в 2004 году стала полноправным членом элитарного клуба "Что? Где? Когда?" (команда Андрея Бычуткина).
2004
Главное правило сезона-2004: любая команда знатоков, проигравшая телезрителям, прекращает участие в играх элитарного клуба до конца года. Спасти проигравшие команды может лишь победа команды знатоков в финале года.
Осенние игры - отменена традиционная раскладка писем телезрителей на столе перед началом игры. Появилась вращающаяся люстра, в мониторах которой видны фотографии всех игроков команды телезрителей.
В сезоне 2004 года шесть команд знатоков проиграли свои игры. В финал года вышла команда Андрея Бычуткина, которая выиграла у телезрителей со счетом 6:5. Все проигравшие команды получили право играть в элитарном клубе в 2005 году.
В финальной игре игрок команды Андрея Бычуткина Ася Шавинская стала первым в истории клуба знатоком-обладателем "Бриллиантовой совы".
2005
2005 год - год 30-летия игры "Что? Где? Когда?". В клубе знатоков появились новые, не совсем обычные для элитарного клуба команды игроков.
В юбилейный год к традиционным правилам игры добавились "правила прошлых лет". В зимней серии появились сектора "Блиц", "Суперблиц", а также начало действовать правило удаления игрока за неправильный ответ.
Сезон Юбилейных игр 2005 года состоял из 4 серий: весенней, летней, осенней, зимней серии и финала года.
В весенней серии игр свои силы в качестве знатоков попробовали четыре новые команды:
команда лучших телезрителей
(набрана из телезрителей, которые присылали вопросы на игру и обыгрывали знатоков);
команда любителей и поклонников игры "Что? Где? Когда?"
(в состав команды вошли: певец Николай Басков, автор детективных романов Татьяна Устинова, автор песен и стихов Лариса Рубальская, композитор Александр Журбин, депутат ГД РФ Олег Морозов, юрист Михаил Барщевский - капитан);
команда абонентов МТС
;
и команда ведущих Первого канала
(Арина Шарапова, Яна Чурикова, Николай Дроздов, Юрий Вяземский, Валдис Пельш, Владимир Меньшов - капитан).
Наилучший результат в весенних играх показала команда любителей и поклонников "ЧГК" во главе с Михаилом Барщевским, обыгравшая телезрителей со счетом 6:4, и получившая шанс продолжить свое участие в летних играх элитарного клуба. Лучшим игроком команды стал Николай Басков.
В летних, осенних и зимних играх 2005 года приняли участие команды Валентины Голубевой, Михаила Барщевского, Андрея Бычуткина, Алексея Блинова, Алеся Мухина, Виктора Сиднева и Андрея Козлова. По результатам этих игр в финал 2005 года вышла команда Алексея Блинова.
Финальная игра года состоялась 24 декабря 2005 года. В команде знатоков играли Фёдор Двинятин, Александр Рубин, Ровшан Аскеров, Елена Орлова, Сергей Виватенко и Алексей Блинов (капитан). Игра закончилась со счетом 6:3 в пользу телезрителей.
Обладателем главного приза года - "Бриллиантовой совы" - стала телезрительница Жанна Полянская.
С 2001 по 2005 год вопросы Жанны Полянской играли пять раз. Три раза телезрительница из Сыктывкара была участницей финальной игры года. Вопрос, выпавший в финале 2005 года, принес Жанне пятую победу над знатоками.
Так же, как в финальных играх, посвященных 20-летию и 25-летию "Что? Где? Когда?", в финале игр 2005 года был назван новый Магистр игры "Что? Где? Когда?" (в 1995 году Магистром игры стал Александр Друзь, в 2000 году - Максим Поташев).
Третьим Магистром игры "Что? Где? Когда?" стал Виктор Сиднев
, играющий в элитарном клубе с 1979 года.