Прочитайте отрывок из повести кондратьева сашка. «Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь. оказавшегося в самое трудное время

01.07.2020

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.


5/3/2007 13:34:14
Автор: Герасимова Т.П. - г. Луга

СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 классе НА ТЕМУ «Я ВАМ ЖИЗНЬ ЗАВЕЩАЮ…»

Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ТЕМА: «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева, «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ЦЕЛИ:

  1. Заинтересовать учащихся историей Великой Отечественной войны на примере воспоминаний близких и родных, при прочтении произведения В. Кондратьева «Сашка»;
  2. вызвать эмоциональный личный отклик на событие (я), связанное (ые) с Великой Отечественной войной;
  3. продолжить формирование навыка работы с книгой, элементов умения анализировать художественное произведение, высказывать мнение о прочитанном.

ФОРМА УРОКА – читательская конференция.

КОНТИНГЕНТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ:

  1. Ведущая – Герасимова Т.П.
  2. Участница Великой Отечественной войны – Вера Николаевна Гриненко.
  3. Литературный эксперт – Иленькива Н.
  4. Библиотекарь – Литвинюк М.И.
  5. Читатели – учащиеся 9 а класса.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. На доске эпиграф к уроку из книги И. Дедкова «Пядь ржевской земли».
  2. На экране проектируется портрет В.Л. Кондратьева, слова – обращение к молодому поколению.
  3. Классные сочинения учащихся на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?»
  4. Магнитофонная запись песни «Старые фотографии» в исполнении отца Лебедевой Влады (ученица 9 а класса).
  5. «Старые фронтовые фотографии» - стенд (из архива учеников 9 а класса)
  6. Фронтовое письмо (Западный фронт. 1942 год), записная книжка с фронта (1941 – 43 годы).
  7. Тексты повести В. Кондратьева «Сашка».
  8. Воспоминания Г. Жукова и Рокосовского о боях подо Ржевом весной 1942 года.
  9. Стихотворение А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»

ХОД УРОКОВ (2 урока). I Сообщение темы (см. стр. 1) II Доведение до учащихся цели урока , которая совпадает с высказыванием И. Дедкова о повести В. Кондратьева «Сашка»:

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать. Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия?
Какими они вообще были, вставшие от края и до края?»

III Представление участников конференции.

IV Читательская конференция.

1. Вступительное слово учителя с показом портрета В.Л. Кондратьева

На окраине Москвы, в обычной квартире, можно встретиться с В.Л. Кондратьевым. Несмотря на свои немолодые годы, он очень живой и подвижный. Высокий, худощавый, двигается легко и быстро; гостеприимен и доброжелателен.

Поражают его глаза - взгляд внимательный, пронзительный – и добрая улыбка.

Особенно Вячеслав Леонидович оживляется, когда заговаривает об отношении молодежи к его повести «Сашка»:

«Много было разного рода выступлений в печати критиков о «Сашке», о моем творчестве. Но как воспринимает меня юность, т. е. Наши уже внуки, это мне очень интересно».

50 лет, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы.

Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Кондратьев сурово оценивает сделанное: «… к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас измучила…» (вопросы литературы. – 1988 - № 7. – с. 13)

2. Слово школьному библиотекарю. М.И. Литвинюк подготовила выставку книг (худ. литература) о Великой Отечественной войне, кратно прокомментировала произведения, зачитала их интересные страницы.

М.И. Литвтнюк остановилась на следующих книгах:

  1. Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Юность командиров», «Последние залпы»,
  2. В. Быков «Обелиск»,
  3. Б. Васильев «Завтра была война»,
  4. В. Астафьев «Пастух и пастушка»,
  5. К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»,
  6. К. Колосов «Самоходка № 120»,
  7. В. Гроссман «Жизнь и судьба»,
  8. С. Никитин «Падучая звезда».

(Список литературы оформлен в тетрадях).

Пусть эти честные талантливые книги вызовут боль, тревогу, возмущение, протест.

Можем ли мы, учителя, дети фронтовиков смириться с тем, что порой внуки фронтовиков, наши воспитанники, стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами?!

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В.Л. Кондратьева «Сашка».

3. Предыстория написания сочинений о Великой Отечественной войне. Слово учителя. Но чтобы говорить о книге и вызвать какой-то эмоциональный отклик у учащихся, то я попросила ребят (8 а класс) в конце апреля 2003 года поговорить с родителями, дедушками и бабушками, посмотреть старые фотографии и, подумав, написать сочинение на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?» (отрывки из сочинений учащихся представлены на отдельных листах).

3 а А вот эти лица. Учащиеся всматриваются в лица фронтовиков, запечатленных на старых фотографиях. Звучит музыка, песня «Старые фотографии» в исполнении отца ученицы 9 а класса (в записи).

4. Слово учителя.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек? Что нового о жизни можешь поведать?.

5. Учащиеся рассказывают о В.Л. Кондратьеве, используя воспоминания К. Симонова об авторе «Сашки».

План рассказа. Сообщение Богановой Ксении.

  1. Профессия – художник-оформитель.
  2. Призвание – писатель.
  3. 1939 г. – служба на Дальнем Востоке.
  4. 1941 г. – на фронте.
  5. 1942 г. – участие в боях подо Ржевом, ранение, медаль «За отвагу».
  6. Служба в железнодорожных войсках, в разведке.

Тяжелые бои, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики.

5 а Короткое воспоминание о боях, в которых принимала участие В.Н. Гриненко.

5 б Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»:

    Бердюгин Андрей,
    Никитин Андрей,
    Кунец Коля,
    Боганова Ксения.

5 в Боганова Ксения продолжает рассказ о В. Кондратьеве.

7. 1943 г. – тяжелое ранение: госпиталь, инвалидность. Материал взят из следующего источника: Симонов К. Доброго пути, Сашка! Журнал «Дружба народов. – 1979 г.- № 2.

6. Иленкива Наташа рассказывает о пути В. Л. Кондратьева к повести «Сашка».

      План рассказа.
  1. В немолодые годы взялся за повесть о войне.
  2. Читает военную прозу, но «не находил в ней своей войны».
  3. Поиск ржевских однополчан.
  4. 1962 г. – поездка подо Ржев, побывал на бывшей передовой.
  5. Делает для себя вывод: об этом писать можно только строгую правду.

Источники: Кондратьев В. Пока мы живы… Журнал «Вопросы литературы» - 1979 г. - № 6; Кондратьев В. О войне написано не все. Сборник «Земля рождения, земля судьбы – М., 1987 г.

7. Учитель делает вывод.

Судя по всему, бои были подо Ржевом страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Обратимся к воспоминаниям военноначальников.

8. Воспоминания Г.К. Жукова. Слово дано Рагимовой Наиде, Евтушенко Саше.

      План рассказа.
  1. Факты, в которые трудно поверить.
  2. Расход боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие!
  3. 20.03.1942 года Верховный требует наступления.
  4. Разгромить ржевско-вяземскую группировку врага нереально.
  5. Переход к обороне на этой линии.

Источник: Жуков Г.К. Воспоминания, размышления – М., 1969 – с. 375-377.

9. Слово учителя.

    Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?
    Задание классу: найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

10. Учащиеся зачитывают отрывки из текста, делая небольшие выводы:

  1. Сашка ночью задумал достать валенки для ротного;
  2. «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…»
  3. о порядке на передовой;
  4. вопросы, которые хотелось бы задать пленному;
  5. «Сколько у вас в роте было человек?» - спросил Сашку капитан.

Узнаем, что из 150 в живых осталось 16 за два месяца, что воюет солдат.

Учащиеся делают вывод: за два месяца из каждых десяти погибли девять.

11. Вопросы к классу задает учитель.

  1. Какие же события выбрал автор из 2-х месяцев фронтовой жизни Сашки?
  2. Почему к ним привлек автор наше внимание?

12. Учащиеся перечисляют эпизоды из повести и отвечают на 2-й вопрос:

  1. добыча валенок для ротного;
  2. раненый возвращается в роту проститься и отдать автомат – под огнем;
  3. Сашка ведет санитаров к раненому, потому что они могут не найти бойца;
  4. Сашка берет в плен немца и отказывается расстрелять его;
  5. Встреча с Зиной;
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

13. Сл. Учителя. В. Кондратьев сказал, что проводит своего героя через испытания властью, любовью, дружбой.

1) Вопрос . Выдержал ли Сашка испытание властью?

Ученик пересказывает эпизод с захватом Сашкой пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Боец приказу не подчинился.

Вопросы. Почему? Ведь Сашка давал присягу выполнять приказы командира?

А что повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Вывод делают ученики.

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной силой может стать эта власть над жизнью и смертью, и это высоко поднимает его в глазах читателей. Сашка выдержал испытания властью, т.к. он чувствует себя ответственным за все.

Цельной человеческой личностью показал себя и комбат, отменивший приказ о расстреле пленного немца.

2) Вопрос . А выдерживает ли Сашка испытание любовью?

Ученик пересказывает эпизоды зарождения любви Сашки к Зине.

Учащиеся включены в диалог, затем делают вывод, что Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает, когда видит свою Зину и лейтенанта в окне. И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

3) Восстанавливаются эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Учащиеся рассказывают историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Рассказывают о том, как в эвакогоспитале отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и … полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка вину на себя принял.

(Разговор ведется о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки.)

14. Обращение учителя к классу.

Повесть «Сашка» - это произведение о Великой Отечественной войне, где рассказывается не только правда о войне, в этой повести поднимаются нравственные вопросы.

Хочу предложить и попытаться решить одну из нравственных проблем.

Готовясь к уроку, читала статьи, рецензии на повесть «Сашка». Особое внимание привлекла статья И.Дедкова «Пядь ржевской земли» (ж. «Литературное обозрение». 1980. № 5.)

Чтение учителем отрывков из статьи.

«… Надо, Сашок. Понимаешь, надо,» - говорил Сашке ротный…

И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует…

Герой В. Кондратьева привлекателен тем, что, что подчиняясь этому «надо», думает и действует «сверх надобного…

Все это – «сверх надо», словно слышит Сашка в самом себе никем непроизносимое, но отчетливое, неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров!»

Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного, потому что иначе не может. Вопросы:

1. Вы уверены, что Сашка делает «сверх»?

2.Или это командует совесть?

3.Есть совесть и есть иная совесть. Что же стоит за каждой? У Сашки какая?

В споре, в горячем обсуждении приходим с ребятами к мысли, что нет двух «совестей»: совесть или есть, или ее нет.

15. Слово учителя.

К. Симонов, прочитав повесть «Сашка», писал:

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской… Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек».

Так оценил значение повести В. Кондратьева «Сашка» К. Симонов.

Вопрос к классу.

А как оцениваете повесть вы? (Этот вопрос был дан учащимся на дом).

16. Учащиеся дают устный отзыв о прочитанной повести.

Примерный план отзывов.

Аверина А.

  1. Правдивость, душевность, психологизм.
  2. Книга – размышление.
  3. Суть Сашки.

Смышляева Н.

  1. Сашка – самый любимый литературный герой.
  2. Книга помогла заглянуть в себя.
  3. Завещание потомкам.

Тупчаненко С.

  1. Повесть «Сашка» - лучшее произведение о Великой Отечественной войне.
  2. А выдержала ли я бы эти испытания?
  3. Эта книга учит многому.

Николаева О.

  1. Я по-другому представляла себе войну.
  2. Правда о Великой Отечественной войне не забудется.

Лебедева В.

  1. Сашка-герой военных лет.
  2. Нашему поколению не достает любви к людям.
  3. Повесть В.Кондратьева «Сашка» - современное произведение, очень нужное сегодня.

17. Слово участнице Великой Отечественной войны В.Н. Гриненко.

В.Н. Гриненко рассказала о своей молодости, которая выпала на годы войны. Вера Николаевна прочитала повесть «Сашка». «Я думала, - говорит В.Н. Гриненко, - что ученики, прочитав произведение, не поверят, что такие люди были на самом деле. Сашка – герой военных лет. Он добр, честен, порядочен, он любит людей и жизнь. И таких людей в наше время было много…»

Учащиеся благодарят В.Н. Гриненко за участие в читательской конференции, дарят цветы и книгу.

18. На проекторе слова В.Кондратьева – это обращение к молодежи:

«Для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем.

Послесловие: на уроках были задействованы все учащиеся 9 классов, все получили оценки.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Урок-размышление

План-конспект урока

Цель урока : вызвать и сохранить у учащихся личностные впечатления, переживание

Прочитанного; совершенствовать умение анализировать текст; воспитывать у

Учащихся патриотические чувства и нравственные качества – замечать

Страдания других и стремиться помочь им; вырабатывать у учащихся умения

Размышлять над теми проблемами, которое несёт в себе художественное

Произведение.

Оборудование: 1. Портрет писателя и иллюстрации к его произведениям.

2. Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много честных и талантливых книг написано на эту тему. Это и произведения В.Быкова, и романы В.Астафьева, и повести В.Некрасова, К.Воробьева, В.Кондратьева.

Но горько становится нам от наблюдений, сделанных американским журналистом Хенриком Смитом в его книге «Русские»: «Люди Запада… подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь… Такая историческая глухота… привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной «рок-музыки».

Не можем мы смириться и с тем, что порой внуки и правнуки фронтовиков стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами. Да и сами ордена, медали и знаки воинской доблести превращаются в предметы купли-продажи. К сожалению, не во всех семьях хранят память о воевавших родных.

Подумайте, а смогли бы вы рассказать о том, как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких и родных?

(Выступления учащихся по теме «Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии»)

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение о писателе.

II. Сообщение (Примерное выступление)

Об авторе «Сашки» коротко, но емко сумел сказать К.Симонов в статье «Доброго пути, Сашка!» («Дружба народов», 1972, №2). Мы узнаем, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как вы помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. От тяжести доставшихся бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают стихотворение «Я убит подо Ржевом» А.Т.Твардовского:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет,-

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев, наконец?.. (отрывок)

Убит – эта чаша миновала автора «Сашка», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» - за отвагу подо Ржевом. Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Достаточно вспомнить размышления маршала Жукова. В его воспоминаниях приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них жесткая правда, предрешенная гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому потери огромны. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1941 г. Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: «только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии».

О страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом, рассказал также Рокоссовский: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии, боеприпасов, танков осталось единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, по пояс в снегу».

После отпуска по ранению В. Кондратьев вновь едет на фронт, служит в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», - так заканчивает повествование о военной судьбе писателя-фронтовика К.Симонов.

III. Путь писателя к «Сашке».

Однажды В.Кондратьева спросили, как случилось, что в немолодые годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признается писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже шестидесятые годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих Ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг! И вот «поехал весной 62-ого подо Ржев. Протопал 20 км пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками Ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, те, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при лишенном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

На одной из читательских конференций Кондратьеву был задан вопрос: «Что было толчком к появлению «Сашки»? Написан ли он раньше других Ваших произведений, или есть более ранние вещи?»

Ответ Кондратьева: «Сашку» я начал писать с середины, то есть с ранения героя, а когда уже в этой части выявился его характер, я вспомнил рассказанную мне после войны, в году, наверное, сорок седьмом, одним ветераном историю с немцем. Правда, этот человек поступил по-другому – выполнил приказ, не рассуждая. Но и через 5 лет после происшедшего он все прокручивал и прокручивал мысленно свой поступок, искал выходы из создавшегося положения, которые не мог найти тогда.

Он говорил: «Не пойму, как не догадался я тогда обратиться к комиссару батальона или к начштаба – они наверняка сразу отменили бы приказ …» Видите, сколько лет мучил человека поступок, в котором он формально не был виноват, потому что просто выполнил приказ, пусть даже с внутренним сопротивлением. И вот, вспомнив эту историю, я подумал: а как поступил бы в такой ситуации Сашка? Но я усложнил Сашкину задачу, лишив его возможности обратиться к начштаба или к комиссару, которых я « увел на совещание.». поставив своего героя в эти обстоятельства, я не знал еще финала. У меня, как в шахматной задаче, на этом ржевском поле было 3 фигуры – комбат, Сашка и немец; но каждый – со своим характером. Что произойдет с ними, как развяжется этот узел, я не знал. В одной из своих статей критик Людмила Иванова писала, что я облегчил себе задачу, заставив комбата отменить собственный приказ. Нет, это не я его заставил! Его заставил сам Сашка! Своим поведением он поставил капитана в условия, при которых было только 2 выхода: либо расстрелять Сашку за невыполнение приказа, либо отменить приказ. Расстрелять хорошего солдата, взявшего в бою в плен врага, комбат не мог! Он же у меня не изверг какой-то, а просто подавленный горем человек, в этом ослепленном состоянии отдавший необдуманный приказ…».

О чем свидетельствует рассказанная самим автором история?

(Об очень сложном взаимодействии слагаемых творческого процесса – факта жизни и художественного воображения.)

IV Аналитическая беседа по прочитанному.

Перенесемся же мысленно в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниями военачальников и прочли в повести «Сашка».

  1. Время повести – ранняя весна 1942 года, место –подо Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже 2 месяца находится на «передке». На ваш взгляд, много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные художественные детали и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

(1. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц (стр.116). читаешь и видишь танки – махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад Сашка рявканью сорокапятки, потому что они отгоняют смерть.

2. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. (стр. 115).

3. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца 1891 года дробь 30…»

4. Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах». Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик , рота ютится в шалашиках – все подчеркивает ненадежность положения.

5. Когда капитан велел расстрелять пленного, Сашка пробовал возразить. Между ними произошел следующий разговор (стр.140). Значит, за 2 месяца из каждых десяти погибли девять. Вот в чем смысл этого диалога. Ржавая земля пропиталась их кровью. Сашка все время помнит, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших»,- скажет он.

6. На передовой с хлебом было плохо, навару никакого. По несколько раз в день охватывало ощущение пустоты в желудке. «Начальника продснабжения без матерка не поминали, но, когда в апреле концентрат – пшенку получили с отметкой на этикетке, что выпущена она в марте месяце, задумались». Да и полкотелка пшенки делили на двоих.

7. Если с хлебом плохо, то не лучше со снарядами, а немцы все бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего 1000 метров.

8. Нет курева, боеприпасов. Есть грязь, вши.)

  1. В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытание властью, любовью и дружбой. Какие эпизоды вы возьмете для доказательства?
  1. Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать.
  1. Встреча с Зиной.
  2. Сашка выручает лейтенанта Володю; добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; во время атаки отдает ротному свой запасной диск для автомата, а сам остается без патронов).
  1. Сжато перескажите, как Сашка взял в плен немца и как это повлияло на его дальнейшую судьбу.

(Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, напоролась на немецкую разведку. Она захватила «языка» и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины, Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка знал, поэтому не колебался ни минуты.) (стр.121-123).

  1. Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка рассказывает немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Почему?

(1. Он обещал немцу жизнь: дал ему листовку, в которой было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попалась, а как в безоружного? Как?»

2. Очень уж много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь. Он знает, чего стоит человеческая жизнь.

3.Он чувствует себя ответственным за судьбу пленного немца. Ведь именно он, Сашка, взял его в плен.

4. Сашка понимает свою почти неограниченную власть над немцами, понимает, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью (стр. 131-132)).

  1. Когда Сашка ведет немца в штаб, мы видим его страшное чувство ответственности за все то, что его окружает. Докажите эту мысль.

(Стыдно ему перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старается вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных еще бойцов. А когда они все-таки натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то был виноват).

Именно этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию: Сашка отказался расстрелять пленного.

  1. А как бы в этой ситуации поступил Толик?

(«Наше дело телячье»,- рассуждает он и, позарившись на часы, готов расстрелять немца).

  1. Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

(Комбат сумел перебороть себя, отбросил свои личные обиды и понял Сашку как человека).

Гуманизм Сашки естественен по отношению к пленному немцу, и когда читаешь эти страницы, невольно себе задаешь вопрос: а немец проявил бы такой гуманизм?

На этот вопрос так ответил писатель в интервью по Всероссийскому радио в январе 1985 года: «… Были какие-то отдельные случаи проявления человечности. Я вот хочу рассказать случай, который мне рассказал один инженер из Омска. Было так, что источник воды где-то находился на нейтралке,и, в общем, по молчаливому согласию ни немцы, ни мы, когда люди идут за водой, не стреляют. И посылали его все время. Он самый маленький, такой юркий был, и самый молоденький. И вот он с термосом ползал к ручейку этому за водой.

И вдруг видит завернутое в бумажку что-то лежит. Он побоялся взять, потом пополз туда с минером – не заминировано ли, раскрывает – там лежит шоколадка.

Ну представляете, наверное, какой-то пожилой немец, который видел этого мальчишку, может, он напомнил ему сына или младшего брата, вот сделал ему презент. Если бы это рассказал не воевавший, никто бы не поверил, потому что война действительно была жесточайшая. Но ведь и на войне есть люди и хорошие, плохие, и интеллигентные, которые, в общем-то, не принимали эту войну, но они вынуждены были воевать…»

  1. Мы сказали, что Сашка – человек с огромным чувством ответственности. В каких эпизодах еще он раскрывается в этом качестве?

(1. Услышав в лесу стоны тяжелого раненого человека, Сашка обещает ему прислать из санвзвода санитаров и даже начертил штыком глубокую стрелу и написал «раненый». Но когда добрался, раненый сам, до санвзода и растолковал санитарам, где найти раненого, сам пошел провожать их: «…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащить. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»

2. Уходит в госпиталь Сашка, а автомат своей роте отдает.)

Для героев В.Кондратьева характерно то, что, подчиняясь «надо», они думают и действуют «сверх» надобного. Этим они и привлекательны.

  1. Вспомним сцену, когда неожиданно прорываются немцы, а наши отступают (для политрука главное – не рассуждая, выполнять приказ, пусть даже – ценой жизни (и своей, и еще чужой). Для Сашки – как лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдан приказ! Ведь, укрывшись за оврагом, наши окажутся в более выгодном для боя положении, чем идущие по открытому полю немцы.

Сашка все, что делает, делает не слепо, а с умом и расчетом.

Итак, следующее испытание – испытание любовью – встреча с Зиной.

  1. Что значит Зина в жизни Сашки?

(Сашка спас ей жизнь. Это его первая любовь, потому он с таким нетерпением ждет встречи с ней: «…понял, что роднее и ближе нет у него сейчас никого, а когда она, спрыгнув с вагона, подбежала к нему, прижалась холодным мокрым лицом и шепнула, чтоб возвращался он обязательно, что будет ждать его, то прищемило сердце какой-то сладкой больно и понял он, что готов для этой девчушки в шинели сделать все, что угодно, лишь бы было ей хорошо и покойно».) (стр. 165-166).

И вот новая встреча с Зиной, которую он так ждет. Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, «…а кого-то беспременно сегодня шлепнет».

  1. Какое чувство у Сашки вызывает предстоящая вечеринка?

(Гнев. Зина видит, как у него подрагиваются губы, а лицо будто почернело: «Веселиться нельзя, когда все поля в наших». А потом обрушивается на него известие, что Зина- там, танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь переживает Сашка, горько ему, больно).

  1. Что понимает Сашка, увидев Зину и лейтенанта в окне?

(Он слышит голос Зины: «Не надо, Толя!» - и замечает, как она мягко и несердито отвела его руку. «Вздыбилась рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот этот жест покойный, даже ласковый… поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них», - так передает В.Кондратьев состояние Сашки).

Поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость, да к тому же узнав, что она любит другого, Сашка, не попрощавшись, уходит из госпиталя.

Осуждает ли он Зину «за измену», за то, что «за такое краткое время успела разлюбить Сашку и полюбить лейтенанта?»

(Нет. Позже он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: «Хорошо, что Зину эту не хулишь. Справедливый, значит. Вошел в ее женское положение. Понял…» Прежде всего, он подумал о ней, не о себе. Сумел понять и простить).

Сашка остается Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.

  1. Теперь вспомним эпизоды, связанные с дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

(Они встретились по дороге к госпиталю. Вместе протопали 100 км, ночуя в деревнях, получая приют от деревенских женщин. В госпитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володьки. Вину на себя принял Сашка. Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдет – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если накажут, то «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать.

  1. Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

(В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди – людьми. «Ну, Сашок, ты человек…», - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты»,- доскажет Сашка просто. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Из книги В.Быкова «Сотников» мы уже знаем, что человек может и не выдержать это испытание быть Человеком.

V. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.

  1. «Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще друг, полюбившийся мне человек» - так оценил значение повести В. Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваешь ее ты?
  2. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской», - в этом высказывании К. Симонова трижды повторяется слово «трудный!», однокоренное со словом «труд». Как ты считаешь, за какой труд ценит писателя своего героя? Разделяешь ли ты эту позицию?
  3. Мое впечатление от повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».

Школа: МБОУ: «Хоринская средняя общеобразовательная школа» Олекминского района Республики Саха (Якутия)

Предмет: Литература

Класс: 11

Учитель : Садыкова Галина Афанасьевна

Тема урока: Повесть В.Л. Кондратьева «Сашка»

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»

Цель:

    Вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, сострадание, душевный отклик;

    Совершенствовать умение анализировать текст с целью написания сочинения.

Оборудование:

    Портрет писателя

    Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»

Методические приемы:

    Анализ текста

Ход урока по этапам:

    Организационный момент

    Вступительное слово учителя

    Беседа по прочитанной книге

    Анализ эпизода «Пленение немца»

    Отношения Сашки и Зины

    Рефлексия. Заключительное слово

    Организационный момент:

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами проведем подготовку к сочинению по направлению: «Вопросы, заданные войной человечеству». Поработаем над повестью В.Л.Кондратьева «Сашка». Поразмышляем над прочитанным, постараемся понять чувства и действия героев произведения, страдания и муки людей во время войны. Проанализируем текст с целью подготовки к написанию итогового сочинения.

    Вступительное слово учителя:

9 мая исполняется 70 лет Великой Победе, добытой кровью и жизнью миллионов советских людей. Война – это всегда горе, смерть и разрушения. Это вместе с тем и проверка людей на прочность. Война ставит человека перед нравственным выбором: сломается ли он или останется самим собой, не потеряет свое человеческое лицо.

О войне написано много произведений, одно из которых – прочитанная вами повесть В.Л. Кондратьева «Сашка», которую автор посвятил защитникам Родины, солдатам, воевавшим на переломе от зимы к весне 1942 года подо Ржевом – живым и павшим.

Судьба главного героя повести схожа с судьбой самого автора.

    Беседа по прочитанной книге

Учащиеся находят, что автор сразу вводит читателя в повествование: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост…» Он не называет бойца по фамилии, не называет звания. Его герой просто Сашка. Книга легко читается, захватывает читателя. Стиль рассказа простой, разговорный. Характерные признаки этого стиля:

    Инверсия: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик, для отдыха, а рядом было положено лапнику густо…»

    Просторечия: «Середка», «побоязничали», «прогляд» итд.

    Чем занимается Сашка на фронте?

Хотя речь идет о страшных вещах на передовой, Кондратьев пишет: «Привык уже Сашка к этому, обтерся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке. Показаны следы разрушения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые… Из живых видали они лишь танки»

Автор показывает военный быт: ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась она, «битая – перебитая в шалашиках». В роте, где воюет Сашка, из 150 человек осталось только 16. Сашка уже 2 месяца на передовой: туго со жратвой, с боеприпасами; у солдат нет силенок погибших хоронить, себе окопчики вырыть.

Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю из Марьиной Рощи. Все эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон. Он как бы проходит испытание на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытание властью над другим человеком. Сашка все эти испытания проходит с честью: несмотря на ад, остается человеком, не ломается.

    Пересказ и анализ эпизода «Пленение немца»

Сашкина рота напоролась на немецких разведчиков и стала поспешно отходить. Хотя рвались мины, Сашка оторвался от своих, рванулся через огонь и тут увидел немца. Он проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками, так как последний свой диск отдал ротному. При этом Сашка вовсе не считает себя героем.

Пленный на допросе не отвечает, поэтому командир отправляет его вместе с Сашкой в штаб.

По дороге в штаб Сашка по – другому смотрит на безоружного немца, говорит, что у нас пленных не расстреливают и обещает ему сохранить жизнь.

Комбат, тоже не добившись от пленного никаких сведений, приказывает Сашке расстрелять немца. Но Сашка не может его убить, ведь он обещал пленному жизнь, и этот человек безоружен.

    Почему Сашка не подчинился приказу расстрелять немца?

    Как характеризует его такой поступок?

Сашка увидел в немце не просто врага, а другого человека,

обыкновенного, такого же солдата, как и он, но только одетого в другую форму.

Получив приказ расстрелять немца, наш солдат не представляет, как сможет нарушить данное пленному слово, Сашка жалеет немца. Он понял, какая у него страшная власть над пленным. И стало ему не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком.

Сашка вызывает уважение своей гуманностью. Война не искалечила его душу. Цена человеческой жизни не уменьшилась в его сознании. К его радости, капитан отменил свой приказ.

    Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

Сашка очень ответственный, совестливый человек. Ему совестно от того, что раненый, он уходит, а ребята остаются на передовой. И никто не знает, суждено ли кому из них остаться в живых и придется ли еще свидеться. Сашка хочет попрощаться со своими боевыми товарищами и оставить им винтовку.

    Отношения Сашки и Зины

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Медсестра из санроты по имени Зина, его первая любовь, которой Сашка спас жизнь. Парень очень рад встрече с любимой девушкой, но он узнает, что Зина полюбила другого человека. Хотя Сашке очень больно и обидно, припомнив их с Зиной разговоры и «представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому- не осудима Зина… Просто война… И нету зла на нее…» И Сашка уходит, не причинив Зине более лишними разговорами. Он по – другому не может.

    Может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему? (обсуждение в классе – учащиеся высказывают свое мнение)

По пути в госпиталь Сашка подружился с лейтенантом Володей, раненным в руку и терпящим невыносимую боль. Они с лейтенантом, наконец, доходят до эвакогоспиталя, где голодным раненым дают всего 2 ложки каши. Раздраженный лейтенант в сердцах запустил в румяного, сытого майора тарелкой и Сашка выгораживает своего друга, которого подведут под трибунал, а ему рядовому ничего не будет – дальше «передка» не пошлют. В этом эпизоде Сашка оказывается сильнее и мудрее лейтенанта и выручает друга из беды.

6.Рефлексия. Заключительное слово

    Каково ваше впечатление от повести «Сашка»?

    Какие эпизоды вам запомнились?

    Что вы можете сказать о главном герое?

Повесть очень интересная, притягательная, захватывающая, читается легко в Автор правдиво передал картину военных действий подо Ржевом в1942 году.

Главный герой Сашка - скромный, жизнестойкий, с чувством собственного достоинства и деятельной добротой человек. Несмотря на антигуманную сущность войны, Сашка с честью прошел испытание на человечность.

Домашнее сочинение по повести В.Л. Кондратьева «Сашка»на тему: «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства». (М.Ю. Лермонтов).

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату-ре. Произведения тех лет на военную тему создава-лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ-ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш-ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол-датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си-монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па-рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред-ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры-вает читателю его характер. Показателен в этом отно-шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз-нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при-ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри-нимает решительное действие: «резанул длинной оче-редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же-лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не-смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со-чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та-кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со-хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде-ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече-ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже-ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни-какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет-ся, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война....» — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо-дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на-селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка-чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме-лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото-му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа-цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав-ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы-вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по-нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со-чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че-стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи-вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.