Вьетнамские художники - самое интересное в блогах. Мастихиновая живопись Фэн Тчу Транг (Phan Thu Trang) Оригинальные картины из природных материалов

10.07.2019
Опубликовано: Июнь 15, 2006

О тенденциях развития пейзажной живописи в современном Вьетнаме. Особенности художественной жизни страны в современных экономических и политических условиях.


На горе Ве-линь осенний туман
окутывает деревья.
Разноцветье трав, мириады цветов
украшают бренный мир.

Нгуен Зы «Беседа в Ким-хоа о поэзии» XVI век.

Современная живопись Вьетнама поражает разнообразием художественных направлений. При этом чёткого деления на стили и жанры не существует - манера каждого художника неповторима по своей индивидуальности, но в то же время все мастера стремятся найти и выразить именно национальный вьетнамский идеал. Вьетнамский народ с древних времён чувствует себя неотъемлемой частью природы, подчиняясь её ритмам и восхищаясь её силой и красотой. Достижение гармонии с природой для вьетнамца - это не только понятие созерцательно-философское, но ещё и насущная необходимость. Вьетнам географы иногда называют «балконом на Тихий океан». Влажный климат и постоянные наводнения заставили жителей этих земель искать возможность приспособиться к столь непростым условиям. Трудолюбие и ответственность вьетнамцев помогли им освоить эти земли, изначально не пригодные для сельского хозяйство. Вьетнамцы по-праву гордятся этим фактом. У них есть поговорка: «В Камбодже едят рис, в Лаосе им торгуют, а во Вьетнаме его выращивают». Сейчас рис, выращённый во Вьетнаме, обладает наиболее ценными пищевыми качествами, а потому для экономики этой страны является тем же важнейшим фактором, что для многих других стран - нефть и газ.


Нгуен Тхи Там, «Деревенская сценка», Ханойский музей, шёлк, акварель, 60х45,1990-е.

Любой вьетнамец - это действительно патриот своей земли, знающий названия практически каждой горы или речки, каждого красивого цветка. Вьетнамские художники, когда пишут природу, то пытаются не скопировать с натуры какой-либо пейзаж, а передать свои личные переживания от созерцания красоты родной страны, выразить свою искреннюю любовь к бесконечному величию и многообразию природы. Наиболее изысканными изобразительными качествами отличается пейзажная живопись на шёлке. Сам материал позволяет показать тончайшие нюансы цвета, передать изменения, происходящие в пейзаже из-за погодных явлений. Нгуен Тхи Там в своей «Деревенской сценке» изображает утренний пейзаж после дождя. Деревья отражаются в мутной глинистой воде залива, а линия горизонта скрыта туманной дымкой. На первом плане картины - деревянные покосившиеся мостки, ведущие к скромным деревенским домам. Перед нами поэтичный образ своенравной природы, с которой вьетнамцы привыкли жить в согласии. Дома практически залиты водой, а дети беззаботно веселятся, раскачиваясь на мостках.



Чу Тхи Тханх, «Народный фестиваль в северо-западном Вьетнаме», Ханойский музей, шёлк, акварель, 70х65 см.

Характерным произведением пейзажной живописи на шёлке 1990-х годов является картина «Народный фестиваль в северо-западном Вьетнаме». Художник Чу Тхи Тханх здесь достигает подлинного органичного синтеза пейзажной и жанровой живописи. Народный праздник соотносится мастером со стихией природы. Кажется, словно природа сама принимает участие в празднике: ветви деревьев, сгибаемые ветром, вторят плавным движениям деревенских танцовщиц, а горы служат естественными кулисами для этой радостной сцены. В колорите картины отсутствуют локальные цвета. Лёгкие оттенки зелёного, серовато-голубого и лимонно-желтого создают уникальное мажорное цветовое единство.



Ле Ким Ми, «Северный Вьетнам», Ханойский музей, шёлк, акварель, 60х45 см.

Художник Ле Ким Ми так же вдохновенно пишет северовьетнамский вид, но его привлекает не праздничное веселье, а трудовые будни. В пейзаже «Северный Вьетнам» он изображает девушек, идущих по кромке рисового поля и несущих за спинами плетёные корзины. Графично написаны мастером стволы деревьев, что вызывает ассоциации с традиционной живописью Китая и Кореи. В колористическом решении доминируют оттенки зеленого, передающие свежесть листвы, напитавшейся влагой. Пейзажная живопись маслом стала популярна в начале нового XXI столетия, но она больше тяготеет к декоративности, чем к подлинной живописности. Шёлк для вьетнамских живописцев - привычный материал, лёгкость, гладкость и прозрачность которого помогают им в полной мере проявить богатство своей палитры. Писать маслом на холсте вьетнамские художники начали лишь в середине XX столетия. Работа в этой технике долгое время не шла дальше ученических попыток овладеть новым живописным методом. Только сейчас художники, обращающиеся к живописи маслом, стали активно искать изобразительные средства для воплощения собственно вьетнамских художественных идеалов. Любому вьетнамскому художнику важно подчеркнуть особую красочность, отличающую природу родной страны. Если в живописи на шёлке мастера создают цветовое многообразие за счёт изысканных тонких сочетаний несколько приглушённых красок, то в масляной живописи художники выявляют изобразительные и декоративные свойства как правило локальных ярких цветов.



Ле Тханх, «Деревья осенью», частная галерея в Ханое, холст, масло, 60х75 см.

Безупречной красотой жёлтого и синего цвета мы можем любоваться в картине «Деревья осенью», написанной маслом художником по имени Ле Тханх. Некоторые современные художники Вьетнама настолько увлечены красотой локальных цветов, что создают целые сезонные циклы пейзажей. Таков, например, Лам Дак Манх, создавший цикл из более, чем двадцати картин, изображающих центральную улицу в Ханое в разное время суток и года. Цвет позволяет охарактеризовать краски определённого сезона, передать зрителю ощущение горячего лета или прохладной зимы. Такие работы пользуются огромным спросом у европейских и американских коллекционеров и предпринимателей, а потому практически при каждой галерее Ханоя работает мастер, который может выполнить на заказ любой заинтересовавший заказчика вид в определённой цветовой гамме. К сожалению, не всегда картина, выполненная таким образом, обладает чертами действительно высокого искусства. Стоит, однако, признать, что и заказчик, и художник как правило наделены хорошим вкусом, поэтому арт-индустрия Вьетнама редко опускается до уровня ремесленных поделок. Покупатели вьетнамского искусства - это в основном европейская интеллигенция и крупные французские предприниматели, потомки аристократических семей тех влиятельных деятелей, что вели дела в азиатской колонии. Может показаться весьма странным тот факт, что бывшие агрессоры и оккупанты вкладывают во вьетнамскую экономику значительные средства, проявляют к Вьетнаму больше дружеского внимания, чем бывшие единомышленники и партнёры. Во Франции, например, практически каждый год проходят выставки и ярмарки вьетнамских художников.



Лам Дак Манх, «Улица в Ханое», Ханой, галерея художника, 60x65 см.

Современная вьетнамская живопись, сохранившая в себе неповторимое очарование восточных традиций и вобравшая в себя особое ощущение современности, является важной частью мировой культуры. Удивительная внутренняя гармония, характерная для этого сильного и благородного народа, с достоинством выдержавшего ужасы разрушительных войн, породила яркое и самобытное искусство, исполненное высокой поэтичностью образов.




От: Волков Олег,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

В своих работах Вьетнамская художница Phan Thu Trang использует минимум цветов и избегает лишних деталей, из за этого их можно счесть слишком простыми. Однако красивые, хотя и немного наивные, изображения пейзажей в сочетании с необычной техникой нанесения краски, стали причиной популярности работ Фэн и привлекли внимание коллекционеров со всего мира

В самый первый момент, когда видишь эти яркие, жизнерадостные пейзажи, кажется, что деревья сделаны из множества наклеенных друга на друга клейких листочков. Однако это масло. Phan Thu Trang рисует свои карамельные стилизации деревенской вьетнамской жизни маслом в технике мастихин. Её манера рисования с близкого расстояния создаёт впечатление мозаики, аппликации из лоскутков или ярких стикеров, наклеенных на холст.

Фэн Тчу Транг (Phan Thu Trang) родилась в Ханое, в 1981 году. Первую свою награду за талантливую работу она получила уже в пятилетнем возрасте, заняв третье место на большом конкурсе детского рисунка. К восемнадцати годам Phan Thu Trang принимала участие в студенческой выставке в Ханое, где занимала призовые места. Однако решение пойти путём художника пришло к Phan Thu Trang не сразу. Сначала она закончила университет театра и кино. Но не смотря на диплом, режиссёром она не стала, а вернулась к живописи. В настоящее время Phan Thu Trang состоит во Вьетнамской ассоциации молодых художников. Она очень востребованная художница и участвует в выставках по всему миру, её работы находятся в лучших галереях и частных собраниях.

В ее память врезались образы жителей села северной деревни и их тяжелая жизнь, эти яркие воспоминания стали основой большей части работ Фэн. Использование необычно теплых и мягких пастельных цветов, создает у зрителя ностальгическое настроение и позволяет им почувствовать "дыхание свежести", исходящее от ее пейзажей.

Мастихиновая живопись - это оригинальный способ нанесения красок или масла на холст не при помощи кисти, а при помощи специальной лопаточки. Масло ложится такими слоями, что создаётся ощущение объёмности.

(итал. – mestichino) – упругая тонкая пластинка из стали или роговая, сделанная в форме ножа, лопатки. Мастихин используют чаще всего для удаления не засохшей краски с полотна (масляная живопись), очистки палитры, реже – для нанесения грунтовки, дополнительного перетирания красок.

Мастихиновая живопись отличается яркими натуральными цветами. При создании работ данного вида творчества цвета практически никогда не смешивают, а наносят прямо из тюбика на полотно. Такой манер рисования создает впечатление пазла, аппликации, а не картины, потому что издалека работа напоминает лоскутки, стикеры, наклеенные на холст.






















Когда смотришь на потрясающе яркие картины молодой вьетнамской художницы по имени Phan Thu Trang , кажется, что они объемные, и сделаны из наклеенных на холст листочков-стикеров. Но при детальном рассмотрении становится понятно, что это "холст, масло" - и мастихин. С мастихиновой живописью, когда художник накладывает на холст краску не кисточкой, а при помощи небольшого ножа-лопаточки, мы уже знакомы благодаря творчеству и его красочным осенним пейзажам. Столь же красочными получаются картины и у Phan Thu Trang, разве что с преобладанием вьетнамского колорита.


Увы, но о творчестве молодого вьетнамского автора нам известно не так много. Родилась художница в Ханое, окончила университет театра и кино, но вовсе не со сценой и кинокамерами связала свое будущее, а с живописью. Так, в 5 лет Phan Thu Trang заняла третье место в детском конкурсе рисунка, а уже в 18 лет впервые стала участницей студенческой выставки в Ханое.




Признаться, с какими картинами молодая художница участвовала в выставках, нам неизвестно. Зато если рассмотреть те работы, который сегодня продаются в арт-галереях, можно с уверенностью сказать, что больше всего автору нравится рисовать деревья. Причем такие, по которым не разглядеть время года. Кажется, что на картинах запечатлена ранняя осень с ее буйством красок, но это также может быть и позднее лето, или же снежная зима...




Разноцветные деревья с маленькими фигурками своих соотечественников - излюбленная тема у Phan Thu Trang, это факт. Но тем не менее, ни зрители, и поклонники ее творчества не жалуются, раскупая красочные полотна для своих квартир, галерей, загородных домов или же офисов.
С некоторых пор Phan Thu Trang состоит во Вьетнамской ассоциации молодых художников.

Вьетнамцы - это творческие люди со своим подходом к искусству. Очень много необычного и колоритного есть во вьетнамских картинах, выполненных из самых разных материалов. Мы хотим рассказать вам о некоторых из них, ведь возможно, вы даже не подозревали от том, что произведения искусства могут быть созданы из таких подручных материалов. При этом мы затронем как старинные способы самовыражения художников, так и самые современные.

Картины, вышитые шелком

Огромное количество оттенков, используемых при создании картин и тонкая кропотливая работа искусных мастериц сделали вьетнамские картины, вышитые шелком, известными на весь мир. На картинах оживают природные пейзажи и портреты людей. Особенно удивляют двухсторонние картины. А еще все произведения отличает эффект трехмерности изображения. Картины мастериц можно увидеть на шелковой фабрике в Далате . Это не просто фабрика, а красивый выставочный зал, в котором можно полюбоваться потрясающими работами вышивальщиц и при желании купить понравившуюся картину. Кроме того, посетители могут увидеть как прямо в залах девушки работают над созданием этих удивительных картин.

Лаковые картины

Лак - это прочный водонепроницаемый материал и вьетнамцы создают с его помощью красивые картины, украшают лаковыми изображениями шкатулки, подносы, ширмы и другие предметы. Работа с лаком требует определенных навыков, ведь этот материал быстро затвердевает. Мастера должны действовать быстро и аккуратно. Увидеть лаковые картины можно в мастерской в городе Хошимине, отправившись туда на обзорную экскурсию . В мастерской есть самые разные предметы от больших комодов до крошечных шкатулок, которые можно приобрести на память.

Картины из куриных перьев

Такие уникальные произведения можно увидеть в старинном районе города Хойана , их создает художник по имени Динь Тхонг. Он с детства увлекался изобразительным искусством, рисовал при помощи традиционных красок и карандашей, составлял из бумаги коллажи, а потом решил внести в свое творчество что-то совершенно новое и необычное и сделал свою первую картину из куриных перьев. Обычно художник использует перья птиц вьетнамских пород, а они бывают четырех цветов: черного, белого, коричневого и серого. Перья Динь Тхонг приклеивает на картон, создавая тем самым пейзажи, портреты или абстрактные композиции. Эти необычные картины характеризуются долговечностью, стойкостью красок, а главное - оригинальностью.

Барельефная гравировка по стеклу СОВА

Такой вид искусства не является древним. Он появился уже после того, как во Вьетнам из Европы была привезена мозаика из стекла. Стеклянные картины фирмы СОВА были придуманы благодаря Фан Хонг Виню. Именно он разработал новую технику барельефной гравировки по стеклу. Используя эту технику, мастер превращает обычные стеклянные плитки в произведения искусства. Винь изобрел особый пескоструйный аппарат, который применяется для обработки матового стекла, а также придумал способ помутнения изделий из хрусталя. Гравировка применяется не только для создания обычных картин, но и для изготовления различных элементов декора помещения: дверей, стен, перегородок. Красивый эффект получается, когда свет падает на стекло: пространство становится сверкающим! На картинах изображаются цветы и растения, животные, люди или природные пейзажи.

Рисовые картины

Как известно, рис для вьетнамцев - это самый важный злак и продукт на столе. Вьетнамцы ценят рис и уважают его. Неудивительно, что рис пришел и в сферу изобразительного искусства. При помощи рисовых зерен художники, работающие в мастерской Хыу Кыонг Нгуена, создают уникальные картины, на которых изображается природа Вьетнама и люди, живущие и работающие на территории страны. Для работы мастера выбирают прочные одинаковые по размеру зерна. Для того, чтобы придать зернам разные оттенки, их обжаривают при разной температуре. Опытные профессионалы могут получить более десяти оттенков риса. Чтобы наклеить рис на основу используется вязкий молочный клей. Готовые картины сушат на солнце. На производство одной картины мастера тратят от шести до двенадцати дней.

Картины из крыльев бабочек


Картины из крыльев бабочек создает вьетнамский профессор Буй Конг Хиен. Он занялся этим после того, как оставил преподавательскую деятельность на биологическом факультете в институте Ханоя. Вместе с инженером Данг Нгок Анем они начали разводить бабочек для создания картин. В процессе работы используется особый, специально разработанный вид клея, который сохраняет природную нежность крыльев бабочек. Сейчас профессор и инженер вынашивают идею о том, чтобы научить крестьян разводить бабочек и создавать удивительные и необычные картины, чтобы те могли повысить свой доход.

Картины из разных природных материалов

В некоторых интерьерных роскошных вьетнамских магазинах можно увидеть оригинальные картины, созданные группой студентов Ourway. Они выполнены из природных материалов и не сразу можно догадаться, что мастера использовали для своих произведений яичную скорлупу, корни растений, сено, опилки и солому. Интересно то, что материалы для своих картин студенты стараются не окрашивать. Они находят разноцветные опилки, используют скорлупу не только куриных, но и утиных и перепелиных яиц. На начальном этапе набросок наносится на основу карандашом, затем будущая картина покрывается клеем, на который накладываются различные материалы. Все картины оригинальны и не похожи одна на другую, в чем состоит их особая ценность.

Древнее и самобытное искусство Вьетнама складывалось на протяжении многих столетий. Талантливый народ этой страны создал много замечательных памятников художественного творчества.

Становление современной живописи проходило в трудных условиях и характеризуется рядом особенностей. Ее источником было классическое искусство средневековья, но к началу XX века оно уже не отвечало новым требованиям и идеалам. Отчетливо сказалась на его развитии колонизация страны Францией, в результате чего во Вьетнам проникли разнообразные элементы европейской культуры. В этот период и произошло переосмысление средневекового наследия, обусловленное знакомством с лучшими живописными образцами Европы.
Важную роль сыграло открытие в 1924 году Высшей школы изящных искусств Индокитая в Ханое. Основной упор в ней делался на преподавании основ европейской живописи, но изучалось и старое искусство. Именно в обращении к национальным истокам заключалось прогрессивное значение этого учебного заведения. Там обучались многие художники, поставившие целью возродить древнее самобытное искусство. Благодаря их усилиям вновь приобретает значение старинная живопись на шелке, разрабатывается новая лаковая техника. Именно эти виды и представляют в настоящее время наибольший интерес.

СуМан, Хоань Ван Тхуан. Лак. 1982. Очистка риса. Гравировка по лаку. 1981. 67 X 48.

Живопись на шелке была известна еще в период раннего средневековья. Старые мастера писали на длинных горизонтальных и вертикальных полосах шелка или мягкой рисовой бумаге, к которым прикреплялись по краям деревянные валики. Использовались водяные минеральные и растительные краски. Готовое произведение вставлялось в обрамление из узорчатого шелка. Второе рождение этого древнего вида искусства связано с именем выдающегося вьетнамского художника Нгуен Фан Тяня, чьи картины имели большой успех на Международной выставке 1931 года в Париже. Для своих вещей Нгуен Фан Тянь выбирал тонкий, полупрозрачный шелк, работал тушью и акварелью. Обаяние его работ было столь велико, что примеру мастера последовали многие его собратья по искусству.
Успехи станковой лаковой техники были вначале не слишком значительны. Художники в 1920-1930-е годы делали лишь первые шаги в ее овладении. А ведь декоративные росписи лаками известны во Вьетнаме с II тысячелетия нашей эры. Лак получали из сока деревьев ши и чам, отстаивали в течение нескольких месяцев в темном помещении. Самый верхний его слой шел на приготовление наилучшего по качеству черного лака, второй слой использовали для смешивания с красителями, лаковая смола служила для первичной обработки изделий. Палитру старых мастеров составляли всего несколько цветов - золотой, черный, коричневый, красный, так как другие красители при смешивании с лаком темнеют. Цветными составами покрывали деревянные части архитектурных сооружений, храмовые скульптуры, мебель, ширмы, декоративные шкатулки, вазы. Применение лака в станковой живописи потребовало изменения технологии, цветовой палитры.

Нгуен Лыон Тьсу Бак. Дорога в поселок Жао Шан. Шелк, акварель. 1982. 58 X 76.

После победы Августовской революции 1945 года национальное искусство получило новый стимул. Процесс его становления шел успешно, несмотря на войны с французскими колонизаторами, американскими агрессорами. В этот трудный для страны период прогрессивные вьетнамские художники поставили свой талант на службу народу. Вместе с бойцами Народной армии они совершали длительные переходы, участвовали в боях. Их наброски, рисунки прославляли подвиги солдат и партизан, трудовые свершения крестьян. Культурная жизнь не замирала. В 1948 году в северном горном районе Вьетбак начали работать две студии лаковой живописи, где наряду с обучением студентов совершенствовалась живописная техника. В 1950 году здесь же была открыта художественная школа, директором которой стал известный живописец То Нгок Ван.
В годы перемирия (1954-1965) художникам Северного Вьетнама представились широкие возможности творчества. В Ханое вновь открываются художественные институты, организуется целый ряд выставок как внутри страны, так и за границей. Они свидетельство успешного развития нового национального искусства, особенно станковой живописи.
Как шла работа над произведением? Вначале подготавливается основа. Для нее берут сухое, легкое дерево, иногда прессованную фанеру. На доску, оклеенную со всех сторон хлопчатобумажной тканью для предохранения от трещин, накладывают несколько слоев грунта из специально приготовленного состава, в который входят каолин, мелкие древесные опилки и лак-сырец. Каждый слой просушивается и тщательно шлифуется пемзой.
После нанесения грунтовки доску покрывают несколькими слоями черного или коричневого лака, каждый из которых также шлифуется. Потом наносится предварительный рисунок, затем мастер начинает работать лаковыми красками - исправления здесь практически невозможны. Поверхность картины полируют вначале рисовой соломой и, наконец, рукой. К 60-м годам цветовая палитра станковых картин расширилась. К традиционным цветам добавились белый, синий, розовый, фиолетовый, различные оттенки зеленого.

НгуенВанТи. Рыбаки в устье рек Хан и Хой. Лак. 1982. 125 X 190.

Настоящего расцвета живопись Вьетнама достигла после объединения страны. Художники Севера и Юга получили возможность работать совместно. За прошедшие годы в художественных институтах и училищах страны воспитана плеяда молодых талантов. Продолжают успешно работать старейшие мастера.
Один из них - Чан Ван Кан, почетный академик Академии художеств Социалистической Республики Вьетнам. Он обучался в 30-е годы в Высшей школе изящных искусств. Работал в различных техниках, но наиболее ярко его талант проявился в живописи маслом и лаком. Чан Ван Кан всегда верен присущей ему живописной манере, в которой «свободная кисть» сочетается с использованием золотой и серебряной пудры. Он в числе первых начал использовать этот материал. Золотая пудра, покрытая сверху прозрачным коричневым лаком, давала красивейшие цветовые эффекты. Одна из последних работ художника - «Тху Кьеу и Ким Чонг» - создана по мотивам известной поэмы средневекового поэта Нгуен Зу «Стенания истерзанной души», которая повествует о суровых испытаниях, выпавших на долю влюбленных. На черном фоне порывистой линией очертаны фигуры юноши и девушки, играющей на нгуэте - национальном музыкальном инструменте. Чан Ван Кан великолепно использует таинственное мерцание золота на черном лаковом фоне, чтобы передать ощущение внутренней напряженности, тревоги:
…Лютню настроила, чтобы верны
Были четыре певучих, неугомонных струны…
Плавные звуки - дыханье земли,
посвисты ветра и гомон цикад.
Быстрые звуки, как ливень,
как вихревой водопад.
Пламя мерцает в светильнике. Сад
странной истомой объят; и тому,
Кто так заслушался страстно,
глядя в окрестную тьму,
Хочется плакать и петь самому.
Иначе применяют золотую пудру другие мастера — Нгуен Ван Ти и Нгуен Ван Бинь. На картине «Рыбаки в устье рек Хан и Хой» Нгуен Ван Ти изобразил возвращение рыбаков с удачной рыбной ловли. На переднем плане они заняты починкой сетей, за ними группа мужчин несет сушить влажные снасти. На заднем плане, на сине-зеленой глади моря, множество лодок с развернутыми парусами. Они четко рисуются на красном фоне неба. Для эффектного выделения силуэта парусов мастер использует необычный прием - наклеивает на поверхность картины кусочки ткани, а затем покрывает их тонкими листочками желтой фольги. Яркая красота пейзажа, сияние блесток помогают художнику передать настроение праздничности.

Куанг Тхо. Старый ополченец. Лак. 1984. 90 X 120.

В картине «Пейзаж в провинции Хао Бинь» Нгуен Ван Бинь изобразил небольшую деревушку среди цветущих деревьев. Произведение отличает колористическая звучность - красная земля, коричневато- желтые стволы бамбука, силуэт сине-зеленых гор. Художник использует золотую пудру для передачи свечения неба, более плотные листочки фольги подчеркивают четкую графичность деревьев. Другим средством выразительности стала инкрустация яичной скорлупой. Ею исполнены одежды крестьянок, фигура коня. В лаке вырезаются неглубокие выемки, в них укладывают кусочки скорлупы, которые закрепляют молоточком. При этом на яичной скорлупе образуется сеть живописных трещинок. Впервые эта техника стала применяться в 30-40-е годы.
Работает с этим материалом и художник Куанг Тхо. Фон для его картины «Старый ополченец» выполнен с использованием внутренней и внешней поверхностей скорлупы, имеющих различные оттенки белого цвета. На этом условном, похожем на мозаику фоне выделены фигуры старика с автоматом и девушек. Лаконизм композиционного построения, темный, тревожный колорит картины раскрывают основную ее идею - решимость вьетнамского народа отстоять свою независимость.
Наряду с живописью лаковыми красками больших
успехов достигла традиционная гравировка по лаку. Старые мастера пользовались ею при создании декоративных изделий. Современные художники выполняют так станковые картины. Фоном служит обычно лак, где вырезается рисунок, заполняемый темперными или лаковыми красками. В технике гравировки по лаку много и плодотворно трудятся Су Ман, Хоань Ван Тхуан, Нгуен Нгиа Зуен. Их работам присуща повышенная декоративность. Основное средство выразительности - контраст между блестящим лаком и матовыми, цветными поверхностями. В картине Нгуен Нгиа Зуена «Хо Ши Мин и пионеры» холодный лаковый блеск усилен применением теплых розовых, красных и фиолетовых тонов.

ДангКуйХоа. Мост Тхе Хук. Шелк, Акварель. 1982. 45 X 60.

Живопись на шелке остается наиболее утонченным видом национального искусства. Правда, некоторые мастера придерживаются классических приемов и используют натуральный шелк, пропитанный специальным рисовым отваром, предохраняющим от свободного растекания красок. Другие пишут на искусственном шелке, не подвергающемся специальной обработке. Используются европейские акварельные краски, значительно реже - минеральные и растительные. Для получения эффекта размытости красок пишут и по влажному шелку.
Многие художники старшего поколения предпочитают традиционное письмо. К ним относится Нанг Хиен. Этого мастера, не получившего художественного образования, отличает изысканная живописная манера. Он тщательно работает с фактурой, краски накладывает так тонко, что сквозь них просвечивает серебристая основа шелка. Пишет локальными цветовыми плоскостями, очерчивая их выразительной линией. Придерживаясь традиций классической живописи, Нанг Хиен часто оформляет картины узорчатым шелком. Большое место в его творчестве занимают портреты девушек различных народностей Вьетнама.
В живописи на шелке и по сей день ощутимо влияние основоположника этого вида искусства Нгуен Фан Тяня. Вот, например, картина Хуинь Фыонг Донга «Партизанка из района Кути». Она как бы продолжает портретную галерею женских образов, начатую старшим собратом.

Нанг Хиен. Девушка народности зяо. Шелк, акварель. 1980. 40 X 60.

Высокая гражданственность характерна для многих работ вьетнамских мастеров, которые создают произведения, посвященные героическому прошлому своей страны, теме мирной жизни. Фам Тхань Лием в работе «Ополченцы металлургического комбината» пишет группу молодых людей, направляющихся на рабочую смену с оружием за плечами. Данг Куй Хоа в картине «Мост Тхе Хук» изображает любимое место гуляния ханойцев - мост на озере Возвращенного Меча в центре столицы. Это произведение связано с героическим прошлым вьетнамского народа. Намечая силуэт старинной пагоды на заднем плане, мастер как бы перебрасывает мост в минувшее, напоминает о средневековой легенде, связанной с озером Возвращенного Меча. Предание повествует, что в давние времена на страну напали полчища врагов. Освободительную борьбу возглавил рыбак Ле Лой. Однажды, когда он сидел в раздумье на берегу озера, из его глубин выплыла черепаха и передала ему волшебный меч. Ле Лой повел свое храброе войско в битву и одержал решительную победу, изгнав захватчиков из страны. А удивительный клинок был возвращен черепахе, о чем и напоминает современное название озера.
Современные художники с удивительным мастерством передают в живописи на шелке пышное цветение деревьев, нежные лепестки цветов, рисовые поля, покрытые изумрудной зеленью. Живописцев волнует жизнь во всех ее проявлениях. Вот крестьяне спешат утром на базар, заняты посадкой риса крестьянки. Тональные переходы прозрачной акварели словно растворяют людей, предметы в световоздушной среде.
Живопись Вьетнама наших дней, отмеченная высокими художественными достоинствами, демонстрирует живую и тесную связь с жизнью народа, успешно развивает лучшие традиции древнего национального искусства.