Тренинг “Профилактика вредных привычек”. Методы профилактики наркомании, позволяющие сохранить здоровье населения

26.09.2019

Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
  • проверить уровень усвоения информации.

Материалы и оборудование: мел, ватман, разноцветные маркеры, фломастеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника; компьютер, проектор; видеопособие для подростков, педагогов, родителей «Наркозависимость» (центр практической психологии «Катарсис»), видеомагнитофон, телевизор; папки для участников с раздаточными материалами (анкеты, информационные листы, буклеты).

План занятия

№ этапа

Время

Продолжительность

Введение

Знакомство

Ожидания участников

Принятие правил работы группы

Оценка уровня информированности группы

Актуализация проблемы.
Игра «Листок с секретом»

Демонстрация видеофрагмента

Информационный блок (начало)

20-25 минут

Игра «Степень риска»»

Кофе-пауза

Информационный блок (продолжение)
Игра «Спорные утверждения»

Отработка практических навыков
Игра «Стул»

Понятие о групповом давлении

Игра «Ответственное решение»

Завершение работы

План-конспект

Введение (5 минут)

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если ведущий расскажет о своей профессиональной деятельности, личных ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. Не рекомендуется ограничиваться высказыванием типа: «Меня зовут…».

Знакомство (10 минут)

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там, на протяжении всего занятия.

Ожидания участников (10 минут)

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»).

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Для этой цели используется опросник, содержащий закрытые вопросы по теме «ВИЧ/СПИД» (Приложение 1).

Актуализация проблемы (15 минут)

Игра «Листок с секретом»

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю японский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.

3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».

5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

6. «Нолики» изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке которых оказались «минусы», переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

7. Групповая дискуссия по вопросам:

  • Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?
  • Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?
  • Как объяснить тот факт, что 80 – 90 % больных СПИДом являются наркоманами?
  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
  • Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Фильм – «Правда из первых рук». О связи наркомании с распространением ВИЧ-инфекции.

Информационный блок (20 – 25 минут)

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной доклад построен в виде лекции – компьютерной презентации (Приложение 2).

Игра «Степень риска» (10 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Игра «Спорные утверждения» (20 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Обсуждение:

  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Цель этого этапа – приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Игра «Стул» (10 минут)

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

Обсуждение:

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и давлению одного человека, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, принимать наркотики, курить или вступать в половую связь). Получается, что это не наше решение, на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей».

Демонстрируется и обсуждается слайд «Виды группового давления» (Приложение 3).

Игра «Ответственное решение» (20 минут)

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

Обсуждение:

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью анкеты (Приложение 1). Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами.

Литература

  1. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  2. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. – 206 с.

Главная задача профилактики алкогольной или наркотической зависимости – убедить подростков в том, что после употребления наркотических или алкогольных веществ социальных последствий куда больше, чем медицинских. И, в первую очередь, им особенно важно будет мнение не опытных медиков, а скорее их ровесников, которые в период становления личности становятся для школьников референтной группой. Наиболее действенная профилактика – это тренинги, проводимые высококвалифицированными специалистами в области проблем наркомании. То есть, это не просто медики, а активные молодые люди, имеющие свои собственные тренинговые приемы и хороший опыт.

Игры, упражнения не должны ничего навязывать и вызывать безразличие или хуже того агрессию. Необходимо дать подросткам возможность самостоятельно размышлять, делать выводы и принимать твердые решения в процессе ненавязчивой дискуссии.

Перед началом любых игр, бесед необходимо выяснить у участников как бы они хотели, чтобы к ним обращались во время тренинга (лучшим решением будет сделать специальные бейджики, чтобы не затруднять общение) . После чего предоставить участникам правила общения в процессе тренинга. Желательно выдать их на карточках. Например: уважайте собеседников, не прерывайте их рассказ, подними руку, чтобы высказаться, никак не оценивай собеседника, вся информация на тренинге останется закрытой и т. д.

Ну и теперь более подробно о профилактических играх.

Игра «Сомнительные утверждения»

Задача: помочь участникам тренинга высказаться о проблеме наркомании.

Как это сделать? Для начала, на трех листах бумаги написать утверждения: «я согласен», «я не согласен», «я не знаю». Приклейте эти листы к трем разным стенам в помещении.

Тренер зачитывает различные спорные утверждения, например:

— Не все наркотики смертельно опасны

— Наркотики заставляют нас творчески мыслить

— Бросить употреблять наркотики совсем не сложно

— Наркозависимость можно излечить

— Наркозависимыми становятся, чтобы поддержать компанию

— Передозировка смертельна

Вариантов утверждений может быть и больше. Выслушав утверждения, участники тренинга расходятся к тем листам, которые наиболее точно выражают их мнение. После этого тренер в виде краткого сообщения выражает свои мысли по поводу спорных утверждений. После чего вопросы можно задать еще раз, возможно, участники поменяют свой взгляд на некоторые проблемы.

Игра «Ассоциации»

Задача: оценить уровень знаний участников тренинга.

Как это сделать? Необходимо подготовить ручки и листы бумаги.

После этого зачитывается задание: «назовите первое, что приходит вам в голову при упоминании слов «наркомания», «наркозависимость», «передозировка». Затем нужно дать совсем немного времени, чтобы участники записали слова. После чего все по кругу произносят что у них написано, и все варианты заносятся в один общий список так, чтобы не было повторов. Полученные ассоциации суммируются.

Игра «Марионетки»

Задача: почувствовать, как это, когда тобой кто-то управляет.

Как это сделать? Разбить участников на группы по трое. Двое в группе – кукловоды, третий – кукла-марионетка. Марионетка не имеет права сопротивляться, это против правил. Для каждой из групп на расстоянии 2 метров, друг напротив друга ставятся два стула. Задача кукловодов – довести марионетку до другого стула и усадить. Можно использовать веревочки или мягкие широкие ленты для большей реалистичности.

В конце игры необходимо спросить участников:

— Как вы себя ощущаете на месте куклы?

— Приятно ли это было?

— Вы хотели сделать что-либо самостоятельно?

Игра «Отказ»

Задача: научить участников аргументированно отказывать в ситуации выбора.

Как это сделать? В маленьких группах, каждую из которых ставят в определенную ситуацию. Например:

— Одноклассник хочет оставить у тебя дома какие-то свои вещи, которые тебе совсем не хочется оставлять у себя дома

— Лидер среди друзей предлагает попробовать наркотики «за компанию»

— Сосед просит отнести какую-то неизвестную вещь незнакомому человеку.

В конце любого тренинга для ведущего важно спросить участников, что на занятии было самым важным, что было приятно, неприятно, что понравилось, что не понравилось. Ведь у каждого из участников есть право высказаться по поводу увиденного и услышанного. Необходимо поощрять подростков за откровенность и за проделанную работу.

Подростки, как и маленькие детишки, охотно воспринимают любую информацию через игры. Поэтому нужно как можно доходчиво донести до них, что наркотики — это вред и зло, а потому не нужно даже начинать их пробовать, ведь отказаться от этой гадости будет дано не каждому.

Таким образом, любая, приведенная выше игра по наркомании позволит подростку осознать все негативные стороны такой привычки и даст возможность никогда не заниматься этим опасным делом.

«Чувства» (25-30 мин).

Участникам предлагается следующее: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых, или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком.

Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, другой внимательно слушает, затем роли меняются. Участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего - раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т. д.

Чувства слушающего - сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т. д.

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в ситуацию при столкновении с проблемой наркотической зависимости другого человека.

«Марионетка» (15 мин).

Участники разбиваются на «тройки». В каждой подгруппе выбираются «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если при обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управляющих ее движением.

Цель этого упражнения - дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта, важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман - наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

«Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (30 мин.).

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции, приобретать новый опыт».

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

«Незаконченный рассказ» (60 мин).

Каждому участнику группы дается карточка с описанием ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует - его необходимо дописать самому учащемуся.

Задание. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя.

«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую...»

Обсуждение. Необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение к происходящему - отказ или проба наркотика, используемую терминологию.

«Тосты» (20 мин).

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары, им дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение помогает в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

В дискуссии может участвовать каждый подросток независимо от развития его вербальных способностей и от его положения в группе.

Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников.

Провокационные тезисы:

Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.

Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.

Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.

Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин).

Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями).

Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм». Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

Возможные высказывания:

Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.

Наркотики - это повседневность для нас, подростков.

Алкоголь хуже, чем гашиш.

Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.

Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.

Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманом.

Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.

Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.

Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.

Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.

«Дерево радостей и печалей» (60 мин).

«Дерево радостей и печалей» используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.

Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная - для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

Как я могу выразить свои чувства?

Как я переживаю эти чувства?

Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?

Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

«Мешок наркомана» (60 мин).

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях, какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

«Шприц» (15 мин).

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену и ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо.

Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» - сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражняются по кругу. Инструкция: тот, у кого в руке находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком. Задача первого - отказаться. Делаются три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце упражнения проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранилось настойчивое желание продолжать уговоры.

«Обсуждение истории» (25 мин).

Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане. Та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема. После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но отношения с Катей испортились.

Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

1. Кто вызывает наибольшую симпатию?

2. Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями. Желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в результате дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность» и «дискриминация».

«Ценности» (20 мин).

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

Интересная работа;

Хорошая обстановка в стране;

Общественное признание;

Материальный достаток;

Удовольствия, развлечения;

Самосовершенствование;

Свобода;

Справедливость;

Доброта;

Честность;

Искренность;

Целеустремленность.

Потом каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 2-3 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит межгрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

«Телевизионный ролик» (25 мин).

Группа разбивается на подгруппы по 4-6 человек, затем ведущий объясняет задание: «Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут - придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание - все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой ролик. Затем участники делятся впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением разыгрывают сценки, демонстрируя незаурядные творческие способности. В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.

«Письмо в редакцию» (25 мин).

Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет временно исполнять функции редакции молодежной газеты. «Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объясняет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку». Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так:

. Дорогая редакция!

Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.

Маша П., 14 лет.

. Дорогая «Сорока»!

У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними.

Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком.

Посоветуйте, как 1 Марина, 16 лет.

После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям:

1. Доступна ли форма ответа на письмо?

2. Понятен ли смысл ответа?

3. Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ?

4. Насколько интересен для вас этот ответ?

5. Достаточно ли он информативен?

По каждому критерию выставляется от одного до десяти баллов, затем подсчитывается общий результат. В заключение проводится общегрупповое обсуждение, в процессе которого участники обмениваются впечатлениями и эмоциями. Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции в ситуации оказания помощи сверстнику.

Ведущий. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине!

А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы правду о продукте.

Примеры:

Алкоголь может вызвать у вас рвоту;

Алкоголь может вызвать у вас потерю сознания;

Алкоголь может привести вас к смерти на дороге;

Курение хорошо способствует развитию рака легких;

Если вы выпьете две таблетки, голова будет светлая и ясная 10 минут, тупая и свинцовая 4 часа 30 минут;

Напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Вариант. Нарисовать такую этикетку на бутылке, пачке сигарет, коробке лекарств, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.

«Модели ролевых ситуаций» (45 мин).

Ведущий. Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого вы уважаете. Он предлагает вам попробовать покурить «травку». Вас никто не видит, как поступите?

Очень важно, перед тем как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отметили в своих записях то, что мешает ученику решить эту ситуацию. Оптимальным в этом случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант - соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного? Второй вариант - скажу «нет» и уйду. Третий вариант - отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?

Примеры ситуаций:

1. Володя - новичок в этой школе. Чувствует себя одиноко, еще не нашел новых друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса - Петра и Сашу. Они пригласили Володю к Саше домой выпить водки и убеждают его, что об этом никто не узнает, туда еще придут девчонки, и они хорошо повеселятся. Как поступить в этом случае Володе?

2. Вы - юноша, вместе со своей подругой находитесь на дне рождения своего приятеля. Выпили шампанского. Все разговаривают, веселятся. Один из приятелей говорит, что вина было явно недостаточно и достает две литровые бутылки водки. Он активно начинает предлагать всем выпить. Ваша девушка водку не пьет. Вы выпили рюмку. Всем налили еще. Подруга просит вас не пить, а все вокруг уговаривают: «Ты, что, не мужчина...» и т. п. Ваши действия?

3. Вы собираетесь на дискотеку. Раньше на дискотеках вы всегда чувствовали неловкость и смущение, когда приглашали девушку потанцевать. В этот раз друзья предлагают вам самый «сильный» рецепт от нерешительности - выпить 100 граммов «для храбрости». Вы не знаете, какие последствия повлекут за собой эти 100 граммов. Как вы себя поведете?

4. Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал высмеивать вас, говоря при этом, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно еще и потому, что там стояли авторитетные для вас ребята. Что вы будете делать в этой ситуации?

5. Вы приехали к своим родственникам на отдых. Однажды вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом по стопке. Через некоторое время опять налил себе, другу, а третий стакан протянул вам. Он сказал: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, чтобы теплее стало...»

МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №2

с гимназическими классами»

Игры и упражнения, направленные

на профилактику девиантного поведения подростков

Подготовила:

социальный педагог

Морой В.С.

Каменка, 2016г.

При проведении профилактических занятий должно учитываться мнение подростков и их личный опыт. Практически невозможно достичь успеха в профилактике девиантного поведения в том случае, если дети не обладают и определенными личностными качествами и социальными навыками, иначе они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них.

Неотъемлемой частью курса профилактики девиантного поведения подростков являются упражнения, направленные на отработку коммуникативных навыков и повышение самооценки и тд.

Основные принципы работы с детьми девиантного поведения:

1. Признание личности ребенка с девиантным поведением. Все дети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество. Педагог должен признать личность детей с девиантным поведением, его право на выбор траектории учебной и трудовой деятельности. При этом выборе педагог должен быть рядом, оказывать ему помощь и поддержку.

2. Гуманизм. Деятельность педагога должна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей с девиантным поведением.

3. Честность и открытость. Педагогу необходимо говорить детям с девиантным поведением и его семье о том, что происходит на самом деле.

4. Зона ближайшего развития как принцип выбора форм и методов работы. Педагогу необходимо учитывать запросы и возможности детей с девиантным поведением и их родителей для того чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.

5. «Плохое» поведение - привычный способ адаптации к среде. Педагог должен учитывать, что такое поведение есть защита подростка от общества, а не он сам.

Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения у детей. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. Ребенок намеренно ведет себя так, как того требует роль. Следует помнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка. Главная опора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины и отрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В таких играх не должно быть проигравших. При отклоняющемся поведении положительное влияние игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.

Родители тоже должны включиться в процесс коррекции девиации у детей. Они могут в домашних условиях проводить упражнения и игры с ребенком, получив необходимые рекомендации. А главное для родителей – это принять правильную позицию в общении со своим ребенком и установить определенные правила в семье, при этом самим обязательно их соблюдать.

Упражнения по развитию коммуникативных навыков и контактности.

«Театр Кабуки» (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются (внутри своей команды, не сообщая другой), кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс;

дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед;

самурай: делает движение взмаха саблей.

После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: «Принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу».

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка).

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Берлинская стена» (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту.

(Усложненный вариант - участники должны перебираться через преграду, взявшись за руки и не размыкая их ни при каких обстоятельствах. Если участник задевает за преграду или где-то в цепочке разомкнулись руки - вся группа возвращается на исходную позицию.)

В зависимости от особенностей группы, возможен вариант проведения игры в один или два этапа. То есть «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков».

Эта игра является хорошим средством сплочения группы и получения опыта совместных действий. Завершив игру, тренер обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избранны группой. При этом ведущему важно следить, чтобы группа делала акцент не столько на личных качествах кого-то из участников, которые помогали или мешали достижению общей цели, а на том, какие действия группы были успешными, а что можно было сделать по-другому.

«Лабиринт» (30 мин.)

Цель: найти выход путь из трудных ситуации, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

Материалы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

Вид поля:

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминировано» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники.

Задача группы: всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны разговаривать, нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал: (хлопает, топает, угукает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин, то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. .Задача участника, стоящего за свободным стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

«Скала» (15 мин.)

Цель: помочь осознать участникам, какие все люди разные и как себя ведут в той или иной ситуации.

Участников выстраиваются тесной цепочкой в виде «выступов скалы», при этом тесно держатся друг за друга. Каждый должен пройти по скале, не сорвавшись в пропасть. Участники могут помогать или мешать друг другу.

Обсуждение: какие чувства испытывали?

Сравнить происходившее в игре с отношением в обществе к зависимому человеку.

«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)

Участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - «тишина и замри», два сигнала - «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру».

Существует и другой вариант игры, который удобно использовать в качестве разбивки на подгруппы. Под музыку все участники свободно передвигаются (с открытыми глазами). В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7)!» Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

«Два подсказчика» или «Кладоискатель» (30 мин.)

Описание упражнения: водящему завязывают глаза и прячут в помещении какой – либо небольшой предмет, который ему необходимо найти. В этом ему помогают два подсказчика, которые знают, где спрятан предмет, и говорят ему, куда двигаться. Один из них действительно помогает, направляя водящего в верном направлении, а второй, наоборот, всячески стремится сбить с пути, послать по ложному следу. Водящий, естественно, не знает, кто из двоих ему действительно помогает, а кто мешает. Его задача – разобраться в этом самостоятельно и в итоге найти спрятанный предмет. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей, их задача – постараться заметить, как во внешности водящего проявляется то, в какой момент какому из подсказчиков он доверяет.

Психологический смысл упражнения: развитие умения общаться в ситуации информационной перегрузки, когда от разных людей одновременно поступают различные сведения – как истинные, так и ложные. Тренировка интуиции.

Обсуждение: какие эмоции возникали у каждого из участников в ходе игры? По каким признакам водящий судил, кто из партнеров дает достоверную информацию, а кто сбивает его с толку? Оказалось ли верным первое впечатление на этот счет или по ходу игры его пришлось менять?

Игры, способствующие снижению агрессии в поведении.

Игра «Спусти пар» (продолжительность -10 минут)

Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спусти пар». Играют в нее так:

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар». Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

Игра «Датский бокс» (продолжительность -10 минут)

Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все проходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хоти никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний - к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят дуг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.

Игровое упражнение «Агрессивное поведение» (продолжительность - 10 минут).

Цель: разобраться в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое.

Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. Например, пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.) А теперь подумайте, какие элементы агрессивного поведения встречаются здесь, в этом классе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе? Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. После этого попросить учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном?

Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

Как ведет себя жертва агрессии?

Как бы ты описал свое собственное поведение?

Игровое упражнение «Безмолвный крик» (продолжительность - 7 минут)

Цель: помочь детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.

Инструкция: закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и спокойное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит и причиняет тебе какое-то зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо. А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку злить себя. Продумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

Кого ты представил в образе своего злого духа?

Что ты кричал?

Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

Игры, направленные на формирование уверенности в себе .

Игра «Ворвись в круг» (продолжительность - 10-12 минут ).

Цель: проанализировать чувство отверженности.

Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру? Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли. Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

Игровое упражнение «Достижение цели» (продолжительность 18 минут).

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты). После этого дать каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ упражнения:

Трудно ли тебе было выбрать важную цель?

Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

Откуда ты берешь свои цели?

Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

Игровое упражнение «Растянись!» (продолжительность - 8 минут).

Цель: научить раздвигать границы собственного образа «Я».

Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух. Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кусок глины. Начните разминать его, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам понадобится для этого вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.) Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы можете крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипывать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы хотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала снова скатайте его в мягкий шар (2-3 минуты). Это у вас хорошо получилось. Теперь положите комок перед собой на пол, встаньте ровно и прямо и снова закройте глаза. Представьте, что ваши ноги прочно прикреплены к полу. Теперь высоко-высоко задерите свои руки в небо, как будто вы хотите достать ими до звезд. Встаньте на цыпочки. Наклонитесь и прикоснитесь к полу. Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины? Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара. Если хотите, вы можете для этого вертеться на месте, но следите за тем чтобы вы всегда стояли точно в середине этого шара… (1-2 минуты.) Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотели бы достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую игру или играть на музыкальном инструменте. Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели. Посмотрите, что вы делаете, чтобы дотянуться до нее. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности (1-2 минуты.). А теперь немножко потрясите головой, откройте глаз и вернитесь на свои места.

Игры, направленные на снижение эмоционального напряжения.

Игровое упражнение «Стряхни!» (1 минута).

Цель: стряхнуть все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас множество сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». А кто-то может сказать себе: «В последнем диктанте я наделал кучу ошибок. В следующем я опять наделаю не меньше». Другой может подумать: «Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать, примерно, то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30 – 60 секунд.)

Игровое упражнение «Взгляд в будущее» (17 минут).

Цель: поверить в «мечту жизни».

Материалы: Бумага, карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы будете делать в этом году… через пять лет… через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни? Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15 секунд.) Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь; что ты делаешь. (15 секунд.) Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.) В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.) Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза. Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)

Игровое упражнение «Копилка хороших поступков» (продолжительность - 10 минут).

Цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями.

Материал: Каждому ребенку выдаются бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как и ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заменить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили на этой учебной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное задание, подготовились к трудному уроку, выучили длинное-длинное стихотворение. Выберите три таких поступка, которыми вы гордитесь больше всего, но только три. После того, как вы запишите их, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом деле сделала» это здорово. Затем запишите на свой лист эту фразу. На все это у вас есть пять минут. Такое признание своих достижений мы будем отныне проводить каждую неделю. Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Литература

1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 270 с.

3. Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О.Б., Нечаева С.Л., Швыкин Н.Н.
Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами– М., 1980.
4. Лютова Е.К.,. Монина Г.Б. – СПб.: Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, 2001. – 190с.
5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М., 2000.

6. Подласый И.П. – Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – М.: Владос, 2002. – 332с.
7. Фопель К. – М.: Как научить детей сотрудничать?, 2000. – 160с.

Э кспериментально уже давно было доказано, что развитие личностных ресурсов и навыков решения проблем не только помогает подросткам успешно реализовать себя в жизни, но способствует осмысленному поведенческому выбору, позволяет молодым людям не пристраститься к употреблению психоактивных веществ.

    развивать навыки распознавания приемов манипулирования и представлений о способах противостояния манипулятору.

    научить сопротивляться давлению группы, показать, что находиться в меньшинстве – тоже достойная позиция;

    научить принимать на себя ответственность за собственную жизнь;

    формировать устойчивое убеждение, что не употреблять наркотические вещества – хорошо;

    с помощью ролевой игры закрепить различные способы противостояния манипулятору.

Участники:

целевая группа – подростки 15–17 лет.

Ожидаемый результат:

    привлечение внимания подростков к существующей проблеме;

    расширение знаний целевой группы по предложенной тематике;

    формирование чувства ответственности за совершаемые действия.

Примечание. Разработка состоит из нескольких самостоятельных блоков, объединенных общей темой. В зависимости от особенностей целевой группы она может использоваться как полностью, так и частично.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим об одном из видов неконструктивного общения – о манипулировании. Манипуляции стали такой обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы порой даже перестаем их замечать. Каждый из нас попадал в ситуации, когда, принимая решение, мы руководствовались не собственными побуждениями и доводами, а мнением и желаниями окружающих. На нашем занятии мы, во-первых, попробуем разобраться, кто же влияет на нас при принятии решений; во-вторых, понять, что быть не таким, как все, – это достойно; и в-третьих, попытаемся на примерах различных ситуаций научиться сопротивляться давлению окружающих.
Итак, манипуляции – это распространенная форма общения, когда влияние осуществляется исподтишка, для достижения собственных целей, о которых не говорят открыто, а человек воспринимается только как носитель «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, при встрече с сердечным человеком манипулятору важно использовать его доброту для собственной корысти. Конечно, манипуляторами не рождаются, ими становятся, и обычно очень рано. Каждый из нас хоть однажды применил подобный прием общения для достижения желаемого. Каковы же причины подобного поведения?

    Недоверие: человек не доверяет себе и считает, что решение его проблем – в руках других, однако и другим он доверяет не полностью.

    Неопределенность: человеку трудно переносить ситуацию неопределенности, и он стремится преобразовать ее в выгодную для себя.

    Любовь: любовь рассматривается как возможность управлять другим человеком.

    Желание получить одобрение как можно большего числа окружающих. И другие.

1. «Принятие решения»

Инструкция. Сейчас предлагаю составить список факторов, влияющих на вас при принятии решений. Каждый вариант ответа необходимо обосновать. Проранжируйте ваши ответы по степени важности. Варианты ответов записываются на листах.

Предполагаемые варианты ответов: родители, друзья, церковь, ситуация, принадлежность к группе, жизненные ценности.

Примечание для ведущих. При работе необходимо корректировать ход беседы и акцентировать внимание на наиболее значимых факторах, актуальных для конкретной группы.

Ведущий. Мы определились с факторами, влияющими на принятие решения. Попробуем вместе рассмотреть следующую ситуацию.

2. «Незапланированная беременность»

Из группы выбираются четверо учащихся, остальные выступают в роли наблюдателей.
Четверо – это юноша, девушка, будущий ребенок, родитель.

Инструкция. Вы – студент, ваша девушка – ученица 11-го класса; в ближайшее время вы не планировали создавать семью, но выясняется, что девушка беременна. Ваши действия?

Расскажите, какие чувства вы испытываете.

Девушка…

Будущий ребенок

Родитель…

Наблюдатели…

    Как вы думаете: кто несет больше ответственности за ребенка – мать или отец?

    Какие выводы вы сделали?

Вывод. Несмотря на то что вынашивает и рожает ребенка женщина, ответственность за него несут оба родителя. Оба партнера должны быть достаточно взрослыми, чтобы создать семью и вырастить ребенка. Все дети имеют право быть желанными, а также право на счастливую жизнь.

Примечание для ведущих. При анализе данной ситуации участники должны четко формулировать свои доводы. Добиться этого возможно с помощью уточняющих вопросов, которые задает ведущий.

Ведущий. Скажите: трудно ли вам было принять решение? Влияло ли на принятие решения мнение окружающих? Возникало ли у вас желание оказать сопротивление давлению?

3. «Сопротивление давлению»

Инструкция. Сейчас предлагается несколько ситуаций, и ваша задача – сказать «нет». Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывается давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет»; остальные играют роль ровесников, которые оказывают давление (ребята проигрывают ситуации).

Твой приятель предлагает тебе:

украсть несколько конфет;
прогулять занятия;
убежать из дому;
выпить пива;
покурить;
списать контрольную работу;
сделать кому-нибудь пакость.

Незнакомый взрослый уговаривает тебя:

прогуляться вместе с ним;
выгородить его, сказав кому-то неправду;
купить таблетки или другие лекарства;
не слушаться родителей;
рассказать о себе.

Группа друзей хочет, чтобы:

ты тихо ушел ночью из дому и встретился с ними;
ты украл для них образец контрольной работы;
покурил с ними;
ты попросил своего старшего брата купить им пиво;
ты с ними выпил.

Примечание для ведущих. При проведении этой части занятия возможно исключение или дополнение предложенных вариантов ситуации. При достаточно доверительных отношениях внутри группы можно проанализировать реальные ситуации, произошедшие с подростками.

Ведущий. Спасибо всем за активное участие. Давайте подведем итог: существует множество способов выйти из ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего лица.

Каким же образом можно противостоять давлению?
Привести веские контраргументы.
Быть уверенным в себе.
Неоднократно повторять свою позицию, не вступая в пререкания.
Проявлять хладнокровие.
Спокойно объяснить причины отказа.
Не бояться брать тайм-аут.
Использовать прием бесконечных уточнений. И т.д.

Ведущий. Наверное, любой из нас хотя бы однажды слышал фразу: «Все уже курили (пробовали спиртное, уходили с уроков и т.д.), а ты что?». И зачастую мы боимся при принятии решения поступить не так, как все, или оказаться в меньшинстве. Но так ли это плохо?

4. «Снежинка»

Участники получают по листу бумаги.

Инструкция. Оценки за это упражнение не ставятся. Делая упражнение, никто не должен смотреть на других. Все спокойно выполняют мои инструкции. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение.

Упражнение.

а) Взять листок бумаги.
б) Сложить его вдвое.
в) Оторвать верхний правый угол.
г) Снова сложить бумагу вдвое.
д) Оторвать верхний правый угол.
е) Снова сложить бумагу вдвое.
ж) Оторвать верхний правый угол.
з) Снова сложить бумагу вдвое.
и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

(Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно не обязательно делать.)

к) Развернуть листки бумаги.

Ведущий. Теперь посмотрите вокруг, обратите внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?
Почему листы надорваны так по-разному?
Если какие-то участники надорвали бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?
Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как и мы? Приведите примеры.
Каким бы стал мир, если бы все видели всё совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод. Хотя и существуют разные точки зрения, ни одна из них не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют однозначного, единственного ответа. А многие задачи гораздо проще решать, если действовать сообща.

Примечание для ведущих. При проведении данного упражнения необходимо соблюдать инструкцию. Если кто-либо задаст какой-то вопрос, ответьте: «Делайте так, как считаете нужным».

5. «Лабиринт»

Перед вами таблицы, в которых зашифрованы различные фразы. Ваша задача – их прочесть.

Примечание:

– буквы, выделенные курсивом, не участвуют в построении фразы;
– фразы начинаются с букв в сером квадратике.

№ 1. Жизнь прекрасна, живи и действуй с умом!
№ 2. Береги здоровье смолоду (–) ты живешь только один раз.
№ 3. Пьянство (–) добровольное сумасшествие.
№ 4. Спасибо всем.

Примечание для ведущих. При проведении упражнения необходимо фиксировать моменты манипуляции (давление лидера группы), а также оценить способность группы выполнять совместную деятельность. По окончании следует подвести итог.

6. «Ликование»

Инструкция. В древние времена у славян был обычай – выражать доверие ликованием. Воины обнимали друг друга так, чтобы одна рука была на плече, другая на поясе, и несколько раз хлопали друг друга по спине. Колени соприкасались. И воины прижимались щекой к щеке. Тем самым они демонстрировали отсутствие оружия на поясе, брони на груди и спине, шлема на голове. У вас есть 3 минуты «обликовать» каждого, присутствующего в комнате.

Примечание для ведущих. Упражнение направлено на снятие напряжения.

Ведущий. Сегодня наше занятие мы посвятили важной теме. Надеюсь, что теперь каждый из вас сможет увидеть, когда вами пытаются манипулировать, а навыки, полученные во время совместной работы, помогут принять верное решение в любой ситуации.