Искусство пробуждает любовь к родине аргументы. Проблема любви к родине. Проблема отношения человека к родине, малой родине

04.11.2019

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» - доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем.
Голосистые женщины с тихим вздохом ведут и ведут про месяц за окошком, про тальянку, что плачет за околицей, и песнопевиц этих тоже жалко, хочется утешить их, пожалеть, обнадежить. Какая очищающая скорбь!

На дворе нет месяца. На дворе туман. Выдохнулся из земли, заполнил леса, затопил поляны, прикрыл реку - все утопло в нем. Дождливое нынче лето, полегли льны, упала рожь, не растет ячмень. И все туманы, туманы. Может, и бывает месяц, но не видно его, и спать на селе ложатся рано. И голоса единого не слышно. Ничего не слышно, ничего не видно, отдалилась песня от села, глохнет жизнь без нее.

За рекой, в опустевшей деревне живут две старухи, летом врозь, зимой сбегаются в одну избу, чтоб меньше тратилось дров.

Приезжал к одной бабке сынок из Ленинграда. Зимой отчего-то прибыл, добрел до матери по сугробам, стучит, а она его не пускает - по голосу уж не узнает. Плачет тальянка, плачет.

Только не там, не за рекою, а в моем сердце. И видится мне все в исходном свете, меж летом и осенью, меж вечером и днем. Лошадь вон старая, единственная на три полупустых села, без интереса ест траву. Пьяный пастух за околицей по-черному лает заморенных телят. К речке с ведром спускается Анна, молодая годами и старая ликом женщина.

«Дальний плач тальянки, голос одинокий…» Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа. Он мучается за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его… А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. А нам все объясняют и втолковывают, что он ни в чем не виноват и наш-де он. Уже и сами судьи, определявшие, кто «наш» и «не наш», сделались «не нашими», вычеркнуты из памяти людской, песнь, звук, грусть поэта навечно с нами, а нам все объясняют и объясняют необъяснимое, непостижимое. «За окошком месяц…» Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо.

Лежат окрест туманы, плотно, недвижно, никакой звук не пробивается. Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки. Наработались. Ужинают. Вечер еще длится или уже ночь?

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! Шапки долой, Россия! Есенина поют!

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) – русский писатель

Сочинение

В данном тексте выдающийся советский писатель Виктор Петрович Астафьев поднимает проблему любви к родному народу, родине.
Раскрывая проблему, автор рассказывает о Сергее Александровиче Есенине, о его безудержной любви к родине, к своему народу. Астафьев говорит о том, как он страдал разом всеми терзаниями своего народа. Обращает внимание на то, как разрывалась душа поэта за всех людей, за всякую живую тварь.
Автор считает, что любить свой народ- означает быть благодарным ему, любить землю, на которой живет человек, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что любовь к своему народу- это любовь к родному языку, окружающей природе, городам, селам и поселкам, где проживают люди. Также считаю, что эта любовь выражается в стремлении защищать и выражать интересы своей родины.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон». Вспомним разговор подъесаула Атарщикова и Евгения Листницкого об отношении к народу, к казакам, к родине. Атарщиков говорит: «...Я до чертиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек - всё люблю! От запаха степного полынка мне хочется плакать... И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными дождем виноградниками, - так глубоко и больно люблю...». Так автор хочет сказать, что любовь к народу выражается в привязанности человека к родным местам, где ты родился, где живут родители, родственники и друзья.
В качестве второго примера приведу поэзию Александра Сергеевича Пушкина. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Русские нравы, родная природа и история Отечества предстают перед нами во всем их величии и могучей красоте. Волшебны и поэтичны пушкинские картины русской природы. «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер» погружают нас в ее загадочный мир. Под воздействием пушкинского пера ощущаешь прилив гордости и восхищения русскими лесами и лугами, реками и озерами, нашими необъятными просторами. В творчестве Пушкина слились воедино свободолюбие и патриотизм, вера в будущее своей родины и переживание за судьбу русского народа. Вот почему Пушкин, по словам Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».
Таким образом, я хочу сказать, что каждому человеку необходимо помнить родных людей, Родину. Ведь иногда такие воспоминания могут спасти жизнь, дать смысл жизни отчаявшимся.

Сочинение по тексту:

Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) - русский историк, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» - одно из первых обобщающих трудов по истории России. В своей статье описывает проблему чувства любви к Родине.

Эта проблема очень актуальна в наши дни, так как человек не может представить свою жизнь без Родины, без родной земли, на которой он чувствует себя свободно и хорошо.
Николай Михайлович пишет: «Человек любит место своего рождения и воспитания». Н. М. Карамзин повествует: «Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека».
Писатель говорит: «С кем мы росли, и живем, к тем и привыкаем».

Я разделяю мнение Николая Михайловича Карамзина. Действительно, любовь к Родине таит в себе нежные воспоминания.

Во-первых, давайте вспомним необыкновенное стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью!». В этом стихотворении поэт описывает чувства, которые заложены в нем по отношению к родному месту. Он передает нам свои эмоции и воспоминания. И мы замечаем насколько поэт дорожил местом, где он родился.

Во-вторых, у меня есть одна знакомая, которая приехала из-за границы в Россию. Они переехали сюда 9 лет назад. И каждый раз она мне рассказывает о том, как прекрасна ее Родина, и что она значит для нее. Она рассказывает все свои воспоминания, хранящиеся об этом месте!

Таким образом, я хочу сделать вывод. Родина является неотъемлемой частью жизни человека. А любовь к Родине выражается через воспоминания.

Текст Николая Михайловича Карамзина:

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рожденный почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!
(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется.
(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству, ибо она не была бы тогда общею.
(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.
(14) Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)

В . Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека, проявляется любовь в знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» ярким воплощением народного характера является образ Дарьи, которая з превосходит односельчан силой духа, твердостью характера, независимостью, она выделяется среди матёринских старух «своим строгим и справедливым характером», прежде всего, потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны её предкам. Эта обращенность героини к опыту прошлого свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, ощущении того, что лишь «в малой доле живет сейчас на земле».

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой. Н.А.Некрасов

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы. А.С.Пушкин

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А.П.Чехов

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества В.Г.Белинский

Без чувства своей страны – особенно, очень дорогой и милой в каждой мелочи – нет настоящего человеческого характера. К.Г.Паустовский

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев

Человек не может без своей родины

Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли



Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отече­ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра­жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национально­стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу­чей силой никто не может сладить.

Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.

7.Проблема выбора профессии . Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию - одна из новейших привилегий человечества, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за нами. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Вывод Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию. В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии, которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной.
И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека. Поэтому если вы плохо учились в школе, не думайте, что из вас ничего хорошего в жизни не получится. Если вы захотите вы сможете добиться большего, нежели ваши одноклассники, которые учились только на пятёрки.

Русский язык

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

И.С.Тургенев

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский

8.Проблема человеческого поступка . Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, должен быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям. Так Раскольников спасает из огня детей, свои последние деньги отдает Мармеладовым, пытается защитить пьяную девочку от пристающих к ней мужчин, переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения., любит и жалеет мать, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова..
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свой грех и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов - один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

Сочинения к демо 2017

1. Наверное, у каждого из нас время от времени в глубине души вспыхивают отголоски родных краев и пейзажей из детства, воспоминания из отчего дома и ностальгические переживания с примесью тоски по былому. Само слово «Родина» отражаются у каждого на сердце в разных оттенках и с разной степенью, в своем тексте К.Г. Паустовский предлагает нам задуматься над проблемой отношения человека к родине.

Все люди разные, и то, что для одного может считаться необходимым, для другого может не иметь совершенно никакого значения, и, наоборот, - незначительные вещи зачастую принимают глобальный характер. Герой данного текста, а отличие от своих друзей, поначалу не испытывал теплых чувств к слову «Родина», они были спрятаны глубоко внутри него. Писатель делает акцент на том, что Берг не испытывал никакой привязанности к детству и не придавал значения месту, в котором родился. Автор обращает внимание читателя на то, что только выбравшись в безлюдные Муромские леса, художник почувствовал невероятную близость к этому месту: улетавшие на ют журавли показались ему предателями, изменой лесам и озерам он вдруг посчитал и отъезд Ярцева. В Берге проснулось чувство близости к месту, в котором н находился, он буквально влюбился в сентябрьский пейзаж, и только тогда в невероятном творческом порыве, воодушевленный чем-то внеземным и прекрасным, нарисовал свой первый пейзаж.

«Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях», - Гомер. В каждом из нас любовь к Родине воспитывается с самого детства, и, постепенно расцветая в душе человека, оно способно скрасить, а иногда даже и изменить даже самые серые дни календаря. Позиция автора заключается в том, что любовь к родине - это духовная связь со своим Отечеством, внеземное, яркое, вдохновляющее, приподнимающее чувство, хранящееся в глубине души у каждого из нас. Оно меняет человека, изменяет его жизнь и делает её «во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Трудно не согласиться с мыслью К.Г. Паустовского. Действительно, духовная связь с родными пейзажами, связь с местом, в котором родился, которое любишь всей душой, приносит смысл в жизнь человека, делает её ярче и насыщеннее. Каждый из нас в разной степени это ощущает, однако рано или поздно это чувство все же загорается в душе, и тогда жизнь начинает играть совершенно новыми красками.

В творчестве И.А. Бунина тема родины красной нитью проходит сквозь каждое произведение. Потому что для писателя, покинувшего однажды своё Отечество, единственной отдушиной могут быть лишь строки о Родине. Так, например, в рассказе «Антоновские яблоки», каждый абзац проникнут грустной ностальгией и приятными, теплыми для сердца воспоминаниями. Запах антоновских яблок для лирического героя стал олицетворением родины, а человеческие трагедии - незначительными мелочами, скрашенными вечной гармонией пейзажей. Читая это произведение, понимаешь, что любая проблема исчезает, когда есть чувство защищенности, чувство сопричастности, чувство любви к Отчизне.

Обращаются к «Русской земле» и герои «Слова о полку Игореве». Автора до глубины души терзают чувства волнения за родные края, он скорбит об их судьбе и потому призывает князей к единству. Неслучайно и воины, одни из героев слова, участвуя в описываемых событиях, думают не о своей судьбе, а о судьбе своего Отечества – настолько дороги им родные земли.

В заключение хотелось бы сказать о том, что мы являемся неотъемлемой частью нашей Родины, а она - нашей поддержкой и опорой. Для того, чтобы найти себя, чтобы чувствовать свою значительность в этом мире, важно, в первую очередь, уметь ассоциировать себя с родными краями, ведь, как сказал Наполеон Бонапарт: «Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека».

Сочинение 2

Какая она - Родина? Теплая, как домашнее парное молоко? Или яркая, как детские воспоминания о деревне, бабушке и домике с фруктовыми деревьями? Или жгучая, как подвиги русских солдат? В каждом из нас это слово откликается по-особому.

Проблема данного рассказа - проблема отношения человека к родине. К сожалению, не многие понимают ценность родного края, его величие, значимость. Конечно, любовь к родине есть в сердце каждого из нас. В ком-то она живет острее, более открыто, а в ком-то - спрятана в самой глубине сердца.

Проблема, поднятая К.Г. Паустовским, актуальна во все времена. Ведь любовь к родному краю не приходит сама по себе, она воспитывается с детства, впитывается с первым молоком матери и формируется семьей, окружающей природой.

Нельзя не согласится с автором. Любовь в родине - это любовь в месту, где ты родился, сказал первое слово, вырос. Здесь сформировалось твое мироощущения, сформировался ты сам. Нельзя негативно и равнодушно относиться к родине - месту, которое воспитало в тебе человека.

Мне понравится рассказ писателя. Он написан так легко и живо, потому что украшен большим количеством художественных средств выразительности: эпитетами («сухарная душа»), множеством восклицательных предложений.

Многие писатели, поэты воспевают Родину и любовь к ней. Мне очень нравится стихотворение Лермонтова «Родина». Мне кажется, оно очень тесно перекликается с рассказом Паустовского и его идеями о любви к родному краю, его природе. В своем стихотворении поэт рассказывает, почему и за что дорога ему его страна, как прекрасна ее природа, степи, леса, реки. А если отойти от лирической стороны восхваления родины, можно вспомнить более восторженную песнь - «Слово о полку Игореве». В этом произведении ярко выражена любовь автора к своей земле, он с гордостью рассказывает о природе, прекрасном крае русском.

Гораций когда-то сказал: «Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?». Родина - внутри нас, она наша часть, где бы мы ни были.

Проблемы 1. Образование и культура 2. Воспитание человека 3. Роль науки в современной жизни 4. Человек и научный прогресс 5. Духовные последствия научных открытий 6. Борьба нового и старого как источник развития Утверждающие тезисы 1. Познание мира ничем нельзя остановить. 2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. 3. Цель науки - делать человека счастливым. Цитаты 1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ). 2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы). 3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый). 4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский). Аргументы Научный прогресс и нравственные качества человека 1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в кос­тюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все жи­вое на Земле. 2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного води­теля, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество по­хоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом. 3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытс­тво было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. 4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. 5) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостереже­ние, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумыва­ясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер. 6) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие? 7) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто поя­вится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства? 8) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лиши­лись работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед. 9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был за­спиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе сущес­тво, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!» 10) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям. 11) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако техни­чески человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры - огромные чудовища, настоящие маши­ны для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров? 12) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 190з году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру - ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара. 13) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь. 14) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогре­мел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению. Законы общественного развития. Человек и власть 1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. 2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным строем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устрои­ли всенародный праздник. Этот пример - красноречивое свидетельство того, что чело век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно. 3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников. 4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек тор представил ему луч­ших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. 5) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смот­ре ли пророческие глаза восторженного мечтателя. Человек и познание 1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову. 2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода. 3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови. 4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия». 5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию. 6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основа­тель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы. 7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения. 8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домаш­ней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу. 9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как- то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко от­ветил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика. 10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни. 11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал сту­дентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» - 12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи ско­ро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающе­гося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком. 13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, пос­ледние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведо­мого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.