Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого "Юность" и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком? Почему именно эта глава называется так же, как и вся повесть?(отрочество) Что осо

14.07.2020

Ответ оставил Гость

Николенька Иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

Какие проблемы обдумывал и осмыслял Николенька в эти годы?
Прав ли был автор, оценив этот период жизни как " пустыню отрочества"
Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте рассказать, как бы обсудили бы эту проблема с Николенькой.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» занимает особое место в творчестве Л.Н.Толстого. Писатель стремился показать развитие человека как личности, рассматривая жизнь в ее динамике. Самоконтроль в нравственном плане – основа жизни Толстого того времени, когда он создавал это произведение.
В «Юности» автор обращается именно к проблеме нравственного роста человека. Начало юности, по мнению писателя, - «шестнадцатый год на исходе».

Николеньку мучает множество вопросов, которые он «прокручивает» в голове. Он думает о том, что хотел бы обидеть Карла Ивановича, разъяриться на милую Наталью Савишну, пережить смерь любимой матери, но это было в детстве. В «Юности» героя начинают занимать другие проблемы: Николенька пытается отличить «пустую фразу от истинного выраженного чувства». У главного героя появляются правила поведения «на всю жизнь». «Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и богу», Николенька начал на бумаге формулировать первые, но, к его удивлению, их оказалось очень много. Он приходит к выводу, что перед тем, как писать обязанности, нужно составить «Правила жизни».

Главный герой изображен человеком, который постоянно следить за собой. Он частенько поглядывает в зеркало, которое то радует, то расстраивает, то сосредотачивает его. Но зеркало здесь выступает не только в прямом, но и в переносном смысле. Николенька смотрит не на отражение своего лица, а на свой «нравственный облик». С нравственной точки зрения главный герой анализирует всех людей, с которыми общается: и отца, и Володю, и князя Ивана Ивановича, и светское общество.

В решении духовных проблем автор обращается к теме дружбы, которая становится главной в последней части трилогии. Дружба, по мнению Толстого, является тем стержнем настоящего сильного человека, который ведет его по жизни. Дружба – такая сила, «когда возносясь все выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее…» Настоящие дружеские отношения характеризуются, как считает Николенька, уверенностью в прочности чувств и верности друг другу.

Из-за своего возраста главный герой – максималист, его поступки – порывы чувств и эмоций. Иногда действия Николеньки еще долго анализируются им самим. Ссора с Колпиковым наводит юношу на размышления, которые не были для него утешительными: «Мне вдруг пришла страшная мысль, что я поступил как трус. Какое он имел право нападать на меня? Отчего он просто не сказал, что это ему мешает? Стало быть, он был виноват?.. Я ничего не сделал, а, как подлый трусишка, проглотил обиду».

Николенька постоянно анализирует свои поступки. Мальчик без устали воспитывает себя. Ставит перед собой цели, к которым смело идет. Николенька страстно желает совершенства, чем и было положено «начало новому взгляду на себя, на людей и на мир божий». Герою в его шестнадцать лет свойственна искренность и удивительная чистота. Его исповедь в бабушкиной комнате делает главного героя чище. После откровений он чувствует себя изменившимся. Однако, вспомнив еще один свой грех, Николенька испытывает неподдельный страх: «Долго я ворочался с боку на бок, передумывая свое положение и с минуты на минуту ожидая божьего наказания и даже внезапной смерти, - мысль, приводившая меня в неописанный ужас»

Главному герою свойственна твердость характера и желание менять себя только к лучшему, его мечты – идеалистичны. Николенька все время проверяет себя, контролирует. Он стремиться к правде, пытается различать лживое, лицемерное от истинного и настоящего.

Раздумывая над вопросом, насколько нравственные проблемы, поднятые в «Юности», созвучны с проблемами современного человека, я пришел к интересному выводу. Современное поколение так же стремиться к идеалу и часто задается вопросом, где истина, а где - ложь. Мы часто мечтаем о том, что когда-нибудь станем настоящей личностью, которая будет постоянно стремиться к совершенствованию. Мы мечтаем о дружбе, верности, мечтаем о том, что наши близкие всегда будут поддерживать нас, как и мы сами.
Но, в силу того, что мы живем в другом времени, то изменились и нравственные представления людей. Мы стремимся к идеалу внутренне, но ничего для этого не делаем в жизни. Все так и остается в наших грезах. Современный человек слишком ленив, чтобы создавать правила «на всю жизнь», даже если все это осталось на бумаге. Люди слишком увлечены собственными, мимолетными радостями. Блага цивилизации и массовая культура нередко затуманивают наше сознание и отвлекают нас от размышлений над собой, свом внутренним миром. Да, конечно, есть молодые люди, которые стараются заглянуть в свою душу, хотят воспитать в себе положительные качества. Но, чаще всего, это лишь желание быть не таким, как все, быть индивидуальностью среди толпы.
Изучая жизнь Николеньки, мальчика девятнадцатого века, я прихожу к выводу, что наше поколение более поверхностно и легкомысленно. Отметив удивительную набожность Иртеньева, я понял, насколько современный молодой человек далек от этого и, чаще всего, не задумывается о своих поступках и о возможности их греховного начала.

Тем не менее, я думаю, что такие, как Николенька, есть и в современном обществе. Пока мы читаем такие произведения, как «Юность», мы будем анализировать действительность и так же, как и главный герой, стремиться к идеалу.


Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?

Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и полезные истины.

Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.

Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?

Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя веревкой, чтобы закалить свою волю, держал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти способы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.

Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.

Не каждый шестиклассник может обсуждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размышлять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было достаточно, чтобы Николенька сделал вывод: "…все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль (бессмыслица)".

Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?

Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался увидеть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.

Справка. Скептицизм - философская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Почему у подростка Николеньки "ум за разум заходил"?

Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скептицизма был близок к сумасшествию. Но автор - взрослый Николенька - видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлеченным размышлениям, которые не приносят пользы. Именно от отвлеченных и непосильных размышлений у него "ум за разум заходил".

Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?

Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: "…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком…"


Триатлон 2/3

"Отрочество" символично начинается с путешествия. Наша жизнь - вся путешествие, но никакой другой период жизни не движется так стремительно, как тот самый переходный возраст. Детство завершается, а до взрослой жизни ещё далеко.

Снова необыкновенные пейзажи кисти Толстого, взрослые дела (управление бричкой, например) и первые взрослые вопросы. Богатые и бедные - противоречие, с которым неясно, что делать, как может вдруг нарушиться привычный порядок вещей из-за этого противоречия и придётся расстаться с любимым человеком. «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной?» И ребёнок стал видеть мир по-другому, оказалось, в нем живут другие люди со своими судьбами и мнениями. Так, наверно, и происходит взросление и Толстой даёт нам возможность немного подглядывать за этим процессом. Изменились девочки, изменился старший брат, отец, бабушка, учитель, весь мир и он сам.

Снова психологические наблюдения в форме правил: "... я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее." Склонность к анализу самого себя и окружающих возрастает в этой части. Автор препарирует все движения души, которые берётся описывать, и из всех происшествий делает выводы. Ко многим эпизодам хочется пригласить психоаналитика (история Карла Ивановича и его обреченность на несчастье с детства, борьба Николеньки со своей непривлекательностью, отношение к женскому полу и др). Толстой, правда, не дожидается чужого анализа своего текста и сам вводит в него умозаключения психологов о переходном возрасте. Очень точно описаны ощущения подростка и его убежденность во всеобщей нелюбви и даже ненависти, мысли о том, что он неродной своим родителям или отца, одиночество и истерическая близость к суициду.

И снова сжимается сердце - теперь от того, как могут взрослые быть такими бесчувственными и не понимать, как ребёнку тяжело, и предлагать на все случаи одно решение, - наказание. Со временем все забудется и сгладится, но почему просто не дать детям любви, когда они в ней так нуждаются. И тогда бы так не была важна для них чья-то похвала («Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову») и были бы они более независимы и счастливы в своей юной и взрослой жизни.

Нет страшней людей, чем взрослые, и Толстой это очень тонко показывает. Не знаю, нужно ли это всем читать. От рекомендаций воздержусь. Сама еду дальше - к Юности))