Тема любовь к матери. Подготовка к ОГЭ (ГИА). Проблема разрушительных последствий войны

20.10.2019

Что есть сильнее материнской любви? Это именно та любовь, которая долго терпит, не ищет своего, все покрывает, все переносит. Мы с рождения пребываем в материнской любви, как в коконе. Это наша зашита и опора, но не всегда мы ценим эту любовь, часто раздражаемся беспокойством о нас, уже взрослых. И, только когда мать уходит из жизни, понимаем, какое сокровище мы потеряли.

В рассказе Михаила Агеева «Случай с деньгами» герой, конечно, любит свою маму, но малодушно стесняется ее непрезентабельного вида перед товарищами. Он намеревался пробежать мимо нее неузнанным, но мама, конечно, узнала сына. Она принесла забытые сыном деньги для оплаты учебы, чтобы он не волновался. Сын же был груб с ней. Одноклассникам он не признался, что это его мать, назвал ее обнищавшей гувернанткой, ищущей место, и вместе со своими товарищами смеялся над ней. Он поступил предательски. Для матери этого мальчика стало очевидным, что сыну стыдно пред друзьями за ее бедную, поношенную одежду, за ее старость (конечно, она экономила на себе ради сына). Заплатив за гимназию, она, сгорбившись, пошла домой и больше к сыну не подошла. Взгляд ее был виноватым и горестным. Безусловно, она оправдала и простила сына, ведь материнская любовь прощает все. Но разве можно обижать свою мать?

Если говорить о силе материнской любви, то можно вспомнить стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце», в основу которого положена украинская легенда. В стихотворении говорится о том, как казак, одержимый любовью к дивчине Оксане, по просьбе ее приносит любимой в рушнике сердце матери. Всходя на крыльцо, казак споткнулся, выронил сердце, и оно спросило его: «Не ушибся, сынок?». Даже вырванное из груди родным сыном сердце матери продолжает болеть о нем.

Писатель А. Фадеев в воспоминаниях о своей матери повествует о горечи, пережитой им у материнской могилы. Он предостерегает молодых людей от таких поступков в отношении родителей, о которых придется сокрушаться до конца жизни.

Писатель А. Алексин призывает беречь матерей так же, как они берегут своих детей. Алексин отмечает жертвенность, свойственную матерям, и естественность ее, но, полагает писатель, дети с той же естественностью должны сопротивляться безудержному благородству материнских жертв, а не принимать их как должное. Ведь придет время, и наступит раскаянье.

Подводя итог, можно назвать материнскую любовь безмерной. Это бесценный дар, которым дети дорожат не всегда. Но необходимо ценить эту любовь, а не использовать ее, иначе отзовется холодность к матери неминуемой расплатой.

В последнее время Хурдин часто вспоминал о Вихляевской горе, о велосипеде; и, думая о поездке к матери, загадывал починить старый велосипедишко и съездить на Вихляевскую гору. До самого дома больше не обмолвились словом. И чем ближе подъезжали, тем острее понимал Хурдин, какими долгими были эти пять лет разлуки.

Сочинение

За жизнь человеку приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных эмоций и чувств: что-то из этого временно и скоротечно, а что-то заседает в сердце на долгий срок. Однако ни с чем и никогда не сравнятся чувства матери к своему ребенку. В своем тексте Б. Екимов предлагает нам задуматься над вечной проблемой материнской любви.

Сердцу любящего человека, тем более матери, самую глубокую рану наносит разлука. Автор знакомит читателя с историей из жизни Хурдина, вернувшегося домой после долгих пяти лет своего отсутствия, и обращает наше внимание на то, с какими эмоциями встретила его мама. Писатель делает акцент на резкости и хаотичности движений женщины, подчеркивая тем самым переполняющие её радость и одновременно обеспокоенность. В момент встречи она совсем не рассказывает о себе, только пытается выразить свое сильнейшее волнение, съедавшее её все эти годы – но из-за за слез и переполнения эмоциями получалось лишь в исступлении колотиться «легкой седой головой о сыновью грудь». Б. Екимов подводит нас к мысли о том, что пять лет разлуки с сыном явились для этой женщины бесконечным сроком, и все те переживания, которые она испытала, истязали её не только духовно, но и физически.

Любая разлука с любимым человеком сопровождается обилием моральных и физических истязаний, но один год расставания матери с сыном приравнивается к десятилетию. Б. Екимов считает, что материнское сердце является воплощением преданности, а любовь - самым сильным и всепоглощающим чувством. И чем меньше мать знает о своем чаде, чем реже она его видит - тем сильнее и глубже её переживания.

Я полностью согласна с мыслью автора и тоже считаю, что любовь матери к своему ребенку – самое всеобъемлющее, самое глубокое и сильное чувство. Неслучайно писатели и поэты всех веков воспевали его и возвеличивали в своих произведениях, и неслучайно вскоре эта тема превратилась в вечную – наравне с любовью к своему Отечеству.

Например, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» с помощью эпизода прощания очень емко и глубоко показал любовь Авдотьи Васильевны к Петруше. Мать, узнав о том, что сын на долгое время уезжает на службу, была шокирована и подавлена этой новостью настолько, что «уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу». Плакала Авдотья Васильевна и во время прощания с сыном, сквозь слезы желая Петруше здоровья, потому как хуже этого расставания для сердца матери быть ничего не может.

Проблему материнской любви поднял также и Д.И. Фонвизин в пьесе «Недоросль». Главную героиню он описывает как глупую, лицемерную женщину, грубую и меркантильную жену, злую и жестокую помещицу, но любовь Простаковой к Митрофанушке необъятная и искренняя настолько, что способна в какой-то степени даже заслонить многие недостатки этой героини. Однако, к сожалению, Простакова настолько сильно одаривала любовью своего сына, что он пресытился этим чувством и перестал его ценить. В тот момент, когда героиня встретилась с предательством Митрофанушки, когда наконец увидела его пренебрежение и грубость – она была не просто расстроена, сложилось ощущение, что сердце ее разорвало на куски, а вместе с тем пришло осознание того, что её сын, которого она так сильно любит и лелеет, вырос плохим человеком, не способным оценить её любовь и заботу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что сильнее любви мамы к своему чаду не может быть ничего – это самое светлое, самое сильное и искреннее чувство. Именно поэтому нам стоит беречь и любить наших матерей, несмотря ни на что – ведь в нас заключается смысл их жизни.

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

План сочинения 15.3 на тему «Материнская любовь»*

  1. Святое и сильное чувство – материнская любовь (определение);
  2. Доброта и тактичность мамы;
  3. Проявление материнской любви;
  4. Для каждого материнская любовь своя.

Пример сочинения 15.3

Материнская любовь — это самое бескорыстное, сильное, светлое чувство в мире. Ведь с именем мамы связано так много. Она всегда рядом с нами, всегда найдет нужные слова для поддержки. Мама заботится о нас. Мы на протяжении всей жизни ощущаем ее нежность, силу, поддержку. Мама, как ангел, спустившийся с небес, охраняет нас и помогает преодолеть трудности.

В жизни нет ничего важнее мамы. Ее ласки, кажется, хватит не только на собственных детей, но и на всех детей в мире. Она, как огромная птица, готова закрыть детенышей от грозящей им опасности.

В предложениях 13-16 предложенного текста мы наблюдаем, как заботливо мама провожает сына в школу, как тактична она в проявлении своей опеки. Мальчик, считающий себя достаточно взрослым, не хочет, чтобы его провожали. И мама покорно кладет на место взятые вещи. Но беспокойство за сына гонит ее вслед за ним, и она, прячась, чтобы мальчик не обиделся, идет, сопровождая его до школы.… И чуть позже, в предложениях 34-41,когда герой произведения видит маму, стоящую под дождем у окон школы, его душе становится теплее потому, что мама рядом. В этих коротких строчках раскрыто всепоглощающее светлое и сильное чувство – материнская любовь.

Я помню свою маму вечной хлопотуньей. Она так много работала, но ее любви и терпения хватало на меня всегда. Она вместе со мной решала задачки, учила стихи. А если в школе что-то не ладилось, всегда давала советы. Мама была свидетельницей моей первой влюбленности и помогала пережить безответное чувство. Она была рядом, когда мне нездоровилось. И никогда не говорила о том, что у нее что-то болит или что она устала. Мама мудро ведет по жизни, и всегда старается найти оправдание моим не всегда правильным поступкам. Для нее я все еще тот малыш, о котором надо заботиться и опекать, самый лучший и любимый ребенок на свете.

Говоря о материнской любви, не могу не вспомнить стихотворение Кедрина, которое так и называется «Сердце». Герой произведения разрубил грудь матери, чтобы подарить девушке ее сердце. Когда он упал, сердце матери упало. У сына, убившего свою мать, ради любви к девушке, упавшее сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» Эти слова еще раз подтверждают верность нашего утверждения о том, что материнская любовь способна выдержать любые испытания ради своего ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что материнская любовь не может определяться каким-то одним термином. Это чувство не поддается определениям. Для каждого из нас материнская любовь своя и каждый понимает ее по-своему.

Комментарий педагога:

С чего начать подготовку к сочинению-рассуждению?

  • Начиная работу, вспомните о том, что вы должны показать свое умение рассуждать и думать на заданную тему, важно уметь убеждать в своей правоте.
  • Сочинение-рассуждение обычно состоит из 3-4 частей: определение темы, ее формулировка; обоснование темы (ее раскрытие) и итоговый вывод.
  • Обязательно надо составить план сочинения, так будет легче писать.
  • Части сочинения должны делиться на логические отрывки, не должно быть путаницы (то есть если говорите об одном, не вставляйте в свои рассуждения лишнее, не перескакивайте с одной мысли на другую).
  • Пользуйтесь словарем синонимов.
  • Постарайтесь пользоваться цитатами для подтверждения выводов или нумерацией предложений.

*Исходный текст для анализа:

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня… провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:
– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:
– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка… (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. (из Открытого банка ФИПИ)

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.